Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ'

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
54
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / РАЗВИТИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОММУНИКАЦИИ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЛУЖАЩИЙ / COMMUNICATION COMPETENCE / DEVELOPMENT / PROFESSIONAL COMPETENCE / COMMUNICATIONS / CIVIL SERVANT

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Бодрягина В.С.

В статье представлено определение коммуникативной компетентности, как неотъемлемой составляющей в развитии государственного служащего. Объяснение терминологии известными учёными. Исследование других видов компетенций. Актуальность работы обусловлена необходимостью развития и формирования в современном государственном служащем коммуникационной компетентности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION AND DEVELOPMENT OF COMMUNICATIVE COMPETENCE OF CIVIL SERVANTS

The article presents the definition of communicative competence as an integral component in the development of a civil servant. Explanation of terminology by famous scientists. Research of other types of competencies. The relevance of the work is determined by the need to develop and form communication competence in a modern civil servant.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ»

УДК 316.62

Бодрягина В. С. студент

Оренбургский государственный университет, ОГУ

РФ, г. Оренбург

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ

Аннотация: В статье представлено определение коммуникативной компетентности, как неотъемлемой составляющей в развитии государственного служащего. Объяснение терминологии известными учёными. Исследование других видов компетенций. Актуальность работы обусловлена необходимостью развития и формирования в современном государственном служащем коммуникационной компетентности.

Ключевые слова: коммуникационная компетентность, развитие, профессиональная компетентность, коммуникации, государственный служащий.

Bodryagina V.S.

student

Orenburg State University, OSU Russian Federation, Orenburg

FORMATION AND DEVELOPMENT OF COMMUNICATIVE COMPETENCE OF CIVIL SERVANTS

Annotation: The article presents the definition of communicative competence as an integral component in the development of a civil servant. Explanation of terminology by famous scientists. Research of other types of competencies. The relevance of the work is determined by the need to develop and form communication competence in a modern civil servant.

Key words: communication competence, development, professional competence, communications, civil servant.

В современном мире коммуникативная деятельность является одной из главных в сфере государственной и муниципальной службы. К сожалению, данная тема еще очень мало исследована, но с каждым годом, все больше экономистов-социологов, которые обращают свое внимание на коммуникативную компетенцию. Основным моментом в решении написания данной статьи является предположение, что язык государственной службы отражает уровень развития речевой культуры современного общества, в связи с чем, появляется необходимость изучения развития коммуникативной компетентности госслужащих.

Для более полного изучения данной темы, обратимся к теоретической основе, а именно, к изучению понятия «коммуникативная компетентность».

Рассматривая коммуникативную компетенцию государственного служащего, необходимо остановиться на определении понятий «коммуникация» и «общение». Обратим внимание на рисунок 1- Взаимодействие понятий.

Рисунок 1.-Взаимодействие понятий. [1]

Исходя из предоставленного рисунка, можно определить разницу между данными понятиями и сущность каждого из них. Обладание коммуникационной компетентности означает, способность повлиять на собеседника или группу лиц, что особенно важно в работе госслужащего. Второе понятие существенно отличается, так как подразумевает обычный обмен информации, который не несет за собой особо важной ценности в деятельности современного государственного служащего. Различия данных определений весьма существенны. Следовательно, изучение коммуникаций является весьма актуальной для современного государственного служащего.

Обратим особое внимание на значение рассматриваемой профессии. Данная специальность «государственный служащий» - это наглядный пример профессии в системе «человек-человек», госслужащий не просто работник, а человек, олицетворяющий власть и выступающий от ее лица, а также напрямую взаимодействующий с гражданами. Специфика труда госслужащего показана на рисунке 2 - Специфика работы государственного служащего.

ш

ное^^ взаим

юе^^Ь эм0

г 1

Г 1

обосновании целей и направлений общественного развития занимают должности в государственных организациях, что позволяет проявлять государственную власть

обеспечивают условия функционирования государственной власти и государства обладают особым предметом труда -информацией, которая выступает средством их воздействия на управляемых и одновременно обслуживаемых граждан

Рисунок 2.-Специфика работы государственных служащих. [2]

На речевое поведение государственных служащих, их языковые особенности, оказывает огромное влияние сущности корпоративной культуры, личностные и профессиональные установки, ценности, СМИ и прочие механизмы взаимодействия государственных органов с населением. Исходя из результатов различных социологических исследований, образ государственного служащего в обыденном мышлении россиян, как правило, негативный. Однако, профессия госслужащего важна для современного общества. Видимо, стоит обратить большое внимание к формированию и развитию коммуникативных навыков у представителей госаппарата. Необходимость продвижения коммуникаций с населением сказывается на общем имидже госслужащего, особенно в современном мире. Тем не менее, от госслужащих как представителей профессий типа «человек - человек», «человек - общество» необходима весьма важная способность -моделировать варианты возможных исходов различных действий людей, всевозможных конфликтов, противостояний и объединений граждан, способность успешно действовать в особых и быстро меняющихся условиях. Обладая данными компетенциями, возрастает способность к более рациональному управлению населением страны.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, на сколько рассматривая специальность работника государственных учреждений отличается от обыденного мышления граждан. По долгу своей служебной деятельности государственный служащий постоянно общается с населением страны, руководителями различных предприятий, организаций, учреждений и подразделений органов власти, т.е. деятельность носит абсолютно коммуникативный характер. Всё это и предполагает наличие профессионально-значимых коммуникативных умений и навыков.

Таким образом, профессиональная деятельность госслужащих, с одной стороны, зависит от объективных общественно-политических,

экономических условий, а с другой - от способов реализации «внутренних характеристик личности» в новых формах и средствах управления [3].

Ключевые компетенции представлены следующим перечнем:

- социальной компетенцией (способность взять всю ответственность на себя в ситуации принятия трудных профессиональных решений, проявление толерантности к разным культурам и народам);

- когнитивной компетенцией (госслужащий готов и способен самостоятельно приобретать новые знания и умения, всесторонне реализовывать свой личный потенциал);

- социально-информационной компетенцией (владение информационными технологиями и способность адекватно воспринимать критику в источниках социальной информации в свой адрес);

- специальной компетенцией (готовность к выполнению профессиональных функций);

- коммуникативной компетенцией (владение всеми технологиями общения, в том числе и компьютерного) [4].

Следовательно, необходимость изучения развития и формирования таких навыков как коммуникативная компетенция, даёт огромный толчок для продвижения современного государственного служащего, для его имиджа. Умение вести переговоры, правильно составить презентацию своего проекта, уверенно держаться на публике - всё это необходимо в современном мире, чтобы добиться уважения и принятия гражданами государства. Конечно, совершенствование и развитие коммуникативной компетенции весьма положительно повлияет на эффективность деятельности государственных служащих.

Использованные источники:

1. Каленникова, Т.Г., Борисевич А.Р. Словарь психолого-педагогических понятий :справочное пособие для студентов всех специальностей очной и заочной форм обучения -Минск: БГТУ, 2007. - 68 с.

2. Нестерова, И.А. Мотивация государственных служащих // Энциклопедия Нестеровых - 2017.- URL http://odiplom.ru/lab/motivaciya-gosudarstvennyh-sluzhaszih.html (дата обращения: 12.01.2020).

3. Запорожец, Е.А. Коммуникативная компетенция государственных служащих: структура, содержание, условия формирования // Вопросы управления. - 2009.- № 3. Т.1.- С. 95-108.- URL http://vestnik.uapa.ru/ru/issue/2009/03/05/( дата обращения :15.01.2020).

4. Социальная работа: Введение в профессиональную деятельность: Учебное пособие / Отв. ред. проф. А. А. Козлов. - М.: Логос, 2004. - 368 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.