к вопросу о формировании единого валютного пространства на территории снг
е. в. малинина,
кандидат экономических наук, доцент
Российский государственный гуманитарный университет
Необходимость создания единого валютного пространства на территории СНГ объясняется несколькими причинами.
В первую очередь этому способствует общая тенденция валютно-финансовой интеграции. Глобализация и конкуренция достигли такого уровня, при котором резко сократились возможности стран добиться экономического и социального роста самостоятельно.
Не случайно региональная интеграция стала неотъемлемым признаком XX в. Европейский союз принимает в свои ряды все новых членов, вводит единую валюту, создает Шенгенскую зону, переходит к единой внешней политике. В Северной Америке формируется Североамериканская зона свободной торговли (НАФТА). В Латинской Америке страны «Южного конуса» образуют региональную группировку МЕРКОСУР, которая ставит перед собой задачу содействовать развитию взаимной торговли и снижению зависимости от колебаний мировой хозяйственной конъюнктуры. Участники Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) принимают решение о создании зоны свободной торговли и введении коллективной расчетной единицы.
В СНГ интеграционные процессы начались в начале 1990 гг. Так, в 1993 г. был образован Межгосударственный банк СНГ, а в 1994 г. заключено соглашение о создании Платежного союза «с целью обеспечения бесперебойности расчетов в режиме использования взаимной конвертируемости национальных валют и формирования на этой основе платежной системы» с последующим формированием «... многосторонней системы расчетов в коллективной валюте» [3].
Формирование Платежного союза предполагало соблюдение следующих принципов:
♦ признание национального валютного суверенитета и роли центральных (национальных) банков как эмиссионных центров и органов денежно-кредитного и валютного регулирования на территории каждой из сторон;
♦ недопущение на территории каждой из сторон каких-либо ограничений по приему и использованию национальных валют в качестве платежного средства по торговым и неторговым операциям, предусмотренным в контрактах;
♦ установление правил государственного внешнеторгового и валютного регулирования, способствующего развитию на территории каждой из сторон полноценного рынка;
♦ обеспечение гарантированной конвертации национальных валют в валюты других стран по социально значимым платежам;
♦ предоставление уполномоченным коммерческим банкам права осуществлять расчеты по внешнеэкономическим операциям, предоставлять кредиты банкам-корреспондентам и иным нерезидентам — участникам внешнеэкономических операций;
♦ недопущение административных ограничений в определении валюты платежей при заключении контрактов;
♦ предоставление нерезидентам возможности владения национальной валютой и ее использования для оплаты товаров, услуг, платежей не торгового характера.
С начала интеграционных процессов отношения между странами СНГ развивались неравномерно, связано это было с различиями в темпах и содержании проводимых отдельными странами экономических преобразований.
Тем не менее в 1999 г. Межгосударственный валютный комитет СНГ вновь возобновил начатую
еще в 1995 г. работу над концепцией сотрудничества стран СНГ. Готовый документ в декабре 2001 г. был представлен Комиссии по экономическим вопросам при Экономическом совете СНГ. В 2000 г. были созданы банковская ассоциация «Объединенная платежная система Содружества», Международная ассоциация бирж стран СНГ и уже в октябре 2000 г. было создано Евразийское экономическое сообщество.
В состав ЕврАзЭС вошли 5 стран СНГ — Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Таджикистан. Цель создания этого союза — экономическая интеграция, создание Таможенного союза, зон свободной торговли и переход к единой валюте.
Большую роль в создании единого валютного пространства сыграла мобильность факторов производства между государствами. Страны Западной Европы всегда поддерживали торгово-экономическое сотрудничество, создавая благоприятные условия для перелива капиталов и передвижения рабочей силы.
Экономическая взаимосвязь стран СНГ сохранилась с периода распада СССР. Тесная взаимосвязь также предопределена территориальным расположением стран СНГ, общими границами, фактическим отсутствием языкового барьера. Это способствует высокой мобильности всех факторов производства. В последние годы возросли объемы взаимной торговли, и резко усилились трансграничные миграционные потоки.
В вопросе экономической взаимосвязи страны СНГ оказались в более выгодном положении, нежели страны Западной Европы. Во-первых, не надо было налаживать связи с нуля, так как сохранились экономические связи СССР, сформировавшиеся в течение десятилетий. Во-вторых, фактор языка имеет положительное действие в интеграционном процессе.
В феврале 2003 г. на первом международном экономическом форуме ЕврАзЭС было предложено к 2011 г. перейти на единую валюту.
По мнению специалистов, переход к единой валюте позволит России дополнительно увеличить объем ВВП примерно на 2 %, остальным странам-участницам — до 4 % [1].
Кроме того, введение рубля как единой валюты сначала на территории ЕврАзЭС, а в дальнейшем на всей территории стран СНГ позволит приблизить перспективу полной конвертируемости рубля, открыть перед рублем возможность стать средством международных расчетов уже в ближайшие годы. В России и Белоруссии единая валюта уже с 2006 г. [1].
60 -
Также следует отметить, что рублевый рынок сегодня невелик. Устойчивость же любой национальной валюты зависит от сферы ее обращения, и если мы не будем расширять сферу обращения рубля, делая его по возможности инструментом внешнеэкономических операций, рубль исчезнет за ненадобностью. Поэтому следует стремиться расширить сферу обращения рубля и бороться за расширение сферы его дальнейшего применения. Как у страны, где действует ряд экономических субъектов, активно участвующих в мировом рынке, у нас для этого достаточно средств.
Проведенный сравнительный анализ и приведенные доводы позволяют сделать вывод, что создание единого валютного пространства на территории СНГ, а в дальнейшем переход к единой валюте — неизбежный процесс, так как это позволит ограничить колебания курсов национальных валют, будет способствовать развитию торговых и экономических отношений, содействовать эффективному передвижению капитала между странами и обеспечит экономическое развитие в целом.
Страна получает выигрыш во внешней торговле, поскольку интеграция как минимум устранит колебания обменного курса и валютный риск, а как максимум — трансакционные издержки, связанные с конвертацией национальных валют.
Максимальная привлекательность валютная интеграция имеет для стран ЕврАзЭС — России, Беларуси, Казахстана, а также Украины и Молдовы: они в наибольшей степени готовы к образованию валютной зоны с участием России в роли «якорной» страны. Меньшую привлекательность интеграция имеет для Кыргызстана, Армении, Грузии, Азербайджана и Таджикистана: они в относительно меньшей степени готовы к переходу на российский рубль.
Валютная интеграция может пройти в два этапа. На первом этапе будет образовано ядро единой зоны. После ее создания преимущества интеграции для стран с меньшей степенью готовности к объединению возрастут — они смогут стать участниками второго этапа интеграции.
В пользу интеграционного процесса говорит желание стран СНГ вступить во Всемирную торговую организацию (ВТО). Желание это обусловлено прекращением действия около 150 антидемпинговых процессов, ведущихся против стран СНГ, увеличением притока иностранных инвестиций и возрастанием благосостояния. Кроме того, важным положительным фактором для участников внешнеэкономического рынка при вступлении в ВТО будет стабилизация и унификация законодательства, пе-
реход к международным правилам, доступ на новые рынки и ослабление отраслевого и регионального лоббирования новых законов.
Но проблема заключается в том, что ни одна из стран СНГ на современном этапе развития экономики не может конкурировать с развитыми странами-членами ВТО. Это видно на примере уже вступивших в ВТО стран СНГ. Так, объем торговли Киргизии с третьими странами снизился в 2000 г. на 5,9 %. В Грузии отмечается как общий спад промышленного производства, так и снижение объемов торговли с зарубежными странами на 32 % [2].
Члены ВТО, осознавая слабость развития экономик стран СНГ, выдвигают неприемлемые условия вступления в ВТО, такие как принятие западных стандартов трудовых соглашений со всеми вытекающими последствиями для стоимости рабочей силы и потенциальной конкурентоспособности экспортной продукции стран третьего мира; выравнивание внутренних и внешних энергетических тарифов. Между тем у стран СНГ в сырьевой отрасли большое естественное преимущество: при населении в 6 % от общемирового в них сосредоточенно 40 % мировой минерально-сырьевой базы, в том числе подтвержденных мировых запасов газа — 40 %, нефти — 17 %.
При вступлении в ВТО одной из наиболее незащищенных отраслей экономики окажется финансовый сектор в целом, в частности, банковский. Так, для российской банковской системы характерна низкая капитализация, чрезмерная концентрация капитала и неготовность большей части российских банков к конкуренции с иностранными кредитными организациями. На сегодняшний день введен единый минимальный размер капитала для российских и зарубежных банков — 5 млн евро. Это сумма практически ничего не значит для западных банков, в то время как для большинства российских банков, особенно региональных, она «неподъемно» велика. Тем самым российские банки изначально ставятся в неравные конкурентные условия.
Кроме того, в отечественной банковской системе наблюдаются диспропорции в концентрации капитала. Достаточно сказать, что 84 % активов и капиталов всей банковской системы сосредоточены в Москве и Московской области. «Скопление» ресурсов в ограниченном числе кредитных организаций влечет за собой общий рост рисков банковской системы и снижение ее устойчивости.
Иностранные банки в случае доминирования будут диктовать процентную политику на российском банковском рынке за счет привлечения
дешевых средств с мирового рынка капитала, осуществления международных расчетов по экспортно-импортным контрактам, а также по операциям, связанным с движением капитала, вследствие чего возможности государства использовать механизмы перераспределения средств в социальные и жизненно важные отрасли ограничиваются.
Такая же ситуация на финансовых рынках существует и в остальных странах СНГ. Вступление в ВТО без введения соответствующих защитных мер может обернуться крахом всей кредитно-финансовой системы стран и потерей банковской системы. Чрезмерная либерализация доступа может привести к доминированию иностранных банков на отдельных сегментах финансового рынка либо на всем рынке. Как это и случилось в странах Восточной Европы, где доля иностранного банковского капитала составляет 60—80 %.
В целом основными преимуществами, которые постсоветские страны могли бы получить от финансовой интеграции, заключаются в следующем.
1. Стимулирование развития финансовых рынков за счет увеличения их ликвидности, расширения набора доступных финансовых инструментов и введения более эффективных правил деятельности на финансовых рынках.
В настоящее время финансовые рынки большинства стран СНГ развиты слабо (табл. 1).
Таблица 1 Капитализация фондового рынка (в процентах от ВВП, на конец года) 1
Страна Год
1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005
Азербайджан 0 3,0 3,6 - - - -
Армения 1,3 1,3 1,2 1 1 0,5 0,9
Белоруссия 3,4 4,1 2,9 - - - -
Грузия - 0,8 2,9 2,9 5,3 3,8 5,5
Казахстан 15,5 7,5 5,6 5,5 7,7 8,7 18,9
Киргизия 0,4 0,3 0,3 0,5 1,6 1,5 1,7
Молдавия 32,3 30,3 24,1 24,4 24,7 22,4 -
Россия 41,2 15,3 26 36,6 51,1 44,6 71,9
Узбекистан 1,9 1 0,6 0,4 0,2 0 0,3
Украина 4,5 6 3,6 7,5 8,7 18,1 31,3
Источники: Доклад о процессе перехода за банк реконструкции и развития, 2006; Доклад за 2006 г. Европейский банк реконструкции и
2005 г. Европейский о процессе перехода развития, 2006.
За исключением России, Украины и Казахстана, фондовые рынки остальных стран находятся в зачаточном состоянии. Таким образом, с одной
1 Рыночная стоимость всех котирующихся на фондовом рынке акций, рассчитанная путем умножения их курса на количество акций в обращении.
стороны, существует возможность за счет создания интегрированного рынка увеличить ликвидность национальных рынков. С другой стороны, проблемы, испытываемые странами с относительно более развитыми и менее развитыми рынками, различны.
2. Содействие экономическому росту посредством нескольких каналов:
• более эффективной трансформации сбережений в инвестиции;
• перераспределения рисков;
• поощрения конкуренции (путем трансграничного проникновения финансовых структур из одних стран на рынки других стран);
• снижения трансакционных издержек.
3. Обеспечение стабильности финансовой системы за счет того, что единый финансовый рынок более устойчив к внешним потрясениям в силу большей глубины и ликвидности.
Действие этих преимуществ зависит от достигнутого уровня фактической интеграции. В настоящее время ряд факторов оказывают положительное влияние в этом направлении, хотя и с некоторыми оговорками:
1) практически во всех странах СНГ идет процесс валютной либерализации, направленный главным образом на снятие ограничений по операциям с капиталом2. Этот процесс происходит в форме снятия ограничений по отношению ко всем странам без преференциальной либерализации по отношению к постсоветским странам. В результате открываются дополнительные возможности для перемещения капитала между странами СНГ, но еще в большей степени — для проникновения в эти страны капитала из третьих стран;
2) растет присутствие игроков из одних стран СНГ на финансовых рынках других стран. В основном это расширение присутствия российских и казахских финансовых институтов на рынках остальных стран СНГ. При этом для России основным объектом финансовой экспансии стала Украина, а для Казахстана — Россия и соседний Кыргызстан. Ограничено проникновение финансовых институтов из стран СНГ в Беларусь и Узбекистан в силу значительной роли государства в финансовой системе этих стран.
2 Ограничения по текущим операциям в основном были сняты в большинстве стран в 1990-е годы.
Но, как и в случае с потоками капитала, среди иностранных участников в финансовой системе стран СНГ участники из соседних стран не играют решающей роли. Исключение составляет лишь значительное присутствие казахских банков в банковской системе Кыргызстана. Показателен в этом отношении пример Украины. В 2005—2006 гг. три из пяти крупнейших банков страны были приобретены европейскими банками, тогда как российский «Внешторгбанк» купил лишь средний по размерам банк «Мрия».
Таким образом, Россия в своем стремлении консолидировать финансовые рынки стран СНГ сейчас сталкивается с острой конкуренцией других стран, прежде всего европейских.
С учетом всего сказанного преимущества от участия в валютной зоне представляют собой некий внешний эффект, проявляющийся в нескольких формах.
Во-первых, участие в валютной зоне означает, что страна — член зоны привязывает свою валюту к определенной группе товаров, которые наиболее характерны для данной зоны. Таким образом, если страна в соответствии с критериями оптимальности принимает решение войти в валютную зону, то она осуществляет финансовую и, возможно, макроэкономическую стабилизацию на базе товарных потоков.
Во-вторых, валютная зона с глубоко интегрированными финансовыми рынками снижает внутренний риск посредством его разделения между участниками зоны. Соответственно, уменьшается потребность в валютных резервах, а спекулятивные потоки могут сократиться до минимальных величин.
Наконец, в валютной зоне межрегиональный платежный дисбаланс немедленно возмещается притоком капитала, который позволит регионам с дефицитом платежного баланса устранить его за счет регионов с избытком ресурсов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Маренко Г. Единая валюта — это абсолютно реально //Финансовые известия. 2007, 24 марта.
2. Покровский В. Двуликий Янус. //Эксперт. 2001. № 41.
3. Приложение к журналу «Деньги и кредит». — 1994, вып. 3, с. 91.