Научная статья на тему 'К вопросу о формировании профессиональной идентичности на начальных этапах профессионализации'

К вопросу о формировании профессиональной идентичности на начальных этапах профессионализации Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
282
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Я-КОНЦЕПЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ Я-КОНЦЕПЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / НАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / THE I-CONCEPT / THE PROFESSIONAL I-CONCEPT / PROFESSIONAL IDENTITY / THE INITIAL STAGE OF VOCATIONAL SELF-DETERMINATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Рыкман Людмила Владимировна

Исследование поддержано грантом РГНФ 08-06-95487 а/П. В статье рассмотрены особенности формирования Я-концепции в начале профессионального становления. Показано соотношение между Я-реальным, Я-идеальным и Я-профессиональным, выявлена высокая скорость формирования Я-профессионального у программистов, в отличие от скорости формирования Я-профессионального у менеджеров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Рыкман Людмила Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On Formation of Professional Identity at the Initial Stage of Professional Self-Determination

In the article the features оf self-concept formation at the beginning of professional development are considered. The balance between of real self-image, ideal self-image and professional self-image is shown. The author reveals higher speed of professional self-image formation at programmers in comparison with that of managers.

Текст научной работы на тему «К вопросу о формировании профессиональной идентичности на начальных этапах профессионализации»

Л. В. Рыкман

к вопросу о формировании профессиональной идентичности на начальных этапах профессионализации

Поиск жизненного смысла, обретение своего, а не навязанного «Я», способность к самопознанию — исключительное достояние человека, осознающего себя как субъекта сознания, общения и действия1. Итоговый продукт процесса самопознания, Я-концепция — динамическая система представлений человека о самом себе — возникает у человека как уникальный продукт его психического развития, как относительно устойчивое и в то же время подверженное внутренним колебаниям и изменениям психическое приобретение. Она накладывает неизгладимый отпечаток на все жизненные проявления человека — с самого детства до глубокой старости2. Я-концепция включает в себя всевозможные грани индивидуального самосознания. Это — «поток сознания» (У. Джеймс), или чувство собственной преемственности и неповторимости. В нем выделяются следующие элементы: Я-как-объект и Я-сознающее. В реальной психической жизни эти элементы образуют единое, практически нерасторжимое целое. В этом ключе рассматриваются основные модальности Я-концепции: Реальное Я, Зеркальное Я, Идеальное Я3. Каждая модальность может содержать различные аспекты или составляющие Я-концепции: Я-физическое, Я-умственное, Я-социальное, Я-эмоциональное и другие4.

По психологическому содержанию наиболее близки к понятию Я-концепции в отечественной психологии понятия самосознания и личностного самоопределения (И. И. Чес-нокова, А. Г. Спиркин5, Е. В. Шорохова, П. Р. Чамата, В. В. Столин, И. С. Кон, Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, С. Л. Рубинштейн6, Л. И. Божович7, В. В. Давыдов, В. С. Мухина,

Н. Н. Авдеева, К. А. Абульханова-Славская8, М. Р. Гинзбург9 и др.), в зарубежной — понятие идентичности и эго-идентичности10. (Э. Эриксон11, Дж. Марсиа12, А. Ватерман, К. Роджерс13, А. Валлон, Б. Вильямс, К. Леви-Стросс, Дж. Мид, Э. Гоффман, Ч. Кули, Э. Фромм14, А. Мас-

лоу15 и др.)

Рассматривая понятие профессиональной идентичности в структуре Я-концепции, некоторые авторы выделяют в ней внешние и внутренние компоненты (Э. Ф. Зеер, Л. Б. Шнейдер16, Н. Л. Регуш, А. А. Азбель17, А. В. Поддубная18). Внешние аспекты идентичности связаны с тем, как и насколько человека принимают как специалиста. Внутренние аспекты профессиональной идентичности связаны с формированием процессов самовосприятия и профессионального самосознания19. Самосознание формируется в жизнедеятельности и общении с окружающими людьми и является результатом познания себя, своих действий, психических качеств и т. д., профессиональное самосознание — это проекция всех структурных компонентов самосознания на профессиональную деятельность.

Целью нашего исследования является изучение особенностей Я-концепции на начальном этапе профессионального самоопределения студентов разных специальностей.

1 Исследование поддержано грантом РГНФ 08-06-95487 а/П

© Л. В. Рыкман, 2008

Исходя из цели исследования, были поставлены следующие задачи:

1. Изучить соотношение Я-реального и Я-идеального в структуре Я-концепции.

2. Исследовать особенности и место Я-профессионального в представлениях о себе студентов разных специальностей.

В качестве гипотезы исследования выдвигались следующие предположения: Я-профессиональное является составной частью Я-концепции личности. Однако роль Я-профессионального может быть различна на разных этапах профессионального самоопределения. На начальном этапе профессионального самоопределения происходит становление профессиональной идентичности и включение Я-профессионального в общую структуру Я-концепции. Роль Я-профессионального при этом может определяться особенностями профессии и теми требованиями, которые она предъявляет к личности.

Методы исследования. При изучении Я-концепции и ее структуры использовались следующие методики: методика X. Абельса для определения места Я-профессионального в структуре Я-концепции, методика Дембо-Рубинштейн, модифицированная для целей и задач нашего исследования (в качестве шкал использовались факторы Кеттелла); анкета для изучения образа будущей профессии, составлена на основе исследований А. И. Донцова и Г. М. Белокрыловой20. Для определения личностных особенностей использовался 16-факторный личностный опросник Кеттелла (форма А), изучения эмоционального отношения к профессиональному будущему использовалась методика М. Р. Гинзбурга. Профессионально значимые качества специалистов изучаемых профессий мы определеяли с помощью экспертной оценки.

Исследование проводилось в профессиональном колледже «Александровский лицей». В исследовании приняло участие 187 человек в возрасте от 17 до 20 лет — студенты 1 -го и 2-го курсов, обучающиеся профессиям «менеджер» (90 человек) и «программист» (97 человек). Таким образом, выборку составили студенты с разной профессиональной направленностью. Исследование проводилось отдельно в каждой учебной группе.

Полученные эмпирические данные обрабатывались методом контент-анализа, проводились типологический, корреляционный и факторный анализы. Оценка достоверных различий определялась по t-критерию Стьюдента. Результаты обрабатывались с помощью программы Statistica 5.0.

Изучение Я-концепции студентов позволило выявить Я-реальное (представление о себе в данный момент). Студенты оценивают себя неадекватно завышено по показателям: общительность, ум, социальная нормативность поведения, чувствительность, творческое воображение, высокий самоконтроль. Адекватную самооценку студенты имеют по показателям: эмоциональная устойчивость, стремление руководить, оптимизм, смелость, дипломатичность и чувство нового.

Изучение Я-реального и Я-идеального выявило различные типы их соотношений у студентов разных специальностей. По данным исследователей слишком большое расхождение между Я-реальным и Я-идеальным является внутренним конфликтом личности. С другой стороны, расхождение Я-реального и Я-идеального считается признаком психологической зрелости, развитого самосознания, лежит в основе стремления к саморазвитию, является особенностью критического периода развития личности. В нашем исследовании частотный анализ данных показал, что 20 % студентов-менеджеров и 20 % студентов-программистов не стремятся к развитию (это выражается в невысокой разнице баллов между Я-реальным и Я-идеальным), 45 % студентов-менеджеров и 52 % студентов-программистов имеют среднее и высокое стремление к развитию, у 35 % студентов-менеджеров и 28 % студентов-программистов возникает конфликт между Я-реальным и Я-идеальным (т. е. разница между параметрами Я-реального

и соответствующими параметрами Я-идеального указывает на внутриличностный конфликт). Сравнительный анализ личностных особенностей студентов-менеджеров, имеющих разные соотношения Я-реального и Я-идеального, показал, что степени эрудированности, общительности, оптимистичности, социальной смелости, уверенности в себе выше у молодых людей с выраженным стремлением к развитию по сравнению со студентами, имеющими конфликт между Я-реальным и Я-идеальным или не стремящимися к развитию. Студенты-программисты, отличающиеся стремлением к развитию, более общительны, ответственны и организованны и менее тревожны по сравнению со студентами, не имеющими стремления к развитию и переживающими конфликт Я-реального и Я-идеального.

Следующий этап анализа был направлен на выявление места и значения профессиональной составляющей в представлении студентов о себе. Я-образы студентов многообразны, что говорит о том, что они (студенты) идентифицируют себя в различных плоскостях: пространственной и временной, физической и социальной, профессиональной и семейно-ролевой. В структуре Я-концепции студентов присутствует осознание себя как члена семьи (семейноролевое Я), как человека, имеющего определенные физические особенности (физическое Я), вступающего во взаимодействие с окружающими (коммуникативное Я), являющегося носителем определенной профессии и обучающегося профессии (Я-профессиональное), имеющего определенные интересы (мое хобби), представляющего себя частью города, природы, своего прошлого (Я-в-прошлом). Я-профессиональное дифференцируется и наполняется на начальном этапе профессионализации конкретным содержанием: Я на работе, мой воображаемый начальник, мои воображаемые коллеги, занятия в лицее, лицей, компьютер, моя компьютерная программа. Несмотря на многообразие проявлений Я-профессионального, общая доля его в структуре Я-концепции невелика и составляет 11 % у студентов-программистов и 4 % — у студентов-менеджеров. У студентов-программистов профессиональная составляющая представления о себе занимает более существенное место. Это, скорее всего, связано со спецификой профессии и процессом обучения. Будущие программисты достаточно конкретно представляют себе область будущей профессиональной деятельности. Обучение специальности предполагает написание компьютерных программ и работу с техникой, что и составляет основу профессии. Профессия менеджера — менее определенная, процесс обучения связан с усвоением студентами различных, часто сугубо теоретических предметов, что создает неясность в их представлениях о будущей профессии.

После выделения Я-профессионального в структуре Я-концепции мы исследовали соотношения Я-реального, Я-идеального и Я-профессионального. Структура Я-концепции на начальном этапе профессионального самоопределения существенно изменяется в зависимости от профиля деятельности (0,001 й p й 0,01). Количество отличий в Я-концепции между группами студентов-менеджеров и студентов-программистов возрастает от Я-реального к Я-идеальному и Я-профессиональному в зависимости от профиля обучения. Так, Я-реальные будущих-менеджеров и программистов имеют достоверные отличия только по двум параметрам: эмоциональная устойчивость (р й 0,01) и стремление к руководству (р й 0,01). Я-идеальное студентов имеет 5 достоверных отличий по коммуникативным и эмоциональным характеристикам (р й 0,01), а Я-профессиональное студентов имеет уже 9 достоверных отличий (0,001 йр й 0,05), связанных с профилем обучения. При этом Я-профессиональное студентов более схоже с их Я-идеальным, чем с Я-реальным. Так, для студентов-менеджеров характерно сближение Я-профессионального и Я-идеального по группе коммуникативных качеств, а для будущих программистов по качествам, связанным с познавательной сферой. Я-профессиональное студентов-менеджеров характеризуется выраженностью личностных

черт, относящихся к коммуникативной и эмоциональной сферам. Существенное место отводится внешней привлекательности. В Я-профессиональном студентов-программистов отражены интеллектуальные и творческие качества, пренебрежение качествами социальной смелости и внешней привлекательности. Общим для Я-профессионального студентов обеих специальностей является стремление к профессиональным достижениям, недоверчивость, жесткость по отношению к людям. Таким образом, Я-профессиональное отражает специфику профессий менеджер и программист и показывает, что студенты не только выделяют в представлении о себе Я-профессиональное, но и стремятся к развитию у себя качеств, которые, по их мнению, присущи профессионалам.

Исследование степени адекватности Я-профессионального требованиям профессии выявило, что в целом Я-профессиональное студентов соответствует экспертной оценке по большинству параметров. Однако студенты-менеджеры преувеличивают роль общительности (р й 0,05) и нонконформизма (р й 0,05), а студенты-программисты — эмоциональной устойчивости (р й 0,05), доминантности (р й 0,01). Соответствие Я-профессионального экспертной оценке показывает, что на рассматриваемой стадии профессионального самоопределения формирование профессиональной идентичности начинается со стремления к развитию у себя профессионально значимых качеств и, следовательно, с постепенной идентификации себя с профессиональной группой.

Изучение эмоционального отношения к своему профессиональному будущему показало, что в целом студенты заинтересованы, оптимистично настроены и уверены в своем профессиональном будущем. Они удовлетворены выбором своей профессии. Однако у менеджеров более выражено безразличие, они испытывают большее чувство страха, меньше уверенности по сравнению с будущими программистами в отношении своего профессионального будущего (0,01 й p й 0,05). Кроме того, ведущие мотивы будущих менеджеров являются внешними по отношению к содержанию профессиональной деятельности, работа занимает незначительную долю в структуре их Я-концепции. Поэтому можно предположить, что доминирование отрицательных эмоций в отношении профессионального будущего обусловлено слабой степенью их ориентированности и включенности в профессию. Это подтверждается результатами корреляционного анализа, выявившего отрицательные связи негативных переживаний (страха, тревоги) в отношении профессионального будущего с удовлетворенностью обучением у студентов-менеджеров, и прямые связи удовлетворенности обучением и выбором профессии с позитивными эмоциями (заинтересованность, уверенность, оптимизм) в отношении профессионального будущего у студентов-программистов (0,01 й p й 0,05). Таким образом, отношение к профессиональному будущему связано с удовлетворенностью выбором профессии и местом Я-профессионального в структуре Я-концепции.

Проведенное исследование продемонстрировало значение Я-концепции в целом, как фактора, оказывающего влияние на профессиональное самоопределение. Неадекватность Я-концепции, уменьшение или отсутствие в ней доли Я-профессионального ведут к неудовлетворенности профессиональным обучением, снижают активность студента на этапе вхождения в профессию, вызывают отрицательные эмоциональные переживания, касающиеся будущей профессиональной деятельности.

Таким образом, необходимо сделать вывод, что работа психологической службы и преподавателей на начальном этапе профессионального самоопределения должна быть направлена на формирование адекватного образа будущей профессии, углубление самопонимания студентов и развитие стремлений к личностному росту. При этом необходимо учитывать специфику будущей профессии студентов. Необходимы более раннее начало профессиональной практики

студентов, встречи с профессионалами, использование активизирующих методов в процессе обучения, что будет способствовать более эффективному формированию Я-профессионального в общей структуре Я-концепции на начальном этапе профессионального самоопределения.

В нашей работе показано становление профессиональной идентичности на начальном этапе профессионализации. Как видно, Я-профессиональное постепенно включается в целостную структуру Я-концепции личности. Очень важно в дальнейших исследованиях проследить изменение доли Я-профессионального по мере профессионализации человека и выявить психологические факторы и личностные свойства, способствующие формированию и развитию профессиональной идентичности.

1 ЗаковоротнаяМ. В. Идентичность человека. Социально-философские аспекты: Автореф. докт. дис. Ростов н/Д., 1999.

2 Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986. С. 169-224.

3 Налчаджян А А. Социально-психологическая адаптация. Ереван, 1988.

4 Grace S. L, Cramer K. L. Sense of Self // Socisial behavior and personality. 2002. Vol. 30 (3). P. 271-280.

5 Спиркин А. Г. Происхождение самосознания. М., 1960.

6 Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. М., 1973.

7 Божович Л. И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии. 1979. № 4. С. 23-34.

Абульханова-Славская К. А. О субъекте психической деятельности. М., 1973.

Гинзбург М. Р Личностное самоопределение как психологическая проблема // Вопросы психологии. 1988. № 2. С. 19-26.

10 Малахов В. С. Неудобства с идентичностью // Вопросы философии. 1998. № 2.

11 Эриксон Э. Идентичность: Юность и кризис. М., 1996.

12 MarciaJ. E. Identity and intervention // Journal of adolescence. 1989. Vol. 12 (4). P. 401-410.

13 Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М., 1994.

14 Фромм Э. Бегство от свободы. Человек для себя. Минск, 1998.

15 Маслоу А. Г. Дальние пределы человеческой психики. СПб., 1997.

16 Шнейдер Л. Б. Проблемы развития и бытия личности // Развитие личности. 2000. № 2. С. 44-68; Шней-дер Л. Б. Реконструкция профессиональной идентичности: Структурный и динамический аспекты // Развитие личности. 2007. № 2. С. 44-68.

17 Азбель А. А. Особенности формирования статусов профессиональной идентичности старшеклассников: Автореф. канд. дис. СПб., 2004.

1 Поддубная А. В. Структура и механизмы становления профессионального самосознания // Психология и жизнь: Сб. науч. тр. М., 2000. Вып. 1.

19 Хамитова И. Ю. Развитие профессиональной идентичности консультанта // Журнал практической психологии и психоанализа. 2000. № 1.

Донцов А. И., Белокрылова Г. М. Профессиональные представления студентов-психологов // Вопросы психологии. 1999. № 2. С. 42-49.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.