Научная статья на тему 'К вопросу о формировании и развитии творческих способностей учащихся начальных классов в процессе математического образования'

К вопросу о формировании и развитии творческих способностей учащихся начальных классов в процессе математического образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
318
177
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о формировании и развитии творческих способностей учащихся начальных классов в процессе математического образования»

№ 1 - 2/ 2015

В итоговую государственную аттестацию выпускников включена защита выпускной квалификационной работы. В разработке тем принимают активное участие специалисты практического здравоохранения. Подготовка курсовой и дипломной работы дает возможность глубже изучить потребности пациента, определить организацию сестринской помощи на разных этапах её оказания, совершенствовать навыки профессионального общения, определить свою причастность к положительным переменам, происходящим в лечебном учреждении.

Ежегодно проводится краевой профессиональный студенческий конкурс среди выпускников « Мастер-класс. Лучший по профессии». В жюри приглашаются ведущие специалисты учреждений здравоохранения г. Краснодара.

В колледже проводятся ярмарки рабочих мест, где выпускники и потребители специалистов могут решить проблему трудоустройства. Главные врачи и ведущие специалисты лечебно-профилактических учреждений предлагают вакантные места выпускникам колледжа, знакомят с условиями трудоустройства, заключают договора. Итогом такой совместной деятельности медицинского колледжа с потребителями кадров является стабильно высокий процент трудоустройства выпускников.

Список использованной литературы:

1. Авдеенко М.В., Алешина Т.М., Понкратова В.Н. Социальное партнерство в сфере образования. Учебное пособие. Москва, Издательство МГОУ, 2006.

2. Осипов А.М. Социология образования. Очерки теории. - Ростов н/Д, 2006.

3. Социальное партнерство в образовательной сфере России: теория и практика. Отв. ред. В.А. Михеев. М., 1999.

©А.К. Сосновская, И.В. Ротаренко, 2015

УДК 51

Э.А.Тикеева

студентка 4 курса факультета педагогики и психологии Кубанский государственный университет филиал в г.Славянске-на-Кубани

Г. Славянск-на-Кубани, Российская Федерация

О.В.Игракова К.п.н., доцент факультета педагогики и психологии Кубанский государственный университет филиал в г.Славянске-на-Кубани

Г. Славянск-на-Кубани, Российская Федерация

К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ И РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В ПРОЦЕССЕ МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация

В данной статье рассмотрена проблема формирования и развития творческих способностей учащихся начальных классов в процессе математического образования. Проанализированы характерные особенности развития творческих способностей у младших

216

Международный научный журнал «Инновационная наука»

школьников. Доказано, что на уроках математики происходит совершенствование личности ребенка, развитие творческих задатков и склонностей, формируется готовность детей к дальнейшему саморазвитию.

Ключевые слова

Творческие способности, математика, личность

Современное общество движется по пути развития творческих способностей и мышления человека. Условием возникновения данного вопроса послужило внедрение инновационной деятельности на базе школы государственных стандартов второго поколения на первой ступени обучения. Федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования направлен на реализацию качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели массовой начальной школы, и одна из целей ФГОС является развитие личности школьника, его творческих способностей.

Современное общество испытывает потребность в творческой, самостоятельной, активной личности, с ярко выраженными индивидуальными качествами, способной, реализуя свои личностные запросы, решать и проблемы общества. Данный социальный заказ усиливает внимание к проблеме развития творческой активности учащихся, которая способствует становлению индивидуальности человека, его самовыражению, самореализации и успешной социализации.

Творческая личность может легко адаптироваться в обществе, находить оптимальное решение сложных ситуаций. Она способна к саморазвитию и реализации своих способностей. В связи с этим появляется необходимость воспитывать творческого человека еще со школьной скамьи, что является одной из главных целей системы образования. Талант и творчество личности являются двигателями развития страны. Большую роль в формировании и развитии творческой личности учащихся играет школьное обучение и воспитание. Педагоги должны как можно раньше выявить творческие качества у школьников, обратить свою деятельность на их развитие.

В процессе исследования проблемы выявлено, что творческие способности понимаются авторами как способность человека находить особый взгляд на привычные и повседневные вещи или задачи. При этом огромная роль в развитии творческих способностей принадлежит математике, так как именно в рамках этого предмета развиваются самостоятельная и индивидуальная работа, мыслительные и интеллектуальные операции школьников. Работа над развитием творческих способностей учащихся дает возможность вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка, обратить на них внимание и понять, что эти способности нуждаются в поддержке и развитии. Авторами выявлено, чем выше уровень творческого развития ученика, тем выше его работоспособность. Работу по формированию и развитию творческих способностей младших школьников необходимо проводить на каждом уроке и во внеурочное время.[1] Уроки математики обеспечивают совершенствование личности ребенка, дают целостное представление о мире и месте в нем человека, способствуют не только развитию творческих задатков и склонностей, формируют готовность детей к дальнейшему саморазвитию.

Ведя работу с различным творческим материалом на уроках математики, учитель помогает школьникам открыть для себя много интересных закономерностей, активно помогать одноклассникам в поиске неординарного решения, достигать успеха, формировать умение анализировать полученную информацию. Развитие у детей творческой деятельности

217

№ 1 - 2/ 2015

происходит только при использовании ее в решение доступных и значимых для них проблем и задач. Это помогает направлять учеников на креативную самостоятельную исследовательскую деятельность. Этим обоснована актуальность выбранной темы.

В ходе экспериментальной работы, проводимой на базе МБОУ лицея № 1 г.Славянска-на-Кубани в 1 «А» классе, были сопоставлены уровни развитости творческих способностей учащихся данного класса до и после проведения работы на развитие этих задатков в процессе математического образования.

На этапе выявления исходного уровня развития творческих способностей была использована методика диагностики универсальных творческих способностей для детей (авторы: В.Синельников, В.Кудрявцев) - методика "Солнце в комнате". С помощью предложенной методики нами выявлены способности детей к преобразованию "нереального" в "реальное" в контексте заданной ситуации путем устранения несоответствия.

Обработав полученные данные, было выявлено, что из 30 человек не смогли выполнить задание 7 ребят (23%), формальным устранением несоответствия воспользовались 2 ученика (7%), нарисовали в другом месте - 12 человек (40%), а переделали рисунок - 6 первоклассников (20%). А наивысший балл получили 3 ученика (10%), превратив солнышко в картину или поместив его в окно. Данная методика показала, что у большинства ребят в 1 «А» классе творческие способности малоразвиты.

В ходе формирующего этапа было разработаны и проведены внеклассные занятия по программе «Занимательная математика». В ходе проведения дети выполняли различные дидактические творческие задания. Серия занятий поспособствовала развитию интереса к математике, вызвало желание и стремление к выполнению творческих заданий. Кроме того на каждом уроке математики уделялось время для разбора и выполнения одного-двух творческих заданий. Например, при изучении раздела «Числа в пределах 10» шкоьникам были предложены такие задания:

1) Шура составила из десяти треугольников такие фигуры:

Какие еще фигуры можно составить или нарисовать из 10 треугольников?

2) Учительница предложила ученику поставить на планку доски 9 квадратов. Ученик поставил их так:

А как еще можно расположить эти 9 квадратов в две группы? Сделайте все расстановки у себя в тетрадях.

Все предложенные задания на протяжении исследования ученики с легкостью и интересом выполняли на должном уровне.

В результате наблюдения за деятельностью учащихся можно констатировать, что ученики участвуют в самых разнообразных видах учебной и внеурочной деятельности, что постепенно приводит к привычке проявлять себя творчески.

218

Международный научный журнал «Инновационная наука»

Для итоговой проверки уровня развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста был использован тест П. Торренса. Задание «Закончи рисунок» представляет собой второй субтест фигурной батареи тестов творческого мышления.

Благодаря этому тесту было изучено оригинальность решения задач на воображение у младших школьников, определен уровень обладания творческими способностями.

Обработав данные, полученные в ходе проведения субтеста, выявлено, что 40 % учеников (12 человек) изобразили несколько объектов по воображаемому сюжету, 30 % (9 человек) включает изображаемый объект в какой-нибудь воображаемый сюжет, 7% (2 мальчика) при выполнении задания фигуру использовали качественно по-новому, она являлась второстепенным элементом для создания образа воображения, 16% (5 учеников) изобразили отдельный предмет с разнообразными деталями, а 7% (2 ученика) нарисовали просто отдельный предмет (человека).

По окончанию проведения всех этапов педагогического эксперимента отмечается, что уровень развития творческих способностей у учащихся 1 «А» класса в период использования в математическом обучении нестандартных занимательных заданий вырос примерно в 2 раза, что положительно сказалось на работоспособности детей, повышении уровня их внимательности и вовлеченности в процесс работы.

Для детей 1 класса данный вид работы - использование нестандартных творческих заданий при изучении математики, вначале внедрения оказался немного тяжеловат. Но в процессе работы с данным материалом, дети преодолели возникшие раннее трудности.

Психологи отмечают, что творческие способности заложены и присутствуют в каждом ребенке, поскольку творчество - это естественная, природная функция мозга, которая проявляется и реализуется в определенной деятельности в меру наличия специальных способностей. И если в дошкольном возрасте приобщение к творчеству происходит в игровой форме средствами умственного, нравственного, физического и эстетического воспитания, то в младшем школьном возрасте данный процесс протекает в учебной деятельности, когда ребенок начинает присваивать научные знания, художественные образы, нравственные ценности. От ученика это требует анализа, планирования и рефлексии учебной деятельности, что стимулирует развитие его творческого потенциала. Учитель должен организовать такую учебную и внеурочную деятельность, при которой учение превращается в исследовательскую деятельность, которой можно и необходимо управлять.

Список использованной литературы:

1. Джапагова, Р.М. Раскрытие творческих способностей при обучении математике [Текст]

/Р.М. Джапагова //Начальная школа. - 2010. - № 6. - С. 46 - 50.

© Э.А.Тикеева, О.В.Игракова, 2015

219

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.