Научная статья на тему 'Проблемные вопросы формирования финансовой базы муниципальных образований'

Проблемные вопросы формирования финансовой базы муниципальных образований Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
176
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕСТНЫЙ БЮДЖЕТ / НАЛОГОВЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ / СОБСТВЕННЫЕ ДОХОДЫ / МЕСТНЫЕ НАЛОГИ / СТРУКТУРА ДОХОДОВ / МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Родюков С.В.

В статье рассматривается современное состояние формирования доходной базы городских округов в рамках реализации федерального закона об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации. Проведен анализ структуры собственных доходных источников, закрепленных за местными бюджетами, на примере бюджета наукограда г. Мичуринска Тамбовской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемные вопросы формирования финансовой базы муниципальных образований»

УДК 336.1:352

проблемные вопросы формирования финансовой базы муниципальных образований

с. В. родюков,

начальник финансового управления администрации г. Мичуринска E-maП: rodukovs@rambler. ш

В статье рассматривается современное состояние формирования доходной базы городских округов в рамках реализации федерального закона об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации. Проведен анализ структуры собственных доходных источников, закрепленных за местными бюджетами, на примере бюджета наукограда г. Мичуринска Тамбовской области.

Ключевые слова: местный бюджет, налоговые поступления, собственные доходы, местные налоги, структура доходов, муниципальное образование.

В России фактически завершается реформа органов местного самоуправления. Законодательством в целом определены виды муниципальных образований, их полномочия в части расходования бюджетных средств, установлены доходные источники. Реформирование предусматривало цель -

достижение соответствия расходных обязательств и доходных полномочий муниципалитетов. Для этого были внесены изменения в бюджетное и налоговое законодательство и более чем в 200 федеральных законодательных актов. Однако уточнение положений законодательства продолжается до сегодняшнего дня.

Экономическая основа органов местного самоуправления определена в законодательстве как имущество, находящееся в муниципальной собственности, и средства местного бюджета. При этом закрепленные за местными бюджетами налоги и сборы являются собственными доходами и должны обеспечивать финансовую самостоятельность местного самоуправления. На сегодняшний день к таким доходам отнесены два налога - земельный и налог на имущество физических лиц. Значение местных налогов для бюджета г. Мичуринска наглядно видно из табл. 1.

Таблица 1

Состав и структура собственных доходов г. Мичуринска Тамбовской области в 2011 г. и прогноз на 2012 г., млн руб.

Показатель 2011 2012 (прогноз)

Сумма Удельный вес, % Сумма Удельный вес, °%

Местные налоги, всего 73,3 14,5 48,5 13,3

В том числе:

- налог на имущество физических лиц 2,4 0,5 10,5 2,9

- земельный налог 70,9 14,0 38,0 10,4

Отчисления от федеральных, региональных налогов и специальных налоговых режимов, всего 316,0 62,5 270,8 74,0

В том числе:

- налог на доходы физических лиц 251,3 49,7 220,5 60,3

- енвд 44,7 8,8 45,2 12,4

- прочие налоги 20,0 4,0 5,1 1,4

Неналоговые доходы 116,5 23,0 46,6 12,7

Итого... 505,8 100,0 365,9 100,0

Анализ данных табл. 1 показывает, что в 2011 г. в доходы бюджета города от земельного налога и налога на имущество физических лиц в совокупности поступило 73,3 млн руб. Их доля в структуре собственных доходов города составила 14,5 %. Причем на 2012 г. планируется снижение данного показателя до 13,3 %. По-прежнему основными доходными источниками при формировании местного бюджета остаются отчисления от федеральных налогов и специальных налоговых режимов. В частности, в 2011 г. в структуре собственных доходов города налог на доходы физических лиц и единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности составили 49,7 и 8,8 % соответственно. Причем в отношении данных источников также наблюдается снижение поступлений. Так, по налогу на доходы с физических лиц в связи с изменением федерального законодательства и снижением норматива зачисления данного доходного источника в бюджет г. Мичуринска (с 30 % в 2011 г. до 20 % в 2012 г.). Кроме того, прогнозируется снижение поступлений неналоговых доходов, что связано с

отменой зачисления в местный бюджет доходов от оказания платных услуг бюджетными учреждениями, а также штрафов за административные правонарушения в области дорожного движения.

Перераспределение доходных источников с 1 января 2012 г. между бюджетом города и Тамбовской области в связи с изменениями бюджетного законодательства и передачей ВЭД «Здравоохранение» в собственность субъекта Федерации привело к уменьшению доходной базы местного самоуправления более чем на 70 млн руб. (табл. 2).

Одновременно с этим, по данным учета межрайонной инспекции ФНС России № 9 по Тамбовской области, общие поступления налоговых доходов с территории города составили в 2011 г. 2 755,2 млн руб. Однако в местный бюджет поступило лишь 13,6 % от указанной суммы. Более наглядно это представлено в табл. 3.

Более наглядно эволюция распределения налоговых доходов с территории города мичуринска в период 2001-2011 гг. представлена на рис. 1.

Таблица 2

Потери бюджета г. Мичуринска в 2012 г. в связи с изменениями финансово-бюджетного законодательства, тыс. руб.

2012 (прогноз) Потери

Показатель Без учета изме- С учетом изме- бюджета (-),

нении законода- нении законо- дополнительные

тельства дательства средства (+)

Дополнительные доходы (высвободившиеся средства)

Налог на имущество физических лиц 2 154,7 10 500,0 +8 345,3

Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности 14 705,2 20 183,9 +5 478,7

Финансирование учреждений здравоохранения - - +77 985,1

Итого... - - +91 809,1

Потери бюджета (дополнительные расходы)

Снижение норматива отчисления налога на доходы физических 286 650 220 500 -66 150,0

лиц в бюджеты городских округов с 30 до 20 %

Государственная пошлина за государственную регистрацию 14 466,1 0,0 -14 466,1

транспортных средств

Денежные взыскания (штрафы) за административные 7 845,9 0,0 -7 845,9

правонарушения в области дорожного движения

Административные штрафы за нарушения, установленные законом области от 29.10.2003 № 155-З «Об административных 2 939,3 0,0 -2 939,3

правонарушениях в Тамбовской области»

Дотации бюджетам на поддержку мер по обеспечению 37 923,1 0,0 -37 923,1

сбалансированности бюджетов

Объем дополнительных расходов на повышение оплаты труда - - -21 375,6

с начислениями

Объем дополнительных расходов в связи с повышением цен - - -11 266,8

на коммунальные услуги

Потери бюджета города, всего - - -70 157,7

Итого... - - -161 966,8

Таблица 3

Распределение налоговых поступлений от г. Мичуринска Тамбовской области по уровням бюджетной системы в 2011 г., млн руб.

Вид бюджета Сумма Удельный вес, %

Федеральный бюджет 209,6 7,6

Территориальный бюджет 2 170,7 78,8

Местный бюджет 374,9 13,6

Итого... 2 755,2 100,0

100

30

60

40

20

0

2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011

Рис. 1. Структура распределения налоговых поступлений от г. Мичуринска Тамбовской области по уровням бюджетной системы в 2001-2011 гг., %: 1 - федеральный бюджет; 2 - бюджет субъекта РФ; 3 - местный бюджет

Таким образом, проведенные исследования показывают, что муниципальные образования не располагают реальными возможностями по формированию за счет собственных средств финансовой базы, способной обеспечить выполнение возложенных на них полномочий. Так, в 2011 г. объем собственных доходов бюджета г. Мичуринска составил

505,8 млн руб., в то время как объем расходов был равен 995,7 млн руб. (за счет собственных доходов бюджета было обеспечено всего лишь 50,8 % расходных полномочий, а остальные 49,2 % приходились на безвозмездные поступления).

Несмотря на это, город непрерывно - с начала действия Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» - обеспечивает устойчивый рост налоговых доходов в областной и местный бюджеты. Следует отметить, что город обеспечивает более высокий темп роста поступлений налоговых доходов в бюджет области (табл. 4).

Одновременно с этим наблюдается снижение общего объема безвозмездных перечислений, в том числе направляемых на реализацию переданных расходных обязательств (табл. 5).

Планомерная деятельность по оптимизации межбюджетного регулирования привела к тому, что в 2012 г. Мичуринск может за счет собственных и приравненных к ним средств обеспечить лишь выплату заработной платы и оплату коммунальных услуг бюджетных учреждений.

Анализ структуры расходов в разрезе операций сектора государственного управления бюджета города на 2012 г. приведен на рис. 2.

Из анализа данных рис. 1 видно, что расходы на оплату труда с начислениями и коммунальные

Таблица 4

Налоговые поступления с территории г. Мичуринска* в 2008-2011 гг., млн руб.

Показатель 2008 2009 2010 2011 Темпы роста, %

Налоги, поступившие в бюджет Тамбовской области 794,8 1 677,3 1 417,3 2 170,7 273

Налоги, поступившие в бюджет г Мичуринска 268,7 282,0 305,3 374,9 140

* По данным Межрайонной инспекции ФНС России № 9 по Тамбовской области.

Таблица 5

Динамика безвозмездных перечислений в бюджет г. Мичуринска в 2009-2011 гг. и прогноз на 2012 г., млн руб.

Показатель 2009 2010 2011 2012 (прогноз) Темп роста, снижения (+, -), %

Безвозмездные поступления на выполнение расходных обязательств города (дотации) 71,5 55,7 52,6 37,2 -48

Безвозмездные поступления, имеющие целевой характер использования (субвенции, субсидии) 656,6 292,1 407,2 308 -53

Рис. 2. Структура расходов бюджета г. Мичуринска в разрезе операций сектора государственного управления

за счет собственных доходов на 2012 г (прогноз), %: 1 - заработная плата с начислениями; 2 - коммунальные услуги; 3 - благоустройство; 4 - прочие расходы

услуги бюджетных учреждений в бюджете на 2012 г. составляли 79,6 % от собственных доходов. Данное положение ведет к отсутствию возможности финансировать в полном объеме расходы на текущее содержание бюджетных учреждений, а также проводить реализацию программы комплексного социально-экономического развития города.

Тем самым обеспечить полное выполнение полномочий, закрепленных Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», город в сложившихся условиях просто не в состоянии. С сожалением можно констатировать, что важнейшие вопросы коммунального хозяйства, благоустройства, содержания дорожной сети, молодежной политики, спорта, детства не могут быть реализованы в полной мере. Тем не менее город Мичуринск ищет возможности развиваться и поднимать для решения вопросы государственного значения.

Современное состояние финансов муниципалитетов характеризуется следующими основными проблемами - недостаточным уровнем собственных доходных источников и несовершенством системы межбюджетных регулирования. Финансовые ресурсы муниципалитетов должны соответствовать задачам, выполняемым органами местного само-

управления. В целях укрепления доходов местных бюджетов считаем необходимым осуществить следующие мероприятия:

• увеличить с 20 до 45 % долю налога на доходы физических лиц, закрепленную на постоянной основе за бюджетами муниципальных образований;

• закрепить за органами местного самоуправления часть поступлений в размере не менее 5 % по налогу на прибыль организаций;

• транспортный налог перевезти в разряд местных налогов, а поступления направить на формирование муниципального дорожного фонда.

В конечном итоге необходимо сформировать такую модель межбюджетного выравнивания, при которой за местными бюджетами будет закреплено не менее 35-40 % налоговых доходов, собранных в муниципальном образовании. Реализация предложенных мероприятий позволит не только повысить финансовую самостоятельность местных бюджетов, но и будет способствовать укреплению экономического положения территорий.

В заключение следует отметить, что реформа местного самоуправления не дала желаемых результатов в части финансовой самодостаточности муниципального образования. Поэтому необходимо снижать зависимость местных бюджетов от финансовой помощи и стремиться к обеспечению их самостоятельности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Список литературы

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ.

2. Налоговый кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 146-ФЗ.

3. Об общих принципах организации ме стного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.