Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ЕДИНООБРАЗИИ В ПОДХОДАХ К ОЦЕНКЕ УСПЕВАЕМОСТИ ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»'

К ВОПРОСУ О ЕДИНООБРАЗИИ В ПОДХОДАХ К ОЦЕНКЕ УСПЕВАЕМОСТИ ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
291
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
обучающиеся / общее образование / единство образовательного пространства / физическая культура / текущий контроль / промежуточная аттестация / система оценки достижения планируемых результатов / students / general education / the unity of the educational space / physical culture / current control / intermediate certification / the system for assessing the achievement of planned results

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Корчагин Данил Сергеевич

Проанализированы нормативно-правовые акты, регулирующие оценку успеваемости студентов. Проведено исследование в форме онлайн-опроса учителей физической культуры г.Москвы по вопросам организации и осуществления оценки успеваемости обучающихся. Представлен сравнительный анализ нормативно-методических документов и учебно-методической литературы в части предъявляемых требований к уровню физической подготовленности обучающихся, выявлены разногласия требований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Корчагин Данил Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ISSUE OF UNIFORMITY IN APPROACHES TO THE ASSESSMENT OF ACADEMIC PERFORMANCE IN THE ACADEMIC SUBJECT «PHYSICAL CULTURE»

The normative-legal acts regulating the assessment of students' progress are analyzed. A study was conducted in the form of an online survey of teachers of physical culture in Moscow on the organization and implementation of student performance assessment. A comparative analysis of normative-methodical documents and educational-methodical literature in terms of the requirements for the level of physical fitness of students is presented, disagreements of requirements are revealed.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ЕДИНООБРАЗИИ В ПОДХОДАХ К ОЦЕНКЕ УСПЕВАЕМОСТИ ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»»

УДК 796.011.3:371.26 DOI: 10.24412/2305-8404-2022-10-18-24

К ВОПРОСУ О ЕДИНООБРАЗИИ В ПОДХОДАХ К ОЦЕНКЕ УСПЕВАЕМОСТИ ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»

Д.С. Корчагин

Проанализированы нормативно-правовые акты, регулирующие оценку успеваемости студентов. Проведено исследование в форме онлайн-опроса учителей физической культуры г. Москвы по вопросам организации и осуществления оценки успеваемости обучающихся. Представлен сравнительный анализ нормативно-методических документов и учебно-методической литературы в части предъявляемых требований к уровню физической подготовленности обучающихся, выявлены разногласия требований.

Ключевые слова: обучающиеся, общее образование, единство образовательного пространства, физическая культура, текущий контроль, промежуточная аттестация, система оценки достижения планируемых результатов.

ON THE ISSUE OF UNIFORMITY IN APPROACHES TO THE ASSESSMENT OF ACADEMIC PERFORMANCE IN THE ACADEMIC SUBJECT «PHYSICAL CULTURE»

Korchagin D.S., graduate student, danilqor@ gmail.com, Russia, Belgorod, Belgorod National Research University

The normative-legal acts regulating the assessment of students' progress are analyzed. A study was conducted in the form of an online survey of teachers of physical culture in Moscow on the organization and implementation of student performance assessment. A comparative analysis of normative-methodical documents and educational-methodical literature in terms of the requirements for the level of physical fitness of students is presented, disagreements of requirements are revealed.

Key words: students, general education, the unity of the educational space, physical culture, current control, intermediate certification, the system for assessing the achievement of planned results.

Корчагин Данил Сергеевич, аспирант, daшlqor @gmail.com, Россия, Белгород, Белгородский государственный национальный исследовательский университет.

Научный руководитель: Кадуцкая Лариса Анатольевна, канд. пед. наук, доц., зав. кафедрой, kadut-skaya@bsu.edu.т, Россия, Белгород, Белгородский государственный национальный исследовательский университет

Оценка успеваемости является одним из ключевых элементов образовательного процесса. С одной стороны, это инструмент для определения уровня достижения обучающимися запланированных результатов, с другой - возможность для педагога организовать процесс освоения образовательной программы с учетом индивидуальных особенностей обучающихся.

Изучению проблемы оценивания в образовании посвящено немало науч-

ных трудов. Так, например, И.Б. Шмиг-рилова [1] с соавторами изучают современные тенденции, сложившиеся в мировой теории и практике оценивания, Е.Л. Болотова [2] рассматривает возможные подходы к оценке знаний, А.А. Русаков и О.В. Кулешова [3] предлагают критериально-личностную систему оценивания, включающую методики оценивания универсальных учебных действий. Наиболее полную систему оценивания предлагают А.П. Щербак и соавторы [4].

Несмотря на представленные труды и выдвинутые предложения, вопрос единого образовательного пространства, а именно подхода к оценке успеваемости, остается открытым и актуальным.

Необходимость единого образовательного пространства подчеркивают А.М. Водянский [5], А.М. Кондаков [6], и реализация Федеральных государственных образовательных стандартов должны обеспечивать принцип единства образовательного пространства [7].

Цель исследования - изучить текущее состояние единства образовательного пространства Российской Федерации на примере организации и осуществления контроля успеваемости обучающихся по учебному предмету «Физическая культура».

Задачи исследования:

- проанализировать нормативно-правовые акты, регулирующие вопросы организации и осуществления оценки успеваемости;

- провести онлайн-опрос учителей физической культуры города Москвы по вопросам оценки успеваемости;

- сравнить нормативно-методические документы и учебно-методическую литературу в части требований к уровню физической подготовленности.

Методика и организация исследования. Методы исследования: анализ литературных источников по избранной проблеме, а также анализ нормативно-правовых актов и нормативно-методических документов, социологическое исследование в форме онлайн-опроса, сравнительный анализ.

В процессе исследования проведен анонимный онлайн-опрос учителей физической культуры г. Москвы (55 чел.) по вопросам организации и осуществления оценки успеваемости. Осуществлялся сравнительный анализ информации из нормативно-методических и учебно-методических источников.

Результаты исследования и их обсуждение.

Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация. Для осуществления образовательной деятельности школе требуется самостоятельно определить периодичность и порядок проведения аттестации, отра -зить в учебном плане формы проведения, а также определить сроки в календарном учебном графике образовательной организации. Схема требований приведена на рис. 1.

Подразделы «Примерный учебный план», а также «Календарный учебный график» примерных основных образовательных программ (ПООП), одобренных решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол № 1/22 от 18.03.2022 г., не предлагают форм и сроков проведения промежуточной аттестации.

ФОРМЫ

устанавливает в соответствии Учебный Федеральный закон план об образовании

сожв

Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация обучающихся

СРОКИ

устанавливает

Календарный учебный график

в соответствии

ФГОС Я\l-HH-a

ПОРЯДОК

ПЕРИОДИЧНОСТЬ

устанавливает в соответствии Локальный Федеральный закон нормативный акт об образовании

устанавливает в соответствии

Локальный Федеральный закон нормативный акт об образовании

жнилти*» «ТТЯЛГ*»

Рис. 1. Схема текущего контроля и промежуточной аттестации

Система оценки достижения планируемых результатов. Образовательной организации требуется определить систему оценки, которая должна включать содержание и критерии, а также формы представления результатов оценочной деятельности. Схема требований представлена на рис. 2.

СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

устанавливает в соответствии

Образовательная фгос программа

ФОРМЫ

КРИТЕРИИ

СОДЕРЖАНИЕ

Рис. 2. Схема системы оценки достижения планируемых результатов

Подраздел «Система оценки достижения планируемых результатов» ПООП не предлагает вариантов вышеперечисленных требований, а только дает характеристику оценочной деятельности, определяет подход и особенности оценки образовательных достижений, а также отражает представления о стартовой педагогической диагностике, тематической оценке и т. п.

Интересно, что в подразделе «Организация и содержание оценочных процедур» ПООП указано, что выбор форм и методов текущей оценки зависит от особенности учебного предмета и оценочной деятельности педагога.

Положительным моментом является наличие примерного положения о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся. Для предмета «Физическая культура» определены такие формы контроля, как демонстрация техники упражнении, дневник самоконтроля, соревнование, тестирование физических качеств и др. Однако содержание и критерии оценивания не предложены [8].

По результатам опроса «тестирование физических качеств» является наиболее предпочитаемой формой текущего контроля и промежуточной аттестации, ее использует 91 % опрошенных.

Предполагаем, что «тестирование физических качеств» является наиболее востребованной формой контроля в связи с наличием в нормативно-методических документах и учебно-методической литературе информации о содержании и критериях оценки данной формы.

Показатели опроса, приведенные на рис. 3, демонстрируют наиболее востребованные у учителей физической культуры источники, в том числе из федерального перечня учебников [9], используемые ими при организации формы контроля «тестирование физических качеств».

3 %

5 %

9 %

УМК В.И. Ляха УМК А.П. Матвеева ВФСК ГТО Другое

Рис. 3. Востребованность источников у учителей физической культуры

Сравнение требований к уровню физической подготовленности из нормативно-методических документов и учебно-методической литературы представлено на рис. 4.

Видно, что данные разнятся как в части результатов выполнения испытания, так и в части соответствия результатов определенной отметке или уровню физической подготовленности.

Источник

Класс /

лет, месяцев

Уровень физической подготовленности

А.П. Матвеев Физическая культура, 1-4 классы методические рекомендации: учеб. пособ. для общеобразоват. организаций М.: Просвещение 2017. -170 е.: ил. - (Перспектива) 4 класс высокий среднии низкий

5 баллов А балла 3 балла

155 и более 146 133

В.И. Лях Физическая культура. 1-4 классы методические рекомендации: учеб. пособ. для общеобразоват. организаций / &-е иэд. М,; Просвещение 2021. -175 е.: ил. - (Школа России) А класс оценка «5» оценка «4» оценка «3»

160-165 150-159 145-149

Письмо Минобрнауки России от 30.05.2012 N2 МД-583/19 О методических рекомендациях «Медико-педагогический контроль за организацией занятий физической культурой обучающихся с отклонениями в состоянии здоровья» 10 лет высокий выше среднего средний ниже среднего низкий

5 баллов 4 балла 3 балла 2 балла 1 балл

166 153-165 141-152 124-140 123

Письмо Минобрнауки России от 29.03.2010 № 00-499 «О проведении мониторинга физического развития обучающихся» высокий выше среднего средний ниже среднего низкий

100% и выше 85-99% 70-84% 51-69% 50% и ниже

5 баллов 4 балла 3 балла 2 балла 1 балл

10,010,5 лет 166 и выше 153-165 141-152 124-139 123 и ниже

10,010,11 лет 175 и выше 162-174 150-161 133-148 132 и ниже

Приказ Минспорта России от 12.02.2019 № 90 «Об утверждении государственных требований Всероссийского физкульгурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО)» 9-10 лет золотой знак серебряный знак бронзовый знак

160 140 130

Рис. 4. Требования к уровню физической подготовленности мальчиков в тесте «Прыжок в длину с места толчком двумя ногами», см

Выводы. Отсутствие в нормативно-методических документах информации по основным вопросам оценки успеваемости обучающихся, а также разногласия источников в критериях оценивания уровня физической подготовленности обучающихся ставят под сомнение реализацию принципа единства образовательного пространства Российской Федерации в рамках учебного предмета «Физическая культура».

На основании проведенного исследования выявлена необходимость разработки и утверждения единых подходов к организации и осуществлению текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации, а также системы оценки достижения планируемых результатов.

Список литературы

1. Шмигрилова И.Б., Рванова А.С., Григоренко О.В. Оценивание в образовании: современные тенденции, проблемы и противоречия (обзор научных публикаций) // Образование и наука. 2021. Т. 23. № 6. С. 43-83.

2. Болотова Е.Л. Нормативно-правовое регулирование системы оценки достижений учащихся // Педагогические измерения. 2020. № 2. С. 88-101.

3. Русаков А.А., Кулешова О.В. Контроль и оценка успеваемости по физической культуре в старших классах общеобразовательной школы // Теория и методика физического воспитания. 2018. № 3 (40). С. 119-125.

4. Щербак А.П., Филиппова Т.Н., Беляев А.Н. Оценка результатов освоения программы учебного предмета «Физическая культура»: метод. рекомендации. Ярославль: Изд-во ЯО ИРО, 2018. 78 с.

5. Водянский А.М. Единое образовательное пространство - назревшая необходимость // Народное образование. 2015. № 10. С. 11-16.

6. Кондаков А.М. Обеспечение единства образовательного про -странства Российской Федерации // Мир психологии. 2017. № 1. С. 219229.

7. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ [Электронный ресурс]. URL: http://www. consul-tant.ru/document/cons doc LAW 140174/ (дата обращения: 18.08.22).

8. Примерное положение о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, утвержденное приказом Департамента образования и науки города Мо-сквы от 01.09.2021 № 464 [Электронный ресурс]. URL: https://docs.cntd.ru/ document/608666950#6540IN (дата обращения: 18.08.2022).

9. Приказ Министерства просвещения РФ от 20.05.2020 № 254 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использо -ванию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность» [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/74634042/ (дата обращения: 18.08.2022).

References

1. Shmigrilova I.B., Rvanova A.S., Grigorenko O.V. Ocenivanie v obrazovanii: sovremennye tendencii, problemy i protivorechiya (obzor nauchnyh publikacij) [Assessment in education: current trends, problems and contradictions (review of scientific publications)] // Obrazovanie i nauka [Education and Science]. 2021. V. 23. No. 6. P. 43-83.

2. Bolotova E.L. Normativno-pravovoe regulirovanie sistemy ocenki dostizhenij uchashchihsya [Normative-legal regulation of the student achievement assessment system] // Pedagogicheskie izmereniya [Pedagogical measurements]. 2020. No. 2. P. 88-101.

3. Rusakov A.A., Kuleshova O.V. Kontrol' i ocenka uspevaemosti po fizicheskoj kul'ture v starshih klassah obshcheobrazovatel'noj shkoly [Control and assessment of progress in physical culture in senior classes of a general education school] // Teoriya i metodika fizicheskogo vospitaniya [Theory and methods of physical education]. 2018. No. 3 (40). P. 119-125.

4. Shcherbak A.P., Filippova T.N., Belyaev A.N. Ocenka rezul'tatov osvoeniya pro-grammy uchebnogo predmeta «Fizicheskaya kul'tura» [Evaluation of the results of mastering the program of the subject "Physical culture"]: method. recommendations. Yaroslavl: Izd-vo YAO IRO, 2018. 78 p.

5. Vodyanskij A.M. Edinoe obrazovatel'noe prostranstvo - nazrevshaya neobhodi-most' [A single educational space is an urgent need] // Narodnoe obrazovanie [National education]. 2015. No. 10. P. 11-16.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Kondakov A.M. Obespechenie edinstva obrazovatel'nogo prostranstva Rossijskoj Federacii [Ensuring the unity of the educational space of the Russian Federation] // Mir psi-hologii [World of psychology]. 2017. No. 1. P. 219-229.

7. Federal'nyj zakon «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii» ot 29.12.2012 № 273-FZ [Federal Law "On Education in the Russian Federation" dated December 29, 2012 No. 273-FZ] [Electronic resource]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW 140174/ (date of access: 08/18/2022).

8. Primernoe polozhenie o formah, periodichnosti i poryadke tekushchego kontrolya uspevaemosti i promezhutochnoj attestacii obuchayushchihsya, utverzhdennoe prikazom De-partamenta obrazovaniya i nauki goroda Moskvy ot 01.09.2021 № 464 [Approximate regulation on the forms, frequency and procedure for monitoring progress and intermediate certification of students, approved by order of the Department of Education and Science of the city of Moscow dated 09/01/2021 No. 464] [Electronic resource]. URL: https://docs.cntd.ru/ document/608666950#6540IN (date of access: 08/18/2022).

9. Prikaz Ministerstva prosveshcheniya RF ot 20.05.2020 № 254 «Ob utverzhdenii federal'nogo perechnya uchebnikov, dopushchennyh k ispol'zovaniyu pri realizacii ime-yushchih gosudarstvennuyu akkreditaciyu obrazovatel'nyh programm nachal'nogo obshchego, osnovnogo obshchego, srednego obshchego obrazovaniya organizaciyami, osushchestvlya-yushchimi obrazovatel'nuyu deyatel'nost'» [Order of the Ministry of Education of the Russian Federation dated May 20, 2020 No. 254 "On approval of the federal list of textbooks approved for use in the implementation of state-accredited educational programs of primary general, basic general, secondary general education by organizations engaged in educational activities"] [Electronic resource]. URL: https://base.garant.ru/74634042/ (date of access: 08/18/2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.