Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ФИЗИОЛОГО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ ОСНОВАХ ИЗУЧЕНИЯ И НОРМИРОВАНИЯ ИМПУЛЬСНОГО ШУМА'

К ВОПРОСУ О ФИЗИОЛОГО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ ОСНОВАХ ИЗУЧЕНИЯ И НОРМИРОВАНИЯ ИМПУЛЬСНОГО ШУМА Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
16
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ФИЗИОЛОГО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ ОСНОВАХ ИЗУЧЕНИЯ И НОРМИРОВАНИЯ ИМПУЛЬСНОГО ШУМА»

ДИСКУССИИ ОТКЛИКИ ЧИТАТЕЛЕЙ

- -£g= ■

• • •

к ВОПРОСУ О ФИЗИОЛОГО ГИГИЕНИЧЕСКИХ ОСНОВАХ ИЗУЧЕНИЯ и НОРМИРОВАНИЯ ИМПУЛЬСНОГО ШУМА

Кандидат медицинских наук О. П. Шепелин

Из Благовещенского государственного медицинского института

В условиях бурного развития промышленности на основе механизации и автоматизации технологии производства особого внимания заслуживает борьба с импульсными шумами [К. Н. Шапшев, 1939; И. И. Славин, 1955; Вильяме (Williams, 1956); Е. Ц. Андреева-Галани-на, 1959, и др.]. Планом развития промышленности в нашей стране на 1959—1965 гг. намечено дальнейшее увеличение в Р/г раза выпуска различных агрегатов ударного действия1. Однако проблему борьбы с вредным влиянием шума на организм человека исследователи решали главным образом путем изучения стабильного шума. В этом направлении за последнее время проведен ряд ценных исследований [Т. А. Орлова, 1957; А. А. Аркадьевский, 1960; Э. П. Орловская, 1961; Хэрэстэшану (Härästäsann, 1958); Янсен (Jansen, 1959) и др.] и достигнуты определенные успехи. В ряде стран (СССР, Польша, США, ГДР) разработаны и предложены нормы допустимых уровней интенсивности для промышленного, транспортного, уличного и жилищно-бытового шума с учетом его основных физических характеристик [И. И. Славин, 1955; Стивенсон (Stevenson) с соавторами, 1955; Садовский и Вод-зинский (Sadowski, Wodsinski), 1955; Целлер (Zeller), 1958; Фразер (Frazier), 1959 и др.]. И все же вопрос о допустимых уровнях шума нельзя считать окончательно решенным. Предлагаемые нормативы базируются в основном только на количественных показателях состояния слуховой функции или же на данных опроса населения без учета фи-зиолого-гигиенических и клинических данных о влиянии шума на другие системы и функции организма. Поэтому не исключена возможность внесения ряда корректив и поправок в эти нормы в целях их дальнейшего усовершенствования. К сожалению, накопленный за последнее время в литературе ценный материал о влиянии шума на организм (Г. И. Зуев, 1960; Л. Е. Милков, 1960; М. Л. Хаймович, 1960, и др.) не может способствовать обоснованию действующих норм, поскольку он касается изучения шумов большой интенсивности и только в производственных условиях, где наряду с шумом на организм, по нашему мнению, могли действовать и другие неблагоприятные факторы, усугубляющие или маскирующие действие шума.

Изучение влияния на организм импульсного шума имеет свои особенности, отличные от тех, с которыми мы нередко встречаемся при изучении стабильного шума. Это определяется как источниками воз-

1 Гигиена труда и профессиональные болезни, 1959, № 1, Редакционная статья.

никновения импульсного шума, так и значительно более сложными и многообразными его физическими свойствами.

Импульсный шум по характеру частотного спектра чаще всего относится к так называемым нетональным шумам. Это особенность шума в немалой степени определяет и характер его воздействия на слуховой анализатор и отдельные функции организма (О. П. Шепелин, 1959, 1961). Но, кроме амплитуды звукового давления и частоты, к физическим свойствам импульсного шума (в отличие от стабильного) следует отнести длительность импульса и частоту его повторяемости в единицу времени..

Длительность импульса в зависимости от источника, образующего его, колеблется от нескольких миллисекунд до 0,1—0,2 секунды. Особое же значение имеют импульсы длительностью более 0,03 секунды, ибо только в этом случае слуховой анализатор воспринимает импульс в виде тонального звука.

Ухо способно воспринимать прерывистость звуков в широком диапазоне— от 1 до 20 имп/сек и более [Миллер и Тэйлор (Miller, Tayler. 1948)]. Но особенно отчетливо и изолированно воспринимается каждый импульс с частотой до 5 имп/сек. Восприятие одного импульса начинается после того, как заканчивается восприятие предыдущего и поэтому для восприятия прерывистости звука промежуток времени между двумя последовательными импульсами должен превышать 0,07 секунды (И. И. Славин, 1955). Однако при восприятии импульсов, по-видимому, не исключена возможность и их «наслаивания».

Заметим попутно, что производственная обстановка в зависимости от конструкции технических устройств ударного действия дает большое разнообразие импульсных шумов с определенными физическими характеристиками в каждом конкретном случае, что в свою очередь определяет особенности влияния такого шума на организм, т. е. здесь мы встречаемся с еще большим многообразием всевозможных вариантов физических свойств импульсного шума по сравнению со стабильным шумом.

В настоящее время в литературе накоплен убедительный научный материал, свидетельствующий о том, что именно реакция всего организма на воздействие шума является наиболее ценным и объективным критерием оценки влияния шумового фактора, так как изменения со стороны отдельных функций и систем организма, в частности со стороны нервной системы, наступают раньше, чем возникает понижение остроты слуха (Е. Н. Иорданская, 1956; Т. А. Орлова, 1956; Л. Е. Милков, 1960, и др.). Именно в этом направлении следует проводить дальнейшие исследования по изучению влияния на организм и импульсного шума. При этом гигиенические основы нормирования такого шума следует искать прежде всего в результатах тех физиологических сдвигов, которые отмечаются в организме под влиянием импульсного шума умеренной интенсивности. Данные же клинического проявления при действии шума будут указывать, по-видимому, уже на явно неблагоприятное влияние на организм импульсного шума большой интенсивности.

Литературные данные о влиянии на организм импульсного шума относятся главным образом к изучению действия на орган слуха кратковременного импульсного шума сверхмощной интенсивности [В. Ф. Ундриц, 1940; Р. А. Засосов, 1945; Кнудсен (Knudsen, 1955) и др.]. В литературе также имеются указания на зависимость реакции организма от длительности импульса и частот его повторяемости в единицу времени [Петерсон (Peterson, 1956); Миллер и Тэйлор, 1948; Целлер, 1958; О. П. Шепелин, 1961]. О действии же производственного импульсного шума до недавнего времени не имелось достаточных материалов, хотя и предпринимались попытки к его изучению [Е. Е. Пе-

герсон, 1928; Уайт (White, 1956) и др.]. Наряду с положительным значением проведенных ранее исследований последние не лишены ряда существенных недостатков. Прежде всего в этих исследованиях изучалось влияние шума в условиях производства и только на орган слуха; источниками же шума на одном и том же производстве были станки и прессы разной конструкции, создающие наряду с импульсным шумом стабильный шум с различными физическими характеристиками, что вносило в исследования известный элемент неточности.

Все это не позволяло выявить влияние шума с определенной интенсивностью, частотой, длительностью и повторяемостью импульсов в единицу времени, а также провести необходимое сопоставление его действия с действием стабильного шума. Следовательно, результаты таких исследований не могли служить физиологической основой для гигиенического нормирования производственного импульсного шума.

Для разработки нормативов импульсного шума исследования необходимо проводить не только на производстве, но и в условиях лабораторного эксперимента с предварительным тщательным исследованием обследуемых лиц при отсутствии шума, но по возможности в обстановке, близкой к реальным условиям их работы. Такого рода исследования были проведены в отношении прерывистого [Росси и соавторы (Rossi, 1959)], жилищно-бытового (П. Р. Вайнштенй, П. И. Леушин, А. И. Шафир, 1960), стабильного низкочастотного (А. А. Аркадьевский, 1960) и производственного импульсного шума (О. П. Шепелин, 1959, 1961 )*. Особенностью этих исследований явилось изучение влияния шума на организм в целом при одновременном изучении состояния и слухового анализатора. При этом учитывались результаты опроса и данные о заболеваемости рабочих в связи с влиянием на них шумового фактора. Кроме этого, для более правильной оценки полученных данных целесообразно изучать также технологический процесс, режим труда, физические свойства шума, микроклимат и прочие показатели санитарного состояния рабочих помещений. Особое же внимание при этом следует уделять общей вибрации, потенцирование неблагоприятного действия которой в условиях импульсного шума наблюдается значительно чаще, чем в условиях действия стабильного шума.

При оценке действия на организм импульсного шума в условиях лабораторного эксперимента, когда влияние других неблагоприятных производственных факторов исключено, основное внимание должно быть сосредоточено, по нашему мнению, на выявлении действия шумов различного характера, что позволяет сопоставить влияние на организм импульсного и стабильного шума. При этом изучаемые шумы по своим физическим свойствам должны соответствовать шумам, имеющим место в реальных условиях производственной обстановки, для чего весьма удобно использовать магнитную запись. Именно исследования в лаборатории позволяют получить наиболее ценные данные для внесения корректив в существующие «Временные санитарные нормы и правила по ограничению шума на производстве».

Методы исследования должны наиболее полно отвечать поставлен-

»

ной задаче и максимально отражать современное комплексное направление гигиенических исследований (Р. А. Бабаянц, 1958) по изучению как адекватного действия шума на слуховой анализатор, так и неадекватного влияния его на другие функции и системы организма.

Для подтверждения репрезентативности полученных данных цифровой материал обязательно обрабатывают методом вариационной статистики.

Вопрос нормирования импульсного шума до сих пор остается неизученным. Однако, основываясь на литературных данных и резуль-

J Гигиена и санитария, 1959, № 8; 1961, № 3.

татах наших собственных исследований, мы можем рекомендовать в качестве предельно допустимого уровня производственного импульсного шума с повторяемостью 10—60 имп/мин и максимумом звуковой энергии в полосе частот 500—800 гц в основном уровень 75 дб. Поскольку пока еще нет достаточных данных о зависимости между интенсивностью импульсного шума и его спектральным составом, то рекомендуемый уровень шума 75 дб может изменяться в пределах ±10 дб, т. е. от 65 до 85 дб в зависимости от спектрального состава. Таким образом, любой импульсный шум силой более 85 дб и с частотой от 500—800 до 1000 гц с повторяемостью импульсов 10—100 имп/мин (т. е. с диапазоном наиболее отчетливо и изолированно воспринимаемых слуховым анализатором импульсов) должен рассматриваться как несомненно вредный шум, с которым необходимо бороться.

Для шума с повторяемостью 5—10 имп/мин и свыше 200 имп/мин и более при частотном спектре 500—1000 гц допустимый уровень может быть, по-видимому, повышен до 80—85 дб, учитывая, что в первом случае, как показали результаты исследований (О. П. Шепелин. 1959—1961), импульсный шум оказывает на организм менее вредное влияние, чем шум с повторяемостью 10—100 имп/мин; во втором же случае импульсный шум по характеру своего влияния на организм будет приближаться к стабильному, менее вредному по своему влиянию на организм.

При изучении влияния на организм импульсного шума следует учитывать и длительность импульса. Однако основными физическими характеристиками, определяющими его вредное влияние, следует все же считать его силу, спектральный состав и повторяемость импульсоЕ в единицу времени. Эти показатели и нужно учитывать прежде всего при разработке допустимых уровней импульсного шума.

Некоторые из перечисленных выше положений дискутабельны, и только дальнейшие исследования по изучению влияния на организм импульсного шума при более всестороннем учете его физических характеристик позволят дополнить и развить эти положения.

ЛИТЕРАТУРА

А н д р е е в а-Г а л а н и н а Е. Ц. Гиг. и сан., 1959, № 4, стр. 52.—Аркадьев ский А. А. Там же, I960, № 9, стр. 21.—Б аба я нц Р. А. Труды Ленинградск. санитарно-гигиенического мед. ин-та, 1958, т. 44, стр. 24.—Вайнштейн П. Р., Леу-ш и н П. И., Ш а ф и р А. И Гиг. и сан., 1960, № 3, стр. 23.—3 а с о с о в Р. А. О воздействии детонаций, сверхмощных звуков, ультразвуков и вибраций на ушной аппарат и организм. Л., 1945—Зуев Г. И. Гиг. и сан., I960, № 9, стр. 36—Иорданок а я Е. Н. В кн.: Восприятие звуковых сигналов в различных акустических условиях. М., 1956, стр. 21.—Милков Л Е. Гиг. и сан., 1960, № 9, стр. 26—Орлова Т. А. Шум и борьба с ним на производстве. М., 1957.—О рловская Э. П. Врач дело, 1961, No 5, стб. 120.—П е т е р с о и Е. Е. Гиг. труда, 1928, № 12, стр. 49.— С л а в и н И И. Производственный шум и борьба с ним. М., 1955.—У н д р и ц В. Ф В кн.: Сборник трудов Ленинградск. научно-практического ин-та по болезням уха. горла, носа и речи. Л., 1940, т. 6, стр. 27.—X а й м о в и ч М. Л. Гиг. и сан., 1960, № 9. стр. 32—Шапшев К. Н. Вопросы городского шума и борьба с ним. Л., 1939.— Шепелин О. П Гиг. и сан., 1959, № 8, стр. 26.—О н же. Там же, 1961, № 3, стр 25.—Fr a zier F. Е., Arch, industr. Hlth., 1959, v. 19, p. 288.—H а г ä s t ä s a n u E.. Schiffbautechnik, 1958, Bd. 8, S. 623.—J a n s e n G., Arch. Gemerbepath. Gewerbehyg.. 1959, Bd. 17, S. 238.—Knud sen V. О., Noise Control, 1955, v. 1, N. 3, p. П.—Miller G. A., Taylor W. G., J. acoust. Soc. Amer., 1948, v. 20, p. 171.—P e t e r s о n A.. Noise Control, 1956, v. 2, N. 2, p. 46.—Rossi L., Oppligek G., Gr and jean E., Med. d. Lavoro, 1959, v. 50, p. 332.—S a d о w s k i J., Wodzinski L., Architektura, 1955, т. 12, стр. 345.—Zell ek W., Technique de la defense contre le bruit. Paris, 1954.— White Ch. E., Audio, 1956, v. 40, N. 11, p. 18.—W i 11 i a m s Ch. R., Am. industr. Hyg. Ass. Quart., 1956, v. 17, p. 319.

Поступила 20/XI 1961 r.

# ti #

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.