Научная статья на тему 'К вопросу о формировании профессиональной личности'

К вопросу о формировании профессиональной личности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
3374
141
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ / СТУДЕНЧЕСТВО / СРЕДА / РАЗВИТИЕ / ФОРМИРОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Багаев Алексей Владимирович

Целью статьи является обоснование возможности рассмотрения процесса профессионального становления студента в высшей школе в логике средового подхода в образовании. Рассматривается структура и динамика управления жизнью человека. Главной проблемой анализа в статье является проблема влияния управления на мышление и сознание личности. Предметом настоящей работы является исследование управления жизнью человека как творческого начала и движущего фактора развития социальных систем. Представлен категориальный анализ управления жизнью человека, выявлены методологические аспекты его социологического дискурса. В качестве ключевого условия реализации управления жизнью человека обозначены аспекты психологии. Центральный момент работы заключен в раскрытии взаимосвязи современного общества и развития личности. Отдельно рассмотрен вопрос о ненасильственном управлении. Метод или методология проведения работы: теоретический анализ психолого-педагогической, социологической и философской литературы, мысленное моделирование. Результаты: представлена и обоснована логика рассмотрения процесса профессионального становления студентов вышей школы с позиций средового подхода в образовании. Область применения результатов: система высшего профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о формировании профессиональной личности»

УДК 159.923

А.В. Багаев К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЛИЧНОСТИ

НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМ. Р.Е. АЛЕКСЕЕВА

Целью статьи является обоснование возможности рассмотрения процесса профессионального становления студента в высшей школе в логике средового подхода в образовании. Рассматривается структура и динамика управления жизнью человека. Главной проблемой анализа в статье является проблема влияния управления на мышление и сознание личности. Предметом настоящей работы является исследование управления жизнью человека как творческого начала и движущего фактора развития социальных систем. Представлен категориальный анализ управления жизнью человека, выявлены методологические аспекты его социологического дискурса. В качестве ключевого условия реализации управления жизнью человека обозначены аспекты психологии. Центральный момент работы заключен в раскрытии взаимосвязи современного общества и развития личности. Отдельно рассмотрен вопрос о ненасильственном управлении. Метод или методология проведения работы: теоретический анализ психолого-педагогической, социологической и философской литературы, мысленное моделирование. Результаты: представлена и обоснована логика рассмотрения процесса профессионального становления студентов вышей школы с позиций средового подхода в образовании. Область применения результатов: система высшего профессионального образования.

Ключевые слова: личность, студенчество, среда, развитие, формирование, профессиональное становление.

Оказывается, я в состоянии изменить свою жизнь, я могу добиться чуть ли не любой цели - нужно лишь выяснить, как действуют в соответствующих обстоятельствах другие, и самому поступать таким же образом, пока не достигну желаемого эффекта.

Для меня это стало настоящим откровением, так меня вдохновившем, что я до сих пор живу под его впечатлением.

Б. Трейси

Теория профессиональной личности

На современном этапе развития человечества приоритетным направлением становится формирование профессиональной личности. Это предполагает создание комплексной системы подготовки кадров (психологи-тренеры), обеспечивающих личностное развитие современного человека. Главная идея исследования: человек - хозяин своей жизни (живет по плану), может ее улучшить и достигать своих целей!

Новизна данного исследования заключается в расширении содержания феномена «профессиональная личность» и источников ее формирования. Традиционно понятие «профессиональная личность» включало в себя знания, умения, навыки в профессиональной деятельности (в т. ч. эмоциональные, нравственные, коммуникационные аспекты). Источники формирования - среднеспециальные и высшие учебные заведения (в т. ч. затрагивались вопросы влияния семьи и школы). С нашей точки зрения, профессиональная личность - профессиональна во всем (ниже приведены 6 сфер жизни человека). Источники ее формирования - сам человек как инструмент личностного роста, семья, образовательные учреждения, организации общества (психологические центры, СМИ, культурные образования и др.).

Еще в подростковом возрасте должны быть заложены навыки планирования, управления и организации своей жизни. Это необходимо для всех сфер жизни человека. 1) Личное развитие (самообразование, знание о человеке; управление собой, временем, финансами,

эмоциями; АТ - аутогенная тренировка, НЛП - нейролингвистическое программирование; добро, чувство прекрасного, оптимизм, уверенность, творчество, воля, дисциплина). 2) Профессиональное развитие (выбор работы, карьерный рост, финансы и увеличение доходов, обучение, любимое дело). 3) Гармоничные отношения с близкими (муж, жена, дети, другие родственники), с друзьями, знакомыми, коллегами, конкурентами (мастер общения, ораторское искусство, выбор партнера, идеальная семья, разрешение конфликтов); уважение, психологическая поддержка, коллективизм. 4) Порядок в доме (ведение домашнего хозяйства -пространство счастья). 5) Культурное развитие (хобби, увлечения, интересы; общение, искусство, возможности интернета, путешествия...). 6) Здоровый образ жизни (режим дня: питание, отдых, сон, физкультура-спорт, общение с природой).

Осознанное отношение к своей жизни предполагает видение ее целиком: что человек хочет иметь, каким быть в конце своей жизни по всем указанным выше сферам. Определение своего призвания, мечты, любимого дела (что я оставлю после себя?) [1]. Эти мечты (выражающие фундаментальные ценности), связанные с любимым делом (что могу делать хорошо, востребовано, нравится), превращаются в конкретные цели. Далее идет тщательное планирование своей жизни: планирование всей жизни, 10 лет, года, месяца, недели, дня. Планы не являются жестким обязательством: они корректируются с развитием человека, учитывают непредвиденные обстоятельства, позволяют контролировать все аспекты жизни человека, освобождают силы и время человека на семью, творчество и любимую работу; планы на жизнь и год придают осмысленность и уверенность в делах текущего дня [2].

Важным моментом становления профессиональной личности (для себя, общения, профессии) является повышение самооценки, уверенности и оптимизма. Для этого необходимо вести записи в «Дневнике успехов», отмечая все большие и малые достижения в жизни. В текущей жизни мы отмечаем все «хорошие дела» дня (даже маленькие), особенно связанные с хобби, увлечениями, которые с пользой развивают нас как профессиональную личность, повышают настроение, дают позитивные эмоции, энергию для будущих дел и свершений.

Лучше с утра начать делать важнейшее, большое дело, вырабатывая в себе привычки успешных людей: достижение великих целей регулярными действиями [3]. Четкое и ясное представление целей, визуализация уже достигнутого результата придают нам уверенности и силы, преодолевают страх и лень. 3-4 недели на выработку новой привычки требует настойчивости, дисциплины, регулярности действий и веры в себя!

«Концепция Я» (образ Я), закрепившееся в нашем сознании, может измениться! Так называемая «зона комфорта» [4] претерпевает расширение для превращения нашей жизни в шедевр! Действенным методом для этого служит пример успешных людей («учитесь у Учителей!»). «Инвентаризация» своего окружения, формирующего нас как личность, во многом способствует формированию профессиональной личности.

Успех в любом деле - это немедленные, регулярные действия, превращающееся в привычку и доведенные до намеченной цели, результата. Привыкание к успеху вырабатывает привычки успешных действий, доведенных до автоматизма. Увеличение количества и качества результатов превращает человека в профессиональную личность, в победителя жизни. Созданный образ «успешного человека», выполняющего любое дело последовательно, быстро и качественно, реализуется в жизни. Ясное представление о том, чего человек хочет, выражается в записанные цели и планы, в перечне конкретных шагов с приоритетами и последовательностью дел, в списке средств, необходимых для достижения результатов. Конкретные сроки мотивируют на немедленные и регулярные действия. Предварительное планирование стратегических и ежедневных дел «запускает» механизмы подсознания на нахождение эффективных методов реализации задуманного, генерирует творческие, новые и нестандартные идеи.

Рассмотрим формирование профессиональной личности по 6 сферам жизни. 1. Личное развитие. Целеполагание должно удовлетворять следующим условиям [5]: 1) цели имеют личный, индивидуальный характер («мои»), 2) носят позитивный, осмысленный характер

(полезны для общества), 3) цели измеримы и конкретны, 4) имеют свойство гибкости (корректировка), 5) они перспективны, интересны, 6) цели соответствуют ценностям, 7) существует баланс целей по сферам жизни, 8) реалистичность целей (сроки, объемы!), 9) требуют усилий, действий, одержимости и упорства!

Саморегуляция человеком своей жизни включает в себя: выполнение посильных задач, конкретных дел; наличие инструкции-образца, эмоциональное подкрепление, речевое сопровождение, эффективные упражнения и тренинги. Выработанные позитивные, новые привычки требуют времени, дисциплины. Для этого необходимо тщательное планирование, вера в себя, немедленные и регулярные действия!

2. Профессиональное развитие. Для достижения результатов и успехов на работе требуется фокусировка на лучших своих способностях. Концентрация сил и времени на том, что хорошо получается, даст максимальный эффект для всей жизни. Для планирования своей деятельности можно использовать метод «объем запланированного результата», с записью цифр, сроков и конкретных результатов [6]. Философия повседневности обнаруживает ценность нескольких часов дня, данных нам действительно важных дел и саморазвития (много времени занимают «работа», транспорт, самообслуживание: сон, еда, гигиена, разговоры и пр.). Поэтому при планировании дня необходимо четко обозначить фиксированные по времени события, расположить по приоритетам и последовательности важные дела, оставляя время на самообслуживание и отдых, вносить корректировки в план и оценивать результаты дня [7].

Планирование жизни непосредственно связано с ее упорядочиванием, т. е. наведением порядка в вещах, времени, финансах, мыслях, окружении [8]. Становление профессиональной личности предполагает постоянное обучение не только специализированным знаниям своего дела, но и образование себя - личностное развитие по всем 6 сферам указанных выше. В связи с этим к методам эффективной самоорганизации можно отнести: 1) интенсивное выполнение дел с фиксированием времени на их выполнение (мотивация: сделал - награда), 2) выработка привычки (3-4 недели освоение нового), 3) тайм-менеджмент (планирование и распорядок дел), 4) обучение других самоорганизации с тем, чтобы повысить личную эффективность, 5) работа в команде единомышленников (влияние позитивного примера на подражание успешных действий и результатов).

3. Гармоничные отношения. Человек, а тем более профессиональная личность - это его коммуникации. От их качества, продолжительности, степени влияния зависит уровень жизни. Как и в мире вещей и процессов, отношения людей также должны иметь цель, план, действия и свои результаты! Общие закономерности коммуникаций пригодны (функционируют, действуют!) как в семье, так и в профессиональной сфере. Определение назначения общения, конкретных и конечных целей отношений детерминирует выстраивание плана достижения этих целей, устанавливает права и обязанности сторон, выясняет необходимые ресурсы и средства, фиксирует немедленные и регулярные действия по выполнению договоренностей.

Планирование всей жизни для конкретного человека предполагает составление такого же «глобального» плана для создания и развития семьи, бизнеса, общества в целом. В плане определены общие ценности в отношениях и конкретные цели; формы и сценарии поведения (взаимопонимание, приемлемость, власть). Успешная профессиональная личность прежде всего «профессиональна» в семье! Уметь быть вместе, поддержка друг друга эмоционально, интеллектуально, физически, материально приносит неисчерпаемый заряд энергии для творческих свершений в развитии семьи, бизнеса, общества в целом. Выработка позитивных семейных привычек (ритуалов), в соответствии с целями и планами супругов и детей, создают взаимопонимание, мир, добрые отношения. Слова поощрения, стремление к вниманию, преподнесение даже маленьких подарков, помощь во всем, доверительные отношения - мощные методы создания и развития семьи на основе любви!

Договоренности в отношениях предполагают следование определенным правилам в условиях возможных разногласий, конфликтов. Умение слушать другого и быть спокойным; избегание взаимных упреков, обвинений, негативных слов - путь сохранения позитивных отношений. Обсуждение разногласий требует соблюдение определенных правил: тактичности, вежливости, донесение до другой стороны своих мыслей в адекватной форме, разбор вопросов в соответствующей обстановке, на каждый вопрос - одно обсуждение.

«Конституция семьи» определяет следующие вопросы: кто глава семьи, отношения в семье (пути выхода из конфликтов), семейный бюджет, права и обязанности членов семьи (работа, дом, культура, здоровье). Учет особенностей каждого члена семьи, спокойные речь и интонации - неотъемлемые качества профессиональной личности. В любом спорном вопросе необходимо определиться «чья территория?», «кто должен решать этот вопрос?». Видение совместного, позитивного будущего; предвкушение счастливой, крепкой семьи помогает преодолеть текущие противоречия с минимальными потерями.

Возникает парадокс: успешное сообщество то, которое имеет «записанные правила», стратегические и текущие цели и планы, которые регулярно претворяются в жизнь как «добрая привычка» к гармоничному развитию и процветанию. Так почему подавляющее большинство семей «живет» (читай - просто существует) в неопределенности, стихийности, шаблонности, в неосознаваемом следовании стереотипам, навязанных СМИ и какой-либо идеологией? Конечно, «здоровые» привычки и традиции придают стабильность, экономят энергию, силы, время. Но для XXI века информационных технологий учет и планирование времени, денег, средств является неотъемлемой задачей! Кроме того, необходимо учитывать особенности психологии мужчин и женщин.

4. Дом. Пространство обитания также нуждается в «профессиональном, личностном» подходе. Поддержание чистоты, порядка, уюта, эстетики дома - важные компоненты развития профессиональной личности и его семьи. Дом - место работы и отдыха, творчества и общения, мощное средство для эффективного развития. В философском смысле дом - расширение нашего тела (органопроекция Э. Каппа, всеединство В.С. Соловьева) и нуждается в заботливом уходе. С другой стороны, дом - некоторая «зона комфорта», консервирующая наше развитие. Для преодоления стереотипов и выхода на новый уровень существования есть следующие эффективные методы [9]: изменение образа жизни, новые знакомства, курсы и тренинги, дела (иностранный язык, общение, музыка), новые информация, поездки, одежда, мебель.

Тема «дом» предполагает формирование навыка гармоничной организации своего пространства и пространства других людей (близких, друзей, сотрудников, клиентов). Управление «домом» (фирмой, страной, человечеством) имеет общие закономерности функционирования и развития: постановка целей, планов, обеспечение необходимых ресурсов, немедленные и регулярные действия для достижения результатов.

5. Культурное развитие. Данная сфера предполагает расширение и углубление развития профессиональной личности. Именно здесь широкий простор творческой реализации человека (хобби, увлечения, интересы; общение, искусство, возможности интернета, путешествия...). Самообразование и приобретение новых навыков (культура!) - важный фактор формирования эффективных изменений в личной, профессиональной и семейной (отношения) сферах. Культура - генератор новых потребностей, желаний (мечта), ценностей (цели-результаты), энергий и позитивных эмоций. Культурная сфера обладает потенциальными возможностями для выхода из «зоны комфорта» в жизнь более высокого уровня и качества. Складывание новой «концепции Я» (образа я) происходит во многом благодаря творческим силам культуры.

6. Здоровый образ жизни. Физическое и эмоциональное состояние человека - залог реализации намеченных целей и долгой, счастливой жизни! Здоровье складывается из режима дня: питание, отдых, сон, физкультура-спорт, общение с природой. Профессиональный подход в данной сфере опирается на науку и предполагает достижение намеченных целей и

планов. Гармоничное эмоциональное состояние обеспечивается аутогенной тренировкой, нейролингвистическим программированием, повышением самооценки и уверенности.

Итак, профессиональная личность - это носитель общественных отношений и высших ценностей, активно и ответственно познающий и изменяющий мир; профессионально ставящий цели, планирующий немедленные и регулярные текущие и стратегические действия.

Профессиональная личность во многом определяется ее творческим потенциалом. В его состав входят: профессиональные ориентации, уровень мотивации профессиональных достижений, личностно-профессиональный тип специалиста [10, с. 217]. Профессиональный потенциал - это обобщенная способность, совокупность естественных и приобретенных качеств, обеспечивающих выполнение своих обязанностей на заданном уровне. Профессиональные знания, умения, активность, способность достигать запланированных целей - параметры развитой профессиональной личности. Структурными компонентами профессионального потенциала являются: интеллектуальный, творческий, коммуникативный, операционный, мотивационный.

Креативная составляющая профессиональной личности включает в себя: социальную активность, ориентацию на профессию, профессиональную направленность, индивидуальный стиль деятельности, творческое отношение к труду. В целом, гносеологический, аксиологический, коммуникационный, художественный, профессиональный, духовный и творческий потенциалы образуют подвижную систему профессиональной личности. В связи с этим, профессионализм - это совокупность психофизиологических, психических и личностных изменений, происходящих в процессе длительного выполнения деятельности, обеспечивающий качественно новый уровень решения профессиональных задач [10, с. 221].

Профессиональная личность включает в себя следующие компоненты креативности: способность к нестандартным решениям, креативный подход к делу, рефлексивность, сила внутренней мотивации, использование невербальной модели мышления, внутренняя направленность (активность), способность комбинировать, свобода ассоциаций [10, с. 222]. Анализ зарубежной и отечественной литературы показал отсутствие единого понимания факторов, условий, средств развития креативности, ее механизмов формирования. Для креативности профессиональной личности необходимо создание особой творческой среды - пространство неопределенности, предметной обогащенности, нерегламентируемости, многовариантности, свободы выбора [10, с. 226].

Таким образом, профессиональная личность поддается развитию и формированию; активное воздействие на все сферы личности приводит к эффективному результату; необходимо создание близкого окружения как фактора роста профессионализма.

Профессиональная личность обладает следующими необходимыми в современном обществе качествами: «высокий уровень социальной адаптации, нервно-психическая устойчивость, высокий уровень интеллектуального развития, коммуникационная компетентность, организационные способности» [11, с. 104]. 1. Профессиональная адаптация включает в себя: высокий уровень правосознания, дисциплинированность, честность, принципиальность. 2. Эмоциональная устойчивость состоит из уравновешенности, активности, самоконтроля, работоспособности. 3. Интеллектуальная компонента содержит широкие и глубокие знания, развитую интуицию, подвижные психологические познавательные процессы (внимание, память, восприятие), творческое мышление. 4. Коммуникативные способности представлены эффективными эмоциональными контактами с различными людьми, умением выходить из конфликтов. 5. Организационные навыки позволяют управлять объектами и процессами, планировать и достигать поставленных целей.

Итак, профессиональная личность складывается из системы качеств его личностного потенциала: мотивационно-ценностного и морально-правового.

Механизмы формирования профессиональной личности включают в себя систему условий и факторов, обеспечивающих взаимодействие указанных компонентов. Профессио-

нальная личность интегрирует в себе целостную совокупность свойств и способностей, реализуемых в различных сферах деятельности.

Одним из важных компонентов профессиональной личности выступает, на наш взгляд, социальная креативность. Действительно, в ее состав входят такие компоненты как: мотивационно-ценностный, коммуникативный и социальная перцепция [12, с. 20]. Прогнозирование межличностных отношений, моделирование и понимание социальных взаимодействий - неотъемлемая часть формирования качеств профессиональной личности. В связи с этим, возникает проблема подготовки такой личности в современном образовательном процессе. К последнему можно отнести не только учебную и вне учебную деятельность, но и личностное развитие (умение ставить цели, планировать свою жизнь и достигать результатов), построение эффективных отношений, организованную хозяйственно-бытовую деятельность, заботу о физическом и эмоциональном здоровье, культурное развитие.

Творческое развитие и реализация своих способностей; установление и упрочение позитивных отношений с различными людьми; ориентация на ценностные социальные контакты; навыки эффективного общения отличают профессиональную личность.

Практика профессиональной личности

Для формирования профессиональной личности необходимо следовать следующим принципам жизни [13]: 1. Тотальная ответственность за свою жизнь, бесконечные коммуникации, активность, проекты; постоянное самосовершенствование, реализация собственных достижений, восхищение жизнью; творчество, новизна, нестандартность во всем, энергичность, критичность. 2. Революция информационных систем и технологий как среда для революции сознания, работы и жизни. 3. Создание группы единомышленников (говорить и делать новое, свое), свобода и концентрация на позитивном всего существующего. 4. Определение «кем я хочу быть?» (одержимость, привязанность, поглощенность работой); список преимуществ собственного проекта (АТ - аутогенная тренировка, НЛП - нейролингвистиче-ское программирование); немедленное выполнение намеченных целей. 5. Учиться у Мастеров (успешных людей!), визуализация счастливой жизни; инициатива, результативность, выработка успешных навыков. 6. Определение идей-целей, планирование и выполнение намеченного. 7. Повышение собственной заметности (собственные проекты, ценности, качества; постоянное обучение своему Делу, расширение единомышленников). 8. Рост профессионализма - немедленные, постоянные действия по выполнению важнейших дел каждого дня!

Качества профессиональной личности складываются из выработки следующих навыков [14]: 1) мечта о великом, 2) выработка ясного ощущения направления, 3) взятие ответственности на себя, 4) делать любимое дело, 5) постоянное совершенствование, 6) работать дольше и упорнее, 7) непрерывное обучение, 8) откладывание части заработка и вкладывание средств в собственное развитие для финансовой независимости, 9) изучение в своем деле каждой мелочи, 10) посвящение жизни служению другим (забота о клиентах), 11) честность и искренность к себе и другим, 12) установка важнейших приоритетов и целеустремленная концентрация на них, 13) становление быстрым и надлежащим работником (рост репутации), 14) готовность к ритмичности карьеры и постоянному росту, 15) практика самодисциплины, 16) раскрытие способностей и развитие творчества, 17) создание подлинного окружения людей, 18) забота о физическом здоровье, 19) ориентация на решительные действия, 20) настойчивость во всем и доведение работы до конца!

Концентрация на одной проблеме и способность работать не отвлекаясь, пока не завершено дело - важнейшее правило успеха и личностного развития. Эффективное использование времени способствует росту профессиональной личности. Например, можно читать или слушать аудиозаписи по образовательным программам в транспорте, очередях и других подобных случаях. Для увеличения продуктивности в работе необходимо сократить время на выполнение проектов (пересмотр, оптимизация, объединение). Постоянное обновление жизни, всех ее аспектов; пересмотр планов, сфер и направлений приложения усилий, методов деятельности; выход за пределы «зоны комфорта» - увеличивает уровень профессионализма

личности. Предварительное планирование каждого проекта оптимизирует задачу его выполнения быстро и качественно.

Таким образом, предметом действий профессиональной личности является не только качественные товары и услуги, повышение его уровня квалификации, но и вся жизнь в целом (личное развитие, работа, отношения, дом, культура, здоровье). Можно и нужно обучаться не только специализированным навыкам работы, но и эффективному управлению своей жизни (повышение оптимизма; определение любимого дела, целей и планов).

В ряде исследований показано, что «наибольшими возможностями в плане коммуникативно-личностного развития специалиста педагога обладает диалогический, духовно ориентированный подход к изучению общения и развитию в нем профессиональной личности» [15]. Углубление духовных, личностных и ценностно-смысловых ориентаций способствует формированию подлинной профессиональной личности. Профессионализм достигается за счет планомерного продвижения по всем сферам жизни к намеченным целям до получения конкретных результатов.

Целостное представление о личности выражается через профессиональную организацию всех его сфер жизни [16]. 1. Организация физического пространства складывается из порядка и чистоты вещей хозяйственно-бытового назначения (в т. ч. систематизации и хранения документов). Особого внимания заслуживает вопрос о порядке в электронном документообороте. В условиях информационно-коммуникационных технологий процесс увеличения информации нуждается в упорядочивании, ранжировании и быстром поиске необходимых документов. 2. Тайм-менеджмент является эффективным инструментом выбора приоритетных дел и осуществления планов. Календарь стратегических и текущих дел, событий, привязанных по времени, позволяет успеть (успех!) сделать намеченные дела не только на работе, но и в других сферах жизни. Планирование задач и дел с выделением на их выполнение определенного времени - великое искусство «профессиональной личности». Повышение эффективности в данном процессе связано с концентрации человека на выполнении дела; наличием порядка в той или иной сфере. 3. И наконец, соответствие целей действиям выражается в дроблении большой задачи на более мелкие этапы работы. Кроме того, профессиональная личность не ограничивается раз и навсегда установленным целям и планам. Последние корректируются раскрытием новых возможностей и способностей личности. Переход на новый уровень развития предполагает движение к более высоким целям в различных сферах жизни, отражает степень «профессионализма» в конкретном направлении деятельности. Именно большие и конкретные результаты определяют качество жизни человека, повышают его самооценку, веру в себя, увеличивают убежденность действовать с большим размахом и усилиями. Навыки постоянной работы и совершенствования превращаются в привычку успешных людей.

Важнейшим качеством профессиональной личности становится гибкость в постоянно меняющихся современных условиях (рост информации, технологии, конкуренции). Постоянное обучение и применение нового на практике устанавливает контроль над изменениями. Сосредоточенность на решении поставленной задаче (как сделать!) создает успешное и счастливое будущее. Профессиональная личность имеет план и навыки управления «продуктом», торговлей, производством, финансами, персоналом, технологиями и собственным развитием! Компетентность, качество жизни и действий - неоспоримое преимущество профессиональной личности.

Формирование профессиональной личности уже заложено образовательными программами и стандартами. Но реализация высоких и всеохватных целей далека до воплощения на практике из-за сведения данной задачи к знаниям, умениям, навыкам будущей профессии силами образовательного учреждения. В предлагаемом исследовании профессиональная личность - результат и процесс деятельности прежде всего самого человека (всей жизненной среды), реализующего свои потенциалы во всех сферах жизни. Действительно, личностно-деятельностный подход в образовании ориентирован на разностороннее развитие

и воспитание личности будущего специалиста; на гармонизацию отношений в системе «человек-природа-общество»; на рост творческого потенциала личности [17]. В указанной концепции решаются задачи умственного, физического, правового, эстетического, трудового и профессионального воспитания; формирования научного мировоззрения и патриотизма. На уровне специальностей и комплекса дисциплин «прописаны» производственные и социальные задачи: развитие знаний, этики, здорового образа жизни, культуры мышления. В рамках профессии «заложены» проективная деятельность, способность ставить цели и задачи, управлять и организовывать отношения и производственные процессы.

Можно обнаружить много общего в образовательных стандартах и концепции данного исследования: формирование компетентности в распределении ресурсов (время, деньги, материалы), компетентность профессиональная (задачи должности) и системная (мониторинг и коррекция деятельности, понимание взаимосвязи технических, социальных и организационных систем). Тем не менее, на сегодняшний день отсутствует целостная программа формирования профессиональной личности с действующим механизмом методов, средств и организационных форм достижения целей. В связи с этим, целеполагание, мотивация, планирование, организация, координация, контроль и оценка - необходимые элементы формирования профессиональной личности.

Видение своего будущего - начало «профессионализма» в любой сфере. Профессиональная перспектива включает следующие компоненты: «мотивационно-личностный, эмоционально-ориентировочный, регулятивно-волевой, когнитивно-аналитический и профессионально-идентификационный» [18, с. 21]. В этом случае, к психологическим условиям успешного приближения профессионального будущего можно отнести: работа в коллективе единомышленников, опыт работы по профессии, создание среды личного раскрытия, планомерная работа над собой, открытость новому и активность.

Для формирования профессиональной личности необходимо пройти курс психологического консультирования. Последнее базируется на принципах [19]: 1) доброжелательного, безоценочного отношения к клиенту, 2) ориентации на нормы и ценности клиента (искренность, открытость), 3) запрет давать советы, 4) анонимность, 5) включенность клиента в процесс консультирования (активно искать пути решения ситуации), 6) разграничение личных и профессиональных отношений, 7) принятие ответственности за происходящее клиентом. Следование данным принципам консультанта позволяет клиенту расширить представление о себе и своей ситуации; перейти к конкретным действиям (эмоции, мысли, поведение) для улучшения своей жизни. Принятие и поддержка клиента способствует поднятию самооценки; дает «высказаться» и осмыслить свою информацию. Обнаружение паттерна (стереотипа) клиента в переживаниях, мыслях и поведении позволяет начать работать над собой. Психо-коррекционное воздействие состоит в катарсисе, в изменении личных структур, приобретении смысла (обнаружение противоречий в жизни, переформулирование и переконструирование реальности!). Выгодность «симптома» (потребность в любви, власти, понимании), удовлетворяемая неадекватными средствами, обнаруживает действительные затруднения в жизни клиента, мешающие становлению гармоничной, профессиональной личности.

Структурирование реальности человека с точки зрения эмоций позволяет «абсолютно очевидное» поставить под сомнение. Метод интерпретации - один из важных способов изменения «Я-концепции» клиента. К препятствиям формирования профессиональной личности можно отнести [19, с. 45]: 1) неумение распоряжаться своей жизнью, 2) ощущение само-нереализованности, 3) некомпетентность, страхи в отношениях и делах жизни. Стратегия работы в данных случаях будет заключаться в нахождении интересных и нужных людям делах, в обнаружении собственных достижений и ценностей в прошлой жизни и перспективах на будущее.

К установкам, затрудняющим общение, относятся: завышенные требования к другим, не критические требования к себе. Изменение собственной самооценки приводит и к изменению отношений к другим людям. Умение прощать, не замечать мелочи способствует улуч-

шению отношений и собственной «Я-концепции». Росту профессиональной личности способствуют также групповые занятия (тренинги).

Рост личностных качеств (открытость, спонтанность, уверенность), раскрытие своих возможностей, реализация свободы и ответственности, достижение целей, повышение самооценки, оптимизм, творчество, самопознание - составляющие формирования профессиональной личности! Психологическое консультирование - одно из возможных средств эффективного становления профессиональной личности. Действительно, процесс консультирования включает в себя [19, с. 50]: 1) исследование проблемы, 2) альтернативные решения и возможности, 3) планирование, 4) деятельность, 5) оценка результатов.

Профессиональная личность - это высокий уровень мастерства, личностных качеств человека, способностей в личной, коммуникационной, профессиональной сферах, доведенных до автоматизма навыков и готовности нестандартно, по-новому мыслить, чувствовать; планировать, организовывать, управлять своей жизнью и достигать высоких результатов в деятельности. К условиям становления профессионализма можно отнести: развитие общих психических свойств (память, внимание, интеллект), процесс самоопределения (в т.ч. профессиональный выбор), профессиональная пригодность, самоактуализация и личностный рост. Формирование профессиональной личности происходит наиболее эффективно с помощью психологического консультирования. Действительно, психологические знания и навыки способствуют: преодолению трудностей, противоречий; эффективному принятию решений, качественному росту личности (изменение чувств, мыслей, поведения, общения); раскрытию внутреннего потенциала и самоактуализации [20]. «Профессионализм» - это не указание на высокое мастерство выполнения профессиональной должности и карьерный рост, а Мастерство и карьера всей жизни (по всем сферам бытования личности!), реализуемой через все внутренние и внешние источники (саморазвитие, семья, образование, общество). В зарубежных исследованиях есть несколько основных психологических концепций профессионального становления [21]. В отечественной психологии становление рассматривается в двух контекстах: личностном и профессиональном.

Акмеология - наука о становлении и развитии человека как профессионала в деятельности. Личность выступает субъектом своего непрерывного развития познавательных, нравственных и коммуникативных качеств. Раскрытие внутреннего потенциала способствует обретению целостности и идентичности. Профессионализм предполагает постоянное самообразование, расширение пространства личности, развитие мотивационных, творческих и инновационных качеств. Складывание зрелой «Я-концепции», проигрывание значимых социальных ролей, повышение квалификации (знания, умения, навыки) и творческих способностей формирует настоящего профессионала не только в деловой сфере, но и для всей жизни.

Для формирования профессиональной личности необходимо развивать следующие качества: управление собой, высокая самооценка и уверенность, опора на сильные стороны, хорошо выглядеть, доброта, ответственность, поддержка здоровья, трудолюбие, творчество, целеустремленность, организованность, образованность, культура мышления, требовательность, честность, вежливость, коммуникабельность, волевая твердость, конфиденциальность.

Профессионализация - это процесс формирования личности профессионала [22]. Различают следующие этапы профессионализации: поиск и выбор профессии, освоение профессии, социальная и профессиональная адаптация, выполнение профессиональной деятельности. Личность развивается профессионально от процесса приспособления до изменения содержания и условий труда. Профессионализация имеет не только позитивные стороны (совершенствование знаний, умений, навыков, рост профессиональных способностей), но и негативные (взгляд на мир глазами профессии, выгорание).

Прогрессивная стадия развития профессиональной личности связана с мотивами и структурой профессиональной деятельности. Мотивация как система внутренних побуждений направляет личность на достижение целей, регулирует структуру и функции деятельности. Существуют различные способы удовлетворения потребностей через профессиональную

деятельность. Степень удовлетворения потребностей личности определяется уровнем включенности профессионала в работу, наличием смысла труда, эффективностью работы.

Внутренняя мотивация реализуется в процессе труда как чувство удовлетворенности, радости, актуализации ЗУН, роста профессиональных способностей. Внешняя мотивация (вне содержания труда) ориентирована на материальные выгоды, социальное признание [23]. Итак, в процессе деятельности происходит самоутверждение человека как профессионала. Это зависит от личных особенностей, условий обучения и труда, организации деятельности. Причем, общие знания трансформируются в профессиональные, практические. Используемая на практике информация придает личности целостность, а надежность, качество труда, производительность определяют эффективность ее профессиональных качеств.

Успешность выполнения профессиональных обязанностей зависит от адекватного представления личности о самой себе! Профессиональные способности складываются из психомоторных функций и свойств психических процессов, обеспечивающие эффективность деятельности.

Профессиональная деформация может привести к затруднениям в повседневной жизни (изменение чувств, мыслей, поведения, общения). Например, феномен «трудоголизма» является защитой от трудностей жизни [24]. Узкая «профессионализация» выводит человека из других сфер жизни (интересы, люди). Кроме того, профессиональные установки, стереотипы переносятся на всю жизнь, деформируя личность. Так, профессиональные особенности затрудняют существование человека в социуме, в непрофессиональной деятельности. Однобокое развитие какой-либо черты (необходимой в профессии) снижает целостность личности в рамках общества (например, поучительство, критичность, авторитетность). Сужение круга интересов и общения может компенсироваться развитием позитивных качеств (например, аккуратность, добросовестность).

Психическое выгорание связано с потерей мотивации, работоспособности, эмоциональным истощением [25]. Выгорание является следствием напряженных отношений между клиентами и работниками, высокого уровня притязаний (потеря смысла жизни в работе); увеличением объема работы, ее рутинного характера. Эмоциональная опустошенность, усталость, цинизм, чувство некомпетентности, осознание неуспеха, потеря любви к работе, отсутствие интереса, искусственное существование - проявление феномена психического выгорания. Выгорание связано со стрессом, но не сводится к нему. Депрессия, разочарование в работе коррелирует с чувством важности, значимости профессиональной деятельности. В целом, выгорание связано с чувством неудачи и является негативным опытом. К факторам выгорания можно отнести индивидуальные особенности личности, социально-демографические характеристики, условия работы. Пути преодоления данного феномена заключаются в повышении самостоятельности, творчества в труде, качестве межличностного общения, в эффективном изменении условий труда, в обращении к психологическим службам.

Итак, развитие профессиональной личности во всех сферах жизни - одно из приоритетных направлений в деятельности современного социума.

Библиографический список

1. Козлов, Н.И. Планирование жизни [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.psychologos.ru/articles/view/planirovanie_zhizni (Дата обращения 17.04.2015).

2. Козлов, Н.И. Как и зачем ставить цели на год [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.psychologos.ru/articles/view/kak_i_zachem_stavit_celi_na_god_vop_zn_ (Дата обращения 17.04.2015).

3. Трейси, Брайан. Достижение максимума [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.koob.ru/tracy/tracy_dostizhenie_maksimuma (Дата обращения 17.04.2014).

4. Саторин, И. Зона комфорта [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://progressman.ru/ 2011/04/cage/ (Дата обращения 17.04.2014)

5. Кэнфилд, Джек. Цельная жизнь. Ключевые навыки для достижения ваших целей / Кэнфилд Джек, Лес Хьюитт, Марк Виктор Хансен [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.psychologos.ru/articles/view/celnaya_zhizn._klyuchevye_navyki_dlya_dostizheniya_vashih_cel ey_kenfildzpt_hyuittzpt_hansen/-1 (Дата обращения 17.04.2015).

6. Козлов, Н.И. Объем запланированного результата [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.psychologos.ru/articles/view/ozrzpt_obem_zaplanirovannogo_rezultata (Дата обращения 17.04.2015).

7. Козлов, Н.И. Планирование дня [Электронный ресурс] / Н.И. Козлов. Режим доступа: http://www.psychologos.ru/articles/view/planirovanie_dnya Дата обращения 17.04.2015

8. Козлов, Н.И. Порядок в жизни - направление дистанции [Электронный ресурс] / Н.И. Козлов. Режим доступа: http://www.psychologos.ru/articles/view/poryadok_v_zhizni_-_napravlenie_distancii (Дата обращения 17.04.2015).

9. Павлова, Е. Выход из зоны комфорта как условие развития личности [Электронный ресурс] / Е. Павлова. Режим доступа: http://www.psychologos.ru/articles/view/vyhod_iz_zony_komforta_kak_uslovie_razvitiya_lichnosti Дата обращения 17.04.2015

10.Рыжов, В.В. Личность: творчество и духовность: монография [Текст] / В.В. Рыжов. - СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского христианского университета, 2012. - 489 с.

11.Матрешина, Е.Б. Понятие и критерии профессиональной личности юриста [Текст] / Е.Б. Матре-шина // Психология креативности: сборник научно-практических статей. Выпуск 8 / под ред. Г.В. Со-рокоумовой. - Н. Новгород, УРАО НФ, 2о13. - С. 101-108.

12.Сохан, Е.В. Формирование социальной креативности специалистов в новых экономических условиях: Автореферат дис...кандидата социологических наук [Текст] / Е.В. Сохан. - Н. Новгород, 2013. - 22 с.

13.Питерс, Т. Преврати себя в бренд! [Электронный ресурс] / Т. Питерс. Режим доступа:

http://www.psychologos.ru/articles/view/prevrati_sebya_v_brend_vos_zn_(Дата обращения

17.04.2015).

14.Трейси, Брайан. Что нужно делать? [Электронный ресурс] / Бр. Трейси. Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=UwssQkObRqM (Дата обращения 17.04.2014).

15.Шеина, М.Е. Психологические условия коммуникативно-личностного развития студентов в процессе профессиональной подготовки: дис... кандидата псих. наук. - Н. Новгород, 2011.

16.Майлс, Т. Пирамида эффективности [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www. psychologos.ru/articles/view/piramida_effektivnosti_t._mayls/-1 (Дата обращения 17.04.2015).

17.Шарипов, Ф.В. Педагогика высшей школы: Учебное пособие [Текст] / Ф.В. Шарипов. - Уфа: РИО РУНМЦ МО РБ, 2008. - 326 с.

18.Орлова, К.Е. Психологические условия построения студентами профессиональной перспективы на этапе вузовской подготовки: автореферат дис.кандидата псих. наук [Текст] / К.Е. Орлова. - Н. Новгород, 2012. - 24 с.

19.Алешина, Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование [Текст] / Ю.Е. Алешина. - М.: Независимая фирма «Класс», 1999. - 208 с.

20.Кочюнас, Р. Основы психологического консультирования [Текст] / Р. Кочюнас. - М.: Академический проект, 1999. - 240 с.

21.Войко, Р.А. Профессиональное становление личности студента в высшей школе [Текст] // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал) 2012. №4(12).

22.Климов, Е.А. Психология профессионала: Учеб. пособие [Текст] / Е.А. Климов. - М.-Воронеж: Институт практической психологии, 1996. - 509 с.

23.Альбуханова-Славская, К.А. Стратегия жизни [Текст] / К.А. Альбуханова-Славская. - М.: Мысль, 1991. - 299 с.

24.Маркова, А.К. Психология профессионализма [Текст] / А.К. Маркова. - М.: Междунар. гуманитар. фонд «Знание», 1996. - 308 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

25.Орел, В.Е. Исследование феномена психического выгорания в отечественной и зарубежной психологии [Текст] / В.Е. Орел // Проблемы общей и организационной психологии: Сб. науч. тр / М-во образов. РФ, Ярославский Гос. ун-т им. П.Г. Димидова; Под ред. А.В. Карпова. - Ярославль: Ярославский Гос. ун-т, 1999. С. 76-97.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.