да). Сбережения населения всегда готовы к валютным спекуляциям, что обычно приводит к снижению рублевой денежной массы и создает проблему ликвидности для банков-резидентов РФ. Соответственно, происходит снижение кредитования потребительских расходов и реального сектора. Иными словами, задействована часть факторов роста спроса на иностранные валюты.
Кроме этих предпосылок второй волны кризиса, в бюджете 2010 г. запланирован рост доходов Фонда национального благосостояния при одновременной возможности увеличения государственного внешнего долга до 63,3 млрд долларов США (министр финансов объявлял о планах получения иностранных кредитов на 18 млрд долларов). То есть МФ РФ планирует продолжить политику предоставления бюджету США дешевых денежных средств из бюджета России и, одновременно, привлечение более дорогих денег от иностранных банков для пополнения бюджета РФ.
Крупные финансовые вливания в банковский сектор позволили расширить кредитное предложение в экономике, но рост размеров кредита не делает общество богаче — кредиты надо возвращать. А если проценты по кредиту превосходят прирост доходов фирм и домохозяйств? Номинальный рост денежной массы и уровня монетизации экономики — это позитивный показатель, но реальные величины данных параметров говорят о том, что они почти не изменились. То есть экономика страны не имеет финансовой базы для расширенного воспроизводства. Переход развитых стран в режим экономии означает для России риск снижения спроса на экспортные това-
УДК 336.12:
Ключевые слова: муниципальное образование, формирование и исполнение местного бюджета, федеральные налоги, региональные налоги, местные налоги, неналоговые источники, законодательная база.
ры, соответственно, снижение их цены, снижение доходов госбюджета от экспорта и, снижение ВВП в целом.
В целом, констатируем, домохозяйства и бизнес в 2010 г. не имеют возможностей для роста потребления и инвестиций, механизм увеличения бюджетного дефицита для стимулирования совокупного спроса правительством не использован, а ситуация с чистым экспортом находится под контролем международных спекулянтов. Положительно повлиять на сложившуюся ситуацию могут программы адресной поддержки машиностроения, сельского хозяйства и объявленная программа инноваций при условии их финансового обеспечения за счет бюджета (в том числе за счет сокращения валютных накоплений). Например, обсуждаемый вопрос утилизации парка старых комбайнов, грузовых автомобилей и т.д. Но пока можно констатировать, что перспективы рецессии уже предопределены.
Библиографический список
1. Расков Н. Долговременные тенденции развития экономики / Н. Расков / / Экономист. — 2010. — № 5. — С. 27-39.
2. Сенчагов В. Способствует ли бюд-жет-2010 модернизации российской экономики? / В. Сенчагов // Вопросы экономики. — 2010. — № 2. — С. 26-38.
3. Селезнев А. О бюджетной политике в свете стратегии национальной безопасности / А. Селезнев // Экономист. — 2010. — № 5. — С. 6-18.
4. Мау В. Экономическая политика 2009 года: между кризисом и модернизацией / В. Мау // Вопросы экономики. — 2010. — № 2. — С. 4-25.
СА. Камша
Местный бюджет представляет собой форму образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год для исполнения расходных обязательств соответствующего муниципального образования [1]. В нем находят отра-
+ + +
351.713(571.15)
К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ БЮДЖЕТА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
98
Вестник Алтайского государственного аграрного университета № 12 (74), 2010
жение все экономические, социально-политические и организационные решения муниципальных органов власти в области вопросов местного значения.
Муниципальное образование г. Камень-на-Оби Алтайского края наделено статусом городского округа Законом Алтайского края от 7 ноября 2006 г. № 114-ЗС «О статусе и границах муниципального образования города Камень-на-Оби Алтайского края». Формирование, утверждение и исполнение местного бюджета осуществляют органы местного самоуправления: Каменская городская Дума; глава г. Камень-на-Оби; администрация г. Камень-на-Оби.
В качестве примера в таблице представлено формирование доходной и исполнение расходной части бюджета муниципального образования г. Камень-на-Оби за 2008 и 2009 гг.
Из расчетных данных таблицы следует, что формирование доходной части бюджета муниципального образования г. Ка-мень-на-Оби в 2008 г. выполнено на 91,4%, а в 2009 г. - на 95,6%. Местный бюджет является дотационным, так как в структуре доходов наибольший удельный вес приходится на безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы РФ — 70,2 и 68,8% соответственно. В динамике бюджетные доходы увеличились на 5%.
Исполнение бюджета по расходам муниципального образования г. Камень-на-Оби в 2008 г. составило 91,5%, а в 2009 г. — 92,4%. Основные средства сосредоточены в части расходов передаваемых на развитие образования (34,3 и 43% соответственно), ЖКХ (19,1 и 21,4%), здравоохранение (24,7 и 17,8%). В динамике бюджетные расходы увеличились на 1,8%.
В целом в бюджете муниципального образования г. Камень-на-Оби наблюдается превышение расходов над доходами, что ведет к возникновению дефицита бюджета и является обычной практикой для многих муниципальных образований. Однако положительной тенденцией является его уменьшение на 65%.
На уровне муниципального образования г. Камень-на-Оби первоочередной задачей местных органов власти является увеличение доходной части бюджета, где определяющими должны быть местные и закрепленные за местными органами самоуправления на долговременной основе федеральные и региональные налоги. Также должны быть созданы законода-
тельные условия для увеличения неналоговых источников местных бюджетов. Для обеспечения доходных образований расходными необходимо создать надежную собственную финансовую базу. К числу таких мероприятий могут быть отнесены следующие [2, 3].
1. Переход к налогообложению недвижимости взамен существующих налогов: «На имущество физических лиц», «земельного налога» и «налога на имущество организаций», при условии рыночной оценки недвижимости и зачислении данного налога по нормативу 100% в доходы местных бюджетов.
Целесообразно дифференцировать налог на недвижимость по следующим категориям: налог на застроенные участки, жилье, строения производственного назначения, лесные угодья, сельскохозяйственные угодья. Ставки этих налогов должна определяться местными органами власти при формировании бюджета на будущий год. Их величина не должна превышать законодательно установленного максимума.
2. В условиях бурного развития дачных поселков и садоводческих товариществ целесообразно создать условия для эффективного использования системы самообложения, представляющего собой форму добровольного участия граждан денежными средствами либо безвозмездным трудом в мероприятиях местного характера по социально-культурному благоустройству территории, созданию инфраструктуры, ремонту коммуникаций и т.д.
3. Не полностью использованным источником формирования доходного потенциала органов местного самофинансирования являются неналоговые платежи за пользование природными ресурсами. Отсутствие методики оценки права пользования недрами приводит к установлению произвольного и экономически необоснованного размера разового платежа за право пользования недрами, в том числе и по месторождениям общераспространенных полезных ископаемых. В связи с этим на федеральном уровне должны быть разработаны методические указания по оценке права пользования участками недр как регионального, так и местного значения, носящие рекомендательный характер, в частности, касающийся месторождений общераспространенных полезных ископаемых.
о о
Состав и структура бюджета муниципального образования г. Камень-на-Оби за 2008-2009 гг.
Таблица
о
Г) ■<
и
о/ тз п ч
л
ф
Z Z
О
73 о/ 73 z О
z
Z а
Ф 73 п z
Z
ю
Показатели 2008 г. 2009 г. Динамика к предыдущему году, %
план, тыс. руб. факт, тыс. руб. выполнено, % структура бюджета, % план, тыс. руб. факт, тыс. руб. выполнено, % структура бюджета, %
Доходы
1. Налоговые доходы 111652,5 112658,0 100,9 24,7 121847,6 116942,6 96,0 24,4 103,8
2. Неналоговые доходы 64092,7 22649,7 35,3 5,0 40670,2 32290,4 79,4 6,7 142,6
3. Безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы РФ 322723,4 320500,0 99,3 70,2 336163,0 329857,8 98,1 68,8 102,9
3.1. Дотации 90881,2 90881,2 100,0 19,9 90681,0 90681,0 100 18,9 99,8
3.2. Субсидии 111988,8 111916,0 99,7 24,5 108905,5 107982,0 99,1 22,5 96,5
3.3. Субвенции 113708,2 111564,0 98,1 24,4 128203,5 127260,2 99,3 26,5 114,1
3.4. Иные межбюджетные трансферты 6145,2 6138,8 98,1 1,3 3808,3 3760,1 98,7 0,8 61,2
4. Прочие безвозмездные поступления от иных организаций 638,1 638,1 100 0,1 4564,6 174,5 38,2 0,04 27,3
Всего доходов 499106,7 456445,8 91,4 100 501155,4 479265,3 95,6 100 105,0
Расходы
1. Общегосударственные 60969,8 55390,7 90,8 11,9 36967,9 35318,9 95,5 7,3 63,8
2. Национальная безопасность и правоохранительная деятельность 1253,4 1170,5 93,4 0,2 1075,8 979,8 91,1 0,2 83,7
3. Национальная экономика 4769,5 3298,0 69,1 0,7 2374,0 1388,7 58,5 0,3 42,1
4. ЖКХ 94840,5 91130,9 96,1 19,1 117299,8 104361,8 89,0 21,4 114,5
5. Охрана окружающей среды 60,0 20,0 33,3 0,004 - - - - -
6. Образование 182819,7 163878,1 89,6 34,3 219501,3 209218,4 95,3 43 127,7
7. Культура 18605,8 17077,1 91,8 3,6 19221,6 17540,6 91,3 3,6 102,7
8. Здравоохранение 124527,7 118283,5 95,0 24,7 97764,3 86473,7 88,5 17,8 73,1
9. Социальная политика 34995,9 28018,2 80,1 5,9 32808,8 31569,3 96,2 6,5 112,7
Всего расходов 522842,3 478267,0 91,5 100 527013,5 486851,2 92,4 100 101,8
Дефицит - 21821,2 - - - 7585,9 - - 34,8
Ш X
О
X
О Z х
X >
> X
4. Целесообразно отчисления от федеральных и регулирующих региональных налогов перевести в категорию соответствующих местных налогов либо законодательно закрепить соответствующий процент отчислений от налога на доходы граждан, налога на прибыль предприятий, ряда акцизов, НДС и НДПИ в бюджеты местных органов самоуправления. При этом должен использоваться принцип единства взимания и использования налоговых доходов для данного территориального сообщества, что позволит преодолеть оторванность при формировании бюджетов органов местного самоуправления от реальной налоговой базы данного территориального образования и значительно повысит экономическую самостоятельность муниципальных образований.
5. По разным оценкам от 10 до 25% организаций применяют «конвертную» схему выплаты заработной платы. Для получения дополнительных доходов от НДФЛ необходимо усилить правовую базу, что приведет к ужесточению мер наказания и повышению ответственности руководителей предприятий.
6. Расширение состава затрат, относимых на себестоимость, приводит к минимизации налогооблагаемой прибыли, а, следовательно, к уходу от уплаты налога на прибыль. Налоговыми органами должен быть установлен жесткий контроль за соблюдением законодательства в данной сфере, обеспечивающий объективное формирование налогооблагаемой прибыли, а для проведения этой работы необходимо наделить их реальными полномочиями.
7. Единый налог на вмененный доход в объеме доходов городских бюджетов составляет менее 30%. Для увеличения объемов поступлений от этого налога также существуют резервы. Поскольку 90% налога зачисляется в местные бюджеты, то муниципалитеты заинтересованы в увеличении размеров поступающих сумм и имеют возможность стимулировать предпринимательскую активность путем установления значений корректирующего коэффициента К2.
8. В настоящее время в оплату коммунальных услуг входят платежи на капитальный ремонт жилья, которые зачастую используются не по назначению.
Так как муниципальное и приватизированное жилье находится в ветхом состоя-
нии, целесообразно ввести местный налог «на ветхое жилье», что увеличит доходную базу местного бюджета.
9. Земельный налог составляет значительную часть доходов местного бюджета, поэтому особое значение имеет его планирование и прогнозирование. Основная проблема состоит во множестве поставщиков и неоднозначности информации, передаваемой в налоговые органы для определения земельного налога. Необходимо выработать единое задание на разработку программ по учету земель. Для решения этой проблемы Правительству РФ необходимо выработать общую концепцию формирования сведений о земельных участках и установить жесткий контроль за правильностью их предоставления.
10. На сегодняшний день недобросовестная уплата транспортного налога приводит к весовым потерям местного бюджета. Уведомления налоговых органов зачастую не доходят до фактического места проживания налогоплательщика. Желательно оплату транспортного налога включить в перечень документов для прохождения технического осмотра, при регистрации транспортного средства вносить в базу данных ИНН плательщика, обязать налоговые органы и органы ГИБДД регулярно осуществлять сверку имеющихся данных.
Таким образом, только путем совершенствования законодательной базы можно получать дополнительно денежные средства в городской бюджет. Прибавка в этом случае ждет и региональный и федеральный бюджеты. Это говорит о том, что надо не «перетягивать на себя бюджетное одеяло», а активизировать деятельность по мобилизации имеющихся резервов.
Библиографический список
1. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ // СПС Кодекс.
2. Поляк Г.Б. Финансы: учебник / Г.Б. Поляк. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ, 2008. — 675 с.
3. Домбровский А.Н. Резервы доходов и эффективность расходов местных бюджетов / А.Н. Домбровский / / Финансы. — 2008. — № 4.
+ + +