Научная статья на тему 'Применение информационно-коммуникационных технологий в обучении студентов педагогического вуза'

Применение информационно-коммуникационных технологий в обучении студентов педагогического вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1561
192
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / СТУДЕНТ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА / ОБУЧЕНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алипханова Фатима Надирбековна

Современное образовательное учреждение невозможно представить без новых информационных технологий. В статье изучен процесс применения информационно-коммуникационных технологий в обучении, что позволяет повысить эффективность образовательного процесса. Даны рекомендации педагогам по применению таких технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE APPLICATION OF INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES IN TRAINING OF PEDAGOGICAL UNIVERSITY STUDENTS

Modern educational institution can’t be imagined without the new information technologies. The paper studies the process of information and communication technologies application in training, which improves the efficiency of the educational process. The ways to use these technologies are recommended to teachers.

Текст научной работы на тему «Применение информационно-коммуникационных технологий в обучении студентов педагогического вуза»

Раздел VI. ИСТОРИЯ, ПЕДАГОГИКА, ПРАВО, ПСИХОЛОГИЯ, СОЦИОЛОГИЯ, ФИЛОЛОГИЯ, ФИЛОСОФИЯ

УДК 378

ФН. Алипханова ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-

КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА

Аннотация. Современное образовательное учреждение невозможно представить без новых информационных технологий. В статье изучен процесс применения информационно-коммуникационных технологий в обучении, что позволяет повысить эффективность образовательного процесса. Даны рекомендации педагогам по применению таких технологий. Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, студент педагогического вуза, обучение, образовательный процесс.

Fatima Aliphanova THE APPLICATION OF INFORMATION AND

COMMUNICATION TECHNOLOGIES IN TRAINING OF PEDAGOGICAL UNIVERSITY STUDENTS

Annotation. Modern educational institution can't be imagined without the new information technologies. The paper studies the process of information and communication technologies application in training, which improves the efficiency of the educational process. The ways to use these technologies are recommended to teachers.

Keywords: information and communication technology, pedagogy student, training, educational process.

Вхождение страны в информационное общество и резкое усиление разрыва между возрастающим потоком информации и возможностями получения необходимой человеку суммы знаний для профессиональной деятельности обостряют необходимость общества в подготовленных в информационном плане педагогах, масштабно мыслящих, представляющих весь объем накопленных информационных ресурсов в традиционном и электронном виде, умеющих вести поиск информации, осуществлять рациональное информационное поведение и процессы информационной деятельности. В настоящее время одной из задач системы профессионального образования является формирование у выпускников знаний, умений и навыков в сфере информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), способности и готовности использовать их средства в профессионально-педагогической деятельности. Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить современное образовательное учреждение. Имеющийся в настоящее время отечественный и зарубежный опыт информатизации среды образования свидетельствует о том, что она позволяет повысить эффективность образовательного процесса.

Теоретический анализ научной литературы показал, что определяющим фактором информатизации общества становится информатизация образования, где ключевой основой развития информатизации образования выступают информационные процессы в образовательных учреждениях различного уровня, в которых широко применяются средства ИКТ. Основные требования к будущему педагогу профессионального обучения предъявляются к его способности ориентироваться в информационных потоках, умению работать с компьютерной техникой, способность к адаптации в быстро

© Алипханова Ф.Н., 2014

меняющихся условиях и другим характеристикам личности студента, связанным с оперированием информацией. Как результат информатизации образования, информационная культура личности позволит обеспечить зрелые личностные смыслы студента в пространстве информационной деятельности, осуществлять обоснованную оценку полезности и истинности получаемой информации на занятиях, эффективно осуществлять поиск личностно значимой информации на основе современных средств ИКТ [1, с. 215].

Основываясь на изучении теоретических проблем исследования и анализе ресурсов ИКТ, можно выделить ряд рекомендаций для преподавателей, использующих информационно-коммуникационные технологии на учебных занятиях:

— педагоги и студенты должны уметь обращаться с компьютером на уровне, необходимом для выполнения компьютерных заданий;

— педагогу следует четко представлять, какие формы ИКТ следует использовать на данном этапе урока и оправдано ли это использование;

— необходимо заранее подбирать материал к уроку с использованием ИКТ, руководствуясь определенными критериями, адаптировать отобранный цифровой материал в соответствии с задачами и условиями обучения;

— педагогу следует планировать и организовывать самостоятельную работу студентов по предмету с привлечением ИКТ [3].

Рекомендуется использовать следующие варианты занятий с ИКТ-поддержкой.

1. С мультимедийной поддержкой (занятие демонстрационного типа) (в аудитории используется один компьютер, им пользуется учитель в качестве «электронной доски»). Это хорошо известный способ применения компьютера в качестве демонстрационного устройства. С этой целью в учебном заведении, кроме компьютерных классов, рекомендуется иметь один мобильный компьютер с мультимедийным проектором, позволяющий оперативно организовать занятие с компьютерной поддержкой по любому предмету в любое время.

В качестве программного обеспечения целесообразно использовать материалы готовых программных продуктов на CD или DVD, содержащих большой объем фото-, видео-, аудиоматериалов информации по различным темам. Еще более популярным стало создание учителем презентаций к своим занятиям. Появление современных электронных образовательных ресурсов (ЭОР), представляющих собой собрание таких материалов, простой способ обращения к ним позволяет сделать учителю, владеющему основами ИКТ, очень интересные и качественные презентации практически к любому занятию. Занятия такого типа просто незаменимы при изучении гуманитарных дисциплин [5].

2. С компьютерной поддержкой (в аудитории несколько компьютеров, за которыми студенты работают группами или по очереди). На таких занятиях целесообразно давать задания, выполняя которые студенты работают с учебной программой, которая наряду с научно-познавательным текстом, рисунками включает задания для практической работы, тренировочные и контрольные упражнения. Таким образом, можно провести индивидуальный и полный анализ уровня знаний студентов и дать им объективную оценку, а также выявить слабые места в усвоении знаний студентов.

На занятиях с компьютерной поддержкой рекомендуется проводить тестирование. Высокая эффективность контролирующих программ определяется тем, что они укрепляют обратную связь в системе «педагог-студент». Тестовые программы позволяют быстро оценивать результат работы, точно определить темы, в которых имеются пробелы в знаниях. Программным обеспечением служат тестовые программы. Сегодня представляется возможным самим учителям разрабатывать и создавать компьютерные варианты различных тестов и использовать их на своих занятиях [2].

3. С использованием Интернет-ресурсов. На таком занятии рекомендуется использовать в качестве учебно-методического сопровождения изучаемого курса как различные электронные изда-

Раздел VI. История, педагогика, право, психология, социология, филология, философия

ния на CD-, DVD-носителях (учебники, учебные пособия, хрестоматии, задачники, словари, справочники, тесты, символьные объекты, статические и динамические модели и т.д.), так и образовательные Интернет-ресурсы. Эти материалы целесообразно использовать учителю при подготовке к занятию, на разных этапах его проведения (объяснение, закрепление, контроль) [4].

Примерный алгоритм проведения занятия:

- на этапе подготовки к занятию - проанализировать электронные информационные ресурсы, отобрать необходимый материал по теме занятия, структурировать и оформить его на электронных или бумажных носителях;

- при объяснении нового материала - использовать предметные коллекции (фотографии, иллюстрации, портреты, демонстрации опытов, видеофрагменты изучаемых процессов, явлений, видео-экскурсии), динамические схемы и таблицы, символьные объекты, интерактивные модели. При этом педагогу необходимо комментировать информацию, появляющуюся на экране, сопровождая дополнительными примерами и объяснениями;

при закреплении пройденного материала - предложить студентам работу с текстом электронного учебника, учебного пособия, электронными справочниками, хрестоматиями, задачниками, словарями и т.д. Рекомендуется использовать индивидуальные, групповые, фронтальные и дифференцированные формы организации учебной деятельности учащихся. Для организации дифференцированного обучения педагогу целесообразно заранее на основе использования этих ресурсов разработать задания для учащихся с учетом их индивидуальных особенностей. Раздаточный материал может быть подготовлен как в электронном, так и бумажном виде.

4. Нетрадиционные формы проведения занятий: мультимедийная лекция, виртуальная лаборатория, экскурсия и др. Подобная организация образовательного процесса предполагает включение всего курса в работу с ИКТ с использованием дифференцированных и индивидуализированных форм.

Один из реальных путей повышения качества высшего образования - использование информационных технологий в оценочной деятельности педагога. Использование этих возможностей позволяет автоматизировать процесс обработки результатов тематических, итоговых проверочных работ, отслеживать их динамику, своевременно корректировать содержание и методику обучения. Использование ИКТ позволяет легко проводить обработку и анализ результатов тестовых заданий и наглядно представлять в виде таблицы и диаграмм, что в целом создает основу информационного обеспечения управления качеством образования. Компьютерное тестирование на практических занятиях, позволит сократить время на контроль и оценку знаний студентов по данной теме.

Таким образом, можно с уверенностью сказать, что использование ИКТ в образовательном процессе является эффективным средством, при помощи которого можно значительно разнообразить воспитание и обучение и всесторонне развить учащегося. Использование средств ИКТ в значительной мере увеличивает масштабы потребляемой информации, стимулирует когнитивную деятельность, развивает мышление, пополняет человеческие интеллектуальные ресурсы, вторгаясь в них, меняет конституцию психической жизни человека.

Библиографический список

1. Алипханова Ф.Н., Атаева Э.А. К вопросу о формировании информационной культуры будущего педагога профессионального обучения // Вестник Университета (Государственный университет управления). -2014. -№ 4.-С. 215-217.

2. Гершунский Б.С. Компьютеризация в сфере образования: Проблемы и перспективы / Б.С. Гершунекий. -М.: Педагогика, 1987. - 263 с.

3. Кларк Ч. Информационные и коммуникационные технологии: революция в образовании // Информатика и образование. - 2003. - № 4.

4. Хуторской A.B. Интернет в школе / A.B. Хуторской. - М.: ИОСО РАО, 2000. - 304 с.

5. Шафрин Ю.Р. Информационные технологии: учеб. пособие / Ю.Р. Шафрин. - М.: Лаборатория базовых знаний, 2005. - 516 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.