Научная статья на тему 'Этапы и средства формирования адаптационной готовности к рынку труда у будущих специалистов по социальной работе в процессе обучения в вузе'

Этапы и средства формирования адаптационной готовности к рынку труда у будущих специалистов по социальной работе в процессе обучения в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
171
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИОННАЯ ГОТОВНОСТЬ / БУДУЩИЙ СПЕЦИАЛИСТ ПО СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ / ВУЗ / РЫНОК ТРУДА / ADAPTATION READINESS / FUTURE SPECIALISTS IN SOCIAL WORK / HIGHER SCHOOL / LABOUR MARKET

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Ахмедова Сания Хайрутдиновна

Представлены результаты исследования по разработке этапов и средств формирования адаптационной готовности к рынку труда у будущих специалистов по социальной работе на основе модульного обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Этапы и средства формирования адаптационной готовности к рынку труда у будущих специалистов по социальной работе в процессе обучения в вузе»

С.Х. АХМЕДОВА (Астрахань)

этапы и средства формирования адаптационной готовности к рынку труда у Будущих специалистов по социальной работе в процессе обучения в вузе

Представлены результаты исследования по разработке этапов и средств формирования адаптационной готовности к рынку труда у будущих специалистов по социальной работе на основе модульного обучения.

Ключевые слова: адаптационная готовность, будущий специалист по социальной работе, вуз, рынок труда.

Современный рынок труда социальной сферы ориентирован на молодых специалистов, обладающих не только солидным уровнем профессиональной подготовки, но и высокой социальной активностью, коммуникативными и организаторскими способностями. В процессе обучения в вузе необходимо формировать у студентов профессионально значимые качества, определяющие эффективность адаптации к рынку труда. Следовательно, особую актуальность приобретает проблема разработки этапов, средств, а также научного обоснования социальнопедагогических условий формирования адаптационной готовности к рынку труда у будущих специалистов по социальной работе.

Анализ психолого-педагогической литературы (М.В. Григорьева, М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович, А.И. Ляшенко, И.В. Черникова и др.) позволяет определить адаптационную готовность к рынку труда будущих специалистов по социальной работе как результат процесса адаптации, целостное проявление свойств личности в высокой мотивации к выполнению «помогающего» вида профессиональной деятельности, профессиональной грамотности, эмоциональной устойчивости, саморегуляции и воли. Теоретическое обоснование сущности адаптационной готовности к рынку труда будущих специалистов по социальной работе позволяет выявить ее компоненты:

1) мотивационный (мотивация к принятию норм и ценностей профессиональной деятельности в социальной сфере, убежденность в правильности выбора специальности, стремление преодолевать естественно возникающие в начале профессиональной деятельности трудности; критерий - адекватность образа будущей профессии, т.е. альтруистическая направленность личности, адекватность самооценки);

2) когнитивный (критерий - развитость профессиональной грамотности, т.е. уровень профессиональных знаний, умений и навыков; социальное мышление);

3) поведенческий (способность к саморегуляции, умение выстраивать межличностные отношения с субъектами рынка труда; критерий - степень психологического комфорта и удовлетворенности профессиональной средой - саморегуляция, уровень тревожности, коммуникативные и организаторские способности).

Компоненты адаптационной готовности к рынку труда будущих специалистов по социальной работе позволяют определить этапы ее формирования, содержание которых соответствует задачам разработанной нами комплексной программы «Старт в будущее», состоящей из трех последовательных (поэтапных) модулей: «Психология карьеры», «Стратегия поведения на рынке труда» и «Управление проектами». Модульное обучение, по утверждению Д.В. черни-левского, это «автономная организационнометодическая структура учебной дисциплины, которая включает в себя дидактические цели, логически завершенную единицу учебного материала (составленную с учетом вну-трипредметных и междисциплинарных связей), методическое руководство (включая дидактические материалы) и систему контроля» [4, с. 192]. Принципы построения модульной программы позволили создать структурированную педагогическую ситуацию по формированию адаптационной готовности к рынку труда у будущих специалистов по социальной работе. Во всех трех модулях программы применяются традиционные и активные (имитационные и неимитационные) методы обучения, направленные на развитие творческого и продуктивного мышления, адаптивного поведения и общения:

© Ахмедова С.Х., 2011

Этапы Средства Результат

Стратегия адап-пулвного поведения уНа рынке труда

Психр'югические тесты, упр^абнения, тренинги, ро-зые игры, направленные на личностное развитие, процессы восприятия. представления, вооора^е- \* ния, формирование навыков самопознания, уверенности в себе, адекватного оценивания своих личностных качеств

Выявление личностных качеств. профессиональных способностей. предпочтений и притязаний. соизмерение с требованиями будущей профессии и реальными условиями рынка труда, развитие интереса к освоению навыков саморегуляции, снижению уровня тревожности, актуализация вопроса о создании положительного имиджа, обеспечивающего конкурентоспособность на рынке труда

Диалог, проведение экскурсий, деловых встреч с целью ознакомления с деятельностью государственных учреждений по вопросам трудоустройства

Разработ /реализация социальных •■^проектов

тшГ

Знание основных отраслей российского и ||^ регионального рынков труда, ведущих компа-1 |^тпш. их требований к молодым специалистам, программ набора и стажировок молодых специалистов, представление об основных психологических критериях и компетенциях, по которым оцениваются молодые специалисты, умение проходить собеседование, ориентироваться в выборе направления и стратегии планирования карьеры

1\

Знания о рынке труда, навыки разрешения основных противоречий между притязаниями будущего выпускника и /^работодателя, освоение эффективных методов поиска работы и трудоустройства

1\

Этапы и средства формирования адаптационной готовности к рынку труда у будущих специалистов по социальной работе в процессе обучения в вузе

- традиционные (мини-лекция, мастер-класс, информационные образовательные технологии), роль которых чрезвычайно важна для передачи студентам новых знаний, дополнительной и полезной информации;

- имитационные (решение проблемных ситуаций и задач, игры, упражнения -действия по инструкции, выполнение индивидуальных задач во время практики, кейс-стади);

- неимитационные (проблемные лекции, эвристическая беседа, учебная дискуссия, исследовательский метод, самостоятельная работа с обучающей программой - программированное обучение, самостоятельная работа с книгой).

Каждый модуль решает определенные задачи с помощью диагностических средств, ко-

торые являются основой собственно дидактических средств.

Первый модуль (этап) программы «Психология карьеры» актуализирует проблему адаптации к рынку труда будущих специалистов по социальной работе на основе анализа реальной ситуации на рынке труда и их оценки собственных желаний и возможностей. В программе используются психологические тесты, упражнения, тренинги, ролевые игры, направленные на личностное развитие, процессы восприятия, представления, воображения, формирование навыков самопознания и уверенности в себе, адекватного оценивания своих личностных качеств. В результате будущие специалисты по социальной работе выявляют собственные личностные качества, профессиональные способно-

Таблица 1

сравнительные результаты эксперимента по формированию адаптационной готовности к рынку труда у будущих специалистов по социальной работе во время обучения в вузе, %

Группа, кол-во участников Этап ОЭР Показатели по уровням адаптационной готовности

низкий (эмоционально- оценочный) средний (поведенческий) высокий (функциональный)

Среднее значение, %

ЭГ 50 чел. начало 26,8 38,4 34,8

конец 10,2 48,1 41,7,

разница - 16,6 + 9 ,7 +6,9

КГ 46 чел. начало 30,9 39,9 29,2

конец 24,9 38,5 36,6

разница - 6,0 - 1,4 + 7,4

Условные обозначения: ОЭР - опытно-экспериментальная работа, ЭГ - экспериментальная группа, КГ- контрольная группа.

сти, предпочтения и притязания, сравнивая их с требованиями социальной работы и реальными условиями рынка труда; проявляют интерес к освоению навыков саморегуляции, снижению уровня тревожности; актуализируют вопрос о создании положительного имиджа, обеспечивающего конкурентоспособность на рынке труда.

Второй модуль (этап) «Стратегия адаптивного поведения на рынке труда» служит формированию плана личностнопрофессиональной стратегии, представлений об особенностях рынка труда социальной работы на региональном уровне с помощью имитационных и неимитационных методов посредством диалога, проведения экскурсий, деловых встреч с работодателями, представителями служб занятости населения и трудоустройства. В итоге будущие специалисты по социальной работе приобретают знания о рынке труда, навыки и способы разрешения основных противоречий между притязаниями будущего выпускника и требованиями работодателя, осваивают эффективные методы поиска работы и трудоустройства.

Третий модуль (этап) «управление проектами» имеет практическую направленность, обусловленную применением полученных знаний о моделировании и прогнозировании социальной работы в ходе разработки конкретных производственных заданий и социальных проектов. На данном этапе применяются активные методы обучения - мастер-класс, мозговой штурм, презентация, SWOT-анализ и др. В результате студенты приобретают знания об особенностях российского и

регионального рынка труда социальной сферы, знакомятся с инфраструктурой системы социальной защиты населения региона, требованиями работодателей к уровню подготовки молодых специалистов.

Перед каждым модулем проводится диагностика уровня адаптационной готовности к рынку труда будущих специалистов по социальной работе, что дает возможность в ходе реализации программы своевременно реагировать на встречающиеся трудности и корректировать формы и содержание индивидуальной работы со студентами. Диагностические и дидактические средства формирования адаптационной готовности к рынку труда у будущих специалистов по социальной работе в процессе обучения в вузе находятся в структурированной взаимосвязи (см. рис. на с. 47).

на первом этапе опытно-экспериментальной работы была проведена диагностика исходного уровня (срез) адаптационной готовности будущих специалистов по социальной работе к рынку труда во время обучения в вузе, в котором приняли участие 130 студентов 1-5-х курсов. Судя по результатам, высокого уровня адаптационной готовности достигают 34% студентов, 38% испытуемых показали средний уровень адаптационной готовности к рынку труда, 28% - низкий.

Исходный уровень адаптационной готовности к рынку труда будущих специалистов по социальной работе во время обучения в вузе является низким для 31,5% первокурсников из числа принявших участие в диагностировании. Большинство старшекурсников по-

НЕПРЕРЫВНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ -------------------

Таблица 2

Оценка корреляции значимости различий в экспериментальной и контрольной выборках

Группы Величина коэффициента корреляции Оценка значимости связи

эг + 0,9888 Строгая прямая связь

КГ + 0,4834 Слабая прямая связь

казали средний уровень готовности к адаптации на рынке труда (3-й курс - 68,5% , 4-й -70,5%, 5-й - 73,6%). Более 18% будущих специалистов по социальной работе, обучающихся на 4-м и 5-м курсах, продемонстрировали высокий уровень адаптационной готовности к условиям рынка труда.

В ходе эксперимента были сформированы экспериментальная (50 человек) и контрольная (46 человек) группы. Сравнение средних показателей уровней адаптационной готовности экспериментальной и контрольной выборок в начале обучающего эксперимента выявило их небольшое различие (см. табл. 1). После завершения программы у студентов экспериментальной группы отмечено улучшение показателей адаптационной готовности к рынку труда: средний показатель низкого уровня (эмоционально-оценочного) снизился с 26,8 до 10,2%, средний (поведенческий) уровень повысился с 38,4 до 48,1%, а функциональный (высокий) уровень увеличился с 34,8 до 41,7%. В ходе эксперимента у студентов значительно улучшились показатели мотивационного компонента. Средний уровень (поведенческий) адаптационной готовности к рынку труда зафиксирован у 40,1% студентов, участвующих в эксперименте: хорошие показатели отмечены по социальному интеллекту (52%), коммуникативным и организаторским способностям (52%). Показатель низкого (эмоциональнооценочного) уровня готовности к адаптации снизился и составил 10,2%.

Статистическая значимость различий в экспериментальной и контрольной выборках оценивалась по критерию Пирсона. Оценка значимости подтверждает причинную связь между условиями формирования адаптационной готовности к рынку труда у будущих специалистов по социальной работе и эффективностью этого процесса (табл. 2).

Таким образом, поэтапная реализация задач экспериментальной программы подтвердила адекватность обоснованных этапов и средств формирования адаптационной готовности к рынку труда будущих специалистов по социальной работе во время обучения в вузе. Об этом свидетельствуют динамика мо-

тивационных установок личности студента на восприятие образа профессии социальной работы, повышение показателей адекватной самооценки и снижение уровня тревожности, качественные изменения в саморегуляции поведения. О позитивных изменениях у участников эксперимента свидетельствуют показатели промежуточного рейтинга успеваемости по дисциплинам общепрофессионального цикла, результаты проектной деятельности, волонтерской работы, отмеченные на различных конкурсах и форумах, отзывы работодателей по итогам практик и стажировок выпускников.

Литература

1. Георгиева И.А. Социально-психологические факторы адаптации личности в коллективе : авто-реф. ... канд. психол. наук. Л., 1985.

2. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психологические проблемы готовности к деятельности. Минск : Изд-во БГУ, 1976.

3. Ляшенко А.И. Организация и управление социальной работой в России : учеб. пособие. М. : Наука, 1995.

4. Межуев В. А. Формирование готовности к жизнедеятельности в образовательной среде военного вуза у курсантов младших курсов : автореф. . канд. пед. наук. Астрахань, 2008.

5. Черникова И.В. Формирование адаптационной готовности специалиста по социальной работе к деятельности с пострадавшими в экстремальных ситуациях : дис. ... канд. пед. наук. Ставрополь, 2000.

6. Чернилевский Д.В. Диагностические технологии в высшей школе : учеб. пособие для вузов. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2002.

Stages and means of formation of adaptation readiness for labour market of future specialists in social work in the process of studying at a higher school

There are suggested the research results in developing the stages and means of formation of adaptation readiness for labour market of future specialists in social work on the basis of modular education.

Key words: adaptation readiness, future specialists in social work, higher school, labour market.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.