Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ СТУДЕНТОВ АЛТГТУ'

К ВОПРОСУ О ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ СТУДЕНТОВ АЛТГТУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
79
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СТУДЕНТЫ / ВУЗ / ПАНДЕМИЯ / КАРАНТИН / САМОИЗОЛЯЦИЯ / СПОСОБЫ ПОДДЕРЖАНИЯ АКТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ФОРМЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сорокина Лидия Александровна, Мусатова Елена Геннадьевна, Сорокина Валерия Сергеевна

В статье рассматривается роль физического воспитания в Вузе во всестороннем развитии личности студентов, которое проявляется по трем основным направлениям (развитие двигательных качеств, приобретение знаний, умений и навыков, необходимых для их успешного выполнения, сохранение и укрепление здоровья, приобщение студентов к систематическим занятиям физическими упражнениями, активное участие их в спортивной жизни нашего ВУЗа, развитие общественно значимых черт характера, формирование духовного мира и нравственное развитие личности студента). Преподавание теоретического и практического курса в условиях короновирусной инфекции Covid-19 при помощи удаленного режима работы (самоизоляции). Предлагаются способы поддержания активной физической формы и сокращения сидячего образа жизни в условиях домашнего карантина.The article discusses the role of physical education at the University in the comprehensive development of students' personality, which manifests itself in three main areas (development of motor qualities, acquisition of knowledge, skills and abilities necessary for their successful implementation, preservation and strengthening of health, introduction of students to systematic studies physical exercises, their active participation in the sports life of our university, the development of socially significant character traits, the formation of the spiritual world and the moral development of the student's personality). Teaching a theoretical and practical course in the context of the Covid-19 coronavirus infection using a remote mode of work (self-isolation). Ways to maintain active physical fitness and reduce sedentary lifestyles in a home quarantine are proposed.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ СТУДЕНТОВ АЛТГТУ»

социальных сетей и различных мессенджеров не было возможности качественно осуществить контроль. Поэтому в данный период во всех группах давались упражнения по лечебной физкультуре, а именно, скрутки на спину, дыхательные упражнения с элементами на гибкость. Из ОФП были оставлены только упражнения со своим весом, кардиотренировки и работа с теннисным мячом.

Начиная с того момента, когда было разрешено проводить тренировки на открытых площадках на свежем воздухе, мы вернулись к тренировкам малыми группами, соблюдая рекомендации Роспотребнадзора.

Учитывая потерю спортивной формы детей, возобновляя тренировки в игровой форме все тренировочные занятия, тесты, игры, в ходе которых повышается пульс, не должны превышать III зоны ЧСС (220-возрасг-20-20=Ш зона). На

УДК 378.17

ГРНТИ 14.35.07

период пандемии мы не рекомендуем превышать данный уровень ЧСС за неимением информации последствий Covid-19.

Список литературы:

1. Устюгов Е.Д., Ендропов О.В. Индивидуальное психофизическое развитие человека. - Новосибирск: НГПУ, 1999. - 190 с.

2. Ляпин И.В. Пути формирования детских групп 7-10 лет в зале бокса в учебно-тренировочном процессе с учетом психофизиологических качеств. - Инновационное развитие: потенциал науки и современного образования: сборник статей V Международной научно-практической конференции. В 2 ч. Ч. 2 - Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение». - 2019. - С. 260-267. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=41545362

_К ВОПРОСУ О ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ СТУДЕНТОВ АЛТГТУ_

DOI: 10.31618/ESU.2413-9335.2021.1.82.1198 Сорокина Лидия Александровна

Старший преподаватель, ФГБОУ ВО «Алтайский государственный технический университет

им. И.И.Ползунова» Мусатова Елена Геннадьевна Старший преподаватель, ФГБОУ ВО «Алтайский государственный технический университет

им. И.И.Ползунова» Сорокина Валерия Сергеевна студентка гр. КИЛП-81, ИнБиоХим, ФГБОУ ВО «Алтайский государственный технический университет

им. И.И.Ползунова»

АННОТАЦИЯ

В статье рассматривается роль физического воспитания в Вузе во всестороннем развитии личности студентов, которое проявляется по трем основным направлениям (развитие двигательных качеств, приобретение знаний, умений и навыков, необходимых для их успешного выполнения, сохранение и укрепление здоровья, приобщение студентов к систематическим занятиям физическими упражнениями, активное участие их в спортивной жизни нашего ВУЗа, развитие общественно значимых черт характера, формирование духовного мира и нравственное развитие личности студента). Преподавание теоретического и практического курса в условиях короновирусной инфекции Covid-19 при помощи удаленного режима работы (самоизоляции). Предлагаются способы поддержания активной физической формы и сокращения сидячего образа жизни в условиях домашнего карантина.

ABSNRACT

The article discusses the role of physical education at the University in the comprehensive development of students' personality, which manifests itself in three main areas (development of motor qualities, acquisition of knowledge, skills and abilities necessary for their successful implementation, preservation and strengthening of health, introduction of students to systematic studies physical exercises, their active participation in the sports life of our university, the development of socially significant character traits, the formation of the spiritual world and the moral development of the student's personality). Teaching a theoretical and practical course in the context of the Covid-19 coronavirus infection using a remote mode of work (self-isolation). Ways to maintain active physical fitness and reduce sedentary lifestyles in a home quarantine are proposed.

Ключевые слова: физическое воспитание, физическая культура, студенты, ВУЗ, пандемия, карантин, самоизоляция, способы поддержания активной физической формы.

Keywords: physical education, physical education, students, university, pandemic, quarantine, self-isolation, ways to maintain active physical shape.

В современных условиях большинство специалистов и экспертов все больше внимания уделяют проблемам в области физического воспитания и здорового образа жизни студенческой молодежи [1].

Задачи модернизации российского образования выдвигают новые требования к системе физической подготовки учащихся.

Годы обучения в вузе являются важными в становлении личности студентов, раскрываются потенциальные задатки, совершенствуются интеллект, усваивается социальный опыт, происходит развитие физическое и психологическое [2].

Роль физического воспитания во всестороннем развитии личности студентов проявляется по трем основным направлениям:

1. Развитие двигательных качеств, приобретение знаний, умений и навыков, необходимых для их успешного выполнения, сохранение и укрепление здоровья.

2. Приобщение студентов к систематическим занятиям физическими упражнениями, активное участие их в спортивной жизни нашего ВУЗа.

3. Развитие общественно значимых черт характера, формирование духовного мира и нравственное развитие личности студента.

Физическое воспитание включено в учебные планы АлтГТУ по всем специальностям и преподается на отделении физической культуры и спорта (ОФКиС).

Учебная программа является обязательной для студентов, учебный материал программы дифференцирован по состоянию здоровья, физической подготовленности студентов, состоит из теоретического раздела «Физическая культура» и практического «Физическое воспитание». Данные дисциплины являются значимым компонентом целостного развития личности, осуществляющие свои развивающие функции.

Теоретический раздел ведется с 1 по 3 курсы и проводится в форме лекций, на основе которых предусмотрено самостоятельное изучение студентами специальной литературы. Курс размещен на электронной информационно-образовательной платформе ВУЗа 1ЫЛ8. Кроме того, преподавателями ОФКиС в процессе практических занятий дополнительно сообщаются студентам необходимые сведения.

В связи с тяжелой эпидемиологической обстановкой в стране население вынуждено ограничить свою повседневную двигательную активность: выход на улицу только по необходимости; обучение и работа на дому; запрещены посещения спортивных площадок, культурно-массовых мероприятий и др.

С марта 2020 года в условиях новой короновирусной инфекции соу1^19 все вузы страны, в том числе и АлтГТУ, перешли на удаленный режим работы (самоизоляцию), который становится способом защиты студентов и преподавателей от необходимости ездить в

общественном транспорте и встречаться в заполненных аудиториях. При реализации тех дисциплин, которые не нуждаются в очных практических занятиях и могут быть «оцифрованы» (как правило, имеющие теоретический блок) не возникло особых трудностей, особенно у преподавателей, владеющих дистанционными технологиями. Теоретический и практический разделы были полностью переведены в дистанционный формат обучения. Связь со студентами нашего вуза осуществлялась при помощи информационно-коммуникативной сети Интернет с применением современных устройств и мобильных приложений

В теоретическом разделе рассматриваются следующие вопросы, например, такие как:

Первый курс

Первый семестр

Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов.

Основные понятия и ключевые термины физической культуры.

Основы здорового образа жизни студента.

Физическая культура в обеспечении здоровья.

Учебные нормативы.

Второй семестр

Психофизиологические основы учебного труда и интеллектуальной деятельности.

Средства физической культуры в регулировании работоспособности.

Формирование профессионально важных психических качеств средствами физической культуры и спорта.

Общая физическая и спортивная подготовка в системе физического воспитания.

Основы методики самостоятельных занятий физическими упражнениями.

Второй курс

Спорт. Индивидуальный выбор видов спорта или систем физических упражнений.

Формы физического воспитания.

Принципы, методы физического воспитания.

Воспитание физических качеств.

Структура учебно-тренировочного занятия.

Самоконтроль занимающихся физическими упражнениями и спортом.

Третий курс

Профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП) студентов.

Производственная физическая культура.

Профилактика профессиональных

заболеваний и травматизма средствами физической культуры.

Дополнительные средства повышения общей и профессиональной работоспособности.

Практический раздел программы предусматривает обучение студентов основной, гигиенической, производственной и спортивной гимнастике, легкой атлетике, лыжному спорту, плаванию, спортивным играм. Во время обучения в ВУЗе на отделении физической культуры и спорта студентам предоставляются условия по поддержанию и укреплению общего состояния

здоровья, занятий физическим воспитанием, спортом [5].

Занятия до марта 2020 года проходили в легкоатлетическом манеже, в игровом зале, в бассейне ВУЗа «Олимпийский», на лыжной базе АлтГТУ. С марта 2020 года все практические занятия перешли также в дистанционный формат.

В связи с переходом на данный формат обучения студенты стали большую часть времени проводить за компьютером, что влечет за собой гиподинамию, заболевания глаз, искривление позвоночника и т.д. и отрицательно влияет на их физическое состояние. Статичный образ жизни и низкий уровень физической активности оказывают негативное влияние на их здоровье, благополучие и качество жизни, а самоизоляция вызывает дополнительный стресс и ставит под угрозу психическое здоровье молодежи. Введение режима самоизоляции ограничило занятия двигательной активностью на улицах, спортивных площадках, а это значит, что единственное место, где разрешено заниматься - это место проживания студента в домашних условиях проблематично наладить продуктивные занятия физическим воспитанием. Многие студенты оказались не готовы проводить занятия в онлайн режиме и присылать фото, видео отчеты. Следовательно, на ОФКиС принято было решение - «теоретизировать» предмет.

Студенты получали необходимые в дальнейшем теоретические знания, а также имели возможность продолжать регулярно получать физические нагрузки под наблюдением высококвалифицированных преподавателей при помощи выполнения заданий из дневника самоконтроля. Студенты, выполняя те, или иные задания присылали преподавателю отчет о проделанной работе, по желанию - в виде фото и видео файлов. С учетом самоизоляции выполнение практической части было сопряжено с трудностями, возникающими в рамках замкнутого пространства.

На ОФКиС АлтГТУ им. И.И. Ползунова мы предлагаем способы поддержания активной физической формы и сокращения сидячего образа жизни в условиях домашнего карантина.

Короткие активные перерывы в течение

дня

Короткие разминки являются дополнением к физической активности в течение недели. Студенты могут взять за основу предложенные ниже упражнения для поддержания физической активности каждый день. Танцы, игры и выполнение домашних обязанностей, таких как уборка дома и уход за садом, также позволяют оставаться физически активными в домашних условиях.

Использование онлайн-ресурсов

Необходимо воспользоваться преимуществом онлайн-ресурсов, предлагающих комплекс физических упражнений. Многие из них находятся в бесплатном доступе на платформе УоиТиЪе. В отсутствие опыта выполнения подобных

упражнений, необходимо быть осторожными и принять во внимание свои ограничения.

Ходьба

Даже в небольших помещениях хождение по периметру или марш на месте могут помочь оставаться активными. Если происходит разговор по телефону, необходимо сочетать стойку или ходьбу по дому, во время разговора, а не сидеть. Если принято решение выйти на улицу, чтобы прогуляться или заняться спортом, необходимо убедиться в соблюдении социальной дистанции (использовать средства защиты, рекомендованные Роспотребнадзором и находиться на расстоянии не менее 1 метра от других людей).

Проводить время в стоячем положении

Сократить время, проводимое в сидячем положении, и по возможности отдать предпочтение положению стоя. В идеале в каждый отдельный период стараться оставаться не более 30 минут в сидячем положении и положении лежа. Рассмотреть возможность использования стола на высоких ножках, позволяющего работать в положении стоя, или использовать в качестве подставок книги или другие приспособления. Во время отдыха в сидячем положении отдавать предпочтение умственным видам деятельности, таким как чтение, настольные игры и пазлы.

Расслабление

Медитация, глубокие вдохи и выдохи помогут сохранять спокойствие.

Правильное питание

Для поддержания оптимального состояния здоровья, также важно помнить о необходимости правильно питаться и потреблять достаточное количество воды. ВОЗ рекомендует пить воду вместо сахаросодержащих напитков. Ограничить или исключить потребление алкогольных напитков и проследить за полным исключением потребления алкогольных напитков. Также алкогольные напитки должны исключаться по причинам, связанным со здоровьем. Обеспечить достаточное количество фруктов и овощей и ограничить потребление соли, сахара и жира. Отдавать предпочтение цельнозерновым, а не рафинированным продуктам.

При выполнении физических упражнений как в спортзале, так и дома, всегда следует помнить о мерах предосторожности, чтобы не нанести себе травму [4].

К таким правилам в условиях домашней тренировке можно отнести:

- Стандартные гигиенические процедуры;

- Уборка после каждой тренировки;

- Выполнение физических упражнений в одиночестве;

- Хорошо высыпаться и правильно питаться.

Студентам предлагаются занятия по трём

направлениям (направления чередуются).

Первое направление: преподаватель предлагает комплекс упражнений, в котором конкретное количество выполнений и подходов, а также описана техника выполнения. Студенту необходимо не только их выполнить, но и

зафиксировать выполнение в отчете (фото, видео по желанию), который отправить преподавателю. Данное направление, обращено на выполнение студентами необходимых упражнений для той или иной группы мышц.

Второе направление: преподаватель предлагает студенту создать и выполнить свой комплекс упражнений, например, на укрепление мышц спины и живота, и прислать отчет преподавателю с письменным ответом, который будет содержать упражнения и их технику выполнения, выбранных упражнений. Данное направление нацелено на самостоятельный подбор упражнений, которые студенты способны и могут выполнить как физически, так и согласно своим возможностям, например, с использованием имеющегося спортивного инвентаря и др.

Третье направление: преподаватель предлагает студенту темы для докладов и рефератов, что позволяет перейти к теоретическому изучению физической культуры.

К сожалению, связь между преподавателем и студентами теряется, так как для студентов отсутствие преподавателя рядом для пояснения того или иного упражнения влияет на степень его понимания, а для преподавателя невозможность оперативно скорректировать учебный процесс, качественно осуществит контроль. Не каждый студент умеет поддержать у себя мотивацию к самостоятельной работе [3].

Для студентов и преподавателей, а также для вуза в целом введение дистанционного обучения связано с большими материальными затратами: техническое оснащение, программно-технические средства и т.д.

Вынужденный переход на дистанционное обучение показал значимость организации

УДК 378.016:811

ГРНТИ 14.35.09

учебного процесса с помощью дистанционных технологий, что позволяет любому человеку учиться непрерывно.

Литература:

1. Михайлова С.Н. Формирование физической культуры студентов // Молодой ученый. - 2017. - №13. - С. 345-649. - URL https://moluch.ru/archive/147/41391/

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Витун Е.В., Витун В.Г. Определение условий формирования личностных качеств студентов в процессе физического воспитания // [Электронный ресурс] - Режим доступа: // https://cyberleninka.ru/article/n/16973192

3. Кузнецова О.В. Дистанционное обучение: за и против // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2015. - № 8-2. - С. 362-364; [Электронный ресурс] - Режим доступа: // http://applied-research.ru/ru/article/view?id=7101

4. Балвочюс Миндаугас. Проблемы занятий физической культурой в условиях самоизоляции / Миндаугас Балвочюс, А. С. Машичев. // Молодой ученый. — 2020. — № 21 (311). — С. 230-232. — [Электронный ресурс] - Режим доступа: // https://moluch.ru/archive/311/70493/

5. Бердышева Е.В., Сорокина Л.А., Бодюков Е.В., Шеенко Е.И. Самостоятельная работа студентов по дисциплине «Физическая культура» в Алтайском государственном техническом университете им. И.И. Ползунова.- International Journal of Advanced Studies in Education and Sociology. St. Louis, Missouri, USA. №1, 2018. - p. 15-21. [Электронный ресурс] - Режим доступа: // https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35031954

ВОЗМОЖНЫЕ АНАЛОГИ ОЦЕНКИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В ДИСТАНЦИОННОМ _ФОРМАТЕ_

DOI: 10.31618/ESU.2413-9335.2021.1.82.1195

Уваров В.И.

старший преподаватель кафедры иностранных языков ФГБОУ ВО «Российский государственный гуманитарный университет», 125993, Россия, ГСП-3, Москва, Миусская площадь, д. 6

POSSIBLE ANALOGUES OF STUDENTS' INDEPENDENT WORK EVALUATION AS A WAY TO IMPROVE THE QUALITY OF THE EDUCATIONAL PROCESS IN A DISTANT FORMAT

Valerii I. Uvarov

Assistant Professor, Department of Foreign Languages, Russian State University for the Humanities, Miusskaya sq. 6, Moscow, GSP-3, 125993, Russia

АННОТАЦИЯ

В статье автор приводит обзор современной структуры оценки успеваемости студентов, а также указываются очевидные, на его взгляд, недостатки рейтинговой системы. Опираясь на свой профессиональный опыт преподавания иностранного языка в неязыковом вузе, автор предпринимает

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.