Научная статья на тему 'К вопросу о форме правления в современной России: теоретический аспект'

К вопросу о форме правления в современной России: теоретический аспект Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
5871
552
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОРМА ГОСУДАРСТВА / ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ / РЕСПУБЛИКА / ПРЕЗИДЕНТ / РОССИЯ / КОНСТИТУЦИОННАЯ РЕФОРМА / FORM OF GOVERNMENT / REPUBLIC / PRESIDENT / CONSTITUTIONAL REFORM / RUSSIAN STATE

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Горохов Дмитрий Юрьевич

Форма правления в государстве остается одним важных вопросов современной теории права. Среди ученых, юристов в настоящее время не сложилось единого мнения по поводу того к какому типу республики следует относить современное российское государство. В данной статье предпринимается попытка проанализировать элементы республиканской формы правления в России, с учетом текущих изменений законодательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FORM OF GOVERNMENT IN MODERN RUSSIA: THEORETICAL ASPECTS

Form of government in the state remains one of important issues in modern legal theory. Among lawyers not developed a consensus on what type of republic should be classified as the modern Russian state. This article attempts to analyze the elements of a republican form of government in Russia, according to the current changes in legislation.

Текст научной работы на тему «К вопросу о форме правления в современной России: теоретический аспект»

УДК 342.4 Д.Ю. Горохов

Российский химико-технологический университет им. Д.И. Менделеева, Москва, Россия 125480, Москва, ул. Героев Панфиловцев, д. 20 , корп. 1 * e-mail: dmgorokhov@yandex.ru

К ВОПРОСУ О ФОРМЕ ПРАВЛЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Форма правления в государстве остается одним важных вопросов современной теории права. Среди ученых, юристов в настоящее время не сложилось единого мнения по поводу того к какому типу республики следует относить современное российское государство. В данной статье предпринимается попытка проанализировать элементы республиканской формы правления в России, с учетом текущих изменений законодательства.

Ключевые слова: форма государства, форма правления, республика, президент, Россия, конституционная реформа.

На написание данной статьи автора натолкнуло наблюдение, в соответствии с которым студенты юридических факультетов зачастую имеют поверхностное представление о теоретических аспектах такого понятия как форма правления и не достаточно глубоко понимают эту категорию по отношению к форме правления в современной России. Так, можно услышать точки зрения, что Россия по форме правления является полупрезидентской, президентской или даже суперпрезидентской республикой. По нашему мнению причиной такого разнообразия мнений является недостаточное внимание авторов многих учебников и учебных пособий к данному теоретическому вопросу. При этом, необходимо признать, что отсутствие конкретики в данном случае не способствует повышению у студентов-юристов правосознания, может порождать порой ненужные споры, в целом снижать авторитет государства.

Рассмотрим точки зрения авторов некоторых учебников по данному вопросу. Так в классическом учебнике «Конституционное право России» Е.И. Козловой и О.Е. Кутафина отмечается, что «сочетание президентской и парламентской республики в Российской Федерации выражается в наличии сильной президентской власти при сохранении некоторых типичных признаков парламентской формы (избрание Президента всеобщим голосованием, наличие поста председателя Правительства, собственные прерогативы Президента, позволяющие ему действовать независимо от Правительства, возможность, хотя и ограниченная, отстранения от власти Правительства парламентом и роспуска парламента Президентом) [1]. И хотя далее отмечается, что с момента своего становления в качестве конституционного государства Российская Федерация постоянно двигалась в сторону усиления в ней черт президентской республики и, став в конечном счете по своему характеру президентской республикой, она по

прежнему сохраняет некоторые внешние признаки парламентского государства. В не менее значимом учебнике по конституционному праву М.В, Баглай придерживается иной позиции. Анализируя общие отличия президентского и полупрезидентского типа республик, известный ученый делает вывод, что современная Россия относится скорее к полупрезидентским республикам, но с более широкими полномочиями президента [2]. Таким образом, мы видим уже две точки зрения. В некоторых других учебниках по

конституционному праву авторы совсем не высказывают своего мнения по данному вопросу

[3].

Вышесказанное говорит нам о необходимости систематизации мнений российских юристов по данному вопросу. Сразу оговоримся, что мнение о том, что Российская Федерация является суперпрезидентской республикой не находит убедительной аргументации Не претендуя на окончательное разрешение данного спора, попытаемся проанализировать основные аргументы.

Классификация форм правления в зависимости от числа стоящих у власти лиц или органов является одной из старейших и широко признанных в юридическом мире классификаций. В процессе ее проведения используется количественный критерий. Количественный критерий подкупает своей простотой и непосредственностью, но отпугивает своей упрощенностью. Руководствуясь только им весьма трудно провести различие между отдельными формами государства и ответить на некоторые принципиально важные вопросы [4]. Говоря о республиканской форме правления, одним из таких вопросов является дальнейшая классификация данного элемента формы государства.

При этом необходимо понимать, что с чисто формальной точки зрения такая характеристика государства, как форма правления не оказывает существенного воздействия на характер

государственного строя. Так, например, Швеция, Нидерланды, Великобритания или Япония относятся к монархическим государствам, но по форме политического режима являются демократическими конституционными

государствами. В то время как Иран или КНДР такими государствами не являются.

Основным камнем преткновения в классификации российского государства по типу его республики является конституционно неопределенное положение Президента в системе государственной власти. Конституция РФ в ст. 10 провозглашает разделение государственной власти на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную. А ст. 11 к органам, осуществляющим федеральную государственную власть, относит четыре вида органов: Президент, Федеральное Собрание (Государственная Дума и Совет Федерации), Правительство и суды. Из дальнейшего содержания Конституции видно, что законодательная власть принадлежит

Федеральному Собранию РФ, исполнительная -Правительству РФ, судебная - судам. Таким образом, Президент РФ остается за пределами принципа разделения властей, провозглашенного в статье 10 Конституции. Можно выделить две основные точки зрения на существующий статус Президента:

1) Президент входит в систему исполнительной власти;

2) Президент выведен за рамки разделения властей, либо как властный институт «главы государства», функционирующий за ее рамками, либо как носитель самостоятельной власти (президентской, арбитражной), стоящий «над всеми ветвями» и осуществляющий их координацию.

При этом, хотя обе точки зрения по-своему логичны и обоснованы, более предпочтительным представляется включение Президента РФ в исполнительную власть исходя из большого перечня полномочий главы государства по взаимодействию с исполнительной властью.

Институт президентства в Российской Федерации представляет собой сложносоставной конституционно-правовой институт, отражающий нормативное закрепление конституционно-правового статуса Президента РФ, а также фактическую реализацию президентской власти в системе публичной власти Российской Федерации.

В зависимости от формы республиканского правления государства варьируется объем полномочий и предназначение президента как главы государства. Чем больше парламент государства отстранен от избрания президента, чем меньшим объемом контрольных полномочий относительно президента он обладает, тем значительнее роль президента в осуществлении руководства государством и существеннее его позиции как института представительской формы публичной власти народа.

Некоторые функции Президента Российской Федерации не типичны для главы государства: гарант Конституции Российской Федерации, гарант прав и свобод человека и гражданина. На этом основании существует мнение, что конституционный статус Президента РФ должен быть модифицирован. Указанные функции должны изыматься и передаваться соответствующим специализированным органам -Конституционному Суду, Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации [5].

В целом можно проследить динамику изменения полномочий главы государства. Так, стремление России в сторону президентской республики, как правило, связывается с несколькими этапами усиления власти президента РФ.

Первым важным изменением принято считать появление института полномочных

представителей Президента РФ в федеральных округах. Институт полномочных представителей был образован Указом Президента РФ от 13 мая 2000 г. № 849 [6]. Он был призван укрепить «вертикаль власти», обеспечить реализацию конституционных полномочий главы государства на территории федерального округа. Не смотря на то, что полномочные представители Президента в федеральных округах является не более, чем его представителями (работниками администрации Президента РФ) и не имеют никаких конституционных полномочий трудно отрицать их влияние на политические процессы, происходящие в каждом федеральном округе.

Второе изменение отечественного законодательства, несомненно усилившее положение Президента, связано с изменением порядка наделения полномочиями высших должностных лиц субъектов РФ. В 2004 году избрание глав субъектов РФ было заменено на их утверждение в должности решениями законодательных органов субъектов по представлению Президента РФ. Соответствующий законопроект был разработан и принят в декабре 2004 года.

Однако институт выборов высших должностных лиц субъектов РФ был восстановлен в 2012 году. В настоящее время действует механизм дающий субъектам федерации право заменить всенародные выборы своих глав голосованием в парламенте по нескольким кандидатурам, что частично сохраняет за президентом контрольные функции при избрании глав субъектов РФ. Необходимо признать, что возврат к системе выборов глав субъектов РФ является не окончательным.

Третьим достаточно важным аргументом в сторону усиление президентской власти следует считать увеличение срока полномочий главы государства с четырех до шести лет.

Четвертое изменение законодательства связано с конституционной реформой 2014 года,

которая так же усилила конституционно-правовое положение Президента в системе государственной власти.

Кроме изменений связанных с судебной системой конституционная реформа 2014 года расширила полномочия главы государства, который теперь представляет Совету Федерации для назначения на должность не только кандидатуру генерального прокурора (как это было ранее), но и кандидатуры его заместителей.

Кроме того прокуроры субъектов РФ назначаются на должность Президентом по представлению Генерального прокурора, согласованному с субъектами РФ. Прокуроры субъектов также освобождаются от должности Президентом. Иные прокуроры, кроме прокуроров городов, районов и приравненных к ним прокуроров, напрямую назначаются и освобождаются от должности Президентом РФ.

Описанные выше изменения в российском законодательстве, безусловно, говорят о существенном усилении положения главы государства в системе государственной власти.

В свою очередь, изменениями, внесенными в Основной закон в 2008 году ч. 1 ст. 114 была дополнена нормой, согласно которой Правительство РФ представляет Государственной Думе ежегодные отчеты о результатах своей

деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой (соответствующим образом была дополнена и ч. 1 ст. 103, расширившая компетенцию Государственной Думы).

Данное изменение можно назвать аргументом в сторону парламентской формы российского государства. С другой стороны объем полномочий Правительства РФ не был расширен, что говорит об усилении контроля парламента за деятельностью правительства, но не за деятельностью Президента. В то время как полномочия главы государства систематически расширялись.

Перечисленные изменения законодательства, по нашему мнению, позволяют говорить, что современный объем полномочий Президента РФ является достаточным для того чтобы классифицировать российское государство как президентскую республику. В свою очередь такие элементы парламентской республики как наличие поста Председателя Правительства, возможность отстранения от власти Правительства парламентом, возможность роспуска парламента Президентом) можно считать лишь особенностями республиканской формы правления в России или внешними признаками российской республики.

Горохов Дмитрий Юрьевич к.ю.н. доцент кафедры гражданского, авторского и экологического права РХТУ им. Д. И. Менделеева, Россия, Москва

Литература

1. Конституционное право России Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: учебник. - 5-е изд., переб. и доп. - М.: Проспект, 2014. 592 С.

2. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: учебник. - 10-е изд., изм. и доп. -М.: Норма: ИНФРА-М, 2013. 784 С.

3. Умнова И.А., Алешкова И.А. Конституционное право Российской Федерации: учебник для бакалавров // 2-е изд. перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2013. - 592 С., Братановский С.Н. Конституционное право России: Учебник. - 2е изд. - М.: РИОР: ИНФРА-М, 2012. - 275 С.

4. Марченко М.Н. Проблемы теории государства и права. Учебник. - М.: Проспект, 2001. С. 180.

5. Васильева Н.Ю. Институт президентства в системе публичной власти Российской Федерации: Автореферат дис. канд юрид. наук. М. - 2012. 27 С.

6. Указ Президента РФ от 13.05.2000 N 849 «О полномочном представителе Президента Российской Федерации федеральном округе» // СЗ РФ

Gorokhov Dmitriy Uryevich

THE FORM OF GOVERNMENT IN MODERN RUSSIA: THEORETICAL ASPECTS

Abstract

Form of government in the state remains one of important issues in modern legal theory. Among lawyers not developed a consensus on what type of republic should be classified as the modern Russian state. This article attempts to analyze the elements of a republican form of government in Russia, according to the current changes in legislation.

Keywords: form of government, republic, the president, Russian state, the constitutional reform.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.