Анзор ХОКОНОВ
РАЗВИТИЕ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В РОССИИ (проблемы и противоречия)
Статья посвящена условиям формирования и развития гражданского общества в России. Рассматриваются основные механизмы взаимодействия институтов гражданского общества и правового государства, анализируются проблемы, актуализирующиеся в рамках строительства эффективного гражданского общества.
This article describes the conditions witch are necessary to form the civil society in Russia. The main institutional settings of civil society, jural state and relation between them are examined; the actual problems of formation of the modern and efficacious civil society are analyzed.
ХОКОНОВ
Анзор
Альбертович — старший преподаватель Российского государственного университета туризма и сервиса dr_enzo @тай. ги
С
Ключевые слова:
закон, право, гражданское общество, правовое государство, плюрализм, общественные институты, коррупция, местное самоуправление; law, right, civil society, jural state, pluralism, institutional setting, corruption, local government.
начала 1990-х гг. в отечественной обществоведческой науке возродился интерес к феномену гражданского общества. За это время в Российской Федерации сложились определённые экономические, политические и духовные основы для построения эффективного жизнеспособного гражданского общества. Вместе с тем в современном российском обществе многие структуры и элементы гражданского общества существуют лишь формально и не наполнены реальным содержанием. Подобная ситуация является следствием отсутствия необходимых условий для развития гражданской активности, т.е. объективного отсутствия в стране признаков правового государства.
Гражданское общество представляет собой элемент социума, охватывающий сферу действия общественных институтов и отношений, выражающих разнообразные потребности и ценности членов об-щества1. Государство же выступает как юридическая организация социума, в рамках которого создаются условия для гармоничного поступательного развития всего общества. На идее первичности общества по отношению к государству строится сентенция — «без гражданского общества невозможно построение истинно правового государства». Автор ни в коей мере не ставит под сомнение данный тезис, однако есть одна сложность. Построение подлинного гражданского общества, высокоэффективного и прогрессивного, невозможно вне границ правового государства, т.е. взаимозависимость обозначенных феноменов безусловна. Ибо только в подобном взаимодействии содержится гарантия разрешения возникающих общественных противоречий любой этиологии правовым цивилизованным путём. Многочисленные составляющие гражданского общества зачастую несопоставимы, неустойчивы и подвержены серьёзным конфликтам. Очень часто одни частные интересы сталкиваются с другими. Причём чрезмерное развитие одних элементов гражданского общества может привести к подавлению других. Общество не может стать «гражданским» до тех пор, пока оно не начнет управляться политически под присмотром государства. Лишь верховная, государственная власть — правовое государство — в состоянии справиться с несправедливостями и агрегировать конкретные интересы в универсальное политическое сообщество.
Под правовым государством понимается организация политической власти, создающая условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также для наиболее после-
1 Доклад Общественной палаты Российской Федерации о состоянии гражданского общества в Российской Федерации. 2006 // URL: http://www.oprf.ru/rus/doc-итеПз/герог^
довательного связывания с помощью права государственной власти в целях недопущения злоупотреблений.
В России предстоит строительство правовой государственности, базирующейся на приоритете права, способной к социальному партнёрству в условиях сложившейся дифференциации интересов различных социальных групп и общностей при реальном плюрализме в обществе. Плюрализм является атрибутом правового государства и основой для гражданского общества, т.к. гражданское общество способно функционировать и воспроизводиться только в условиях наличия многообразных общественных форм и институтов (политические партии, объединения предпринимателей, общества потребителей и т.п.). Подобные институты позволяют выразить и реализовать самые разнообразные потребности и интересы индивидов, раскрыть весь потенциал чело-века1.
Конституция Российской Федерации 1993 г. характеризует Российскую Федерацию как правовое государство (ч. 1 ст. 1) и в то же время ни разу не использует понятие «гражданское общество». Нынешняя Конституция подвела итог под определённым этапом развития гражданских структур и стала значимой вехой в не очень пока долгой истории взаимоотношений российского гражданского общества с российским государством. Дальнейшее законодательство стало последовательной реализацией, раскрытием основных конституционных положений2.
По мнению С.Л. Серебрякова, правовое государство выполняет роль регулятора условий функционирования гражданского общества, определяя нормы и границы его автономии3. Вне правового государства провозглашаемые Конституцией права и свободы граждан, на которых строится гражданское общество, в условиях социального неравенства превращаются иллюзию, т.к. становятся привилегией наиболее обеспеченных и образованных групп населения.
Важным условием формирования и укрепления гражданского общества яв-
1 Ирхин Ю.В., Зотов В.Д. Политология. — М. : Юристъ, 2002, стр. 227.
2 Конституция Российской Федерации. — М., 1993, стр. 3—8.
3 Серебряков С.Л. Цивилизационные основы формирования гражданского общества в России // Политологический журнал, № 2, 1995.
ляется реализация демократических, правовых принципов развития государства. К ним относятся: верховенство права; равноправие граждан; разделение властей; независимая судебная система; развитое местное самоуправление; эффективная многопартийность; независимые свободные средства массовой информации; демократические и свободные выборы; гражданские инициативы; защита прав и свобод человека и гражданина. Обозначенные ценности представляют собой основу правового государства. Все проблемы и трудности, связанные с формированием гражданского общества в России, являются следствием отсутствия подобной основы. Верховенство права является неотъемлемым признаком правового государства и в то же время базисом для развития институтов гражданского общества. Именно верховенство права, а не закона является гарантом общественного прогресса. Для того чтобы разграничить данные понятия, можно сказать, что закон изначально происходит от государства, в то время как право представляет собой квинтэссенцию представлений общества о справедливости. В нашей стране наблюдается отсутствие подобных, единых для всего общества ценностных ориентиров. Корни этого лежат в чрезмерной поляризации и имущественной дифференциации населения, а также в отсутствии пресловутой «национальной идеи» — консолидирующего фактора. Следует отметить, что интересы и ожидания общества призваны выражать институты гражданского общества — медиаторы между гражданином и государством. Но российская реальность такова, что существующие в стране гражданские объединения не осуществляют функцию «рупора общества». Такое положение связано с тем, что не все зарегистрированные негосударственные объединения осуществляют активную регулярную деятельность. Среди множества проблем, которые препятствуют деятельности НГО и усилению их роли в формировании основ гражданского общества в стране, можно вычленить две взаимосвязанные проблемы — низкий уровень общественной солидарности и кризис доверия к социальным институтам. Следствием чего является низкая мотивация коллективных дей-
ствий у большей части населения1. Любое коллективное действие изначально строится на доверии. Ведущая роль доверия в формировании общественных связей признавалась еще М. Вебером и Г. Зиммелем. Для российского общества характерно тотальное недоверие по отношению к государственным и политическим институтам.
К числу основных факторов, препятствующих развитию гражданского общества в России, относится коррупция. Коррупция — это система действий членов гражданского общества, позволяющая им добиваться своих целей вопреки государственным нормам, правилам и законам и использующая чиновников — работников государственного аппарата для удовлетворения своих потребностей. И симметрично, использование государственными людьми служебных возможностей для удовлетворения своих потребностей2. Масштабы коррупции в нашей стране не поддаются никакой оценке. Ею пронизана вся система управления государством. Однако определённые надежды появились в результате выделения Д.А. Медведевым в числе приоритетных задач государства борьбу с коррупцией. Успехи государства на данном поприще станут мощным импульсом для развития гражданской активности. По результатам опроса ВЦИОМ, 37% граждан нашей страны не верят, что возможно победить корруп-цию3. Эту часть общества с определённой оговоркой можно причислить к малоактивной или неактивной части населения, так как неверие в возможность уничтожения данного явления автоматически лишает граждан политической воли и активности. Политическая активность граждан в условиях коррумпированности общества либо затруднена, либо невозможна.
Разделение властей — задекларированный в Конституции принцип — предполагает не только разделение полномочий между ветвями власти, но и их независимость. Взаимное сдерживание законотворческих, исполнительных и судебных
1 Социальная работа и гражданское общество / Под ред. И.А. Григорьевой. — СПб., 2006, стр. 32—37.
2 Кордонский С. Государство, гражданское общество и коррупция // Отечественные записки, № 6, 2005.
3 Данные ВЦИОМ // газета «Метро», 26 апреля 2009 г.
органов государственной власти является сущностной характеристикой идеи разделения властей. Сегодня можно констатировать, что в Российской Федерации данный принцип не реализуется, т.е. о фактической независимости ветвей государственной власти говорить не приходится. Традиционная концепция разделения властей применительно к современным государствам должна пониматься не как делёж власти, а как создание системы сдержек и противовесов, способствующих беспрепятственному осуществлению всеми ветвями власти своих функций. На пути строительства гражданского общества и правового государства в России серьёзным препятствием является наличие «ручной» судебной власти. Судебная власть в правовом государстве должна сохранять независимость от главы государства и при любых обстоятельствах осуществлять правосудие. Для исправления подобной ситуации в стране необходимо пересмотреть условия формирования судейского корпуса в пользу повышения роли институтов гражданского общества в данном процессе, а также переосмыслить условия досрочного прекращения полномочий судей.
Сложным остаётся статус местного самоуправления в стране. С одной стороны, Российская Федерация ратифицировала Европейскую хартию местного самоуправления, в результате чего муниципальная власть у нас является отдельной от государства ветвью власти. С другой стороны, бюджеты муниципальных образований до такой степени зависят от дотаций со стороны субъектов РФ, что считать муниципалитеты органами самоуправления можно с большой натяжкой.
Признаком правового государства и основой гражданского общества являются независимые средства массовой информации. Сегодня все СМИ в стране тиражируют одну и ту же информацию, в одном и том же освещении. Единственным оппозиционным действующей власти СМИ можно считать газету, главному редактору которой глава государства Д.А. Медведев не так давно по собственной инициативе давал интервью. И подобное поведение президента символично. Таким образом власть показывает, что готова к конструктивному сотрудничеству с гражданским обществом.