Научная статья на тему 'К вопросу о формировании стратегии развития социальной сферы муниципального района'

К вопросу о формировании стратегии развития социальной сферы муниципального района Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
156
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
СибСкрипт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ПЛАН / СОЦИАЛЬНЫЙ НОРМАТИВ / ИНВЕСТИЦИИ СОЦИАЛЬНАЯ УСЛУГА / УРОВЕНЬ ДОСТИЖЕНИЯ НОРМАТИВА / STRATEGIC PLAN / THE SOCIAL NORM / INVESTMENTS / SOCIAL SERVICE / THE LEVEL OF STANDARDS ACHIEVEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Степанов Игорь Германович, Шарнин Андрей Валерьевич

Рассмотрен механизм использования социальных нормативов в качестве измерителей стратегических целей социального развития муниципального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT STRATEGY OF THE MUNICIPAL SOCIAL SERVICES

Тhe mechanism of using social specifications as measuring instruments for the strategic targets of a municipal unions social development is considered.

Текст научной работы на тему «К вопросу о формировании стратегии развития социальной сферы муниципального района»

УДК: 332.14(571.17)

К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ

МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

И. Г. Степанов, А. В. Шарнин

DEVELOPMENT STRATEGY OF THE MUNICIPAL SOCIAL SERVICES I. G. Stepanov, A. V. Sharnin

Рассмотрен механизм использования социальных нормативов в качестве измерителей стратегических целей социального развития муниципального образования.

ТИе mechanism of using social specifications as measuring instruments for the strategic targets of a municipal union’s social development is considered.

Ключевые слова: стратегический план, социальный норматив, инвестиции социальная услуга, уровень достижения норматива.

Keywords: strategic plan, the social norm, investments, social service, the level of standards achievement.

В настоящее время муниципальные образования (МО) активизируют свою деятельность на разработке и применении стратегических планов. При этом они сталкиваются с рядом проблем, одной из которых является слабо разработанная методическая база стратегического планирования развития социальной сферы, являющейся областью ответственности и полномочий органов власти субъектов федерации и МО и финансируемой в основном за счет бюджетных средств.

В данной работе представлена разработанная авторами методика формирования стратегического плана социальной сферы МО. Количественную оценку стратегических целей предлагается осуществлять на основе социальных нормативов, установленных государством для большинства социальных показателей в здравоохранении, образовании, культуре и др. При отсутствии таковых или при их достижении, что случается не часто, нормативы могут быть установлены органами власти на уровне субъектов федерации или МО.

Указанная методика включает ряд этапов:

1. Вне зависимости от вида норматива ( нормативы, как правило, выступают в двух видах: в виде абсолютного показателя на определенное количество жителей (норматив первого вида), когда они распространяются на все население страны (субъекта федерации, МО), и в относительном виде ( норматив второго вида, в процентах) на определенную группу людей (страту), объединенных по общим социальным признакам), необходимо трансформировать его в абсолютную величину в расчете на все население муниципального образования или на его страту. Для этого используются следующие выражения.

Для норматива первого вида:

Ун = ЧнхСна , (1)

Чнн

где Ун - объем предоставленной услуги при достижении нормативного значения, ед.;

Чн - численность населения МО, чел.;

Чнн - численность населения, охватываемая социальным нормативом, чел.;

Сна - значение социального норматива в абсолютном выражении, ед.

Для норматива второго вида:

где Чс - численность страты, чел.;

СНо - значение социального норматива, %. Определение необходимого объема услуг (в абсолютном выражении) для достижения нормативного значения социальных нормативов (Удн1). С этой целью используется формула:

Увш = Уш , (3)

где Уф1 - фактический объем 1-ой предоставляемой услуги.

Если УдЫ >0 - норматив по данной услуге не достигнут. При Удк1 <0 - норматив по данной услуге достигнут, и при необходимости возможно введение нового значения норматива.

1. На данном этапе осмысливается значение Удш' анализируется и прогнозируется социальноэкономическое, демографическое развитие МО и принимается решение о степени достижения (выполнения) каждого социального норматива, имеющего УдЫ >0, на период действия стратегического плана. Это зависит как от приоритетности соответствующей сферы деятельности, так и возможностей (в первую очередь, финансовых) МО. В результате закрепляется планируемый объем по каждой услуге (Удп1) при соблюдении условия: Удп1 <Удн1 и определяется плановый уровень достижения каждого норматива (УД;) по формуле:

УД; = Уфг+^ X 100%, (4)

где Удп1 - включаемый в стратегический план прибавочный объем г-й услуги.

2. Распределение прибавочного объема услуг (включаемого в план) по временным периодам плана. Определяется исходя из анализа социальноэкономического (в первую очередь, финансового) и демографического состояния МО.

Определение необходимого объема инвестиций через удельные капитальные вложения по формуле:

и1=Я1*Удш , (5)

где Я; - удельные капитальные затраты на единицу гой услуги.

Покажем применение данной методики на примере системы образования Новокузнецкого муниципального района Кемеровской области.

В таблице 1 представлены основные параметры данной сферы.

Таблица 1

Основные параметры системы образования Новокузнецкого муниципального района

Учреждения Период

2008 2009 2010

1. Дневные общеобразовательные школы:

- количество, ед. 40 25 24

- число мест, ед. 8362 7287 6937

- численность учащихся, чел. 4872 4705 4570

- наполняемость классов, чел. 12,2 14,4 15,4

2. Дошкольные образовательные учреждения:

- количество, ед. 20 20 20

- число мест, ед. 2108 2164 2356

- число детей дошкольного возраста, чел. 3036 3270 3465

3. Дополнительного образования (детские школы искусств, дома детского творчества):

- количество, ед. 13 13 13

- число мест, ед. 2817 2871 2949

- численность учащихся, чел. 4872 4705 4570

Как видно, произошло сокращение дневных общеобразовательных учреждений (ОУ) с 40 до 24, что связано с малокомплектностью ликвидируемых школ.

Судя по данным таблицы за 2010 год, число мест в школах значительно (в 1,5 раза) превышает число обучаемых. Однако при анализе ситуации в социальной сфере следует принимать во внимание такую особенность муниципальных районов, как наличие поселений в составе каждого из них. Так, в состав Новокузнецкого муниципального района входят 16 поселений, и ситуация с различными социальными объектами, в том числе и со школами, довольно неоднородна: в трех поселениях число мест в школах превышает число обучаемых в 2 и более раз, в двух - недостаток мест на 10 - 25 %.

Что касается дошкольных детских учреждений, то лишь в трех из 16 поселений выполняется социальный норматив, то есть число мест составляет не менее 80 % от числа детей дошкольного возраста. В целом же по району социальный норматив на 2010 год «освоен» на 68 %, с широкой степенью дифференциации по отдельным поселениям (от 0 до 100 %).

В дополнительном образовании при нормативе 60 % охвачено 65 % детей, но по отдельным поселениям картина также разнородная: в шести из них норматив не достигнут.

Используя представленную выше методику, определим недостающее количество мест, для достижения норматива по каждому виду образовательных услуг для каждого поселения. В результате получаем: для выполнения социального норматива необходимы до-

полнительные места в общеобразовательных школах

- 110 (в двух поселениях), в дошкольных образовательных учреждениях - 416 (в двенадцати поселениях) и учреждениях дополнительного образования -179 (в шести поселениях). Однако полученные значения числа дополнительных мест не учитывают изменения численности рассматриваемых страт за период действия стратегического плана (10 лет). Прогнозируемая на этот период (с разбивкой по временным этапам) численность детей школьного и дошкольного возрастов была рассчитана для всех поселений района с использованием комбинированного метода прогнозирования (методы экстраполяции и экспертный) и представлена в табл. 2.

Примечание:

1) Ш - школьного возраста, Д - дошкольного возраста;

2) ОУ - дневные образовательные учреждения (школы);

ДОУ - дошкольные образовательные учреждения;

УДО - учреждения дополнительного образования;

3) рассчитывается на конец периода реализации СП при неизменном количестве мест в образовательном учреждении.

Таблица 2

Прогнозируемая численность детей школьного и дошкольного возрастов на период действия стратегического плана (2011 - 2020 гг.)

Поселения Новокузнецкого муниципального района Исходные данные на начало периода (2010 г.) Прогнозируемая численность детей по этапам реализации СП

численность детей, чел. количество мест, ед. уровень выполнения соц. нормативов, % 2014 2017 2020 уровень выполнения соц. нормативов на момент окончания действия СП при неизменном числе мест, %

Ш Д ОУ ДОУ УДО ОУ ДОУ УДО Ш Д Ш Д Ш Д ОУ ДОУ УДО

1. Атаманов-ское 432 395 560 276 318 130 87 123 474 457 573 440 525 425 106 81 100

2.Безру- ковское 200 270 380 178 123 190 82 103 220 320 265 300 250 285 152 78 82

З.Бунгур ское 433 275 784 183 290 181 83 111 475 325 570 310 530 300 148 76 91

4.Елан- ское 225 208 320 137 146 142 82 108 246 240 293 220 280 200 114 86 87

5.Ильин- ское 373 290 752 210 297 201 91 133 408 322 490 310 455 290 165 91 109

б.Костен ковское 185 197 320 105 73 173 67 65 202 240 240 230 235 205 136 64 52

7.Красу- линское 543 230 792 139 318 146 76 97 595 280 705 270 650 260 122 67 82

8.Кузеде евское 394 200 445 95 250 113 59 106 432 245 510 225 460 205 97 58 90

9.Курту- ковское 167 145 610 113 64 365 97 64 183 215 216 205 210 195 290 72 51

10. Метал лургов- ское 397 410 320 305 249 81 93 104 436 480 520 470 570 450 56 85 73

11. Орлов ское 0

12.Сары- Чумыш- ское 153 80 120 0 63 78 0 68 168 96 200 92 180 85 66 0 58

13.Сидо- ровское 225 130 320 126 85 142 121 63 246 172 300 165 305 145 105 109 46

14.Сос- новское 234 200 480 175 227 205 109 162 257 247 305 235 290 225 165 97 130

15.Тер- синское 104 31 195 65 44 187 260 71 114 40 140 35 145 35 134 232 51

16.Чисто горское 504 404 664 249 402 132 77 133 552 460 670 450 640 435 104 72 105

В целом по району: 4570 3465 6937 2356 2949 152 85 107 5010 4139 5997 3957 5725 3740 133 79 86

Полученные результаты выглядят следующим образом: количество школ с дефицитом мест составило 3 (в трех поселениях из шестнадцати), дошкольных образовательных учреждений - 13, учреждений дополнительных образований - 11 (в одиннадцати поселениях).

В целом же по району дефицита мест в школах не будет, в дошкольных образовательных учреждениях дефицит мест составит 636 и в учреждениях дополни-

тельного образования 498 мест при условии достижения социальных нормативов во всех поселениях.

При принятии решений о включении в стратегический план возведение новых объектов по оказанию образовательных услуг в качестве основного ограничения следует принимать прогнозируемые объемы инвестиций в данную сферу. Применительно к сфере образования рассматриваемого муниципального района он составляет 1,6 млрд руб. К примеру, за пред-

шествующие три года среднегодовой объем инвестиций составлял 100 млн.руб. Кроме того, необходимо учитывать следующие обстоятельства:

1. Определенная часть инвестиций может быть направлена на возведение нового объекта взамен действующего в связи с физическим износом последнего, что может не вызвать роста числа мест. Например в п. Металлург школа находится в аварийном состоянии.

2. Часть школьников из поселений с дефицитом мест в образовательных учреждениях могут обучаться в соседних поселениях, расположенных на расстоянии не более 30 км и имеющих свободные места в своих образовательных учреждениях. При этом для их транспортировки должны быть выделены специальные автобусы.

Далее осмысливается необходимое количество мест, введение которых позволит достигнуть нормативов, а также анализируется и прогнозируется социально-экономическое, демографическое развитие МО и принимается решение о степени достижения каждого социального норматива на период действия стратегического плана.

Для достижения социальных нормативов, необходимо к 2021 году ввести в эксплуатацию: две школы на 720 мест, двенадцать дошкольных образовательных учреждений на 980 мест, открыть в одиннадцати поселениях района 498 мест дополнительного образования. Для достижения этих целей необходимо инвестиций в объеме 1,9 млрд руб.

Учитывая финансовые возможности муниципального образования (1,6 млрд руб.), определяем приоритетные направления развития системы образования Новокузнецкого района до 2021 года: строительство двух школ на 720 мест, детских садов на 720 мест и учреждений дополнительного образования на 200 мест, ввод которых обеспечит выполнение социальных нормативов с учетом демографического состояния района соответственно на 133, 103 и 91 %.

Так, предлагается с 2011 по 2020 годы ввести в эксплуатацию:

1. Школы:

- п. Металлург на 600 мест в 2011 - 2012 гг. (взамен выбывающих 320 мест);

- с. Сары - Чумышское на 120 мест в 2017 -2018 гг.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Детские сады:

- с. Атаманово на 100 мест в 2013 - 2014 гг.;

- п. Металлург на 80 мест в 2015 - 2016 гг.

- п. Чистогорский на 100 мест в 2017 - 2018 гг.;

- с. Казанково на 80 мест в 2017 - 2018 гг.;

- п. Кузедеево на 80 мест в 2019 - 2020 гг.;

- п. Костенково на 80 мест в 2019 - 2020гг.;

- п. Загорский на 80 мест в 2019 - 2020 гг.;

- с. Сары - Чумышское на 60 мест в 2015 -2016 гг.

- с. Куртуково на 60 мест в 2017 - 2018 гг.;

3. Учреждения дополнительного образования:

- с. Костенково на 100 мест в 2015 - 2016 гг.;

- с. Красулино на 100 мест в 2019 - 2020 гг.

На следующем этапе определяем необходимый объем инвестиций на строительство образовательных учреждений через удельные капитальные вложения. Например: сметная стоимость строительства детского сада на 100 мест, исходя изй; = 1 млн руб. в расчете на одно место составляет 100 млн руб., сметная стоимость школы на 600 мест, исходя из Д; = 1, 08 млн руб. на одно место, 650 млн руб., учреждения дополнительного образования на 100 мест исходя из Д; = 0,5 млн руб. на одно место, 50 млн руб.

Объем необходимых инвестиций для достижения нормативов по обеспечению общеобразовательными и дошкольными учреждениями дополнительного образования составит 1597 млн руб., что составляет 99 % от прогнозируемого.

В результате проведенных мероприятий в Новокузнецком районе, к 2021 году уровень поэтапного выполнения социальных нормативов в 2014 и 2017 гг. и на момент окончания СП (2020 г.) представлен в табл. 3.

В 2021 году в Новокузнецком районе охват детей дошкольными учреждениями составит 82 %, (при нормативе 80 %), общеобразовательными учреждениями - 128 %, охват детей услугами дополнительного образования - 55 % (при нормативе 60 %).

В данной статье на примере Новокузнецкого муниципального района показано, как на основе достижения социальных нормативов можно планировать развитие социальной сферы муниципального образования на долгосрочный период.

Таблица 3

Уровень выполнения социальных нормативов с учетом предлагаемых мероприятий в СП, %

Поселения Годы окончания временного этапа

2014 2017 2020

ОУ ДОУ УДО ОУ ДОУ УДО ОУ ДОУ УДО

1. Атамановское 118 99 111 97 107 92 106 110 100

2.Безруковское 172 69 93 143 74 77 152 78 82

3.Бунгурское 165 70 101 138 74 85 148 109 91

4.Еланское 130 71 99 109 78 83 114 86 87

5.Ильинское 184 81 121 153 85 101 165 91 109

6.Костенковское 158 55 60 133 57 90 136 113 92

7.Красулинское 133 62 89 112 64 75 122 105 107

8.Кузедеевское 103 48 96 87 52 81 97 106 90

9.Куртуковское 333 66 58 282 69 49 290 110 51

10. Металлурговское 137 79 95 115 102 80 105 107 73

11.Сары - Чумышское 71 0 63 60 81 53 133 88 58

Продолжение таблицы 3

12.Сидоровское 130 92 58 107 95 47 105 109 46

13.Сосновское 187 88 147 157 93 124 165 97 130

14.Терсинское 171 203 65 139 232 52 134 232 51

15. Чистогорское 120 68 121 99 69 100 133 100 86

В целом по району 144 74 98 120 82 82 128 102 91

Литература

1. Постановление правительства РФ «О социальных нормативах и нормах» № 1063-р от 3.07.1993г.

2. Закон Республики Башкортостан от 28.12.2006 № 402-з.

3. Закон Республики Карелия от 23 марта 2000 года.

4. Комплексная программа социально-экономического развития на период до 2025 года.

Информация об авторах:

Степанов Игорь Германович - профессор, доктор экономических наук, заведующий кафедры менеджмента и маркетинга, НФИ КемГУ, 89039417096, root@nkfi.ru.

Stepanov Igor Germanovich - Doctor of Economics, Professor, Head of the Department of Management and Marketing of the Novokuznetsk branch of KemSU.

Шарнин Андрей Валерьевич - соискатель кафедры менеджмента и маркетинга, КемГУ, заместитель главы Новокузнецкого района по социальным вопросам, 89059031919, shamin2@mail.ru.

Sharnin Andrey Valer'evich - post-gradauate student at the Department of Management and Marketing of KemSU, Deputy Head of the Novokuznetsk district for Social Affairs.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.