Научная статья на тему 'К вопросу о формировании гражданского общества в современной России'

К вопросу о формировании гражданского общества в современной России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
6546
570
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юридическая наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / ГОСУДАРСТВО / ПРАВО / СОВРЕМЕННАЯ РОССИЯ / CIVIL SOCIETY / STATE / LAW / MODERN RUSSIA

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Калашников Сергей Валерьевич

Автор анализирует условия создания гражданского общества в современной России, формы взаимодействия государства и гражданского общества, основные функции гражданского общества и гарантии его существования. Отмечается роль местного самоуправления в развитии гражданского общества в современной России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The author analyses problems create civil society in Russia, forms reciprocity state and civil society, basis functions civil society, and guarantees his existence. In this scientific article underline role local management of development civil society in modern Russia

Текст научной работы на тему «К вопросу о формировании гражданского общества в современной России»

К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА

В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

КАЛАШНИКОВ Сергей Валерьевич

Аннотация: автор анализирует условия создания гражданского общества в современной России, формы взаимодействия государства и гражданского общества, основные функции гражданского общества и гарантии его существования. Отмечается роль местного самоуправления в развитии гражданского общества в современной России.

Annotation: the author analyses problems create civil society in Russia, forms reciprocity state and civil society, basis functions civil society, and guarantees his existence. In this scientific article underline role local management of development civil society in modern Russia.

Ключевые слова: гражданское общество, государство, право, современная Россия. Key words: civil society, state, law, modern Russia.

Демократизация всех сфер общественной жизни в современной России, создание институтов гражданского общества, пытающихся противодействовать государственной мафиозно-олигархо-бюрократической системе власти, гигантские масштабы коррумпированности механизма государственной власти, высокий уровень правового нигилизма и недоверия граждан и общества к праву и к государственной власти способствуют формированию нового общественного сознания, основанного на активизации граждан Российской Федерации своего участия в управлении государственными делами, а также усилении общественного контроля за государственной и муниципальной властью.

Формирование в России гражданского общества предполагает достижение благополучия и процветания всего общества, повышения социально-экономического уровня жизни населения, его духовно-нравственного развития и политической стабильности, подчинение государства праву. Процесс его формирования сопровождается реформированием всех ветвей государственной власти на основе Конституции РФ 1993 года, направлен на сбалансированное сочетание, равноправное сотрудничество и координацию деятельности государственных органов власти и негосударственных структур: общественных объединений, ассоциаций, движений, союзов и т.п.

Для того чтобы понять и изучить особенности формирования гражданского общества в условиях России, уместно обратиться к истокам философской мысли времен Античности.

Глубина проблем исследования вопроса о формировании гражданского общества уходит своими корнями в глубь веков, во времена известного философа Аристотеля, позднее в ХУИ-ХУШ веках более подробная концепция гражданского общества нашла свое отражение в различных идеях о гражданском обществе, отраженных в трудах Т. Гоббса, Б. Спинозы, Дж. Локка, Ш. Монтескьё, Ж-Ж. Руссо, Г.В.Ф. Гегеля, И. Канта и других мыслителей того времени1.

Определенный вклад в развитие идеи о формировании гражданского общества внесли классики марксизма - К. Маркс и Ф. Энгельс2.

На протяжении длительного советского периода в истории нашего государства проблемам формирования гражданского общества не уделялось должного внимания в силу известных объективных причин и условий, связанных с особенностями его общественного и государственного устройства.

Гражданское общество - это очень сложная, многоплановая категория, процесс создания его зависит от множества факторов, условий, как внутригосударственных, так и внешних. Формирование гражданского об-

1 Аристотель. Политика. М., 1965. Ч. III. С. 5 ; Гоббс Т. Сочинения : в 2 т. М., 1989 ; Спиноза Б. Формирование гражданского общества в современной России // Социологические исследования 1994-1995. Л. ; М., 1996 ; Локк Дж. Избранные произведения : в 3 т. М., 1988 ; Руссо Ж-Ж. Об общественном договоре. М., 1938 ; Он же. Трактаты. М., 1969 ; Гегель Г.В.Ф. Философия права. М., 1990 ; Кант И. Сочинения : в 6 т. М., 1963-1966. Т. 6. С. 5 и др.

2 Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т. 1. С. 245 ; Т. 21. С. 220 ; Т. 13. С. 6.

щества может затянуться не только на многие годы, десятилетия, но и века3.

В научной литературе само понятие и предназначение формирующегося в России гражданского общества, а также многие иные аспекты этой сложной философской категории ученые рассматривают по-разному4.

В условиях России создание гражданского общества возможно параллельно с процессом построения правового государства, существующего в рамках демократического конституционного строя, обеспечивающего подчинение государства праву и социально ориентированной рыночной экономики. Его формирование и дальнейшее развитие должны сопровождаться реформированием государственной власти и демократизацией всех сфер общественной жизни. Формирование гражданского общества и построение правового государства непосредственно связано с обеспечением прав и свобод человека и гражданина, соблюдением и единообразным применением Конституции РФ и федеральных законов на всей территории страны, с переходом к социально ориентированной рыночной экономике, повышением социально-экономического уровня жизни, политической стабильностью, достижением высокого духовно-нравственного развития. Этот процесс невозможен без достижения высокого уровня правового сознания и правовой культуры должностных лиц государственного аппарата и граждан, обеспечения режима законности и правопорядка во всех сферах общественных отношений.

3 В начале 1990-х гг. возрос интерес отечественных ученых к проблемам становления и развития в условиях России гражданского общества, которые нашли свое отражение в трудах

B.В. Витюка, А.Н. Галкина, В.В. Гребенникова, Г.Н. Манова, О.Г. Румянцева, В.Д. Зорькина, Л.С. Мазут, В.А Кикоть, В.В. Кол-бановского, А.П. Кочеткова, Ю.С. Красина, О.Е. Кутафина, С.Л. Серебрякова, З.М. Черниловского, Ю.И. Шелестова, коллектива кафедры государственно-правовых дисциплин и других авторов. (Витюк В.В. Становление идеи гражданского общества и ее историческая эволюция. М., 1995. С. 14-15 ; Матузов Н.И. Гражданское общество: сущность и основные принципы // Правоведение. 1995. № 3. С. 84-89 ; Румянцев О.Г. Основы конституционного строя России. М., 1994. С. 75-78 ; Зорькин В.Д. Гражданское общество и правовое государство: предпосылки формирования / под ред. Г.Н. Манова. М., 1991. С. 7-8 ; Красин Ю.С., Галкин А.Н. Гражданское общество: пути к стабильности // Диалог. 1992. № 3. С. 73 ; Гаджиев К.С. Концепция гражданского общества: идейные истоки и вехи формирования // Вопросы философии. 1991. № 7. С. 30 ; Кочетков А.П. Россия на пороге XXI века. М., 1988. С. 13-15 ; Черниловский З.М. Гражданское общество: опыт исследования // Государство и право. 1992. № 6.

C. 150 и др.

4 Борисевич М.М. Проблемы формирования гражданского общества и их разрешение // Экономика и право. 2012. № 5-6. С. 11-25.

В самом же понимании, по мнению автора, гражданское общество - это система, включающая в себя все элементы политической организации общества, кроме государства, а также нормативную основу организации и функционирования институтов гражданского общества, включающую все виды социальных норм, идеологическую основу общества и средства массовой информации (СМИ). Оно представляет собой систему негосударственных горизонтальных связей и отношений, основанных на принципах демократического конституционного строя, нацеленных на сбалансированное сочетание и защиту законных прав, свобод и интересов граждан, общественных объединений и государства, при условии господства права и верховенства Закона во имя благополучия и процветания.

Его можно рассматривать как некий противовес государству или государственной политической власти с ее тенденциями к «нена-сыщаемости», то есть к постоянному расширению предмета своего ведения и бесконтрольности. Указанный противовес должен служить определенной сдерживающей силой и контролем государственной политической власти, с одной стороны. С другой - ее помощником в той деятельности, которая не противоречит интересам гражданского общества.

Сущность же гражданского общества состоит в выражении воли и служении интересам народа или непосредственно населения.

Как было ранее замечено, на процесс формирования гражданского общества в России влияют как внутригосударственные, так и внешние предпосылки (условия). Для формирования гражданского общества внутри России должны быть созданы определенные предпосылки: идеологические, политические, социально-экономические, духовно-культурные, нравственные и иные. Существенное влияние на этот процесс оказывает внешний фактор (интеграционные процессы, в рамках межгосударственной системы, международные отношения РФ с другими государствами и международными организациями, например ООН).

Формами взаимодействия государства и гражданского общества в условиях формирования последнего в России могут стать: 1) сотрудничество институтов гражданского общества и органов государственной власти в форме создания согласительных комиссий по решению различных проблем, например, в социально-экономической сфере, по противодейст-

вию организованной преступности, по борьбе с коррупцией и др.; 2) сочетание общественного и государственного контроля; 3) сотрудничество института Уполномоченного по правам человека в РФ и правозащитных организаций и др.

Признаками гражданского общества, применительно к России, являются: многопартийная политическая система, основанная на политическом и идеологическом плюрализме, свобода слова, прессы (СМИ); создание и активизация негосударственных общественных, неправительственных организаций, союзов, ассоциаций, движений, клубов по интересам и т.п., функционирующих в различных сферах жизнедеятельности общества; обеспечение, поддержка и защита государством местного самоуправления; существование фактического конституционного строя в России, обеспечивающего подчинение государства праву; наличие эффективного механизма реализации прав и свобод человека и гражданина на всех уровнях, включая: федеральный, региональный

и местный уровни власти; наличие действенного контроля общества за государственной властью со стороны (негосударственных структур); конституционная ответственность государства, социально ориентированная рыночная экономика.

Основными функциями формирующегося в России гражданского общества на современном этапе его развития являются следующие:

1) нормотворческая; 2) контрольная за государственной властью и элементами гражданского общества; 3) участия в осуществлении государственной политической власти; 4) правоохранительная (судебная); 5) поддержки государственной власти или противодействия ей; 6) оказание материальной помощи государственной политической власти; 7) воспитательная и образовательная и др.

Формирование гражданского общества в России немыслимо без национальной идеи. Таковой может стать идея, состоящая в максимальной защищенности личности. Ядром ее должен стать человек, забота государства и общества о человеке, создание ими условий, необходимых для реализации творческого его потенциала на благо всего общества, максимальная защита личности, ее законных прав, свобод и интересов.

Модель федеративных отношений в условиях формирования в России гражданского общества должна основываться не только на общеизвестных конституционных принципах, закрепленных в (ст. 5) Конституции РФ. Осно-

ву нынешнего федеративного устройства в условиях формирования в России гражданского общества должны составлять следующие принципы: учет взаимных интересов федерального центра и субъектов федерации, обеспечение субъектами федерации соблюдения Конституции РФ и соответствия законодательства субъектов федерации законодательству РФ, договорное сотрудничество, координация международного сотрудничества и внешнеполитической и экономической деятельности, приоритет сотрудничества в области обеспечения прав, свобод и законных интересов граждан, охраны жизни, здоровья населения, окружающей природной среды, а также постепенное выравнивание уровня жизни граждан РФ на всей территории страны.

Гарантами обеспечения прав, свобод и законных интересов граждан, их объединений, а следовательно, гражданского общества должно стать не только государство в лице органов государственной власти, должностных лиц, подчиненных Закону и действующих в соответствии с ним и во имя его исполнения, но и сами институты гражданского общества. К их числу относятся также и негосударственные структуры - правозащитные организации, средства массовой информации, суды присяжных, мировые судьи, адвокатура, местное самоуправление и иные общественные объединения. Особое место в системе гарантий гражданского общества занимают суды всех уровней и Уполномоченный по правам человека в РФ, уполномоченные по правам человека в субъектах РФ, а также адвокатура и Общественная палата РФ. В целях эффективности обеспечения законных прав и интересов граждан, по мнению автора, представляется необходимым наделить Уполномоченного по правам человека в РФ правом законодательной инициативы, внеся соответствующее дополнение в Закон «Об Уполномоченном по правам человека в РФ» или в Конституцию страны.

К числу международно-правовых гарантий формирующегося в России гражданского общества относятся принципы и нормы международного права (международные договоры), международно-правовые институты и механизмы (Международный суд, Комитет и Комиссия ООН по правам человека, международно-правовая (политическая) ответственность России перед мировым сообществом за соблюдение и обеспечение прав человека и гражданина на ее территории).

Гарантиями существования и дальнейшего развития гражданского общества в России является обеспечение безопасности личности, общества и государства. В этой связи предлагается принять Закон «О запрещении политического, религиозного и иного экстремизма на территории РФ», в котором сформулировать само понятие экстремизма, цели, задачи и принципы государственной политики по противодействию последнему, правовой статус и полномочия правоохранительных органов, уполномоченных от имени государства осуществлять охранительные и профилактические мероприятия по борьбе с этим явлением, а также ответственность государства перед личностью и обществом за причинение вреда неправомерными действиями его органами.

Формирование гражданского общества в условиях Российской Федерации немыслимо без создания прочной и эффективной системы местного самоуправления, являющейся политической гарантией его существования и дальнейшего развития.

Первоочередными задачами местного самоуправления в условиях формирования гражданского общества в России должны стать: 1) подготовка специалистов для местных органов самоуправления; 2) создание собственной материально-финансовой базы; 3) усиление роли правоохранительных органов (судов, прокуратуры, муниципальной милиции и др.) в обеспечении защиты прав и интересов местного самоуправления.

В целях укрепления правовой базы местного самоуправления представляется целесообразным решить на законодательном уровне следующие вопросы: а) порядок передачи объектов государственной собственности, включая землю, в муниципальную собственность; б) разработать механизм осуществления контроля за исполнением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий; в) основы правового статуса избираемого лица органов местного самоуправления; г) порядок расчета и компенсации органам местного самоуправления средств на исполнение ими решений органов государственной власти, влекущих дополнительные расходы или снижающие доходы местных бюджетов.

По убеждению автора, государственная поддержка в укреплении материальной основы местного самоуправления в сфере финансовохозяйственной деятельности муниципальных органов должна выражаться прежде всего в со-

вершенствовании межбюджетных отношений, создании условий для развития муниципального хозяйства, оказании методической помощи в решении вопросов формирования и исполнения местных бюджетов, управления муниципальной собственностью, формировании муниципальной инвестиционной политики, направленной на поддержку малого и среднего предпринимательства и т.п.

Достижение экономического благополучия не означает создание гражданского общества. Последнее невозможно без духовного богатства личности, ее высокой духовной культуры и всего общества.

Обесценивание духовно-нравственных ценностей и духовной культуры, без которых невозможно формирование гражданского общества, автор увязывает не только с проблемами социально-экономического характера, но и с исчезновением идеологических принципов советского периода, например, принципов морального кодекса строителя коммунизма и т.п. и отсутствием новой прогрессивной идеологии или национальной идеи. Духовный кризис Российского общества усиливается также правовым нигилизмом, потерей доверия народа к государственной власти, увеличением масштабов коррупции и ростом преступности, экономическими трудностями населения страны. Известно, что духовное богатство любого общества, каждой нации и народа состоит в создании, сохранении и приумножении духовно-нравственного потенциала, без которого немыслим прогресс и формирование гражданского общества.

Гарантиями духовной сферы формирующегося гражданского общества в России должны стать общечеловеческие ценности, принципы морали и нравственности, общепризнанные во всем цивилизованном мире, а также религия, образование, наука и культура. Основной проблемой на пути создания и обеспечения духовного благополучия Российского общества, по мнению автора, с целью его преобразования в гражданское, является проблема «экологии души человеческой личности», которая связана с устранением жестокости, зла, ненависти и зависти в душах людей, искоренением хамства и грубости, равнодушия и эгоизма из реальной жизни и общественного сознания. В условиях формирования гражданского общества мораль должна оставаться свободной от политизации, не должна зависеть от политической ориентации личности, а питаться из русла исторического опыта страны, ее тради-

ций, обычаев народов, населяющих ее территорию, опираться на общепризнанные мировым сообществом человеческие ценности, достижения национальной и мировой культуры, которые должны передаваться последующим поколениям людей. Важное место в формировании духовного потенциала Российского общества на пути его преобразования в гражданское имеет религия. Церковь отделена от государства, но не отделена от народа. Любая религия должна создавать духовно-нравственные ценности для всего общества: человеколюбие, доброжелательность к людям, добро и милосердие и т.п. Религия, являясь частью духовной культуры личности и общества, должна их возродить. В этой связи одной из главных духовных гарантий духовно-нравственного развития личности и всего общества должны стать: а) обязанность религиозных организаций, служителей культа и религиозных идеологов формировать и ориентировать духовнонравственное мировоззрение граждан в соответствии с общечеловеческими принципами нравственности; б) уважение и терпимость к представителям других верований и религиозных конфессий; в) достижение согласия и сотрудничества между различными конфессиями, объединение их усилий на единение Российского общества. Правовым решением вопросов укрепления духовных гарантий в условиях формирования гражданского общества в России могут стать рамочные законы, закрепляющие общепризнанные мировым сообществом морально-нравственные, этические ценности и правила поведения, например, Моральный кодекс гражданина России, а для военнослужащих, личного состава внутренних войск и сотрудников полиции - Кодекс чести или Этический кодекс.

Духовное благополучие в условиях формирования гражданского общества в стране непосредственно связано с укреплением социальной структуры Российского общества, социальной защищенностью его граждан, преодолением расслоения, социальных конфликтов, бедности, стабилизацией и прогрессивным развитием экономики. Гарантом в решении названных проблем в России должно стать социальное государство, способное сориентировать развивающиеся рыночные экономические отношения на создание эффективной системы социального обеспечения и страхования, здравоохранения, безопасной окружающей среды.

К социальным гарантиям гражданского общества, по мнению автора, должны отно-

ситься: эффективная система социального

обеспечения; прожиточный минимум, адекватно соответствующий реальной экономической ситуации в стране; обеспечение экологически безопасной окружающей природной среды, улучшение ее качества (экологическая безопасность общества); экологическое образование и воспитание населения, проведение научных экологических исследований; экологическая пропаганда средств массовой информации. Главными направлениями выполнения социальных гарантий гражданского общества в части доходов населения могут относиться: постепенное (поэтапное) приближение минимальных размеров оплаты труда, пенсий и пособий к величине прожиточного минимума; защита финансовых доходов населения от инфляции; организация систематической и безотлагательной помощи той части населения страны, чей совокупный доход ниже прожиточного минимума; сочетание принципа адресности социальной поддержки с укреплением предусмотренных Конституцией Российской Федерации правом социального обеспечения и трудовым законодательством социальных гарантий и льгот; развитие системы социального страхования.

К экономическим гарантиям существования и дальнейшего развития гражданского общества в России автор относит: достаточный (достойный) человека уровень благосостояния граждан и всего общества; природные богатства страны, качество природных ресурсов; реальные материальные средства обеспечения юридических прав и свобод (например, при реализации конституционного права на получение квалифицированной помощи адвоката); многоукладную экономику, многообразие и равноправие всех форм собственности и форм хозяйствования; свободу труда и создание условий для всестороннего развития личности; свободу перемещения товаров, услуг, финансовых средств; свободу предпринимательской и иной, не запрещенной законом деятельности, рынок товаров и услуг; экономическую деятельность, направленную на удовлетворение потребностей граждан; хозяйственную самостоятельность субъектов экономических отношений. Особое место в системе экономических гарантий автор отводит банковским гарантиям, а также конституционную ответственность государства перед личностью и обществом за проводимую им социальноэкономическую политику.

К числу основных политический гарантий формирующегося в России гражданского

общества автор относит: демократическое правовое государство в рамках демократического конституционного строя; форму государства; республиканскую форму правления; государственный демократический политический режим; политическую систему общества, ядром которой является политическое и идеологическое разнообразие, а также эффективная система местного самоуправления. Показателем развития гражданского общества является свобода средств массовой информации, которые не должны зависеть от органов государственной власти и их должностных лиц.

Право и правовая система России выступают правовыми гарантиями существования формы государственного устройства, политической и экономической систем, социальной и духовнокультурной сфер, то есть всех сфер формирующегося гражданского общества.

Правовыми гарантиями формирующегося в России гражданского общества автор понимает систему правовых норм, принципов и институтов, условий и средств правового характера, направленных на признание, соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина (личности), общественных объединений, местного самоуправления и иных негосударственных структур, предназначенных для установления особого правового режима неукоснительного соблюдения всеми субъектами права правовых норм в различных сферах общественных отношений, в том числе государством, в целях обеспечения законности и правопорядка. Автор предпринял попытку классифицировать правовые

(специальные юридические) гарантии формирующегося в России гражданского общества на: 1) общие правовые; 2) конституционные; 3) законодательные (институциональные); 4) функциональные (правоохранительные гарантии); 5) процессуально-правовые; 6) международно-правовые.

Таким образом, формирование гражданского общества в Российской Федерации происходит в очень сложных социально-экономических, политических условиях ослабления государственной власти, нарушения законности и правопорядка, обострения межнациональных отношений. Это создает большие трудности на его пути.

Проблемы формирования гражданского общества в условиях России носят комплексный характер. Решение их должно быть увязано с созданием условий для индивидуальной свободы личности, ценности каждого человека, самовыражения каждой личности, недопущением вмешательства государства в лице государственных органов власти в сферу частной жизни граждан.

Самым главным условием формирования гражданского общества применительно к России является создание государства, заинтересованного в формировании зрелого, развитого гражданского общества в России, подчиненного праву, создающему условия для всесторонней защищенности личности, ее конституционных прав и свобод, создающему уверенность личности в ее завтрашнем дне, свободному от коррупции и пользующемуся уважением, доверием гражданского общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.