Научная статья на тему 'Языковая личность государственного служащего как объект лингвистического описания'

Языковая личность государственного служащего как объект лингвистического описания Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
174
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЯЗЫКОВАЯ ЛИЧНОСТЬ / LINGUISTIC PERSONALITY / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЛУЖАЩИЙ / PUBLIC SERVANT / ЯЗЫКОВОЙ ПОРТРЕТ / LINGUISTIC PORTRAIT / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / COMMUNICATIVE COMPETENCE / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ / PROFESSIONAL COMMUNICATION

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Котлярова О.В.

В результате проводимого исследования определяются основные направления гуманитарного знания, рассматривающие изучение языковой личности государственного служащего в качестве научного приоритета. Прослеживается исследовательская парадигма языковой личности государственного служащего в диахронном аспекте. А также отмечается дальнейшие перспективы исследования речевых особенностей современных государственных служащих с целью развития их коммуникативной компетентности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LANGUAGE PERSONALITY OF THE CIVIL SERVANT AS THE OBJECT OF LINGUISTIC DESCRIPTION

The study identifies the main areas of the Humanities, dealing with the study of language personality of a public servant as a research priority. Traced research paradigm of linguistic identity of the civil servant in diachronic aspect. Notes the future prospects of the study of speech features of modern civil servants with the aim of developing their communicative competence.

Текст научной работы на тему «Языковая личность государственного служащего как объект лингвистического описания»

УДК 81.23 КОТЛЯРОВА О.В.

кандидат филологических наук, кафедра социально-гуманитарных дисциплин, Владимирский филиал Российской Академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации E-mail: olya-apriori@yandex.ru

UDC 81.23

KOTLYAROVA O.V.

Сandidate of Philological Sciences, department of social-humanitarian disciplines, Vladimir branch of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Vladimir branch (Russian Federation, Vladimir)

E-mail: olya-apriori@yandex.ru

ЯЗЫКОВАЯ ЛИЧНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖАЩЕГО КАК ОБЪЕКТ ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ОПИСАНИЯ

LANGUAGE PERSONALITY OF THE CIVIL SERVANT AS THE OBJECT OF LINGUISTIC DESCRIPTION

В результате проводимого исследования определяются основные направления гуманитарного знания, рассматривающие изучение языковой личности государственного служащего в качестве научного приоритета. Прослеживается исследовательская парадигма языковой личности государственного служащего в диахронном аспекте. А также отмечается дальнейшие перспективы исследования речевых особенностей современных государственных служащих с целью развития их коммуникативной компетентности.

Ключевые слова: языковая личность, государственный служащий, языковой портрет, коммуникативная компетентность, профессиональное общение.

The study identifies the main areas of the Humanities, dealing with the study of language personality of a public servant as a research priority. Traced research paradigm of linguistic identity of the civil servant in diachronic aspect. Notes the future prospects of the study of speech features of modern civil servants with the aim of developing their communicative competence.

Keywords: linguistic personality, public servant, linguistic portrait, communicative competence, professional communication.

Исследование языковой личности государственного служащего лежит в русле истории изучения административного и политического дискурса, изучения языковой личности политических лидеров, а также анализа языка представителей властных структур. Несмотря на то, что государственная служба и политика в парадигме профессиональной деятельности не должны пересекаться, лингвистические исследования подтверждают близость этих сфер в языковом плане.

Если затрагивать историю развития теории политического дискурса, то начинать необходимо с античной традиции ораторского искусства, мастерства красноречия, риторики. Изучение особенностей мастерства публичного выступления, методы влияния оратора на публику, вопросы аргументации и доказательности речи, взаимодействия выступающего с публикой, индивидуального речевого поведения и мн. др. сохраняют исследовательскую актуальность и в XXI веке.

О необходимости изучения коммуникативных возможностей государственного управления написано большое количество работ, отражающих различные аспекты гуманитарного знания. В этой связи, на наш взгляд, изучение языковой личности современного государственного служащего, как представителя власти и государства, с одной стороны, и как носителя общих языковых черт своего времени и ментально-сти, с другой, представляет наибольший интерес.

Изучение языкового портрета государственного служащего не может ограничиваться рамками лексикологии и на протяжении нескольких столетий изучается на периферии смежных наук.

В рамках представленной работы был проведен сравнительный анализ направлений гуманитарного знания, рассматривающих изучение личность языковой личности государственного служащего в качестве исследовательского приоритета. В таблице 1 представлены результаты проведенного анализа.

В рамках лингвистических исследований интерес к изучению языковой личности государственного служащего, речевых особенностей представителей власти и языка управления проявляется достаточно давно.

Основу формирования теории языковой личности государственного служащего положили исследования речевых портретов политических деятелей, императоров, правителей, продолжающие оставаться актуальными и в настоящее время. В истории речевого портретирования уже составлены речевые/языковые портреты лидеров политических партий и депутатов, а также российских президентов.

В последующие годы проявился лингвистический интерес к партийной советской языковой среде. Языковые штампы того времени отражали организационно-идеологическую основу деятельности партии, управленческого стиля руководства, индивидуальные особенности авторитетных руководителей высшего звена в госаппарате. По справедливому замечанию М.Н. Пановой, «специфика языка чиновников состоит в том, что, являясь объектом критики во все времена, он оказывает влияние на язык СМИ, активно тиражирующих его, и, следовательно, во многом дух эпохи, языковую моду и вкус, становится языком времени» [21].

Пик изучения языка «тоталитарной эпохи» пришелся на девяностые годы XX века. Исследования такого рода были направлены на изучение политического дискурса советской власти и языковых особенностей постсоветского периода. Многие лингвисты отмечали необходимость изучения языковой картины мира и непосредственно речи чиновников и государственных деятелей, считая их профессиональную речь «формой существования языка, включающей единицы разных уровней и функциональных разновидностей речи (специальные термины, элементы разговорной речи, официально-делового и научного стилей и административно-политического социолекта) и реализующейся в определенных типах и жанрах институционального общения» [22].

© Котлярова О.В. © Kotlyarova O.V

Таблица 1.

Данные анализа направлений гуманитарного знания, изучающих языковую личность государственного служащего

Направление гуманитарного знания

Теоретико-практическая значимость

Исследователи

/Лингвопедагогика

Актуальность обосновывается изучением динамики кадрового потенциала системы государственного управления.

См., например, исследования Б.В. Кайгородова, А.И. Корниловой (2012) [12], Е.Н. Копыловой (2014) [11], Е.А. Феофилактовой (2012) [28].

Немаловажной составляющей развития личности госслужащего является повышение качества образования и самообразования, а также применение комплексной оценки их профессиональной деятельности.

См. исследования Н.С. Калашник (2013) [9], Т.Н. Клочковой (2011) [13], О.В. Кузнецова (2009) [14].

Последние годы особый акцент делается на гуманитаризацию образования представителей органов власти. Лингвистическая подготовка становится существенным фактором гуманитаризации и профессионализации образования специалиста в области управления.

См. работы Н.В. Уваровой (1999) [26], Ю.Н. Карповой (2011) [10].

Лингвопсихология

Личность государственного служащего формируется посред-ствам речевых стереотипов, являющихся ментальной основой современных россиян. Личность госслужащего ассоциируется с образами «важного лица», «маленького человека», «чинуши», «чиновника», «чиновничишки», «начальника». Такие стереотипы чаще всего обладают выраженным пейоративными оценочным компонентом и характеризуют личность, злоупотребляющую властью и положением.

См, например, работу В.В. Дьяковой (1996) [7].

Приоритетным аспектом в рамках лингвопсихологии, характеризующим языковую личность госслужащего, выступает его коммуникативная компетентность. Речевые характеристики представителей госслужбы особенно ярко проявляются во время публичных выступлений, политических дискуссий, переговоров и дебатов. Культура профессионального общения является основой имиджевого фактора современного госслужащего.

См. исследования Г.М. Бирюковой, Ю.К. Лебединовой (2010) [2], С.В. Рудаковой (2003) [24], А.Е. Улуновой (2013) [27] и др.

Акмеология

Рассматривает речевое поведение современного госслужащего с позиции целостности личности и продуктивности самоосуществления намеченных целей. В качестве основных характеристик выделяются такие, как эмоциональная устойчивость, эффективность деятельности, психологические условия профессионально-личностного развития, эмоциональное выгорание, самооценка и самоотношение.

Ср. работы В. Г. Белова, Ю.А. Парфенова (2011) [1], О.И. Суховеевой (2011) [25], М.А. Гордеевой (2014) [4], М.Н. Дарижаповой (2015) [5] и др.

Лингвофилософия

Представители философской мысли XXI века демонстрируют стремление к анализу этической и нравственной подоплеки развития языковой личности госслужащего, идеи служения как нравственной силы, объединяющей социальные слои и сословия, ценностей российской государственности и традиционализма. Также поднимаются вопросы развития регионального сознания как конкретной характеристики языковой личности государственного служащего.

См., например, исследования Ю.В. Назарова (200б) [18], а также А.В. Поладько (2011) [22].

Социолингвистика

С точки зрения социологии языковая личность интересна как результат процессов активной социализации, под которой подразумеваются процессы социально-профессиональной адаптации

В этой связи см. работы Е.А. Мамлиной (2004) [15], А.Н. Хасановой (2006) [29].

Важным аспектом социолингвистических исследований является изучение вопросов духовно-нравственной основы деятельности государственных служащих в современных социокультурных условиях, социальной эффективности профессиональной деятельности, изучения личности государственных служащих как социально-профессионального слоя населения России.

См. исследования Д.А. Михеева (2004) [16], Н.В. Осиповой (2004) [19], М.В. Павленко (2005) [20].

Одной из задач, решаемой в русле социолингвистики, является составление модели поведения государственных служащих, основанной на их речевом и поведенческом взаимодействии в системе государственного управления и межличностного общения. Формирование позитивного или негативного образа госслужащих, их статусно-ролевых, моральных и этических характеристик складывается посредством анализа особенностей языка и коммуникации.

См. работы Н.И. Голивкиной (2003) [3], Н.В. Дильман (2004) [6].

Подчеркнутую значимость имеет системность лингвистических исследований языковой личности государственного служащего, проведенное М.Н. Пановой. Целью ее научных изысканий является всестороннее описание и анализ структуры и функционирования языковой личности государственного служащего в сфере его профессиональной деятельности. Исследовательская парадигма М.Н. Пановой раскрывает описание «устной вербальной институциональной коммуникации на государственной службе; выявление специфики речевой коммуникации государственных служащих в сфере их профессионального взаимодействия; рассмотрение языковой личности чиновника и его речевого портрета, представленные в художественной литературе; представление классификации ошибок и профессиональных отклонений в речевом поведении госслужащего; разработку типологии языковых личностей чиновника на основе культурно-речевых критериев; определение лингвометодических и организационных механизмов формирования языковой личности государственного служащего с целью повышения эффективности обучения госслужащих культуре речи как составляющей их профессиональной компетентности» [21].

Все последующие работы, посвященные изучению языковой личности государственного служащего, так или иначе, базируются на научных изысканиях М.Н. Пановой, отраженных в работе «Языковая личность государственного служащего: дискурсивная практика, типология, механизмы формирования» (2004) и продолжают ее научно-практические перспективы.

В связи с вышесказанным, можно предположить, что продолжение изучения языковой личности современного госслужащего является перспективным направлением лингвистических исследований и смежных с лингвистикой сфер гуманитарного знания. Остаются не до конца разработанными вопросы описания региональных особенностей языковой личности государственного служащего, динамики формирования языковой личности, вопрос определения и устранения причин деградации языковой личности и мн. др.

Особый интерес, на наш взгляд, могут представлять исследования профессионального языка государственных служащих в дискурсивной практике общества, базирующиеся на изучении профессионального языкового сознания и особенностей его функционирования. Теоретико-методической основой этого направления становятся работы М.М. Бахтина, Л.М. Веккера, В.В. Виноградова, Л. С. Выготского, П.Я. Гальперина, В.М. Жирмунского, В.П. Зинченко, Ю.Н. Караулова, Е.А. Климова, А.А. Леонтьева, А.Н. Леонтьева, М.К. Мамардашвили, С. Л. Рубинштейна, Е.Ф. Тарасова, А. Д. Швейцера и др.

Изучение формирования и динамики языковой личности современного госслужащего подразумевает постоянное изучение сферы профессионального общения представителей властных структур, так как «формирование профессионального языкового сознания происходит в процессе профессиональной деятельности и профессиональном общении путём усвоения специального языка и операций профессиональной деятельности» [17]. В этой связи появляется новый объект, представляющий исследовательский интерес в разработке теории языковой личности государственного служащего, обозначенный в работе С.В. Мыскина «Профессиональное языковое сознание и особенности его функционирования», где под языковой профессиональной личностью понимается «совокупность языковых компетенций, обусловливающих восприятие и производство профессиональных дискурсов в различных профессиональных коммуникативных ситуациях, возникающих при взаимодействии специалистов разного профиля» [17].

В заключение к первой главе позволим себе предположить, что многочисленные особенности, характеризующие языковую личность современного государственного служащего, указывают на недостаточную коммуникативную компетентность представителей административного дискурса. В связи с этим вопрос о формировании и динамике языковой личности современного государственного служащего остается открытым и актуальным.

Библиографический список

1. Белов В.Г., Парфенов Ю.А., Менумеров А.В., Чернов Д.А. Эмоциональная устойчивость как критерий эффективной деятельности государственных служащих // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2011. № 8. С. 28-34.

2. Бирюкова Г.М., ЛебединоваЮ.К. Профессионально-коммуникативная компетентность как имиджевый фактор российских госслужащих // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2010. № 12 (70). С.

3. ГоливкинаН.И. Социально-статусные факторы формирования профессиональной культуры государственного служащего: автореф. ...дис. канд. соц. наук. Москва. 2003. 213 с.

4. Гордеева М.А. Эмоциональное выгорание государственных служащих // Теория и практика общественного развития. 2014. № 9. С. 43-45.

5. Дарижапова М.Н. К вопросу об изучении самоотношения государственных служащих // Вестник Бурятского государственного университета. 2015. № 5. С. 28-33.

6. Дильман Н.В. Государственные служащие: статусные основания, менталитет и коммуникационные особенности: автореф. .дис. канд. соц. наук. Волгоград, 2004, C. 160.

7. Дьякова В.В. Стереотипы восприятия государственных служащих в современном российском обществе: автореф. .дис. канд. псих.. наук. Москва, 1996, 142 с.

8. Кайгородов Б.В., Корникова А.И. Моделирование процесса формирования лидерских качеств будущих государственных служащих // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2012, № 3 (10), С. 121-123.

9. Калашник Н.С. Самообразование чиновников как составляющая политики управления людскими ресурсами на государственной службе (опыт Украины) // ARS ADMINISTRANDI. 2013. № 4. С. 42-52.

10. Карпова Ю.Н. Формирование духовной направленности в профессиональном образовании государственных служащих средствами интегрирования религиоведения и иностранного языка: автореф. .дис. канд. п. наук. Нижний Новгород, 2001, C. 173.

11. Копылова Е.Н. Применение комплексной оценки деятельности государственных служащих при отборе в управленческую команду // Электронный вестник Ростовского социально-экономического института. 2014. № 1. С.

12. Корнилова А.И., Кайгородов Б.В. Моделирование процесса формирования лидерских качеств будущих государственных служащих // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2012. № 3. С. 121-123.

13. Клочкова Т.Н. Дополнительное профессиональное образование государственных и муниципальных служащих: проблемы и пути совершенствования // Вестник Поволжского института управления. 2011. № 2. С. 14-21.

14. Кузнецов О.В. Направления модернизации ДПО государственных служащих // Высшее образование в России. 2009. № 5. С. 145-149.

15. Мамлина Е.А. Процесс идентификации личности государственного служащего в условиях современной России: автореф. .дис. канд. соц. наук. Саратов, 2004, с.180.

16. Михеев Д.А. Государственные служащие Российской Федерации как социально-профессиональный слой: на материалах Республики: автореф. .дис. канд. соц. наук. Казань, 2004, с. 186.

17. Мыскин С.В. Профессиональное языковое сознание и особенности его функционирования: дис. ... д-ра филол. наук. М.: 2015. 670 с.

18. НазароваЮ.В. Парламентская этика в России: опыт Государственной Думы 1906-1917 годов: дис. ... канд. ф. наук. М.:. 2006, 145 с.

19. Осипова Н.В. Система непрерывного профессионального образования государственных служащих в регионе: автореф. .дис. канд. соц. наук. Пенза, 2004, C. 184.

20. Павленко М.В. Духовно-нравственные основы деятельности государственных служащих в современных социокультурных условиях России: автореф. ... дис. канд. соц. наук, Курск, 2005, C. 155.

21. ПановаМ.Н. Языковая личность государственного служащего: дискурсивная практика, типология, механизмы формирования: автореф. .дис. докт. филол. наук. М., 2004, 393 с.

22. Поладько А.В. Идеология государственного служения: автореф. ... дис. канд. ф. наук, Ростов-на-Дону, 2011, 162 с.

23. Пономаренко И.Н. Нормативный аспект языковой личности российского госслужащего // Ученые записки Таврического национального университета им. В.И. Вернадского. Серия «Филология. Социальные коммуникации». Том 27 (66) № 1. Ч. 1. 2014. С. 250-253.

24. Рудакова С.В. Развитие лингвосоциопсихологических способностей государственных служащих в процессе повышения их квалификации: автореф. ... дис. канд. псих. наук, М.: 2003, 205с.

25. Суховеева О.И. Психологические условия профессионально-личностного развития государственных и муниципальных служащих // Теория и практика общественного развития. 2011. № 3. С. 135-136.

26. Уварова Н.В. Гуманитаризация профессионального образования государственных служащих средствами лингвистической подготовки: автореф. дис. .докт. п. наук, Казань, 1999, 402 с.

27. Улунова А. Е. Культура профессионального общения государственных служащих как культура профессиональной группы и культура личности // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2013. № 1 (25).

28. ФеофилактоваЕ.А. Нравственные аспекты современной системы подготовки государственных служащих // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2012. Серия: Педагогика, психологи № 1 (8). С. 301-304

29. Хасанова А.Н. Особенности подготовки государственных служащих в условиях трансформирующегося общества: авто-реф. . дис. канд. соц. наук. Уфа, 2006, 135 с.

References

1. Belov V.G., Parfenov Yu.A., MenumerovA.V., ChernovD.A. Emotional stability as a criterion of effective activity of civil servants // Scientists notes University. P. F. Lesgaft. 2011. № 8. Pp. 28-34.

2. Biryukov G.M., Lebedinovka Yu.K. Professionally-communicative competence as an image-building factor in the Russian civil servants // scientific notes University. P. F. Lesgaft. 2010. № 12 (70). Pp. 1-4.

3. GolovkinaN.I. Social status factors of formation ofprofessional culture of civil servant: author. .dis. kand. soc. sciences'. Moscow. 2003. 213 p.

4. GordeevaM. A. Emotional burnout of civil servants / / Theory and practice of social development. 2014. № 9. Pp.43-45.

5. Darizhapova M.N. To the question about learning of the self-evaluation of civil servants // Bulletin of the Buryat state University. 2015. № 5. Pp. 28-33.

6. Dilman N.In. Public servants: the status of the Foundation, mentality and communication features: abstract. .dis. kand. soc. sciences'. Volgograd, 2004, Pp.160.

7. Dyakova V. V. Stereotypes of perception of public servants in the modern Russian society: the author. .dis. kand. crazy.. sciences'. Moscow, 1996, 142p.

8. KaigorodovB.V., KornikovA.I. Modeling of the process of formation of leadership qualities of future civil servants // Vector science of Togliatti state University. Series: Pedagogics, psychology. 2012, № 3 (10), Pp. 121-123.

9. Kalashnik N.C. Self-education officials as part of human resources management policy in the public service (the experience of Ukraine) // ARS ADMINISTRANDI. 2013. № 4. Pp. 42-52.

10. Karpova Yu. N. Formation of a spiritual orientation in professional education of civil servants by means of integration of religious studies and foreign language: author. .dis. kand. p. sci. Nizhniy Novgorod, 2001, Pp. 173.

11. Kopylova E.N. The use of a comprehensive evaluation of civil servants in the selection of the management team // E-Vestnik of Rostov social and economic Institute. 2014. № 1. Pp. 1-8.

12. KornilovaA.I., KaygorodovB.V. Modeling of the process of formation of leadership qualities of future civil servants // Vector of science of Togliatti state University. Series: Pedagogics, psychology. 2012. № 3. Pp.121-123.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Klochkova T.N. Additional professional education of state and municipal employees: problems and ways of improvement // Bulletin of Volga region Institute of management. 2011. № 2. Pp. 14-21.

14. Kuznetsov O.V. Directions of modernisation of the state officials additional professional education // Higher education in Russia. 2009. № 5. Pp. 145-149.

15. Mamlina E.A. process of identification of the personality of the public servant in the conditions of modern Russia: the author. ... dis. kand. soc. sciences'. Saratov, 2004, Pp. 180.

16. Mikheev D.A. Civil servants of the Russian Federation as a socio-professional layer: on the materials of the Republic: autoref. ... dis. kand. soc. sciences'. Kazan, 2004, Pp. 186.

17. MyskinS.V. Professional linguistic consciousness and peculiarities of its functioning: dis. ... d-RA filol. sciences'. M: 2015. 670p.

18. Nazarova Yu.V. parliamentary ethics in Russia: experience of the state Duma of 1906-1917: dis. ... kand. f. science. M.:, 2006, 145 p.

19. Osipova N.In. System of continuing professional education of civil servants in the region: Avtoref. .dis. kand. soc. sciences'. Penza, 2004, Pp. 184.

20. Pavlenko M.V. Spiritual and moral bases of activity of public servants in modern socio-cultural conditions of Russia: the author. ... dis. kand. soc. Sciences, Kursk, 2005, Pp. 155.

21. PanovaM.N. The linguistic personality of a civil servant: discursive practice, typology, mechanisms of formation: author. .dis. doctor. Philol. sciences'. M., 2004, 393 p.

22. PaladinoA.V. the Ideology of state service: author. ... dis. kand. f. Sciences, Rostov-on-don, 2011, 162 p.

23. Ponomarenko I.N. The normative aspect of linguistic personality of a Russian civil servant // scientific notes of Taurida national University. V. I. Vernadsky. Series « Philology. Social communications». Volume 27 (66) No. 1. Part 1. 2014. Pp. 250-253.

24. Rudakova S.V. Development linguosociopsychology the capacities of civil servants in the process of improving their skills: author. ... dis. kand. crazy. Sciences, M.: 2003, 205 p.

25. Sukhoveeva O.I. Psychological conditions of professional and personal development of state and municipal employees. Theory and practice of social development. 2011. № 3. Pp. 135-136.

26. Uvarova N.In. Humanitarization of professional education of civil servants by means of linguistic training: author. dis. ...doctor. p. Sciences, Kazan, 1999, 402 p.

27. Ulanova A.E. Culture of professional communication of public servants as the culture of professional groups and the culture of personality // scientific notes. Electronic scientific journal of the Kursk state University. 2013. № 1 (25).

28. Feofilaktova E.A. Moral aspects of the modern system of civil servants training // Vector of science of Togliatti state University. 2012. Series: Pedagogics, psychologists № 1 (8). Pp. 301-304

29. KhasanovaA.N. Features of training of civil servants in a transforming society: Avtoref. .dis. kand. soc. sciences'. Ufa, 2006. 135 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.