Научная статья на тему 'Центросоюз России и развитие его региональных отделений'

Центросоюз России и развитие его региональных отделений Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
895
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОТРЕБИТЕЛЬСКАЯ КООПЕРАЦИЯ / РОССИЙСКИЙ СОЮЗ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ОБЩЕСТВ / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / СЕЛЬСКИЕ ТЕРРИТОРИИ / CONSUMER COOPERATION / RUSSIAN UNION OF CONSUMER COOPERATIVE SOCIETIES / ECONOMIC DEVELOPMENT / RURAL AREAS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Борисова Ольга Владимировна

Цель исследования заключается в анализе состояния и развития потребительской кооперации в Российской Федерации, направленном на максимально эффективное использование экономического потенциала территории. В качестве объекта наблюдения взяты Центросоюз России и его региональные отделения, расположенные в субъектах Российской Федерации. Система потребительской кооперации Российской Федерации формировалась в течение 180 лет и представляет собой обособленную часть народного хозяйства страны, обладающую характером общественно-хозяйственной системы, для которой характерны многоотраслевая структура деятельности и социальная направленность. Деятельность потребительских обществ и их союзов регулируется Законом РФ «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации». В настоящее время структура Центросоюза Российской Федерации включает в себя: 3,8 млн чел. пайщиков; потребительских обществ — около 3000; райпотребсоюзов — 135; потребсоюзов (республиканских, краевых и областных) — 76; развитую систему кооперативного образования; научно-исследовательскую базу. Совокупный объём деятельности вырос с 203,3 в 2008 г. до 239,3 млрд руб. в 2011 г. Во всех субъектах Российской Федерации имеются региональные отделения Центросоюза РФ. В Алтайском крае — Алтайский краевой союз потребительских обществ, в структуру которого входят: 47 райпотребсоюзов; 49 тыс. магазинов; 6 тыс. предприятий общественного питания; 6,7 тыс. цехов по производству пищевой продукции; специализированные пункты по приёмке сельскохозяйственной продукции — 5,7 тыс.; около 26 тыс. пунктов и мастерских по оказанию населению бытовых услуг. Активное ведение закупок сельскохозяйственной продукции региональными организациями Центросоюза РФ позволяет более полно использовать сельскохозяйственную продукцию, выращенную на крестьянских подворьях в отдалённой сельской местности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CENTRAL UNION OF CONSUMER COOPERATIVES (TSENTROSOYUZ) OF THE RUSSIAN FEDERATION AND DEVELOPMENT OF ITS REGIONAL BRANCHES

The research goal is to analyze the conditions and development of consumer cooperation in the Russian Federation for effective use of an area’s economic potential. The Central Union of Consumer Cooperatives (Tsentrosoyuz) of the Russian Federation and its regional branches are studied. The system of consumer cooperation of the Russian Federation has been formed for 180 years, and at present it is a separate part of the country’s economy with diversified activities and social dimension. The activities of consumer cooperative societies and their associations are governed by the Law of the Russian Federation ‘On Consumer Cooperative Society (Cooperative Societies and their Associations) in the Russian Federation’. Nowadays the structure of Tsentrosoyuz is comprised of 3.8 million shareholders, approximately 3000 consumer cooperative societies, 135 district consumers’ associations, 76 republican and regional consumers’ associations, extensive educational network and research infrastructure. The total amount of activities increased from 203.3 billion rubles in 2008 to 239.3 billion rubles in 2011. There are Tsentrosoyuz regional branches in all subdivisions of the Russian Federation. The Altai Regional Association of Consumer Cooperative Societies is comprised of 47 district consumers’ associations, 49000 shops, 6000 public catering businesses, 6700 food production businesses, approximately 5700 centers for agricultural products purchase and approximately 26000 service shops. Purchasing agricultural products from the population by regional branches of Tsentrosoyuz of the Russian Federation enables better use of agricultural products produced on private farms in remote and rural areas.

Текст научной работы на тему «Центросоюз России и развитие его региональных отделений»

а также в работе с мелкими поставщиками сельхозсырья и подготовке специалистов.

Библиографический список

1. Статистические данные Главного управления сельского хозяйства Алтайского края.

2. Крылов В., Парфирьев П., Черников А. Кооперация — основа стабильного

развития сельских территорий // АПК: экономика, управление. — 2012. — № 11. — С. 73-78.

3. Лещева М.Г., Юлдашбаев Ю.А. Концентрация товарного производства в региональном АПК // Аграрная наука. — 2012. — № 1. — С. 10-13.

+ + +

УДК 334.7.021 О.В. Борисова

ЦЕНТРОСОЮЗ РОССИИ И РАЗВИТИЕ ЕГО РЕГИОНАЛЬНЫХ ОТДЕЛЕНИЙ

Ключевые слова: потребительская кооперация, российский союз потребительских обществ, экономическое развитие, сельские территории.

Введение

Успешное развитие регионов Российской Федерации во многом зависит от того, настолько полно используется экономический потенциал сельских территорий, как развивается предпринимательская деятельность граждан, проживающих там. Для предпринимателей, работающих на отдалённых сельских территориях, особое значение приобретает обеспечение средствами производства, а также организация сбыта произведенной сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. Решения этих вопросов достаточно часто берёт на себя потребительская кооперация.

Целью исследования является научное обоснование значимости развития потребительской кооперации в Российской Федерации. По мнению автора, совершенствование развития экономики сельских территорий должно базироваться на создании единой кооперации, а не раздробленной, как в настоящее время. Это позволит активно использовать экономический потенциал территории, что обуславливает актуальность избранной темы.

Объектом исследования является система методов организации кооперативного движения на сельских территориях, предметом исследования — новые формы экономических отношений и система хозяйственных взаимосвязей, складывающаяся в процессе развития потребительской кооперации.

В качестве объекта наблюдения взяты Центросоюз России и его региональные отделения, расположенные в субъектах Российской Федерации.

Основные итоги исследования

Система потребительской кооперации Российской Федерации представляет собой обособленную часть народного хозяйства страны, обладающей характером общественно-хозяйственной системы, для которой характерны многоотраслевая структура деятельности и социальная направленность. Потребительская кооперация изначально развивается как социально-ориентированная система, которая призвана укрепить и стабилизировать социальную обстановку в сельской и городской местности путем осуществления своей хозяйственной деятельности [1].

Потребительская кооперация в Российской Федерации имеет достаточно яркую и продолжительную историю, насчитывающую около 180 лет, однако её созданию предшествовали различные формы объединения, взаимодействия и взаимопомощи людей: крестьянские общины, различные бытовые артели, складчина и другие. Упоминания о них есть в литературе, начиная с XI в.

Русская община, называемая миром, объединяла в каждом селе местных крестьян, ведущих частное, индивидуальное хозяйство, управлялась общим собранием, сходом крестьян, любое решение на нём принималось единогласно, ни один член общины не мог быть исключён из него. Следы артельных начал на Руси ведут в глубокую древность, к XI-XII векам. Артели создавались на устном или письменном договоре и

лишь впоследствии — на уставе. В артель объединялись несколько лиц, соединяющихся своим капиталом и трудами или только трудами, для какой-либо работы, промысла, предприятия [2].

Создание первых кооперативов в России происходило в первой половине XIX в. и носило единичный характер. Активно развиваться кооперативное движение начинает в 60-х годах XIX в., после отмены крепостного права.

В 1866 г. в с. Остроковичи Тверской губернии создаётся первая в России кооперативная сыроварня, объединившая состоятельных крестьян для сбыта молока, производимого в их хозяйствах. Опыт именно этого кооператива был использован потом в Сибири в форме очень успешного кооперативного маслоделия. Конец XIX в. характеризуется бурным развитием экономики. В таких условиях ускорилось развитие кооперативного движения, на Урале и в Поволжье стали развиваться земледельческие кооперативы, в Западной Сибири — маслодельные [3].

В октябре 1898 г. был создан Московский союз потребительских обществ (МСПО), к которому присоединяются потребительские общества, созданные не только в Центральной России, но и на русском Севере, на Урале, Сибири и на Дальнем Востоке. 15 июня 1903 г. МСПО вступил в Международный кооперативный альянс, членом которого является и в настоящее время. К 1917 г. членами Центросоюза (МСПО) стали 285 союзов и 3167 потребительских обществ. В сентябре 1917 г. был переименован во Всероссийский центральный союз потребительских обществ, закрепив название Центросоюз, которое носит по настоящее время.

С 1918 г. главным фактором, определяющим развитие кооперации в нашей стране, стала экономическая политика, проводимая советским правительством, в котором не учитывались интересы рядовых челнов потребительских обществ:

- в 1918 г. в Центросоюз были принудительно включены все союзы потребительской кооперации, находящиеся на территории бывшей Российской империи;

- в 1928 г. потребительская кооперация искусственно делится на сельскохозяйственную кооперацию и потребительскую кооперацию, то есть проводится жёсткое отделение сельхозтоваропроизводителей от заготовительной, сбытовой и перерабатывающей деятельности. Проводится коллективизация сельского хозяйства, а потребительской кооперации в сельской местности отводится в основном роль торговли, направленной на обеспечение сельского населения необходимыми потребительскими товарами.

В последующий период работать самостоятельно Российскому потребительскому союзу не дают, по решению партии и правительства СССР его объединяют со Всесоюзным, при этом происходит жесткое вмешательство в хозяйственную и внутреннюю жизнь потребительской кооперацию. Только в 1954 г. решением IV съезда уполномоченных потребительской кооперации был создан Российский союз потребительских обществ (Роспотребсоюз) как самостоятельная организация. В апреле 1991 г. Рос-потребсоюз был переименован в Центросоюз РСФСР, а в январе 1992 г. — в Центросоюз Российской Федерации (России).

Экономические реформы 90-х годов прошлого века, проводимые в России, отрицательно сказались на развитии российской кооперации из-за гиперинфляции, либерализации цен, резкого снижения покупательной способности населения, неразумной политики акционирования и коммерсализа-ции. Только к 1998 г. снизились темпы падения показателей по всем видам хозяйственной деятельности потребительской кооперации и она стала возрождаться на исконно присущих ей принципах и ценностях. Начиная с 1999 года, потребительская кооперация России устойчиво развивается как социально-ориентированная система [4].

Деятельность потребительских обществ и их союзов регулируется Законом РФ «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации».

В настоящее время структура Центросоюза Российской Федерации включает в себя:

• 3,8 млн чел. пайщиков;

• потребительских обществ — около 3000;

• райпотребсоюзов — 135;

• потребсоюзов (республиканских,

краевых и областных) — 76;

• имеет развитую систему кооперативного образования;

• научно-исследовательскую базу [5].

Несмотря на кризис 2008 г. в последующие годы наблюдаются устойчивые темпы роста экономической деятельности Центросоюза РФ (рис.).

Совокупный объём деятельности вырос с 203,3 в 2008 г. до 239,3 млрд руб. в 2011 г. Снижение объёмов производства наблюдается в производстве продовольственных товаров — ежегодно от 0,5% до 1,5%. В оказании платных услуг населению в 2008 г. и 2009 г. наблюдалось резкое снижение объёма оказанных услуг, в 2011 г. темп роста достиг 106,6%. Оборот общественного питания после снижения в 2009 г. увеличился, темп рост составил в 2011 г. 108,5%.

2011 г.

2010 г.

2009 г.

2008 г.

1IIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIII п

• ,г ,г ,г ,г ,г ,г ,г ,г ,г ,г ,г .'І ,г ,г ,г ,г ,г ,г ,г ,г ,г ,г ,г .у ■г ■г ■г ■г ■г ■г ■г ■г ■г ■г ■г |г ■г ■г ■г ■г ■г ■г ■г --г -г .г .г .| ■г -г -г ¿- ^

і

щ

60

70

80

90

100

110

120

□ Совокупный объём деятельности Ш оборот оптовой торговли

□ оборот розничной торговли □ оборот общественного питания

□ объём закупок сельхозпродукции * объём платных услуг населения

□ производство продовольственных товаров

Рис. Темпы роста экономической деятельности Центросоюза РФ за 2008-2011 гг.

(в % к предыдущему году)

Значительную роль в развитии системы потребительской кооперации Центросоюза играет торговля, удельный вес которой в совокупном объёме деятельности достигает 70%. В структуру торговли Центросоюза входят:

• более 50 тыс. действующих магазинов совокупной площадью 3,2 млн м2; торговля обслуживает до 60% сельского населения;

• имеются свои оптово-распределительные центры практически в каждом регионе (более 100 действующих торговых баз и 3,5 тыс. складов);

• имеются возможности для частичного обеспечения потребностей торговли за счет производства организаций потребительской кооперации;

• магазины потребительской кооперации в сельской местности являются центрами общественной жизни для многих населенных пунктов [6].

Торговля потребительской кооперации имеет свои особенности: магазины интегрированы на уровне муниципальных образований или административных районов, практически отсутствуют торговые сети; большинство магазинов имеют небольшие площади; магазины, расположенные в населённых пунктах с численностью населения менее 100 чел., убыточные, зачастую носят социальных характер и не являются коммерчески эффективными; многие торговые точки

находятся в значительном удалении от возможных логистических распределительных центров.

Центросоюз РФ имеет собственную образовательную систему. В 1912 г. в Москве была создана высшая школа кооперации при городском народном университете имени Шанявского. Это событие положило начало качественной подготовки разноплановых специалистов высшей квалификации для торговой сети потребительской кооперации всей страны. В декабре 2012 г. Российский университет потребительской кооперации отметил своё столетие. Он имеет 22 филиала, территориально расположенных от Калининграда до Петропавловска-Камчатского.

В Сибири подготовкой кадров для специалистов занимается Сибирский университет потребительской кооперации, имеющий 7 филиалов в городах: Чита, Улан-Удэ,

Омск, Владивосток, Кызыл, Тюмень, Якутск.

В образовательную систему Центросоюза также входят 47 техникумов и 5 колледжей. Предоставляются образовательные услуги по 60 специальностям (направлениям) высшего и среднего профессионального образования, 15 научным специальностям (в аспирантуре).

Научно-исследовательский институт потребительской кооперации создан в 1965 г. Направления деятельности: научные иссле-

подворьях в отдалённой сельской местности.

Центросоюз РФ является членом Международного кооперативного альянса, в соответствии с принципами которого осуществляет свою деятельность.

По его инициативе в 2002 г. для повышения эффективности взаимодействия и выстраивания новой системы отношений с кооперативными организациями на постсоветском пространстве была создана Ассоциация «Лига национальных (республиканских) союзов кооперативных организаций потребительской кооперации стран Содружества Независимых Государств».

Предметом деятельности Лиги является: пропаганда, охрана и претворение в жизнь кооперативных ценностей и принципов на постсоветском пространстве;

определение экономической, социальной и научно-технической политики развития кооперативных организаций стран СНГ содействие совершенствованию и устойчивому развитию их деятельности;

создание совместных предприятий, сотрудничество в подготовке и переподготовке кадров, использовании лечебнооздоровительных учреждений, развитии туризма и т.п.

С 2010 г. президентом Ассоциации является председатель Совета Центросоюза Российской Федерации Е.Н. Кузнецов.

Таблица

Места, занимаемые Алтайским крайпотребсоюзом по основным показателям хозяйственной деятельности в системе Центросоюза РФ и в Сибирском федеральном округе за 2012 г.

№ п/п Виды в ЦС в СФО

1 Совокупный объём деятельности 9 2

2 Оборот розничной торговли 8 2

Оборот общественного питания 18 2

3 Объём закупок сельхозпродуктов и сырья 7 1

4 Объём закупок сельхозпродуктов, в т.ч.

мясопродукты 23 5

молокопродукты 6 2

яйцо 14 2

картофель 32 3

овощи 16 2

5 Объём продукции (работ, услуг) 9 1

6 Производство продовольственных товаров,

в том числе:

хлеб и хлебобулочные изделия 9 1

колбасные изделия 11 1

кондитерские изделия 11 2

консервы 19 4

полуфабрикаты 13 2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

дования и прикладные разработки в области информационных технологий, разработка и внедрение информационных систем торговых предприятий, проектирование специальных баз данных, разработка информационных систем мониторинга, внедрение информационных систем сбора, контроля, свода и анализа бухгалтерской и статистической отчетности.

Во всех субъектах Российской Федерации имеются региональные отделения Центросоюза РФ. В Алтайском крае — Алтайский краевой союз потребительских обществ, в структуру которого входят: 47 райпотребсоюзов; 49 тыс. магазинов; 6 тысяч предприятий общественного питания; 6,7 тысяч цехов по производству пищевой продукции; специализированные пункты по приёмке сельскохозяйственной продукции — 5,7 тыс.; около 26 тыс. пунктов и мастерских по оказанию населению бытовых услуг. Алтайский крайпотребсоюз занимает достойное место среди организаций Центросоюза России, по многим видам деятельности лидирует в Сибирском федеральном округе (табл.).

Активное ведение закупок сельскохозяйственной продукции региональными организациями Центросоюза РФ позволяет более полно использовать сельскохозяйственную продукцию, выращенную на крестьянских

Таким образом, сохранение и развитие организаций, входящих в Центросоюз Российской Федерации, позволяют решить ряд социальных проблем (обеспечение населения небольших посёлков необходимыми товарами; создание рабочих мест; организация заготовительной деятельности по заготовке сельскохозяйственной продукции) и способствует выполнению Доктрины продовольственной безопасности России (производство, заготовка, переработка сельскохозяйственной продукции и её поставка на национальный продовольственный рынок).

Библиографический список

1. Закон РФ «О потребительской кооперации (потребительских обществах и их союзах) в Р» от 13 июля 1997 г. // Сборник законов Российской Федерации. — М., 1999. — С. 340-347.

2. Коновалов М.В. Эволюция развития кооперации в России // Аграрная Россия. — 2 004. — № 3. — С. 51-52.

3. Сельскохозяйственная кооперация: теория, мировой опыт, проблемы возрождения / отв. ред. И.Н. Буздалов. — Минск:

Армита: Маркетинг, Менеджмент, 1998. — 256 с.

4. Буздалов И. Проблемы и перспективы

развития сельскохозяйственной кооперации в России // Международный сельскохозяйственный журнал. — 2003. — № 2. —

С. 3-11.

5. Сайт Центросоюза. — URL: http://rus.coop/.

6. Стратегия развития торговли в Россий-

ской Федерации на 2011-2015 годы и период до 2020 г. Анализ состояния и развития торговой отрасли. — URL: http://www.iip. ш /analytics/materialy-ministerstva-

promyshlennosti-i-torgovli-rossiyskoy-federacii /strate-giya-razvitiya-torgovli-v-rossiyskoy-federacii-na-2011 --2015-gody-i-period-do-2020-goda/ 1-analiz-sostoyaniya-i-razvitiya-torgovoy-otrasli/.

Статья подготовлена по материалам доклада в рамках Международного научно-практического семинара «Аграрная политика в России и странах Европы: социальные, экономические и агроэколо-гические аспекты» (19-20 марта 2013 г., г. Барнаул).

+ + +

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.