Научная статья на тему 'Влияние обучения на развитие креативности'

Влияние обучения на развитие креативности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
414
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ / КРЕАТИВНОСТЬ / CREATIVITY / PERSONAL DEVELOPMENT / YOUNG LEARNERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Верещагина Лилия Петровна, Анисимова Татьяна Семеновна

В статье изложены результаты сравнительного анализа креативности учащихся 1-х и 7-х классов и студентов педагогического вуза. Авторы приходят к выводу, что обучение в традиционной системе отрицательно влияет на динамику креативности, к 7-му классу она равна 0. Необходимы парадигмальные изменения в образовании. Эта тема является вечной педагогической проблемой и не теряет своей актуальности, требуя постоянного внимания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Верещагина Лилия Петровна, Анисимова Татьяна Семеновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние обучения на развитие креативности»

Верещагина Л. П., Анисимова Т. С. Влияние обучения на развитие креативности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. -№S2. -0,2 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2017/470019.htm.

ART 470019 УДК 37.026.9

Верещагина Лилия Петровна,

студентка, направление подготовки: 44.03.05 «Педагогическое обра зование (с двойным профилем подготовки)», «Начальное образование Дошкольное образование», филиал ФГБОУ ВО «Кубанский государ ственный университет» в г. Славянске-на-Кубани, г. Славянск-на Кубани

vereshchagina1995@mail.ru

Анисимова Татьяна Семеновна,

доктор исторических наук, профессор кафедры общей и профессиональной педагогики филиала ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет» в г. Сла-вянске-на-Кубани, г. Славянск-на-Кубани anisimova ts@mail.ru

Влияние обучения на развитие креативности

Аннотация. В статье изложены результаты сравнительного анализа креативности учащихся 1-х и 7-х классов и студентов педагогического вуза. Авторы приходят к выводу, что обучение в традиционной системе отрицательно влияет на динамику креативности, к 7-му классу она равна 0. Необходимы парадигмальные изменения в образовании. Эта тема является вечной педагогической проблемой и не теряет своей актуальности, требуя постоянного внимания. Ключевые слова: креативность, развитие личности, образование. Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

Традиционная система образования направлена на развитие такого когнитивного процесса, как память. В настоящее время информация каждые пять лет удваивается, следовательно, необходимо развивать все познавательные процессы, а значит нужно менять парадигму образования с традиционной на развивающую и, в частности, креативную. Педагогика имеет ценностный опыт изучения развития ,образования подрастающих поколений. Но нынешние условия динамичного развития общества и неопределенность результата инновационного образования требуют интеграции педагогики с другими научными областями в реализации новых закономерностей образования в течение всей жизни [1].

Что же такое «креативность»? П. Торренс под креативностью понимал способность к обостренному восприятию недостатков, пробелов в знаниях, дисгармонии. Изучением развития творческих способностей занимались многие ученые (Л. С. Выготский, А. И. Леонтьев, Я. А. Пономарёв, Д. Б. Эльконин). Большой вклад в изучение развития творческих способностей внёс Б. М.Теплов. Он дал в своих работах определение способностей. По его словам, это индивидуально-психологические особенности, которые отличают одного человека от другого [4].

Младший школьный возраст является очень важным для развития ребенка, именно в этот период закладывается основа для подготовки к творчеству. Но традиционная система образования минимизирует творческие способности, что, в свою очередь, не дает развиваться креативности у младших школьников. Следовательно, необходимы парадигмальные изменения в образовании.

ISSN 2304-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

issn 2304-120X Верещагина Л. П., Анисимова Т. С. Влияние обучения на развитие креатив-I II | ^"Ч III ности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. -I—I I I Н-*1 №S2. -0,2 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2017/470019.htm.

научно-методический электронный журнал

Исследуя процесс развития творческих способностей у младших школьников, мы решали задачу выявления изменения уровня креативности в процессе обучения.

Противоречия состоят в том, что миру нужны креативные люди, а система образования минимизирует природные задатки к креативности, заменяя их обученностью.

Проблема заключается в том, что мы учим детей новому старыми методами.

Мы предполагаем, что в процессе обучения в традиционной школе креативность утрачивается.

На базе МБОУ СОШ № 57 станицы Троицкой был проведен эксперимент: диагностика уровня развития творческих способностей у учеников 1 «В» - экспериментальная группа, 1 «А» - контрольная группа, в количестве 52 человек.

В ходе проведения эксперимента были использованы диагностические методики: «Сочини сказку» О. М. Дьяченко и Е. Л. Пороцкой, «Завершение картинок» Е. Торренса и «Чернильные пятна» Г. Роршаха [3]. Результаты диагностики в первых классах показали следующее (табл. 1).

Таблица 1

Результаты исследования креативности у учащихся 1-х классов

Уровень креативности Выраженность в процентах, %

1 «в» 1 «а»

Высокий 58,00 56,00

Средний 33,00 38,00

Низкий 9,00 6,00

Анализируя данные эксперимента, можно сделать заключение о том, что уровень креативности учеников 6-7 лет преимущественно высок.

Также в таблице ниже мы привели результаты развития креативности учащихся 7-х классов МАОУ СОШ № 4 имени Героя Советского Союза Ф. А. Лузана города Абинска Краснодарского края [2].

Результаты исследования креативности в седьмых классах показали следующее (табл. 2).

Таблица 2

Результаты исследования креативности у учащихся 7-х классов

Уровень креативности Сумма баллов Выраженность в процентах, %

7 «в» 7 «г»

Очень высокий 40-34 0 0

Высокий 33-27 13,6 0

Нормальный,средний 26-21 18,2 13,6

Низкий 20-16 36,4 40,9

Очень низкий 15-10 31,8 45,5

Из сравнения уровня креативности 1-х и 7-х классов, можно сделать следующий вывод: уровень креативности в процессе обучения снизился и к 13 годам оказался нулевым.

В качестве сравнения, мы также провели исследование на выявление уровня креативности у студентов филиала КубГУ в г.Славянске-на-Кубани.

Результаты диагностики у студентов филиала КубГУ в г.Славянске-на-Кубани показали следующие результаты (табл. 3).

Таблица 3

Результаты исследования креативности у студентов

Уровень креативности Выраженность в процентах

Высокий 18

Верещагина Л. П., Анисимова Т. С. Влияние обучения на развитие креативности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. -№S2. -0,2 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2017/470019.htm.

Средний 55

Низкий 27

Результаты сравнения трех диагностируемых групп представлены на диаграмме (см. рисунок).

Сравнение креативности учащихся 1-х и 7-х классов, и студентов

На основании результатов, можно сделать следующий вывод: уровень креативности студентов выше, чем у учащихся 7-х классов, но ниже, чем у учащихся 1 -х классов. Но, важно еще отметить тот факт, что диагностика проводилась на студентах, обучающихся по направлению «Начальное образование. Дошкольное образование», и с ними проводились различные творческие занятия, что помогало им в развитии креативности.

Сравнение результатов исследования 1 -х, 7-х классов и студентов показывает, что, по мере обучения, креативность утрачивается, нарастает обученность. Следовательно, наша гипотеза нашла подтверждение, и уровень развития креативности при обучении минимизируется. Из этого вытекает, что необходима смена традиционной парадигмы.

Для формирующего этапа эксперимента нами был подобран цикл занятий, направленный на повышение уровня творческих способностей.

Вывод: в результате обучения в традиционном образовании креативность падает.

Ссылки на источники

1. Анисимова Т. С. Новая отрасль педагогики и анализ влияния объективных законов на ценностные основания и смыслообразующие конструкты в образовании. // Право и практика. - 2016. -№ 2. - С. 222-226.

2. Анисимова Т. С., Нурмагамедов Р. Г. Формирование и измерение креативности учащихся на уроках географии в современной школе // Нучно-методический электронный журнал «Концепт». -2015. - № S7. - С. 66-70.

3. Аванесов Б. С., Анисимова Т. С. Педагогические измерения. Тезаурус. // Педагогические измерения. - 2005. - № 1. - С. 28-32.

4. Теплов Б. М. Проблемы индивидуальных различий. - М., 1961. - С. 45.

Liliya Vereshchagina,

ISSN 2304-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Верещагина Л. П., Анисимова Т. С. Влияние обучения на развитие креативности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. -№S2. -0,2 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2017/470019.htm.

Student, branch of Kuban State University in Slavyansk-on-Kuban, Slavyansk-on-Kuban vereshchaginal 995@mail.ru Tatyana Anisimova,

Doctor of Historical Sciences, Professor of department of the general and professional pedagogics, branch of Kuban State University, in Slavyansk-on-Kuban, Slavyansk-on-Kuban anisimova ts@mail.ru

The impact of learning on the development of creativity

Abstract. The article presents the results of a comparative analysis of the development of creativity in the learning process,since it is its Foundation. This theme is eternal pedagogical problem and does not lose its relevance, requiring constant attention. Today's world needs people who are enterprising, creative, able to find new approaches to solving problems and challenges and to be useful to society. So, today, one of the main tasks of the elementary school education of a creative personality. Key words: personal development, young learners, creativity.

ISSN 2304-120*

9 772 04 120173

www.e-koncept.ru

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Рекомендовано к публикации:

Некрасовой Г. Н., доктором педагогических наук, членом редакционной коллегии журнала

Поступила в редакцию Received 10.01.17 Получена положительная рецензия Received a positive review 12.01.17

Принята к публикации Accepted for publication 12.01.17 Опубликована Published 16.01.17

© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2017 © Верещагина Л. П., Анисимова Т. С., 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.