Научная статья на тему 'К вопросу о формировании системы продовольственной достаточности'

К вопросу о формировании системы продовольственной достаточности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
129
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гриценко Михаил Прокопьевич, Борисова О. В.

Экономические реформы в Российской Федерации сопровождаются обострением проблемы продовольственной безопасности как в целом по стране, так и в регионах. Значительную роль в формировании продовольственной безопасности субъектов Российской Федерации играет пищевая промышленность потребительской кооперации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of system of food sufficiecy

The paper deals with basic aspects of food safety for country as a whole and food sufficiency for an agrarian region tne Altai Region.

Текст научной работы на тему «К вопросу о формировании системы продовольственной достаточности»

М.П. Гриценко, О.В. Борисова

К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ СИСТЕМЫ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ ДОСТАТОЧНОСТИ

Экономические реформы в Российской Федерации сопровождаются обострением проблемы продовольственной безопасности как в целом по стране, так и в регионах. Значительную роль в формировании продовольственной безопасности субъектов Российской Федерации играет пищевая промышленность потребительской кооперации.

Продовольственная безопасность в целом и отдельного человека в частности рассматривается в настоящее время в контексте международного права, она закреплена в положениях Всемирной декларации прав человека 1948 г., Межамериканской хартии социальных гарантий, Пакта в отношении экономических, социальных и культурных прав, вступившего в силу в 1976 г., и в других международных документах. Проблему продовольственной безопасности следует рассматривать применительно к определенному сообществу, учитывая структурирование целей и принимая ее как часть более сложной, агрегированной системы. Г арантией достижения продовольственной безопасности является стабильность источников продовольствия как внутренних, так и внешних, а также наличие резервных фондов.

Оценивая уровень потребления продуктов питания в Алтайском крае, необходимо отметить, что он ниже медицинских норм, но не ниже среднероссийского. Для решения продовольственной проблемы Федеральный национальный проект «Развитие АПК» предусматривает два направления:

1) ускоренное развитие животноводства;

2) стимулирование развития малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе.

Значительное влияние на организацию товароснаб-жения населения жизненно необходимыми товарами оказывает уровень организации коммерческой деятельности на региональном рынке сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. Организации системы потребительской кооперации Российской Федерации являются активными участниками бизнес-пространства территорий, субъектами территориального маркетинга. Безусловно, ведущими субъектами маркетинга региона выступают администрации регионов, представительства органов федеральной власти, жители, бизнес-сообщество. Одновременно организации потребительской кооперации являются основными внутренними субъектами маркетинга территории, поскольку занимаются производством товаров и услуг, тесно сотрудничают с местным населением и заинтересованы в благополучном развитии региональной экономики. При разработке программ развития конкрет-

ной территории должны учитываться интересы именно местного населения и местных товаропроизводителей, т.к. социально-экономическая система региона в значительной мере характеризуется уровнем развития потребительской кооперации.

Алтайский край является краем аграрным, почти половина населения проживает в сельской местности (табл. 1).

Необходимым условием развития потребительской кооперации в рыночной экономике является распространение кооперативной информации для создания кооперативного мировоззрения в российском обществе -у населения, пайщиков потребительских обществ, государственных руководителей всех уровней, видных общественных деятелей и т.п. В ст. 1 Закона РФ «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» (в редакции Федерального Закона от 11.07.97 № 97-ФЗ) дано четкое определение потребительской кооперации: это система потребительских обществ и их союзов, созданных в целях удовлетворения материальных и иных потребностей их членов. Потребительское общество - это добровольное объединение граждан и (или) юридических лиц, созданное, как правило, по территориальному признаку, на основе членства путем объединения его членами имущественных паевых взносов для торговой, заготовительной, производственной и иной деятельности в целях удовлетворения материальных и иных потребностей его членов.

Пайщиком потребительского общества имеет право стать гражданин или юридическое лицо, внесшее вступительный и паевой взнос, принятый в потребительское общество в предусмотренном уставом потребительского общества порядке. Высшим руководящим органом потребительского общества является общее собрание потребительского общества, которое проводится в форме общего собрания пайщиков потребительского общества или в форме общего собрания уполномоченных потребительского общества. Представителями потребительского общества в союзах потребительских обществ являются пайщики, избранные на общем собрании потребительского общества для участия в работе общих собраний пред-

Т а б л и ц а 1

Структура постоянного населения Алтайского края на начало года, % [1]

Структура населения 1999 2000 2001 2002 2003 2004

Всё население 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0

В том числе:

городское 52,5 52,3 52,3 52,4 53,2 53,4

сельское 47,5 47,7 47,7 47,6 46,8 46,6

ставителей потребительских обществ союзов, в которые входит данное потребительское общество.

Потребительское общество создается для осуществления торговой, заготовительной, производственной, посреднической или иной деятельности. Российская потребительская кооперация создается на принципах Международного кооперативного альянса, главными из которых являются:

- демократичность управления, которая выражается в следующем: один пайщик имеет только один голос; обязательная подотчетность общему собранию потребительского общества других органов управления, органов контроля; свободное участие пайщика в выборных органах потребительского общества;

- добровольность вступления в потребительское общество и выхода из него;

- обязательность уплаты вступительного и паевого взносов;

- взаимопомощь и обеспечение пайщикам, участвующим в хозяйственной или иной деятельности потребительского общества, экономической выгоды;

- ограничение размеров кооперативных выплат;

- доступность информации о деятельности потребительского общества для всех пайщиков;

- забота о повышении культурного уровня пайщиков [2].

Потребительская кооперация, участвуя в формировании продовольственных ресурсов, должна обеспечить максимальное освоение местных сельскохозяйственных источников в целях насыщения потребительского рынка качественными и безопасными продуктами питания. Для решения данной задачи работа организаций потребительской кооперации должна вестись в следующих направлениях:

1) совершенствование внутрихозяйственной деятельности заготовительной системы;

2) межхозяйственная интеграция с вовлечением действующих сельскохозяйственных, перерабатывающих, агросервисных и торговых организаций, включая потребительскую кооперацию [3. С. 43-45].

Сущность кооперации состоит в том, что она обеспечивает условия для объединения людей, поставивших перед собой цель улучшить свое экономическое и социальное положение, т.е. способствует развитию свободной предпринимательской деятельности и бизнеса, защите сельхозтоваропроизводителей на рынках от монопольных структур. Формы и принципы кооперации свидетельствуют о ряде ее преимуществ: в кооперативах более высокая мотивация труда, возможность сконцентрировать трудовые, материальные, финансовые ресурсы для рационального их использования; кооперация позволяет лучше адаптироваться к рынку и гибко реагировать на изменяющийся спрос; на базе кооперации возможно совершенствовать предпринимательские способности сельских товаропроизводителей; она обеспечивает более справедливое распределение доходов, экономические и социальные гарантии работников села [4. С. 3-4].

На уровне района должна осуществляться кооперация предприятий АПК в различных областях деятельности: при переработке сельскохозяйственной

продукции, обслуживании нужд хозяйств в производственной и непроизводственной сферах. Это позволит координировать специализацию и другие мероприятия, цель которых - увеличение объемов конечной продукции путем переработки зерна, молока и т.д. и получения из них муки, хлебобулочных изделий, молочных продуктов, а также сокращение объемов продажи сырья в непереработанном виде за пределы района. Зональное районирование предусматривает размещение производства в соответствии с экономическими и природными факторами [5. С. 49-51].

В последнее время развивается процесс кооперации мелких хозяйств во всех сферах производства и обслуживания. Это позволяет повысить доходность хозяйств и увеличить объем производства сельскохозяйственной продукции. Организационно-экономические предпосылки кооперирования складываются из сложившихся условий хозяйствования, ориентированных на крупное производство. В сельской местности, где находятся убойные цеха и холодильники, кооперативы по переработке сельскохозяйственной продукции могут быть организованы на основе договоров с хозяйствами населения и фермерскими хозяйствами на давальческих началах [6. С. 52-53].

Потребительская кооперация Российской Федерации объединяет 77 областных и республиканских организаций, 988 районных, в ее составе - 3400 потребительских обществ, она осуществляет многогранную деятельность: торговлю, заготовки сельскохозяйственной продукции и сырья, производство товаров народного потребления, решает другие задачи. Для этого имеется соответствующая материально-техническая база: более 110 тысяч предприятий торговли, общественного питания, склады, заготовительные пункты, промышленные предприятия по производству хлеба, хлебобулочных, кондитерских, колбасных, макаронных изделий, безалкогольных напитков, предприятия по ремонту бытовой техники, обуви, пошиву одежды, парикмахерские, аптеки, пункты по оказанию производственных, ритуальных и других услуг, а также свыше 100 учебных заведений по подготовке кадров. Решается задача - в каждом райпо иметь мельницу, крупорушку, зернодробилку, маслобойку. Потребительская кооперация в России обеспечивает товарами первой необходимости 30 млн человек - практически все сельское население, вырабатывает свыше 400 наименований продовольственных товаров, в том числе 80 - колбасных изделий, 160 консервов, 150 - хлеба, хлебобулочных и кондитерских изделий, около 70 наименований пиво-безалкогольной продукции. Организации потребительской кооперации участвуют в поставках картофеля, плодоовощной, иной продукции в города и промышленные центры, в подразделения армии, МВД, ФПС, Минюста РФ и других спецпотребителей.

Оценивая роль потребительской кооперации в обеспечении населения Сибири жизненно важными товарами, необходимо отметить, что по территориальному охвату организации потребительской кооперации включают в себя всю территорию Сибири, в том числе Алтайский край. Именно предприятия потребительской кооперации занимаются снабжением на-

селения отдаленных и малонаселенных сел и деревень. Потребительская кооперация проводит значительную социальную работу, что позволяет ей быть востребованной жизнью, получать признание людей, укреплять взаимоотношения с властью. Реализация социальной миссии требует затрат, поэтому потребительской кооперации нужны экономически обоснованные соглашения с администрациями всех уровней по полному или частичному возмещению расходов на содержание убыточных магазинов, снижение налогов, предоставление других льгот [7, 8, 9].

По мере становления и развития рыночных отношений будут формироваться необходимые условия, при которых потребительская кооперация станет для населения реальным выбором кооператива для удовлетворения экономических и культурных потребностей, достигнет больших успехов, неукоснительно реализуя в своей повседневной деятельности классические кооперативные принципы.

На современном этапе проявляются две региональные модели потребительской кооперации:

- для регионов с развитым аграрным сектором характерно становление потребительских кооперативов по переработке сельскохозяйственной продукции;

- регионы индустриального направления, обладающие научно-техническим потенциалом, располагают условиями для развития производственных предприятий по выпуску непродовольственных товаров.

По нашему мнению, потребительская кооперация имеет больше предпосылок для своего развития в сельскохозяйственных регионах страны. В Алтайском крае перспективной является первая модель развития потребительской кооперации, базирующаяся на развитии пищевой промышленности. Анализируя деятельность потребительской кооперации, мы пришли к выводу о ее высокой значимости как социально ориентированной системы. Это проявляется в следующем:

1) потребительская кооперация обслуживает наиболее бедные слои населения. Главная ее задача - социальная защита пайщиков и малоимущих слоев населения, обеспечение их экономических и материальных интересов;

2) потребительская кооперация способна сыграть важнейшую роль в решении сельской безработицы. Расчеты, проведенные управлением экономики Центросоюза РФ, показали, что предоставление каждым районным потребительским обществом 1 рабочего места в месяц способствовало бы трудоустройству 20 тыс. человек в год [19];

3) кооперативные организации наращивают выпуск социально значимых товаров;

4) в учебных заведениях Центросоюза РФ ежегодно обучается около 100 тыс. человек [10].

Организации потребительской кооперации являются активными участниками программ по стабилизации продовольственного рынка Российской Федерации и обеспечению продовольственной безопасности. В продовольственных ресурсах Российской Федерации в 1998 г. доля импорта составляла 29% (без учета импорта алкоголя). В этой ситуации Правительство России задействовало все имеющиеся ресурсы, в

том числе активизировало работу с потребительской кооперацией, которая рассматривалась как активный экономический агент, имеющий многолетний опыт работы на продовольственном рынке, развитую рыночную инфраструктуру и собственную пищевую и перерабатывающую промышленность.

Организации потребительской кооперации Алтайского края начали активно сотрудничать с региональными органами государственной власти через заключение двухсторонних соглашений, в которых были определены место и роль Алтайского КСПО в системе целей региона, обозначены приоритетные направления взаимодействия. В дальнейшем это сотрудничество было продолжено, краевая администрация определяла контрольные задания по выполнению АКСПО социальной миссии, в том числе по созданию дополнительных рабочих мест, подготовке массовых профессий и переподготовке кадров.

Организации потребительской кооперации обладают мощным рычагом, способным сдвинуть с места экономику сельских административных районов, их называют паровозом, который вытащит село из ямы [11].

Определенный вклад в развитие отечественного продовольственного рынка вносят предприятия пищевой и перерабатывающей промышленности потребительской кооперации (табл. 2).

В Российской Федерации последние пять лет наблюдается снижение объемов производства промышленными предприятиями потребительской кооперации, однако в Сибирском федеральном округе процесс развивается иначе (табл. 2): в 2003 г. объем производства вырос по сравнению с 1999 г. на 5%, по сравнению с 2002 г. -на 8,7%. В Алтайском КСПО стабильный рост наблюдается в течение пяти лет. Объемы производства продукции промышленности АКСПО в 2003 г. выросли по сравнению с 1999 г. на 20,5%, по сравнению с 2002 г. - на 7,7%. В Сибирском федеральном округе АКСПО поданному показателю занимает 1-е место, по России - 11-е.

Структура производства потребительских товаров АКСПО свидетельствует о доминировании пищевых продуктов. Удельный вес непродовольственных товаров в объеме производства в 1998 г. составлял 0,12%, а в 2003 г. - 0,51%. В общем объеме производства пищевых продуктов потребительская кооперация региона играет существенную роль. Лидером в развитии пищевой промышленности потребительской кооперации Российской Федерации является Краснодарский крайпотребсоюз, в котором объемы промышленной продукции в 2,4 раза превышают объемы производства промышленности Алтайского КСПО. Краснодарский крайпотребсоюз сделал ставку на развитие плодоовощной консервной промышленности, спрос на которую в целом по России огромен, Алтайский КСПО данную отрасль практически потерял.

Специализация производственных цехов Алтайского краевого союза потребительских обществ дает представление о многопрофильной производственной деятельности. За период 1998-2003 гг. общее количество цехов выросло в 2,26 раза. Алтайский КСПО уделяет значительное внимание производству хлеба, еже-

Объем продукции промышленных предприятий потребительской кооперации в 2003 г.

Наименование потребсоюза Объем продукции

в млн руб. в действующих ценах в %, сопоставимых с ценами

1999 г. 2002 г.

Центросоюз 13718,3 97,8 96,7

Сибирский 1200 105,0 108,7

Республики Алтай 18,7 139,6 136,9

Бурятский 30,8 99,2 129,0

Тувинский 49,5 149,7 103,0

Хакасский 10,6 55,5 88,2

Алтайский 351,2 120,5 107,7

Красноярский 230,7 177,3 123,4

Иркутский 98,0 117,6 101,1

Кемеровский 91,2 70,4 119,2

Омский 168,6 104,0 101,8

Томский 91,8 84,2 99,9

Читинский 38,1 31,3 95,5

годно объем выпуска увеличивается в среднем на 5%. По объемам производства хлеба АКСПО занимает 16-е место в Центросоюзе РФ. Доля производства хлеба потребительской кооперацией в производстве региона в Алтайском крае составляет 13,8%, тогда как в целом по России - 15,2%, в Сибирском федеральном округе - 13,7%, в Кемеровской области - 41,2%. В структуре Алтайского КСПО имеется 86 цехов по производству хлеба, из них 64 - пекарни, 22 - цеха при предприятиях общественного питания. Совокупная производственная мощность - 507,4 тонны в сутки, коэффициент использования - 10,4. Это примерно в три раза меньше, чем в среднем по Центросоюзу РФ. Расширение выпуска хлеба и хлебобулочных изделий, выпуск мучных кондитерских изделий является резервом роста использования имеющихся мощностей в хлебопечении. Алтайский КСПО стабильно занимается производством колбасных изделий, среднегодовой объем производства составляет 1053 тонны. По объемам производства данной продукции Алтайский КСПО занимает 11-е место среди предприятий Российской потребительской кооперации, его доля составляет 3,1% (табл. 3).

Доля Сибирского федерального округа в производстве потребительской кооперации составляет 36,7%, коэффициент использования производственных мощностей АКСПО - 25,8%, т.е. перспективы наращивания

Производство колба

объемов производства колбасных изделий очевидны. Главная задача - повышение конкурентоспособности продукции за счет расширения ассортимента, улучшения потребительских свойств и повышения качества.

Объем производства кондитерских изделий специализированными цехами и предприятиями общественного питания АКСПО (табл. 4) вырос с 760 т в 1999 г. до 1048,0 т в 2003 г., т.е. на 39,7%. По объемам производства кондитерских изделий в 2003 г. Алтайский КСПО занял 12-е место в Центросоюзе РФ и 3-е место среди организаций потребительской кооперации Сибирского Федерального округа.

Предприятия Алтайского КСПО снижают объемы производства консервов: если в 1999 г. было произведено 626 туб, то в 2003 г. - 191 туб, т.е. снижение составляет примерно 70%. Производство плодоовощных консервов составило всего 8 туб. По объемам производства консервов предприятия АКСПО занимают 34-е место среди потребительских организаций Центросоюза РФ. Производственные мощности консервных цехов используются на 64%. Лидерами производства консервов среди организаций Центросоюза РФ являются Ростовский (26006 туб), Калининградский (6345 туб), Тульский (6051 туб) потребсоюзы.

Предприятия Алтайского КСПО практически прекратили выпуск безалкогольных напитков, что объясняется сильнейшей конкуренцией на этом товарном

Т а б л и ц а 3

х изделий в 2003 г.

Наименование потребсоюза Фактически произведено, включая выработку предприятиями общественного питания, т % к Коэффициент использования производственных мощностей в 2003 г., %

1999 г. 2002 г. 2003 г. 1999 г. 2002 г.

Центросоюз 33729 35123 34101 103,6 97,1 35,1

Сибирский 3105 2706 2868 92,4 106,0 24,3

Республики Алтай 20 20 25 122,5 123,7 8,8

Бурятский 106 65 82 77,4 126,2 15,7

Тувинский 31 11 3 1,0 30,9 1,9

Хакасский 23 100 99 431,3 99,6 9,0

Алтайский 1115 1039 1053 94,4 101,3 25,8

Красноярский 805 601 734 91,1 122,0 50,0

Иркутский 253 321 285 112,6 88,8 26,4

Кемеровский 274 193 189 69,0 97,9 12,8

Омский 400 291 334 83,6 114,9 28,5

Томский 5 38 35 784,4 94,1 28,2

Читинский 48 27 29 60,4 107,4 8,8

Производство кондитерских изделий в 2003 г.

Наименование потребсоюза Фактически произведено, вкл. выработку предприятиями общественного питания, т % к Коэффициент использования производственных мощностей в 2003 г., %

1999 г. 2002 г. 2003 г. 1999 г. 2002 г.

Центросоюз 40947 43215,1 43649,1 110,0 101,0 49,0

Сибирский 4813 6840 7355 152,8 110,8 48,7

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Республики Алтай 61 43,9 51,3 83,6 116,9 15,5

Бурятский 66 69,0 107,0 162,1 155,1

Тувинский 44 217,0 213,3 484,8 98,3 97,0

Хакасский 84 134,7 100,0 119,8 74,2 38,5

Алтайский 760 1012,0 1048,0 137,9 103,6 54,4

Красноярский 416 747,0 1507,0 362,3 201,7 85,0

Иркутский 292 316,0 327,0 112,0 103,5 21,0

Кемеровский 461 554,0 483,3 104,7 87,2 67,5

Омский 1597 2568,0 2608,0 163,3 100,4 28,9

Томский 927 744,0 747,0 80,6 100,4 30,0

Читинский 67 161,0 133,0 198,5 82,6 51,2

рынке. Но существует возможность предприятий потребительской кооперации уверенно наращивать объемы выпуска безалкогольных напитков. Производственные мощности цехов по выпуску этого вида продукции используются в Алтайском КСПО всего на 2,9%.

Алтайский краевой союз потребительских обществ имеет достаточно мощную материальную базу пищевой промышленности, по количеству цехов его доля в Центросоюзе потребительской кооперации РФ составляет 4,3%, в потребительской кооперации Сибирского федерального округа - 27,1%. Структура предприятий достаточно разнообразна - 24 подотрасли, начиная от зернопереработки и заканчивая выпуском

полуфабрикатов. Учитывая сырьевые ресурсы Алтайского края, именно развитие пищевой промышленности должно стать основным направлением деятельности Алтайского краевого союза потребительских обществ.

В связи с сокращением численности пайщиков организации потребительской кооперации сельских административных районов должны обратить особое внимание на привлечение в свои ряды владельцев крестьянских (фермерских) хозяйств. Охват мелкотоварного производителя сельскохозяйственной продукции позволит за счет увеличения объемов заготовительной деятельности обеспечить необходимым сырьем предприятия пищевой промышленности АКСПО.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алтайский край. 1999-2003: Краткий стат. сб. / Алтайский краевой комитет государственной статистики. Барнаул, 2004. 52 с.

2. Закон РФ от 13 июля 1997 г. «О потребительской кооперации (потребительских обществах и их союзах) в РФ» // Сборник законов

Российской Федерации. М., 1999. С. 340-347.

3. Намханова М.В. Потребительская кооперация в формировании региональной системы межхозяйственной интеграции // Потребительская кооперация в переходной экономике России: Материалы конференции. Новосибирск: СибУПК, 1999.

4. Дахов И. Сельская кооперация в системе многоукладной экономики России // АПК: экономика и управление. 2003. № 5.

5. Бондаренко Л.В. Социальное и инженерное обустройство сельских территорий // Социально-трудовая сфера села: рынок сельскохо-

зяйственного труда и вопросы социального развития: Тезисы региональной научно-практической конференции. Ростов/Д, 2002. Вып. 1. С. 49-51.

6. Аллахвердиев А. Развитие кооперации в хозяйствах населения // АПК: экономика и управление. 2003. № 6. С. 51-55.

7. Закон РСФСР от 22 ноября 1990 г. «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» // Сборник законов России.1992. Вып. 2. С. 9-32.

8. Постановление Правительства РФ от 7 января 1999 г. № 24 «О повышении роли потребительской кооперации в обеспечении населения продовольствием».

9. Постановление Президиума Совета Центросоюза РФ от 15 августа 2003 г. «О повышении роли потребительской кооперации в обеспечении продовольственной безопасности страны» // Деловой вестник «Российской кооперации». 2003. № 10. С. 13.

10. Впервые с приростом и прибылью завершила год потребительская кооперация России (экономический обзор финансово-экономического управления Центросоюза) // Российская кооперация. 2000. 29 янв.

11. Фирсова А.А., Штукарь М.А. Кооперативная промышленность - паровоз, который вытащит село из ямы // Деловой вестник Российской кооперации. Июнь 2002. № 6.

12. Социально-экономическое положение потребительской кооперации Российской Федерации: Стат. сб. / Центральный союз потребительских обществ Российской Федерации. М.: ВИНИТИ, 2003. 259 с.

Статья представлена кафедрой экономики предпринимательства и маркетинга экономического факультета Алтайского государственного университета, поступила в научную редакцию 30 июня 2006 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.