К вопросу о формировании антикризисной стратегии промышленного комплекса России в условиях нестабильной деловой среды
Забалуев Ю.И., аспирант, ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» (Финансовый университет). Zabaluev Y.I.
Научный руководитель: Чуб А. А., д.э.н., профессор кафедры «Стратегический и антикризисный менеджмент» Финансового университета при Правительстве Российской Федерации Chub A.A.
The formation of anti-crisis strategy of the industrial complex of Russia in conditions of the unstable
business environment
Аннотация: В статье рассмотрена проблема формирования антикризисной стратегии развития промышленного комплекса Российской Федерации в условиях санкционных ограничений и нестабильной деловой среды. На основе анализа теоретического материала по проблемам воздействия санкций на национальную экономику, исследования опыта Советского Союза по преодолению экономических блокад, а также изучения работ отечественных специалистов, концентрирующих внимание на оценке современной ситуации вокруг России, сделан вывод о возможности использования санкций в качестве механизма, стимулирующего процессы развития отечественной промышленности и импортозамещения. Предложены дополнительные меры по формированию антикризисной стратегии промышленного комплекса и адаптации действующих инструментов промышленной политики к условиям изменяющейся деловой среды.
Ключевые слова: антикризисная стратегия, промышленный комплекс, промышленная политика, нестабильная деловая среда, санкции, инструменты и механизмы реализации промышленной политики, адаптация.
Abstract: The article deals with the problem of the industrial complex of the Russian Federation in the conditions of sanctions restrictions and volatile business environment. Based on the analysis of theoretical material on the impact of sanctions on the economy, the research experience of the Soviet Union to overcome the economic blockades, as well as studying the work of Russian experts, focuses on the assessment of the current situation around Russia, concluded that the possibility of using sanctions as a means of stimulating the processes the development of domestic industry and import substitution. Propose additional measures to adapt existing instruments of industrial policy in a changing business environment.
Keywords: anti-crisis strategy, industrial complex, industrial policy, the unstable business environment, sanctions, tools and mechanisms for the implementation of industrial policy, adaptation.
Современные тенденции глобальных изменений в мировой политике обусловили необходимость серьезного пересмотра роли промышленного комплекса в обеспечении устойчивого экономического роста Российской Федерации и достижения страной лидирующих позиций на мировой арене. К сожалению, следует отметить, что в настоящее время имеет место серьезное технологическое отставание отечественной промышленности от уровня развитых стран. Так, по состоянию на конец 2014 года примерно половина валового внутреннего продукта (ВВП) России формировалась за счет экспорта сырья, при этом машиностроение, электроника и другие высокотехнологичные отрасли, являющиеся ведущими в западных странах, вносили в ВВП только 7-8 % [1].
Значимость разработки эффективной антикризисной стратегии по развитию отраслей промышленности как одна из ключевых задач государства еще более актуализировалась для России с введением санкций со стороны США и стран Евросоюза, наложенных в ответ на возвращение Крымского полуострова в состав Российской Федерации.
Против России были применены так называемые «секторальные санкции», представляющие собой введение ограничений на деятельность в отдельных отраслях. В частности, под данный вид санкций попали крупнейшие банки, предприятия энергетической и оборонной сферы. Помимо этого, со стороны европейских,
американских, японских, канадских и австралийских компаний было принято решение об ограничении поставок технологий, вооружения, полезных ископаемых и прочих товаров на российский рынок.
В связи со сложившейся ситуацией, наряду с реализацией оперативных мер антикризисного регулирования и адаптации действующих инструментов реализации промышленной политики, приоритетным направлением работы Правительства Российской Федерации стала реализация структурных реформ, направленных на диверсификацию экономики и создание условий для устойчивого экономического роста в среднесрочной перспективе. Указанные действия нашли свое отражение в новой редакции Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации [2].
В частности, Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 года № 328 была утверждена новая редакция государственной программы развития промышленности, целью которой является «создание в России конкурентоспособной, устойчивой, структурно сбалансированной промышленности, способной к эффективному саморазвитию на основе интеграции в мировую технологическую среду и разработке передовых промышленных технологий, нацеленной на формирование новых рынков инновационной продукции, эффективно решающей задачи обеспечения обороноспособности страны» [3].
Кроме этого, 31 декабря 2014 года был принят Федеральный закон № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации», где в качестве целей промышленной политики указаны:
1) формирование высокотехнологичной, конкурентоспособной промышленности, обеспечивающей переход экономики государства от экспортно-сырьевого типа развития к инновационному типу развития;
2) обеспечение обороны страны и безопасности государства;
3) обеспечение занятости населения и повышение уровня жизни граждан Российской Федерации. К основным задачам промышленной политики отнесены:
1) создание и развитие современной промышленной инфраструктуры, инфраструктуры поддержки деятельности в сфере промышленности, соответствующих целям и задачам, определенным документами стратегического планирования на федеральном уровне;
2) создание конкурентных условий осуществления деятельности в сфере промышленности по сравнению с условиями осуществления указанной деятельности на территориях иностранных государств;
3) стимулирование субъектов деятельности в сфере промышленности - осуществлять внедрение результатов интеллектуальной деятельности и освоение производства инновационной промышленной продукции;
4) стимулирование субъектов деятельности в сфере промышленности - рационально и эффективно использовать материальные, финансовые, трудовые и природные ресурсы, обеспечивать повышение производительности труда, внедрение импортозамещающих, ресурсосберегающих и экологически безопасных технологий;
5) увеличение выпуска продукции с высокой долей добавленной стоимости и поддержка экспорта такой продукции;
6) поддержка технологического перевооружения субъектов деятельности в сфере промышленности, модернизация основных производственных фондов, исходя из темпов, опережающих их старение;
7) снижение риска чрезвычайных ситуаций техногенного характера на объектах промышленной инфраструктуры;
8) обеспечение технологической независимости национальной экономики [4].
Схема реализации целей и задач промышленной политики в соответствии с требованиями Федерального закона от 31.12.2014 № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации» представлена на рис. 1.
В целях оценки воздействия санкций на процессы развития отечественной промышленности, а также формирования предложений по разработке дополнительных мер адаптации инструментов промышленной политики к условиям нестабильной деловой среды нами был проведен анализ следующих моментов.
Во-первых, рассмотрены теоретические аспекты эффектов воздействия санкций на экономическую ситуацию в стране.
В результате было установлено, что в кратко- и среднесрочном периодах самыми опасными являются санкции, направленные на финансовый сектор. В частности, таковыми оказались ограничения на внешние заимствования российских эмитентов. Теоретически российские банки и компании могли бы найти альтернативных кредиторов, однако на практике, в условиях глобализации финансовой системы, подобные действия оказались невозможными. Результатом действия санкционных ограничений стало усиление оттока капитала, и только радикальные действия и применение резервного фонда позволили Банку России взять ситуацию на финансовом рынке под контроль.
Адаптация к подобным негативным факторам требует выбора стратегии, которая направлена на:
- увеличение чистого притока частного капитала по другим каналам;
- расходование валютных резервов ЦБ;
- увеличение счета текущих операций [5].
Следующую группу составляют эффекты, воздействие которых проявляется в средне- и долгосрочном периодах - это ограничение доступа к некоторым ключевым технологиям, которые в перспективе ведут к технологическому отставанию в этих секторах. Для нашей страны, по мнению М. Бескаравайных, под действие данных эффектов попадает, например, отрасль нефтедобычи. Автор полагает, что отечественная нефтегазовая промышленность не способна на сегодняшний день заменить компоненты, необходимые для производства, и в данном секторе необходим новый поставщик [6].
МЕХАНИЗМ реализации целей и задач промышленной политики в РФ
субъекты управления реализацией ПП
-органы государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, местного самоуправления;
-Счетная палата Российской Федерации; - субъекты деятельности в сфере промышленности, организации в состав инфраструктуры. (ст.5)
}......-
правовое регулирование и нормативная поддержка информационно-консультационная поддержка
финансовая поддержка
-Конституция РФ; -создание государственной информационной системы -ФЗ «О промышленной политике в РФ»; промышленности; -федеральными законами, регулирующими отношения в сфере -финансирование издания и (или) ведения каталогов, промышленной политики в отдельных отраслях экономики; справочников, бюллетеней, баз данных, сайтов, содержащих -иными нормативными правовыми актами РФ; экономическую, правовую, производственно--законами и иными нормативными правовыми актами технологическую информацию; субъектов РФ, регулирующими отношения в сфере - организация проведения выставок, ярмарок, конференций-промышленной политики -субсидии на финансирование создания или модернизации промышленной инфраструктуры, на освоение производства промышленной продукции, научно-техническую и инновационную деятельность из федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов при использовании конкурсных механизмов; -налоговые льготы в соответствии с законодательством о налогах и сборах
объекты управления
юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в сфере промышленности РФ
предоставление финансовой поддержки субъектов деятельности в сфере промышленности через государственные фонды развития промышленности
методы и инструменты механизма реализации ПП
-стимулирования инновационной деятельности в хозяйственных обществах с государственным участием; - стимулирование спроса на инновационную продукцию; - стимулирование деятельности по созданию или освоению производства промышленной продукции путем внедрения в производство результатов интеллектуальной деятельности, относящихся к приоритетным направлениям развития науки, техники и технологий или критическим технологиям; -стимулирование деятельности по использованию наилучших доступных технологий в промышленном производстве
объекты промышленной инфраструктуры ,
предназначенные для создания или модернизации промышленного производства
-индустриальные (промышленные) парки; -промышленные кластеры
особая мера стимулирования
специальный инвестиционный контракт
Рис. 1. Механизм реализации целей и задач промышленной политики в РФ
электронный научно-экономический журнал
Таким образом, совместное действие рассмотренных выше эффектов приводит к изменению значений практически всех макроэкономических показателей: обменного курса, цен, инвестиций, процентных ставок, производства и т.д., а указанные изменения негативным образом сказываются на развитии национального промышленного комплекса.
Во-вторых, был изучен опыт Советского Союза, который начиная с 1929 года на протяжении многих лет успешно противодействовал различным формам санкционных ограничений, таких, как: введение эмбарго на ввоз во многие западные страны всех советских товаров, запрет на прием золота в европейских банках и др. В результате установлено, что основой успеха СССР являлись три базовых компонента: образование, наука, инженерный корпус. В целом, следует отметить, что система государственного управления инновационной деятельностью, созданная в СССР, показала свою высочайшую эффективность. Стратегическое планирование, возможность концентрировать ресурсы на критических направлениях, действенный координационный механизм позволили осуществить масштабный инновационный прорыв. Представляется, что указанный опыт может быть использован в современной ситуации.
В-третьих, были изучены позиции отечественных ученых (Н. Акиндиновой, А. Городецкого, Е. Гурвича, С. Глазьева, А. Тюфановой и др.), рассматривающих в своих работах проблему современных санкций и их влияния на экономику РФ. В результате мы солидаризируемся с точной зрения тех специалистов, которые полагают, что неблагоприятные изменения во внешней деловой среде являются источником возможностей для обеспечения устойчивого роста, в том числе национального промышленного комплекса.
Так, по мнению А. Тюфановой, российской экономике необходим уклон на политику импортозамещения и стимулирования внутреннего потребления. «Импортозамещение представляет собой тип экономической стратегии и промышленной политики государства, направленный на защиту внутреннего производителя путем замещения импортируемых промышленных товаров товарами национального производства. Результатом импортозамещения должно стать повышение конкурентоспособности отечественной продукции по средствам стимулирования технологической модернизации производства, повышения его эффективности и освоение новых конкурентоспособных видов продукции с относительно высокой добавленной стоимостью» [7].
Схожей позиции придерживается А. Городецкий, считающий необходимым и единственным, а также наиболее приоритетным шагом для государственной политики поворот к импортозамещению. В качестве основы для решения данной проблемы автор видит развитие государственно-частных партнерств [8].
На основе проведенного анализа представляется целесообразным выделить следующие механизмы адаптации инструментов промышленной политики в условиях нестабильной деловой среды (табл. 1).
Таблица 1
Инструменты промышленной политики и механизмы ее реализации
Инструменты промышленной политики Механизмы адаптации и реализации
Стимулирование внутреннего потребления Государственные закупки продукции отечественных предприятий. Льготное кредитование покупателей продукции отечественных предприятий. Субсидирование покупателей продукции отечественных предприятий
Регулирование импорта (импортозамещение) Введение таможенных пошлин и квот на импорт. Нетарифное регулирование импорта, технологические барьеры. Содействие в локализации производства импортной готовой продукции на национальных мощностях
Стимулирование и поддержка экспорта Страховое обеспечение поставок на экспорт. Кредитная поддержка поставок на экспорт. Содействие в поиске партнеров за рубежом. Политическая поддержка крупных зарубежных контрактов. Налоговые льготы по экспортируемой продукции, упрощенные таможенные процедуры
Стимулирование технологического Создание условий для развития инновационной деятельности.
электронный научно-экономический журнал
развития Содействие продвижению продукции высокотехнологичных отраслей промышленности. Ресурсное обеспечение инновационно-технологического развития
Государственно-частное партнерство Концессионные соглашения. Системы краткосрочных и долгосрочных контрактов. Соглашения о разделе продукции. Арендные и лизинговые соглашения. Совместные предприятия
Поддержка развития межотраслевых территориально-производственных комплексов (кластеров) Организационная и финансовая поддержка формирования и развития кластеров. Организация сотрудничества между образовательными и научными учреждениями, производителями и отраслевыми организациями
Прямая государственная поддержка инвестиций Предоставление возвратных инвестиций. Предоставление безвозвратных инвестиций. Субсидирование процентной ставки или затрат, снижение требований к депозиту, иные преференции
Налоговые инвестиционные стимулы Выведение из-под налогообложения отдельных объектов. Уменьшение налогооблагаемой базы. Льготы (уменьшение налоговой ставки или суммы налога)
Материал, изложенный в настоящей статье позволяет сделать следующие выводы:
1. Эффективность санкционных действий определяется угрозой или реальным ущербом экономике страны. Чем более устойчива и развита экономика, тем выше ее самообеспеченность. В то же время степень влияния санкций на экономические процессы во многом зависит от уровня адаптационной гибкости инструментов реализации промышленной, монетарной и других видов политики к негативным внешним воздействиям.
2. В настоящее время Российская Федерация остается уязвимой к воздействию санкций ввиду серьезного технологического отставания отечественной промышленности от развитых стран.
3. В целях решения данной проблемы необходимо:
- сделать упор на развитие высокотехнологических отраслей и инновационного сектора экономики, которые должны стать концентрацией интересов всех субъектов экономики;
- повысить роль человеческого капитала. Система среднего и высшего образования должна претерпеть глобальные реформы и встать на один уровень с ведущими странами. Выпускники технических вузов должны быть востребованы во многих странах как специалисты самого высочайшего класса, так же как это было в СССР;
- сформировать эффективную антикризисную стратегию, способную быстро и адекватно реагировать на изменения деловой среды. Данная стратегия должна быть направлена на поддержку отечественного бизнеса, стимулирование научно-технического прогресса, подготовку всей инфраструктуры функционирования экономики без импортных компонентов.
- повысить адаптационную гибкость действующих инструментов промышленной политики. Представляется, что данное направление нуждается в серьезной дополнительной проработке, которую автор настоящей статьи видит в качестве проблематики своей диссертационной работы. На данном этапе в качестве магистральных направлений исследований можно выделить: изучение отечественного и зарубежного опыта в сфере формирования и реализации промышленной политики, а также механизмов адаптации инструментов ее реализации к условиям изменяющейся деловой среды; классификацию факторов деловой среды и выявление тех из них, воздействие которых актуально для российской экономики; разработку методики оценки воздействия факторов нестабильной деловой среды на эффективность инструментов реализации промышленной политики; формирование предложений по повышению адаптационной гибкости инструментов реализации промышленной политики.
По нашему мнению, успешное выполнение приведенного перечня задач необходимо для снижения степени воздействия санкций, а также достижения долгосрочных целей устойчивого социально-экономического
СТРАТЕГИИ БИЗНЕСА
анализ | прогноз | управление
электронный научно-экономический журнал
развития Российской Федерации. Это позволит придать дополнительный импульс модернизации и диверсификации российской экономики, снизит ее зависимость от внешней конъюнктуры, в первую очередь от цен на углеводородное сырье. Указанные меры призваны сделать продукцию российских промышленных предприятий конкурентоспособной и востребованной на мировых рынках. Осуществление программы развития промышленности и повышения ее конкурентоспособности будет также обладать значительным мультипликативным эффектом для смежных отраслей экономики. В частности, можно ожидать возникновения дополнительных стимулов для развития сферы НИОКР, коммерциализации новых технологий, для осуществления инфраструктурных проектов, для развития системы образования, а также для сферы услуг.
№ 10(18)2015
Список литературы
1. Заключение от 10 октября 2014 г. № ЗСП-367/16-10 Счетной палаты Российской Федерации на проект Федерального закона «О федеральном бюджете на 2015 год, плановый период 2016 и 2017 годов» [Электронный ресурс] - URL.:
http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?base=PRJ;frame=29989;n=131225;req=doc (дата обращения 11.11.2015).
2. О государственной программе Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности»: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 19.06.2013 № 997-р // Собрание законодательства Российской Федерации. 01.07.2013. №26. ст.3360. [Электронный ресурс] -URL.: http://www.rg.ru/2013/07/01/prom-site-dok.html (дата обращения 13.10.2015).
3. Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 328 г. Москва "Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» [Электронный ресурс] - URL.: http://www.rg.ru/2014/04/24/prom-site-dok.html (дата обращения 25.10.2015).
4. О промышленной политике в Российской Федерации [электронный ресурс]: Федеральный закон от 31.12.2014 № 488-ФЗ (в ред. Федерального закона от 13.07.2015 N 216-ФЗ). Доступ из справ. -правовой системы «КонсультантПлюс».
5. Доклад группы ведущих экономических экспертов под руководством Натальи Акиндиновой и Евсея Гурвича [Электронный ресурс] - URL.: http://polit.ru/article/2014/12/25/russian_economy/ (дата обращения 31.10.2015).
6. Влияние экономических санкций на российскую нефтегазовую промышленность [Электронный ресурс] -URL.: http://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-ekonomicheskih-sanktsiy-na-deyatelnost-firm-v-rossii (дата обращения 21.10.2015).
7. Тюфанова А.П. Экономическое состояние России под действием финансово- экономических санкций [Электронный ресурс] - URL.: http://www.scienceforum.ru/2015/pdf/15273.pdf (дата обращения 07.11.2015).
8. Городецкий А.Е. Экономическая безопасность в условиях санкционных войн -Монография - 2015 - c.4-23.