Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ФИЗИЧЕСКОМ СОСТОЯНИИ И ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ 1 КУРСА'

К ВОПРОСУ О ФИЗИЧЕСКОМ СОСТОЯНИИ И ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ 1 КУРСА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
14
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / ГРУППА ЗДОРОВЬЯ / ДВИГАТЕЛЬНЫЕ ТЕСТЫ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Ларионова О.В., Горячева В.А., Сбитнева С.В.

В статье представлены результаты мониторинга физического состояния и физической подготовленности студентов первого курса, поступивших в Институт химии СГУ с 2012 по 2015 г. Приведен анализ результатов выполнения двигательных тестов студентами, зачисленными по состоянию здоровья в основную группу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Ларионова О.В., Горячева В.А., Сбитнева С.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF THE FIRST-YEAR STUDENT''S PHYSICAL HEALTH AND ALL-AROUND FITNESS

The article provides results of physical health and all-round fitness monitoring based on the first-year students who entered SSU Institute of Chemistry from 2012 to 2015. It also presents results of athletic tests performed by students of A-health group.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ФИЗИЧЕСКОМ СОСТОЯНИИ И ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ 1 КУРСА»

2. Об утверждении положения о всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО) от 11.06.2014 № 540

3. Положение о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО) - версия с изменениями из постановления № 1508 от 30.12.2015

УДК 796.

Ларионова О.В. старший преподаватель кафедра физического воспитания и спорта Институт физической культуры и спорта

Горячева В.А.

студент Сбитнева С.В. студент Институт химии ФГБОУ ВО «СГУ им. Н.Г. Чернышевского»

Россия, г. Саратов К ВОПРОСУ О ФИЗИЧЕСКОМ СОСТОЯНИИ И ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ 1 КУРСА Аннотация: В статье представлены результаты мониторинга физического состояния и физической подготовленности студентов первого курса, поступивших в Институт химии СГУ с 2012 по 2015 г. Приведен анализ результатов выполнения двигательных тестов студентами, зачисленными по состоянию здоровья в основную группу.

Ключевые слова: студенты, группа здоровья, двигательные тесты, физическая подготовленность

Larionova O. V.

Senior Instructor The Department of Physical Education and Sport, Institute of Physical Culture and Sports Of the "Saratov State University named after N. G. Chernyshevsky"

Goryacheva V.A., student, Sbitneva S. V., student, Institute of Chemistry

Of the "Saratov State University named after N. G. Chernyshevsky"

Saratov, Russia TO THE QUESTION OF THE FIRST-YEAR STUDENT'S PHYSICAL HEALTH AND ALL-AROUND FITNESS Abstract: The article provides results of physical health and all-round fitness monitoring based on the first-year students who entered SSU Institute of Chemistry from 2012 to 2015. It also presents results of athletic tests performed by students of A-health group.

Keywords: students, health group, athletic tests, all-around fitness

Развитие физической культуры и спорта в России - одна из важнейших задач социальной политики государства. Подтверждением является принятая правительством Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации до 2020 года и Государственная программа «Развитие физической культуры и спорта». В соответствие с принятыми документами, «доля населения систематически занимающегося физической культурой к 2020 году должна достигнуть 40%, а учащейся молодежи - 80%». В связи с апробацией Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ВФСК ГТО) в регионах Российской Федерации, в том числе, в образовательных учреждениях, вопрос о состоянии здоровья и подготовленности студентов является актуальным.

Целью работы является исследование физического состояния студентов и определение уровня их физической подготовленности (на примере студентов 1 курса Института химии СГУ).

ОРГАНИЗАЦИЯ И РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

На сегодняшний день организация учебного процесса на кафедрах физического воспитания регламентирована действующим приказом Минобразования РФ от 01.12.1999 N 1025. «Об организации процесса физического воспитания в образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования», в соответствие с которым, студенты распределяются на учебные отделения с учетом состояния здоровья и физического развития. Принадлежность студента к той или иной функциональной группе здоровья определяется по результатам медицинского осмотра, который проводится в соответствие с приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 9 августа 2010 г. № 613Н. По результатам осмотра определяется принадлежность студента к функциональной группе здоровья. Приказ Минздрава устанавливает:

- 1 группа - разрешены занятия физической культурой без ограничений и участие в соревнованиях,

- 2 группа - возможны занятия физической культурой с незначительными ограничениями физических нагрузок и без участия в соревнованиях;

- 3 группа - возможны занятия физической культурой со значительными ограничениями нагрузок;

- 4 группа - возможны занятия лечебной физической культурой (ЛФК).

В настоящее время состояние здоровья и физическая подготовленность выпускников российских школ вызывает озабоченность медиков и специалистов в области физической культуры. О тенденции ухудшения здоровья учащихся и низком уровне физической подготовки указывают результаты обследований состояния физической подготовленности учащихся, проводимые многими исследователями [1, 2, 3.]. Сложившаяся негативная

тенденция со здоровьем первокурсников наблюдается и в СГУ. Результаты обязательного медицинского контроля состояния здоровья студентов, поступивших на 1 курс в течение 2012-2015 г. г. приведены в таблице 1. (данные ежегодной отчетной документации кафедры физического воспитания и спорта и здравпункта СГУ).

Таблица 1. Распределение студентов 1 курса СГУ по группам здоровья.

Год Функциональное состояние студентов (кол-во%)

1 группа (основная) 2 группа (подготовительная) 3 группа (спец. медицинская) 4 группа (освобожденные)

2012 53,7 23,9 16,0 6,4

2013 56,4 23,1 14,7 5,8

2014 53,0 22,1 17,8 7.1

2015 50,3 27,0 17,8 4,9

Медики отмечают, что в иерархии заболеваний на первом месте болезни системы кровообращения, затем идут заболевания дыхательной системы, опорно-двигательного аппарата, патология органов зрения. Также медики обращают внимание на то, что в «специальной» группе увеличивается количество студентов, имеющих одновременно несколько патологий, а преподавателей физической культуры беспокоит то, что контингент студентов из «основной» группы здоровья постепенно перераспределяется в «подготовительную» и «специальную» группы.

Для оценки уровня физической подготовленности студентов, поступивших на 1 курс в Институт химии СГУ в 2012-2015г.г. и зачисленных по состоянию здоровья в основную группу, был проведен анализ выполнения ими двигательных тестов. В тестировании приняли участие 247 студентов, из них 130 человек составили девушки и 117 юноши. Обязательными тестами оценки физической подготовленности в соответствие с рабочей программой, для студентов 1 курса Института химии СГУ, отнесенными по состоянию здоровья к «основной» группе являются: бег 100м (оценка скоростных способностей), бег 500м и 1000м (дев., юн.) - оценка выносливости, прыжок в длину с места (оценка скоростно-силовых способностей), упражнения «сгибание-разгибание рук в упоре лежа» и «подъем туловища из положения лежа» (силовые способности). Выполнение данных тестов оценивается в очках и характеризует исходный уровень физической подготовленности студента. Результаты выполнения двигательных тестов приведены в таблице 2.

Таблица 2. Физическая подготовленность студентов 1 курса.

Виды испытаний 2012 год 2013 год 2014 год 2015 год

Юнош и Девуш ки Юнош и Девуш ки Юнош и Девуш ки Юнош и Девуш ки

Скорость (бег на 100 м, сек.) п = 20 п = 39 п = 47 п = 38 п = 29 п = 26 п = 21 п = 27

14,2±0 ,6 17,2±0, 4 14,1±0 ,3 17,8±0, 5 14,3±0 ,4 17,7±0, 5 14,5±0 ,4 17,4±0, 6

Общая выносливос ть (кросс, сек.) п = 11 п = 40 п = 27 п = 25 п = 19 п = 16 п = 20 п = 27

240±1 5 145±8 238±7 132±3 250±1 0 141±7 240±1 6 137±7

Скоростно-силовые (прыжок в длину, см) п = 17 п = 39 п = 42 п = 37 п = 32 п = 41 п = 30 п = 42

237±9 181±6 238±5 178±5 230±1 0 172±7 214±8 163±6

Силовая выносливос ть (пресс, кол-во раз) п = 13 п = 44 п = 40 п = 39 п = 33 п = 51 п = 32 п = 41

54±6 42±3 52±3 45±3 42±3 44±3 47±4 39±3

Силовая выносливос ть (отжимания , кол-во раз) п = 18 — п = 37 — п = 31 — п = 31 —

40±1 — 38±1 — 47±5 — 36±3 —

Как видно из таблицы 2, динамика результатов в беге на 100м имеет разнонаправленную тенденцию изменения. Средние показатели результатов теста 14,5±0,4с юношей и 17,4±0,6 у девушек, показанные в 2015г., соответствуют «среднему» уровню. Прыжок в длину с места тестирует скоростно-силовые способности: силу ног, быстроту и координацию движений. Динамика результатов в этом упражнении у девушек и у юношей за рассматриваемый период времени отрицательная. Показатели по годам обследования статистически достоверны (р<0,05). Установлено, что юноши лучше справляются с выполнением этого теста, чем девушки: средние результаты, показанные в 2015г. у юношей соответствуют «среднему», а у девушек - «низкому» уровню.

В своих исследованиях авторы отмечают, что испытания на выносливость, (бег 2000м и 3000м девушки и юноши соответственно) и

нормы выполнения, определенные в комплексе ГТО - «это наиболее трудный вид испытаний, который в состоянии выполнить не более 46,8% первокурсников» [1 С. 56, 2 С.27]. Анализ работ по соответствующей тематике, а также опыт практической работы и общение с коллегами подтверждают факт не подготовленности поступивших на 1 курс студентов к выполнению тестов на общую выносливость. Именно поэтому, а отчасти по причине боязни за здоровье и жизнь студентов в рабочие программы по физической культуре на первом курсе эти тесты не включают, или заменяют их «выполнимыми» и более «безопасными». В данном случае для студентов 1 курса Института химии СГУ всех направлений подготовки по решению кафедры установлены виды испытаний указанные в таблице 2. Уровень силовой подготовленности студентов определяется с помощью известных тестов на силу: упражнения «сгибание и разгибание рук в упоре лежа» (отжимания) и «подъем туловища из положения лежа (пресс) по стандартной методике. Показатели силовой подготовленности у юношей и у девушек за рассматриваемый период времени имеют незначительные разнонаправленные изменения. Упражнение «на пресс» выполняется на мах количество раз и ограничено мах временем выполнения (не болееЗ мин.). Подготовленность к выполнению этого упражнения юношей и девушек оценивается как «высокий» уровень. Упражнение «отжимание» на мах количество раз, как тест, выполняют только юноши. Объективность оценки сомнений не вызывает, так как в настоящее время контроль правильности и количества выполненного упражнения осуществляется с применением специально разработанного приспособления, схема которого и принцип действия указаны в одной из работ автора [4.]. Результаты выполнения этого теста для первокурсников оцениваются как «высокий» уровень.

ВЫВОДЫ

1. Сложившаяся негативная ситуация со здоровьем учащейся молодежи в целом по стране характерна для студентов СГУ. Это подтверждают статистические данные результатов медицинского контроля состояния здоровья студентов за последние годы (2012-2015). Только 53,3% первокурсников разрешено принять участие в соревнованиях ВФСК ГТО (приказ № 613Н Министерства здравоохранения РФ).

2. Физическая подготовленность студентов 1 курса к выполнению зачетных требований на общую выносливость у юношей и у девушек остается на низком уровне. Скоростная подготовленность за рассмотренный период времени имеет незначительную разнонаправленную тенденцию и, в целом, соответствует «среднему» уровню. Скоростно-силовые способности достоверно ухудшились и у девушек оцениваются как «низкий», а у юношей «средний» уровни. «Трудновыполнимыми» являются тесты на силу: упражнение «сгибание и разгибание рук в упоре лежа» для девушек.

Использованные источники: 1. Перова Е.И., Куренцов В.П. Физическое состояние и готовность

студенческой молодежи к выполнению нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО 2014 года. / Е.И. Перова, В.А. Куренцов, В.П. Голубев, Э.В. Егорычева. // Вестник спортивной науки. 2014. №2. С. 55-60.

2. Васенков Н. В., Фазлеева Г.И., Пасмуров Г.И. Всероссийский спортивный комплекс «ГТО»: готовность студентов к выполнению норм и требований / Н.В. Васенков, Е.В. Фазлеева, Г.И. Пасмуров // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2015. вып.№3. С.27-29.

3. Шаратских А.Ю., Кузекевич В.Р. Сравнительный анализ уровня физической подготовленности студентов первых курсов педагогического института ИГУ / А.Ю. Шаратских, В.Р. Кузекевич // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. 2016. №4 (134).С.299-305

4. Ларионова О.В. Способ контроля и оценки выполнения теста силовых способностей Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» // Международный научно-практический журнал «Теория и практика современной науки». Выпуск № 11 (17) 2016. 6 стр. ISSN 24129682. http://modern-j.ru/domains data/files/17/Larionova%20(obrazovanie%20i%20pedagogika).pdf

УДК 372.8

Носачева Н.В. старший преподаватель кафедра математики, информатики и естествознания ГБОУВО «Ставропольский государственный

педагогический институт» филиал в г. Буденновске ИННОВАЦИОННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ В статье рассматриваются основные задачи и направления инновационной педагогической деятельности будущего учителя математики и проблема готовности студентов педагогических вузов к инновационной деятельности.

Ключевые слова: профессиональное мастерство, рефлексия, инновации, инновационная деятельность, педагогические технологии.

Nosacheva N. In. senior lecturer in mathematics, Informatics and natural

Sciences, "The Stavropol state pedagogical Institute" in Budenovsk INNOVATIVE PEDAGOGICAL ACTIVITY OF FUTURE TEACHER OF MATHEMATICS The article discusses the main tasks and directions of innovative pedagogical activity offuture teachers of mathematics and the problem of readiness of students of pedagogical universities to the innovation activity.

Key words: professional skills, reflection, innovation, innovative activity,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.