Научная статья на тему 'К вопросу о формировании информационной культуры будущего педагога профессионального обучения'

К вопросу о формировании информационной культуры будущего педагога профессионального обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
101
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / ИНФОРМАЦИОННЫЙ РЕСУРС / ИНФОРМАЦИОННАЯ СРЕДА / ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алипханова Фатима Надирбековна, Атаева Эльвира Артуровна

В статье освещен вопрос о необходимости формирования информационной культуры будущего педагога профессионального обучения, а также раскрыты такие дефиниции как информация, информационное общество, информационные ресурсы, информационная среда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Алипханова Фатима Надирбековна, Атаева Эльвира Артуровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF FORMATION OF INFORMATION CULTURE OF FUTURE TEACHER OF THE VOCATIONAL EDUCATION

In article the question of need of formation of information culture of future teacher of a vocational education is opened, and also such definitions as information, information society, information resources, the information environment are opened.

Текст научной работы на тему «К вопросу о формировании информационной культуры будущего педагога профессионального обучения»

УДК 378

Ф Н. Алипханова К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ ИНФОРМАЦИОННОЙ Э.А. Атаева КУЛЬТУРЫ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

Аннотация. В статье освещен вопрос о необходимости формирования информационной культуры будущего педагога профессионального обучения, а также раскрыты такие дефиниции как информация, информационное общество, информационные ресурсы, информационная среда.

Ключевые слова: информация, информационное общество, информационный ресурс, информационная среда, информационная культура будущего педагога профессионального обучения.

Fatima Alipkhanova Elvira Atayeva

TO THE QUESTION OF FORMATION OF INFORMATION CULTURE OF FUTURE TEACHER OF THE VOCATIONAL EDUCATION

Abstract. In article the question of need of formation of information culture of future teacher of a vocational education is opened, and also such definitions as information, information society, information resources, the information environment are opened.

Keywords: information, information society, information resource, information environment, information culture of future teacher of a vocational education.

Употребление знаний человечества в качестве информации является одной из первостепенных проблем новой парадигмы образования, науки и общества. Поток информации, хлынувший на человека, не дает ему возможности воспринять эти новые знания в полном объеме. Деятельность людей все больше начинает зависеть от информированности и способности эффективно использовать имеющуюся информацию.

Еще в 50-70-е годы XX в. стало очевидным, что человечество вступает в новую эпоху - эпоху развития техники и, в первую очередь, компьютеров, и научно-технической революции (НТР) в целом. Проблема существования и бытия человека в полностью «технизированном» и «информатизи-рованном» мире не могла не занимать умы философов и педагогов. Так, например, по мнению некоторых авторов (В.П. Казанцева, Т.А. Вольская, Е.М. Згурская, Н.Г. Шевченко, И.А. Цветочкина, С.П. Аникина, О.В. Влащенко, В.А. Корешкова, Е.А. Наприенко, Л.Б. Казанцева), выходом из «информационного кризиса» можно считать эволюционный процесс или информатизацию общества, где основное внимание уделяется усвоению достоверного, исчерпывающего и своевременного знания. Отличительными чертами информационного общества, по мнению авторов, являются [2]:

— увеличение роли информации и знаний в жизни общества;

— возрастание доли информационных коммуникаций, продуктов и услуг в валовом внутреннем продукте;

— создание глобального информационного пространства, обеспечивающего информационное взаимодействие людей; их доступ к мировым информационным ресурсам и удовлетворение потребностей в информационных продуктах и услугах.

Социальный прогресс и динамика информатизации общества, диссонируя с отставанием и инерционностью духовно-нравственного развития личности, требуют сегодня от педагогической науки переосмысления и обновления целевых установок компьютерного образования и обучения. Вступление в эпоху информатизации и возросшее значение информации в жизни общества обусловили более глубокую связь между информацией и культурой. Средством распространения достижений

© Алипханова Ф.М., Атаева Э.А., 2014

Вестник Университета № 4, 2014

культуры на основе технических завоеваний времени стали информационно-коммуникационные технологии (ИКТ).

Различия в подходах к пониманию и применению понятия «информация» в кибернетике и информатике лежали в основе длительной дискуссии в отечественном обществоведении между сторонниками ресурсной и коммуникационной концепций информационной среды. Дефиниция «информационная среда» вошла в научный оборот сравнительно недавно. Фактически данное понятие возникло в ходе формирования общества и социальной информации. «Реально существующая информационная среда - сложное, многоаспектное образование, своеобразная результирующая всех информационных потоков, на пересечении которых находится человек (либо социальная группа)» [3; с. 1-8].

«Ресурсная концепция» (Т. Санталайнен, Э. Воутилайнен, П. Поренне, Ягафарова Е.Ф.) основывалась на представлении об информационной среде как о технической системе, позволяющей хранить информацию и дающей объективное (не зависимое от личных мнений) знание о мире. Авторы «коммуникационной концепции» рассматривают информационную среду и входящие в нее в качестве компонентов информационные системы как «средство передачи знаний и обмена сообщениями разного статуса, т.е. как средство, позволяющее осуществлять социокультурные функции» [4; с. 1415].

«Информацию, хранящуюся в информационной среде, называют информационным ресурсом, так как обеспечение информацией также необходимо для различных видов человеческой деятельности, как энергетические, материальные, кадровые ресурсы. Однако, в отличие от указанных видов ресурсов, у информационного ресурса есть свои специфические особенности. Во-первых, это его не-уничтожаемость и неистощимость. Информационный ресурс не уменьшается при использовании и обнаруживает тенденцию к тому, чтобы стать общечеловеческим достоянием. Во-вторых, это отсутствие универсальной меры. Все попытки измерить количество информации, связаны с условными мерами, характеризующими информацию, которую данное сообщение несет для данного адресата в некоей конкретной ситуации. В-третьих, информационный ресурс имеет лишь потенциальное значение по сравнению с людскими или материальными ресурсами, он не самостоятелен, сам по себе не способен динамически развивать социосистему. Как видим, ценность информации существенно зависит и от способа ее получения, и от конкретной ситуации ее применения» [1; с. 66].

Согласно требованиям ФГОС ВПО по направлению подготовки «Профессиональное обучение (по отраслям)» будущий педагог профессионального обучения готовится к следующим видам профессиональной деятельности: учебно-профессиональная, научно-исследовательская, образовательно-проектировочная, организационно-технологическая; обучение по рабочей профессии. Будущий педагог профессионального обучения, осуществляющий данные виды деятельности, неизбежно сталкивается с проблемой поиска, отбора, анализа и синтеза, критической оценки, передачи и хранения информации, и, следовательно, для свободной ориентации в информационной среде он должен обладать информационной культурой, как одной из составляющих общей культуры. По мнению М.Х. Хайбулаева [5; с. 7], информационная культура связана с социальной природой человека и является продуктом его разнообразных творческих способностей, проявляющихся в:

— конкретных навыках по использованию технических устройств (от телефона до персональных компьютеров и компьютерных сетей);

— способности использовать в своей деятельности компьютерную информационную технологию, базовой составляющей которой являются многочисленные программные продукты;

— умении извлекать информацию из различных источников, как из периодической печати, так и из электронных коммуникаций, представлять ее в понятном виде и уметь ее эффективно использовать;

— владении основами аналитической переработки информации;

— умении работать с различной информацией;

— знании особенностей информационных потоков в различных областях деятельности. Информационная культура включает мощь и диапазон современных средств - компьютеров,

локальных и международных сетей, программных продуктов, разнообразных носителей информации. Их функционирование - это не сочетание случайных компонентов или факторов, а функционирование интегративных систем. Поэтому для понимания сущности информационных процессов и явлений используются интегративные знания таких наук, как информатика, кибернетика, теория информации, математика, библиотековедение и библиографоведение, прикладная лингвистика, логика, стилистика текста, прикладная психология, культура чтения и др., но неотъемлемой частью информационной культуры является знание новой информационной технологии и умение ее применять как для автоматизации рутинных операций, так и в неординарных ситуациях, требующих нетрадиционного подхода [5, с. 8].

Под информационной культурой будущего педагога профессионального обучения следует понимать определенную степень его сформированности для гармоничного вхождения в информационное общество, в информационную среду, в образовательное пространство; определенный уровень его способности к организации информационных процессов в учреждениях; уровень эффективности создания, сбора, хранения, переработки, передачи, представления и использования информации, обеспечивающий целостную картину мира, предвидение последствий принимаемых решений. Таким образом, формирование информационной культуры будущего педагога профессионального обучения является несомненным фактором повышения уровня его профессиональной культуры и конкурентоспособности в современных условиях модернизации и информатизации образования.

Библиографический список

1. Атаян А.М. Дидактические основы формирования информационной культуры личности в условиях информатизации общества: дис. ... канд. пед. наук - Владикавказ, 2001. - 175 с.

2. Основы информационной культуры: электрон.учеб. пособие / В.П. Казанцева, Т. А. Вольская, Е.М. Згур-ская [и др.]. - Красноярск: ИПК СФУ, 2008.

3. Смекалкин И.В. Акмеология: личностное и профессиональное развитие Человека // Научно-практический журнал [Электронный ресурс]. - № 3/2011.

4. Толоконников С.В. Развитие личности студента в процессе обучения информационным технологиям. -Режим доступа: http://teoria-practica.ru/-11-2012/pedagogics/ tolokonnikov.pdf

5. Хайбулаев М.Х., Мансурова Н.И. Сущность и структура информационной культуры личности. Профессионально-педагогическое образование в современных условиях: Сб. статей / Под ред. М.Х. Хайбулаева. -Махачкала: ДГПУ, 2006. - С. 6-18.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.