Научная статья на тему 'Формирование физической культуры личности у студентов технического ВУЗа'

Формирование физической культуры личности у студентов технического ВУЗа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
60
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА / МОТИВЫ ОБУЧЕНИЯ / УРОВЕНЬ СФОРМИРОВАННОСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / МЕТОДИКА / PHYSICAL CULTURE / PERSONAL QUALITIES / MOTIVES OF TRAINING / LEVEL OF FORMATION OF PHYSICAL CULTURE / METHODOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Владимирович Элисар Михаил

В статье представлены результаты по выявлению уровня сформированности физической культуры личности у студентов технического ВУЗа. Определены доминирующие мотивы при занятиях физической культурой и спортом у студентов технического ВУЗа. Представлено теоретическое обоснование методики формирования физической культуры личности у студентов технического ВУЗа в условиях педагогического эксперимента.The article presents the results of identifying the level of formation of physical culture of the individual among students of a technical University. The dominant motives for physical culture and sports among technical University students are determined. The theoretical substantiation of the method of formation of physical culture of the individual among students of a technical University in the conditions of a pedagogical experiment is presented.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование физической культуры личности у студентов технического ВУЗа»

- отсутствие свободы перемещения объектов, то есть расположение их всех заранее фиксированных формах;

- необходимость установки плагинов для корректного отображения учебных материалов.

Программа LCDS является универсальным средством создания электронных курсов обучения. Функционал программного приложения позволяет сформировать структуру электронного пособия с помощью встроенных команд программы, которые существенно экономят время и делают процесс интуитивно понятным. Это дает возможность любому пользователю работать со структурой курса, не владея при этом специальными навыками программирования.

Приложение LCDS в режиме редактирования открытого курса предлагает множество типов заготовленных шаблонов, в которых уже отведены отдельные окна для заполнения медиа файлами или текстовой информацией. Типы шаблонов сгруппированы в виды, что позволяет легко ориентироваться и выбирать необходимый шаблон. Отличительной чертой данной программы является не только наличие шаблонов для заполнения обучающим контентом, а присутствие в шаблонах заготовок для формирования обучающих игр. Игровые шаблоны позволяют сформировать задания, которые привлекают внимание и заставляют сконцентрироваться на задании

УДК 378.172

ГРНТИ 14.35.09

целиком. В каждом игровом шаблоне, есть также поля для заполнения инструкций, это позволяет обучающимся ознакомиться с правилами игры, перед ее началом.

Литература

1. Гребнева ДМ. Использование информационных технологий в образовании как фактор формирования учебной успешности учащихся // Проблемы и перспективы развития образования в России 2011. -121-126 с.

2. Александрова Н.В. Подготовка будущих учителей гуманитарных специальностей к применению и созданию электронных образовательных ресурсов: дис. канд. пед. наук: 13.00.02 / Н.В. Александрова. - Нижний Тагил, 2008. - 187 с.

3. https://www.microsoft.com/ru-ru/learning/lcds-tool.aspx

4. Advanced Distributed Learning (ADL), Sharable Content Object Reference Model (SCORM) 2004 2nd Edition Overview, 2004. - URL: http://www.edu.ru/db/portal/elibrary/OOOOOO53/SCOR M-2004.pdf.

5. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: учебное пособие для студентов -высших учебных заведений. - 3-е изд., - М.: Академия, 2007. - 192 с.

ФОРМИРОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ У СТУДЕНТОВ

ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА

Элисар Михаил Владимирович

Магистрант ФГБОУВО «СибГУФК»,

г. Омск

АННОТАЦИЯ

В статье представлены результаты по выявлению уровня сформированности физической культуры личности у студентов технического ВУЗа. Определены доминирующие мотивы при занятиях физической культурой и спортом у студентов технического ВУЗа. Представлено теоретическое обоснование методики формирования физической культуры личности у студентов технического ВУЗа в условиях педагогического эксперимента.

ABSTRACT

The article presents the results of identifying the level of formation of physical culture of the individual among students of a technical University. The dominant motives for physical culture and sports among technical University students are determined. The theoretical substantiation of the method of formation of physical culture of the individual among students of a technical University in the conditions of a pedagogical experiment is presented.

Ключевые слова: физическая культура, личностные качества, мотивы обучения, уровень сформированности физической культуры, методика.

Key words: physical culture, personal qualities, motives of training, level of formation of physical culture, methodology.

В настоящее время одной из актуальных проблем является привлечение студентов к занятиям физической культурой и спортом, так как в условиях современной жизни общества увеличиваются требования к физической подготовленности студенческой молодежи,

необходимой им для дальнейшей трудовой деятельности. К отдаленным последствиям данной ситуации может стать недостаточно подготовленный, здоровый, с высокой работоспособностью специалист.

На сегодняшний день нет ни одной сферы

человеческой деятельности, не связанной с физической культурой, поскольку физическая культура это общепризнанные материальные и духовные ценности общества в целом и каждого человека в отдельности. Именно она, позволяет соединить социальное и биологическое начало в развитии человека и формировании его личности. Физическая культура стала базовым фактором формирования двигательных умений и навыков, психофизических особенностей, социализации человека. Это сложное многофункциональное явление.

Физическая культура современного человека формируется на избирательном приобщении к ценностям физической культуры, исходя их своих личных интересов и потребностей, вовлеченности в физкультурно-спортивную деятельность, которая составляет в основном три группы факторов -культурологические, интеллектуальные и двигательные.

Формирование физической культуры личности является продуктом сознательной деятельности человека, важным условием являются интересы, идеалы, мотивы, установки и физкультурно-спортивная образованность

человека.Однако, как показывает практика, по данным В.И. Ильинич за последние 10 лет количество студентов с отклонениями в здоровье увеличилось в 2-3 раза и составляет 30-40 % от практически здоровых студентов [1, с. 25]. Это обусловлено тем, что студенческая молодежь имеет низкий уровень мотивации и не сформированную потребность к занятиям физической культурой.

Проблема исследования заключается в поиске средств и методов формирования физической культуры личности у студентов технического ВУЗа.

Объект исследования: физическая культура личности студентов технического ВУЗа.

Предмет исследования: средства и методы формирования физической культуры личности у студентов технического ВУЗа.

Цель исследования - разработать методику формирования физической культуры личности у студентов технического ВУЗа.

Перед исследованием были поставлены следующие задачи:

1.Выявить уровень сформированности физической культуры личности у студентов технического вуза

2.Определить доминирующие мотивы занятий физической культурой и спортом у студентов технического ВУЗа.

3.Разработать методику формирования физической культуры личности у студентов технического ВУЗа и проверить ее эффективность в условиях педагогического эксперимента.

Мы предположили, что разработанная методика формирования физической культуры личности у студентов технического ВУЗа, позволит повысить их показатели физической культуры личности.

Самооценка уровня сформированности физической культуры личности студентов технического ВУЗа на начальном этапе исследования выявлялась методом анкетирования, в котором приняло участие 120 студентов 1 -4 курса обучения по 30 человек в каждом. С данной целью разрабатывался комплекс анкетирования, позволяющий выявить уровень сформированности физической культуры личности студента в который вошли следующие методики: анкета отношения к здоровому образу жизни; анкета знаний о физической культуре и спорта и методика оценки сформированности физической культуры личности, позволяющая выявить (образованность в сфере ФК, сознательная эмоционально-волевая активность в овладении ценностями ФК, компетентная готовность к физкультурной деятельности, операционно-деятельностям

готовность).

Полученные результаты анкетирования «Отношения к здоровому образу жизни» показали (табл. 1), что почти 60% девушек ведут не здоровый образ жизни, курят и употребляют спиртные напитки. Также 66% считает, что питаются неправильно, и столько же процентов, опрошенных считают, что испытывают недосыпание. Основную информацию о здоровом образе жизни респонденты получают на учебных занятиях, и небольшую часть из интернета и СМИ. Что касается отношения с окружающими то у большинства опрошенных они не позитивные, а жизненные ценности расположились в таком порядке: 1- Любовь опрошенных; 2 - счастье в семейной жизни и 3 - здоровье. Наибольшее количество студенток - 63% ответили, что не занимаются спортом. Подводя итог можно сказать что, девушки не понимают, что вести здоровый образ жизни важно.

Таблица 1

Результаты самооценки уровня физической культуры личности студентов технического _ВУЗа на начальном этапе исследования_

Показатели уровня сформированности физической культуры личности Курс Шкала оценки уровня сформированности физической культуры личности

1 2 3 4 баллы

балл % балл % балл % Бал л %

Анкета отношения к здоровому образу жизни 7,7 33 6,8 30 7,2 31 7 30 0-8 9-15 16-22 23

Анкета знаний о физической культуре и спорта 7,8 37 8 38 9 43 6 29 0-7 8-14 15-20 21

Проанализировав ответы юношей на вопросы: 59% опрошенных уверенно отвечают, что не ведут здоровый образ жизни, еще 20% признаются, что не всегда это удается. Так же 50% опрашиваемых ответили, что иногда курят и 70% могут выпить не крепкий алкоголь. 80% парней считает, что недосыпает, и 60% считают свое питание не правильным. 40% опрашиваемых ответили, что имеют позитивные отношения с окружающими. На вопрос о своих ценностях 70% поставили на первое место - «материальную обеспеченность», затем -«хорошая профессия» и на 3 месте - «Здоровье». Юношей в количестве 40% ответили, что не регулярно, но занимаются спортом. Все респонденты сошлись во мнении, что придерживаться здорового образа жизни необходимо, а основные знание об этом они получают на учебных занятиях и в интернете.

Исходя из полученных ответов о здоровом образе жизни у студентов технического ВУЗа, наименьший процент сформированности выявлен у второго и четвертого курса 30%. Наибольший процент сформированности ЗОЖ - 33% выявлен у студентов первого курса соответствующий низкому уровню. Данный результат позволяет сказать о том, что студенты технического ВУЗа на первое место ставят учебу, забывая о здоровье собственного организма.

Проанализировав результаты ответов (табл.2) анкеты «Знания физической культуры», можно сделать следующие выводы: знания юношей в области ФК, оцениваются как удовлетворительные, 50% справились с заданиями успешно. Стоит отметить трудности, которые возникли в

Результаты самооценки уровня физической

ВУЗа на начальном

некоторых вопросах. В вопросе какое физическое качество развивает прыжок с места, мнения разделились примерно одинаково, по 30% опрашиваемых ответили, что гибкость и координация, 40%, что силовая выносливость. Так же затруднение вызвал вопрос с суточной нормой калорий для юношей и девушек ведущий активный образ жизни. Обучающиеся хорошо справились с вопросами о нормах ЧСС. И правильно ответили на вопрос о том, почему возникает дискомфорт в мышцах после тренировок. 100% справились с вопросом о том, зачем нужна разминка.

Анализируя ответы девушек на анкету, можно также сказать, что знания в области ФК находятся на низком уровне, многие вопросы вызывают затруднения. Менее половины тестируемых смогли успешно ответить на вопросы. Большинство опрашиваемых справилось успешно с вопросом о разминке. Правильно ответили на вопрос, почему мужчины худеют быстрее занимаясь физическими упражнениями, порядка 60% ответили о более быстром обмене веществ, и еще 20% написали, что мужчины физически крупнее. Юноши и девушки успешно отвечают на вопрос об эффективности тренировки, и знают, что боль в мышцах не обязательное условие эффективной тренировки.

Таким образом, анализируя результаты анкеты «знания физической культуры» среди курсов технического ВУЗа можно сказать, что студенты 3 курса показали наивысший результат 43%, который соответствует низкому уровню. Наименьший результат выявлен у студентов четвертого курса 29%, что также соответствует низкому уровню.

Таблица 2

культуры личности студентов технического

этапе исследования

Сформированность физической культуры личности Курс Шкала оценки уровня сформированности физической культуры личности

1 2 3 4 баллы

балл % балл % балл % Бал л %

Образованность в сфере ФК 9,5 40 10,6 44 10,8 45 7,3 30 6-11 12-17 18-21 22-24

Эмоционально-волевая активность 5,8 48 4,9 41 5,9 49 5,5 46 3-5 6-8 9-11 11-12

Компетентная готовность 7,5 47 8,4 53 7,2 45 6,3 39 5-9 10-14 15-18 19-20

Компонент личностно-творческой деятельности 3,1 39 2,8 35 3,2 40 2,9 36 2-3 4-5 7 8

Проанализировав ответы на анкету сформированности физической культуры личности, можно сказать, что среди девушек средний результат заинтересованности в занятиях физической культурой составил 42.8 балла - этот результат соответствует уровню - «Слабо заинтересованный» Если брать процентное соотношение - 9% респондентов «Низкий» уровень заинтересованности, 61% «Слабо

заинтересованный», и 30% опрошенных девочек показали «деятельностный» низкий уровень заинтересованности. Среди юношей среднее значение составило 39.7 балла (70% опрошенных), что также соответствует низкому уровню и необходимый уровень деятельностного компонента выявлен только у 20% респондентов юношей.

Проанализировав второй опросник, где выяснялись мотивы учебной деятельности, можно отметить, что для 55% опрошенных девушек, главный мотив - это получение диплома, на втором месте расположился такой мотив как «Стать компетентным в сфере управления своим здоровьем и работоспособностью» и третий основной мотив «Успешно учиться, сдавать экзамены на «хорошо» и «отлично». Среди юношей главный мотив так же «Получить диплом», на втором месте «Личностное совершенствование», и третьим мотивом становится «Изучить свои качества и возможности для наилучшего их использования».

Третий опросник «Мотивы-ценности студентов к физкультурно-спортивной

деятельности и их реализация в процессе обучения». Среди девушек основным мотивом «Совершенствование физического «Я», красоты тела». Второй мотив «Физическое самоутверждение» и третий «Рекреационные (компенсация дефицита двигательной

активности)» реализуют они эти мотивы по их собственным ответам лишь на 30%. Проанализировав ответы юношей на первое место можно поставить такой мотив «Профилактические (не болеть, хорошо себя чувствовать)». Реализуют они его по результатам опроса на 35%. Второй мотив «Материально практический (не тратить на лекарства не брать больничный)». Третий доминирующий мотив для юношей - это «Подготовка к профессиональной деятельности» реализуют на 50%. Говоря о мотивах, которые заняли последние места в рейтингах респондентов, среди юношей - «Познание и самопознание в ФК (изучение теории, научно обоснованных принципов тренировки)». Девушки же на последнее место в списке мотивов поставили «Чувство долга (выполнение обязательной программы своих обязательств)».

Исходя из полученных результатов можно сказать, что в большей части опрошенные юноши и

девушки слабо заинтересованы в занятиях спортом и физической активностью. И среди доминирующих мотивов них получение диплома. Также занятие физической культурой девушки воспринимают как средство достижения красивого тела, а юноши как возможность укрепить здоровье.

Таким образом, анализируя результаты сформированности физической культуры личности студентов технического ВУЗа 1-4 курса обучения можно сказать, что у большинства опрашиваемых респондентов выявлен низкий уровень сформированности физической культуры личности. Наибольший результат показали студенты третьего курса (43,3 балла - 40%), а самый низкий уровень сформированности физической культуры личности выявлен у студентов четвертого курса (35 баллов - 32%).

«Мотивы-ценности студентов к физкультурно-спортивной деятельности и их реализация в процессе обучения». Среди девушек основным мотивом «Совершенствование физического «Я», красоты тела». Второй мотив «Физическое самоутверждение» и третий «Рекреационные (компенсация дефицита двигательной

активности)» реализуют они эти мотивы по их собственным ответам лишь на 30%. Проанализировав ответы юношей на первое место можно поставить такой мотив «Профилактические (не болеть, хорошо себя чувствовать)». Реализуют они его по результатам опроса на 35%. Второй мотив «Материально практический (не тратить на лекарства не брать больничный)». Третий доминирующий мотив для юношей - это «Подготовка к профессиональной деятельности» реализуют на 50%. Говоря о мотивах, которые заняли последние места в рейтингах респондентов, среди юношей - «Познание и самопознание в ФК (изучение теории, научно обоснованных принципов тренировки)». Девушки же на последнее место в списке мотивов поставили «Чувство долга (выполнение обязательной программы своих обязательств)».

Исходя из полученных результатов можно сказать, что в большей части опрошенные юноши и девушки слабо заинтересованы в занятиях спортом и физической активностью. И среди доминирующих мотивов них получение диплома. Также занятие физической культурой девушки воспринимают как средство достижения красивого тела, а юноши как возможность укрепить здоровье.

Таким образом, анализируя результаты сформированности физической культуры личности студентов технического ВУЗа 1 -4 курса обучения можно сказать, что у большинства опрашиваемых респондентов выявлен низкий уровень сформированности физической культуры личности. Наибольший результат показали студенты третьего курса (43,3 балла - 40%), а самый низкий уровень сформированности

физической культуры личности выявлен у студентов четвертого курса (35 баллов - 32%).

Содержание методики формирования физической культуры личности студентов технического ВУЗа следующие компоненты: 1) Образовательный компонент (знания в сфере физической культуры); 2) Мотивационный компонент (приобщающие мотивы к занятиям ФК); 3) Двигательный компонент (двигательная активность); 4) Оценочный компонент эмоционального состояния.

В качестве основной методологии был избран культурологический подход, где рассматривались две позиции функционирования явлений культуры

- аксиологическая и деятельностная. Были сформулированы три опорные позиции культурологической концепции, которые затем были положены в основу разрабатываемой методики обучения студентов теории физической культуры:

✓ в методике необходимо реализовать ценности, достижения теории физической культуры как вида культуры, с ее помощью повысить качество неспециального физкультурного образования студентов;

✓ методика обучения студентов теории физической культуры должна быть направлена на формирование физической культуры личности, как важнейшего результата учебной деятельности, способствующего более глубокому пониманию закономерностей физического совершенствования на практике, пониманию значения физической культуры как социального явления, укреплению и развитию мотивации по отношению к физической культуре;

✓способы учебной деятельности должны ориентировать субъектов процесса обучения на принцип культуросообразности и саморазвитие.

При разработке содержания

программированного обучения студентов теоретическим знаниям по предмету «Физическая культура» было установлено пошаговое представление учебного материала. Всего было сделано 5 таких шагов.

На первом шаге главной задачей студентов было - проанализировать теоретический материал программы по физической культуре для учащихся 10-11 классов и распределить его на отдельные учебные разделы.

Анализ содержания программы для старшеклассников (подраздел «основы знаний о физической культуре, умения и навыки, приемы закаливания, способы саморегуляции и самоконтроля») позволил выделить четыре раздела в теоретической части дисциплины: 1) «Социокультурные основы физической культуры»

- в нем должны даваться основные понятия, исторические данные, основные положения физической культуры, имеющие социальное значение; 2) «Психолого-педагогические основы физической культуры» - раздел должен содержать представления и знания о влиянии физических упражнений на психику человека, связь

физических упражнений с психической сферой человека, педагогические положения, в первую очередь, касающиеся развития физических качеств, освоения двигательных умений, самостоятельных занятий, организации самоконтроля; 3) «Медико-биологические основы физической культуры» - в разделе содержится материал о телосложении человека, значении упражнений для организма, формировании здорового образа и стиля жизни, профилактике вредных привычек; 4) «Базовые виды физкультурно-спортивной деятельности» -раздел посвящен материалу о технике, тактике, правилах соревнований в базовых видах спорта, традиционно практикуемых в

общеобразовательных учебных заведениях РФ (баскетбол, волейбол, футбол, ручной мяч, лыжный спорт, плавание, гимнастика спортивная).

Второй шаг был направлен на то, чтобы последовательно распределить внутри каждого раздела программного материала отдельные темы занятий по физической культуре.

Третий шаг был направлен на то, чтобы выделить основные опорные дидактические единицы. Так, в разделе «Социокультурные основы физической культуры» такими единицами, например, были: «физическая культура общества», «физическая культура личности», «физическое совершенство», «физическая подготовка», «ценностные ориентации в сфере физической культуры», «всесторонность физической подготовки», «гармоничность развития человека.

Четвертый шаг представлял собой разработку непосредственных заданий программированного обучения по конкретным вопросам в отдельной теме каждого из указанных разделов теоретического материала дисциплины «Физическая культура».

Всего использовалось четыре варианта заданий: 1 -ый вариант был в виде задания-вопроса с предлагаемыми вариантами ответа, среди которых один правильный. Если студент выбирал неправильный ответ, то ему давалось пояснение, почему ответ неверный. В случае выбора правильного ответа тоже давалось объяснение. Во втором варианте помимо формулировки цели и задач, заранее давались методы работы, последовательность выполнения задания в полном объеме. В третьем давалась формулировка цели работы и выяснения ответа на конкретные вопросы. В четвертом задании давалась только формулировка цели задания, а остальное ученик должен был решать самостоятельно, творчески. Так выстраивалась последовательность работы ученика по принципу - от простого - к сложному, от выполнения задания с помощью педагога - до выполнения задания полностью самостоятельно.

Пятый шаг построения методики программированного обучения состоял в том, что создавалась и воплощалась определенная обучающая структура обучения, включающая в себя следующие компоненты. Оценка теоретической подготовленности осуществлялась с помощью устного, письменного опроса,

тестирования в рамках содержания материала для учащихся школы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом значимость нашего исследования заключается в дополнении теории и практики физической культуры новыми сведениями о формировании физической культуры личности студентов высших учебных заведений. Полученные результаты могут быть использованы при учебно-воспитательной работе студентов

технического ВУЗа в процессе обучения с целью формирования устойчивой физкультурно-спортивной мотивации.

Список литературы:

1. Ильинич В.И. Физическая культура студента: Учебник / Под ред. В.И. Ильинича. — М., 2000. — 448 с. [Il'inich V.I. Fizicheskaja kul'tura studenta: Uchebnik / Pod red. V.I. Il'inicha.2000;448]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.