Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ДВУХУРОВНЕВОЙ СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

К ВОПРОСУ О ДВУХУРОВНЕВОЙ СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
57
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / БАКАЛАВРИАТ / МАГИСТРАТУРА / БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС / ЮРИСПРУДЕНЦИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / ДВУХУРОВНЕВАЯ СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / HIGHER EDUCATION / BACHELOR'S DEGREE / MASTER'S DEGREE / BOLOGNA PROCESS / JURISPRUDENCE / EDUCATIONAL STANDARD / PROFESSIONAL STANDARD / TWO-LEVEL EDUCATION SYSTEM

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Бырдин Е.Н.

Несмотря на выход России из Болонского процесса, в стране по-прежнему сохраняется двухуровневая система высшего образования (бакалавриат магистратура). В публичном пространстве развернулась оживленная дискуссия о сути самой системы и ее влиянии на студентов и абитуриентов вузов. В статье рассматриваются проблемы реализации двухуровневой системы образования в Российской Федерации на примере направления подготовки «Юриспруденция». К числу наиболее острых проблем автор относит: непонимание целей и задач магистратуры, противоречие между целями внедрения двухуровневой системы образования и Федеральными государственными образовательными стандартами, признание выдаваемых документов об образовании и другие. Автор приходит к выводу, что государство не предпринимает целенаправленных усилий для решения этих проблем, преобладает ориентация на стихийность процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ISSUE OF A TWO-LEVEL SYSTEM OF HIGHER EDUCATION IN THE RUSSIAN FEDERATION

Despite Russia’s withdrawal from the Bologna process, the country still maintains a two-tier system of higher education (bachelor’s master’s degree). There was a lively discussion in the public space about the essence of the system itself and its impact on students and university applicants. The article deals with the problems of implementing a two-level education system in the Russian Federation on the example of the training area«Jurisprudence». Among the most acute problems, the author refers to: misunderstanding of the goals and objectives of the magistracy, the contradiction between the goals of implementing a two-level education system and Federal state educational standards, recognition of issued educational documents and others. The author comes to the conclusion that the state does not make purposeful efforts to solve these problems, the orientation to the spontaneity of the process prevails.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ДВУХУРОВНЕВОЙ СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

БЫРДИН Евгений Николаевич

кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры теоретических и публично-правовых дисциплин, ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет»

II ММ ММ III ММ ММ III ММ ММ III ММ III ММ ММ III ММ ММ III ММ ММ III ММ ММ III ММ ММ III ММ III ММ ММ III ММ ММ III ММ ММ III ММ ММ III ММ ММ III ММ III ММ ММ III ММ ММ III ММ ММ III ММ ММ III ММ ММ III ММ ММ III мм ними

УДК 378.14.015.62 статья поступила 11.02.2023

5.8.1. Общая педагогика, история педагогики и образования

DOI 10.35524/2687-0436_2023_02_54

К ВОПРОСУ О ДВУХУРОВНЕВОЙ СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ON THE ISSUE OF A TWO-LEVEL SYSTEM OF HIGHER EDUCATION IN THE RUSSIAN FEDERATION

Несмотря на выход России из Болонского процесса, в стране по-прежнему сохраняется двухуровневая система высшего образования (бакалавриат - магистратура). В публичном пространстве развернулась оживленная дискуссия о сути самой системы и ее влиянии на студентов и абитуриентов вузов. В статье рассматриваются проблемы реализации двухуровневой системы образования в Российской Федерации на примере направления подготовки «Юриспруденция». К числу наиболее острых проблем автор относит: непонимание целей и задач магистратуры, противоречие между целями внедрения двухуровневой системы образования и Федеральными государственными образовательными стандартами, признание выдаваемых документов об образовании и другие. Автор приходит к выводу, что государство не предпринимает целенаправленных усилий для решения этих проблем, преобладает ориентация на стихийность процесса.

Ключевые слова: высшее образование, бакалавриат, магистратура, Болонский процесс, юриспруденция, образовательный стандарт, профессиональный стандарт, двухуровневая система образования

Key words: higher éducation, bachelor's degree, master's degree, Bologna process, jurisprudence, educational standard, professional standard, two-level education system

24 мая 2022 г. министр науки и высшего образования Валерий Фальков заявил о выходе России из Болонской системы образования. Само решение об исключении России и Белоруссии из Болонского процесса было принято Болонской группой еще 11 апреля 2022 г. Вместе с тем, в стране по-прежнему сохраняется двухуровневая система высшего образования (бакалавриат - магистратура). В публичном пространстве развернулась оживленная дискуссия о сути самой системы и ее влиянии на студентов и абитуриентов вузов.

Подготовка бакалавров и магистров является относительно инновационным направлением деятельности российских университетов. Несмотря на то, что российское образовательное законодательство предусматривало возможность подготовки магистров еще с первой половины 90-х гг., на практике активное внедрение данного уровня началось относительно недавно. Поэтому вопрос о том, каким должен быть этот институт, что он дает, какие решает задачи, какие возможности представляет для развития университетов и формирования высококвалифицированных специалистов по всем существующим направлениям подготовки, остается по-прежнему крайне актуальным [2, 3].

Россия присоединилась к Болонскому процессу в 2003 году на Берлинской конференции министров образования стран - участниц Болонского процесса. В Болонской декларации указаны следующие ключевые принципы гармонизации национальных образовательных систем: введение общепонятных, сравнимых квалификаций в области высшего образования, переход на двухступенчатую систему высшего образования (бакалавриат - магистратура), введение оценки трудоемкости (курсов, программ, нагрузки) в терминах зачетных единиц (кредитов) и отражение учебной программы в приложении к диплому, образец которого разработан ЮНЕСКО, повышение мобильности студентов, преподавателей и административно-управленческого персонала (в идеале каждый студент должен провести не менее семестра в другом вузе, желательно зарубежном), взаимное признание квалификаций и соответствующих документов в области высшего образования, обеспечение автономности вузов [3].

Вместе с тем анализ опыта европейских стран, внедряющих принципы болонского процесса, и не имеющих длительной истории внедрения института магистратуры позволил выявить наднациональные проблемы, характерные для стран, система высшего образования которых находится в переходном состоянии.

С одной стороны, сопоставление проблемных зон позволило определить неуникальные для России проблемы:

- проблема совместимости степеней, которая может быть выявлена даже на терминологическом уровне, где существует значительная многоголосица в определении магистерских степеней, что затрудняет их признание даже внутри ЕС;

- непонимание целей и задач магистратуры, которое демонстрируют многочисленные опросы абитуриентов, студентов и преподавателей университетов в различных странах Европы, где многоуровневая система не является традиционной;

- проблема приведения болонских принципов и законодательства ЕС в соответствие до сих пор остается актуальной даже для стран ЕС, где по сей день наблюдается ситуация, когда национальное и общеевропейское законодательство в области образования противоречат друг другу;

- дороговизна подготовки на магистерском уровне так же является общей проблемой и, как показывают исследования европейских экспертов, приводит к нарастающей коммерциализации этого сектора, даже в странах, где государство традиционно обеспечивало бесплатность высшего образования;

- не преодолены так же сложности обеспечения мобильности студентов и преподавателей, связанные как с наличием языкового барьера, так и с несовершенством системы кредитов и зачетных единиц;

- трудоустраиваемость выпускников магистерских программ так же остается важной проблемой, выражающейся для Европы в так называемой «инфляции степеней», когда национальный работодатель начинает предъявлять необоснованно завышенные требования к уровню подготовки потенциальных работников, что вытекает из непонимания статуса степеней бакалавра и магистра [7].

Анализ опыта реализации двухуровневой системы образования в современной России позволил выделить следующие проблемы:

- переход российской высшей школы на двухуровневую подготовку специалистов (бакалавр - магистр) в соответствии с Болонским соглашением не был методически и организационно подготовлен для основной массы преподавателей вузов, что вызвало у них непонимание целей и задач такой подготовки и снижение её эффективности. В результате только ленивый не критикует Болонский процесс;

- существенно ослабла практическая подготовка выпускников вузов, что связано с частичным разрушением в девяностые и двухтысячные годы системы учебных и производственных практик на предприятиях;

- выпускник бакалавриата в настоящее время не является «законченным специалистом», т.к. обладает в основном только общепрофессиональными (но не специальными) знаниями. Поэтому практически все выпускники бакалавриата продолжают обучение в магистратуре;

- российская особенность двухуровневой системы высшего образования в том, что по сути она трехуровневая. Закон оставляет некоторым вузам право сохранить обучение по программе подготовки специалиста. Выпускники медицинских, военных и технических вузов по-прежнему получают диплом с квалификацией «специалист» через пять-шесть лет. Такую поправку в нелегкой борьбе отстояли ректоры профильных вузов, доказав, что российская система подготовки кадров для этих специальностей не может уложиться в четыре года. Перечень таких вузов устанавливается правительством. Между тем российские студенты вовсе не имеют желания учиться на бакалавров. Таковы неутешительные результаты исследования, которое провела среди обучающихся одиннадцати ведущих вузов страны Высшая школа экономики. Немалая часть общества видит в двухуровневой системе образования больше минусов, чем плюсов. «Сопротивляются не только студенты, но и руководители вузов», - указывал еще в 2006 году первый ректор НИУ «Высшая школа экономики» Я. И. Кузьминов. - «Наши профессора считают бакалавров недоучками» [1];

- наблюдается некое противоречие между целями внедрения двухуровневой системы образования и ФГОС. В частности, одной из целей двухуровневой системы является повышение мобильности студентов. Академическая мобильность студентов может быть региональной, межрегиональной, международной. Вместе с тем, стандарты третьего поколения в отличие от предшествующих направлены на предоставление вузам свободы выбора дисциплин. Если раньше 70 % учебного времени занимали обязательные дисциплины, а 30 % приходилось на региональный и вузовский компоненты, то сейчас пропорция для бакалавров составляет 50 на 50, а в магистратуре вуз определяет 70 % содержания учебных программ. Таким образом существенные различия в учебных планах и программах затрудняют реализацию такого принципа Болонской декларации, как обеспечение мобильности студентов. Даже внутри страны весьма сложно перевести студента на один семестр в другой вуз на обучение. Решается эта проблема пока в частном порядке: например, вузы-партнеры заключают договоры, предусматривающие взаимозачет учебных дисциплин, как это сделано, например, Тюменским государственным университетом и Евразийским национальным университетом им. Л. Н. Гумилева (Республика Казахстан);

- многие представители органов управления образованием считают преимуществом двухуровневой системы то, что она дает студенту возможность получить высшее образование «два в одном»: закончить бакалавриат по одному направлению, а магистерский диплом получить по-другому. Однако в образовательном сообществе, в практических организациях отмечается непонимание возможности поступления в магистратуру бакалавров других направлений подготовки [5, 15]. Так, Пленум Верховного суда РФ в 2013 г. внес в Госдуму законопроект, который «совершенствует требования к кандидатам на должности судей». В результате в Законе о статусе судей изменились требования к кандидатам на должность судьи, им может стать гражданин, «имеющий высшее юридическое образование с присвоением квалификации (степени) «специалист» или квалификации (степени) «магистр» при наличии диплома бакалавра по направлению подготовки «Юриспруденция». Полагаем, что законодателю следует продолжить дифференцированный подход к определению направлений подготовки, по которым нецелесообразно получать магистерское образование без профильного бакалавриата. Однако и здесь возникают парадоксальные ситуации. Известны случаи, когда бакалавр, не имеющий юридического образования, поступает в юридическую магистратуру, становится магистром юриспруденции, работает на практике и понимает, чтобы занять определенную должность, например, судьи, требуется бакалаврское юридическое образование. Далее он поступает на бакалавриат по направлению подготовки «Юриспруденция». Парадокс заключается в том, что студент сначала осуществляет научно-исследовательскую работу в сфере юриспруденции, обучаясь в магистратуре, а затем получает базовые юридические знания на бакалавриате. Проблематично также проведение учебных занятий на магистерских программах с точки зрения методики, уровня сложности заданий и т.п. в смешанных группах, в которых одна часть студентов имеет юридическое образование, а другая не имеет. В отдельных вузах в целях обеспечения качества подготовки выпускников магистратуры учебные группы формируются с учетом данного обстоятельства. Для студентов с неюридическим бакалаврским образованием подбирается соответствующая методика преподавания, организуются дополнительные занятия, консультации;

- не менее острой проблемой является проблема статуса, правил выдачи и признания выдаваемых документов об образовании. Вступление России в Болон-ский процесс явилось основанием для международной аккредитации. Однако, несмотря на ратифицированную Россией в 2000 г. Лиссабонскую конвенцию 1997 г. о взаимном признании европейскими странами документов об образовании, многие зарубежные университеты и работодатели до сих пор не считают российские дипломы полным эквивалентом местных документов. И это, в большинстве случаев, оправданно. Должны ли взаимно признаваться дипломы о юридическом образовании государствами, имеющими разные национальные правовые системы (законодательство, юридическую практику, правовые учреждения, правовую культуру и т.п.)? Юридически российские студенты и специалисты обладают презумпцией компетентности. Фактически решение о признании российского документа об образовании должен принять конкретный вуз или работодатель, что сопряжено с множеством трудностей, так как, по сути, данное решение принимает профессиональная ассоциация (врачей, инженеров, юристов и т. п.), деятельность которой направлена на защиту интересов европейских специалистов, среди прочего от конкурентной борьбы [6].

- еще одной проблемой является практически полное отсутствие опыта интернационализации образовательных программ и курсов, неготовность многих вузов преподавания на иностранном, прежде всего английском языке, что, как показало

исследование, является трендом для развития магистерских программ в странах Европы. Наличие таких курсов рассматривается европейскими университетами как несомненное конкурентное преимущество, открывающее возможность участвовать в межнациональных программах академического и студенческого обмена - дополнительный финансовый ресурс, так остро необходимый российским вузам отрасли культуры.

Еще один тренд, характерный для развития магистратуры, реализация которого сдерживается российскими условиями, - это теснейшее взаимодействие между университетами и работодателями при разработке и реализации программ магистерского уровня. Здесь мы сталкиваемся с другого рода трудностями. Дело в том, что отечественный рынок труда остается неподготовленным к функционированию в условиях массового производства бакалавров и магистров. Это выражается в непонимании большей частью работодателей специфики уровневой системы высшего образования в целом и магистерской подготовки в частности, в их неспособности сформулировать дифференцированные требования к работникам относительно уровней высшего образования, то есть различные требования к компетенциям магистров и бакалавров [2, 3]. Ситуация, когда образовательные стандарты опережают профессиональные, создает проблему несоответствия между реальными требованиями работодателей и качеством выпускаемых вузами специалистов. Образовательное сообщество, разрабатывая образовательные программы при отсутствии профессиональных стандартов, зачастую форматирует искажения на рынке труда. Полагаем, что образовательные стандарты должны основываться на профессиональных, а не наоборот [4]. На сегодняшний день в России в сфере юриспруденции действует лишь два профессиональных стандарта «Следователь-криминалист» и «Специалист по конкурентному праву».

Можно сказать, что круг проблем относительно перспектив развития магистратуры в России остается пока замкнутым. С точки зрения социологии данную ситуацию можно охарактеризовать как ситуацию институционального дисбаланса. Она возникает тогда, когда новые социальные институты не выращиваются в отечественной среде, а импортируются, привносятся извне. В результате неизбежными становятся проблемы неадекватности институциональных преобразований реальным практикам поведения, несоответствия между заимствованными институтами и институтами традиционными. К сожалению, следует признать, что системная целенаправленная работа по решению названных проблем не проводится, преобладает ориентация на стихийность процесса.

Библиографический список

1. Агранович, М. Российские студенты и профессора на хотят участвовать в Болонском процессе / М. Агранович. - Текст : электронный // Российская газета. - 30.11.2006. - URL: https://rg.ru/2006/11/30/bakalavr.html (дата обращения: 11.01.2023).

2. Аверина, О. И. Двухуровневая система образования в Российской Федерации: проблемы и перспективы / О. И. Аверина, Н. А. Горбунова. - Текст : непосредственный // Интеграция образования. - 2012. - № 3. - С. 3-8.

3. Болонская декларация. Совместное заявление министров образования (г. Болонья, 19 июня 1999 г.) : YOung JOurnalists : сайт. - URL: http://www.yojo.ru (дата обращения: 11.01.2023).

4. Бырдин, Е. Н. Совершенствование юридической практики в Российской Федерации / Е. Н. Бырдин, М. А. Новоселова. - Текст : непосредственный // Академический вестник. - 2009. - № 2. - С. 107-112.

5. Бырдин, Е. Н. Правовое равенство граждан и его обеспечение в Российском государстве : специальность 12.00.01 : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук / Бырдин Евгений Николаевич ; Академия управления МВД РФ. - Москва, 2002. - 21 с. - Текст : непосредственный.

6. Еремина, О. В. Возможности бакалавриата в подготовке квалифицированных специалистов / О. В. Еремина. - Текст : непосредственный // Высшее образование в России. -2010. - № 12. - С. 144-146.

7. Ермаков, В. Г. Особенности подготовки бакалавров на юридическом факультете / В. Г. Ермаков. - Текст : непосредственный // Правоведение. - 1999. - № 4. - С. 281-283.

References

1. Agranovich, M. Rossijskie studenty i professora na hotyat uchastvovat' v Bolonskom processe / M. Agranovich. - Tekst : elektronnyj // Rossijskaya gazeta.

- 30.11.2006. - URL: https://rg.ru/2006/11/30/bakalavr.html (data obrashcheniya: 11.01.2023).

2. Averina, O. I. Dvuhurovnevaya sistema obrazovaniya v Rossijskoj Federacii: problemy i perspektivy / O. I. Averina, N. A. Gorbunova. - Tekst : neposredstvennyj // Integraciya obrazovaniya. - 2012. - № 3. - S. 3-8.

3. Bolonskaya deklaraciya. Sovmestnoe zayavlenie ministrov obrazovaniya (g. Bolon'ya, 19 iyunya 1999 g.) : YOung JOurnalists : sajt. - URL: http://www.yojo.ru (data obrashcheniya: 11.01.2023).

4. Byrdin, E. N. Sovershenstvovanie yuridicheskoj praktiki v Rossijskoj Federacii / E. N. Byrdin, M. A. Novoselova. - Tekst : neposredstvennyj // Akademicheskij vestnik.

- 2009. - № 2. - S. 107-112.

5. Byrdin, E. N. Pravovoe ravenstvo grazhdan i ego obespechenie v Rossijskom gosudarstve : special'nost' 12.00.01 : avtoreferat dissertacii na soiskanie uchenoj stepeni kandidata yuridicheskih nauk / Byrdin Evgenij Nikolaevich ; Akademiya upravleniya MVD RF. - Moskva, 2002. - 21 s. - Tekst : neposredstvennyj.

6. Eremina, O. V. Vozmozhnosti bakalavriata v podgotovke kvalificirovannyh specialistov / O. V. Eremina. - Tekst : neposredstvennyj // Vysshee obrazovanie v Rossii. -2010. - № 12. - S. 144-146.

7. Ermakov, V. G. Osobennosti podgotovki bakalavrov na yuridicheskom fakul'tete / V. G. Ermakov. - Tekst : neposredstvennyj // Pravovedenie. - 1999. - № 4. - S. 281-283.

BYRDIN Evgeny Nikolaevich

Associate Professor of the Department of Theoretical and Public Law Disciplines Tyumen State University E-mail: enbyrdin@rambler.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.