Электронное научное издание Альманах Пространство и Время Т. 15. Вып. 1 • 2017
STUDIA STUDIOSORUM: УСПЕХИ МОЛОДЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ
Тематический выпуск в рамках года подготовки и проведения XIX Всемирного фестиваля молодежи и студентов в России
Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time volume 15, issue 1
STUDIA STUDIOSORUM: Achievements of Young Researchers
Thematic Issue in the run-up to the year of preparation and holding the 19th World Festival of Youth and Students in Russia Elektronische wissenschaftliche Auflage Almanach 'Raum und Zeit' Band 15, Ausgb. 1.
STUDIA STUDIOSORUM: Fortschritte der Nachwuchsforscher
Thematische Ausgabe im Rahmen des Jahres der Vorbereitung und Durchführung des XIX. Weltfestivals der Jugend und Studenten in Russland.
Успехи в науках об обществе
Achievements in Social Sciences / Fortschritte in der Sozial w issenschaf ten
УДК (930.85:394)(470)
Захарова А. А.
Понятие о чести и рыцарстве у русских дворян XIX — начала XX вв.
Захарова Анна Александровна, преподаватель по специальности История, культурология, Одинцовский филиал Московского государственного института международных отношений (Университета) МИД России
ORCID ID https://orcid.org/0000-0002-0667-225X
E-mail: anna-a-zakharova@j-spacetime.com; a.a.zaharova@yandex.ru
В статье рассматривается проблема влияния образа рыцарства на формирование русской дворянской культуры. Выдвигается тезис о значительности этого влияния, что доказывается на основе анализа ряда классических литературных произведений, воспоминаний современников и работ современных исследователей.
Ключевые слова: рыцарство; симулякр рыцарства; русский дворянин; рыцарский этос; рыцарская честь; дуэли в русском обществе; правила хорошего тона.
Вопрос о существовании такого феномена как рыцарство волновал умы многих отечественных исследователей. Результатом исследований стал тезис о том, что рыцарство как общественный институт в России отсутствовало. В обобщенной трактовке данного термина должны быть такие элементы как вассальная иерархия, военная служба, рыцарская этика, которых в полном объеме в России не имелось. Однако трактовка рыцарского этоса в дворянской культуре России несомненно привела к формированию особого стиля поведения и уникального самосознания.
В данной статье мы будем говорить только о влиянии рыцарской этики на русского дворянина, а именно о теме рыцарства в образе жизни и поведении русского дворянина, для чего необходимо рассмотрение поведенческой концепции дворянина, которая атрибутировалась через понятие чести с рыцарской эпохой. Однако в процессе работы мы выяснили, что влияние рыцарского этоса на формирование поведения русского дворянина намного шире.
Рыцарство живет в нашей культуре в виде увлечений им как эстетическим идеалом [Лучицкая 2004, с. 29]. Собственно говоря, до российского дворянина XVIII—XIX вв. дошло только идеальное понимание рыцарства. Проблема здесь восходит к источникам информации об этом феномене.
До XII в. средневековое рыцарство понималось только как воины [Смирнова 2013]. Но далее параллельно начинает развиваться другая концепция рыцарства, происходит подъем рыцарской культуры. Связано это в основном с появлением моды на героическую, рыцарскую литературу.
«В литературе в наиболее полной и яркой форме воплотились представления рыцарства о самом себе, рыцарский этос» [Лучицкая 2004, с. 18].
Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time volume 15, issue 1 'STUPIA STUPIOSORUM: Achievements of Young Researchers'
Achievements in Social Sciences
Elektronische wissenschaftliche Auflage Almanach 'Raum und Zeit Bd. 15, Ausgb. 1. 'STUPIA STUPIOSORUM: Fortschritte der Nachwuchsforscher'
Fortschritte in der Sozialwissenschaften
Захарова А.А. Понятие о чести и рыцарстве у русских дворян XIX — начала XX вв.
Однако кодекс чести как таковой появился гораздо позже — он был плодом литературного творчества французского литературоведа и историка Леона Готье (1832—1897), реконструировавшего историю рыцарства по французскому героическому эпосу. Несмотря на то, что это была литературная фикция (La Chevalerie, 1884) [Лучицкая 2004, с. 19], его взгляды оказались очень влиятельными и распространились в дворянской среде Европы в качестве основы поведения.
Французский литературовед, историк французской ли- «Рыцарские» сюжеты на полотнах английского художника конца XIX — начала тературы, член Академии надписей и изящной словес- ХХ вв. Э. Лейтона — следствие общеевропейского увлечения темой рыцарства. ности Эмиль Теодор Леон Готье (Émile Théodore Léon Gautier, 1832—1897) и титульный лист первого издания его труда La Chevalerie, 1884 (справа)
Интерес к рыцарству и его истории в России появляется гораздо раньше изучаемого нами исторического периода. Нашей целью не было рассмотрение проблемы распространения рыцарского кодекса чести на русское дворянство. Мы хотели рассмотреть бытование и функциональные особенности рыцарского этоса у русских дворян XIX в.
Как известно, первичный культурный код мы получаем еще в детстве. Многие из принадлежавших тому же поколению, что и декабристы, «рожденные образом жизни, были заранее подготовлены к подвигам, к деятельности во имя блага Отечества, у них начинало формироваться ощущение общности исторической и национальной судьбы с народом, появилась оппозиционная настроенность центру с сознанием своего права помогать самодержцу в управлении государством» [Косов 1997].
«На рубеже XVIII—XIX веков в России появляется детская книга, которая берет свое начало в издательской деятельности Н.И. Новикова. Дети, читая сами или слушая чтения взрослых, предавались размышлениям и фантазиям. Читая книги, ребенок чувствовал себя средневековым рыцарем, который борется со злодеями, колдунами, великанами, крестоносцем, воюющим с маврами» [Косов 1997].
На волне интереса к античности эпохи русского классицизма после выхода в свет книги «Плутарх для детей» на рыцарские мечтания накладывается образ римского республиканца.
Теперь рассмотрим, в чем же заключался рыцарский идеал поведения и какое отражение он находил в поведении русских дворян XIX в.
BU U U W U
русской языковой картине мира исторически сложился воспетый русской литературой образ, обладающий добродетелями чести, самоотверженности и благородства, — образ дворянина [Галеев, Мифтахова 2016, с. 36]. Рассмотрим его составляющие подробнее.
1. Доблесть
Дворянское сословие — служилое сословие. Для дворянина военная служба всегда стояла на первом месте. Символом дворянского достоинства являлась именно шпага. Так, в частности, при лишении дворянского достоинства — гражданской казни — ломали шпагу над головой. Этот же обряд является еще одной связующей нитью дворянского кодекса чести и рыцарского этоса. Рыцарем не рождались, рыцарем становились — за особые заслуги, в процессе обряда посвящения в рыцари. С XII в. рыцарство постепенно превращается в наследственную касту и не отделяется от дворянского происхождения. Таким образом, обряд лишения дворянского достоинства — это архаизм, являющийся отголоском эпохи, когда рыцарями становились не по праву рождения.
Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time volume 15, issue 1 'STUDIA STUDIOSORUM: Achievements of Young Researchers'
Achievements in Social Sciences
Elektronische wissenschaftliche Auflage Almanach 'Raum und Zeit Bd. 15, Ausgb. 1. 'STUPIA STUPIOSORUM: Fortschritte der Nachwuchsforscher'
Fortschritte in der Sozialwissenschaften
Захарова А.А. Понятие о чести и рыцарстве у русских дворян XIX — начала XX вв.
Такой обряд гражданской казни был проведен над декабристами в 1826 г. Сохранились записи очевидцев об этом событии. Приведем одну из них:
«Вскоре явились за большим Павловским караулом арестанты; после прочтения приговора ... над головами их ломали шпаги, скидывали офицерские сюртуки и мундиры, у иных с эполетами, и бросали на пылавший костер; в это время они стояли на коленях. Ужасное состояние!» [Невелев 1998, с. 95].
Гражданская казнь моряков-декабристов на корабле «Князь Владимир». Кронштадт. Работа кисти современного художника М. Кузнецова. С сайта http://www.korvet2.ru /moryaki-v-vosstanii-dekabristov.html.
При этом государство всегда стремилось подчеркнуть значимость военной карьеры. Даже орденская система зачастую подразумевала разделение на ордена за военные заслуги и гражданские. Так, орден Св. Владимира за военные заслуги жаловался с мечами и ценился гораздо более, нежели «Владимир» за гражданские заслуги.
Доблесть предполагала храброе поведение в бою, перед лицом смерти или опасности. Генералы 1812 года лично водили в атаку свои полки.
Подвиг солдат Раевского под Салта-новкой. Художник Н. Самокиш. 1912. Сразу за генералом — фигуры двух его сыновей: в сражении при Салтановке 11 июля 1812 г. генерал Раевский вывел в бой сыновей Александра и Николая, которым тогда было 16 и 11 лет соответственно.
Примечательно здесь и восприятие боя рядового дворянина Дениса Давыдова:
«Я люблю кровавый бой, Я рожден для службы царской! <...>
О, как страшно смерть встречать
На постеле господином,
Толи дело средь мечей!
Там о славе лишь мечтаешь,
Смерти в когти попадаешь,
И не думая о ней!» [Давыдов 2012, С.55].
Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time volume 15, issue 1 'STUDIA STUPIOSORUM: Achievements of Young Research ers'
Achievements in Social Sciences
Elektronische wissenschaftliche Auflage Almanach 'Raum und Zeit Bd. 15., Ausgb. 1. 'STUPIA STUPIOSORUM: Fortschritte der Nachwuchsforscher'
Fortschritte in der Sozialwissenschaften
Захарова А.А. Понятие о чести и рыцарстве у русских дворян XIX — начала XX вв.
Или у Пушкина:
«Мне бой знаком — люблю я звук мечей; От первых лет поклонник бранной славы, Люблю войны кровавые забавы, И смерти мысль мила душе моей. Во цвете лет свободы верный воин, Перед собой кто смерти не видал, Тот полного веселья не вкушал
И милых жен лобзаний не достоин» [Пушкин1985, с. 219].
Презрение к смерти, это еще один важный пункт мировоззрения русского дворянина XIX в., который будет выражен еще и в трактовке дуэльной практики. Об этом будет сказано ниже.
2. Верность
Конечно, в первую очередь здесь говорится о преданности вассала своему сеньору. Русское дворянство с самого начала формируется как опора монархии. Русский дворянин служит монарху.
Взаимоотношения самодержавия и дворянства меняются после издания Петром III «Манифеста о вольности дворянской» [Манифест «О даровании вольности...» 1762], освободившего дворянство от обязательной службы. И.Ф. Худушина говорит о том, что «манифест поставил дворян в отношения равенства с государством» [Худушина 1995, с. 171] — и, как неоднократно отмечает Н.Я. Эйдельман, дворянство, ставшее с этого времени воспринимать государя как всего лишь первого из дворян, свергает и убивает и своего освободителя Петра III, и Павла I, выходит на Сенатскую площадь, чтобы свергнуть Николая I [Эйдельман 2015].
По словам М.А. Давыдова, одной из главных черт мировосприятия русского генералитета начала XIX в. была «внутренняя независимость». Безусловным было для них право на собственное мнение. Однако независимость для них неразрывно связана с их отношением к службе.
«Любой из них мог с полным правом заявить вслед за Ермоловым, что "служба — его единственная цель» и «господствующая страсть" ... Служба для них не только главное занятие. В ней — основной смысл их жизни... Она — возможность отдать тот долг, которым каждый гражданин, по их мнению, обязан Отечеству, России» [Давыдов 2005, с. 35].
Однако если верность монарху относительна, верность Отчизне — абсолютна. Идея патриотизма, служения Родине становится одной из главных доминант в сознании молодого поколения русских дворян начала XIX в.
Уже в конце XVIII в. у русского дворянства идея служения Отечеству стала постепенно вытеснять идею служения государю. Именно тогда в Россию проникают идеи ограничения или свержения власти и начинаются революционные брожения. Поэтому, по нашему мнению, дворяне-революционеры, начиная с декабристов и заканчивая народниками, действовали также в духе своей дворянской этики, имевшей базу в рыцарском этосе.
Декабристы говорили о «пламенной любви и отечеству», которая «побуждала стремиться к глубокому преобразованию родной страны» [Нечкина 1982, с. 6]. Они осознавали последствия своих действий и были готовы к ним:
«Но будь покоен, бард! — цепями, Своей судьбой гордимся мы, И за затворами тюрьмы В душе смеемся над царями. Наш скорбный труд не пропадет Из искры возгорится пламя, — И просвещенный наш народ Сберется под святое знамя.
Мечи скуем мы из цепей — И пламя вновь зажжем свободы, Она нагрянет на царей,
И радостно вздохнут народы!» [Пушкин... б/даты обращения].
Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time volume 15, issue 1 'STUDIA STUPIOSORUM: Achievements of Young Research ers'
Achievements in Social Sciences
Elektronische wissenschaftliche Auflage Almanach 'Raum und Zeit Bd. 15, Ausgb. 1. 'STUPIA STUPIOSORUM: Fortschritte der Nachwuchsforscher'
Fortschritte in der Sozialwissenschaften
Захарова А.А. Понятие о чести и рыцарстве у русских дворян XIX — начала XX вв.
Даже в эпоху революционных брожений XIX в. эта идея оставалась весьма популярной, к примеру, идеолог народничества П.Л. Лавров «при отсылке в 1856 г. Герцену в Лондон для печати своих стихотворений ... оспаривал сомнения Герцена в возможности прогресса и доказывал, что вера в совершенствование России ... вполне разумна» [Лавров 1934, с. 20]
В двух следующих элементах происходит тесное слияние этоса рыцарства и знати.
3. Честь
Рыцарский этос по природе своей групповой, а не индивидуальный, и честь — понятие родовое и передается по наследству [Лучицкая 2004, с. 25]. Именно поэтому дворянин не мог позволить, чтобы его честь была запятнана. В связи с этим возникает потребность в защите чести и достоинства в честном поединке [Трегубова 2014]. Дуэль — это ритуал с целью восстановления чести оскорбленной стороны. Он не может рассматриваться и происходить вне контекста дворянского кодекса чести.
Обычай решать вопросы чести посредством оружия восходит к средневековым рыцарским поединкам. В той форме, в которой она существовала в России, она возникла во Франции в XVI в. [Бытпушкинского Петербурга... 2003, т. 2, с. 201]. Дуэль появляется в России как устойчивый элемент дворянского поведения только в XVIII в.
Дуэль Печорина с Грушниц- Дуэль Онегина и Ленского. Художник И. Репин. Иллюстрация к повести А.С. Пушкина «Выстрал».
ким. Художник М. Врубель 1899 Художник В. Гельмерсон. 1900
1890—1891
Власть с самого начала запрещает дуэли и устанавливает за участие в них жесткие наказания. Поэтому дуэль приобретает еще и оттенок противостояния власти, становится проявлением свободной воли, особенно в среде молодежи, подверженной модному веянию нигилизма. И несмотря на все противодействие властей дуэли процветают.
Император Александр III лояльно относился к дуэлям и даже в конце жизни успел их разрешить (чтобы поднять размывающийся статус дворянского сословия). В то же время дворянская общественность в сравнении с первой половиной XIX в. была не так единодушна.
В гражданской среде, испытавшей на себе суровость наказания за дуэль, поединки чести происходят всё реже и реже, тогда как в армейской среде дуэли продолжаются. В конце XIX — начале XX вв. один за другим начинают выходить дуэльные кодексы. Так, генерал-майор Генерального штаба Микулин выпустил том «бесед с офицерами», «касающийся тем чести, поединков, детализирующий тонкости обид и оскорблений, подробно описывающий правила поведения офицеров, чья честь оказалась задетой» [Кацура 2006, с. 240]. В начале XX в. многочисленные дуэли в офицерской среде продолжались, среди других категориях дворянства они встречаются гораздо реже. Возможно, это связано с особенностями жизни офицерства, в среде которого защита чести на дуэли стала показателем отваги, а также со смягчением наказаний (нередко гауптвахта вместо лишения дворянства и отправления в солдаты). Также можно предположить, что подобная ситуация связана с армейской дисциплиной и исполнением воинского долга. Запрет дуэлей мог приводить к появлению в армии офицеров, оскорбленных и не получивших удовлетворение из-за запрета дуэли, или наоборот, оскорбляющих своих товарищей и уклоняющиеся от поединка. Это создавало напряженные отношения и противоречия в среде командного состава армии, что было весьма опасно. В связи с этим «военный министр генерал от инфантерии П.С. Ванновский в 1892 г. поднял вопрос об официальном разрешении дуэлей между офицерами. Таким путём предполагалось ещё более укрепить среди офицерства понятие чести и обратить внимание каждого офицера на необходимость уважения достоинства своих товарищей» [Суряев 2015]. О дуэлях в офицерской среде упоминалось и в русской литературе [Куприн 1957].
Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time volume 15, issue 1 'STUPIA STUPIOSORUM: Achievements of Young Researchers'
Achievements in Social Sciences
Elektronische wissenschaftliche Auflage Almanach 'Raum und Zeit Bd. 15, Ausgb. 1. 'STUPIA STUPIOSORUM: Fortschritte der Nachwuchsforscher'
Fortschritte in der Sozialwissenschaften
Захарова А.А. Понятие о чести и рыцарстве у русских дворян XIX — начала XX вв.
4. Знатность
Знатность рассматривалась как качество моральное и почти внутреннее присущее аристократии [Лучицкая 2004, с.24]. Однако ни внешний облик, ни положение, ни образ жизни дворянства не были едины для всех. «Дворянство подразделялось на высшую аристократию, допущенную ко двору, непридворную аристократию, родовитую и достаточно высоко стоящую на социальной лестнице, но при дворе не бывавшую, средний круг и мелкопоместных, и эти группы были достаточно изолированы и мало смешивались между собою, всегда давая понять друг другу о разделяющей их границе» [Бокова 2010, с. 5].
Можно вспомнить случай А.С. Пушкина и Н.Н. Гончаровой, когда поэт не имел должного статуса (придворного чина) для присутствия на императорском балу в Аничковом дворце, для чего ему был дарован самый низший чин, каковым он был крайне недоволен, но который позволял ему подняться на новую общественную ступень.
Примечательна также история, рассказанная О.И. Сенковским («Петербургская барышня»). Девушку отдали замуж не по любви, а из-за честолюбивых мечтаний её матери, которая объясняет это следующим образом:
«...но у него есть звезда, и по своему чину он, вероятно, будет приглашен с женою в придворный театр. ... без этого нельзя быть счастливою; что она сама весь свой век горевала о том, что муж её не умел возвыситься и не доставил ей этого отличия; что для прикрытия своего унижения в глазах дам, равных ей в других отношениях, она принуждена была жить пышно, затмевать их роскошью.» [Сенковский 2005, с. 45].
5. Куртуазность
Тезаурус А.А. Денисовой определяет куртуазность следующим образом:
«.система правил поведения при дворе или набор качеств, которыми должен обладать придворный в Средние века — раннее Новое время. В Средние века куртуазность касалась, прежде всего, правил поведения по отношению к женщине и выражалась в куртуазной любви. Однако к началу раннего Нового времени, к моменту появления "профессиональных" придворных понятие куртуазность стало включать в себя "вежливость", "учтивость" и правила их выражения по отношению как к женщинам, так и мужчинам. Сюда входили правила приветствия, обращения к даме или кавалеру, ведения разговора, приглашения на танец, поведения в танце, прощания» [Денисова 2003].
В России XIX в. это называлось «хорошим тоном».
Контрданс. Литография А.Е. Мартынова. Светский визит. Бал в начале XIX в. Акварель неизвестного ху-
1810-е гг. Гравюра С.Д. Баскакова. 1815 дожника. Фрагмент
Среди произведений дворянских поэтов XIX в. мы находим разнообразные мадригалы, признания в любви, стихотворения, воспевающие достоинства конкретной женщины, девушки. Чаще всего такие произведения писались в альбомах для автографов и в общем-то могли стать достоянием широкой общественности. Это ни в коем случае не говорит о распущенности нравов. Скорее подобное явление связано с пережитками рыцарской куртуазной любви, сочетающейся с идеалом служения Прекрасной Даме. В средние века этими «прекрасными дамами» были, как правило, жены сеньоров.
Прекраснейшие поэтические произведения оставили нам поэты XIX в. на страницах альбомов. Приведем лишь два примера из числа наиболее известных.
М.Ю. Лермонтов. «В альбом Н.Ф. Ивановой»:
«Что может краткое свиданье Мне в утешенье принести,
Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time volume 15, issue 1 'STUDIA STUPIOSORUM: Achievements of Young Research ers'
Achievements in Social Sciences
Elektronische wissenschaftliche Auflage Almanach 'Raum und Zeit Bd. 15., Ausgb. 1. 'STUPIA STUPIOSORUM: Fortschritte der Nachwuchsforscher'
Fortschritte in der Sozialwissenschaften
Захарова А.А. Понятие о чести и рыцарстве у русских дворян XIX — начала XX вв.
Час неизбежный расставанья Настал, и я сказал: прости.
И стих безумный, стих прощальный
В альбом твой бросил для тебя,
Как след единственный, печальный,
Который здесь оставлю я» [Лермонтов 1979, с. 310].
А.С. Пушкин. «В альбом»:
«Гонимый рока самовластьем От пышной далеко Москвы, Я буду вспоминать с участьем То место, где цветете вы. Столичный шум меня тревожит; Всегда в нем грустно я живу, И ваша память только может
Одна напомнить мне Москву» [Пушкин1985, с. 509].
Особое место в общественной жизни дворянина играли балы. Правила поведения и составления костюма на бал прописывались в специальных «пособиях» по хорошему тону.
«.бал оказывался, с одной стороны, сферой, противоположной службе, — областью непринужденного общения, светского отдыха. ... С другой стороны, бал был областью общественного представительства, формой социальной организации. В этом смысле светская жизнь получала ценность общественного дела» [Лотман 2015, с. 91].
Бал в светском обществе. Акварель 1820-х гг.
Бал у княгини М.Ф. Барятинской. Акварель Г.Г. Гагарина. 1834
Костюмированный бал. Литография И. и Н. Вдовичевых. Начало XIX в.
Бал.
Акварель первой половины XIX в.
Бал в честь императора Александра II, организованный городом Гельсингфорсом в сентябре 1863 г. в здании железнодорожного вокзала. Художник М.А. Зичи. Фрагмент. 1864
Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time volume 15, issue 1 'STUPIA STUPIOSORUM: Achievements of Young Research ers'
Achievements in Social Sciences
Elektronische wissenschaftliche Auflage Almanach 'Raum und Zeit Bd. 15, Ausgb. 1. 'STUPIA STUPIOSORUM: Fortschritte der Nachwuchsforscher'
Fortschritte in der Sozialwissenschaften
Захарова А.А. Понятие о чести и рыцарстве у русских дворян XIX — начала XX вв.
Бальный ритуал, регламентированный традицией, строго соблюдался. Разные поколения светского общества не противопоставлялись друг другу а играли отведенные им роли. Юноши должны были на балу исполнять роль танцора и любезного кавалера. Старшие гости «обеспечивали сохранение традиций и правил этикета, «протежировали» своим юным родственникам или друзьям, ... своими оценками создавали репутации и плели интриги.» [Бытпушкинского Петербурга... 2003, т. 1, с. 47].
Бал в Иркутске. Петербургский бал.
Литография А. Мартынова. 1805 Акварель неизвестного художника из альбома
А.В. Бобринской. 1820-е гг.
Особым местом непринужденного общения были салоны, еще одна принятая в дворянской среде форма общественной жизни. В отличие от балов, салоны были связаны с бытовой обстановкой, обладали свойством интимности. Посетители салона определялись кругом родственников и друзей хозяина.
«Основным излюбленным занятием посетителей салона была светская беседа. Здесь могли обсуждаться проблемы политики или искусства, светские сплетни и литературные новинки ... принятый здесь стиль беседы требовал остроты ума и языка.» [Быт пушкинского Петербурга... 2003, т. 2, с. 119].
Многие известные петербургские дамы имели свои салоны. Именно образованная и умная женщина чаще всего становилась хозяйкой салона. Она была организатором, главным лицом и центром общения. Что еще раз подчеркивает сохранение куртуазной традиции, в основе которой лежит идея служения прекрасной даме.
Петербургский салон Олениных. В салоне Зинаиды Волконской.
Рисунок неизвестного художника начала XIX в. Художник Г. Мясоедов. 1907
* * *
Подведем некоторые итоги. В начале работы был выдвинут тезис о влиянии концепции рыцарства на поведенческие характеристики русского дворянства. Мы рассмотрели такие его составляющие, как доблесть, верность, честь, знатность, куртуазность. В процессе этого, не претендуя на исчерпывающее их описание в ограниченном формате статьи, мы все же пришли к выводу о значимости представлений о рыцарстве для русской культуры.
Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time volume 15, issue 1 'STUPIA STUPIOSORUM: Achievements of Young Research ers'
Achievements in Social Sciences
Elektronische wissenschaftliche Auflage Almanach 'Raum und Zeit Bd. 15, Ausgb. 1. 'STUPIA STUPIOSORUM: Fortschritte der Nachwuchsforscher'
Fortschritte in der Sozialwissenschaften
Захарова А.А. Понятие о чести и рыцарстве у русских дворян XIX — начала XX вв.
Классического рыцарства в России не сложилось. Стремление соответствовать образу рыцаря скорее связано с распространением идей эпохи романтизма. Однако это был как раз тот тип идей, которые изменяли окружающий нас мир. Отсюда изначально симулякр рыцарства сал образцом для подражания многих поколений русского дворянства, что и определило собой блестящую эпоху XIX века.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бокова В. М. Отроку благочестие блюсти... Как наставляли дворянских детей. СПб.: Ломоносов, 2010.
2. Быт пушкинского Петербурга: Опыт энциклопедического словаря: В 2 т. / Ин-т русской литературы РАН
(Пушкинский Дом); Рук. проекта И.С. Чистова. СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2003.
3. Галеев Т., Мифтагова А. Эволюция явлений социальной семиотики в разных типах дискурса (на примере ана-
лиза лингвокультурного типажа «Русский дворянин») / / Филология и культура. 2016. № 43. С. 36—40
4. Давыдов Д.В. Я горел бессмертной славой: Гусарская лирика. Мемуары. СПб.: Парад, 2012.
5. Давыдов М.А. Оппозиция его Величества. СПб.: Зебра Е, 2005.
6. Денисова А.А. Тезаурус терминологии гендерных исследований. М.: Восток-Запад: Женские Инновацион-
ные Проекты, 2003.
7. Кацура А.В. Дуэль в истории России. М.: Радуга, 2006.
8. Косов Г.В. Формирование ментальных установок дворянства рубежа XVIII—XIX вв. (на примере складыва-
ния мировоззрения декабристов) [Электронный ресурс] // Развитие системы образования в Ставропольском крае. 1997. Режим доступа: http://www.stavedu.ru/_docs/pdf/vuz-chursin/_confer /cyclesX/4/20.pdf.
9. Куприн А. И. Собрание сочинений: В 6 т. Т. 3. М.: Гослитиздат, 1957.
10. Лавров П.Л. Избранные сочинения на социально-политические темы в восьми томах. Т. 1. М.: Всесоюзное
общество политкаторжан и ссыльно-поселенцев, 1934.
11. Лермонтов М.Ю. Собрание сочинений: В 4 т. / АН СССР. Институт русской литературы (Пушкинский
дом). Т. 1: Стихотворения 1828 — 1841 годов. Л.: Наука. Ленинградское отделение, 1979.
12. Лотман ЮЖ. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (XVIII — начало XIX века).
СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2015.
13. Лучицкая С.И. Рыцарство — уникальный феномен западноевропейского средневековья. // Одиссей. Че-
ловек в истории. 2004. Т. 14. С. 7 — 35.
14. Манифест «О даровании вольности и свободы всему российскому дворянству» от 18 февраля 1762 г. [Элек-
тронный ресурс] // Российское военно-историческое общество. 100 главных документов российской истории [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://doc.histrf.ru/18/manifest-o-darovanii-volnosti-i-svobody-vsemu-rossiyskomu-dvoryanstvu /.
15. Невелев Г.А. Пушкин «об 14-м декабря»: реконструкция декабристского документального текста. СПб.:
Технологос, 1998.
16. Нечкина М.В. Декабристы. СПб.: Наука, 1982.
17. Пушкин А.С. «Во глубине сибирских руд» и «Ответ» декабриста А.И. Одоевского. Государственный архив
Российской Федерации. Ф. 279. Оп. 1. Д. 248. Л. 4 об. — 5. Список рукой И.И. Пущина. [Электронный ресурс] / / Архивы школе. Режим доступа: http://school.rusarchives.ru/dvizhenie-dekabristov/pushkin-vo-glubine-sibirskikh-rud-i-otvet-dekabrista-ai-odoevskogo.html.
18. Пушкин. А.С. Сочинения: в 3 т. Т. 1. М.: Художественная литература, 1985.
19. Сенковский О.И. Петербургская барышня // Петербург в русском очерке XIX века / Сост., вступит. статья,
коммент. М.В. Отрадин. СПб.: ДЕТГИЗ — Лицей, 2005.С. 40—45.
20. Смирнова Е.Д. Нобилитет как феномен западноевропейского средневековья [Электронный ресурс] // Ис-
торический факультет Белорусского государственного университета. 2013. Режим доступа: http://www.hist.bsu.by/images/stories/files/nauka/konf/L-2013/Smirnova.pdf.
21. Трегубова М.С. Характеристика дворянского быта XIX века [Электронный ресурс] // Всероссийский кон-
курс на лучшую работу по русской истории «Наследие предков молодым». 2014. Режим доступа: http: // ist-konkurs.ru/raboty/2014/1681-kharakteristika-dvoryanskogo-byta-xix-veka.
Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time volume 15, issue 1 'STUPIA STUPIOSORUM: Achievements of Young Research ers'
Achievements in Social Sciences
Elektronische wissenschaftliche Auflage Almanach 'Raum und Zeit Bd. 15, Ausgb. 1. 'STUPIA STUPIOSORUM: Fortschritte der Nachwuchsforscher'
Fortschritte in der Sozialwissenschaften
Захарова А.А. Понятие о чести и рыцарстве у русских дворян XIX — начала XX вв.
22. Худушина И.Ф. Царь. Бог. Россия. Самосознание русского дворянства (конец XVIII — первая треть XIX вв.).
М.: ИФ РАН, 1995.
23. Эйдельман Н.Я. Твой восемнадцатый век. Грань веков. Твой девятнадцатый век. М.: Альфа -книга, 2015.
Цитирование по ГОСТ Р 7.0.11—2011:
Захарова, А. А. Понятие о чести и рыцарстве у русских дворян XIX — начала XX вв. [Электронный ресурс] / А.А. Захарова // Электронное научное издание Альманах Пространство и Время. — 2017. — Т. 15. — Вып. 1: Studia studiosorum: успехи молодых исследователей. — Стационарный сетевой адрес: 2227-9490e-aprovr_e-ast15-1.2017.55.
THE CONCEPT OF HONOR AND KNIGHTHOOD AMONG RUSSIAN NOBILITY OF 19th - EARLY 20TH CC.
Anna A. Zakharova, M.Hum. (History) Lecturer in History and Cultural Studies at Odintsovo Branch of Moscow State Institute of International Relations (MGIMO-University), Odintsovo, Moscow Region
ORCID ID https://orcid.org/0000-0002-0667-225X
E-mail: anna-a-zakharova@j-spacetime.com; a.a.zaharova@yandex.ru
Though the classic chivalry in Russia was not formed completely, the original simulacrum chivalrous behavior became a role model for many breeds of the Russian nobility and their descendants, and that explains the significant interest and actuality of the researches containing the analyses of such concepts.
The subject of my research is the role of knighthood ethos in the formation of the Russian noble mentality. Many Russian researchers have been interested in the problem of chivalry as phenomenon. As a result of the comparative analysis of their researches we have a thesis that there is no chivalry as social institution in Russian society. However, applying source, textual and discourse analysis and historical genetic method to other sources (especially Russian nobility's authentic documents and sources), I came to a different opinion. Certainly, the interpretation of knighthood ethos in the Russian nobility culture contributed to the formation of specific behaviors and consciousness, as we can see from the written sources.
In my paper, I trace the effects of chivalry ethos to Russian nobility behavior.
Abundant evidences from classical literary writings, memoirs of contemporaries and modern researchers' studies prove my supposition of the significant role of knighthood behavior model. I consider in detail the essence of such constituent elements of the knight's ethos (and behavior) of Russian nobility as valor, honor, fidelity, gentrice and courtesy. Mentions and use of these categories in the overall context of private correspondence, novels, verses and poems of the 19th — early 20th cc. allow saying of these concepts as characteristic of the emerging Russian national elite's self-awareness. These elements of the Russian noble knights ethos de facto determined the formation of the Russian nobility (and then of all Russian upper classes and elites) as a closed social structure with its own strictly designated topos (balls, social literary and musical salons, theater lodges, etc.).
Of course, classical knighthood was not formed in Russia. The desire to conform to the image of the knight is more likely associated with the spread of ideas of the Romantic era. However, it was precisely the type of ideas that changed the world around us. Hence I draw the conclusion that, from the very beginning, the simulacrum of knighthood was the most positive role model for many generations of Russian nobility, which determined the brilliant epoch of the 19th century and, at the same time, the national self-consciousness of Russian upper classes (even when the ethos of the noble behavior were lost, and it was replaced by its visibility only).
Keywords: knighthood; simulacrum of knighthood; Russian nobleman; ethos; knightly honor; dueling in Russian society; matter of courtesy.
References:
1. "A.S. Pushkin's 'In Depths of the Siberian Ores' and Decembrist Alexander Odoevsky's 'Response'. State Archives of Russian Federation, fund 279, inventory 1, file 248, sheets 4 opposite—5." Archives of the School. N.p., n.d. Web.
Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time volume 15, issue 1 'STUDIA STUPIOSORUM: Achievements of Young Research ers'
Achievements in Social Sciences
Elektronische wissenschaftliche Auflage Almanach 'Raum und Zeit Bd. 15, Ausgb. 1. 'STUPIA STUPIOSORUM: Fortschritte der Nachwuchsforscher'
Fortschritte in der Sozialwissenschaften
Захарова А.А. Понятие о чести и рыцарстве у русских дворян XIX — начала XX вв.
<http:// school.rusarchives.ru/dvizhenie-dekabristov/ pushkin-vo-glubine-sibirskikh-rud-i-otvet-dekabrista-ai-odoevskogo.html>. (In Russian).
2. Bokova V.M. The Juvenile Should Keep His Piety... About How Ones Edified Noble Children. St. Petersburg: Lomonosov
Publisher, 2010. (In Russian).
3. Chistova I.S., ed. Everyday Life of Pushkin's Petersburg: Experience of Encyclopedic Dictionary. St. Petersburg: Ivan
Limbakh Publishing House, 2003, volumes 1, 2. (In Russian).
4. Davydov D.V. I Burned with Immortal Glory: Hussar's Lyrics. Memoirs. St. Petersburg: Parad Publisher, 2012. (In
Russian).
5. Davydov M.A. His Majesty's Opposition. St. Petersburg: Zebra E Publisher, 2005. (In Russian).
6. Denisova A.A. Thesaurus of Gender Studies Terminology. Moscow: East-West Publisher, 2003. (In Russian).
7. Eidelman N.Ya. Your Eighteenth Century. The Edge of Ages. Your Nineteenth Century. Moscow: Alfa-kniga Publisher,
2015. (In Russian).
8. Galeev T., Miftahova A. "The Evolution of Social Semiotics Phenomena in Different Types of Discourse (Case Study
of 'Russian Nobleman' Linguistic-Cultural Type)." Philology and Culture 1 (2016): 36—40. (In Russian).
9. Katsura A.V. Duel in the History of Russia. Moscow: Raduga Publisher, 2006. (In Russian).
10. Khudushina I.F. Tsar. God. Russia. Self-consciousness of Russian Nobility (Late 18th — Early 19 cc.). Moscow: RAS In-
stitute of Philosophy Publisher, 1995. (In Russian).
11. Kosov G.V. "Nobility's Mental Attitudes Formation at the Turn of the 18th —19th cc. (Case Study of Decembrists'
Worldview Formation." Education System Development in the Stavropol Region. N.p., 1997. PDF-file. <http://www.stavedu.ru/_docs/pdf/vuz-chursin/_confer/cyclesX/4/20.pdf>. (In Russian).
12. Kuprin A.I. Collected Writings. Moscow: Goslitizdat Publisher, 1957, volume 3. (In Russian).
13. Lavrov P.L. Selected Writings on Socio-political Subjects. Moscow: All-Union Society of Political Prisoners and Exiled
Settlers Publisher, 1934, volume 1. (In Russian).
14. Lermontov M.Yu. Collected Writings. Leningrad: Nauka Publisher, 1979, volume 1. (In Russian).
15. Lotman Yu.M. Conversations about Russian Culture: Life and Traditions of the Russian Nobility (18th — Early 19th Cen-
tury). St. Petersburg: Azbuka Publisher, Azbuka-Atticus Publisher, 2015. (In Russian).
16. Luchitskaya S.I. "Knighthood: Unique Phenomenon of Western Middle Ages" Odysseus. Man in History 14 (2004):
7—35. (In Russian).
17. Nechkina M.V. Decembrists. St. Petersburg: Nauka Publisher, 1982. (In Russian).
18. Nevelev G. A. Pushkin 'on the December, 14': Reconstruction of Decembrist Documentary Text. St. Petersburg:
Tekhnologos Publisher, 1998. (In Russian).
19. Peter III of Russia. "Manifesto on Granting Freedoms to the Nobility, dated 18 Feb. 1762." 100 Main Documents of
Russian History. Russian Military Historical Society, n.d. Web. <http://doc.histrf.ru/18/manifest-o-darovanii-volnosti-i-svobody-vsemu-rossiyskomu-dvoryanstvu/>. (In Russian).
20. Pushkin A.S. Collected Writings. Moscow: Khudozhestvennaya literatura Publisher, 1985, volume 1. (In Russian).
21. Senkovsky O.I. "Young Petersburger-Lady." Petersburg in 19th-century Russian Essay. St. Petersburg: DETGIZ Pub-
lisher, Lyceum Publisher, 2005, pp. 40 — 45. (In Russian).
22. Smirnova E.D. "Nobility as Phenomenon of the Western European Middle Ages." Historical Department of the Belarusian
State University. Belarusian State University, 2013. PDF-file <http://www.hist.bsu.by/images/stories/files /nauka/konf/L-2013/Smirnova.pdf>. (In Russian).
23. Tregubova M.S. "Characteristics of the Noble Life of the 19th c." Proceedings of All-Russian Competition for the Best
Work on Russian History "The Ancestors' Heritage for Young." 2014. Web. <http://ist-konkurs.ru/raboty /2014/1681-kharakteristika-dvoryanskogo-byta-xix-veka>. (In Russian).
Cite MLA 7:
Zakharova, A. A. "The Concept of Honor and Knighthood among Russian Nobility of 19th — Early 20th cc." Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time 15.1 (Studia Studiosorum: Achievements of Young Researchers) (2017). Web. <2227-9490e-aprovr_e-ast15-1.2017.55>. (In Russian).