Научная статья на тему 'К вопросу о формировании ценностного отношения общества к инклюзивному образованию'

К вопросу о формировании ценностного отношения общества к инклюзивному образованию Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
479
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЦЕННОСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ИНКЛЮЗИВНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ / СРЕДСТВА / ФОРМЫ И МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗИТИВНОГО ОТНОШЕНИЯ К ИНКЛЮЗИВНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Айбазова М. Ю., Кантлокова Ф. Р.

В статье рассматриваются вопросы формирования ценностного отношения общества к инклюзивному образованию, выявляются проблемы и противоречия внедрения инклюзивного образования в регионах, предлагаются пути решения задач, способствующих формированию позитивного отношения к идеям и принципам инклюзивного образования со стороны широкой общественности.The article considers the formation of society's value attitude to inclusive education, identifies problems and contradictions of the implementation of inclusive education in the regions. It proposes ways to solve the problems that contribute to the formation of a positive attitude to the ideas and principles of inclusive education by a broad public.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о формировании ценностного отношения общества к инклюзивному образованию»

УДК 37

Науч. спец.: 13.00.01

DOI: 10.36809/2309-9380-2020-26-83-87

К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ ОБЩЕСТВА К ИНКЛЮЗИВНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ

В статье рассматриваются вопросы формирования ценностного отношения общества к инклюзивному образованию, выявляются проблемы и противоречия внедрения инклюзивного образования в регионах, предлагаются пути решения задач, способствующих формированию позитивного отношения к идеям и принципам инклюзивного образования со стороны широкой общественности.

Ключевые слова: инклюзивное образование, ценностное отношение к инклюзивному образованию, средства, формы и методы формирования позитивного отношения к инклюзивному образованию.

M. №. Au6a30Ba, 0. P. KaHmnoKOBa M. Yu. Aybazova, F. R. Kantlokova

REVISITING THE FORMATION OF A VALUES-BASED ATTITUDE OF SOCIETY TO INCLUSIVE EDUCATION

The article considers the formation of society's value attitude to inclusive education, identifies problems and contradictions of the implementation of inclusive education in the regions. It proposes ways to solve the problems that contribute to the formation of a positive attitude to the ideas and principles of inclusive education by a broad public.

Keywords: inclusive education, values-based attitude to inclusive education, means, forms and methods of forming a positive attitude to inclusive education.

Социальные перемены, происходящие в обществе, по-новому ставят вопрос об отношении к инклюзивному образованию. В настоящее время обеспечение ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) специальными условиями для получения качественного образования, соответствующего современным требованиям, — одна из важнейших задач в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина. Если обратиться к истории вопроса, то идеи ценностного отношения к лицам с ОВЗ заложены в Конвенции о правах ребенка (1989), Конвенции о правах инвалидов (2006). Одним из ключевых принципов защиты прав детей является принцип недискриминации, закрепленный в Конвенции о правах ребенка [1]. В Конвенции о правах инвалидов закреплены принципы социальной инклюзии — недискриминации, уважения особенностей инвалидов и принятия их в качестве компонента людского многообразия, равенства возможностей, полного и эффективного вовлечения и включения инвалидов в общество [2].

Анализ литературы по проблеме показывает, что «в международном праве инвалид рассматривается как человек, обладающий особой индивидуальностью, ориентированный на активную социализацию и интеграцию в общество, и задача государства заключается в устранении барьеров, препятствующих социальному развитию инвалидов наравне с другими людьми во всех сферах жизнедеятельности. Такая трактовка инвалидности обусловливает создание условий в обществе для принятия особенностей людей с ограниченными возможностями здоровья и включения их во все сферы жизнедеятельности наравне с другими людьми» [3]. Ключевыми принципами Национальной стратегии действий в интересах детей являются: защита прав каждого ребенка, максимальная реализация потенциала каждого ребенка, особое внимание уязвимым категориям детей [4]. В Федеральном законе «Об образовании в РФ» декларируется приоритетность образования, обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования [5].

На законодательном уровне инклюзивное образование определяется как «обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей» [5]. Инклюзивное образование, предусматривающее доступное для всех качественное обучение, воспитание, развитие и удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей, в условиях массовой школы при создании необходимых условий является наиболее гуманной и перспективной формой образования детей с ОВЗ, что прописано в ст. 79 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», где определены условия организации и получения образования учащихся с ОВЗ [5].

Принятие федеральных законов и директив [5; 6; 7; 8; 9; 10; 11; 12; 13] создало предпосылки для позитивных изменений в данной сфере, но процесс внедрения инклюзивного образования встречает противодействие со стороны общества, которое зачастую выражает негативное отношение к совместному обучению здоровых детей и ребят, имеющих ОВЗ.

При внешнем благополучии процесс внедрения инклюзивного образования на разных ступенях обучения сталкивается с рядом проблем. Одна из них — «отсутствие ценностного отношения субъектов системы образования к лицам с ОВЗ и инвалидностью, к возможности реализации их прав на образование. ...Отношение учащихся к проблеме не является оптимальным, оно остается позитивным лишь на уровне когнитивных и эмоциональных компонентов, а вот поведенческий компонент окрашен индифферентно» [3]. «Первичной и важнейшей ступенью подготовки системы образования к реализации процесса инклюзии является этап психологических и ценностных изменений ее специалистов и уровня их профессиональных компетентностей» [14, с. 84].

В настоящее время разработаны и успешно функционируют различные подходы к обучению и воспитанию детей с ОВЗ, но работ, посвященных исследованию отношения

социума к включению «особых» детей в массовые образовательные учреждения, немного. Еще меньше практико-ори-ентированных публикаций, посвященных разработке мер, способствующих формированию позитивного отношения общества к вопросам инклюзии. Несмотря на то что официально образовательные учреждения перешли к инклюзивному образованию, в регионах России существуют объективные проблемы и противоречия, препятствующие внедрению идей инклюзии в массовую школу. Всё это обуславливает актуальность настоящего исследования.

В Карачаево-Черкесской Республике (КЧР), как и в других регионах России, в условиях перехода к инклюзивному образованию остро стоят вопросы, связанные с отношением общества к инклюзии. До недавнего времени в КЧР обучение детей с ОВЗ осуществлялось в основном в специализированных школах, что приводило к социальной изоляции таких детей. «О проблемах инвалидов не принято было говорить открыто, существующие вопросы замалчивались, ответственность и основной груз проблем ложились преимущественно на родителей детей, имеющих ОВЗ, несмотря на то что и тогда многие педагоги и родители были категорически против сегрегации, выступая за включение особенных детей в обычное детское сообщество» [15, с. 82].

Статистика показывает, что в КЧР количество детей, имеющих отклонения в развитии, состоянии здоровья, поведении и нуждающихся в коррекционной помощи, постоянно растет, достигая сегодня уже 70 % от общего числа обучающихся. При поступлении в 1-й класс условно-здоровых детей — 27-28 %, оканчивают начальную школу — 22 %. В 11-м классе только 19 % условно-здоровых детей. Эти результаты показывают, что доля влияния школы на здоровье детей составляет 9 %, и это не только школа, но и семья и окружающая социально-экологическая ситуация.

Современная школа должна осознать, что она давно работает с большим контингентом детей, имеющих особые образовательные потребности, и если задача современной школы — адаптироваться под ребенка, то, следовательно, надо создавать условия, не усугубляющие его состояние, а способствующие успешной социализации. К тому же надо учитывать менталитет местных народов, когда не каждая семья, имеющая ребенка с ОВЗ, готова отдать его в специальную школу-интернат ввиду распространенности в небольшой республике негативного общественного мнения по этому поводу. Некоторые дети с ОВЗ воспитываются дома или дистанционно, не контактируют с обществом, что многократно усугубляет их положение. В сложившейся ситуации инклюзивная школа, где нет «ярлыков», является гуманным решением для социализации «особых» детей. Следует отметить и слабость социальной адаптации выпускников специальных школ в обществе, их социальную дезориен-тированность. Эти проблемы сегодня очевидны, и их надо решать путем перехода к инклюзивному образованию.

В условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов и программы «Доступная среда» в регионах были сделаны попытки построения доступного пространства для данной категории детей. В настоящее время в КЧР на дому обучается более 1120 учащихся с ОВЗ, из них по индивидуальным учебным планам — 612 детей,

с использованием дистанционных технологий — 157 детей, остальные обучаются по интегрированным программам. Кроме этого, в обычных классах обучается 840 инвалидов и 482 ребенка с ОВЗ. В рамках программы «Доступная среда» в 2015 г. созданы условия в 27 общеобразовательных организациях для инклюзивного образования детей-инвалидов, в том числе универсальная безбарьерная среда для беспрепятственного доступа детей этой категории. Проведено обучение 121 учителя массовых школ для работы в инклюзии.

Для реализации права детей с ОВЗ на образование в республике используются различные организационные формы обучения: обучение в специальных коррекционных классах, на дому, в специальных коррекционных школах-интернатах, в массовых общеобразовательных школах, в форме дистанционного обучения и др. Однако в регионе остро ощущается дефицит педагогических кадров, владеющих соответствующей квалификацией для работы с детьми с ОВЗ. К тому же в данной сфере существует немало проблем, связанных с отсутствием практических умений организации образовательно-воспитательного процесса в условиях инклюзивного образования. Не все образовательные учреждения готовы к работе с «особенными» детьми, педагоги не имеют достаточной квалификации или боятся работать с такими учениками, часто встречается слабое финансовое обеспечение школ (отсутствие необходимого оборудования и др.).

Таким образом, развитие инклюзивного образования в КЧР сталкивается с многочисленными проблемами, и это не только трудности организации безбарьерной образовательной среды, но и проблемы социального свойства. К ним прежде всего относятся распространенные стереотипы и предрассудки, неготовность или отказ учителей и родителей учащихся принять принципы инклюзивного образования, а также недостаток педагогических технологий, специальных мониторинговых исследований, непосредственно касающихся проблем внедрения и вопросов функционирования инклюзивной практики в общеобразовательных школах КЧР.

Анализ сложившейся ситуации показывает, что в целом общество не готово к идее инклюзии: неприятие идей инклюзивного образования демонстрируют учителя массовых школ, родители, а также здоровые учащиеся школ. Следует признать то, что наряду с принятием ценности инклюзии часть населения КЧР выражает недоверие к инклюзивному образованию и критикует саму идею. На этапе понимания и принятия обществом принципов инклюзивного образования положительно могут повлиять меры, направленные на формирование позитивного отношения к идее инклюзии в сфере образования.

В сложившейся ситуации в КЧР необходимо было организовать работу по изменению отношения общества к учащимся с особыми образовательными потребностями, так как эмпатийное отношение к данной категории учащихся создает благоприятный социально-психологический климат в обществе и учебном заведении, способствует формированию более толерантной среды и, безусловно, влияет на инклюзию в более широком смысле: когда все дети, независимо не только от их физических, психических, интеллектуальных особенностей, но и культурно-этнической, языковой и иной специфики включаются в общую систему образования, исключа-

ющую дискриминацию по любому признаку, что способствует гуманизации общества в целом.

В ходе работы над выявленной проблемой авторами был разработан и реализован проект «Формирование ценностного отношения общества к инклюзивному образованию в Карачаево-Черкесской Республике» на базе Северо-Кавказской государственной академии. Проект представляет собой пакет мероприятий, способствующих формированию позитивного отношения к идеям и принципам инклюзивного образования со стороны широкой общественности: учителей, родителей и учащихся школ. Востребованность данного проекта обусловлена тем, что инклюзивное образование не станет успешным, если оно будет основано лишь на указах «сверху», на организационных изменениях, так как это динамичный процесс, связанный с глубоким ценностным осмыслением, а также содержательными изменениями в системе образования КЧР. Поэтому реализация проекта оказала воздействие на формирование позитивного отношения к различиям людей независимо от психофизических особенностей и интеллектуального уровня.

Данная работа проведена поэтапно на основе решения следующих задач:

- сформировать у субъектов образовательного процесса в школе и вузе (учащиеся, педагоги) позитивное отношение к идее инклюзивного образования;

- организовать работу по формированию толерантного отношения здоровых детей, их родителей и педагогов школ и вузов к учащимся с ОВЗ;

- сформировать у учащихся и педагогов готовность к конструктивному взаимодействию и сотрудничеству с учащимися с ОВЗ;

- развить у школьников и студентов черты толерантной личности через организацию социальной и культурно-творческой деятельности.

Предполагалось, что реализация данных задач должна положительно повлиять на отношение учителей, родителей и общества к совместному обучению обычных учащихся и детей с ОВЗ.

Внедрение разработанного нами проекта выявило, что большая часть учителей массовой школы морально не готовы к работе с детьми с особыми образовательными потребностями. У них появляются такие психологические барьеры, как страх перед неизвестным, страх вреда инклюзии для остальных участников процесса, негативные установки и предубеждения, профессиональная неуверенность, психологическая неготовность к работе с «особыми» детьми. Это ставит серьезные задачи перед руководителями образовательных учреждений, реализующих инклюзивные принципы, по формированию психологической готовности педагогов к реализации инклюзивного образования. Причем необходимость проведения комплекса мероприятий по формированию позитивного отношения к лицам с ОВЗ в КЧР обусловлена сложившимся противоречивым отношением общества к «особенным» детям: от равнодушия, позиции дистанцирования (психологического и физического) и агрессии до примеров заботы, милосердия. Данные проявления в отношении к учащимся школ

не соответствуют ожиданиям детей, потому что главное, чего ждут дети с ОВЗ от общества, — это сотрудничество с ними в равных условиях на основе признания их самоценности независимо от физического, интеллектуального и психического состояния.

Если изменится отношение общества к детям с ОВЗ, а преподавание и обучение станут более эффективными в результате изменений, которые внедряет инклюзивное образование, тогда выиграют все дети (и не только с особыми потребностями) и общество в целом. Переход к инклюзивному образованию будет способствовать гуманизации общества. Однако, чтобы такой переход совершился, нужны не только нормативно-правовая база, педагогические технологии, соответствующие особым образовательным потребностям детей с ОВЗ, и специальное обустройство образовательной среды (пандусы, подъемники и др.), но и гуманное отношение общества (в нашем случае — одноклассников «особенных» детей, родителей, педагогов) к учащимся с ОВЗ. Поэтому важно провести соответствующую работу по формированию адекватного отношения социума, в том числе школьного сообщества, к идее инклюзии: организовать психологически комфортные условия для обучения всех детей, включая «особенных», сформировать готовность у субъектов образовательного процесса к взаимодействию на основе принципов инклюзивного образования с целью формирования психосоциальной готовности к совместному обучению.

Комплекс разработанных и реализованных нами мероприятий способствовал улучшению условий совместного обучения обычных и «особенных» детей на основе эмпа-тии, признания прав нетипичных учащихся на уважение и ценностное отношение к ним независимо от состояния здоровья. Данная работа способствовала формированию толерантной образовательной среды массовых школ, перешедших в режим инклюзии. Воспитание субъектов образовательного процесса в духе толерантности было направлено на противодействие влиянию, вызывающему страх, неуважение, отчуждение по отношению к «другим», в том числе к «особенным» детям.

В рамках реализации разработанного проекта «Формирование ценностного отношения общества к инклюзивному образованию в Карачаево-Черкесской Республике» предлагается организация и проведение следующих мероприятий:

1. Социальный форум школьников на тему толерантного отношения к учащимся с ОВЗ «Мы разные, но мы вместе!». Данное мероприятие должно способствовать формированию толерантного отношения здоровых детей, их родителей и педагогов школ и вузов к учащимся с ОВЗ. Школьный форум как форма участия школьников в общественной жизни путем обсуждения важных, общественно значимых проблем направлен на формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его разнообразии. Его цель заключается в тщательном многостороннем анализе социальных и образовательных проблем детей-инвалидов на основе направленного диалога. В ходе форума планируется обсудить проблему инклюзивного образования с разных сторон, а также положение учащихся с ОВЗ в КЧР с целью найти общую основу для совместных действий.

2. Конкурс плакатов для учащихся 5-7-х классов «Дети должны учиться вместе!» с вручением грамот, дипломов и ценных призов победителям конкурса. Тематика конкурсных работ: «Цветик-семицветик» (по мотивам сказки В. П. Катаева); «Твори добро на всей земле»; «Люди вокруг нас»; «Я такой же, как и ты»; «Услышь меня...». Подведение итогов конкурса «Дети должны учиться вместе!». Конкурс плакатов направлен на развитие эмоционально-нравственной отзывчивости, толерантного отношения к людям с ОВЗ, привлечения внимания к проблемам инвалидов и инклюзивному образованию как возможности гуманизации отношений между детьми. Конкурс позволит организовать экспонирование представленных работ любым возможным способом (выставки, виртуальные выставки, буклеты и т. д.) с указанием автора, что будет способствовать развитию художественно-творческих способностей детей и осмыслению как авторами, так и посетителями выставок идей и принципов инклюзивного образования.

3. Форум учащихся 8-9-х классов «Мы разные, но мы вместе!», направленый на популяризацию идей инклюзии, приобретение социального опыта организации поддержки лиц с ОВЗ, признание самоценности каждого человека вне зависимости от его индивидуальных различий: национальности, вероисповедания, социального положения или психофизических особенностей. Форум будет способствовать воспитанию эмпатии по отношению к детям с ОВЗ.

4. Лекции для родителей, которые должны привлечь внимание родительской общественности к проблемам инклюзивного образования, повысить компетентность родителей учащихся с ОВЗ в вопросах психолого-педагогической поддержки «особенных» детей.

Реализация комплекса мероприятий по формированию позитивного отношения к идеям и принципам инклюзивного образования будет способствовать изменению не только когнитивного компонента субъектов образовательного процесса (учащиеся, учителя, родители), но и поведенческого компонента, а полученные навыки организации и проведения подобных мероприятий будут полезны студентам и педагогам высших учебных заведений. Инклюзивное образование начинает набирать все большую популярность, поэтому важно качественно подготовить не только специалистов, способных работать в этой сфере, но и общество в целом.

1. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 нояб. 1989 г.) (вступила в силу для СССР 15 сент. 1990 г.) // СПС «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_9959 (дата обращения: 04.04.2019).

2. Конвенция о правах инвалидов от 13 дек. 2006 г. // СПС «Гарант». URL: https://base.garant.ru/2565085 (дата обращения: 04.04.2019).

3. Суменкова А. М. Толерантность как ценностная основа инклюзивного профессионального образования // Образование и воспитание. 2017. № 5 (15). С. 50-55. URL: https://moluch.ru/th/4/archive/74/3010 (дата обращения: 04.04.2019).

4. Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» // СПС «Гарант». URL: https://base.garant. ru/70183566 (дата обращения: 04.04.2019).

5. Федеральный закон от 29 дек. 2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 6 марта 2019 г.) «Об образовании в Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс». URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174 (дата обращения: 04.04.2019).

6. Федеральный закон от 3 мая 2012 г. № 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов» // СПС «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_129200 (дата обращения: 04.04.2019).

7. Федеральный закон от 24 нояб. 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/ document/Cons_doc_LAW_8559 (дата обращения: 04.04.2019).

8. Распоряжение Правительства РФ от 15 окт. 2012 г. № 1921-р «О комплексе мер, направленных на повышение эффективности реализации мероприятий по содействию трудоустройству инвалидов и на обеспечение доступности профессионального образования» // СПС «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 136627 (дата обращения: 04.04.2019).

9. Методические рекомендации об организации приема инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательные организации высшего образования (утв. Минобрнауки России 29 июня 2015 г. № АК-1782/05) // СПС «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_189456 (дата обращения: 04.04.2019).

10. Письмо Минобрнауки России от 16 апр. 2014 г. № 05-785 «О направлении методических рекомендаций по организации образовательного процесса для обучения инвалидов» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях высшего образования, в том числе оснащенности образовательного процесса», утв. Минобрнауки России 8 апр. 2014 г. № АК-44/05вн) // СПС «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_159405/73804ce294dfe53d86ae9 d22b5afde310dc506f7 (дата обращения: 04.04.2019).

11. Методические рекомендации по организации доступной среды для инвалидов и иных маломобильных групп населения на предприятиях, организациях и учреждениях, правовое регулирование которых осуществляется Минпром-торгом России // Нижнетавдинский муниципальный район : [сайт]. URL: https://ntavda.admtyumen.ru/files/upload/OMSU/ Ntavda/методические%20рекомендации%20по%20орг.%2 0доступ.%20ср.%20для%20инвалидов.PDF (дата обращения: 04.04.2019).

12. Письмо Минобрнауки России от 18 марта 2014 г. № 06-281 «О направлении Требований» (вместе с «Требованиями к организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в профессиональных образовательных организациях, в том числе оснащенности образовательного процесса», утв. Минобрнауки России 26 дек. 2013 г.

№ 06-2412вн) // СПС «КонсультантПлюс». URL: http:// http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_57872 (дата обращения: 04.04.2019).

13. Письмо Рособрнадзора от 16 апр. 2015 г. № 01 -50174/07-1968 «О приеме на обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья» // СПС «КонсультантПлюс». URL: http:// http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 178696 (дата обращения: 04.04.2019).

14. Алехина С. В., Алексеева М. Н., Агафонова Е. Л. Готовность педагогов как основной фактор успешности инклюзивного процесса в образовании // Психологическая наука и образование. 2011. № 1. С. 83-91.

15. Айбазова М. Ю., Лавринец К. Ю. Подготовка будущих учителей к работе в условиях инклюзивного образования // Педагогика. 2014. № 5. С. 82-86.

© Айбазова М. Ю., Кантлокова Ф. Р., 2020

УДК 37.02

Науч. спец.: 13.00.01

DOI: 10.36809/2309-9380-2020-26-87-89

ФОРМИРОВАНИЕ ГАРМОНИЧНО РАЗВИТОЙ ЛИЧНОСТИ СРЕДСТВАМИ НАЦИОНАЛЬНОГО ВИДА СПОРТА

В статье обосновывается педагогическая роль национальной культуры как средства духовно-нравственного воспитания молодежи. Автор доказывает, что наиболее приемлемым на сегодняшний день в системе школьной образовательной среды является метод формирования гармонично развитой личности на основе национального вида спорта того или иного народа. В данной работе впервые апробирована программа освоения национальной борьбы башкирского народа в рамках урочной деятельности.

Ключевые слова: гармонично развитая личность, духовно-нравственное воспитание, борьба куреш.

А. X. AxMedbaHOBa A. Kh. Akhmedyanova

FORMATION OF A HARMONIOUS PERSONALITY BY MEANS OF A NATIONAL SPORT

The article substantiates the pedagogical role of the national culture as a means of spiritual and moral education of young people. The author proves that the most acceptable method in the system of school educational environment is the method of forming a harmoniously developed personality based on a national sport of a particular nation. In this work, for the first time, the program for mastering the national wrestling of the Bashkir people as part of the regular lesson activities was tested.

Keywords: harmoniously developed personality, spiritual and moral education, wrestling kuresh.

На сегодняшний день глобальной проблемой является сохранение генофонда человеческой цивилизации, основу которого составляет подрастающее поколение. Возникновение данной проблемы связано с активным внедрением в жизнь общества информационно-коммуникационных технологий, которые обеспечили благоприятные условия для развития таких болезней в среде молодежи, как интернет-зависимость и лень.

Информационная революция вовлекла «неокрепшие души» подрастающего поколения «в информационное противоборство, пропагандирующее общество высокого потребления, где легкими путями получают все блага цивилизации, роскошь, вседозволенность, закрепление ценностей массовой культуры» [1, с. 123]. Всё это может привести в дальнейшем к краху духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения; уничтожению семейных и национальных ценностей; стиранию исторической памяти; потере значимости семьи как главного института гармоничной социализации личности. Современная молодежь будет активно внедряться в боевые радикальные группировки, ее уже сейчас учат использовать террористические методы с целью разжигая межэтнических и межконфессиональных конфликтов.

Поэтому очень важно осознать тот факт, что «во все периоды истории человечество спасали твердость духа, спокойствие души, здравый ум и крепость тела, которые

закаливались в борьбе с суровым климатом, в борьбе за выживание, в борьбе за то, чтобы жить счастливо, творить, растить потомство, воспитывать детей здоровыми, высоконравственными и моральными личностями» [2, с. 24].

Национальный вид спорта является одним из главных компонентов народной педагогики. Этот вид спорта несет в себе отголоски прошлого: мудрость, базовые духовно-нравственные, национальные и общечеловеческие ценности. Его присутствие в современной воспитательной системе позволяет легко и доступно сохранять связь подрастающего поколения с предками, формировать национальный менталитет и овладевать культурно-историческими достояниями народа. На сегодняшний день национальный вид спорта того или иного народа должен быть направлен на борьбу с физиологической стагнацией детей и с духовным застоем, чтобы предотвратить развитие агрессии, депрессии, суицида, безделья, умственной отсталости, безнравственности. Как утверждал Л. Н. Толстой, «надо непременно встряхивать себя физически, чтобы быть здоровым морально» (цит. по: [3, с. 101]). М. Монтень доказывал: «Без здоровья меркнут и гибнут радость, мудрость, знания и добродетель» [4, с. 412]. Национальный вид спорта народа — это один из методов формирования подвижной, активной, здоровой, творческой, интеллектуальной, гармонично развитой личности ребенка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.