Научная статья на тему 'Философское осмысление идеологии областничества: историографический аспект'

Философское осмысление идеологии областничества: историографический аспект Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
552
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИБИРСКОЕ ОБЛАСТНИЧЕСТВО / НАРОДНИЧЕСТВО / Н.М. ЯДРИНЦЕВ / Г.Н. ПОТАНИН / СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ / N.M. YADRINTSEV / G.N. POTANIN / SIBERIAN OBLASTNICHESTVO / POPULISM / SOCIAL PHILOSOPHY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Головинов Александр Викторович

Статья представляет собой аналитический обзор изученности философских аспектов идеологии сибирского областничества. На материалах дореволюционных, советских, современных отечественных и зарубежных исследований определяются особенности эволюции философского осмысления областнической идеи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Philosophical Understanding of the Ideology of Regionalism: Historiographic Aspect

The article presents an analytical review on scrutiny of the philosophical aspects of the Siberian oblastnichestvos ideology. On the materials of pre-revolutionary, Soviet and modern foreign researchs, the author defines the features of the evolution of philosophical understanding of the oblastnichestvo idea.

Текст научной работы на тему «Философское осмысление идеологии областничества: историографический аспект»

ББК 63.3(2)522-412

А.В. Головинов

Философское осмысление идеологии областничества: историографический аспект

A.V. Golovinov

Philosophical Understanding of the Ideology of Regionalism: Historiographic Aspect

Статья представляет собой аналитический обзор изученности философских аспектов идеологии сибирского областничества. На материалах дореволюционных, советских, современных отечественных и зарубежных исследований определяются особенности эволюции философского осмысления областнической идеи.

Ключевые слова: сибирское областничество, народничество, Н.М. Ядринцев, Г.Н. Потанин, социальная философия.

The article presents an analytical review on scrutiny of the philosophical aspects of the Siberian oblastnichestvo’s ideology. On the materials of pre-revolutionary, Soviet and modern foreign researchs, the author defines the features of the evolution of philosophical understanding of the oblastnichestvo idea.

Key words: Siberian oblastnichestvo, populism, N.M. Yadrintsev, G.N. Potanin, social philosophy.

В 2010 г. исполнилось ровно 150 лет со времени формирования областнической идеологии, генезис которой приходился с известной степенью условности на 1859-1860-е гг. За это время накоплен некоторый опыт философского осмысления идеологии сибирского регионализма.

Все аспекты областнических идей соседствуют с многообразием его оценок и авторских теоретических интерпретаций. Можно выделить несколько этапов осмысления областнической идеи: первый - дореволюционный период, второй - советский, третий - постсоветский. Интерес к ним в зарубежной историографии отчетливо проявился в настоящее время.

Первые работы по областнической идеологии были опубликованы еще при жизни его идеологов и в впервые годы после смерти основоположников областнической идеи. Они представлены в первую очередь многообразием откликов на статьи, рецензиями, воспоминаниями, биографическими публикациями, некрологами. Изначальные обобщающие работы по истории и сущности областничества принадлежат самим участникам движения сибирских областников. В своей публицистике 60-90-х гг. XIX в. Н.М. Ядринцев и Г.Н. Потанин неоднократно обозначали сферу культурной и общественно-политической деятельности, в которой первые областники проявляли себя - это литературное творчество, публицистика и издательская деятельность. Позже появились специальные издания биографического характера, в которых также затрагивались проблемы разнообразных аспектов областнической идеи. Это наиболее известные работы Б.Б. Глинского [1], П.М. Головачева [2], М.К. Лемке

[3], Д.И. Илимского [4], В.А Обручева [5], В.П. Острогорского [6], Н.Н. Козьмина [7]. В этих изданиях, помимо биографии мыслителей-областников, есть и анализ их взглядов. Более того, даже при поверхностном обращении к данным работам очевидно, что «первые биографы» относились к областникам как философствующим политическим деятелям. Так, Д.И. Илимский писал в своем биографическом очерке о «потанинской социально-политической философии», анализируя сущность и основные положения идеологии областничества. Н.Н. Козьмин провел параллель между социально-политической программой областников и философией И. Канта, замечая, что основные положения областнической концепции исходили именно из кантианского принципа, согласно которому человек сам себе цель, он не может быть средством для посторонних целей. Однако в рамках небольших работ невозможно было подробно и целостно рассмотреть областническую мысль, которая на тот момент не была еще в полном смысле систематической, она постоянно дополнялась и даже видоизменялась. Заслуга же этих авторов заключается прежде всего в первых попытках хотя бы косвенного философского обоснования областнической концепции.

Одна из первых попыток философски проанализировать, указывая как на сильные, так и на слабые стороны областнической идеологии, была предпринята представителями русского народничества и собственно представителями областнического направления. Сюда целесообразно отнести работы народнического толка Н.К. Михайловского [8], С.П. Швецова [9] и

народническо-областнические труды Е.Е. Колосова [10], В.М. Крутовского [11]. Авторы не предлагали какой-либо схемы исследования, и, тем не менее, ими были затронуты основные аспекты теоретической и практической деятельности мыслителей-областников. В своем некрологе, посвященном Н.М. Ядринцеву, основатель субъективной философии Н.К. Михайловский высоко оценил вклад областников в теорию и даже практику классического народничества. Публицист народнического направления С.П. Швецов в своих работах подчеркивал, что Г.Н. Потанин тяготел к социально-философский системе Н.К. Михайловского и к его теории «малых дел». Ценность этих работ заключается в определении базовых основ регионально-демократического мировоззрения и его взаимосвязи с народнической идеологией.

Продолжая тему принадлежности областников к народническим течениям, В.М. Крутовский пытался определить особенности культурного реформаторства в идеологии сибирского регионализма. С его позиций областничество оформилось как совокупность теоретических положений, взятых из федералистских теорий, подкрепленных социально-политическими симпатиями к народничеству. Он пришел к выводу, что областники в первую очередь выступали за культурное развитие края. Публицист Ландарма четко установил, что в основе областничества лежало си-бирефильство, а не политическое миросозерцание. Концептуально областничество базировалось, по его оценке, на культурнической деятельности, первостепенными для них были социокультурные задачи. Таким образом, в этих работах впервые был выделен, хотя бы частично, философско-культурологический компонент областнической мысли. Данные труды не содержали комплексного анализа культурфилософ-ских идей основоположников областничества. По преимуществу исследовательско-публицистический интерес этих авторов был направлен на выявление сущности «областнической идеи», ее генезиса и особенностей.

Далее осмысление областнической концепции продолжалось с марксистско-ленинских позиций. Вектор политико-философского подхода, который только начал формироваться в дореволюционной литературе, практически был сведен к нулю. В советский период историографии областнического движения отчетливо прослеживается тенденциозный характер, не способствующий выяснению философско-теоретических позиций областничества. Культуртворческая деятельность и философия сибирского областнического движения освещалась крайне слабо. На протяжении всего периода существования советской России, в связи с борьбой большевистских организаций с областническим движением, рассмотрение его программы было представлено лишь научно-историческими, этнографическими и отчасти филологическими ис-

следованиями. Такая обстановка, в которой наследие областников находилось на периферии философских разработок, продлилась вплоть до 1990-х гг.

Первые работы в марксистско-ленинском ключе по областническому движению принадлежали М.К. Ветошкину [12], В.Е. Воложанину [13], Н.Ф. Чужаку [14]. В своих статьях авторы причисляли областников к «политическим мечтателям-утопистам», выступая с резкой и подчас неуместной критикой областнической программы. Позже В.Д. Вегман [15] и Г.В. Круссер [16] уже с меньшей критичностью характеризовали сибирское областничество как либерально-буржуазное политическое движение.

В это время за пределами большевистской России вышли работы С.Г. Сватикова [17]. В отличие от всех предыдущих исследователей, он рассматривал сибирское областничество как течение общественно-политической мысли и общественно-политическое движение, определяя его генезис с демократических позиций. Особую ценность в рамках данного периода советской историографии областничества представляет для нас труд Н.К. Пиксанова «Областные культурные гнезда» [18]. Автор в этой небольшой по объему работе определяет сущность областничества исключительно с философско-культурологических позиций, выявляет его эвристический потенциал, что для советской науки было вовсе не характерно.

Со времени «хрущевской оттепели» интерес к областничеству возрастает. В контексте событий 1917 г. рассматривали областничество И.Г. Мосина [19] и И.М. Разгон [20]. Авторы исследовали только исторический контекст сибирского областнического движения. Концептуальное содержание областничества они определяли как либерально-оппозиционное режиму. Этот вывод был сделан исследователями из анализа взаимоотношений областников с основными политическими группировками и национальными движениями региона в революционном году.

К этому времени появились первые специальные диссертационные исследования, посвященные областничеству. Среди них работы М.Г. Сесюниной [21], В.К. Коржавина [22] и первые труды известного исследователя областничества М.В. Шиловского [23], обращенные к исследованию исторических и общественно-политических взглядов идеологов сибирского областничества.

Параллельно были проведены исследования литературного и художественно-публицистического творчества основоположников областничества в работах Н.А. Атамановской [24], Е.Ю. Хвалев-ской [25] и некоторых первоначальных разработках

А.Г. Кандеевой [26]. В этой научно-исследовательской литературе косвенно затрагивались и философские аспекты идеологии областничества. В этом смысле они очень ценны. Любопытно, что на данном этапе исследований сибирского областничества прослежи-

ваться неоднозначность, «одиозность» интерпретации «областнической идеи».

Работы, в которых оценивается неоднозначность в понимании идеологии областников, принадлежат

В.К. Коржавину, В.Г. Мирзоеву, Н.Н. Яновскому. В статье «К характеристике сибирского областничества» [27] впервые в научной литературе делаются попытки рассмотреть областников в исторической динамике для более «правильного» определения их места в истории и культуре Сибири.

Возросший интерес к областничеству в итоге увенчался изданием в рамках «Литературного наследства Сибири» художественно-литературного наследия Н.М. Ядринцева и Г.Н. Потанина. На рубеже 1980-1990 гг. были изданы и четыре тома писем Г.Н. Потанина. Все эти публикации способствовали новому осмыслению областничества.

В постсоветский период, таким образом, назрело новое осмысление сибирского движения областников и его роли в культурных процессах Сибири. По-новому осмысляются проблемы истории развития культуры, политических процессов, социальных вопросов в российском государстве и особенно в регионах. С новым импульсом продолжается дискуссия по толкованию и осмыслению движения, его истоков, философии, влияния на различные стороны жизни как сибирского, так и российского обществ. Все чаще сибирское областническое движение рассматривается в философском, культурологическом, политологическом, искусствоведческом аспектах.

Важными современными исследованиями в определении истоков и новых аспектов областнической мысли выступают работы Н.Н. Аблажей [28],

В.А. Должикова [29], А.В. Ремнева [30], С.В. Селиверстова [31], И.В. Нам [32], М.В. Шиловского [33]. Наиболее полное на данный момент изложение исторических российских и сибирских истоков областничества содержатся в исследовании М.В. Ши-ловского. Посвятив изучению областничества более тридцати лет, он впервые выдвинул тезис о том, что сибирским областникам принадлежит приоритет в разработке теоретических основ отечественной ре-гионалистики. Детально анализируя личные контакты М.А. Бакунина с Г.Н. Потаниным, В.А. Должиков приходит к выводу, что демократическая интеллигенция всесторонне усвоила народническую анархофедералистскую концепцию. А.В. Ремнев устремляет свой исследовательский интерес на западные истоки областничества. С.В. Селиверстов, А.П. Казаркин [34], М.В. Шиловский [35] исследуют евразийские основания областнической мысли. Использование этих работ позволяет установить не только исторические, но и философские, политические и идейно-мировоззренческие ориентиры областников, дополнить и акцентировать уже выявленные источники данной концепции с философской точки зрения.

В современной России появились труды А.М. Са-галаева, В.М. Крюкова [36], направленные на новое осмысление многогранной личности лидеров областнического движения.

Литературно-политическое и философско-публицистическое наследие идеологов областничества в постсоветское время также потребовало переоценки с современных исследовательских позиций. Наиболее важными в этом ключе можно считать работы А.Г. Кандеевой [37], Н.В. Серебренникова [38], И.Г. Чередниченко [39].

В настоящее время, наконец, более четко стал проявляться интерес к областничеству в среде философов. Впервые проведено специальное историко-философское монографическое исследование, посвященное наследию Н.М. Ядринцева [40]. Обращение к областнической мысли содержится в социально-философских работах А.Е. Кузнецова [41], историо-софских трудах В.В. Беруса [42], Ю.В. Попкова, Е.А. Тюгашева [43], Г.И. Пелих [44] и философско-социологических разработках А.О. Бороноева [45]. Этот блок современной исследовательской литературы наиболее актуален и важен для дальнейшего философского анализа наследия областников. Особый интерес среди указанных авторов вызывает монографическое исследование Т.Н. Емельяновой. Теорию областничества она рассматривает как своеобразную историософию российской действительности, органически сплетенную с другими попытками такого рода в истории отечественной философии и политической мысли. Современный исследователь сосредотачивает внимание на историософских и социологических основах областничества, анализируя лишь наследие Н.М. Ядринцева. Изучение философско-исторической концепции Г.Н. Потанина, выполненное Г.И. Пелих, позволяет по-новому осмыслить социально-историсофские построения мыслителей областнического направления. Важно обратиться также к работе «Философия Севера: коренные малочисленные народы Севера в сценариях мироустройства», в которой Ю.В. Попков и Е.А. Тюгашев освещают позиции областников по «инородческому вопросу», частично реконструируя их идеи в этнокультурной сфере. Теоретическое наследие областников использует в своих философско-социологических исследованиях А.О. Бороноев. Он оценивает его значение и потенциал наследия областников в развитии и становлении региональной социологии и политологии. Собственно социальнофилософскому анализу подверглась на современном этапе концепция национально-культурной автономии областников в статьях А.Е. Кузнецова.

В последнее десятилетие наблюдается пока еще фрагментарный интерес к культурфилософским компонентам областнической идеологии. В частности, Е.П. Коваляшкина [46] анализирует историко-культурные взгляды областников через призму этнополити-

ческого вопроса. Т.Ф. Ляпкина [47], изучая культурное пространство Восточной Сибири, затрагивает в своем исследовании некоторые культурологические идеи сибирских интеллигентов. Разработки областников она рассматривает как впервые оформившуюся региональную концепцию развития культуры и социальноэкономического развития Сибири. С.М. Смокотиной

[48] были рассмотрены просветительско-педагогические идеи лидеров движения областников как часть их культурологических разработок. Художественной жизни Сибири и областническому движению посвящено искусствоведческое исследование Е.А. Ветохина

[49], которое важно и для политико-философского знания. Развитие искусства и его функционирование в сибирском регионе происходило, как считает автор, во взаимодействии с идейной платформой и научнокультурной деятельностью членов сибирского областничества и их единомышленников.

Зарубежная историография сибирского областничества в настоящее время набирает силу, развертываясь преимущественно в том же ракурсе, что и отечественная, т.е. представлена преимущественно в рамках исторических и прикладных исследований, политико-философские идеи лидеров областничества почти не рассматриваются. Наиболее интересны работы А. Вуда [50], А. Юргенсона [51], С. Ватроуса [52], Н. Перейры [53], С. Шутца [54].

Проблема сущности регионального самосознания исследуется в работах С. Ватроуса. Опираясь на наследие областников, зарубежный автор заключает, что регионализм есть осознание индивидом своей преданности внутринациональной или многонациональной

территории, обычно обладающей общностью культуры и единством происхождения. Сугубо исторические аспекты областничества, связанные с его генезисом и контекстом истории конца XIX - первой трети XX в., разрабатываются в исследованиях Н. Перейры и

С. Шутца. Наибольшую ценность представляют работы А. Юргенсона, который анализирует движение областников в Сибири, связывая его с культурной идентичностью. Областничество рассматривается им как субнациональное движение, параллели которого находятся в националистических политических движениях в странах Восточной и Центральной Европы. Исследователь исходит из того, что эти движения привели к формированию политического национализма и национального государства. Сибирское областничество же в силу особой культурной идентичности его участников и отсутствия этнического компонента не преследует подобных целей.

Итак, можно констатировать, что эволюция исследовательских позиций в интерпретации движения областников была тесно связана с условиями развития общества, а также с господствующей идеологией. При этом следует отметить, что, как правило, рассматривались лишь отдельные аспекты многогранной деятельности областников. Также приходится признать, что в настоящее время исследователи областнической идеи только начинают уделять внимание ряду острейших философских проблем. Спустя полтора века с момента зарождения идеологии сибирского регионализма становится очевидным возрастающий позитивный интерес к философскому и политическому осмыслению и актуализации этой концептуальной схемы.

Библиографический список

1. Глинский Б.Б. Николай Михайлович Ядринцев : биографический очерк // Исторический вестник. - 1894. - №8.

2. Головачев П.М. Воспоминания о друге молодежи // Восточное обозрение. - 1896. - №56-58.

3. Лемке М. Николай Михайлович Ядринцев : биографический очерк. К десятилетию со дня кончины (1894-1904). -СПб., 1904.

4. Илимский Д.И. Григорий Николаевич Потанин // Северные записки : литературно-политический ежемесячник. - 1915. - №9.

5. Обручев В.А. Григорий Николаевич Потанин : краткий очерк его жизни и научной деятельности. - М., 1916.

6. Острогорский В.П. Памяти Н.М. Ядринцева : исторический очерк и воспоминания // Русские ведомости. -1894. - 5 авг.

7. Козьмин Н.Н. Г.Н. Потанин : биографический очерк // Сибирские записки. - 1917. - №2.

8. Михайловский Н.К. К характеристике Н.М. Ядринце-ва // На сибирские темы. - №3. - СПб., 1905.

9. Швецов С.П. Областничество Потанина // Сибирский вестник. - 1905. - №194.

10. Колосов Е.Е. Два русских областника - М.П. Драгоманов и Г.Н. Потанин (опыт сравнительного изучения

политических программ русских областников) // Сибирские записки. - 1916. - №3.

11. Крутовский В.М. Из истории сибирского областничества // Сибирские записки. - 1917. - №1.

12. Ветошкин М.К. Сибирское областничество // Современный мир. - 1913. - №3.

13. Воложанин Е. Колосов и областники // Утро Сибири. - 1916. - 23 сент. - №206.

14. Чужак Н.Ф. К подлинному лицу областничества // Забайкальское обозрение. - 1916. - 14 марта - №10/11.

15. Вегман В. Областнические иллюзии, рассеянные революцией // Сибирская жизнь. - 1917. - 14 окт.

16. Круссер ГВ. Сибирские областники. - Новосибирск, 1931.

17. Сватиков С.Г. Россия и Сибирь (К истории сибирского областничества в XIX веке). - Прага, 1929.

18. Пиксанов Н.К. Областные культурные гнезда. - М. ; Л., 1928.

19. Мосина И.Г Формирование буржуазии в политическую силу в Сибири. - Томск, 1978.

20. Разгон И.М. Сибирское областничество в 1917 году // Программа и краткое содержание докладов объединенной научной сессии по вопросу «Предпосылки революции

и установления советской власти в Сибири». - Томск, 1964.

21. Сесюнина М.Г. Г.Н. Потанин и Н.М. Ядринцев как идеологи сибирского областничества второй половины

XIX - нач. XX вв. : автореф. дис. ... канд. ист. наук. - Томск, 1967.

22. Коржавин В.К. Общественно-политические взгляды Н.М. Ядринцева : автореф. дис. ... канд. ист. наук. - Кемерово, 1973.

23. Шиловский М.В. Сибирское областничество накануне и в годы первой русской революции 1895-1907 гг. : автореф. дис. ... канд. ист. наук. - Новосибирск, 1975.

24. Атамановская Н.А. О фельетонах Н.М. Ядринцева // Ученые записки Барнаульского педагогического института. - Т. 4. - Вып. 1. - Барнаул, 1966.

25. Хвалевская Е.Ю. Фельетоны Н.М. Ядринцева в сибирской печати 70-80-х гг. XIX века // Вопросы языка и литературы. - Вып. 3. - Новосибирск, 1969.

26. Кандеева А.Г. Общественная и литературная деятельность Н.М. Ядринцева в 60-е годы XIX века // Вопросы русской и советской литературы Сибири. - Новосибирск, 1971.

27. Коржавин В., Мирзоев В., Яновский Н. К характеристике сибирского областничества // Сибирские огни. -1971. - №12.

28. Аблажей Н.Н. Сибирское областничество в эмиграции // Социально-политические проблемы истории Сибири. - Новосибирск, 1994.

29. Должиков М.А. Бакунин и Г.Н. Потанин: у истоков сибирского демократического регионализма (областничества) // Актуальные вопросы истории Сибири. Вторые научные чтения памяти проф. А.П. Бородавкина : материалы конф. - Барнаул, 2000.

30. Ремнев А.В. Западные истоки сибирского областничества // Русская эмиграция до 1917 года - лаборатория либеральной и революционной мысли. - СПб., 1997.

31. Нам И.В. «Национальный вопрос» в программных установках и политической практике сибирских областников // Из истории революции в России (первая четверть

XX в.). - Томск, 1996. - Вып. 2.

32. Селиверстов С.В. Г.Н. Потанин: сибирское областничество между западничеством и евразийством (вторая половина XIX - начало XX) // Вестник Томского ун-та. -2007. - №300.

33. Шиловский М.В. Сибирское областничество в общественно-политической жизни региона во второй половине XIX - первой четверти XX. - Новосибирск, 2008.

34. Казаркин А.П. Идеи областничества и евразийства в литературе Сибири // Вестник Томского ун-та. - 1999. - №268.

35. Шиловский М.В. Сибирские корни евразийства // Евразия: культурное наследие древних цивилизаций. - Вып. 1: Культурный космос Евразии. - Новосибирск, 1999.

36. Сагалаев А.М., Крюков В.М. Г.Н. Потанин: опыт осмысления личности. - Новосибирск, 1991.

37. Кандеева А.Г. Слово о Ядринцеве : монография. -Омск, 2000.

38. Серебренников Н.В. Проблемы и перспективы русской провинциальной литературы. - Нижний Новгород, 2000.

39. Чередниченко И.Г. Николай Михайлович Ядринцев - публицист, теоретик и организатор провинциальной печати. - Иркутск 1999.

40. Емельянова Т.Н. Областничество Н.М. Ядринцева как философия российской действительности. - СПб., 2004.

41. Кузнецов А.Е. Социально-философская природа региональной автономии: опыт сибирского федерализма // Проблемы сибирской ментальности. - СПб., 2004.

42. Берус В.В. Центр и провинция в российской философской культуре: постановка проблемы // Философские дескрипты : сборник статей. - Барнаул, 2004.

43. Попков Ю.В., Тюгашев Е.А. Философия Севера: коренные малочисленные народы Севера в сценариях мироустройства. - Салехард ; Новосибирск, 2006.

44. Пелих Г.И. Историческая концепция Г.Н. Потанина. - Томск, 2006.

45. Бороноев А.О. «Сибирство» как форма территориальной идентичности // Проблемы сибирской ментальности. - СПб., 2004.

46. Коваляшкина Е.П. «Инородческий вопрос» в Сибири: концепции государственной политики и областническая мысль. - Томск, 2005.

47. Ляпкина Т.Ф. Архитектоника культурного пространства Восточной Сибири. Конец XVII - начало XX вв. - СПб., 2006.

48. Смокотина С.М. «Концентрическое родиноведение» как органическая часть культурологических разработок Г.Н. Потанина // Вестник ТГПУ - 2008. - Вып. 2 (76).

49. Ветохин Е.А Развитие художественной жизни Сибири в контексте влияния сибирского областничества : автореф. дис. ... канд искусствовед. - Барнаул, 2008.

50. Wood A. Siberian Regionalism Resurgent in Sibirica // The Journal of Siberian Studies. - 1993/94.

51. Jurgenson Aivar Siberlaste Identiteedi Kujunemine ja Selle uks poliitillisi Avaldumisvorme oblastnike Liikumine // Acta Historica Tallinnensia. - 2007. - №11.

52. Watrous S. The Regionalist Conception of Siberia, 1860 to 1920 // Between Heaven and Hell. The Myth of Siberia in Russian Culture. - New York, 1993.

53. Pereira N.G.O. The Idea of Siberian Regionalism in Late Imperial and Revolutionary Russia // Russian History / Histoire Russe. 1993. 20/1-4.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

54. Stuch Stephan. Regionalismus in Sibirien im fruhen 20. Jahrhundert. - Koln, 2003.

ББК 63.3(2)64-6

И.Ж. Искаков

Проблемы и перспективы интеграции евразийского пространства

I.Zh. Iskakov

Problems and Prospects of Eurasian Integration

Рассматриваются точки зрения различных авторов на проблемы и перспективы формирования единого политического и экономического евразийского пространства. Особо подчеркивается роль России и Казахстана. Выделены проблемы и перспективы формирования Таможенного союза как прикладной формы интеграции государств Евразии. Приведены примеры оценок евразийских сообществ исследователями и практическими деятелями.

Ключевые слова: формирование евразийского пространства, проблемы и перспективы, Таможенный союз, глобализация.

The article considers points of view expressed by various scholars on problems and perspectives of forming united political and economic Eurasian space. The author emphasizes the role played by Russia and Kazakhstan in this process, defines problems and prospects of the Customs Union as the application of Eurasian states integration. There are the examples of evaluations estimated by researchers and practitioners of the Eurasian community.

Key words: forming of the Eurasian space, Customs Union, problems and perspectives, globalization.

Развитие социальных и политических процессов на огромном евразийском пространстве сегодня привлекает внимание многих ученых, политиков, экономистов. Произошедшие в последнее десятилетие прошлого века изменения затронули основополагающие принципы и системообразующие элементы мировой политической системы, став отражением долгосрочных тенденций ее эволюции. Распад СССР вызвал множество разнообразных процессов и явлений, последствия которых будут сказываться еще не одно десятилетие. Он сопровождался осознанием ошибочности большинства убеждений, которыми руководствовалось общество на протяжении нескольких десятилетий, определяя стратегию своего развития и создавая институты для достижения поставленных целей. К настоящему моменту накоплен достаточно большой объём разносторонних исследований по проблемам, связанным с динамикой и направлениями развития мировой экономики и международных отношений. Их содержание свидетельствует: взгляды на то, что в конечном итоге будет представлять собой новое политическое устройство мира, чрезвычайно противоречивы. При этом большинство исследователей, говоря о причинах перемен, относят к их числу комплекс процессов, обозначаемых как «глобализация». В большинстве случаев глобализацию рассматривают как развитие социальных, экономических, политических, культурных коммуникаций, приобретающих в конечном итоге всемирный масштаб и значимость. В основе глобализации лежат процессы в сфере экономики и финансов, которые имеют

значение фундамента для глобальной политической и культурной «надстройки». Это дает основание полагать, что практически ни одна сфера человеческой деятельности не избежит той или иной степени её влияния. Все более очевидно утверждение экономического фактора в качестве главного ресурса политики, в связи с чем некоторые из исследователей предлагают заменить понятие «международная экономика» понятием «мировая политическая экономика» [1, с. 86].

На первом заседании евразийской экспертной сети «20 лет постсоветскому пространству: итоги и перспективы», проходившем в Астане 11 января 2011 г., А. Медведев, исполнительный директор АНО «Центр политических технологий “ПолитКонтакт”», заявил: «Актуальность проблемы региональной интеграции, начиная с начала 90-х годов прошлого века, имела и продолжает иметь под собой объективные географические, экологические, экономические, политические, историко-культурные факторы» [2].

Последняя четверть XX столетия совпала с кардинальными политическими изменениями на мировой арене, которые проявились практически во всем. Это и третья волна демократизации, и дальнейшее развитие интеграционных процессов в Западной Европе, и дезинтеграция мировой системы социализма, проходящая весьма болезненно через конфликты и кризисы, которые поразили ряд бывших социалистических стран. Как утверждает французский автор Мишель Фуше, европейский территориальный ансамбль состоит «более чем из пятидесяти старых или позже возникших государств и около шестидесяти наций или

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.