Электронное научное издание Альманах Пространство и Время Т. 15. Вып. 1 • 2017
STUDIA STUDIOSORUM: УСПЕХИ МОЛОДЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ
Тематический выпуск в рамках года подготовки и проведения XIX Всемирного фестиваля молодежи и студентов в России
Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time volume 15, issue 1
STUDIA STUDIOSORUM: Achievements of Young Researchers
Thematic Issue in the run-up to the year of preparation and holding the 19th World Festival of Youth and Students in Russia Elektronische wissenschaftliche Auflage Almanach 'Raum und Zeit' Band 15, Ausgb. 1.
STUDIA STUDIOSORUM: Fortschritte der Nachwuchsforscher
Thematische Ausgabe im Rahmen des Jahres der Vorbereitung und Durchführung des XIX. Weltfestivals der Jugend und Studenten in Russland
Успехи в науках о культуре
Achievements in Cultural Sciences / Fortschritte in der Kulturwissenschaften
УДК 78(78.07:7.08)
g
W
Кушнина Е.Я.
К вопросу о домашнем музицировании в русской классической литературе XIX — начала ХХ
Кушнина Екатерина Ярославовна, ученица 7 класса МБУ ДО «Детская музыкальная школа № 2», г. Соликамск, Пермский край
ORCID ID https://orcid.org/0000-0001-5567-6823
E-mail: [email protected]; [email protected]
Статья посвящена истории домашнего музицирования в России XIX века. Автор прослеживает его традиции в дворянской и в народной среде на примерах произведений русских классиков.
Ключевые слова: домашнее музицирование; история семейного музицирования; традиции семейного общения; музыкальное общение; Россия XIX века; русская классическая литература; дворянская и народная традиции музицирования; культура романса.
Тема любительского, в частности, домашнего, музицирования всё чаще привлекает наших современников. Проводя своё исследование, я нашлв немало материалов, изучающих эту область нашей культурной жизни. И это объяснимо: будучи востребованным видом музыкального творчества в России XIX века, и, к сожалению, утерявшим популярность в ХХ веке, оно вновь переживает своё возрождение в нашем столетии.
Подтверждением возросшего интереса к сфере любительского музицирования служит организация и проведение различных мероприятий, на всей территории России. В числе их — Международный фестиваль-конкурс «Музыкальный дебют» (Санкт-Петербург), «Фестиваль любительского музицирования» (Москва), Фестиваль искусств «Кондопожские зори» (г. Кондопога) и др. [Фёдоров 2009; Бальбурова 2013; Международный конкурс-фестиваль... 2017]
Инициаторами возрождения такой формы любительского музыкального творчества, как домашнее и семейное музицирование, наряду с музеями, филармониями, культурно-досуговыми центрами, являются и музыкальные школы. Организуемые ими фестивали и конкурсы семейных ансамблей становятся всё более востребованными, привлекают всё большее количество участников (только при поиске в Яндекс по ключевым словам «конкурс семейных ансамблей 2016 ДМШ» я получила 271 млн ответов). Вот несколько примеров:
— открытый городской фестиваль семейных ансамблей «Радуга над Вяткой» (2013 и 2014) в детской музыкальной школе № 4, г. Киров [Открытый городской фестиваль... 2013; «Радуга над Вяткой». 2014];
— конкурс семейных ансамблей — 2016 в детской музыкальной школе № 3 г. Тольятти [Пятый городской конкурс... 2015];
Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time volume 15, issue 1 'STUPIA STUPIOSORUM: Achievements of Young Researchers'
Achievements in Cultural Sciences
Elektronische wissenschaftliche Auflage Almanach 'Raum und Zeit Bd. 15., Ausgb. 1. 'STUPIA STUPIOSORUM: Fortschritte der Nachwuchsforscher'
Fortschritte in der Kulturwissenschaften
Кушнина Е.Я. К вопросу о домашнем музицировании в русской классической литературе XIX — начала ХХ вв.
— открытые территориальные фестивали-конкурсы семейных ансамблей «Мама, папа, брат, сестра — музыкальная семья» в детской музыкальной школе № 1 имени Н.А. Римского-Корсакова, г. Нижний Тагил (2015—2017) [Конкурс семейных ансамблей... 2015—2017],
— школьный фестиваль-конкурс семейных ансамблей — 2016 в детской музыкально-хоровой школе г. Белгорода
[Боус 2016];
— фестиваль семейных ансамблей «Когда семья вместе и душа на месте», г. Дзержинск [Пастухова 2017];
— Московский открытый конкурс-фестиваль «Семейные ансамбли» имени К.Н. Игумнова в детской музыкальной школе имени К.Н. Игумнова, Москва [Конкурс-фестиваль... 2017] — и еще множество других подобных мероприятий.
Традицией стало проведение такого мероприятия и в моей музыкальной школе № 2 г. Соликамска. Последний, пятый, фестиваль объединил почти 30 творческих семей. Возраст участников концерта — от 3 до 80 лет.
Школьный фестиваль-конкурс семейных ансамблей — 2016 в детской музыкально-хоровой школе Белгорода. Фото с сайта http://dmh-bel.гu/?p=4851
Фестиваль семейных ансамблей в музыкальной школе № 2 Соликамска в 2014 г. Фото с сайта http://sk59.ru/2014/02/solikamskie-konkurs-semejny-h-ansamb/
Принимая участие в таких фестивалях, я заинтересовалась историей домашнего музицирования в России.
Изученные мной по этой теме научные работы, монографии, книги, статьи представляют разные аспекты музицирования в России XVIII—XIX вв.: Найдорф М.И. «Музицирование в России» (материалы диссертации), Сикорская А.В. «Любительское музицирование как фактор формирования интеллектуально-культурной среды в царской России первой половины 19 века», Мельникова Л.Л. Монография «Музыкальное просветительство. История и современность», Анненкова И.В. «Музыка как константа культурного пространства семьи в России XVIII — начала ХХ вв.» (материалы диссертации), Кириллов В.А. «Любительское музицирование как педагогическое явление в гувернерском образовании России XVIII — начала Х!Х веков» (автореферат диссертации), Лотман Ю.М. «Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII — начала Х!Х в.)» и др.
Немало примеров домашнего музицирования можно встретить и в русской классической литературе XIX века. В своих произведениях занятия им описывают Л.Н. Толстой, А.М. Горький, А.П. Чехов, И.С. Тургенев, А.И. Куприн, В.Г. Короленко и др. классики русской литературы.
Цель моей работы — исследовать традиции домашнего музицирования на примерах произведений русских писателей XIX — начала ХХ вв.
В толковых словарях мы можем найти несколько схожих, но не идентичных определений понятия «музицирование». Так, толковый словарь Ожегова объясняет, что музицирование — это игра на музыкальном инструменте, занятия музыкой.
[Ожегов, Шведова 1992].
В Толковом словаре Д.Н. Ушакова под термином «музицировать» подразумевается не только заниматься музыкой, но и проводить время, играя на каком-нибудь инструменте, занимаясь, развлекаясь музыкальной игрой [Ушаков 1935—1940].
Большая советская энциклопедия даёт следующее определение: Музицирование — исполнение музыки в домашнем быту, вне концертного зала [Большая советская энциклопедия 1954, с.510].
Известный автор работ по музыкальному образованию И.Ю. Дьяченко дает более развернутое определение, уточняя, что «музицирование — это коллективная и (или) индивидуальная разнообразная музыкальная деятельность индивидуумов, основанная на музыкальных и жизненных впечатлениях, определяемая внутренней потребностью общения с музыкой, являющаяся творческим самовыражением и развитием» [Дьяченко 2008].
Определение понятия «домашнее музицирование» в словарях отсутствует, однако, поскольку в нашей статье рассматри-
Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time volume 15, issue 1 'STUDIA STUDIOSORUM: Achievements of Young Researchers'
Achievements in Cultural Sciences
Elektronische wissenschaftliche Auflage Almanach 'Raum und Zeit Bd. 15., Ausgb. 1. 'STUDIA STUDIOSORUM: Fortschritte der Nachwuchsforscher'
Fortschritte in der Kulturwissenschaften
Кушнина Е.Я. К вопросу о домашнем музицировании в русской классической литературе XIX — начала ХХ вв.
вается именно домашнее музицирование, мы будем опираться на определение В.В. Ковалива из его статьи «Семейное домашнее музицирование».
«В музыкознании домашнее музицирование определяется как непрофессиональное, любительское музыкальное исполнительство, представляющее собой исполнение музыки в домашней обстановке, вне концертных залов и публичных площадок. Его целью является музицирование не для кого-то другого (публики), а для себя» [Ковалив 2009].
Домашнее музицирование имеет свою историю. Его традиции зародились в XVII веке — одновременно в Голландии, где оно быстро становится популярным и широко распространяется [Бергер 1973—1982; Токина 1998], и в аристократических салонах Вены, являющейся в то время одним из музыкальных центров Европы [Конен 1981, с. 34].
Ян Минсе Моленар. Автопортрет с семьёй. 1635
Герард Терборх. Женщина, играющая на теорбе-лютне, и кавалер. Ок. 1658
Венский музыкальный салон начала XVIII в. на картине австрийского художника Стефана Седлачека. 1900-е гг.
Венское общество тогда было особенно увлечено камерной музыкой. Умение играть на инструменте, владеть музыкальной грамотой стало модным и считалось в «высшем свете» признаком хорошего воспитания, поэтому аристократы старались дать своим детям домашнее музыкальное образование [Чудная 2015, с. 302].
Музицирование в России родилось во время царствования Петра I. На учрежденных им в 1718 году ассамблеях играл духовой оркестр. Звучавшая во время танцев и застолий музыка придавала общению непринуждённость, объединяла людей. И если до правления Петра I в дворянской среде считалось неприличным самим музицировать [Царикаева 2008], то теперь дворяне пытаются играть на музыкальных инструментах и обучают этому искусству своих детей и даже слуг. [Мельникова б/даты размещения, с. 20—22].
Постепенно увлечение домашним музицированием проникает во все слои высшего и среднего класса российского общества и достигает своего расцвета в XIX веке, когда в России растёт потребность в богатой интеллектуальной жизни. [Зеткина, Секотова 2007].
Д.С. Левицкий. Портрет воспитанницы Императорского воспитательного общества благородных девиц Глафиры Ивановны Алымовой. 1773
В.Л. Боровиковский. Портрет сестёр княжны Анны Гаврииловны Гагариной и княжны Варвары Гаврииловны Гагариной. 1802
Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time volume 15, issue 1 'STUPIA STUPIOSORUM: Achievements of Young Researchers'
Achievements in Cultural Sciences
Elektronische wissenschaftliche Auflage Almanach 'Raum und Zeit Bd. 15., Ausgb. 1. 'STUPIA STUPIOSORUM: Fortschritte der Nachwuchsforscher'
Fortschritte in der Kulturwissenschaften
Кушнина Е.Я. К вопросу о домашнем музицировании в русской классической литературе XIX — начала ХХ вв.
В дворянских семьях культурным воспитанием детей занимались с самого раннего возраста и, как правило, первые музыкальные впечатления дети получали от матери. Л.Н. Толстой в повести «Детство» так описывает воспоминания о материнском музицировании:
«Maman играла второй концерт Фильда. Я дремал, и в моем воображении возникали какие -то легкие, светлые и прозрачные воспоминания. Она заиграла Патетическую сонату Бетховена, и я вспоминал что-то грустное, тяжелое и мрачное. Maman часто играла эти две пьесы; поэтому я очень хорошо помню чувство, которое они во мне возбуждали». [Толстой 1980, с. 36].
И там же:
«Никогда ни в ком не встречал я такого фамильного сходства, как между сестрой и матушкой.... но необыкновеннее всего было это сходство в игре ее на фортепьяно....та же неуловимая нежность и отчетливость игры, той прекрасной фильдовской игры, так хорошо названной jeu perlé (блистательной игрой), прелести которой не могли заставить забыть все фокус-покусы новейших пьянистов» [Толстой 1980, с. 166].
В.И. Гау. Портрет дамы у фортепьяно. 1846
П.А. Федотов. Портрет Н.П. Жданович за фортепьяно. 1849
И.Е. Репин. За роялем. 1905
Об этом же говорят и строки из повести «Слепой музыкант» В.Г. Короленко:
«Он быстро заучивал всё, что передавала ему мать, учившая его игре на фортепиано....» [Короленко 2007, с. 88].
В книге «Беседы о русской культуре» Ю.М. Лотман пишет, что мужское и женское образование дворян мало чем отличалось друг от друга [Лотман 1994, с. 399], но М.И. Найдорф замечает, что основой занятий музыкой с мальчиками было только наличие у них выраженного музыкального таланта или большого желания. Девочек же, которые считались хранительницами и продолжательницами семейных музыкальных традиций, обучали музыке обязательно [Найдорф б/даты размещения].
И.Ф. Хруцкий. В комнатах усадьбы художника Захарничи Полоцкой губернии. 1855
К.В. Лемох. Дети за фортепьяно. 1886
С. Виноградов. Играет. 1914
А.В. Средин. В зале. 1910-е
Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time volume 15, issue 1 'STUPIA STUPIOSORUM: Achievements of Young Researchers'
Achievements in Cultural Sciences
Elektronische wissenschaftliche Auflage Almanach 'Raum und Zeit Bd. 15, Ausgb. 1. 'STUPIA STUPIOSORUM: Fortschritte der Nachwuchsforscher'
Fortschritte in der Kulturwissenschaften
Кушнина Е.Я. к вопросу о домашнем музицировании в русской классической литературе XIX — начала ХХ вв.
Примеры этому можно найти в повести В.Г. Короленко «Слепой музыкант», произведениях Л.Н. Толстого и И.А. Крылова.
«Протянув издали руки, он коснулся полированной поверхности инструмента и тотчас же робко отодвинулся. Наконец его рука попала на гладкие клавиши. Тихий звук струны неуверенно дрогнул в воздухе. Мальчик долго прислушивался к исчезнувшим уже для слуха матери вибрациям и затем, с выражением полного внимания, тронул другую клавишу. Проведя после этого рукой по всей клавиатуре, он попал на ноту верхнего регистра. Каждому тону он давал достаточно времени, и они, один за другим, колыхаясь, дрожали и замирали в воздухе. Лицо слепого, вместе с напряженным вниманием, выражало удовольствие; он, видимо, любовался каждым отдельным тоном, и уже в этой чуткой внимательности к элементарным звукам, составным частям будущей мелодии, сказывались задатки артиста». [Короленко 2007, с. 79].
В.Д. Поленов. С.И. Мамонтов и П.А. Спи-ро1 у рояля. 1882.
1 Пётр Антонович Спиро (1844— 1893) — русский учёный-физиолог, ученик И.М. Сеченова, профессор физиологии в Новороссийском университете. На картине Поленова именно он сидит за роялем.
Николай Иртеньев, главный герой трилогии «Детство. Отрочество. Юность» Л. Толстого, начал учиться музыке лишь в юношеские годы, когда сам захотел научиться играть на фортепиано [Толстой 1980, с. 272].
Иными были занятия музыкой у его сестры:
«Налево от дивана стоял старый английский рояль; перед роялем сидела черномазенькая моя сестрица Любочка и розовыми, только что вымытыми холодной водой пальчиками с заметным напряжением разыгрывала этюды Clementi. Ей было одиннадцать лет; она ходила в коротеньком холстинковом платье и октавы могла брать только orpeggio. Подле нее вполуоборот сидела Марья Ивановна в чепце с розовыми лентами, в голубой кацавейке и с красным сердитым лицом, которое приняло еще более строгое выражение, как только вошел Карл Иванович. Она грозно посмотрела на него и, не отвечая на его поклон, продолжала, топая ногой, считать: "un, deux, trois, un, deus, trois", — еще громче и повелительнее». [Толстой 1980, с.12-13].
И.А. Крылов в комедии «Урок дочкам» раскрывает мечты помещичьей дочери Лукерьи:
«Боже мой! Когда вообразить теперь молодую девушку в городе, — какая райская жизнь! По утру, едва успеет сделать первый туалет, явятся учители: танцевальный, рисовальный, гитарный, клавикордный; от них тотчас узнаешь тысячу прелестных вещей.» [Крылов 1946, с. 566].
Обучением игры на музыкальных инструментах занимались специально нанимаемые учителя или гувернёры, которые, учили своих воспитанников аккомпанировать, читать с листа, разбирать партитуры, играть в четыре руки и пр. [Кириллов б/даты размещения].
Тот, кто умеет или когда-либо учился играть на музыкальном инструменте, знает, что эти занятия требуют усердия и терпения, а педагоги бывают строги и требовательны. Юным дворянкам тоже приходилось прикладывать немало усилий, чтобы научиться играть на музыкальном инструменте.
В романе «Война и мир» Толстой так описывает занятия музыкой княжны Марьи Болконской:
«Княжна взглянула на часы и, заметив, что она уже пять минут пропустила то время, которое должна была употреблять для игры на клавикордах, с испуганным видом пошла в диванную. Между двенадцатью и двумя часами,
Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time volume 15, issue 1 'STUDIA STUDIOSORUM: Achievements of Young Researchers'
Achievements in Cultural Sciences
Elektronische wissenschaftliche Auflage Almanach 'Raum und Zeit Bd. 15, Ausgb. 1. 'STUPIA STUDIOSORUM: Fortschritte der Nachwuchsforscher'
Fortschritte in der Kulturwissenschaften
Кушнина Е.Я. К вопросу о домашнем музицировании в русской классической литературе XIX — начала ХХ вв.
сообразно с заведенным порядком дня, князь отдыхал, а княжна играла на клавикордах. Седой камердинер сидел, дремля и прислушиваясь к храпению князя в огромном кабинете. Из дальней стороны дома, из-за затворенных дверей слышались по двадцати раз повторяемые трудные пассажи Дюссековой сонаты» [Толстой 1957, с. 123].
П.А. Федотов. Портрет Н.П. Жда-нович за клавесином. 1850.
Конечно, в дворянских домах звучали не только разучиваемые детьми гаммы, этюды и несложные произведения. Быстрое распространение в России фортепиано, с его богатством тембров, выразительным звучанием, давало возможность исполнять и слушать музыкальные произведения разных жанров даже на уровне домашнего музицирования [Федорович 2017].
И. Селезнев. Последний аккорд И.Э. Грабарь. Дама у пианино.
1885 1899
Расширению и распространению музыкального репертуара, как для профессионального, так и для любительского, а также семейного музицирования, способствовало развитие нотоиздательства. Если в начале XIX столетия в России действовали несколько таких учреждений (в основном немецких), выпускающих в свет произведения зарубежных авторов, то во второй половине века начинают функционировать и отечественные нотные издательства, популяризирующие произведения русских композиторов.
Музыкальные сочинения для фортепиано, гитары, арфы, произведения для пения, четырёхручные переложения популярных фрагментов из опер печатались также в модных в то время альманахах и музыкальных журналах. На их страницах можно было встретить и становившиеся всё более популярными цыганские песни.
Нотные издательства в то время действовали только в крупных культурно-музыкальных центрах — Москве и Санкт-Петербурге. Приобрести ноты полюбившихся произведений можно было как в свободной продаже, так и по подписке [Мельникова б/даты размещения, с. 47—49].
Во время семейных вечеров, домашних праздников, приёмов гостей и просто «для души» звучали классические произведения, арии из опер, любимые мелодии оперетт.
«За обедом, когда я услаждаю себя щами и гусем с капустой, жена сидит за пианино и играет для меня из "Бокка-
Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time volume 15, issue 1 'STUPIA STUPIOSORUM: Achievements of Young Researchers'
Achievements in Cultural Sciences
Elektronische wissenschaftliche Auflage Almanach 'Raum und Zeit Bd. 15, Ausgb. 1. 'STUPIA STUPIOSORUM: Fortschritte der Nachwuchsforscher'
Fortschritte in der Kulturwissenschaften
Кушнина Е.Я. к вопросу о домашнем музицировании в русской классической литературе XIX — начала ХХ вв.
чио", "Елены" и "Корневильских колоколов", а тёща и свояченица пляшут вокруг стола качучу» [Чехов 1950, с. 345-346]2.
2 «Боккаччио» — оперетта австрийского композитора Ф. Зуппе, «Елена» — оперетта «Прекрасная Елена» француза Ж. Оффенбаха, «Корневильские колокола» — комическая опера Р. Планкета.
В «Рассказе неизвестного человека» А.П. Чехова Грузин сначала наигрывает на фортепиано ариозо Ленского из оперы «Евгений Онегин», а затем, по просьбе Зинаиды Фёдоровны, исполняет две пьесы Чайковского и «Лебединую песню» К. Сен-Санса [Чехов 1970, с. 219-220].
Реже, чем фортепиано, но звучала в дворянских гостиных и скрипка. Такие сцены мы встречаем в произведениях А.П. Чехова и Л.Н. Толстого.
«К Песоцким часто, чуть ли не каждый день, приезжали барышни-соседки, которые вместе с Таней играли на рояле и пели; иногда приезжал молодой человек, сосед, хорошо игравший на скрипке. Коврин слушал музыку и пение с жадностью и изнемогал от них, и последнее выражалось физически тем, что у него слипались глаза и клонило голову на бок. Однажды после вечернего чая он сидел на балконе и читал. В гостиной в это время Таня — сопрано, одна из барышень — контральто и молодой человек на скрипке разучивали известную серенаду Брага» [Чехов 2002, с. 168—169].
«Он взял первый аккорд. У него сделалось серьёзное, строгое, симпатичное лицо, и, прислушиваясь к своим звукам, он осторожными пальцами дернул по струнам, и рояль ответил ему. Они играли Крейцерову сонату Бетховена» [Толстой 2010, с. 220].
Одним из видов домашнего музицирования было пение. Литературные строки писателей-классиков ярко рисуют нам лирическую атмосферу человеческого общения.
«Теперь вечер потек ровно, без принуждения, оживленно. Васючок пел вполголоса, под аккомпанемент Женни Рейтер, итальянские народные канцонетты и рубинштейновские восточные песни. Голосок у него был маленький, но приятного тембра, послушный и верный. Женни Рейтер, очень требовательная музыкантша, всегда охотно ему аккомпанировала» [Куприн 1981, с. 351].
Вокальные «пиесы» исполняет Варенька под аккомпанемент Кити в романе Л.Н. Толстого «Анна Каренина» [Толстой 1987, с. 448], Самозабвенно отдаётся пению в кругу семьи юная Наташа Ростова [Толстой 1957, с. 432—433].
Но самой излюбленной формой музыкального общения в XIX веке стал романс, ведь именно он позволял исполнителю наиболее глубоко раскрывать внутренний душевный мир, рассказывать о своих мыслях и чувствах, предаваться мечтам.
«Слушаю-с, — промолвил Паншин с какой-то светлой и сладкой улыбкой, которая у него и появлялась и пропадала вдруг, — пододвинул коленом стул, сел за фортепьяно и, взявши несколько аккордов, запел, четко отделяя слова, следующий романс:
Луна плывет высоко над землею Меж бледных туч;
Но движет с вышины волной морскою Волшебный луч. Моей души тебя признало море Своей луной,
И движется — и в радости, и в горе -Тобой одной.
Тоской любви, тоской немых стремлений Душа полна;
Мне тяжело... Но ты чужда смятений, Как та луна.
Второй куплет был спет Паншиным с особенным выражением и силой; в бурном аккомпанементе слышались переливы волн. После слов: "Мне тяжело..." — он вздохнул слегка, опустил глаза и понизил голос — morendo. Когда он кончил, Лиза похвалила мотив, Марья Дмитриевна сказала: "Прелестно", а Гедеоновский даже крикнул: "Восхитительно! и поэзия, и гармония одинаково восхитительны!.." Леночка с детским благоговением посмотрела на певца» [Тургенев 1971, с. 10].
Восторгается проникновенным исполнением романса князь в повести Ф.М. Достоевского «Дядюшкин сон»:
«Ах, Зина! спой тот романс, в котором, помнишь, много рыцарского, где еще эта владетельница замка и ее трубадур.... Пересядьте сюда, князь, поближе!.. Ах, боже мой! Я не берусь описывать, что сделалось с князем, когда
Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time volume 15, issue 1
'STUDIA STUDIOSORUM: Achievements of Young Researchers'
Achievements in Cultural Sciences
Elektronische wissenschaftliche Auflage Almanach 'Raum und Zeit Bd. 15, Ausgb. 1. 'STUDIA STUDIOSORUM: Fortschritte der Nachwuchsforscher'
Fortschritte in der Kulturwissenschaften
Кушнина Е.Я. К вопросу о домашнем музицировании в русской классической литературе XIX — начала ХХ вв.
запела Зина. Пела она старинный французский романс, бывший когда-то в большой моде. Зина пела его прекрасно. Ее чистый, звучный контральто проникал до сердца» [Достоевский 1986, с. 90—91].
Особую задушевность и проникновенность романсам и лирическим песням придавало звучание гитары. Этот инструмент, благодаря своей универсальности и доступности для всех слоёв населения, завоевал широко популярность в домашнем музицировании [Вольман 1961].
В.Е. Маковский. Друзья-приятели. 1878
В.Е. Маковский. Приятели. 1895
В.И. Суриков. С гитарой. Портрет княгини С.А. Кропоткиной. 1882
Пение под гитару было неотъемлемой частью дворянского быта, о чём свидетельствуют литературные источники.
В рассказе «Чертопханов и Недопюскин» из цикла «Записки охотника» И.С. Тургенева читаем:
«Маша выпорхнула в другую комнату, принесла гитару, сбросила шаль с плеч долой, проворно села, подняла голову и запела цыганскую песню. Ее голос звенел и дрожал, как надтреснутый стеклянный колокольчик, вспыхивал и замирал... Любо и жутко становилось на сердце. "Ай жги, говори!.." Чертопханов пустился в пляс. Недопюскин затопал и засеменил ногами. Машу всю поводило, как бересту на огне; тонкие пальцы резво бегали по гитаре, смуглое горло медленно приподнималось под двойным янтарным ожерельем. То вдруг она умолкала, опускалась в изнеможенье, словно неохотно щипала струны, и Чертопханов останавливался, только плечиком подергивал да на месте переминался, а Недопюскин покачивал головой, как фарфоровый китаец; то снова заливалась она как безумная, выпрямливала стан и выставляла грудь, и Чертопханов опять приседал до земли, подскакивал под самый потолок, вертелся юлой, вскрикивал: "Жива!"...— Живо, живо, живо, живо! — скороговоркой подхватывал Недопюскин» [Тургенев 1984, с. 204—205].
Романс «Не искушай меня без нужды» под гитарные переборы поют Илья и Лариса — герои пьесы А.Н. Островского «Бесприданница» [Островский 2008, с. 188—189].
И.М. Прянишников. Жестокие романсы. 1881.
Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time volume 15, issue 1 'STUPIA STUPIOSORUM: Achievements of Young Researchers'
Achievements in Cultural Sciences
Elektronische wissenschaftliche Auflage Almanach 'Raum und Zeit Bd. 15, Ausgb. 1. 'STUPIA STUPIOSORUM: Fortschritte der Nachwuchsforscher'
Fortschritte in der Kulturwissenschaften
Кушнина Е.Я. К вопросу о домашнем музицировании в русской классической литературе XIX — начала ХХ вв.
О популярности гитары повествуют и строки «Евгения Онегина». Рисуя быт помещичьей усадьбы, А.С. Пушкин пишет:
«Зовут соседа к самовару, А Дуня разливает чай; Ей шепчут: "Дуня, примечай!" Потом приносят и гитару: И запищит она (бог мой!):
Приди в чертог ко мне златой!..» [Пушкин 1980, с. 33].
Страницы романа «Война и мир» Л.Н. Толстого также содержат описание сцен гитарного музицирования. Этот инструмент был знаком писателю, ведь в его яснополянском доме частыми гостями были цыгане, и он с удовольствием слушал их пение и игру на гитарах, смотрел их пляски [Найдорф б/з даты размещения]. Мог Толстой и сам на гитаре «тряхнуть трепачка» [Толстой 1953, с. 26].
«Дядюшка, ни на кого не глядя, сдунул пыль, костлявыми пальцами стукнул покрышке гитары, настроил и поправился на кресле. Он взял гитару повыше шейки и, подмигнув Анисье Федоровне, взял один звучный, чистый аккорд и мерно, спокойно, но твёрдо начал весьма тихим темпом отделывать известную песню: "По у-ли-и-ице мостовой"..
— Прелесть, прелесть, дядюшка! Ещё, ещё! — закричала Наташа, как только он кончил. Николаю тоже очень нравилась игра дядюшки. Дядюшка второй раз заиграл песню. "За холодной ключевой, кричит: девица, постой!" — играл дядюшка, сделал опять ловкий перебор, оторвал и шевельнул плечами» [Толстой 1957, с. 647—648].
О гитаре как непременном атрибуте лирических жизненных моментов, спутнице излияний души в музыке читаем в поэтических строках Аполлона Григорьева:
«О, говори хоть ты со мной, Подруга семиструнная! Душа полна такой тоской, А ночь такая лунная! И до зари готов с тобой Вести беседу эту я... Договори лишь мне, допой
Ты песню недопетую!» [Русская лирика XIX века 1981, с. 368].
Ему вторит И.А. Бунин в стихотворении «На хуторе»:
«Свечи нагорели, долог зимний вечер Сел ты на лежанку, поднял тихий взгляд — И звучит гитара удалью печальной
Песне беззаботной, старой песне в лад!» [Бунин 1965, с. 106].
К.А. Коровин. Терраса. Вечер на даче. К.А. Коровин. Девушка с гитарой. К.А. Коровин. Вечер.
1901 1916 1917
Было бы неправильным считать, что домашнее музицирование являлось только аристократической привилегией. Не Кушнина Е.Я. К вопросу о домашнем музицировании в русской классической литературе XIX — начала ХХ вв.
Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time volume 15, issue 1 'STUDIA STUDIOSORUM: Achievements of Young Researchers'
Achievements in Cultural Sciences
Elektronische wissenschaftliche Auflage Almanach 'Raum und Zeit Bd. 15., Ausgb. 1. 'STUPIA STUPIOSORUM: Fortschritte der Nachwuchsforscher'
Fortschritte in der Kulturwissenschaften
Кушнина Е.Я. К вопросу о домашнем музицировании в русской классической литературе XIX — начала ХХ вв.
менее любимо оно было и в народе. Музыка, пение были непременными спутниками и трудовых будней, и народных праздников, и домашних посиделок [Чудная 2015].
Башилов Я.С. Кантонист. 1892
Н.П. Богданов-Бельский. Талант и поклонник. 1906
Проникновенную игру на дудке описывает в «Слепом музыканте» В.Г. Короленко:
«Иохим был совершенно доволен своей дудкой. Казалось, она была частью его самого; звуки, которые она издавала, лились будто из собственной его согретой и разнеженной груди, и каждый изгиб его чувства, каждый оттенок его скорби тотчас же дрожал в чудесной дудке, тихо срывался с нее и звучно несся вслед за другими, среди чутко слушавшего вечера» [Короленко 2007, с. 67].
Рассказывая о своём детстве, А.М. Горький тоже вспоминает о том, что музыка была неотделима от народа. В первой части его трилогии есть строки, ярко рисующие картину семейного праздника:
«Дядя Яков любовно настраивал гитару, а настроив, говорил всегда одни и те же слова: — Ну-с, я начну-с!
Встряхнув кудрями, он сгибался над гитарой, вытягивал шею, точно гусь; круглое, беззаботное лицо его становилось сонным; живые, неуловимые глаза угасали в масленом тумане, и, тихонько пощипывая струны, он играл
что-то разымчивое, невольно поднимавшее на ноги...... Дядя весь вскинулся, вытянулся, прикрыл глаза и заиграл
медленнее.......нянька Евгенья, выгнув кадык, запела низким приятным голосом:
Всю неделю, до субботы, Плела девка кружева, Истомилася работой, —
Эх, просто чуть жива!» [Горький 1983, с. 28—31].
Говоря о народном музицировании, необходимо заметить, что музыка являлась не только формой самовыражения, но и средством воспитания, знакомства с народными традициями. Воздействие на ребёнка с помощью материнской колыбельной, трудовой или календарной песни ненавязчиво знакомило его с русским фольклором и народными традициями, прививало любовь и уважение к своей истории, к своей семье [Каргаполова 2015].
Очень хорошо понимал это А.С. Пушкин. Среди его богатого литературного наследия мы находим и строки с воспоминаниями о старинных песнях его няни, Арины Родионовны.
«Спой мне песню, как синица
Тихо за морем жила;
Спой мне песню, как девица
За водой поутру шла». [Пушкин 1978, с. 247].
Материнские колыбельные песни тоже являются составляющей домашнего народного музицирования. Укачивая малыша, в незатейливых напевах колыбельной, мать выражала свою любовь к нему и мечтала, что её дитя вырастет сильным,
Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time volume 15, issue 1
'STUDIA STUDIOSORUM: Achievements of Young Researchers'
Achievements in Cultural Sciences
Elektronische wissenschaftliche Auflage Almanach 'Raum und Zeit Bd. 15, Ausgb. 1. 'STUDIA STUDIOSORUM: Fortschritte der Nachwuchsforscher'
Fortschritte in der Kulturwissenschaften
Кушнина Е.Я. К вопросу о домашнем музицировании в русской классической литературе XIX — начала ХХ вв.
красивым и счастливым. Такие наполненные нежной музыкой строки звучат в колыбельных песнях классиков русской поэзии: в «Казачьей колыбельной песне» М.Ю. Лермонтова [Лермонтов 1988, с. 720], «Колыбельной песне» и «Испанских колыбельных песенках» К.Д. Бальмонта [Бальмонт 1991, с. 306—307], «Песне Ерёмушке» Н.А. Некрасова [Некрасов 1984, с. 61—64] и др.
J S
/ IVit
f/f|'v|
Ф.Н. Рисс. Ранее 1886.
Колыбельная песня.
а
* * *
Как можно видеть, тема домашнего музицирования нашла отражение в русской классической литературе XIX в. Произведения И. Тургенева, Л. Толстого, А. Чехова, А. Горького и др. предоставляют исследователю убедительные свидетельства эпохи и являются авторитетными источниками для изучения истории этого явления. Обращение к ним позволяет сделать вывод, что музыка в России XIX века была не только показателем культуры семьи, средством воспитания, формой семейного досуга, но и способом выражения эмоций и душевных переживаний у представителей разных социальных сословий.
ЛИТЕРАТУРА
1. IX Фестиваль семейных ансамблей в ЦДШИ [Электронный ресурс] // Культура в городе Благовещенске.
Режим доступа: http://xn--80atdujec4e.xn--80abedla9acxg1b7f.xn--p1ai/ofitsialno/novosti/item/1177-ix-festival-semejnykh-ansamblej-v-tsdshi.
2. Бальбурова Т. Фестиваль любительского музицирования. [Электронный ресурс] // Навигатор 2013. 15
марта. № 10. Режим доступа: http://navigato.ru/number/491/publication/14794.
3. Бальмонт К. Избранное: Стихотворения. Переводы. Статьи. М.: Правда,1991.
4. Бергер Л.Г. Нидерландская музыка [Электронный ресурс] // Музыкальная энциклопедия: В 6 т. М.: Совет-
ская энциклопедия, 1973 — 1982. Энциклопедии & словари. Режим доступа: http://enc-dic.com /enc_music /Niderlandskaja-Muzyka-5149.html.
5. Большая советская энциклопедия: Справочник / Гл. ред. Б.А. Введенский. Т. 28. М.: Большая советская эн-
циклопедия, 1954.
6. Боус Л.И. Школьный фестиваль-конкурс семейных ансамблей — 2016 [Электронный ресурс] // Управле-
ние культуры администрации г. Белгорода, Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская музыкально-хоровая школа города Белгорода». 2016. 28 марта. Режим доступа: http: / /dmh-bel.ru/ ?p=4851.
7. Бунин И.А. Собрание сочинений. М.: Художественная литература, 1965.
8. Вольман Б.Л. Гитара в России. Очерки об истории гитарного искусства. Л.: Музгиз, 1961.
9. Городской фестиваль-конкурс семейного творчества «Музыкальная семья», г. Смоленск [Электронный ресурс]
// Управление культуры и туризма администрации города Смоленска. Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств № 8 им. Д.С. Русишвили» города Смоленска. 2017. Режим доступа: http://smolshkolaiskusstw8.ru/obyavleniya/gorodskoj-festival-konkurs.
10. Горький А.М. Детство. В людях. Мои университеты. Пермь: Пермское книжное издательство. 1983.
Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time volume 15, issue 1
'STUDIA STUDIOSORUM: Achievements of Young Researchers'
Achievements in Cultural Sciences
Elektronische wissenschaftliche Auflage Almanach 'Raum und Zeit Bd. 15, Ausgb. 1. 'STUPIA STUPIOSORUM: Fortschritte der Nachwuchsforscher'
Fortschritte in der Kulturwissenschaften
Кушнина Е.Я. К вопросу о домашнем музицировании в русской классической литературе XIX — начала ХХ вв.
11. 12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20. 21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28. 29.
30.
31.
Достоевский Ф.М. Село Степанчиково и его обитатели. М.: Советская Россия, 1986.
Дьяченко И.Ю. Эволюция представлений о музицировании как педагогическом явлении [Электронный ресурс] // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2008. № 77. С. 283 — 288. КиберЛенинка. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/evolyutsiya -predstavleniy-o-muzitsirovanii-kak-pedagogicheskom-yavlenii.
Зеткина И.А., Секотова Е.В. К истории домашнего музыкального обучения в России [Электронный ресурс] // Вестник Чувашского университета им. И.Н. Ульянова. 2007. № 3. С. 350—354. КиберЛенинка. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/k-istorii-domashnego-muzykalnogo-obucheniya-v-rossii.
Каргаполова Н.О. Музыкальное воспитание в семье как фактор возрождения культурных традиций российского общества // VII Международная студенческая электронная научная конференция «Студенческий научный форум — 2015. Электронный научный журнал «Международный студенческий научный вестник». Режим доступа: www.scienceforum.ru/2015/1019/16334.
Кириллов В.А. Любительское музицирование как педагогическое явление в гувернерском образовании России XVIII —XIX веков. Дисс. ... к. пед. н. М., 2008. [Электронный ресурс] // Электронная библиотека диссертаций РГБ. Режим доступа: https://search.rsl.ru/ru/record/01004123562.
Ковалив В.В. Семейное домашнее музицирование [Электронный ресурс] // Репозиторий Белорусского государственного педагогического университета. 2009. Режим доступа: http://elib.bspu.by/handle/doc/4471.
Конен В.Д. История зарубежной музыки. С 1789 года до середины XIX века. Вып. 3. М.: Музыка, 1981.
Конкурс семейных ансамблей «Мама, папа, брат, сестра — музыкальная семья» [2015 — 2017] [Электронный ресурс] // Детская музыкальная школа № 1 имени Н.А. Римского-Корсакова. Официальный сайт. Режим доступа: http://dmsh1-nt.edusite.ru/p85aa1.html.
Конкурс-фестиваль «Семейные ансамбли» имени К.Н. Игумнова [Электронный ресурс] // Дирекция образовательных программ в сфере культуры и искусства Департамента культуры города Москвы. 2017. 22 авг. Режим доступа: http://metodcabinet.ru/metodcabinet/News/3334/.
Короленко В.Г. Слепой музыкант. Повесть и рассказы. М.: Астрель: АСТ: Хранитель, 2007.
Крылов И.А. Урок дочкам // Полное собрание сочинений. Т. 2. М.: Государственное изд -во художественной литературы, 1946. С. 555 — 602.
Куприн А.И. Сочинения: В 2 т. Т. 1. М.: Художественная литература., 1981.
Лермонтов М.Ю. Сочинения: В 2 т. Т. 1. М.: Правда 1988.
Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII — начало XIX в.). СПб.: Искусство-СПБ, 1994.
Международный конкурс-фестиваль искусств «Кондопожские зори» (май 2017) [Электронный ресурс] / / Официальный сайт Петрозаводской государственной консерватории имени А.К. Глазунова. 2017. Режим доступа: http:// glazunovcons.ru/projects/festivals_competitions/kondopozhskie_zori.
Мельникова Л.Л. Музыкальное просветительство. История и современность. Монография [Электронный ресурс] // Музыкальное просветительство. Персональный сайт Л.Л. Мельниковой. Режим доступа: http://muzprosvetitel.ru/muzprosv.pdf.
Найдорф М.И. Музицирование в России (фрагмент из диссертации) [Электронный ресурс] // Культуролог Майк Найдорф. Тексты. Статьи о музыкальной культуре. Режим доступа: https://sites.google.com/site / marknaydorftexts/musical-articles/muzicirovanie-v-rossii.
Некрасов Н.А. Стихотворения и поэмы. М.: Советская Россия, 1984.
Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.: Азъ, 1992 [Электронный ресурс] / / Lib.Ru: Библиотека Максима Мошкова. 2003. Авг. Режим доступа: http://lib.ru/DIC/OZHEGOW /ozhegow_m_o.txt.
Островский А.Н. Драматургия. М.: АСТ: Астрель, 2008.
Открытый городской фестиваль семейных ансамблей «Радуга над Вяткой» [Электронный ресурс] // Управление культуры администрации города Кирова. Официальный сайт. 2013. 1 апр. Режим доступа: http://www.culture.admkirov.ru/poster/otkrytyy-gorodskoy-festival-semeynykh-ansambley-raduga-nad-vyatkoy.html?month=2&year=2017&ELEMENT_CODE=otkrytyy-gorodskoy-festival-semeynykh-ansambley-raduga-nad-vyatkoy.
Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time volume 15, issue 1 'STUDIA STUDIOSORUM: Achievements of Young Researchers'
Achievements in Cultural Sciences
Elektronische wissenschaftliche Auflage Almanach 'Raum und Zeit Bd. 15, Ausgb. 1. 'STUPIA STUPIOSORUM: Fortschritte der Nachwuchsforscher'
Fortschritte in der Kulturwissenschaften
Кушнина Е.Я. К вопросу о домашнем музицировании в русской классической литературе XIX — начала ХХ вв.
32. Пастухова С.Г. Положение о фестивале семейных ансамблей «Когда семья вместе и душа на месте» [Элек-
тронный ресурс] // Дворец культуры химиков. г. Дзержинск. 2017. Режим доступа: http://www.dkh.r52.ru/conkurs/15.
33. Пушкин А.С. Евгений Онегин. Избранные сочинения: В 2 т. Т. 2. М.: Художественная литература, 1980.
34. Пятый городской конкурс семейных ансамблей [Электронный ресурс] // Музыкальная школа № 3 г. Толь-
ятти. 2015. Режим доступа: http://dmw3.edusite.ru/p31aa1.html.
35. «Радуга над Вяткой»: открытый городской фестиваль семейных ансамблей [Электронный ресурс] // Детская
музыкальная школа № 4 г. Кирова. 2014. Апр. Режим доступа: http://dmsh4kirov.ru.1.redz.su/novosti-dmsh4.html?start=60.
36. Русская лирика XIX века / Вступ. статья и сост. Вл. Орлова. М.: Художественная литература, 1981.
37. Токина А.А. Тема музыки в голландской живописи XVII в. Автореф. дисс. ... к. искусствовед. СПб., 1998
[Электронный ресурс] // Электронная библиотека диссертаций РГБ. Режим доступа: Режим доступа: https://search.rsl.ru/ru/record/01000236966.
38. Толковый словарь русского языка: В 4 т. / Под ред. Д.Н. Ушакова. М.: Советская энциклопедия; ОГИЗ; Госу-
дарственное изд-во иностранных и национальных словарей, 1935 — 1940 [Электронный ресурс] // Эн-циклопедиум. ©Издательство «Директ-Медиа». Режим доступа: http://enc.biblioclub.ru/Encyclopedia /117_tolkovyj_slovar_russogo_jazy.
39. Толстой Л.Н. Полное собрание сочинений. Т. 61. Письма, 1863 — 1872 гг. Л.: Печатный двор, 1953.
40. Толстой Л.Н. Анна Каренина. М.: Художественная литература, 1987.
41. Толстой Л.Н. Война и мир. Т. 1—2. М.: Учпедгиз, 1957.
42. Толстой Л.Н. Детство. Отрочество. Юность. Пермь: Пермское книжное изд -во, 1980.
43. Толстой Л.Н. Крейцерова соната. Повести и рассказы М.: Детская литература, 2010.
44. Тургенев И.С. Дворянское гнездо. Накануне. Рудин. Вешние воды. Кишинёв: Лумина, 1971.
45. Тургенев И.С. Записки охотника. / Худож. Коваленков. М.: Художественная литература, 1984.
46. Фёдоров И. II Международный фестиваль-конкурс «Музыкальный дебют», Санкт-Петербург [Электрон-
ный ресурс] // Belcanto.ru: Классическая музыка, опера и балет. Проект И. Фёдорова. 2009. 23 апр. Режим доступа: http://www.belcanto.ru/musdebut.html.
47. Федорович Е.Н. История профессионального музыкального образования в России (XIX — ХХ века). М.: Ди-
рект-Медиа, 2014. [Электронный ресурс] // PROFILIB. Электронная библиотека. Режим доступа: https://profilib.net/chtenie/60533/elena-fedorovich-istoriya-professionalnogo-muzykalnogo-obrazovaniya-v-rossii-xix-xx-veka.php.
48. Царикаева С.С. Рождение дворянской благовоспитанности и домашнее воспитание русского дворянина в
XVIII —XIX вв. [Электронный ресурс] // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского 2008 № 13. С. 146 — 149. КиберЛенинка. Режим доступа: https:// cyberleninka.ru/article/n/rozhdenie-dvoryanskoy-blagovospitannosti-i-domashnee-vospitanie-russkogo-dvoryanina-v-xviii-xix-vv.
49. Чехов А.П. Рассказы и повести. М.: Детская литература. 2002.
50. Чехов А.П. Собрание сочинений: В 8 т. T. 5. М.: Правда, 1970.
51. Чудная Т.С. Домашнее музицирование в России. История. Традиции. Проблемы и перспективы // Ин-
струментальное музицирование в школе: история, теория и практика: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием / Гл. ред. М.Л. Космовская. Курск: Изд-во Курского государственного университета, 2015. С. 15 — 25.
Цитирование по ГОСТ Р 7.0.11—2011:
Кушнина, Е. Я. К вопросу о домашнем музицировании в русской классической литературе XIX — начала ХХ вв. [Электронный ресурс] / Е.Я. Кушнина // Электронное научное издание Альманах Пространство и Время. — 2017. — Т. 15. — Вып. 1: Studia studiosorum: успехи молодых исследователей. — Стационарный сетевой адрес: 2227-9490е-аргоуг_е-ast15-1.2017.43.
Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time volume 15, issue 1 'STUPIA STUDIOSORUM: Achievements of Young Researchers'
Achievements in Cultural Sciences
Elektronische wissenschaftliche Auflage Almanach 'Raum und Zeit Bd. 15, Ausgb. 1. 'STUPIA STUPIOSORUM: Fortschritte der Nachwuchsforscher'
Fortschritte in der Kulturwissenschaften
Кушнина Е.Я. К вопросу о домашнем музицировании в русской классической литературе XIX — начала ХХ вв.
ON THE HOME MUSIC MAKING IN
RUSSIAN CLASSICAL LITERATURE OF THE 19th — EARLY 20TH CENTURIES
Ekaterina Ya. Kushina, 7th grade pupil at Children's Music School no. 2, Solikamsk, Perm Region
ORCID ID https://orcid.org/0000-0001-5567-6823
E-mail: [email protected]; [email protected]
The theme of amateur, in particular, home music making increasingly attracts our contemporaries. To confirm the increased interest in the sphere of amateur music playing various events are organized throughout the territory of Russia. Taking part in festivals and competitions of family ensembles, I became interested in the historical side of this problem. While doing the research, I have found many special musicological materials and literary writings of Russian classics studying this niche of our cultural life. Using textual and discourse analysis, method of historical reconstruction and narrative method, I try to trace the manifestations of the Russian culture of family music making through the works of Russian literary classics of the 19th and early 20th cc.
In noble families, children were engaged in cultural education from the early age and, as a rule, children received the first musical impressions from their mother. In fact, maternal lullabies were also the component of home folk music making. At the same time, it would be wrong to think that home music playing had always been an aristocratic privilege. No less was it enjoyed among the common people. Music and singing were the indispensable companions on working days, public holidays and home gatherings.
One of the types of home music was singing, especially singing lyrical songs ('romances'). The literary lines of classic writers vividly depict the lyrical atmosphere of human communication in both noble families and lower classes in Russia of 19th —early 20th cc.
I conclude the theme of home music making is reflected in Russian classical literature of the 19th — early 20 centuries so vividly that it gives the modern reader an idea not only about family music making, but also about the culture of human relations in Russia in this period. Moreover, Russian literary classics' writings could be also used as sources for the scientific study of this phenomenon from the perspectives of both art history and historical and social psychology: in the 19th century Russia, music was not only the indicator of family culture, means of education, or even a form of family leisuring, but also the way to express emotions and emotional experiences among representatives from different social classes.
Keywords: home music making; history of family music making; traditions of family communication; musical communication; 19th-century Russia; Russian classical literature; noble and folk traditions of music making; Russian culture of romance.
References:
1. Balburova T. "The Festival of Music-making Amateurs." Navigator Digital Newspaper Oct. 2013. Web.
<http://navigato.ru/number/491/publication/14794>. (In Russian).
2. Balmont K. Selected Poems. Translations. Articles. Moscow: Pravda Publisher. 1991. (In Russian).
3. Berger L.G. "Netherlands Music." Music Encyclopedia. Moscow: Sovetskaya entiklopediya Publisher, 1973 — 1982. En-
cyclopedias & Dictionaries. N.p., n.d. Web. <http://enc-dic.com/enc_music/Niderlandskaja-Muzyka-
5149.html>. (In Russian).
4. Blagoveshchensk Municipal Administration Office for Cultural Affairs. "The 9th Festival of Family Ensembles in
Central Children's Art School." Cultural Events in Blagoveshchensk. Blagoveshchensk Municipal Administration Office for Cultural Affairs, n.d. Web. <http://xn--80atdujec4e.xn--80abedla9acxg1b7f.xn--
p1ai/ofitsialno/novosti/item/1177-ix-festival-semejnykh-ansamblej-v-tsdshi>. (In Russian).
5. Bous L.I. "School Festival-competition of Family Ensembles - 2016." Belgorod Children's Music and Choral School. Bel-
gorod City Administration Office for Cultural Affairs, 28 Mar. 2016. Web. <http://dmh-bel.ru/?p=4851>.
(In Russian).
6. Bunin I.A. Collected Writings. Moscow: Khudozhestvennaya literatura Publisher. 1965. (In Russian).
7. Chekhov A.P. Collected Writings. Moscow: Pravda Publisher, 1970, volume 5. (In Russian).
8. Chekhov A.P. Stories and Novels. Moscow: Detskaya literatura Publisher, 2002. (In Russian).
9. Chudnaya T.S. "Home Music-Making in Russia. History. Tradition. Problems and Prospects." Proceedings of All-
Russian Scientific-Practical Conference with International Participation "Instrumental Music in School: History,
Theory and Practice." Kursk: Kursk State University Publisher, 2015. (In Russian).
10. Culture and Art Educational Programs Directorate. "K.N. Igumnov Competition-festival "Family Ensembles". Official
Website of Culture and Art Educational Programs Directorate under Moscow City Department of Culture. Culture and
Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time volume 15, issue 1 'STUDIA STUDIOSORUM: Achievements of Young Researchers'
Achievements in Cultural Sciences
Elektronische wissenschaftliche Auflage Almanach 'Raum und Zeit Bd. 15, Ausgb. 1. 'STUPIA STUPIOSORUM: Fortschritte der Nachwuchsforscher'
Fortschritte in der Kulturwissenschaften
Кушнина Е.Я. К вопросу о домашнем музицировании в русской классической литературе XIX — начала ХХ вв.
Art Educational Programs Directorate, 22 Aug. 2017. Web. <http://metodcabinet.ru/metodcabinet/ News/3334/>. (In Russian).
11. D.S. Rusishvili Children's Art School no. 8. "City Festival-competition of Family Creativity 'Musical Family'." D.S. Ru-
sishvili Children's Art School no. 8, Smolensk. Management of Culture and Tourism of Smolensk City Administration, 2017. Web. <http://smolshkolaiskusstw8.ru/obyavleniya/gorodskoj-festival-konkurs>. (In Russian).
12. Dostoyevsky F.M. Stepanchikovo Village and Its Inhabitants. Moscow: Sovetskaya Rossiya Publisher, 1986. (In Russian).
13. Dyachenko I.Yu. "Music-making Ideas Evolution as Pedagogical Phenomenon." Bulletin of A.I. Herzen Russian State Ped-
agogical University 77 (2008): 283—288. CyberLeninka. Russian State Library, n.d. Web. <https://cyberleninka.ru /article/n/evolyutsiya-predstavleniy-o-muzitsirovanii-kak-pedagogicheskom-yavlenii>. (In Russian).
14. Fedorov I. "International Festival-competition "Musical debut"." Belcanto.ru: Classical Music, Opera and Ballet. I. Fe-
dorov, 23 Apr. 2009. Web. <http://www.belcanto.ru/musdebut.html>. (In Russian).
15. Fedorovich E.N. History of Professional Music Education in Russia (19th — 20th Centuries). Moscow: Direkt-Nedia Pub-
lisher, 2014. PROFILIB Digital Library. N.p., n.d. Web. <https://profilib.net/chtenie/60533/elena-fedorovich-istoriya-professionalnogo-muzykalnogo-obrazovaniya-v-rossii-xix-xx-veka.php>. (In Russian).
16. Gorky A.M. Childhood. My Apprenticeship. My Universities. Perm, 1983. (In Russian).
17. Kargapolova N. "Musical Education in the Family as a Factor in the Revival of Cultural Traditions of the Russian
Society." Proceedings of the 7th International Student Electronic Scientific Conference "Student Scientific Forum." 2015. Web. <www.scienceforum.ru/2015/1019/16334>. (In Russian).
18. Kirillov V.A. Amateur Music-Making as a Pedagogical Phenomenon in Family Tutors' Education in 18th —19th centuries
Russia. Ph.D. diss. Moscow, 2008. Digital Library of Russian State Library (RSL). Russian State Library, n.d. Web. <https://dlib.rsl.ru/viewer/01003447868#?page=1>. (In Russian).
19. Kirov City Children's Music School no. 4. ""Rainbow over Vyatka": Open City Festival of Family Ensembles." Web-
site of Kirov City Children's Music School no. 4. Kirov City Children's Music School no. 4, Apr. 2014. Web. <http://dmsh4kirov.ru.1.redz.su/novosti-dmsh4.html?start=60>. (In Russian).
20. Kirov City Office for Cultural Affairs. "Open City Festival of Family Ensembles 'Rainbow over Vyatka'." Official Website
of Kirov City Office for Cultural Affairs. Kirov City Office for Cultural Affairs, 1 Apr. 2013. Web. <http:// www.culture.admkirov.ru/poster/otkrytyy-gorodskoy-festival-semeynykh-ansambley-raduga-nad-vyatkoy.html?month=2&year=2017&ELEMENT_CODE=otkrytyy-gorodskoy-festival-semeynykh-ansambley -raduga-nad-vyatkoy>. (In Russian).
21. Konen V.D. History of Foreign Music. From 1789 until the Mid-19th Century. Moscow: Muzyka Publisher, 1981, vol-
ume 3. (In Russian).
22. Korolenko V.G. Blind Musician. Novella and Other Stories. Moscow: Astrel Publisher, AST Publisher, Khranitel Pub-
lisher, 2007. (In Russian).
23. Kovaliv V.V. "Family Home Music." Repository of Belarus State Pedagogical University. Belarus State Pedagogical Uni-
versity, 2009. Web. <http://elib.bspu.by/handle/doc/4471>. (In Russian).
24. Krylov I.A. "Lesson to Daughters." Complete Writings. Moscow: Politizdat Publisher, 1946, volume 2, pp. 555 — 602.
(In Russian).
25. Kuprin A. I. Writings. Moscow: Politizdat Publisher, 1981, volume 1. (In Russian).
26. Lermontov M.Yu. Writings. Moscow: Pravda Publisher, 1988, volume 1. (In Russian).
27. Lotman Yu.M. Conversations about Russian Culture. The Life and Traditions of Russian Nobility (18th —Early 19th c.).
Moscow: Iskusstvo Publisher, 1994. (In Russian).
28. Melnikova L.L. "Musical Enlightenment. History and the Present." Musical Enlightenment. L.L. Melnikova's Personal
Website. Melnikova L.L., n.d. Web. <http://muzprosvetitel.ru/muzprosv.pdf>. (In Russian).
29. N.A. Rimsky-Korsakov Children's Music School no. 1. "Family Ensembles Competition "Mom, Dad, Brother, and Sis-
ter Are Musical Family"." Official Website of N.A. Rimsky-Korsakov Children's Music School no. 1. N.A. Rimsky-Korsakov Children's Music School no. 1, 2015 — 2017. Web. <http://dmsh1-nt.edusite.ru/p85aa1.html>. (In Russian).
30. Naidorf M.I. "Music-making in Russia." Mark Naidorf, Cultural Studies Scholar. The Texts. Naidorf M.I., n.d. Web.
<https://sites.google.com/site/marknaydorftexts/musical-articles/muzicirovanie-v-rossii>. In Russian)
31. Nekrasov N.A. Verses and Poems. Moscow: Samizdat Publisher, 1984. (In Russian).
Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time volume 15, issue 1 'STUPIA STUDIOSORUM: Achievements of Young Researchers'
Achievements in Cultural Sciences
Elektronische wissenschaftliche Auflage Almanach 'Raum und Zeit Bd. 15., Ausgb. 1. 'STUPIA STUPIOSORUM: Fortschritte der Nachwuchsforscher'
Fortschritte in der Kulturwissenschaften
Кушнина Е.Я. К вопросу о домашнем музицировании в русской классической литературе XIX — начала ХХ вв.
32. Orlov V., ed. Russian 19th-Century Lyric Poetry. Moscow: Politizdat Publisher, 1981. (In Russian).
33. Ostrovsky A.N. Dramatical Writings. Moscow: AST Publisher, Astrel Publisher, 2008. (In Russian).
34. Ozhegov S.I., Shvedova N.Yu. Explanatory Dictionary of Russian Language. Moscow: Az Publisher, 1992. Lib.Ru: Maxim
Moshkov's Library. Maxim Moshkov, Aug. 2003. Web. <http://lib.ru/DIC/OZHEGOW/ozhegow_m_o.txt>. (In Russian).
35. Pastukhova S.G. "Regulations on Family Ensembles Festival 'When the Family Meets, the Soul Is in Peace'." Web.
<http://www.dkh.r52.ru/conkurs/15 > (In Russian).
36. Pushkin A.S. Eugene Onegin. Selected Writings. Moscow: Khudozhestvennaya literatura Publisher, 1980, volume 2.
(In Russian).
37. Togliatti City Musical School no. 3. "The Fifth City Competition of Family Ensembles." Togliatti City Musical School
no. 3. Togliatti City Musical School no. 3, 2015. Web. <http://dmw3.edusite.ru/p31aa1.html>. (In Russian).
38. Tokina A.A. Music Theme in 17th-Century Dutch Painting. Synopsis of Ph.D. diss. St. Petersburg, 1998. Digital Library of
Russian State Library (RSL). Russian State Library, n.d. Web. <https://search.rsl.ru/ru/record/01000236966>. (In Russian).
39. Tolstoy L. N. Childhood. Adolescence. Youth. Perm, 1980. (In Russian).
40. Tolstoy L. N. The Kreutzer Sonata. Novels and Stories. Moscow: Detskaya literatura Publisher, 2010. (In Russian).
41. Tolstoy L.N. Anna Karenina. Moscow: Politizdat Publisher, 1987. (In Russian).
42. Tolstoy L.N. Complete Writings, Volume 61: Letters, 1863 -1872. Leningrad: Pechatny dvor Publisher, 1953. (In Russian).
43. Tolstoy L.N. War and Peace. Moscow: Samizdat Publisher, 1957, volumes 1—2. (In Russian).
44. Tsarikaeva S.S. "The Nobility's Good Manners Origination and Russian Nobleman's Home Education in the 18th
and 19th Centuries." Bulletin of V.G. Belinsky Penza State Pedagogical University 13 (2008): 15 — 25. CyberLenin-ka. Russian State Library, n.d. Web. <https://cyberleninka.ru/article/n/rozhdenie-dvoryanskoy-blagovospitannosti-i-domashnee-vospitanie-russkogo-dvoryanina-v-xviii-xix-vv>. (In Russian).
45. Turgenev I. S. A Nest of Gentlefolk. On the Eve. Rudin. Torrents of Spring. Chisinau: Lumina Publisher, 1971. (In Russian).
46. Turgenev I. S. A Spotsman's Sketches. Moscow: Politizdat Publisher, 1984. (In Russian).
47. Ushakov F.F., ed., Explanatory Dictionary of Russian Language. Moscow: sovetskaya entsiklopediya Publisher, OGIZ
Publisher, Inostrannye I natsionalnye slovari Publisher, 1935 — 1940. Encyclopedium. Direkt-Media, n.d. Web. <http://enc.biblioclub.ru/Encyclopedia/117_tolkovyj_slovar_russogo_jazy>. (In Russian).
48. Volman B.L. Guitar in Russia. Essays on the History of Guitar Art. Leningrad: Muzgiz Publisher, 1961. (In Russian).
49. Vvedensky B.A., ed. Handbook to Great Soviet Encyclopedia. Moscow: Bolshaya sovetskaya entsiklopediya Publisher,
volume 28. 1954. (In Russian).
50. Zetkina I.A., Sekotova E.V. "Towards History of Home Music Education in Russia." Bulletin of I.N. Ulyanov Chuvash
University 3 (2007): 350 — 354. CyberLeninka. Russian State Library, n.d. Web. <https://cyberleninka.ru/article / v/k-istorii-domashnego-muzykalnogo-obucheniya-v-rossii>. (In Russian).
51. A.K. Glazunov Petrozavodsk State Conservatory. "International Arts Competition-Festival "Kondopoga Auroras"
(May 2017)." Official Website of A.K. Glazunov Petrozavodsk State Conservatory. A.K. Glazunov Petrozavodsk State Conservatory, 2017. Web. <http://glazunovcons.ru/projects/festivals_competitions/kondopozhskie_zori>. (In Russian).
Cite MLA 7:
Kushnina, E. Ya. "On the Home Music Making in Russian Classical Literature of the 19th — Early 20th Centuries." Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time 15.1 (Studia Studiosorum: Achievements of Young Researchers) (2017). Web. <2227-9490e-aprovr_e-ast15-1.2017.43>. (In Russian).