Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩИХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ'

К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩИХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
22
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / РАЗВИТИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОММУНИКАЦИИ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЛУЖАЩИЙ / COMMUNICATION COMPETENCE / DEVELOPMENT / PROFESSIONAL COMPETENCE / COMMUNICATIONS / CIVIL SERVANT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Амосова А.И.

В статье представлено определение коммуникативной компетентности, как неотъемлемой составляющей в развитии будущего государственного служащего. Объяснение терминологии известными учёными. Исследование других видов компетенций. Актуальность работы обусловлена необходимостью развития и подходов формирования в современном государственном служащем коммуникационной компетентности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF FORMING COMMUNICATIVE COMPETENCE OF FUTURE STATE SERVANTS

The article presents the definition of communicative competence as an integral component in the development of the future public servant. Explanation of terminology by famous scientists. Research on other types of competencies. The relevance of the work is due to the need for development and formation approaches in a modern public servant of communication competence.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩИХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ»

УДК 316.62

Амосова А.И. студент

Оренбургский государственный университет, ОГУ

РФ, г. Оренбург

К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩИХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ

СЛУЖАЩИХ

Аннотация: В статье представлено определение коммуникативной компетентности, как неотъемлемой составляющей в развитии будущего государственного служащего. Объяснение терминологии известными учёными. Исследование других видов компетенций. Актуальность работы обусловлена необходимостью развития и подходов формирования в современном государственном служащем коммуникационной компетентности.

Ключевые слова: коммуникационная компетентность, развитие, профессиональная компетентность, коммуникации, государственный служащий.

Amosova A.I. student

Orenburg State University, OSU Russian Federation, Orenburg

TO THE QUESTION OF FORMING COMMUNICATIVE COMPETENCE

OF FUTURE STATE SERVANTS

Annotation: The article presents the definition of communicative competence as an integral component in the development of the future public servant. Explanation of terminology by famous scientists. Research on other types of competencies. The relevance of the work is due to the need for development and formation approaches in a modern public servant of communication competence.

Key words: communication competence, development, professional competence, communications, civil servant.

На сегодняшний день каждому государственному служащему предъявляются высокие требования. Эффективность управления процессами и людьми зависит от стремления к саморазвитию и обучению государственного служащего, образованности, способностей и личностных качеств, ответственности и хорошо развитого набора профессиональных управленческих качеств.

Для того чтобы реализовывать должностные обязанности, а именно, вести переговоры и деловую переписку, общаться с вышестоящим руководством и со своими подчиненными, коллегами и разрешать

напряженные и конфликтные ситуации, коммуникативная компетенция включает в себя все необходимые умения, знания и навыки.

Профессиональная сфера деятельности работника в сфере управления напрямую связана с его коммуникативной компетентностью, способностью грамотно высказываться на различных уровнях взаимодействия. Способность к эффективной коммуникации в сфере государственной службы и управления оказывается стратегически значимым фактором не только в плане развития личности как таковой, но и может рассматриваться в аспекте ее влияния на жизнь народов и государств. В данном смысле процесс формирования коммуникативной компетентности современного государственного гражданского служащего является, безусловно, важной задачей[1].

Также важно помнить, что коммуникация включает взаимодействие и общение. Коммуникация, в основном направлена на формирование отношений, создание благоприятной атмосферы, а взаимодействие предполагает обмен эмоциями и информацией между людьми, так же характерную деятельность, которая приводит к необходимому результату[2]. Опыт подтверждает, что уровень профессионализма руководителя основывается их теоретической и практической подготовкой, личными качествами и управленческой способностью. Это обуславливается тем, что большую часть рабочего времени руководители всех уровней уделяют общению с другими. Наличие коммуникативных навыков является залогом эффективной профессиональной деятельности.

Такие качества, которые определяются тем, что в настоящее время в структуре профессиональной деятельности чиновников возрастает объём общения. Здесь важно, что общение возрастает, не только количественно, но и становится более разнообразным, разнохарактерным. В это общение включаются новые слои населения, которые различны уровнем доходов, интересами, социальным статусом и т.д. Госслужащему должны быть присущи такие качества как коммуникативность, открытость, уважение к чужой точке зрения, умение слушать и слышать, сдержанность, тактичность, воспитанность, владение словом и умение себя подать.

Важно отметить, что проблема является актуальной на этапе формирования коммуникативной компетенции государственных служащих. Чиновнику необходимо обладать культурой общения, поскольку профессиональное взаимодействие занимает достаточно важное место в структуре коммуникативной культуры. Таким образом, для того, чтобы взаимоотношения были успешными, госслужащий должен быть в нем компетентен. Для этого, ему нужно осваивать основные правила взаимодействия с коллегами и жителями, развивать в себе профессиональные и личностные качества, от которых и будет зависеть эффективность общения, формировать коммуникативные умения и навыки, так же повышать уровень коммуникативной культуры [3].

В настоящее время с большей эффективностью формируется коммуникативная компетенция путем внедрения новых форм и методов

обучения в практику профессиональной подготовки государственных служащих. Необходимо введение коммуникативных игр в учебный процесс, так как данное обучение подразумевает интерактивный метод. Как известно, данный способ образования основан на принципах взаимодействия, активности обучаемых, опоре на групповой опыт и обязательной обратной связи. Этот метод помогает развивать в себе умение мыслить неординарно, по-своему видеть проблемную ситуацию, отстаивать свою точку зрения, свои ценности, развивает умение выслушивать партнера по общению, умение сотрудничать, вступать в партнерское общение, проявляя при этом умение разрешать конфликты и др[4].

В рамках подготовки специалистов государственной службы используется коммуникативная игра - это метод, основанный на организации коммуникативной деятельности обучаемых, в ходе которой они воспроизводят стандартные ситуации будущего профессионального общения, развивают свои профессионально значимые коммуникативные умения и учатся сотрудничать и взаимодействовать с людьми в разнообразных проблемных ситуациях.

Коммуникативные игры могут иметь различные акценты и задачи. Одни упражнения учат красиво говорить, другие демонстрируют важность умения слушать и задавать вопросы, а другие упражнения помогают снять барьеры в общении, научить обучающихся общаться более легко и непринужденно. Все это - важнейшие коммуникативные навыки, которые помогают добиться успеха и в работе и в личных отношениях [5].

В процессе обучения следует изучать дисциплины психологической направленности такие как: «Конфликтология», «Общая психология», а также специальных дисциплин «Организационное поведение государственных служащих», «Этика и культура поведения государственных служащих», «Риторика». Тем самым обучающийся будет знакомиться с различными аспектами феномена общения, прививать нормы этики профессионального общения, формировать навыки и умения грамотного общения. Это позволит сделать процесс формирования коммуникативной компетенции целостным и непрерывным.

В программу занятий вышеперечисленных дисциплин необходимо включать задания, освоение которых требует от студента развития навыков и умений профессионального общения.

Важным моментом при формировании коммуникативных навыков у государственных служащих является мысленное планирование своего поведения в различных ситуациях. Представление своих действий «в уме» является важной частью протекающего коммуникативного действия. Способность человека действовать «в уме» является важной характерной особенностью компетентного коммуникативного поведения[5].

Значительную роль в формировании коммуникативных навыков играет преподаватель, который является образцом профессионального общения для обучающихся. Действия студента во многом зависят и определяются теми условиями, которые преподаватель создает для его

развития, поэтому обучать должен именно такой педагог, который не только хорошо владеет коммуникативными компетенциями, но и сможет научить этому других.

Преподаватель выступает, с одной стороны, как носитель эталонных отношений, существенных в профессиональной деятельности, а с другой стороны, он является организатором в формировании соответствующих профессионально значимых качеств будущих госслужащих, а это повышает определенные требования к уровню подготовки самого преподавателя.

Таким образом, в процессе формирования коммуникативной компетенции основной задачей является формирование личных и профессиональных коммуникативных качеств будущих государственных служащих и формирование соответствующих умений и навыков, необходимых для компетентного общения, а для того, чтобы эффективно осуществлять свою деятельность, руководитель обязан умело владеть искусством общения, ему так же необходимы знания ключевых механизмов, он должен использовать конкретные приемы эффективного взаимодействия и, в конце концов, иметь хорошо развитые коммуникативные способности. Руководитель, который обладает коммуникативными и организаторскими способностями, может влиять на своих подчинённых, привлекать людей, создавать, организовать и направлять деятельность коллектива.

Использованные источники:

1. Панасюк А.Ю. Управленческое общение - Москва «Экономика», 1990.- 34с.

2. Фетисова, В.А., Батарчук, Д.С. Коммуникативная культура персонала как управленческая проблема / / Экономика и социум, 2018. - №10.- 53с.

3. Акатова, Н.Г., Бессонова, Ю.А. Формирование коммуникативной компетентности государственных служащих средствами русского и иностранного языков: ортологический аспект // Среднерусский вестник общественник наук, 2014.- №1.- 226-236с.

4. Юсупов С.А. Развитие коммуникативной компетентности государственных служащих в работе со средствами массовой информации // Вопросы управления, 2002.

5. Бирюкова Г.М. Профессионально коммуникативная компетентность как имиджевый фактор российских госслужащих // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта, 2011.- Вып. 12. 70с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.