3. Мильруд, Р. П., Гончаров, А. А. Теоретические и практические проблемы понимания коммуникативного смысла иноязычного текста / Р. П. Мильруд, А. А. Гончаров // ИЯ1П. - 2003. - № 1. - с. 12 - 18.
4. Михайлов, Ф. Т. Самоопределение культуры [Текст] - Философский поиск / Ф. Т. Михайлов. - М.: «Индрик», 2003. - 272 с.
5. Посталюк, Н. Ю. Педагогика сотрудничества: путь к успеху [Текст] / Н. Ю. Посталюк. - Изд - во Казанского университета, 1992. - 106 с.
6. Сенько, Ю. В. Гуманитарные основы педагогического образования [Текст]: Курс лекций: учеб пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Ю. В. Сенько. -М.: Издательский центр «Академия», 2000. -240 с.
УДК 378:377
О. Л. Картешкина
К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ ВУЗА
Проблемы высшего образования включают в себя вопросы, связанные с качеством образовательного процесса и его результатов. Одним из показателей качества выпускников вуза являются характеристика конкурентоспособности молодых специалистов, которая содержит в себе профессиональную компетентность, личностные характеристики выпускника, умение легко и быстро адаптироваться в рабочей среде, готовность к обучению и самообразованию и построению карьеры. Введение учебной дисциплины «Технология карьеры» способствует успешному решению проблем, связанных с формированием конкурентоспособности студентов, их дальнейшим трудоустройством. Итогом обучения должно стать расширение поведенческого репертуара, решение проблемы занятости, формирование гибких жизненных профессиональных стратегий, формирование и осознание собственной профессиональной позиции, выстраивание индивидуальной модели профессионального становления, вхождение и адаптация на рынке труда.
Конкурентоспособность может рассматриваться как реализуемая потребность в состязательности за высокое качество жизни. Стиль проявления конкурентоспособности зависит от понимания человеком качества жизни, от того, какой смысл он вкладывает в это понятие. Механизм конкурентоспособности как состязательности за высокое качество жизни - это личностная активность студента. «Конкуренция подстегивает больше, нежели честолюбие, не дает расслабиться. Поэтому она скорее катализатор ваших будущих побед, нежели препятствие на пути к ним» [6]. Развитие студента в конкурентоспособного специалиста с высокими ценностными запросами,
возможно, при создании в ВУЗе единой системы воспитания жизненной активности будущих специалистов, структурными элементами которой, по мнению Л. П. Лазаревой [3], являются:
- психодиагностика как фактор саморазвития жизнеустойчивости будущих специалистов;
- учебный план, в основе которого лежит идея разумной полезности дисциплин и развития взаимосвязей между предметами различных циклов (специальные и гуманитарные предметы, естественно математические);
- методики творческого развития интеллектуальных способностей студентов;
- организация условий для эмоционального интеллекта;
- стимулирование позитивной социальной активности будущих специалистов.
Понятие «личностная активность» включает в себя интеграл культур-но-умственно-нравствеиной развитости личности как залог, смысл, форму жизненной активности человека. В отечественной психологии активность личности традиционно осмысляется, как способность производить общественно значимые преобразования в мире на основе приобретения богатств материальной и духовной культуры, проявляющаяся в творчестве, волевых актах, общении. Для того чтобы организовать систему педагогической деятельность по воспитанию жизненной активности личности нужно определить пути развития нравственных характеристик личности, на основе которых происходит самостоятельный выбор ее ценностных ориентаций, формируются интересы и потребности. В первую очередь требуется выявить психолого-педагогические механизмы, лежащие в основе развития жизненной активности как свойства личности студента. Перед преподавателями стоит конкретная задача - найти все побудительные стимулы, которые, как писал С. Л. Рубинштейн [4], «должны пройти через голову человека», чтобы превратиться в мотивы поведения и действия. Из этого суждения вытекает следующее: внешнее воспитательное воздействие при педагогической целесообразной и обоснованной его организации превращается во внутренний механизм саморегуляции, самоуправления и самовоспитания.
Конкурентоспособность в интегративности всех ее проявлений - это уже следствие воспитательных воздействий, осуществляющееся в рамках определенной системы. Мы разделяем точку зрения Л. П. Лазаревой [3], что эффективность этой системы достоверна тогда, когда в структуре личности студента происходит развитие жизненной активности по следующим этапам:
1. Появление стимула (стимулом может являться деятельность личности или отдельное ее свойство, обобщенное и закрепленное в виде морального правила, сознательно организованного и спланированного педагогического
образца, стимул воспринимается и отражается во внутреннем мире личности, получает оценку).
2. Формирование мотива (на основе осознания и принятия стимула происходит развитие внутреннего побуждения, которое способно превратиться во внешнюю акцию).
3. Выбор - программы и формы поведения (мотив выполняет свою функцию в становлении свойства личности в том случае, если будет найдена адекватная ему форма поведения).
4. Реализация мотива в поведении и переход последнего в привычку (осуществляется в реальных практических ситуациях в процессе выполнения образующих видов деятельности).
5. Интегрирование привычной формы поведения в свойство личности (привычка становится свойством личности в том случае, когда объединяется с несколькими однородными привычками, что возможно не только в строго определенных, но и многообразных, постоянно меняющихся ситуациях жизни и деятельности специалиста).
В соответствии с учебным планом, утвержденным в 2005 учебном году, в Дальневосточном государственном аграрном университете, в рамках регионального компонента был введен предмет «Технология карьеры».
Цель данного курса предполагает формирование знаний, умений и личностной готовности к действиям, способствующим достижению успеха в трудоустройстве и профессиональной карьере [7]. Для достижения цели поставлены следующие задачи:
1. Сформировать у студентов устойчивую мотивацию к изучению дисциплины и потребность в систематизированных знаниях в данной области.
2. На основе теоретических знаний сформировать практические умения и навыки поиска работы, трудоустройства и построения карьеры.
3. Сформировать целостные представления о ситуации на рынке труда.
4. Сформировать умения определять наиболее эффективные пути, средства и методы достижения успеха в профессиональном и должностном росте.
5. Сформировать мотивацию к развитию карьеры.
6. Обучить приемам эффективной самопрезентации.
В ходе освоения курса студенты опираются на ранее полученные знания в процессе изучения следующих дисциплин: «Социология», «Психология», «Конфликтология», «Правоведение», «Русский язык и культура речи», «Культура общения» и др.
В результате выполнения учебной программы курса студент должен знать: реальную ситуацию на рынке труда; содержание понятия карьера и ее виды; этапы карьеры и их специфику; принципы планирования и управления карьерой; возможные способы поиска работы; агентства по трудоустройству, принципы и методы их работы; правовые аспекты взаимоотноше-
ния с работодателем; принципы составления резюме; правила поведения в организации. Студент должен уметь: анализировать изменения, происходящие на рынке труда, и учитывать их в своей профессиональной деятельности, планировать и контролировать изменения в своей карьере; составлять резюме; оценивать предложения о работе; эффективно использовать полученные теоретические знания при поиске работы; выбирать наиболее эффективную стратегию и тактику поведения в конфликте. Студент должен получить навыки планирования собственной карьеры; прохождения интервью; заполнения анкет и прохождения тестирования; самопрезентации; рационального поведения в конфликтных ситуациях; эффективного делового общения.
Важным элементом дисциплины «Технология карьеры» является составление портфолио. «Паспорт/портрет профессиональной карьеры» в настоящее время желательно иметь всем выпускникам системы профессионального образования. Он представляет собой индивидуальный портфель официальных документов, отражающих знания, умения и навыки студента, которые могут быть востребованы на рынке труда. Основное назначение паспорта -помочь выпускникам совершить переход от учебы к трудовой деятельности или продолжению обучения на более высоком уровне и представить работодателям наиболее полные сведения о квалификации, а также академических знаниях, умениях и навыках молодых людей - претендентов на будущее место работы.
Составляя рабочую учебную программу предмета, использовались принципы систематичности и последовательности, которые обеспечивают логически последовательное изучение тем и учебного материала; стройную систему в организации практических работ, а также учета и проверки знаний и умений. Учебная программа и тематический план несут большую смысловую нагрузку: кроме распределения учебного времени по темам, они определяют знания, умения и навыки, которые студенты должны получить при изучении дисциплины. Это имеет особое значение, так как дисциплина является одной из ведущих для овладения карьерными компетенциями, она закладывает основы самореализации выпускника в производственной деятельности, формирует жизненную активность. Сформированные при изучении этой дисциплины требования к практическим умениям и навыкам должны помочь при трудоустройстве и профессиональному росту выпускников, адаптации в современном мире.
Содержание дисциплины «Технология карьеры» дает большие возможности использовать разнообразные методы и средства обучения. Оптимальный выбор их и сочетание является обязательным для современного высшего учебного заведения, позволяет повышать эффективность обучения, а так же формировать личностные качества студентов, их самостоятельность, инициативность, стремление к постоянному самосовершенствованию.
Для расширения поведенческого репертуара студентов, формирования личностных характеристик наряду с рациональными методами мы используем активные и инновационные методы обучения. Так же большое значение имеет выбор не только методов, но и средств подготовки будущих специалистов. В практике преподавания дисциплины «Технология карьеры» наибольшее применение нашли следующие средства: наглядные пособия (плакаты, схемы, иллюстрации, фотографии). А так же технические средства обучения (телевизор, видеомагнитофон, компьютеры), аудиовизуальные средства (видеофильмы, слайды). Особое значение имеют дидактические материалы (сценарии деловых игр, нормативные документы, ситуационные задачи, анкеты, практикумы по самостоятельной работе и т. д.)
Выбор именно этих методов и средств подготовки обусловлен характером дисциплины, ее содержанием и имеющимися материальными возможностями вуза. Остановимся подробнее на использовании некоторых из них.
Программа курса «Технология карьеры» рассчитана на аудиторные занятия, состоящие из лекционных, практических занятий, консультаций и самостоятельной работы студентов.
Традиционно, при чтении лекции, где излагается значительный объем информации, например, на вводной лекции «Деловая карьера в современном мире» или обзорной «Особенности современного рынка труда» используются объяснительно-иллюстративные методы. При изучении нескольких тем курса используются методы проблемного изложения. Так, например, тема: «Технология трудоустройства» содержит в себе вопросы, связанные с поиском работы, его этапами, способами и приемами. Перед студентами ставится проблема: можно ли успешно найти работу за короткое время? В начале лекции ни один студент не способен дать точный ответ, четко определить этапы действий по порядку. Путь решения проблемы трудоустройства преподаватель показывает сам, но с постоянной опорой на знания и уже, как показывает практика, опыт студентов. В ходе такой лекции происходит постоянный контакт с аудиторией, студенты вовлечены в процесс обучения на протяжении всей лекции. Проблемные ситуации-демонстрации могут «подаваться» и в ходе самой лекции. Так, например, при изложении темы «Успешный стиль организационного поведения» используется прием проблемной ситуации-оценки. Приводится пример спорного поведения молодого специалиста на новом месте работы, студенты должны продолжить сюжет. Ситуация, с помощью студентов, рассматривается в разных вариантах развития событий и с разными последствиями. Цель такого приема: провести критический анализ на основе полученной информации в ходе лекции и сделать вывод о правильности действий человека и выбора оптимальной модели поведения. Здесь присутствует принудительная активизация мышления, студенты во время лекции проигрывают ситуацию, высказывают свое мнение, что дает нам право отнести этот метод к активным.
Практические занятия курса имеют ярко выраженную специфику, так как основой является практическая работа с тестовым материалом, различные упражнения и тренинги. Педагогическая задача заключается в преобразовании совокупности индивидов в единый деятельный организм, формирующий у студентов способности быть субъектами групповой деятельности. Вместе с тем, каждый студент должен остаться самостоятельным субъектом. Мы согласны с утверждением Н. Е. Щурковой, что «индивидуальность только и может себя выявить в сопоставлении с другими индивидами, обнаружить свою особенность в ходе общей деятельности» [8, с. 27]. Во время практических занятий решается задача воспитания коммуникативных качеств будущего специалиста, включающих умение работать в коллективе, поддерживать атмосферу инициативы, творчества и содружества, принимать на себя ответственность за деятельность группы в целом. Активность выпускников в ходе выполнения практических заданий возможна при наличии эффективной мотивации. Студенты понимают значимость работы, социальные последствия, которые могут наступить, если они не будут владеть необходимыми навыками и умениями.
Среди активных методов стимулирования учебно-познавательной деятельности на практических занятиях следует выделить: деловые игры, практические упражнения, метод стимулирования занимательным содержанием, творческие задания. Остановимся подробнее на использовании в процессе подготовки будущих специалистов сельского хозяйства деловых игр. Студентов необходимо систематически ставить в такие условия, которые позволили бы упражняться в том или ином виде профессиональной деятельности. Ролевая игра проводится по теме: «Интервью» [7]. Цель и задача игры: развитие у студентов навыков прохождения интервью, формирование умения вести деловую беседу, снятие «стресса собеседования» путем проигрывания ситуации интервью. Студенты выступают в роли «соискателя», «работодателя» и «эксперта», получают возможность более объективно оценить свои сильные и слабые стороны, значимые для успешного трудоустройства и дальнейшей трудовой деятельности. По предложенному сценарию студенты самостоятельно готовятся: «работодатели» намечают вопросы интервью и задания, «соискатели» готовят резюме, готовятся к интервью (продумывают ответы на предполагаемые вопросы, составляют список вопросов, которые хотелось бы задать «работодателю»), «Эксперты» готовят и то и другое, организуют пространство. После проведения игры «соискатели» делятся своими впечатлениями, «работодатели» принимают и объясняют решение, указывают благоприятные моменты и негативные. «Эксперты» высказывают свой взгляд на происходящее. В конце занятия подводятся общие итоги, где учитываются: уровень делового общения, поведение, уровень речевой культуры, компетентность и эффективность вопросов, корректность в ходе проведения интервью. Важным оценочным
компонентом является эффективность самопрезентации, подача себя, убедительность приводимых доводов. Во всех предлагаемых ролях студенты участвуют по очереди.
Несмотря на сложность проведения деловых игр (подготовка комплектов документов, составление и корректировка сценария, анкет, заданий), мы продолжаем работу в этом направлении. Практика проведения ролевых игр имеет особое значение, так как итоговое занятие курса «Технология карьеры» проводится в форме мини-ярмарки с приглашением настоящих работодателей по профилям специальностей институтов. Для студентов это реальный шанс получения предложения о месте работы, еще в стенах ВУЗа.
Творческие задания для самостоятельной работы студентов мы относим не только к методам активизации мыслительной деятельности, но и к методам развития психических функций, творческих способностей и личностных качеств будущих специалистов. Творческое начало в наибольшей степени, на наш взгляд, активизируется при самостоятельной работе студента, имеющей элементы поиска, научной новизны. К таким работам, в первую очередь, следует отнести выполнение рефератов по дисциплине «Технология карьеры». В процессе выполнения самостоятельной работы студенты развивают представление о методологии исследований, формулируют задачу научного поиска, выбирают способ ее решения. При выполнении реферата проходит процесс от познавательной деятельности к самостоятельной творческой работе, что создает широкие возможности для самовыражения, формирует творческий потенциал самого студента как будущего специалиста. Индивидуальность каждого члена группы проявляется и во время защиты реферата. Участники группы могут не соглашаться с мнением выступающего, могут высказывать свое мнение. Такой порядок защиты самостоятельной работы позволяет каждому студенту задать вопрос, продемонстрировать свое умение формулировать мысли и рассуждать, всем вместе участвовать в коллективном поиске решений. Залогом успеха такой работы является создание здорового психологического климата в студенческой группе, что является фактором личностного развития будущих специалистов. Преподаватели, психологи-педагоги должны обращать особое внимание на развитие культуры общения студентов, на формирование личностных качеств таких, как самостоятельность, инициативность, стремление к постоянному самосовершенствованию, а так же на ценностные, морально-этические представления студентов [1]. Неразвитость этих качеств является основным деструктивным фактором развития жизненной активности.
С 2005 по 2008 гг. нами проводились исследования коммуникативной и аксиологической деятельности студентов по принципу: «до» и «после» проведения курса «Технология карьеры». Исследование осуществлялось по методике оценки коммуникативных и организаторских склонностей (КОС) [5]. Данная методика использовалась для выявления коммуникативных и
организаторских склонностей личности (умение четко и быстро устанавливать деловые и товарищеские контакты с людьми, стремление расширять контакты, участие в групповых мероприятиях, умение влиять на людей, стремление проявлять инициативу и т. д.).
Сводные данные по оценке коммуникативных и организаторских склонностей показаны в табл. №1,2.
Анализируя результаты, полученные в ходе исследования по исследованию коммуникативных склонностей, мы должны отметить, что:
- испытуемые, получившие оценку 1, характеризуются низким уровнем проявления коммуникативных и организаторских склонностей;
- у получивших оценку 2, коммуникативные и организаторские склонности относятся к уровню ниже среднего. Они не стремятся к общению, испытывают трудности в установлении контактов с людьми, не отстаивают своего мнения, предпочитают избегать принятия самостоятельных решений;
- оценка 3 - показатель среднего уровня проявления коммуникативных и организаторских склонностей. У данных обследуемых проявляется стремление к контактам с людьми, они отстаивают свое мнение, однако потенциал их склонностей не отличается высокой устойчивостью. Они нуждаются в серьезной и планомерной работе по развитию нужных способностей;
- оценка 4 характеризует высокий уровень проявления коммуникативных и организаторских склонностей. Они не теряются в новой обстановке, стремятся расширить круг своих знакомых, занимаются общественной работой, способны принимать самостоятельные решения в экстремальной ситуации. Все это делается по внутреннему устремлению, а не по принуждению
- оценка 5 - очень высокий, уровень проявления коммуникативных и организаторских склонностей. Человек испытывает потребность в такой деятельности, быстро ориентируется в экстремальной ситуации, непринужденно ведет себя в новом коллективе, инициативны, предпочитают принимать самостоятельные решения, отстаивают свое мнение, настойчивы в деятельности, которая их привлекает.
Как видно из результатов табл. 1 и 2, количество студентов, получивших оценку 5, увеличилось на 4% (2005-2006), на 8% (2006-2007) и 5% (2007-2008) по коммуникативным склонностям. По организаторским способностям на 4% (2005-2006), 4% (2006-2007) и 6,6% (2007-2008), показания выше, чем у тех же студентов, после проведения курса «Технология карьеры».
Оценку 4 - уровень выше среднего, после проведения курса получили на 7% (2005-2006), на 2% (2006-2007) больше студентов, в 2007-2008 этот показатель остался неизменным по коммуникативным способностям и на 2% (2005-2006), 4% (2006-2007), 2% (2007-2008) вырос по организаторским склонностям.
Уровнем ниже среднего обладали 4% студентов до проведения курса, против 2,6% по коммуникативным способностям, и 44,5% против 37,2% по организаторским склонностям.
Студентов, показавших средний уровень по коммуникативным способностям в среднем, оказалось 13,6% до проведения курса и 7,6% после. Средний показатель по организаторским склонностям не изменился 17,3%.
Таблица I
Распределение студентов ДалъГау по коммуникативным и организаторским склонностям
И £ ч к Распределение студентов по коммуникативным способностям Распределение студентов по организаторским способностям
3 * а ф 3 1 2005- -2006 2006- -2007 2007- -2008 2005- -2006 2006- -2007 2007- -2008
Кол-во чел % Кол-во чел % Кол-во чел % Кол-во чел % Кол-во чел % Кол-во чел %
1 ] 2 1 2 2 4 11 24 10 21 13 25
2 3 6 3 6 2 4 10 22 10 21 11 21,5
3 5 11 9 19 5 11 8 17 7 15 9 18
4 13 28 14 30 16 31 6 13 8 17 7 14
5 24 53 20 43 26 50 11 24 12 26 11 21,5
итого 46 100 47 100 51 100 46 100 47 100 51 100
Таблица 2
Распределение студентов ДальГау по коммуникативным и организаторским склонностям
я в и к Распределение студентов ио коммуникативным способностям Распределение студентов по организаторским способностям
а % 2005 2006 2006- -2007 2007- -2008 2005 -2006 2006- -2007 2007- -2008
Кол-во чел % Кол-во чел % Кол-во чел % Кол-во чел % Кол-во чел % Кол-во чел %
1 - - - - 1 2 8 17 7 15 9 18
2 2 4 2 4 3 6 10 22 8 17 12 23
3 2 4 6 13 3 6 8 17 9 19 8 16
4 16 35 15 32 16 31 7 15 10 21 8 16
5 26 57 24 51 28 55 13 28 13 28 14 27
итого 46 100 47 100 51 100 46 100 47 100 51 100
Таким образом, анализируя результаты, полученные в ходе исследования коммуникативных и организаторских склонностей можно отметить, что студентов, не стремившихся к общению, испытывающих трудности в установлении контактов с людьми, предпочитающих избегать принятия само-
стоятельных решений после проведения курса становится меньше. Средний уровень проявления коммуникативных и организаторских склонностей остается примерно таким же. Уровень выше среднего и высокий возрастает. При продуманной и планомерной работе по развитию нужных способностей можно достичь более высокого уровня проявления коммуникативных и организаторских склонностей. Студенты, показавшие такие результаты, стремятся расширить круг своих знакомых, способны принимать самостоятельные решения в экстремальной ситуации. Все это делается по внутреннему устремлению, человек испытывает потребность в такой деятельности, непринужденно ведет себя в новом коллективе, инициативен, предпочитает принимать самостоятельные решения, отстаивает свое мнение, настойчив в деятельности, которая их привлекает, конкурентоспособен.
«У каждого человека существует потребность ощущать жизнь в ее лучшем качестве, но эта потребность человека нуждается в научении культуры ее выражения» [3]. Обретение способности к усвоению культуры потребления жизни возможно только через психолого-педагогическую поддержку, которая направлена на развитие разумной, чувственной и волевой сфер психики молодых людей. В процессе реализации данного учебного курса необходимо обратить внимание на построение взаимоотношений «преподаватель» -«студент». Обоюдная творческая деятельность требует психологического контакта между преподавателем и студентом, взаимоуважения, понимания преподавателем духовных запросов студента и, методы работы преподавателя должны соответствовать стилю его личности и деятельности. Общая цель сотрудничества преподавателей и студентов в рамках дисциплины заключается в активной помощи молодым людям в созидании целостного представлений о мире и себя в этом мире.
Итогом теоретического и эмпирического исследования конкурентоспособности можно считать следующее: конкурентоспособность личности является аттестационной формой ее активной жизненной позиции, исходящей из мотивации достижения как доминирующей в структуре личности, определяет развитость воли и устойчивую самооценку, коммуникативные и организаторские способности, что и способствует профессиональной самореализации.
Библиографический список
1. Азаров, Ю. Студент: возможности личностного роста //Высшее образование в России / Ю. Азаров - 2002. - № 1. С. 51-55.
2. Андреев, В. И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития /В. И. Андреев. — Казань, 2000, - С. 349.
3. Лазарева, Л. П. Психология жизнеустойчивости: Монография /Л. П. Лазарева. - Хабаровск: изд-во ДВГУПС, 2002,. - 106 с.:ил.66-79.69
4. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн - 2-е изд. - М, Учпедгиз, 1946.
5. Основы психологии: Практикум / Ред. - сост. Л. Д. Столяренко. Изд. 2-е, доп. и нереработ. - Ростов н/д: «Феникс»,2001. - 704 е., с. 629.
6. Степусь, А. Ф. Социальный аспект формирования конкурентоспособности работника // Проблемы региональной экономики. / А. Ф. Степусь, № 5/6, Ижевск. -2005, с. 248-265.
7. Технология карьеры: учебное пособие / Под общ. ред. Н. Н. Богдан, Е. А. Могилевкина. - Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2003. - 156 с. 5-11.
8. Щуркова, Н. Е. Педагогическая технология / Н. Е. Щуркова. - М.: Педагогическое общество России, 2002. -224 е., с. 27
УДК 001.8
В, А. Анисимова
ФАКТОРЫ СТАНОВЛЕНИЯ КОНЦЕПТУАЛЬНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Развитие отечественного физкультурного образования на рубеже веков характеризуется чрезвычайно сложными, противоречивыми процессами, которые обусловлены одновременным воздействием множества разнонаправленных как объективных, так и субъективных по своей природе факторов. В Толковом словаре русского языка понятие «фактор» (от лат. делающий, производящий) определено как причина, движущая сила какого-либо процесса, явления, определяющая его характер или отдельные его черты [11, с. 847].
С одной стороны, в развитии российского физкультурного образования проявляются все тенденции и противоречия, свойственные эволюционному развитию образования в мире, которые объединяются общим понятием «кризис образования». Эти противоречия объективны, поскольку они обусловлены качественным и количественным изменениями в поступательном развитии мировой цивилизации [5, с. 6].
Рассмотрим состояние нормативного фактора исследовательской проблемы, которая в наибольшей степени влияет на становление развития умений исследовательской деятельности студентов вуза физической культуры.
Россия в конце 80-х начале 90-х гг. XX столетия вступила в этап кардинальных социально-экономических преобразований, широкомасштабного