Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ СПЕЦИАЛЬНОГО МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОГО РЕЖИМА ЗАЩИТЫ ПРАВ ИНВАЛИДОВ'

К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ СПЕЦИАЛЬНОГО МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОГО РЕЖИМА ЗАЩИТЫ ПРАВ ИНВАЛИДОВ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
264
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРАВА ЧЕЛОВЕКА / ИНВАЛИД / ИНВАЛИДНОСТЬ / МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВАЯ ЗАЩИТА / «МЯГКОЕ ПРАВО»

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ли В. Р.

В настоящей статье анализируются международно-правовые документы в области защиты прав инвалидов. Изучен подход к улучшению положения людей с ограниченными возможностями с позиции осуществления прав человека. Автор приходит к выводу, что благодаря этим международно-правовым документам были созданы условия для принятия Генеральной Ассамблеей ООН Конвенции о правах инвалидов.This article analyzes the international legal documents in the field of protecting the rights of persons with disabilities. The approach to improving the situation of people with disabilities from the perspective of the implementation of human rights has been studied. The author concludes that thanks to these international legal documents, conditions were created for the adoption by the UN General Assembly of the Convention on the Rights of Persons with Disabilities.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ СПЕЦИАЛЬНОГО МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОГО РЕЖИМА ЗАЩИТЫ ПРАВ ИНВАЛИДОВ»

3. Концептуальная записка ООН: Образование в эпоху COVID-19, август 2020 года // [Электронный ресурс] URL: https://www.un.org/sites/un2.un.org/files/policv brief - education during covid-19 and beyond russian.pdf

4. ЮНЕСКО «Меры реагирования ЮНЕСКО в области образования в ответ на COVID-19», 25 марта 2020 // [Электронный ресурс] URL: http://ru.unesco.kz/unesco-s-education-measures-in-response-to-covid-19

5. Итоговый доклад ЮНЕСКО «На пути ко всеобщему обучению. Рекомендации Целевой группы по показателям обучения», сентябрь 2013 год. // [Электронный ресурс] URL: https://www.brookings.edu/wp-content/uploads/2016/06/UNESCOLTMF-SummaryReportRUweb.pdf

6. Центр компетенций по взаимодействию с международными организациями «Вебинар ЮНЕСКО по переходу на дистанционное обучение: национальные подходы и вызовы» 23 марта 2020 // [Электронный ресурс] URL: https://globalcentre.hse.ru/news/351687003.html

7. ЮНЕСКО «Global Education Coalition» Members» // [Электронный ресурс] URL: https://globaleducationcoalition.unesco.org/members

8. Федоров В.Н. Организация Объединенных Наций и другие международные организации и их роль в XXI веке. — М.: Логос, 2007

9. 1 Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Итальянской Республики о сотрудничестве в области культуры и образования (заключено в Риме 10.02.1998) // [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=EXP&n=262701&dst=100008#PSp4CnS6p3qaKDev

10. Конвенция между Правительством Российской Федерации и Правительством Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии о сотрудничестве в области образования, науки и культуры (заключено в Москве 15.02.1994) // [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_13981/

11. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Узбекистан о сотрудничестве в области высшего образования (заключено в Ташкенте 27.07.1995) // [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=INT&n=1260#UCW4CnSkBBSkDDuk

Для цитирования: Ли В.Р. К вопросу о формировании специального международно-правового режима защиты прав инвалидов / Науч. рук. д.ю.н., Чернядьева Н.А.; Крымский филиала ФГБОУ ВО РГУП // Океанский менеджмент. 2021. № 4(13). С.17-20.

Ли В.Р.

Крымский филиала ФГБОУ ВО РГУП, Факультет подготовки специалистов для судебной системы,

Бакалавриат, 4 курс. Научный руководитель: д.ю.н., Чернядьева Н.А.

Крымский филиала ФГБОУ ВО РГУП Кафедра государственно-правовых дисциплин, профессор

К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ СПЕЦИАЛЬНОГО МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОГО РЕЖИМА ЗАЩИТЫ ПРАВ ИНВАЛИДОВ

Аннотация. В настоящей статье анализируются международно-правовые документы в области защиты прав инвалидов. Изучен подход к улучшению положения людей с ограниченными возможностями с позиции осуществления прав человека. Автор приходит к выводу, что благодаря этим международно -правовым документам были созданы условия для принятия Генеральной Ассамблеей ООН Конвенции о правах инвалидов.

Ключевые слова. Права человека, инвалид, инвалидность, международно-правовая защита, «мягкое право».

TO THE QUESTION OF THE FORMATION OF A SPECIAL INTERNATIONAL LEGAL REGIME FOR PROTECTING THE RIGHTS OF

DISABLED PERSONS

Annotation. This article analyzes the international legal documents in the field of protecting the rights of persons with disabilities. The approach to improving the situation of people with disabilities from the perspective of the implementation of human rights has been studied. The author concludes that thanks to these international legal documents, conditions were created for the adoption by the UN General Assembly of the Convention on the Rights of Persons with Disabilities. Key words. Human rights, disabled person, disability, international legal protection, «soft law».

Становление международной защиты прав инвалидов происходило поэтапно. Основой для возникновения международно-правового механизма защиты прав инвалидов

послужило формирование международно-правового механизма защиты прав человека в целом.

Первыми документами, заложившими международно-правовой базис в развитии международно-правового механизма защиты прав инвалидов, являются Всеобщая декларация прав человека (1948 г.) [1], Международный пакт о гражданских и политических правах, Международный пакт о социальных, экономических и культурных правах (1966 г.) [2].

Во Всеобщей декларации прав человека закрепляется равенство прав человека, запрещается дискриминация по какому-либо признаку. В соответствии со ст. 25 Декларации «каждый человек имеет право на обеспечение на случай инвалидности». Также в ней содержатся положения, закрепляющие реализацию механизма защиты прав и свобод человека. Соответственно, эти предписания в равной мере применимы в том числе и в отношении инвалидов. Например, в ст. 1 и 2 закреплено, что все люди рождаются свободными и равными, каждый человек должен обладать всеми правами и свободами, в соответствии со ст. 7 все люди имеют право на равную защиту.

Принятые Генеральной Ассамблеей ООН 16 декабря 1966 г. Международный пакт о гражданских и политических правах (МПГПП) и Международный пакт о социальных, экономических и культурных правах (МПСЭКП) с одной стороны дополняют и конкретизируют положения Всеобщей декларации прав человека, а с другой - трансформируют международно-правововой механизм защиты прав человека из рекомендательного в конвенционный (договорной). МПГПП главной целью ставит создание таких условий, в соответствии с которыми каждый человек свободно мог пользоваться своими гражданскими и политическими правами. В данном Пакте запрещается ограничение и умаление прав человека, а также произвольное вмешательство в жизнь (ст. 17-18). МПСЭКП, защищая права инвалидов, закрепил право каждого человека на труд, образование, социальное обеспечение и непрерывное улучшение условий жизни человека (ст. 7, 9, 11, 13).

Первые итоги работы международно-правового механизма защиты прав человека были подведены в 1968 г. на Международной конференции по правам человека в Тегеране. Тегеранская конференция призвала все народы и правительства приложить усилия к выполнению принципов, содержащихся во Всеобщей декларации прав человека. В Воззвании конференции было отмечено, что полное осуществление гражданских и политических прав возможно лишь при осуществлении экономических, социальных и культурных прав [3]. Одним из важных выводов Тегеранской конференции стало утверждение о том, что осуществление прав и свобод человека полностью зависит от качества и эффективности внутригосударственной и международной политики в области социального развития.

Значимым в формировании механизма защиты прав инвалидов стало принятие в 1969 г. Генеральной Ассамблеей ООН Декларации социального прогресса и развития [4]. Как указано в Декларации «социальный прогресс и развитие - общее дело международного сообщества». В соответствии со ст. 11 одной из главных целей, к выполнению которой должны стремиться государства-участники Декларации, является защита прав и обеспечение благосостояния инвалидов.

Как отмечает Р.М. Валеев, в Декларации социального прогресса и развития впервые на международном уровне признается проблема дискриминации по признаку инвалидности [5, с. 406]. В целях преодоления дискриминации в данном документе обозначены меры, которых должны придерживаться государства-участники. Например: предоставление лечения, технических приспособлений, возможностей образования, создание социальных условий, в которых бы лица не подвергались дискриминации.

Весомый вклад в защиту прав людей с инвалидностью внесла принятая 20 декабря 1971 г. Генеральной Ассамблеей ООН Декларация о правах умственно отсталых лиц. Главной задачей Декларация ставит оказание умственно отсталым лицам помощи, которая бы способствовала развитию их способностей в различных областях деятельности и включению их в обычную жизнь общества [6].

В Декларации о правах умственно отсталых лиц затрагивается вопрос о недопущении каких бы то ни было злоупотреблений в отношении человека с инвалидностью. Инвалид так же, как и все имеет право на образование, право на

надлежащее медицинское обслуживание и лечение, право на материальное обеспечение. Подчеркивается важность субъективного подхода к социализации личности, что выражается в гарантированности следующих прав: права на удовлетворительный жизненный уровень, права на покровительство, права трудиться и заниматься каким-либо другим полезным делом в полную меру своих возможностей.

Первым международным документом, не только обозначившим права инвалидов, но и разъяснившее понятие термина «инвалид», стала принятая 9 декабря 1975 г. Генеральной Ассамблеей ООН Декларация о правах инвалидов. Инвалидом согласно данной Декларации признается любое лицо, которое не может самостоятельно обеспечить полностью или частично потребности нормальной личной и/или социальной жизни в силу недостатка, будь то врожденного или нет, его или ее физических или умственных способностей [7].

Особенностью Декларации о правах инвалидов является содержащаяся в ней формулировка о том, что инвалиды имеют право на то, чтобы их особые нужды принимались во внимание на всех стадиях экономического и социального планирования. Прослеживается закрепление идеи защиты и поддержки инвалидов во всех сферах общественной жизни.

1981 г. Генеральная Ассамблея ООН впервые провозгласила Международным годом инвалидов. Главной задачей проведения Международного года инвалидов являлось обращение внимания всего международного сообщества на существующие проблемы, с которыми повсеместно сталкиваются люди с ограниченными возможностями. В 1982 г. была принята Всемирная программа действий в отношении инвалидов [8]. В области защиты прав инвалидов данный документ является универсальным, в нем содержатся предложения различных мер по практической реализации программы в отношении инвалидов. Уже тогда поднимались такие важные вопросы как: участие инвалидов в принятии решений; подготовки персонала (создание спецшкол, подготовка по специальным программам учителей); просвещение общественности о правах инвалидов, об их потребностях и возможностях. Е.С. Алисиевич отмечает: «принятие данной программы послужило мощным толчком к развитию международных гарантий в области обеспечения и защиты прав инвалидов» [9, с. 134].

После принятия Всемирной программы действий в отношении инвалидов возросла необходимость в качественном развитии человеческих ресурсов применительно к инвалидам. В г. Таллине с 14 по 22 августа 1989 г. проходило международное совещание по вопросам людских ресурсов применительно к инвалидам. 8 декабря 1989 г. Генеральной Ассамблеей ООН были приняты Таллинские руководящие принципы для деятельности в области развития людских ресурсов применительно к инвалидам [10].

Основополагающая концепция, освещенная в Таллинских руководящих принципах, заключается в полной реализации потенциала инвалидов. В данных принципах говорится о важности участия инвалидов в жизни общества. Так, необходимо создать законодательство, позволяющее инвалидам участвовать при принятии решений и программ на всех уровнях. Помимо совершенствования качества предоставления услуг по образованию, профессиональной подготовке и здравоохранению, инвалидам необходимо содействовать в приобретении социальных навыков и трудоустройстве. Задача государств - создавать условия при которых инвалиды могут самостоятельно распоряжаться своей судьбой, и быть в первую очередь личностью, а не объектом ухода.

Дискриминация по признаку инвалидности запрещается и в Конвенции о правах ребенка 1989 г. [11] Ст. 2 Конвенции закрепляет, что все государства-участники обеспечивают права каждому ребенку без какой-либо дискриминации и независимо от состояния здоровья. Также говорится о признании прав неполноценного ребенка на особую защиту и о стремлении государств обеспечить ребенку достойную и полноценную жизнь.

В дальнейшем Генеральной Ассамблеей ООН были приняты Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов [12]. Данные правила не являются обязательными, однако предполагают взятие государствами обязательств по улучшению качества жизни и обеспечения равенства инвалидов. Подчеркивается

необходимость углубления понимания в обществе положения инвалидов, их прав и их возможностей.

Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов закрепляют «механизм контроля», который заключается в анализе и оценке прогресса государств по достижению установленных целей в правилах. Помимо этого, механизм контроля предполагает осуществление деятельности по выявлению трудностей при реализации государствами данных правил, а также предоставлении рекомендательных мер для того чтобы эти трудности устранить.

Таким образом, подводя итоги статьи, отметим, что в 60-80-е гг. XX в. в праве ООН начинает формироваться специальный международно-правовой механизм режим защиты прав особой категории уязвимых лиц - инвалидов (лиц с ограниченными возможностями). Абсолютное большинство правовых документов носят характер soft law, содержат рекомендации для участников международно-правовых отношений.

Принятые международно-правовые акты в области защиты прав инвалидов во многом повторяют положения друг друга. Например, в них государства призываются к совершенствованию национального законодательства в виде:

- «принятия эффективных мер» (Всемирная программа действий в отношении инвалидов);

- «принятия новых и новаторских усилий» (Таллинские руководящие принципы);

- «принятия необходимых мер для устранения препятствий осуществления прав инвалидами» (Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов).

Принятые в то время международно-правовые акты оказались недостаточно эффективными для защиты прав инвалидов. Представляется, что это связано с тем, что существующие международно-правовые нормы в большей степени являлись нормами «мягкого права». Для «мягкого права» характерны добровольность осуществления и отсутствие обязательности [13]. Государства реализовали положения проанализированных международных документов в силу своих возможностей и заинтересованности.

Тем не менее Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН, направленные на защиту прав лиц с ограниченными возможностями, подготовили условия для принятия специализированной Конвенции о правах инвалидов 2006 г.

Постатейный библиографический список:

1. Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948г. // Российская газета № 67 от 05.04.1995 г.

2. Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966г. // Российская газета №22-23 от 1999г. Международный Пакт о социальных, экономических и культурных правах от 16 декабря 1966г. // Российская газета. № 22-23. 1999 г.

3. Международная конференция по правам человека. Воззвание Тегеранской конференции. Тегеран, 13 мая 1968 г. [Электронный ресурс] URL: http://www.un.org

4. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 2542 (XXIV) от 11 декабря 1969 г. «Декларация социального прогресса и развития» [Электронный ресурс] URL: http://www.un.org

5. Международная и внутригосударственная защита прав человека: учебник / под ред. А.Х. Абашидзе, Р.М. Валеев. М.: РУДН, 2021. 830 с.

6. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 2856 (XXVI) от 20 декабря 1971 г. «Декларация о правах умственно отсталых лиц» [Электронный ресурс] URL: http://www.un.org

7. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 3447(XXX) от 9 декабря 1975 г. «Декларация о правах инвалидов» [Электронный ресурс] URL: http://www.un.org

8. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 3 декабря 1982 г. № 37/ 52 «Всемирная программа действий в отношении инвалидов» [Электронный ресурс] URL: http://www.un.org

9. Поощрение и защита прав уязвимых групп в международном праве: учеб. пособие / Е.С. Алисиевич. М.: РУДН, 2012. 431 с.

10. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 8 декабря 1989 г. № 44/70 «Таллинские руководящие принципы для деятельности в области развития людских ресурсов применительно к инвалидам» [Электронный ресурс] URL: http://www.un.org

11. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989г. № 44/25 «Конвенция о правах ребенка» [Электронный ресурс] URL: http://www.un.org

12. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 20 декабря 1993 г. № 48/96 «Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов» [Электронный ресурс] URL: http://www.un.org

13. Демин А.В. «Мягкое право» в системе социального регулирования: постановка проблемы. // Роль международных и внутригосударственных рекомендательных актов в правовой системе России 2013. С. 26 -34.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.