Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ ЭКОЛОГО-ПРАВОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ'

К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ ЭКОЛОГО-ПРАВОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
33
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЭКОЛОГО-ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА / КОМПЕТЕНЦИЯ / ПРОСВЕЩЕНИЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ / ОБРАЗОВАНИЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ / ВОСПИТАНИЕ / ПРАВО

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Жочкина Ирина Николаевна, Чиранова Ирина Павловна

В статье проведен анализ законодательного регулирования вопросов экологического просвещения, образования и культуры. Выделена значимость таких терминов, как экологическое воспитание и экологическая грамотность, не нашедшие отражение в законодательстве, но имеющие особое значение для становления и развития эколого-правовой культуры. Особую роль в формировании эколого-правовой компетенции выполняет экологическое образование, которое должно осуществляться непрерывно и комплексно на всех ступенях становления личности. Авторами предложено собственно видение решения отдельных проблем в сфере экологического образования через внедрение надпрофессиональных навыков и развития экологического мышления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ISSUE OF THE FORMATION OF ECOLOGICAL AND LEGAL COMPETENCE

The article analyzes the legislative regulation of environmental education, education and culture. The importance of such terms as environmental education and environmental literacy, which are not reflected in the legislation, but are of particular importance for the formation and development of environmental and legal culture, is highlighted. A special role in the formation of environmental and legal competence is played by environmental education, which should be carried out continuously and comprehensively at all stages of personality development. The authors propose their own vision of solving certain problems in the field of environmental education through the introduction of trans-professional skills and the development of environmental thinking.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ ЭКОЛОГО-ПРАВОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ»

DOI 10.47643/1815-1329_2022_12_73

К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ ЭКОЛОГО-ПРАВОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ON THE ISSUE OF THE FORMATION OF ECOLOGICAL AND LEGAL COMPETENCE

ЖОЧКИНА Ирина Николаевна,

кандидат юридических наук, Мордовский государственный университета им. Н.П. Огарева. 430005, Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Большевистская, 68. E-mail: fedortsowa@mail.ru;

ЧИРАНОВА Ирина Павловна,

кандидат юридических наук, Мордовский государственный университета им. Н.П. Огарева. 430005, Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Большевистская, 68. E-mail: irina.chiranova@mail.ru;

Zhochkina Irina Nikolaevna,

Candidate of Legal Sciences, Mordovia State University named after N.P. Ogareva. 430005, Russian Federation, Republic of Mordovia, Saransk, st. Bolshevik, 68. E-mail: fedortsowa@mail.ru;

Chiranova Irina Pavlovna,

Candidate of Legal Sciences, Mordovia State University named after N.P. Ogareva. 430005, Russian Federation, Republic of Mordovia, Saransk, st. Bolshevik, 68. E-mail: irina.chiranova@mail.ru

Краткая аннотация. В статье проведен анализ законодательного регулирования вопросов экологического просвещения, образования и культуры. Выделена значимость таких терминов, как экологическое воспитание и экологическая грамотность, не нашедшие отражение в законодательстве, но имеющие особое значение для становления и развития эколого-правовой культуры. Особую роль в формировании эколого-правовой компетенции выполняет экологическое образование, которое должно осуществляться непрерывно и комплексно на всех ступенях становления личности. Авторами предложено собственно видение решения отдельных проблем в сфере экологического образования через внедрение надпрофессиональных навыков и развития экологического мышления.

Abstract. The article analyzes the legislative regulation of environmental education, education and culture. The importance of such terms as environmental education and environmental literacy, which are not reflected in the legislation, but are of particular importance for the formation and development of environmental and legal culture, is highlighted. A special role in the formation of environmental and legal competence is played by environmental education, which should be carried out continuously and comprehensively at all stages of personality development. The authors propose their own vision of solving certain problems in the field of environmental education through the introduction of trans-professional skills and the development of environmental thinking.

Ключевые слова: эколого-правовая культура, компетенция, просвещение, экологическая грамотность, образование, экологические знания, воспитание, право.

Keywords: environmental and legal culture, competence, education, environmental literacy, education, environmental knowledge, upbringing, law.

Для цитирования: Жочкина И.Н., Чиранова И.П. К вопросу о формировании эколого-правовой компетенции // Аграрное и земельное право. 2022. № 12(216). С. 73-76. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2022_12_73.

For citation: Zhochkina I.N., Chiranova I.P. On the issue of the formation of ecological and legal competence // Agrarian and Land Law. 2022. No. 12(216). pp. 73-76. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2022_12_73.

Статья поступила в редакцию: 17.11.2022

ВВЕДЕНИЕ

Сегодня содействие в развитии экологической грамотности, экологически ответственного поведения, позитивного восприятия экологического образа жизни, экологического осознанного мышления, выработке экологически осознанной мотивации, внедрении экологически-ориентированного уклада в семье позволит сформировать экологическую культуру молодого поколения.

На законодательном уровне предусмотрена всеобщность и комплексность экологического образования. В числе основных принципов охраны окружающей среды законодатель выделяет организацию и развитие системы экологического образования, воспитание и формирование экологической культуры. Кроме того, граждане, общественные объединения и некоммерческие организации имеют закрепленную Законом возможность принимать участие в решении задач охраны окружающей среды. Этим правам корреспондирует конституционно провозглашенная обязанность гражданина бережно относится к природе. Все это подтверждает значимость и необходимость развития системы экологического образования с целью формирования эколого-правовой компетенции.

1. ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

Глава 8 Федерального закона от 10 января 2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее по тексту - Закон) называет три термина: «экологическая культура», «экологическое образование», «экологическое просвещение», содержание которых раскрывается через описание целей и форм их осуществления. Подобный подход приводит к невозможности теоретического и практического осмысления названных явлений, а сами обозначенные категории делает в некоторой степени декларативными.

Так, в качестве целей «экологического образования» в Законе названы- формирование экологической культуры и профессиональной подготовки специалистов в области охраны окружающей среды.

Экологическое образование должно осуществляться в рамках общего, среднее профессионального, высшего и дополнительного профессионального образование специалистов. Таким образом, на законодательном уровне закреплена непрерывность экологического образования.

В качестве целей «экологического просвещения» выделены формирование экологической культуры в обществе, воспитание бережного отношения к природе, рационального использования природных ресурсов.

Экологическое просвещение, согласно позиции законодателя, осуществляется через информирование населения о законодательстве в области охраны окружающей среды и законодательстве в области экологической безопасности. К сожалению, иные способы не раскрываются, но возможно предполагаются. Перечень субъектов, которые обязаны информировать население не является исчерпывающим, среди них : органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, общественные объединения, средства массовой информации, а также организации, осуществляющие образовательную деятельность, учреждения культуры, музеи, библиотеки, природоохранные учреждения, организации спорта и туризма, иные юридическими лицами.

В этой «цепочке» особое значение имеет термин «экологическое воспитание», который не нашел закрепления в Законе.

Термин «экологическое воспитание» присутствует в Основах государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года (утв. Президентом РФ 30 апреля 2012) в контексте поставленной задачи - формирования экологической культуры, развития экологического образования и воспитания.

Более того, в данном документе используется еще один термин «экологическая грамотность» как результат формирования экологически ответственного поведения в процессе воспитания и образования.

В доктрине также нет определенности относительно сущностного содержания данных терминов, что усложняет их понимание, а, соответственно, затрудняет эффективное формирование эколого-правовой компетенции в целом. Одни авторы рассматривают экологическую грамотность как цель экологического образования [5, с. 21]. Другие - экологическое образование называют способом (инструментом) формирования экологической культуры и просвещения [8]. В науке экологического права экологическое просвещение определяют как важное условие повышения экологической культуры [3]. Экологическое просвещение представляется способом получения экологических навыков и формирования экологического мышления через распространение экологических знаний.

Согласимся, что все рассматриваемые термины не являются синонимичными, но при этом тесно взаимосвязаны и формируют экологическую культуру общества. Получается, что уровень «экологической культуры», как конечной цели формирования эколого-правовой компетенции, должен определяться: во-первых, уровнем экологического воспитания и образования; во-вторых, наличием экологической грамотности, уровень которой определяется совокупностью полученных навыков и развитием экологического мышления; в третьих, действенными и эффективными способами экологического просвещения через законодательно установленную возможность распространения экологических знаний.

Таким образом, каждый процесс должен иметь цель, задачи, механизмы реализации и критерии эффективности.

2. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВОПРОСОВ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГО-ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ

Для того, чтобы эффективно реализовать конституционные положения по формированию эколого-правовых компетенций нужен механизм с системой правовых, экономических и организационно-технических инструментов.

Отсутствие на федеральном уровне соответствующего нормативного правового акта предоставляет возможность субъектам Российской Федерации осуществлять собственное правовое регулирование общественных отношений в сфере экологического образования, просвещения и культуры. Отдельные регионы заняли активную позицию в разработке собственной нормативной базы в сфере экологического образования и просвещения. Однако, положения таких нормативных правовых актов в большей степени декларативные.

Примером может служить Закон Самарской области от 16 декабря 2013 г. № 109-ГД «Об экологическом образовании, просвещении формировании экологической культуры Самарской области»1, который в числе основных принципов в рассматриваемой сфере называет создание благоприятных условий для экологического образования, просвещения и формирования экологической культуры через установлени е правовых, организационных и экономических основ. Закон Сахалинской области от 13 ноября 2014 г. № 58-ЗО «Об экологическом образовании и формировании экологической культуры в Сахалинской области»2 устанавливает полномочия органов власти в сфере экологического образования и формирования экологической культуры. Подобные нормативные правовые акты в настоящее время приняты в Республиках Дагестан3, Алтай4, Саха (Якутия)5, в Вологодской6, Кемеровской7 областях, в Приморском крае8.

Многие называют это примерами «правового идеализма» [6] или «юридического фетишизма» [1]. По справедливому замечанию С.А. Боголюбова, «право в данном случае мало, чем поможет, но должно - как главный регулятор общественных отношений» [2,с.331].

Бесспорно, право выступает регулятором общественных отношений, но «для создания комфортной среды его действия» важно учитывать и внешние факторы [10, с. 88]. Причем внешняя среда может как усиливать потенциал юридических средств, так и снижать их эффективность. Сложно сказать - какой из механизмов выполняет «головную функцию», а какой - вспомогательную [4]. Но, согласимся, с утверждением о том, что исключение хотя бы одного элемента нарушает работу всего механизма, в определенных случаях механизм прекращает работать [7, с. 43], что, безусловно, отражается на его эффективности и достижении поставленной цели.

1 Волжская коммуна. 2013. № 416.

2 URL: http://www.garant.ru/hotlaw/sahalin/586413/

3 Об экологическом образовании, просвещении и формировании экологической культуры населения Республики Дагестан : Закон Республики Дагестан от 30 декабря 2013 года №107. URL: https://docs.cntd.ru/document/460226807

4 Об экологическом образовании, просвещении и формировании экологической культуры в Республике Алтай : Закон Республики Алтай от 06.07.2017 № 38-P3. URL: https://docs.cntd.ru/document/450251615

5 Об экологическом образовании и просвещении : Закон Республики Саха (Якутия) от 27 января 2005 г. №205-З №415-III. URL: https://docs.cntd.ru/document/802024118

6 Об экологическом образовании и просвещении в Вологодской области: Закон Вологодской области от 05 марта 2021 г. №4861 -ОЗ. URL: https://docs.cntd.ru/document/574645339

7 Об экологическом образовании и формировании экологической культуры : Закон Кемеровской области - Кузбасса от 24.12.2019 г. №165-ОЗ. URL: https://docs.cntd.ru/document/561652582

8 Об экологическом образовании, просвещении и воспитании экологической культуры в Приморском крае : Закон Приморского края от 05 ноября 2020 г. №911-КЗ. URL: https://docs.cntd.ru/document/570974252

В вопросах формирования эколого-правовой культуры значимым фактором является правосознание, где система и «привычка» будут играть главную роль. Для этого важно создать комфортные условия, в которых будут формироваться надпрофессиональные навыки - экологического мышления.

3. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Связь рынка труда и экологии несомненна. В результате деградации экосистем во всем мире меняется структура рынка труда, меняются профессии, происходит изменение соотношения между так называемыми жесткими и мягкими навыками (hard и soft skills) работников, увеличивается доля населения с доходами ниже прожиточного минимума либо не имеющих возможности работать. Как результат рождается идея «зелёной» экономики, направленная на соблюдение социальных, экологических и корпоративных принципов посредством создания экологически ориентированного рынка труда. Построение «зелёной» экономики требует скоординированных усилий государства и бизнеса, когда государство проводит соответствующую политику, инвестирует в строительство «зелёной» экономики, обеспечивает экономическое стимулирование субъектов предпринимательства, создает возможности для обучения «зелёным» навыкам, а частный сектор готов создавать «зеленые» рабочие места и обучать своих работников «зелёным» профессиям, ориентированным на соблюдение природоохранного законодательства, реализацию «программы экологических навыков» с получением положительного социально-экономического эффекта.

Считаем, что предложенные в Основах государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года (утв. Президентом РФ 30 апреля 2012) конкретные механизмы при решении задачи формирования экологической культуры, развития экологического образования и воспитания должны быть реализованы.

Включению вопросов охраны окружающей среды в федеральные государственные образовательные стандарты с целью формирования экологической грамотности обучающихся сегодня уделяется много внимания: предложения ученых не остаются без внимания должностных лиц государства1. К сожалению, в отраслевых юридических науках исследований этой проблемы недостаточно. Вместе с тем, существующие дискуссии сводятся к общему выводу - необходимости развивать элементы эколого-правовой компетенции непрерывно на всех уровнях образования, тем самым закладывая основу построения всей системы экологического образования и воспитания на принципах всеобщности и комплексности, систематичности и непрерывности.

Систематичность и непрерывность уже сейчас видится в отраженных федеральными государственными образовательными стандартами (далее ФГОС) идеях о формировании основ экологического образования. Так, если в ФГОС для дошкольного образования ведется речь исключительно о формировании основ безопасного поведения в природе, в ФГОС среднего (общего) образования в качестве результата освоения обучающимися основной образовательной программ заявлено в том числе формирование экологической культуры, предполагающей формирование экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности. Школьникам должны быть созданы условия для формирования здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни, что позволит решать учебные задачи и жизненные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности. В соответствии с протоколом федерального учебно-методического объединения по общему образованию от 29 апреля 2022 г. №2/22 одобрена Концепция экологического образования в системе общего образования2, где экологическая культура обучающихся прямо названа интегральным результатом непрерывного экологического образования, последовательно и преемственно осуществляемого на всех уровнях общего образования от дошкольного до среднего общего образования.

Не осталось в стороне и система высшего образования: приказ Министерства науки и высшего образования РФ от 26 ноября 2020 г. №1456 внес изменения в федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования, в соответствии с которыми во ФГОС уровня бакалавриат по ряду направлений подготовки изменена формулировка универсальной компетенции (УК-8) с «Способен создавать и поддерживать безопасные условия жизнедеятельности, в том числе при возникновении чрезвычайных ситуаций» на «Способен создавать и поддерживать в повседневной жизни и в профессиональной деятельности безопасные условия жизнедеятельности для сохранения природной среды, обеспечения устойчивого развития общества, в том числе при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций и военных конфликтов»3. Подобное определение универсальной компетенции подтверждает значимость экологизации навыков обучения и должно быть оценено положительно. К сожалению, не всеми вузами посыл понят был верно - проанализировав размещенные на официальных сайтах высших учебных заведений образовательные программы приходится констатировать, что о сохранении природной среды и других компонентах экологической компетентности у выпускников вуза говорить пока рано. В проанализированных образовательных программах высшего образования среди индикаторов достижения результатов по компетенции УК-8 отсутствует описание знаний, навыков, умений, направленных на формирование «зеленых» навыков у будущих выпускников вузов. Вместе с тем следует отметить значимость формирования у будущих специалистов лидерских качеств и творческого подхода к инновационным экологическим инициативам - «зеленым» инновациям. Освоив эту компетенцию, получив специальные знания о процессах в сфере устойчивого развития в контексте реализации экологической политики, выпускник приобретет профессиональные навыки, необходимые для экологизации всей осуществляемой им деятельности. Он будет ориентирован на соблюдение природоохранного законода-

1 Путин В.В. подчеркивает важность формирования экологической культуры в обществе. URL: https://www.interfax-russia.ru/moscow/news/; В. Абрамченко не поддержала идею насильственного насаждения экологической культуры. URL: https://rg.ru/2022/05/26/; Виктория Абрамченко : «вводить экологическую культуру директивно не получится». URL: https://nia.eco/2022/05/26/37827; Минприроды будет инициировать введение обязательного урока экологЬЬ в школах. URL: https://tass.ru/obschestvo/12289149; https://iz.ru/1390628/2022-09-05/; https://sn.ria.ru/20201127; и др.

2 Официальный сайт Министерства просвещения Российской Федерации. URL: https://docs.edu.gov.ru/document/3da3f2dbd81de632a44729cf4fc40ea9/

3 О внесении изменений в федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования : Приказ Министерства науки и высшего образования РФ от 26 ноября 2020 г. № 1456 (дата регистрации в Минюсте РФ 27 мая 2021 г. №63650). URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202105270015

тельства, реализацию «программы экологических навыков», удовлетворение потребностей в навыках новых экологических секторов и «зеленых» профессий с получением положительного экономического эффекта.

ВЫВОДЫ

Формирование эколого-правовой компетенции - результат внедрения в нашу жизнь надпрофессиональных навыков, универсальных для специалистов разных отраслей - Green skills. Для их формирования необходима экологизация всех профессий и экономики в целом. Сфера образования, отвечая на вызовы времени, должна стать поставщиком квалифицированных кадров, овладевших в том числе эколого-правовой компетенцией. Вопросы формирования эколого-правовой компетенции должны быть включены в образовательные программы на всех уровнях образования не как теоретические компоненты, а как базовые составляющие подготовки к реальной трудовой деятельности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В развитие конституционных положений считаем важным:

- уточнить содержание понятий в статье 71 Федерального закона от 10 января 2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды»;

- определить базовые принципы, приоритеты, цели, задачи, векторы развития экологического образования в Российской Федерации, целевые показатели и ожидаемые от её реализации результаты в стратегическом документе;

- детализировать на уровне специального нормативного правового акта субъекта Российской Федерации конкретные полномочия региональных органов государственной власти, исключив тем самым декларативность разрабатываемых регионами положений, и закрепить правовые, организационные и экономические основы, а также перечень мер государственной поддержки деятельности и проектов в сфере охраны окружающей среды на территории соответствующего региона с учетом его особенностей и условий.

Библиогра фия:

1. Алексеев С.С. Общая теория права: В 2 т. Т. I. -Москва: Юрид. лит., 1981. - 361 с.

2. Боголюбов С.А. Правотворчество в сфере экологии. - Москва: Эксмо, 2010. - 527 с.

3. Гиззатулин Р.Х. Об эколого-правовом просвещении // Вестник Удмуртского университета. Серия «Экономика и право». - 2018. - Т. 28, вып. 5. - С.

682-686.

4. Жочкина И.Н. Региональное государственное экологическое управление: концепция современного механизма правового регулирования : специальность 12.00.06 «Природоресурсное право; аграрное право; экологическое право» : диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук / Жочкина Ирина Николаевна. - Москва, 2015. - 277 с. - URL: https://www.dissercat.com

5. Иванов И.Ю. Когда ответственность - значит грамотность: о модели развития экологической грамотности школьников // Исследователь/ Researcher. -2021. - №1-2. - С. 18-31.

6. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: Учебник. - М.: Юристъ, 2004. - 512 с.

7. Русин С.Н. Организационный механизм охраны окружающей среды: наследие профессора В.В. Петрова и современные проблемы // Экологическое право. - 2014. - № 5. - С. 43-47.

8. Ткаченко Ю.Л., Комиссарова М.В., Щербакова М.В. Экологическая культура общества и пути ее формирования // Общество: философия, история, культура. - 2018. -№4. - С. 125-131.

9. Хураськина Н.В. Формирование эколого-правовой компетенции у будущих юристов в контексте устойчивого развития // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. - 2016. - №3(91). - С. 182-190.

10. Шундиков К.В. Механизм правового регулирования: Учебное пособие / Под ред. докт. юрид. наук, проф. А.В. Малько. Саратов, 2001. - 104с.

References:

1. Alekseev S.S. General theory of law In 2 vols. T. I. -Moscow: Jurid. lit., 1981. - 361 p.

2. Bogolyubov S.A. Lawmaking in the field of ecology. - Moscow: Eksmo, 2010. - 527 p.

3. Gizzatulin R.H. About ecological and legal education // Bulletin of the Udmurt University. The series "Economics and LaW. - 2018. - Vol. 28, issue 5. - pp. 682-686.

4. Zhochkina I.N. Regional State environmental management: the concept of a modern mechanism of legal regulation : specialty 12.00.06 "Natural resource law; agrarian law; environmental law" : dissertation for the degree of Candidate of Legal Sciences / Zhochkina Irina Nikolaevna. - Moscow, 2015. - 277 p. - URL: https://www.dissercat.com

5. Ivanov I.Yu. When responsibility means literacy: on the model of development of ecological literacy of schoolchildren // Researcher / Researcher. - 2021. - №1-2. -

pp. 18-31.

6. Matuzov N.I., Malko A.V. Theory of state and law: Textbook. - M.: Jurist, 2004. - 512 p.

7. Rusin S.N. Organizational mechanism of environmental protection: the legacy of Professor V.V. Petrov and modern problems // Environmental law. - 2014. - No. 5. -

pp. 43-47.

8. Tkachenko Y.L., Komissarova M.V., Shcherbakova M.V. Ecological culture of society and ways of its formation // Society: philosophy, history, culture. - 2018. -No. 4. - pp. 125-131.

9. Khuraskina N.V. Formation of ecological and legal competence of future lawyers in the context of sustainable development // Bulletin of the I.Ya. Yakovlev Chuvash State Pedagogical University. - 2016. - №3(91). - Pp. 182-190.

10. Shundikov K.V. Mechanism of legal regulation: Textbook / Ed. doct. jurid. Sciences, prof. A.V. Malko. Saratov, 2001. - 104c.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.