Научная статья на тему 'Гражданское обществ и правовое государство'

Гражданское обществ и правовое государство Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
4705
785
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИЯ / ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО / ДЕМОКРАТИЯ / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / УСТАВ ОБЛАСТИ / ОБЩЕСТВЕННАЯ ПАЛАТА / МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / ПЛЮРАЛИЗМ / CONSTITUTION / JURAL STATE / DEMOCRACY / CIVIL SOCIETY / CHARTER OF A REGION / PUBLIC CHAMBER / LOCAL SELF-GOVERNMENT / PLURALISM

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сабирова Нагима Садыковна

В статье рассматриваются некоторые аспекты развития гражданского общества в современной России и его правовые основы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article discusses the development of civil society in contemporary Russia and its legal basis.

Текст научной работы на тему «Гражданское обществ и правовое государство»

Нагима САБИРОВА

ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО И ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО

В статье рассматриваются некоторые аспекты развития гражданского общества в современной России и его правовые основы.

This article discusses the development of civil society in contemporary Russia and its legal basis.

Ключевые слова:

Конституция, правовое государство, демократия, гражданское общество, Устав области, Общественная палата, местное самоуправление, плюрализм; constitution, jural state, democracy, civil society, charter of a region, Public Chamber, local selfgovernment, pluralism.

САБИРОВА

Нагима

Садыковна —

аспирант

Московского

государственного

областного

университета

[email protected]

Российское общество в последнее десятилетие пережи -вает быструю и решительную смену политико - правовых и социально - нравственных ценностей, изменение социально -правового менталитета людей, трансформацию социальных устоев и переоценку принципов, образующих гражданско-правовую структуру. Это связано с практическим развитием политического плюрализма в России в отмеченный период, совершенствованием законодательной базы и механизма исполнения законов. Возникает новый этап социально - правовой реальности, требующий рождения нового субъекта политико - правовой деятельности гражданских отношений — гражданского общества.

В Конституции Российской Федерации подчеркивается гумани -стическая направленность закона, ибо права и свободы человека «определяют смысл, содержание и применение законов, деятель -ность законодательной и исполнительной власти, местного само -управления и обеспечиваются правосудием»1. Нельзя не согла -ситься с А.К. Черненко в том, что «в случае реализации этих кон -ституционных основ, соблюдения прав и свобод человека мы имели бы серьезную подвижку в установлении гражданского общества и правового государства»2.

Однако в переходный период в обществе участились грубые нару -шения прав и законных интересов людей. Расшатана обществен -ная дисциплина, свобода личности многими стала трактоваться как вседозволенность, а экономический, политический, духовный кризис породил пренебрежение к правовым и другим социальным нормам поведения. Устранение анархии, последовательное укре -пление общественной и государственной дисциплины — неотъем -лемое условие обеспечения прав и свобод человека и гражданина. Обеспечение защиты прав граждан является еще более актуальным, учитывая вхождение России в европейское правовое пространство и возникшую в связи с этим необходимость последовательного выполнения наших новых международных обязательств в этой области.

Одним из ключевых механизмов в развитии гражданского обще ства является полнота реализации прав и свобод каждого гражда -нина. Конечно, формирование правового государства затруднено там, где имеются давние традиции правового нигилизма. Довольно часто можно встретить рассуждения о том, что недостатки обще -

1 Конституция Российской Федерации — М., 1995, с. 4.

2 Черненко А.К. Правовое государство и гражданское общество. — Новосибирск : Изд-во СГУПСа, 2000, с. 4.

ственного развития главным образом являются следствием плохих законов. С этим можно согласиться лишь отча -сти, поскольку даже совершенный закон немногое способен изменить, если член общества не имеет привычки соизмерять свои действия с правом. Нужно стре миться к такому качеству общества, когда законопослушное поведение становится устойчивым, массовым, типичным и сте реотипным, реализуется сознательно и не нуждается в значительных интеллектуаль ных усилиях.

Современное гражданское общество — это общество с развитой системой рыноч ных отношений и надежными социаль ными гарантиями. Задача государства состоит в создании необходимых условий для саморазвития и установления циви лизованных основ конкурентной борьбы между индивидами и социальными груп пами. Правовую основу гражданского общества составляет формула: «Разрешено все, если это не ущемляет интересы другого человека». Право в гражданском обществе не является волей тех, кто обладает эко -номической и политической монополией, а служит мерой свободы, нормативом равенства и справедливости. А.А. Юнусов подчеркивает, что «правовое государство возможно лишь при наличии развитого гражданского общества, и наоборот, граж данскому обществу имманентно присуща правовая форма властвования, основан ная на господстве права (закона), разделе -нии властей и реальном обеспечении прав и свобод человека1.

Российскому государству еще предстоит изжить традиции отношения к человеку как к поданному — зависимому и послуш -ному исполнителю команд и приказов. Равноправные отношения общества и власти, развитые институты гражданского общества — непременное условие цивили -зованного решения политических и соци -альных конфликтов, примирения проти -воречивых и разнонаправленных инте ресов людей, достижения гражданского и социального согласия в обществе. Без этого невозможны устойчивое и эффек

1 Юнусов А.А. Гражданское общество и право -вое государство (теория и проблемы) : лекция. — Челябинск : Челябинский юридический институт МВД России, 2001, с. 26-27.

тивное развитие страны, ее конкуренто способность в мировом сообществе2.

Сегодня Россия является членом практи -чески всех международных организаций, провозгласивших права человека в каче -стве высшей ценности, в Конституции РФ представлена необходимая нормативно -правовая база. Так, в ст. 31 Конституции РФ закреплено право граждан собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование. Статьей 33 фиксируется право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллектив ные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. Данные положения конкретизированы федеральными законами от 19.06.2004 г. № 54 - ФЗ «О собраниях, митингах, демон -страциях, шествиях и пикетированиях» и от 02.05.2006 г. № 59 - ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Таким образом, населению предостав лена возможность выражать свои инте ресы путем мирных собраний, пикетиро ваний, индивидуальных и коллективных обращений в государственные органы или органы местного самоуправления, вно сить общественно полезные коррективы в деятельность органов исполнительной власти.

Для более полного учета интересов населения в деятельности органов испол -нительной власти конституционным зако нодательством субъектов РФ предусмо трены и другие формы участия населения в деятельности органов государственной власти (в т.ч. исполнительных). Так, Конституцией Республики Алтай (ст. 13, 14) предусмотрены право населения республики участвовать в решении наи более важных вопросов государственной и общественной жизни путем народного обсуждения, право совершеннолетних граждан РФ участвовать в краевом народ ном опросе (плебисците), краевой народ ной законодательной инициативе3.

В законодательстве Волгоградской обл., в частности в ст. 15 Устава области, пред усматривается, что глава администрации вправе вынести на обсуждение населения важные вопросы жизни области, проекты

2 Баранов П.П. Институты гражданского общества в правовом пространстве современной России : дис. ... к.ю.н. — Ростов н/Д, 2003, с. 115.

3 Звезда Алтая, 2001, 1 июня.

нормативно правовых актов, используя в этих целях средства массовой информа ции, другие формы и средства. Органы вла -сти — инициаторы обсуждений — проводят обобщение поступивших предложений, помещают в средствах массовой информа ции итоговые сведения о ходе обсуждения вопросов и принятом решении1.

В Уставе Московской области (ст. 3) содержится исчерпывающий перечень институтов демократии, в который наравне с выборами и референдумами вхо дят гражданская инициатива и народное обсуждение. Также в области может быть учреждено Московское областное собра ние. На народное обсуждение органами государственной власти Московской обл. могут выноситься важнейшие вопросы социально экономического развития и проекты нормативных правовых актов области. Население области имеет право на гражданскую инициативу в форме коллективного обращения в органы го сударственной власти и местного само управления Московской обл. по вопро сам, отнесенным к их компетенции. Устав области (ст. 10) четко определяет цели гражданской инициативы, в т.ч.:

— проведение областного или местного референдума;

— внесение в органы государственной власти и местного самоуправления, к государственным должностным лицам и должностным лицам местного само управления Московской обл. предложений о рассмотрении и разрешении вопросов, относящихся к их компетен ции и затрагивающих интересы населе -ния области;

— отзыв депутатов, иных государственных должностных лиц, должностных лиц местного самоуправления, избранных населением области;

— отставка должностных лиц государст венной власти и местного самоуправления Московской обл.

Органы государственной власти Московской обл. обязаны регулярно информировать население о своей дея тельности, о положении дел в области через средства массовой информации, депутатские, общественные слушания, отчеты перед населением2.

1 Волгоградская правда, 1996, 1 авг.

2 Подмосковные известия, 1996, 18 дек.

Таким образом, в Уставах областных регионов РФ содержится правовое обо снование выражения интересов граждан, предусмотрены народные обсуждения и непосредственное участие населения в осуществлении государственной власти, что свидетельствует о развитии граждан ского общества в России.

Элементом политико правовой инсти туционализации гражданского общества является и такой общественный инсти тут, как Общественная палата Российской Федерации. В 2005 г. был принят феде ральный закон об Общественной палате РФ, в дальнейшем во многих регионах РФ стали создаваться Общественные палаты и Советы. На сегодняшний день регио -нальные законы об Общественных пала тах действуют более чем в 60 субъектах РФ (Амурская, Белгородская, Вологодская, Орловская, Псковская, Курская, Тамбовская обл. и др.).

В функции Общественной палаты, выступающей посредником между обще ством и государством, входит:

— привлечение граждан и обществен ных объединений к реализации государст -венной политики;

— выдвижение и поддержка гражданских инициатив, имеющих общероссийское значение и направленных на реализацию конституционных прав, свобод и закон ных интересов граждан и общественных объединений;

— проведение общественной экспер тизы проектов федеральных законов и проектов законов субъектов Российской Федерации, а также проектов норматив ных правовых актов органов исполнитель ной власти РФ и проектов правовых актов органов местного самоуправления;

— осуществление в соответствии с феде ральным законом общественного кон троля за деятельностью правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного само управления, а также за соблюдением сво -боды слова в средствах массовой инфор мации и др.

Таким образом, учитывая общемировые тенденции и особенности развития граж данского общества и его правовых норм в России, в будущем видится реальная пер спектива для роста гражданских отноше ний и правовой культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.