Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ДИВЕРСИФИКАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА'

К ВОПРОСУ О ДИВЕРСИФИКАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
16
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ДИВЕРСИФИКАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА»

агропромышленных объединений (на материалах Пензенской области) / Жирнов А.В. диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Москва, 2006

4.Жирнов А.В. Влияние государственных программ на развитие регионального АПК. Зимин Н.Е., Жирнов А.В. Вестник Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Московский государственный агроинженерный университет им. В.П. Горячкина". 2006. № 4. С. 27.

5. Журнал «Агробизнес»;

6. Журнал «АгроПромИнформ»;

7. Лапшина, Г.В. Проблемы восстановления материально-технической базы предприятий АПК (на примере Ульяновской области) /Г.В. Лапшина, Ю.А. Лапшин, А.В. Жирнов //Международный научный журнал. -2014. - №2. - С. 53-56;

8. http ://www.profermer.ru/;

9. http : //www. mcx. ru.

Жучков С.В. студент 4 курса РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева

Россия, г. Москва К ВОПРОСУ О ДИВЕРСИФИКАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА Общепринято считать, что диверсификация компании - будь то расширение сферы деятельности путем открытия новых производств или приобретение холдингом новых дочерних структур иного, чем метрополия, профиля - явление обоюдоострое, и в каждом отдельном случае руководство, выбирая направления развития, должно рассматривать как негативные, так и позитивные последствия диверсификации. Бизнес-словари определяют слово диверсификация как одновременное развитие многих, не связанных друг с другом видов деятельности, расширение ассортимента производимых изделий, расширение активности за рамки основного бизнеса, под которым понимается производство товаров и услуг, имеющих максимальные доли в чистом объеме продаж по сравнению с другими видами выпускаемой продукции.

Поиск направлений диверсификации производства для предприятий отечественной экономики является актуальным в связи со следующими обстоятельствами. Во-первых, "советская экономика боролась за одно из первых мест в мире по уровню специализации производства" и создала огромные монопродуктовые субъекты деятельности. Необходимость приспособления к новым экономическим условиям объективно заставляет искать наиболее выгодные сферы приложения созданного производственного потенциала. Во-вторых, диверсификация производства является инструментом межотраслевого перелива капитала и методом оптимизации структурных преобразований в экономике.

На предприятиях отечественной промышленности и в отраслях экономики в настоящее время сформировались различные предпосылки диверсификации производства. Поэтому в России мы будем наблюдать не эволюционный характер развития явления, что имело место в мировой практике и показано в табл. 1, а наоборот, диверсификация будет осуществляться одновременно на различных этапах.

Развитое рыночное хозяйство прошло через множество этапов, каждый из которых характеризовался разнообразным сочетанием специализации и диверсификации как асимметричными формами организации производства. Наиболее ощутимое развитие диверсификация получила в большинстве стран в середине 50-х годов, когда впервые дало о себе знать (с разной остротой в отдельных странах) относительное исчерпание внутренних источников роста эффективности производства.

Пионерное исследование диверсификации и интеграции американских компаний в 1962 г., осуществил М.Горт, японских предприятий - в 1979 г. Е.Есинара.

Вопросы стратегии диверсификации в эпоху массового потребления были главным предметом обсуждения, что связано, с одной стороны, с заметным снижением темпов роста по сравнению с предшествующим этапом, а с другой - стремлением фирм устоять в условиях неравномерного экономического и политического развития.

Существенные изменения экономических, социальных и научно-технических условий деятельности промышленных фирм коренным образом изменили требования к управлению, чтобы приспособиться к внешней ситуации. Острейшая борьба на мировых рынках, замедление экономического роста и технического прогресса потребовали преобразования производства, для которого стало недостаточным приобретение передовой техники и технологии, результатов научных исследований. Этим во многом объясняется тот факт, что диверсификация стала наиболее распространенной формой концентрации капитала. Способствовало разработке стратегии диверсификации падение нормы прибыли на капитал, вложенный в традиционное производство.

Таблица №1

Эволюция диверсификации производства

Эпохи историчес кого развития Экономические предпосылки Средства достижения целей производства Преобладающая форма организации производства Последстви я

Эпоха массового производс тва (до конца 20-х годов) Концентрация производства и централизация капитала в пределах отрасли Создание товара для рынка. Снижение издержек производства Специализация производства ("чистые отрасли") Создание товарных рынков

Эпоха Концентрация Манипулирован Горизонтальная Преодолен

массового капитала в ие набором дифференциация. ие границ

сбыта (до пределах отраслей. товаров, Продуктовая товарных

середины Товарная используемых в (товарная) рынков

50-х годов) конкуренция. определенной диверсификация. Отраслевые

Перенакопление области. Вертикальная рынки

капитала в Манипулирован интеграция. Преодолен

пределах отраслей. ие набором Отраслевая ие границ

Структурная отраслей диверсификация отраслевых

конкуренция (производство (набор отраслей) рынков.

технологически Многоотраслевая Националь

взаимосвязанной диверсификация ные рынки

продукции) (набор отраслей и

Перелив сфер

капиталов в деятельности)

другие отрасли и

сферы

деятельности.

Манипулирован

ие набором

отраслей и сфер

деятельности

Постиндус Перенакопление Экспорт Географическая Преодолен

триальное капитала в капитала в диверсификация ие границ

общество отдельных другие страны. (набор стран). национальн

странах. Регулирование Международная ых рынков.

Критическая масса мирохозяйствен интеграция Региональн

объемов ных связей Интернационализ ые рынки.

производства в Оптимизация ация производства

мировом прибыльности в Глобальная

масштабе. пределах диверсификация

Конкуренция деятельности

между фирмами, Стратегия

деятельность глобальной

которых оптимизации

оптимизирована в деятельности

мировом масштабе

Эпоха Мировая Глобальная Мировая Мировой

инфо- конкуренция оптимизация экономика рынок

технологи мирохозяйствен

й. ных связей

Диверсификация прежде чем приобрела современные черты, в рамках глобальной стратегии фирм прошла сложный путь развития, меняясь под влиянием внешних обстоятельств, так и внутрифирменных критериев. В таблице показана эволюция соответствующих идей - от манипулирования набором товаров к манипулированию набором стран. Историю такой эволюции условно можно разделить на четыре этапа, и на каждом из них происходило становление таких основных элементов, как: товарный набор; отраслевой набор; набор отраслей и сфер деятельности; набор стран.

Поиск направлений диверсификации производства для предприятий отечественной экономики является актуальным в связи со следующими обстоятельствами. Во-первых, "советская экономика боролась за одно из первых мест в мире по уровню специализации производства" и создала огромные монопродуктовые субъекты деятельности. Необходимость приспособления к новым экономическим условиям объективно заставляет искать наиболее выгодные сферы приложения созданного производственного потенциала. Во-вторых, диверсификация производства является инструментом межотраслевого перелива капитала и методом оптимизации структурных преобразований в экономике.

Экономические преобразования коренным образом изменили положение отечественных предприятий, заставив их самостоятельно решать многие проблемы текущего и стратегического развития. Одной из таких проблем является диверсификация производства - важнейшее направление развития предприятия, позволяющее не только стабильно удерживать уровень экономического потенциала предприятия, но и в ряде случаев значительно повышать его. Целесообразность диверсификации производства обусловлена возможностью проявления адекватной реакции предприятия на агрессивные состояния внешней среды путем расширения сферы деятельности и номенклатуры выпускаемой продукции. Процесс диверсификации производства требует разработки теоретических и методологических положений, а также практических рекомендаций, определяющих условия эффективного управления диверсификационными процессами.

Использованные источники:

1. Аронов А.М., Петров А. Н. Диверсификация производства: теория и стратегия развития.- СПб.: Лениздат, 2000.- 128 с

2. Денисов А.Ю. Жданов С.А. Экономическое управление предприятием и корпорацией. М.: "Дело и Сервис", 2002. - 416 с.

3. Тупицын А.Л. Диверсификация предприятия // Новосибирск, 2004. - 150с.

4. Жирнов, А.В. Инвестиции и развитие материально-технической базы сельского хозяйства / А.В. Жирнов, Ю.А. Лапшин, Г.В. Лапшина //Экономика и социум. - 2014. - № 4 (13).

5. Лапшин, Ю.А. Состояние машинно-тракторного парка Приволжского региона и перспективы его развития / Ю.А. Лапшин, Г.В. Лапшина А.В. Жирнов //Международный научный журнал. - 2014.-№6. С.32-36

6. Жирнов, А.В. Экономические санкции и продовольственная безопасность / А.В. Жирнов, Ю.А. Лапшин, Г.В. Лапшина // Материалы VI Международной научно-практической конференции «Аграрная наука и образование на современном этапе развития: опыт, проблемы и пути решения. - Ульяновск: УГСХА, 2015. - С. 147-149.

7. Жирнов, А.В. К вопросу о продовольственной безопасности в условиях санкций / А.В. Жирнов, Ю.А. Лапшин, Г.В. Лапшина // Международный научный журнал. -2015. - №1. - С. 7-11.

Жучков С.В. студент 4 курса РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева

Россия, г. Москва ПРОЦЕССЫ ИНТЕГРАЦИИ И КООПЕРАЦИИ В АПК Особенностями современных процессов интеграции в сельском хозяйстве являются: наличие многообразия форм собственности; развитие современных рыночных отношений; относительная независимость хозяйствующих субъектов от государства; преобладание экономических стимулов при создании агропромышленных формирований. [1, с. 67]

Приоритетное место в ней должно отводиться маркетинговой ориентации хозяйственных стратегий. Главное внимание при этом должно уделяться согласованию инвестиционных программ, своевременной корректировке механизмов управления и экономических отношений. Основные принципы создания различных моделей интегрированных формирований сводятся к следующему: добровольность, адаптивность, целостность и комплексность, поддержка и содействие со стороны органов управления, «ведущее звено» - предприятие интегратор, оптимальность размеров.

Горизонтальная интеграция характерна для объединения хозяйственных структур, выпускающих однородную продукцию, оказывающих одинаковые услуги или выполняющие аналогичные операции технологического цикла.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.