Научная статья на тему 'О повышении эффективности использования устного счета в аспекте формирования вычислительных навыков у учащихся начальных классов'

О повышении эффективности использования устного счета в аспекте формирования вычислительных навыков у учащихся начальных классов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1628
551
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О повышении эффективности использования устного счета в аспекте формирования вычислительных навыков у учащихся начальных классов»

Международный научный журнал «Инновационная наука»

6. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта. - М.: Академия, 2008. - 480 с.

7. Чуносов М.А. Специальная физическая подготовка. - Симферополь: Таврия, 2003. - 260 с.

© С.В. Усков, В.В. Гринёв, 2015

УДК 51

В.И.Цубера

студентка 4 курса факультета педагогики и психологии Кубанский государственный университет филиал в г.Славянске-на-Кубани

Г. Славянск-на-Кубани, Российская Федерация

О.В.Игракова К.п.н., доцент факультета педагогики и психологии Кубанский государственный университет филиал в г.Славянске-на-Кубани

Г. Славянск-на-Кубани, Российская Федерация

О ПОВЫШЕНИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ УСТНОГО СЧЕТА В АСПЕКТЕ ФОРМИРОВАНИЯ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ У УЧАЩИХСЯ

НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Аннотация

Данная статья посвящена актуальной проблеме использование устного счета в аспекте формирования вычислительных навыков у младших школьников. Важность проведения систематического и целенаправленного устного счета на уроках математики в начальных классах. Для эффективного формирования вычислительных навыков необходимо учителям учитывать подбор заданий для организации устного счета.

Ключевые слова

Устный счет, вычислительный навык, математика, интерес.

С введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) начального общего образования от учителя требуют умения придать учебному и воспитательному процессу развивающий характер, активизировать познавательную деятельность учащихся. Кроме того в ходе обучения математике необходимо развивать у учеников начальных классов личностные, познавательные, коммуникативные, регулятивные универсальные учебные действия, так же развивать у младших школьников способность сравнивать, рассуждать, наблюдать и т. д.

Важную роль в деле развития мышления учеников на уроке математики играют систематически и целенаправленно предлагаемые учащимся учебно-познавательные задачи для устного счета.

Несмотря на нынешнее обучение компьютерных технологий и повышением компьютерной грамотности учеников, полноценно усвоить школьную программу большинству учеников трудно. Причин много, одна из них - слаборазвитые вычислительные умения и отсутствие навыков устного счета у большинства учащихся.

233

№ 1 - 2/ 2015

Формирование навыков устного счёта играет важную роль в начальной школе и является одной из основных задач начального курса обучения математике. В первые годы обучения закладываются основные приемы устных вычислений, которые активизируют мыслительную деятельность, развивают у детей память, речь, способность воспринимать на слух сказанное, повышают внимание и быстроту реакции.

Если обратиться к истории можно заметить, что и в прошлые века устный счет был одним из главных компонентов урока. На уроке математики устному счету уделялось большое внимание .

В настоящее время учащиеся пользуются калькуляторами и компьютерами. Кажется, что отпала необходимости в отработке навыков учащихся устного счета. Но это ошибочное мнение. Устный счет на уроках математики на современном этапе особенно актуален, так как он повышает скорость вычислительной работы, что ценно, а главное - развивает мышление [1].

От того, какие задания подберет учитель для устных упражнений, в какой последовательности будет их выстраивать, существенно зависит достижение целей урока и степень активности учащихся в процессе познания. Чтобы заинтересовать детей, необходимо подбирать разнообразные задания, рассчитанные как на слабых детей, так и на наиболее сильных учащихся. Это могут быть задания вычислительного характера, разгадывание ребусов, задания на внимание, геометрические задания [2].

В процессе теоретического исследования проблемы выявлено, что задания в игровой форме способствуют формированию у школьников интереса к математике, развивают аналитическое мышление. На уроках можно использовать два вида таких игр: игровая ситуация, когда учеников увлекает форма задания, и математическая игра, когда учащихся увлекает содержание задания. Можно сочетать эти два вида. В процессе игры у школьников вырабатывается привычка сосредоточиваться, самостоятельно мыслить, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлекшись, они не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, развивают фантазию. Даже самые пассивные ученики включаются в игру с огромным желанием, прилагая все усилия, чтобы не подвести одноклассников. В труде, учебе, игре и любой творческой деятельности человеку нужны сообразительность, находчивость, догадка, умение рассуждать, все то, что народ метко определяет словом «смекалка». Смекалку можно развивать систематическими и постепенными упражнениями, в частности решением математических задач.

В ходе экспериментального исследования, цельюкоторого было выявление исходного уровня вычислительных навыков у учащихся 2-х классов, было проведено тестирование. Тест был разработан на основе рабочей программы по теме: «Повторение в пределах 20».

Для оценивания заданий разработан критерий оценки: один балл за верный ответ. Таким образом, все учащиеся распределены на группы в соответствии с количеством набранных баллов.

Результаты приведены в таблице 1.

Таблица 1

Сравнительная таблица результатов тестирования учащихся

Класс Уровни

Высокий(15 баллов) Средний (13-14 баллов) Ниже среднего (12-11баллов) Низкий (10-0 баллов)

Продолжение таблицы 1.

2 «А» 26% 48% 23% 1%

2 «Б» 29% 45% 26% 0%

234

Международный научный журнал «Инновационная наука»

Таким образом, экспериментальный и контрольный класс находится на примерно одинаковом уровне сформированности устных вычислительных умений и навыков.

В процессе практического исследования проблемы было проведено анкетирование педагогов МБОУ лицей № 1.

Учителям была предложена анкета, содержащая 5 вопросов, представленных в таблице 2.

Таблица 2

Анкета педагогов

Проводите ли вы устный счет? Да, нет

Если да, то, как часто (ответ подчеркнуть) а - на каждом уроке б - 3-4 раза в неделю в - если остается лишнее время

На каком этапе урока проводятся Вами устные вычисления? (ответ подчеркнуть) а - при проверке домашнего задания б - при подготовке к изучению нового материала в - при ознакомлении с новым материалом и при закреплении г - при контроле знаний, умений и навыков

В какой форме вы предпочитаете проводить устный счет?

В чем задача учителя в повышении интереса у учащихся к урокам математики?

В результате анкетирования можно сделать вывод, что все учителя проводят устный счет на уроках математики. Одни использует устный счет 3-4 раза в неделю, а другие -применяет его на каждом уроке. Учитель контрольного класса проводит устный счет при ознакомлении с новым материалом и при закреплении. А учитель экспериментального класса при контроле знаний, умений и навыков и при изучении нового материала. Они пользуются различными видами устных упражнений, такие как задания у доски, математический диктант, с помощью мультипроэктной доски, с помощью карточек. Оба учителя отмечают, что данная работа проводится не систематически из-за нехватки времени.

В ходе исследования мы пришли к выводу, что необходимов школах повышать, эффективность уровня вычислительных умений и навыков устных вычислений при помощи проведения систематической работы с устными упражнениями в различных их видах и на разных этапах урока.

В ходе исследования обоснована важность проведения устного счета в начальной школе. Устный счет присутствует везде, целенаправленно развивая познавательные способности, как сенсорные, связанные с восприятием предметов и их внешних свойств, так и интеллектуальные (пространственное воображение, память, логическое и алгоритмическое мышление, восприятие, внимание). Система устных вычислений должна ориентироваться на усиление развивающей функции обучения, на развитие навыка контроля и самоконтроля в процессе целенаправленно организованного поиска математических знаний.

Список использованной литературы:

1. Борода, Л. Я. Некоторые формы по привитию интереса к математике [Текст] / Л. Я. Борода, А. М. Борисов // Математика в школе. - 2010. - С. 39-44.

2. Куличкова, О. П. Формирование вычислительных навыков в процессе игры. [Текст] / О. П. Куличкова, К. Уланова // Начальная школа. - 2007. - № 8. - С. 31-33.

© В.И. Цубера, О.В.Игракова, 2015

235

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.