Научная статья на тему 'К вопросу о духовности и идеологии в России (на примере сибирского областничества)'

К вопросу о духовности и идеологии в России (на примере сибирского областничества) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
176
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ветохин Евгений Александрович

Статья посвящена одной из самых противоречивых и сложных проблем российского государства обеспечению национальной безопасности России, немаловажным аспектом которой является духовная безопасность. Особое значение в решении этой проблемы имеет новое осмысление Сибири как региона со своеобразной многонациональной культурой, способной преодолеть в настоящем и будущем проблемы такого характера. Попытка решения проблем сохранения региональных культурных ценностей принадлежит движению «сибирское областничество».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To Question About Spiritial Life and Ideologies in Russia (on Example of Movement Siberian Region)

The Article is dedicated to one of the most inconsistent and complex problems of Russian state a provision of national safety to Russia, an importance aspect of which is spiritual safety. Special important in decision of this problem has a new comprehension of Siberia, as a region with original multinational culture, capable to get over nowadays and in future problems of such nature. The Attempt of the decision of the problems of the conservation of regional cultural valuables belongs to Siberian region movement.

Текст научной работы на тему «К вопросу о духовности и идеологии в России (на примере сибирского областничества)»

Е.А. Ветохин

К вопросу о духовности и идеологии в России (на примере сибирского областничества)

На сегодняшний день одной из самых серьезных и противоречивых проблем в России является поиск модели федеративного государственного устройства, которая могла бы гарантировать безопасность как внутри страны, так и на международной арене, а также была бы способна учитывать экономические, политические, этнические и национальные особенности российских регионов. В связи с этим обеспечение национальной безопасности России рассматривается чаще всего в политических, экономических, технологических направлениях. Однако весьма скромное место отводится духовной безопасности многонационального государства в прессе, в документах Госдумы и Правительства Российской Федерации. Чаще всего она понимается только как сохранение обычаев и традиций народов России, их культуры, истории и языка. Это может подтвердить положение в Сибири. Так, на данный момент мало кто учитывает такое обстоятельство, как формирование особой социокультурной общности - сибиряк.

Региональное самосознание, осознание своей осо-бости - все это является фактором не только культуры, но и идеологии, а также политики. Мы хотим обратить внимание на проблему сохранения культуры малых народов Сибири, осознание ими своей национальной неповторимости, экономической свободы от центра. Примером решения такого рода проблем может послужить обращение к историческому прошлому регионов, особенно сибирского.

Современные проблемы развития сибирского региона очень схожи с главными вопросами, которые обозначили и пытались разрешить представители сибирского областничества еще во второй половине XIX - начале XX в. Все эти вопросы были объединены одной общей проблемой: катастрофические последствия для Сибири политики центрального правительства и отсутствие культурной автономии на рубеже XIX-XX вв. Сибирское областничество, возникшее в 60-х гг. XIX в., в последнее десятилетие привлекает к себе большой и постоянный интерес в науке, культуре и политике. Основной причиной такого интереса можно считать новое осмысление того огромного пласта научных и культурологических трудов о Сибири, которые были созданы областниками. В современных трудах исследователей региона рубежа X[X-XX вв. возникают новые оценки главного объекта изучения - сибирского областничества. Тем не менее остается самый важный вопрос в понятии

сибирского областничества: или это общественнополитическое движение, или культурная платформа, или то и другое?

Первые характеристики идеологии областничества в досоветской историографии принадлежали Д.М. Зайцеву, М.К. Ветошкину, В.А. Ватину, В.Н. Соколову, В.Е. Воложанину. Они рассматривали областничество как «буржуазно-либеральное движение», защищавшее интересы местной буржуазии в течение всего своего существования. Второй подход был представлен в работах советских исследователей Г.В. Круссера, А.П. Бородавкина, М.Г. Сесюниной. Эти ученые определили всю историю движения как «процесс сотрудничества буржуазии и интеллигенции» [1, с. 5] сибирского региона. Со временем оценки причастности областничества к буржуазному либерализму менялись. В результате большой работы по изучению и обобщению архивных документов, периодических изданий, художественной критики, публицистики периода XIX - начала XX в. появляются статьи, характеризующие областничество не только с политических, но и социальных, культурологических позиций.

Например, в статье В.К. Коржавина, Н.Н. Яновского и В.Г. Мирзоева «К характеристике областничества» авторы указывают на «неоценимое значение областников в изучении этнографии и фольклора русского населения Сибири» [2, с. 142]. Впервые в оборот вводятся такие категории, как духовность, единство народов Востока и Запада, культурное строительство, национальная самобытность и т.д. Тем не менее многоплановый характер областничества как сибирского общественного движения, пережившего достаточно сложный этап эволюции, до сих пор не получил правильной оценки. Этому мешала та антибольшевистская позиция, которую заняли областники в ситуации революционного периода 1917-1920 гг.

Споры идут и вокруг термина «идеология областничества». Была ли у них идеология, нужно ли рассматривать их движение в системе всей идеологии или только с точки зрения политической идеологии? Все перечисленные вопросы подводят нас к выводу, что в исследовании сибирского областничества существуют принципиально противоположные точки зрения на характер движения в целом и формирование его идеологии. Действительно, о направлении и принципах идеологии областничества много было написано самими областниками. Главный труд Н.М. Ядринцева - «Сибирь как колония» - есть попыт-

история

ка теоретически обосновать сибирское областничество как движение, сформулировать его главные положения и познакомить «российскую и зарубежную общественность» с проблемами российских окраин [3].

При исследовании Сибири Н. Ядринцев (18421894) выступал прежде всего как этнограф, историк, географ, антрополог, журналист, экономист, во всех случаях оставался ученым и публицистом и в меньшей степени политиком. Словом, многоплановые труды Н. Ядринцева дают большие возможности для дальнейшего изучения и анализа сибирского региона в различных областях его развития.

Другой идеолог областничества Г.Н. Потанин в работе «Областническая тенденция в Сибири» указал на пять основных сибирских областных вопросов, около которых «вращалась мысль сибирских областников»: это ссылка, экономическая зависимость от метрополии, отсутствие центров просвещения, «инородческий» и «переселенческий» вопросы.

Все это составляет общественно-социальные и экономические позиции областничества. Однако объяснить с этих позиций, почему областники были заинтересованы в развитии местной культуры, можно лишь частично. Необходим какой-то другой подход, чтобы ответить на такие вопросы, как формирование «местного патриотизма», национального самосознания, становление сибирской литературы, живописи. Следовательно, воспринимать сибирское областничество и его идеологию только с позиций политических оценок не следует. Эту мысль мы также найдем в статьях некоторых представителей и сторонников областничества. По словам областника В.И. Анучина, «областничество не представляет собой политической программы, оно не может в силу этого оказаться конкурентом какой-либо политической партии, не может дробить сил. Областничество только лозунг» [4]. Таким образом, в тот момент областничество было полезно больше как «культурническое течение».

Многие исследователи, говоря об идеологии, имеют в виду понятие «идеология», характерное для советского периода, или «имперско-православную» идеологию. Однако «идеология - это система политических, правовых, нравственных, религиозных, эстетических и философских взглядов и идей, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности» [5, с. 418]. В этом случае областничество нужно характеризовать как общественно-культурную платформу, куда включаются и образ жизни, и литература, и искусство, и быт сибирских народов, а также экономические и политические аспекты.

В таком широком плане областничество закономерно возникло во второй половине XIX в. Для

демократически настроенных слоев российского общества Сибирь тогда была укором (край дикарей и уголовников). Достаточно проанализировать официальные источники того времени, где существовало такое понятие, как «инородец»: «Устав об инородцах» М. Сперанского, работа В. Вербицкого «Алтайские инородцы». Этим самым уже происходило противопоставление европейского общества России сибирским народам и уменьшение значимости этого народа в составе Российского государства. Подтверждением данной мысли и является сама работа

Н.М. Ядринцева «Сибирь как колония». Она свидетельствовала, что появилась интеллигенция, которая не соглашается с пониманием малых народов Сибири как «инородцев».

Когда мы говорим о сибирской интеллигенции, то в первую очередь имеем в виду местное население, обращенное к духовным вершинам своей родной сибирской культуры. Именно в этом понимании областники говорили о «культурном сепаратизме». Речь идет о культурной автономии, о ее духовных и материальных составляющих. Однако разрушение духовности личности происходит быстрее, если человек подпадает под влияние жесткой авторитарной системы. В этой ситуации и оказались сибирские племена, что, в свою очередь, отразилось на их духовно-нравственном развитии. Поэтому одну из самых главных задач своей деятельности областники видели в пропаганде произведений художественной культуры сибиряков, в развитии образования у «инородцев», в формировании уважительного отношения переселенцев к культуре малых народов Сибири, в развитии местного патриотизма.

Культурную автономию областники понимали как форму сохранения самобытности сибирских народов, их языка, национальных особенностей. При этом материальная сторона культуры должна выражать народные истоки, неповторимость, самобытность этого народа, а интеллигенция как носитель духовных ценностей и представитель этих народов должна по своему развитию соответствовать общечеловеческим духовным потребностям.

Таким образом, проблемы неравноправия малых народов Сибири существовали реально, поэтому и возникло это движение. Какую роль в судьбе данных народов сыграло областничество, его идеология? Ответить на этот вопрос можно лишь, дав областническому движению цельную характеристику. Необходимо рассматривать его в динамике, использовать междисциплинарный подход, только так можно понять характер и роль областничества во всестороннем развитии Сибири.

Библиографический список

1. Шиловский, М.В. Сибирское областничество во второй половине XIX - начале XX веков : автореф. дис. ... д-ра ист. наук / М.В. Шиловский. - Новосибирск, 1992.

2. Коржавин, В. К характеристике сибирского областничества / В. Коржавин, В. Мирзоев, Н. Яновский // Сибирские огни. - 1971. - №12.

3. Ядринцев, Н.М. Сибирь как колония в географическом, этнографическом и историческом отношении / Н.М. Ядринцев. - СПб., 1892.

4. Областное государственное учреждение «Центр документации Томской области». - Ф. 4204. - Оп. 1. - Д. 2: Эволюция сибирского областничества (прения по докладу В.Е. Воложинина).

5. Новый энциклопедический словарь. - М., 2000.

6. Мирзоев, В.Г. Историография Сибири (домарксистский период) / В.Г. Мирзоев. - М., 1970.

7. Шодоев, Н.А. Алтайский билик - древние корни народной мудрости России / Н.А. Шодоев, Р.С. Курчаков. - Казань, 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.