УДК 373.1 ГРНТИ 14.25.01
ИГРОВАЯ ТРЕНИРОВКА КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ ПО БОКСУ У ДЕТЕЙ В
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ_
Ляпин Игорь Викторович
тренер по боксу, мастер спорта России, президент Алтайской региональной общественной организации «Федерация бокса студентов Алтайского края»,
г. Барнаул
АННОТАЦИЯ
В статье рассматривается игровая тренировка как форма организации занятий по боксу. Упражнения, выполняемые в игровой форме повышают интерес, формируют мотивацию к занятиям спортом и физической культурой, стимулируют процесс усвоения техники отдельных элементов физических упражнений, способствуют стремлению к преодолению трудностей для решения поставленных перед занимающимися задач. Физическая активность детей в виде подвижных и спортивных игр развивает все группы мышц, легкие, сердечно-сосудистую систему, дух товарищества, лидерские качества, игровое мышление, повышает уровень всесторонней физической подготовленности.
ABSNRACT
The article examines game training as a form of organizing boxing lessons. Exercises performed in a playful way increase interest, form motivation to go in for sports and physical culture, stimulate the process of mastering the technique of individual elements of physical exercises, contribute to the desire to overcome difficulties in order to solve the tasks assigned to the students. Physical activity of children in the form of outdoor and sports games develops all muscle groups, lungs, cardiovascular system, camaraderie, leadership qualities, play thinking, increases the level of all-round physical fitness.
Ключевые слова: бокс, детский бокс, игра, спортивная игра, тренировка, игровая тренировка, физическая подготовленность, развитие физических качеств.
Keywords: boxing, children's boxing, game, sports game, training, game training, physical fitness, development of physical qualities.
Физическое воспитание подрастающего поколения составляет неотъемлемую часть в формировании воспитания личности. Основными задачами физического воспитания в школе являются активный образ жизни, а это укрепление здоровья, содействие правильному развитию, обучение учащихся жизненно необходимым навыкам, воспитание физических и нравственных качеств. Решению этих задач активно содействует игра, которая выступает как средство укрепления здоровья, так и метод физического и нравственного воспитания. Спортивная игра является естественным видом живой и непосредственной деятельности, любовь и привычка к которой закладывается с раннего детства.
Правильно организованная игра имеет большое влияние на развитие детских способностей и наклонностей. Занятие играми обогащают участников новыми ощущениями, эмоциями, представлениями и понятиями. Игры расширяют круг представлений, развивают наблюдательность, сообразительность, умение анализировать, сопоставлять и обобщать виденное, на основе чего делать выводы из наблюдаемых явлений в окружающей среде, формируют игровое мышление.
Понятие игрового метода в сфере воспитания отражает методические особенности игры. Игровой метод используется в процессе физического воспитания для комплексного совершенствования движений при их первоначальном разучивании,
используется для совершенствования физических качеств, потому что в игровом методе присутствуют благоприятные предпосылки для развития ловкости, силы, быстроты, выносливости. В обучении с использованием игровой формы в урок или тренировку вводятся упражнения, которые носят соревновательный характер. К игровой форме относят подготовительные упражнения с музыкальным сопровождением, вспомогательные игры и упражнения, где присутствуют элементы соперничества.
Упражнения, выполняемые в игровой форме — подвижные игры, игровые задания, использование различных снарядов, стендов и т. д. отличаются глубиной и разносторонностью воздействия на физические качества занимающихся. Такие занятия повышают интерес, формируют мотивацию к занятиям спортом и физической культурой, стимулируют процесс усвоения техники отдельных элементов физических упражнений, способствуют стремлению к преодолению трудностей для решения поставленных перед занимающимися задач.
Игровой метод предоставляет играющим простор для творческого решения двигательных задач, при этом постоянное и внезапное изменение ситуаций по ходу игры обязывает решать эти задачи в кратчайшие сроки и с полной мобилизацией двигательных способностей, вероятное программирование действий и
ограниченные возможности дозирования нагрузки. При применении игрового метода важно избегать механического переноса моделей игр (описанных в пособиях и сборниках) в практику учебной работы, а формы игрового метода модифицировать и модернизировать в зависимости от задач занятия, формы построения занятий и имеющихся условий. Целесообразно применять на тренировках следующие формы игрового метода: игровые упражнения, задания, подвижные игры, сюжетную организацию занятий, а также игровые снаряды, тренажеры.
Эффективны такие формы занятий, как использование сюжетных полос препятствий (типа круговой тренировки, где на станциях используются различные тренажеры).
Детский бокс — это не только вид спорта, в первую очередь отличный способ развития и поддержания физической формы и здоровья. Мы выстраиваем тренировки по боксу с учетом детского и подросткового возрастов в виде игры. Игра - это лучший способ обучения, в котором необходимы упражнения для тренировки реакции, координации и чувства дистанции, развивается игровое мышление.
Важно сохранить наполняемость групп в зависимости от возраста. В группах 7-8 лет максимальное количество 6-8 человек, возможность деления на 2 подгруппы 4*4 [2]. С учетом психофизических качеств в данном возрасте развиваются все те качества, которые присущи «настоящим» боксерам — гибкость, ловкость, выносливость, скорость, сила [1]. Также за счет различных упражнений улучшается и способность ориентироваться в пространстве.
Занятия в СОГ (спортивно-оздоровительная группа) и подготовительной группе длятся от 45 минут до 1,5 часов, в группе новичков - от 1,5 часов до 2 часов и все они строятся в игровой форме. Наша методика включает в себя чередование упражнений, как кувырки, челночный бег (5-6 м), разнообразные виды бросания мяча. В группах СОГ все упражнения выполняются четко по требованию тренера с учетом психо-физиологических качеств.
Игра «4 угла».
Описание игры. Дети играют в помещении, в котором установлена имитация ринга (создана мягкая, безопасная зона), лежа на спине, друг к другу ногами в центре ринга, по команде тренера
кувырком назад начинают движение по периметру ринга. Направление по кругу устанавливает тренер.
Выполнив задание, встают на ноги (вставание может быть усложнено или упрощено другими упражнениями) и обегают количество углов в ринге, указанных тренером, при этом обязательно коснуться угловой подушки ринга, выполняя главное условие - не задеть друг друга на протяжении всего маршрута движения, в противном случае - выходят оба.
Методические указания. При смене позиций в положении лежа на спине, важно избежать столкновения с участниками игры (игра на ловкость, переключение внимания). По звуковому сигналу дети начинают двигаться, выполняя установку тренера (по часовой стрелке, либо против) обегают с касанием каждой угловой подушки в «ринге».
В группах СОГ и подготовительной, дети строго выполняют рекомендации тренера.
В группе новичков (10-12 лет) участников не более 4 человек. Так как дети уже подготовленные по психофизическим параметрам им разрешается также двигаться свободном направлении.
В группах спортивного совершенствования тренер может добавлять количество участников 4+.
Игра «Вышибала»
Игра также проводится в «ринге», разделенного на равные две части. Например, играют 4*4, кто кого выбьет мягким мячом (как правило, поролоновый). Кого выбили, тот делает какое-то упражнение, например, качает пресс 2 раза и потом заходит в квадрат. Следующее упражнение, например, 5 прыжков на левой ноге и т.д.
Используется метод игровой тренировки, воспитывается командный дух, развиваются активно физические качества. Физические упражнения дети выбирают сами по выбору из ОФП (общая физическая подготовка) подтягивания, отжимания, приседания,
упражнения на пресс и т.п. или из упражнений по СФП (специальная физическая подготовка). Например, качание пресса происходит с учетом самочувствия ребенка (сколько смог - столько сделал), хоть 2 раза.
Игра «Боксерские классики».
Описание игры. Проводится в виде эстафеты. Дети делятся на 2 команды.
На расстоянии до 10 метров от старта располагаются на полу две таблицы в виде банера
(1*1 м), в ячейках в расположены числа - от
случайном порядке 1-го до 25-ти разных
цветов. Данные таблицы - увеличенная таблица Шульте, которую используют в психологии для оценки скорости переключения внимания. Методические указания.
Занимающиеся в виде эстафеты преодолевают расстояние до таблиц, выполняют упражнения из ОФП или СФП, дети с девиантным поведением выполняют упражнения в виде теста на время [2].
Рекомендуемые упражнения для эстафеты: команда просто бегом или спиной вперед, сделать кувырки вперед, прыжки на фитболе, или выполняют упражнение «таракан», или выполняют упражнения с тяжелым мячом 1 кг или упражнения, в упоре сидя - гусиным шагом, и далее выполняют упражнения с таблицами.
Например, наступая только левой ногой назвать все цифры по порядку от 1 до 25 или же в обратном порядке.
Время выполнения скоростного упражнения для ребенка не должно превышать 5-8 с (в СОГ и подготовительной группе количество названных тренером цифр в таблице не более 10).
Игровая тренировка для детей, в отличие от тренировки взрослых, имеет ряд методических и организационных особенностей. Тренировочные занятия не должны быть ориентированы на достижение в первые годы занятий высокого спортивного результата (на этапах начальной подготовки) и нагрузка должна соответствовать функциональным возможностям растущего организма. Надежной основой успеха в избранном виде спорта являются накопление необходимого объема знаний, умений и навыков технико-тактического мастерства, всестороннее развитие физических, моральных и волевых качеств [2].
Физическая активность детей в виде подвижных и спортивных игр развивает все группы мышц, легкие, сердечно-сосудистую систему, дух товарищества, лидерские качества. Игры применяются на всех этапах тренировочного процесса юных боксеров, например игры в виде эстафеты с явным личным вкладом каждого участника полезны для мотивации и психологического развития. У детей улучшается эмоциональный фон, снимается психическая
напряженность, особенно у детей с девиантным поведением (для них проводится контроль в виде теста или пробные занятия в группах), повышается уровень всесторонней физической подготовки и развиваются физические качества, необходимые для гармоничного развития личности.
С марта 2020 года мы столкнулись с рядом проблем, связанных с карантином и самоизоляцией в условиях пандемии Covid-19. Залы для тренировок закрыты, дети и тренеры оказались в вынужденной обстановке без стабильных тренировок. У детей молодой организм набирает форму медленнее, чем у взрослых и чем дольше без тренировок, тем сложнее возвращать наработанные ранее результаты [1].
Попытки тренироваться в домашних условиях не у всех предпринимались успешно. Выполнялся ряд упражнений, связанных с общей физической подготовкой (например, прыжки на скакалке, школа бокса: подготовительные упражнения на передвижения и технику ударов). К специальной физической подготовке дети и их родители не были готовы, не было того оборудования, которое было в зале бокса.
Если физическое воспитание еще можно каким-либо образом проконтролировать, то специальную подготовку по боксу оказалось сложно.
При дистанционном обучении теряются методы индивидуальной работы с тренером и непосредственной отработки с партнером, остаются теоретический и визуальный метод.
Работа в данных ограничениях позволила нам искать другие формы и методы организации занятий боксом с детьми. К каждому ребенку осуществлен индивидуальный подход,
разработаны индивидуальные планы тренировок, питания. Это еще и хорошая проверка взаимопонимания между тренером и учащимися. Даже давая четкие указания через информационно-коммуникативную сеть Интернет, с помощью
социальных сетей и различных мессенджеров не было возможности качественно осуществить контроль. Поэтому в данный период во всех группах давались упражнения по лечебной физкультуре, а именно, скрутки на спину, дыхательные упражнения с элементами на гибкость. Из ОФП были оставлены только упражнения со своим весом, кардиотренировки и работа с теннисным мячом.
Начиная с того момента, когда было разрешено проводить тренировки на открытых площадках на свежем воздухе, мы вернулись к тренировкам малыми группами, соблюдая рекомендации Роспотребнадзора.
Учитывая потерю спортивной формы детей, возобновляя тренировки в игровой форме все тренировочные занятия, тесты, игры, в ходе которых повышается пульс, не должны превышать III зоны ЧСС (220-возрасг-20-20=Ш зона). На
УДК 378.17
ГРНТИ 14.35.07
период пандемии мы не рекомендуем превышать данный уровень ЧСС за неимением информации последствий Covid-19.
Список литературы:
1. Устюгов Е.Д., Ендропов О.В. Индивидуальное психофизическое развитие человека. - Новосибирск: НГПУ, 1999. - 190 с.
2. Ляпин И.В. Пути формирования детских групп 7-10 лет в зале бокса в учебно-тренировочном процессе с учетом психофизиологических качеств. - Инновационное развитие: потенциал науки и современного образования: сборник статей V Международной научно-практической конференции. В 2 ч. Ч. 2 - Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение». - 2019. - С. 260-267. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=41545362
_К ВОПРОСУ О ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ СТУДЕНТОВ АЛТГТУ_
DOI: 10.31618/ESU.2413-9335.2021.1.82.1198 Сорокина Лидия Александровна
Старший преподаватель, ФГБОУ ВО «Алтайский государственный технический университет
им. И.И.Ползунова» Мусатова Елена Геннадьевна Старший преподаватель, ФГБОУ ВО «Алтайский государственный технический университет
им. И.И.Ползунова» Сорокина Валерия Сергеевна студентка гр. КИЛП-81, ИнБиоХим, ФГБОУ ВО «Алтайский государственный технический университет
им. И.И.Ползунова»
АННОТАЦИЯ
В статье рассматривается роль физического воспитания в Вузе во всестороннем развитии личности студентов, которое проявляется по трем основным направлениям (развитие двигательных качеств, приобретение знаний, умений и навыков, необходимых для их успешного выполнения, сохранение и укрепление здоровья, приобщение студентов к систематическим занятиям физическими упражнениями, активное участие их в спортивной жизни нашего ВУЗа, развитие общественно значимых черт характера, формирование духовного мира и нравственное развитие личности студента). Преподавание теоретического и практического курса в условиях короновирусной инфекции Covid-19 при помощи удаленного режима работы (самоизоляции). Предлагаются способы поддержания активной физической формы и сокращения сидячего образа жизни в условиях домашнего карантина.
ABSNRACT
The article discusses the role of physical education at the University in the comprehensive development of students' personality, which manifests itself in three main areas (development of motor qualities, acquisition of knowledge, skills and abilities necessary for their successful implementation, preservation and strengthening of health, introduction of students to systematic studies physical exercises, their active participation in the sports life of our university, the development of socially significant character traits, the formation of the spiritual world and the moral development of the student's personality). Teaching a theoretical and practical course in the context of the Covid-19 coronavirus infection using a remote mode of work (self-isolation). Ways to maintain active physical fitness and reduce sedentary lifestyles in a home quarantine are proposed.
Ключевые слова: физическое воспитание, физическая культура, студенты, ВУЗ, пандемия, карантин, самоизоляция, способы поддержания активной физической формы.
Keywords: physical education, physical education, students, university, pandemic, quarantine, self-isolation, ways to maintain active physical shape.