УДК 379.8
Kazaeva E.A., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Psychology of Education, Ural State Pedagogical University (Yekaterinburg, Russia),
E-mail: [email protected]
Chkhetiani N.S., senior lecturer, Department of Pop-Jazz Singing, Institute of Contemporary Art (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]
FORMING SKILLS OF INTERACTION OF PARENTS AND CHILDREN IN MUSICAL-THEATRICAL ACTIVITY. The work on formation of skills of interaction between parents and children requires substantial modernization, filling with new content, using the potential of different types of activities in this process. Insufficient formation of the skills of interaction between parents and children leads to disruption of communication, maladjustment, and destructive forms of free pastime. The degree of elaboration of the problem of forming the skills of interaction between parents and children in the Russian scientific literature is presented. This allowed the authors to concretize the concept of "skills of interaction between parents and children in musical and theatrical activities." The main part of the article is dedicated to the presentation of the research experience of testing the methodology developed, as part of the dissertation research, of the formation of the skills of interaction between parents and children in musical and theatrical activities. Methods of forming skills of interaction between parents and children in musical and theatrical activities, reflecting the interrelation of structural components: meaningful, organizational and multifunctional, each of which can be implemented through certain stages - organizational, preparatory, constructive, reflexive - and is the praxeological basis for the development of technology formation skills of interaction of parents and children in additional education. The data obtained in the course of the experiment make it possible to draw conclusions about the effectiveness of the method of forming the skills of interaction between parents and children in musical and theatrical activities.
Key words: interaction skills, musical and theatrical activities, methods, parents and children, additional education.
Е.А. Казаееа, д-р пед. наук, проф. каф. психологии образования, Уральский государственный педагогический университет, г. Екатеринбург,
E-mail: [email protected]
Н.С. Чхетиани, доц. каф. эстрадно-джазового пения, Институт современного искусства, г. Москва, E-mail: [email protected]
ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ В МУЗЫКАЛЬНО-ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Работа по формированию навыков взаимодействия родителей и детей требует существенной модернизации, наполнения новым содержанием, использования потенциала разных видов деятельности в данном процессе. Недостаточная сформированность навыков взаимодействия родителей и детей приводит к нарушению коммуникации, дезадаптации, деструктивным формам свободного времяпрепровождения. Представлена степень разработанности проблемы формирования навыков взаимодействия родителей и детей в отечественной научной литературе. Это позволила авторам конкретизировать понятие «навыки взаимодействия родителей и детей в музыкально-театральной деятельности». Основная часть статьи посвящена представлению исследовательского опыта апробации разработанной, в рамках диссертационного исследования, методики формирования навыков взаимодействия родителей и детей в музыкально-театральной деятельности. Методика формирования навыков взаимодействия родителей и детей в музыкально-театральной деятельности, отражающая взаимосвязь структурных компонентов: содержательного, организационного и полифункционального, каждый из которых может быть реализован через определённые этапы - организационно-подготовительный, конструктивный, рефлексивный - и является праксиологической основой для разработки технологий формирования навыков взаимодействия родителей и детей в дополнительном образовании. Полученные в ходе эксперимента данные позволяют сделать выводы о результативности методики формирования навыков взаимодействия родителей и детей в музыкально-театральной деятельности.
Ключевые слова: навыки взаимодействия, музыкально-театральная деятельность, методика, родители и дети, дополнительное образование.
Человек как существо социальное с первых дней своей жизни окружен себе подобными, включен в разного рода социальные взаимодействия. Будучи частью социума, человек, так или иначе, приобретает определенный субъективный опыт, который становится частью его личности. В этой связи наиболее продуктивным является дошкольный возраст, время, когда происходит формирование основных факторов, определяющих в дальнейшем способность человека к продуктивной коммуникации, к позитивному и сбалансированному общению с окружающими людьми и миром в целом.
Актуальность проблемы исследования обосновывается еще и состоянием социокультурной ситуации, связанной с процессом обновления системы дошкольного образования. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (Далее - ФГОС ДО), вступившему в силу с 01.01.20l4 г, важным обновлением в модернизации системы дошкольного образования является содержание образовательного процесса в дошкольной образовательной организации, ориентированное на личность, способную под руководством взрослого накапливать и реализовывать опыт познания, деятельности, творчества, постижение своих возможностей и самопознания, развитие умения использовать полученные знания в практической деятельности. Одним из важных принципов дошкольного образования является принцип содействия и сотрудничества детей и взрослых, признание ребёнка полноценным участником образовательных отношений. Выдающиеся отечественные исследователи -H.A. Ветлугина, А.П. Ершова, Б.Е. Захава, А.Н. Леонтьев, В.В. Медушевский, A.A. Пиличаускас, А.И. Савостьянов, О.Н. Соколова-Набойченко, Д.Б. Эльконин и др. -утверждают, что наиболее эффективным фактором развития указанных качеств в дошкольном возрасте становится музыкально-театральная деятельность, которая в полном объеме осуществляется в пространстве детских школ искусств.
Все это актуализирует поиск путей формирования навыков взаимодействия детей дошкольного возраста и их родителей в музыкально-театральной деятельности.
Проблема взаимодействия рассматривалась в работах отечественных и зарубежных философов (А.Н. Аверьянов, И.И. Жбанкова и др.), социологов (М. Вебер, Я. Щепаньский и др.), психологов (Я.Л. Коломинский, В.Н. Мясищев, H.H. Обозов, A.B. Петровский, ГА. Цукерман и др.). Исследованием социальных взаимодействий занимались Г.М. Андреева, A.A. Бодалев, A.B. Мудрик, A.-Н. Перре-Клермон и др.
В научном и методическом отношениях основательно разработано такое направление оказания помощи семье в воспитании своих детей, как формирование педагогической культуры родителей (Т.К. Ахаян, И.В. Гребёнников, Л.Н. Давыдова, М.С. Демидов, В.К. Елманова, И.В. Комановский, М.Д. Мах-лин, И.Т. Пукова и др.). Повышению эффективности сотрудничества школы и семьи посвящены работы ряда отечественных и зарубежных исследователей (Ю.К. Бабанский, P.M. Капралова, A.B. Кирьякова, С.Г Крамаренко, P.C. Махов, Е.И. Наседкина, В.Г Сенько, О.М. Урбанская, О. Хямяляйнен и др.). Учёными определены задачи и методика подготовки старшеклассников к семейной жизни (A.B. Ковинько, М.Н. Певзнер, ГП. Разумихина). Вопросам подготовки будущих педагогов к работе с семьёй посвящены исследования (Н.В. Анненковой, Н.И. Болдырева, Т.В. Воликовой, Т.Ю. Гущиной, Н.З. Еловой, P.M. Капраловой, В.И. Овчинниковой, П.И. Пивненко, В.Г. Сенько, В.И. Щеголь и др.) [1].
Менее других в теории и практике педагогической помощи семье разработаны и реализуются идеи поддержки семьи посредством целенаправленного развития у родителей и детей навыков взаимодействия, способностей общаться и сотрудничать в совместной игровой, познавательной, трудовой, досуго-вой, оздоровительной и другой деятельности (В.А. Сухомлинский, И.П. Иванов, В.А. Караковский, В.В. Полукаров). Социально-психологические исследования и сама жизнь показывают, что совместная деятельность родителей и детей способствует укреплению внутрисемейных связей, общих интересов и увлечений, взаимопонимания, взаимодоверия, взаимопомощи и в целом семейного микросоциума. Напротив, обеднение внутрисемейного взаимодействия несёт опасность разрушения атмосферы тепла, ласки и взаимной заботы, необходимой для нормального личностного развития ребёнка; может провоцировать онтологический кризис - отчуждение и разрыв между поколениями по основным смыслообразу-ющим линиям жизни. Считаем, что наиболее эффективна в плане формирования навыков взаимодействия родителей и детей дошкольного возраста является музыкально-театральная деятельность.
Важную роль в формировании личности ребёнка играет музыкально-театральная деятельность, которая расширяет возможности их воспитания и развития (О.Н. Соколова-Набойченко, Т.В. Фуртас и др.): развивает эмоциональную сферу (Л.Л Пилипенко, А.П. Цилинко) и творческие способности детей (О.Б. Куликовская, Л.А. Раздобарина), способствует формированию социокультурных ориентаций участников детского театрального коллектива (И.Б. Нестерова) и становлению опыта творческой деятельности (Н.В. Боркина), создает
оптимальную возможность для естественного самовыражения (Е.А. Аккуратова, O.A. Михалева, А.Б. Никитина, О.Н. Соколова-Набойченко, Т.В. Фуртас и др.) и творческой самореализации (Е.Ю. Трацевская).
Музыкально-театральная деятельность, являясь совместной творческой деятельностью, требует согласованных усилий всех ее участников: режиссера, музыкантов, актеров, художников. Освоение языка музыкально-драматического искусства закладывает основу для развития навыков восприятия, понимания мотивов и особенностей поведения людей, навыков общения, включающих способность передавать эмоционально окрашенную вербальную, телесно-двигательную, изобразительную информацию, что способствует формированию умений творческого взаимодействия у участников театральной деятельности [2].
Детские школы искусств, осуществляющие общеэстетическую подготовку детей в области хорового и сольного пения, инструментального исполнительства, хореографии, изобразительного искусства, обладают уникальными возможностями организации музыкально-театральной деятельности. Музыкальный театр в детской школе искусств помогает преодолеть односторонность раннего обучения в одной из областей искусства, вовлекая учащихся различных отделений (музыкального, хореографического, изобразительного искусства) в совместную творческую деятельность.
Отдельные аспекты использования музыкально-театральной деятельности при обучении в детских музыкальных школах или школах искусств рассмотрены в трудах Е.А. Аккуратовой (использование метода «анализа действием» в работе над музыкально-драматическим произведением), Л.М. Борухзон (развитие творческих способностей), Е.П Савиной (формирование умений межличностного взаимодействия) и др. Однако в этих исследованиях не раскрываются возможности музыкально-театральной деятельности в формировании навыков взаимодействия родителей и детей.
Анализ научных исследований, освещающих значение музыкально-театральной деятельности в воспитании и развитии детей, показал, что возможности музыкально-театральной деятельности в формировании навыков взаимодействия родителей и детей, посещающих детские школы искусств до сих пор не являлись предметом специального рассмотрения.
Практика организации образовательного процесса в детской школе искусств также свидетельствует о том, что при включении детей в совместную деятельность с родителями на групповых мероприятиях (хоровых, ансамблевых, хореографических) задача формирования навыков взаимодействия родителей и детей решается не в системе, а ситуативно. Используемые методы, приемы и формы обучения, как правило, направлены на индивидуальное развитие каждого ребёнка, а не на формирование и у детей и у родителей навыков осуществлять совместный поиск решения творческой задачи. Организация многочисленных конкурсов и олимпиад в детских школах искусств способствует развитию преимущественно таких типов взаимодействия учащихся, как соперничество и конкуренция.
Рассмотрение и анализ трудов ученых позволяет констатировать актуальность проблемы формирования навыков взаимодействия родителей и ребёнка в музыкально-театральной деятельности. Однако ретроспективный анализ психологической, педагогической, культурологической и социологической литературы, показывает, что данное направление на сегодняшний день остается недостаточно исследованным.
Авторами установлено, что навыки взаимодействия родителей и детей в музыкально-театральной деятельности обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей (родитель), партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми; управление поведением партнера; инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; разрешение конфликтов; умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации; рефлексию способов и условий общения. Анализ научной литературы позволил уточнить понятие «навыки взаимодействия родителей и детей в музыкально-театральной деятельности», которое рассматривается как комплекс коммуникативных норм, способов и форм в области организации общения и взаимодействия, позволяющий выстраивать на конструктивной основе отношения в сфере «родитель-ребёнок» и также формирующий стиль коммуникативного поведения в процессе творческой деятельности [3].
С целью разрешения любой исследовательской задачи и получения значимого результата одним из важных факторов является выбор теоретико-методической основы. Опираясь на данные проведённого нами анализа, учитывая существующую в теории и практике педагогики тенденцию синтеза уже известных ранее подходов, основой исследования были избраны личностно-ориентирован-ный, деятельностный и рефлексивно-гуманистический подходы. Названные и проанализированные подходы позволяют говорить об их глубоком внутреннем единстве, взаимосвязи, взаимодополняемости, комплементарности, наличии идей для реализации изучаемой проблемы. Каждый из этих подходов в определенной степени находит свое отражение в решении проблемы формирования навыков взаимодействия родителей и детей в музыкально-театральной деятельности.
Примененные в исследовании подходы относятся к общенаучному (дея-тельностный), конкретно-научному (личностно-ориентированный) и методико-тех-
нологическому (рефлексивно-гуманистический) уровням методологии, что определяет упорядоченность теоретико-методической основы формирования навыков взаимодействия родителей и детей в музыкально-театральной деятельности.
Интеграция личностно-ориентированного, деятельностного и рефлексивно-гуманистического подходов допускает учет возрастных и индивидуальных особенностей старших дошкольников, отбор преимущественно продуктивных форм и методов формирования навыков взаимодействия родителей и детей в музыкально-театральной деятельности.
Обозначенная теоретико-методологическая основа позволила спроектировать методику формирования навыков взаимодействия родителей и детей в музыкально-театральной деятельности. При этом учитывались: а) профессиональная компетентность педагога, осуществляющего дополнительное образование дошкольников; б) объективно существующие факторы - ФГОС дошкольного образования; в) целостная образовательная сфера учреждений дополнительного образования; г) уровень сформированности навыков взаимодействия старших дошкольников с родителями [4].
Новизну спроектированной методики формирования навыков взаимодействия родителей и детей в музыкально-театральной деятельности составляет система педагогических принципов, являющаяся результатом теоретико-методологического анализа, позволившего экстраполировать идеи современной теории дошкольного образования, дополнительного образования, психологии.
В результате были выделены три подсистемы принципов:
- общепедагогические принципы теории и методики обучения и воспитания дошкольников (принцип субъектности, коммуникативного партнерства и сотрудничества, ситуативности, рефлексии).
- принципы педагогики искусства (опора на интерес, сочетание художественного восприятия и практической деятельности, интеграция предметов искусств между собой, преемственности);
- принципы реализации идей взаимодействия (принцип эмпатии, культурно-ориентированной направленности, кооперации и вежливости).
Содержательный блок методики формирования навыков взаимодействия родителей и детей в музыкально-театральной деятельности включает их в структуру и содержательную сторону. В структуре формирования навыков взаимодействия родителей и детей в музыкально-театральной деятельности выделяем интеграцию таких компонентов, как когнитивно-перцептивный, процес-суально-деятельностный, оценочно-рефлексивный. Функциональность данных компонентов отражена в полифункциональном блоке. Первый компонент блока - когнитивно-перцептивный - содержит процессы восприятия, взаимопознания и взаимопонимания участников взаимодействия; процессуально-деятельностный, включает в себя содержание совместных дел и общих забот родителей и детей, их умение мотивировать друг друга на совместную деятельность и достижения в ней, сформированность ряда конкретных умений; оценочно-рефлексивный, учитывает сформированность положительной «Я-концепции» родителей и детей, адекватного оценивания друг друга, процесса, условий и результатов взаимодействия. Таким образом, определена последовательность действий при формировании навыков взаимодействия родителей и детей в музыкально-театральной деятельности. При этом подчеркивается тезис: содержание и взаимодействие каждого из компонентов определяются требованиями Федерального закона об образовании в Российской Федерации, Федеральным Государственным Образовательным Стандартом ДО, необходимостью определения суммы коммуникативных знаний и умений дошкольников [3].
Полифункциональный блок методики формирования навыков взаимодействия родителей и детей в музыкально-театральной деятельности представлен культуросохраняющей, мирообеспечивающей, социальной адаптации, коммуникативной, фелицитологической функциями. Педагог дополнительного образования формирует навыки взаимодействия родителей и детей в целях создания мирного коммуникативного взаимодействия, сохранения культурных ценностей, создания комфортной обстановки для получения удовольствия от процесса общения, умения слышать собеседника и беспрепятственно находить контакт с окружающим миром.
Организационно-технологический блок включает в себя формы, методы, средства, приемы и этапы формирования навыков взаимодействия родителей и детей: организационный, развивающий; конструктивно-рефлексивный. Осуществление этих этапов гарантирует системность деятельности педагога дополнительного образования по формированию навыков взаимодействия родителей и детей в музыкально-театральной деятельности, а также устанавливает универсальность методики, что, в свою очередь, предоставляет возможность эффективно формировать навыки взаимодействия в детских школах искусств при реализации любого вида искусств.
Исследованием установлено: наиболее эффективная реализация методики формирования навыков взаимодействия родителей и детей в музыкально-театральной деятельности будет осуществляться при выборе таких форм, методов, средств и приемов обучения, которые будут максимально задействовать практическую деятельность старших дошкольников. Так, в исследовании активно использовались интерактивные формы (В.В. Клыкова, Н.В. Козловой, В.Д. Назаровой, А.П. Панфиловой, С.М. Уткина и др.) - работа в статичных парах или парах сменного состава, ротационных (сменных) тройках, работа в малых группах; игровое сотрудничество (перевод содержания произведения одного вида искус-
ства в другой; беседы, дискуссии, игры, рефлексии; ролевые, аспектные игры типа «дерево решений» («древо знаний»), «займи позицию», «большой круг», «вертушка», «аквариум»; и др.) [5].
Значительную роль при формировании навыков взаимодействия родителей и детей в музыкально-театральной деятельности сыграли партисипативные методы (О.Ю. Афанасьева, Е.А. Казаева, Е.Ю. Никитина, Т.В. Орлова, Д.С. Синк и др.), рассматривающиеся как способ, используемый педагогом дополнительного образования для включения родителей и детей в совместную творческую деятельность по решению творческих задач. Категория «партисипативные методы» рассматривается в работе как альтернатива условиям директивности, авторитарности, принуждения. В процессе формирования навыков взаимодействия родителей и детей в музыкально-театральной деятельности применялись следующие партисипативные методы: «мозговой штурм», создание проблемной ситуации, создание проектов, «ринги», компромиссное согласование [6].
Для формирования навыков взаимодействия родителей и детей в музыкально-театральной деятельности использовались такие информационно-коммуникативные средства (В.В. Давыдов, Т.В. Габай, С.В. Зенкина, В.А Касторнова, О.К. Тихомиров и др.): интерактивные доски, электронные учебники, ПК, планшеты, букридеры и т. п., обеспечивающие компьютерную поддержку творческого процесса [7].
Аналитико-теоретическим и опытно поисковым путем выделены педагогические приемы эффективного формирования навыков взаимодействия родителей и детей в музыкально-театральной деятельности: создание ситуаций совместного творческого поиска, смена ролей, анализ жизненных ситуаций, импровизация, стимулирование самодеятельности, ассоциации, сочинение сочиненного, блуждание, эстафета и др. [8].
Программа опытно-экспериментальной работы состояла из следующих шагов:
- установление исходного уровня сформированности навыков взаимодействия родителей и детей в музыкально-театральной деятельности;
- внедрение методики формирования навыков взаимодействия родителей и детей в музыкально-театральной деятельности и педагогических приемов ее реализации;
Библиографический список
- отслеживание уровня сформированности навыков взаимодействия родителей и детей в музыкально-театральной деятельности после проведения формирующего этапа опытно-экспериментальной работы;
- оценка опытно-поисковой работы по внедрению методики навыков взаимодействия родителей и детей в музыкально-театральной деятельности и педагогических приемов ее реализации.
Полученные в ходе констатирующего этапа эксперимента расчеты по когнитивно-перцептивному, процессуально-деятельностному и оценочно-рефлексивному критериям оценки уровня сформированности навыков взаимодействия родителей и детей в музыкально-театральной деятельности позволили сделать следующие общие выводы:
1) процесс формирования навыков взаимодействия родителей и детей в музыкально-театральной деятельности в традиционных условиях школ искусств является недостаточно продуктивным;
2) в обычных традиционных условиях работы школы искусств у детей и родителей, независимо от специализации, преобладает низкий уровень сформиро-ванности навыков взаимодействия родителей и детей в музыкально-театральной деятельности;
3) для более эффективного формирования навыков взаимодействия родителей и детей в музыкально-театральной деятельности требуется разработка специальной методики формирования навыков взаимодействия родителей и детей в музыкально-театральной деятельности.
На формирующем этапе была реализована методика формирования навыков взаимодействия родителей и детей в музыкально-театральной деятельности, включающая три этапа: организационно-подготовительный, конструктивный, рефлексивный. В основном на формирующем этапе использовались интерактивные формы, партисипативные методы, информационно-коммуникативные средства формирования навыков взаимодействия родителей и детей в музыкально-театральной деятельности.
Полученные результаты позволяют сделать выводы о результативности методики формирования навыков взаимодействия родителей и детей в музыкально-театральной деятельности, подтвержденные использованием непараметрического критерия (хи-квадрат).
1. Гаврилова З.А. Музыкально-театральная деятельность как средство формирования умений творческого взаимодействия у учащихся детской школы искусств. Автореферат диссертации... кандидата педагогических наук. Екатеринбург, 2012.
2. Кузнецов А.Н. Музыкально-театральная деятельность как фактор развития навыков социальной адаптации у младших школьников. Автореферат ... диссертации кандидата педагогических наук. Москва, 2014.
3. Казаева Е.А. Анализ психолого-педагогических подходов к формированию у родителей навыков взаимодействия с ребёнком-дошкольником. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Сургут, Департамент образования и молодежной политики ХМАО-Югры; БУВО ХМАО - Югры «СурГПУ», 2018: 95 - 99.
4. Перфильева Л.П. Формирование коммуникативно-толерантных умений младших школьников на уроках русского языка. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Челябинск, 2013.
5. Казаева Е.А., Громов А.Г. Педагогические условия процесса формирования и развития познавательной мотивации старших дошкольников к изучению английского языка. Психология образовательной среды: теоретические аспекты и современные тенденции практики: коллективная монография. Екатеринбург, 2017: 136 - 153.
6. Казаева Е.А., Мишарин В.В. Профилактика девиантного поведения подростков средствами социально-культурной деятельности в дополнительном образовании. Профилактика девиантного поведения обучающихся в условиях образовательной организации: коллективная монография. Под редакцией Н.Н. Васягиной, Е.А. Казае-вой. Екатеринбург, 2018: 113 - 144.
7. Казаева Е.А., Севиринова Е.В. Психолого-педагогическое сопровождение участников образовательных отношений в ДОУ в условиях введения инклюзивного образования. Педагогическое образование в России. 2018; 12: 155 - 160.
8. Казаева Е.А. Особенности психолого-педагогического сопровождения адаптации детей-мигрантов к условиям ДОО. Актуальные проблемы психологии личности: сборник научных трудов. Под научной редакцией Н.Н. Васягиной, Е.А. Казаевой. Екатеринбург, 2018: 90 - 97.
References
1. Gavrilova Z.A. Muzykal'no-teatral'naya deyatel'nost' kak sredstvo formirovaniya umenij tvorcheskogo vzaimodejstviya u uchaschihsya detskoj shkoly iskusstv. Avtoreferat dissertacii... kandidata pedagogicheskih nauk. Ekaterinburg, 2012.
2. Kuznecov A.N. Muzykal'no-teatral'naya deyatel'nost'kak faktorrazvitiya navykov social'nojadaptacii u mladshih Shkolnikov. Avtoreferat ... dissertacii kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2014.
3. Kazaeva E.A. Analiz psihologo-pedagogicheskih podhodov k formirovaniyu u roditelej navykov vzaimodejstviya s rebenkom-doshkol'nikom. Materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Surgut, Departament obrazovaniya i molodezhnoj politiki HMAO-Yugry; BUVO HMAO - Yugry «SurGPU», 2018: 95 - 99.
4. Perfil'eva L.P. Formirovanie kommunikativno-tolerantnyh umenij mladshih shkol'nikov na urokah russkogo yazyka. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Chelyabinsk, 2013.
5. Kazaeva E.A., Gromov A.G. Pedagogicheskie usloviya processa formirovaniya i razvitiya poznavatel'noj motivacii starshih doshkol'nikov k izucheniyu anglijskogo yazyka. Psihologiya obrazovatel'noj sredy: teoreticheskie aspekiy i sovremennye tendencii praktiki: kollektivnaya monografiya. Ekaterinburg, 2017: 136 - 153.
6. Kazaeva E.A., Misharin V.V. Profilaktika deviantnogo povedeniya podrostkov sredstvami social'no-kul'turnoj deyatel'nosti v dopolnitel'nom obrazovanii. Profilaktika deviantnogo povedeniya obuchayuschihsya v usloviyah obrazovatel'nojorganizacii: kollektivnaya monografiya. Pod redakciej N.N. Vasyaginoj, E.A. Kazaevoj. Ekaterinburg, 2018: 113 - 144.
7. Kazaeva E.A., Sevirinova E.V. Psihologo-pedagogicheskoe soprovozhdenie uchastnikov obrazovatel'nyh otnoshenij v dOu v usloviyah vvedeniya inklyuzivnogo obrazovaniya. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2018; 12: 155 - 160.
8. Kazaeva E.A. Osobennosti psihologo-pedagogicheskogo soprovozhdeniya adaptacii detej-migrantov k usloviyam DOO. Aktual'nyeproblemypsihologiilichnosti: sbornik nauchnyh trudov. Pod nauchnoj redakciej N.N. Vasyaginoj, E.A. Kazaevoj. Ekaterinburg, 2018: 90 - 97.
Статья поступила в редакцию 24.03.19
УДК 378
Likhacheva O.N., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Kuban State Technological University (Krasnodar, Russia), E-mail: [email protected]
Korolyova Yu.V., senior teacher, Kuban State Technological University (Krasnodar, Russia), E-mail: [email protected]
Timchuk E.V., Doctor of Sciences (Philology), Professor, Kuban State Technological University (Krasnodar, Russia), E-mail: [email protected]
Korotko S.V., senior teacher, Kuban State Technological University (Krasnodar, Russia), E-mail: [email protected]
Bedenko D.E., student, Institute of Oil, Gas and Energy, Kuban State Technological University (Krasnodar, Russia), E-mail: [email protected]
Shilovich O.B., senior lecturer, Kuban State Technological University (Krasnodar, Russia), E-mail: [email protected]
ON THE QUESTION OF PROFILE TRAINING IN A MODERN TECHNICAL UNIVERSITY. A modern high-quality specialist must know a foreign language at least at the intermediate level in the sphere of every day usage and specialized communication. Profile component of training is given some attention in particular, but there are no special technologies of topics corresponding in special subjects and in a foreign language. The article deals with the necessity of interaction of a foreign language department with profile chairs in a technical university for improving the quality of teaching a foreign language. It means that there must be a correlation between profile and foreign language curriculars. Profile components of teaching a foreign language imply not only lexical and grammar exercises of technical direction, but also tasks on speaking, listening and producing further communication by means of lectures, discussions, specific language debates. Key words: competitive specialist, realties, profile training, communicative methods, foreign language.
О.Н. Лихачева, канд. филол. наук, доц,. Кубанский государственный технологический университет, г. Краснодар, E-mail: [email protected] Ю.В. Королева, ст. преп., Кубанский государственный технологический университет, г. Краснодар, E-mail: [email protected] Е.В. Тымчук, д-р филол. наук, проф., Кубанский государственный технологический университет, г. Краснодар, E-mail: [email protected] С.В. Коротько, ст. преп., Кубанский государственный технологический университет, г. Краснодар, E-mail: [email protected] Д.Е. Беденко, студент, Институт нефти, газа и энергетики, Кубанский государственный технологический университет, г. Краснодар, E-mail: olga-lihacheva@rambler. ru
О.Б. Шилович, ст. преп., Кубанский государственный технологический университет, г. Краснодар, E-mail: [email protected]
К ВОПРОСУ О ПРОФИЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ В СОВРЕМЕННОМ ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ
Качественный современный специалист обязан знать иностранный язык хотя бы на среднем уровне в плане бытового и специализированного общения. В частности, профильному компоненту обучения уделяется некоторое внимание, однако не разработаны специальные технологии по согласованию разделов основных дисциплин с темами в сфере иностранного языка. Статья посвящена необходимости взаимодействия кафедры иностранных языков с профильными кафедрами технического университета для улучшения качества преподавания иностранного языка. Это означает, что должно быть соответствие между учебными планами специализированных дисциплин и иностранного языка. Профильные составляющие преподавания иностранного языка предполагают не только лексические и грамматические упражнения в техническом сегменте, но также задания на говорение, аудирование и производство дальнейшей речевой деятельности посредством лекций, дискуссий, круглых столов на специализированном профильном иностранном языке.
Ключевые слова: конкурентоспособный специалист, реалии, профильное обучение, коммуникативная методика, иностранный язык специальности.
В современной России значение иностранного языка, в особенности английского, все более возрастает в связи с расширением международных контактов, покрывающих образовательную, социальную, спортивную, экономическую и культурную сферы деятельности. В связи с этим изучение иностранного языка приобретает все большую значимость, и обучение ему должно осуществляться в соответствии с современными требованиями и реалиями.
Одной из таких особенностей является необходимость обучения не просто общему иностранному языку, предполагающему практически полный курс школьной программы и лишь некоторый комплекс лексико-грамматического материала для введения и изучения на занятиях, но и обучение языку специальности, который способствует становлению выпускника как качественного специалиста в своей области [1].
Действительно, в современных условиях вопрос профессионального английского языка, языка специальности становится очень важным [2]. Владение им не просто расширит познания и кругозор студентов, а позволит совершенствовать себя именно в своей профессиональной сфере, в тех особенностях и реалиях профессии, которые позволят сделать выпускника грамотным, востребованным, конкурентоспособным специалистом, который будет использовать профессиональные знания, полученные из различного рода источников посредством владения иностранным, по большей части английским, языком.
Мы полагаем, что профильный компонент должен быть реализован системно и методически грамотно, с учетом специфики того или иного факультета, особенностей развития и уровня студентов, а также с учётом реалий современного английского языка. Для подготовки специалиста, владеющего и профессиональным иностранным языком в числе прочих компетенций и компетентностей важен правильный подход к указанной проблеме. Он должен быть комплексным и предполагать тесное взаимодействие кафедр иностранных языков в техническом вузе со специализированными кафедрами. Это означает, что разработка курса технического иностранного языка должна идти в полном взаимодействии и согласовании с курсами технических дисциплин по специальности. Только при эффективном взаимодействия указанных кафедр возможен положительный результат формирования иноязычной компетенции студентов неязыкового вуза.
С учетом сложившейся ситуации отметим, что существует определенное количество методических направлений и технологий обучения, связанных с общим иностранным языком. Профильный же язык предполагает лишь чтение и перевод текстов по специальности, что является важным, но достаточно скучным процессом, идущим, по нашему мнению, в разрез с современной коммуникативной методикой и компетентностно-деятельностным подходом.
Мы должны построить обучение языку специальности таким образом, чтобы студент понимал, что указанный языковой сегмент является важным и востребованным, чтобы впоследствии он легко применил полученные компетенции и компетентности на практике, чтобы, как следствие, он был мотивирован тем, что изучает, видел конечную цель своим стараниям и усилиям [3]. Итак, возможно построение специализированного модуля, как, например, рекомендуют коллеги из Томского политехнического университета, возможно построение отработанного и методически правильного курса в согласовании с преподавателями специа-
лизированных кафедр того или иного направления. Если это направление «Теплотехника и теплоэнергетика», важно давать студентам информацию о видах энергии, турбинах, насосах, котлах на английском языке как непосредственно на занятиях, так и в формате дистанционного обучения в рамках Moodle [4; 5]. Студент будет не только читать и переводить тексты по специальности, но и работать с лексикой и грамматикой раздела, писать эссе по темам курса, получать задания на говорение и прослушивание, будет вступать в прения и дискуссии по предложенным темам, затронет региональную составляющую, что существенно разнообразит процесс изучения профессионального английского языка и будет способствовать более успешному его овладению.
Обеспечение интегративных связей языковой подготовки с профессиональной, сформирует коммуникативную компетенцию в контексте будущей профессиональной деятельности, позволит повысить уровень мотивации, создаст условия для реальной коммуникации в профессиональной сфере для познания и освоения зарубежного опыта [6]. Таким образом, мы снимаем проблему отсутствия профессиональной иноязычной компетенции студентов технических вузов и способствуем ее успешному формированию в рамках реальных требований общества.
Также отметим важность разработок специальных пособий как теоретического, так и практического направления в плане профильного компонента с учетом современной тенденции выборочного чтения лекций на английском языке [7; 8]. Это означает, что темы занятий по общему английскому языку уже в рамках второго семестра обучения должны включать некоторые элементы языка специальности. Это, по нашему мнению, предусматривает в основном лексический сегмент, который в русском варианте лекций по специальности на слуху у студентов. В процессе обучения профильным дисциплинам они начинают понимать, что обозначает то или иное понятие, термин, явление, что должно быть экстраполировано на английский язык и воспринято студентами соответственно.
Далее, на более старших курсах, студенты будут иметь возможность непосредственно погрузиться в атмосферу своего предмета, к тому же план профильного английского должен соответствовать программе специальных предметов. В таком случае будут осуществляться межпредметные связи, позволяющие дублировать учебный материал, как на русском, так и на английском языках, что будет способствовать его более качественному и эффективному усвоению.
Также следует отметить важность регионального компонента при обучении иностранному языку специальности или техническому английскому языку. В условиях современного развития регионов важно, чтобы выпускаемые специалисты обладали региональными знаниями и легко могли бы их воспроизвести на иностранном языке. Это означает, что студентам следует знать особенности развития промышленности или сельского хозяйства, экономические особенности своего края, города, области, округа. При формировании совместной деятельности с зарубежными партнерами указанные аспекты являются очень важными, так как они позволят более эффективно работать с зарубежными партнерами именно в узконаправленной сфере - нефтяном бизнесе, газовой отрасли, энергетике, строительстве итд. Если специалист высоко компетентен в своей отрасли, а также хорошо знает специфику региона и может вести полноценное общение на