Научная статья на тему 'К вопросу о дисциплинарной ответственности судей'

К вопросу о дисциплинарной ответственности судей Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
572
48
Поделиться
Область наук
Ключевые слова
СУД / COURT / СУДЬЯ / JUDGE / ДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПРОСТУПОК / ДИСЦИПЛИНАРНОЕ ВЗЫСКАНИЕ / DISCIPLINARY PENALTY / ДИСЦИПЛИНАРНОЕ ПРИСУТСТВИЕ / IS A DISCIPLINARY PRESENCE / BREACH OF DISCIPLINE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Попрядухина Ирина Викторовна

Вопрос дисциплинарной ответственности судей является исключительно актуальным. Это связано с отсутствие единообразных подходов у квалификационных коллегий и лиц, уполномоченных на возбуждение дисциплинарного производства, к оценке поведения судей, а также в "разбросе" норм в области привлечения судей к дисциплинарной ответственности.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Попрядухина Ирина Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

TO QUESTION ABOUT DISCIPLINARY RESPONSIBILITY OF JUDGES

A question of disciplinary responsibility of judges is exceptionally actual. It is related to absence of uniform approaches at the qualifying colleges and persons, authorized on excitation of disciplinary production, to the estimation of behavior of judges, and also in "variation" of norms in area of bringing in of judges to disciplinary responsibility.

Текст научной работы на тему «К вопросу о дисциплинарной ответственности судей»

Т.Н. Иванова

О СТРУКТУРНЫХ ЭЛЕМЕНТАХ СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВОЙ .

13. Ходжабекян В., Папазян Х. О мерах экономической политики по ликвидации безработицы в республике Армения // Общество и экономика. 2008. №1. С. 166-173.

14. Хохлова М., Жижко Е. Красноярск: молодежная безработица и факторы, их обуславливающие // Человек и труд. 2009. № 5. С. 71-72.

15. Фалина А.Г. Толерантность как условие успешной реализации академической мобильности в юношеском возрасте // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2012. № 3. С. 227-229.

16. Фадина А.Г., Еремицкая И.А. Проектная деятельность как условие развития готовности к профессиональной мобильности студентов-психологов // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2012. № 2 (18). С. 212-219.

17. Фадина А.Г., Кайгородов Б.В. Профессиональная мобильность и внутриличностные конфликты в сфере управления // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2012. № 3. С. 224-227.

18. Юрасов И.А., Горохов А.А. Российский рабочий класс в свете сословной теории // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2013. Т. 2. № 11 (15). С. 281-286.

19. Дзидзоева М.Г. Формирование социальной мобильности молодежи в условиях Северо-Кавказского региона (на примере РСО - Алания) // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2012. № 2. С. 104-106.

20. Чао Элейн Л. Стратегический план Министерства труда США на финансовый период // Человек и труд. 2009. № 5. С. 52-56.

ON THE STRUCTURAL ELEMENTS OF SOCIAL AND LABOR MOBILITY OF YOUNG PEOPLE IN THE LABOUR MARKET

© 2014

T. N. Ivanova, head of the Department of Sociology, doctor of sociological Sciences, associate Professor

Togliatti State University, Togliatti (Russia)

Annotation: The Author analyzes a single conceptual field of the labour market, which is determined by the demand and supply of labor. The author examines the factors influencing the mechanism of labor mobility on the job market. In the work revealed the structure of the mechanism of socio-labour mobility in the labour market.

Keywords: young people, markets, labor mobility, demand, workforce, economy, region, unemployment, employment, profession, education, qualifications, status, efficiency, employee, personnel, adaptation.

УДК 34

К ВОПРОСУ О ДИСЦИПЛИНАРНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ СУДЕЙ

© 2014

И.В. Попрядухина, кандидат юридических наук, доцент кафедры предпринимательского и трудового права

Тольяттинский государственный университет, Тольятти (Россия)

Аннотация: Вопрос дисциплинарной ответственности судей является исключительно актуальным. Это связано с отсутствием единообразных подходов у квалификационных коллегий и лиц, уполномоченных на возбуждение дисциплинарного производства к оценке поведения судей, а также в «разбросе» норм в области привлечения судей к дисциплинарной ответственности.

Ключевые слова: Суд, судья, дисциплинарный проступок, дисциплинарное взыскание, дисциплинарное присутствие.

Полагаем, не будет громким заявление, что суд должны уважать. Это уважение - гарант общественного спокойствия и политической стабильности, необходимое условие существования правового государства. Но, для того чтобы суд уважали, требуется многое.

От суда требуется, чтобы его решения были справедливыми и объективными, судебная тяжба не изматывала граждан длительностью и бессмысленностью процесса; чтобы уголовный процесс не вытекал в простое утверждение судом обвинительного заключения; законы, применяемые судом, не вызывали изумления или возмущения своей архаичностью или неправильностью применения.

Но есть фактор, который является важнейшим элементов уважения суда - это сами судьи, их поведение на работе и в быту, их культура, манера обращения, образ жизни и, наконец, внешний вид.

ГПК РФ обязывает обращаться к судье в процессе со словами «Ваша честь» или «Уважаемый суд». Такое обращение выбрано не случайно.

Поддержание авторитета судей как лиц, наделенных в конституционном порядке полномочиями осуществлять правосудие, профессионально исполняющих свои обязанности и, таким образом, гарантирующих соблюдение основных принципов правосудия - одна из наиболее важных задач, стоящих перед судейским корпусом в Российской Федерации.

Дисциплинарный проступок причиняет ущерб престижу профессии судьи, ущемляет авторитет судебной

власти, наносит вред судейскому сообществу, противоречит общепринятыми нормами этики и морали, подрывает доверие к правовой системе государства.

В связи с этим, в существующих российских правовых условиях особую актуальность имеют вопросы, связанные с дисциплинарной ответственностью судей.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В России отношения по дисциплинарной ответственности судей регулируются:

- Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»;

- Федеральным конституционным законом от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации»;

- Федеральным законом от 14 марта 2002 г. N 30-ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации»;

- Федеральным законом от 26 июня 1992 г. N 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации»

- Постановлением Президиума Совета судей РФ от 30 июля 2013 г. N 354 «Об утверждении Положения о порядке рассмотрения жалоб и сообщений о совершении судьей дисциплинарного проступка и обращения в Высшую квалификационную коллегию судей Российской Федерации о привлечении судьи к дисциплинарной ответственности в связи с совершением им дисциплинарного проступка» (с изменениями и дополнениями)

- Кодексом этики и служебного поведения го-

И.В. Попрядухина

К ВОПРОСУ О ДИСЦИПЛИНАРНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ...

сударственных гражданских служащих аппарата Конституционного Суда РФ, утвержденным приказом Председателя Конституционного Суда РФ от 1 апреля 2011 г. N 12

- Кодексом судейской этики (утв. VIII Всероссийским съездом судей 19.12.2012)

В соответствии со ст. ст. 3,4, 7 и другими ст. Кодекса судебной этики, судья в своей деятельности обязан руководствоваться Конституцией РФ, другими законодательными актами, действующими на территории РФ, общепринятыми нормами нравственности и правилами поведения. Судья должен способствовать утверждению в обществе уверенности в справедливости, беспристрастности и независимости суда; избегать всего, что могло бы умалить авторитет судейской власти, причинить ущерб репутации и поставить под сомнение объективность и независимость судьи при осуществлении правосудия. Судья должен поддерживать свою квалификацию на высоком уровне, необходимом для надлежащего исполнения обязанностей по осуществлению правосудия, не допуская серьёзных процессуальных нарушений и не дискредитируя высокого звания судьи, не подрывая авторитета правосудия в целом. Судья не вправе причинять ущерб престижу своей профессии в угоду личным интересам и по причине сложного семейного положения или интересам других лиц. Судья в любой ситуации должен сохранять личное достоинство, заботиться о своей чести (блюсти честь мундира).

Обратиться в квалификационную комиссию с Сообщением о совершении судьей дисциплинарного проступка (в порядке ч.2 ст.22 Федерального закона «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» от 14.03.2002 г. № 30-Ф3) может не только должностное лицо или представитель органа, организации, но и рядовой гражданин.

Закон «О статусе судей в Российской Федерации» под дисциплинарным проступком судьи понимает виновные действия (бездействия) при исполнении служебных обязанностей либо во внеслужебной деятельности, в результате которого были нарушены положения данного закона и (или) кодекса судейской этики, утверждаемого Всероссийским съездом судей, что повлекло умаление авторитета судебной власти и причинение ущерба репутации судьи.

В соответствии со ст. 12.1 данного закона, на судью, за исключением судьи Конституционного Суда Российской Федерации, может быть наложено дисциплинарное взыскание в виде:

- замечания;

- предупреждения;

- досрочного прекращения полномочий судьи.

Дисциплинарное взыскание в виде замечания может

налагаться на судью при малозначительности совершенного им дисциплинарного проступка, если квалификационная коллегия судей придет к выводу о возможности ограничиться устным порицанием действий (бездействия) судьи.

Дисциплинарное взыскание в виде предупреждения может налагаться на судью за совершение им дисциплинарного проступка, если квалификационная коллегия судей придет к выводу о невозможности применения к судье дисциплинарного взыскания в виде замечания или если судья ранее подвергался дисциплинарному взысканию.

Дисциплинарное взыскание в виде досрочного прекращения полномочий судьи может налагаться на судью в исключительных случаях за существенное, виновное, несовместимое с высоким званием судьи нарушение положений Закона и (или) кодекса судейской этики, в том числе за нарушение указанных положений при осуществлении правосудия, если такое нарушение повлекло искажение принципов судопроизводства, грубое нарушение прав участников процесса. Данные основания свидетельствуют о невозможности продолжения

осуществления судьей своих полномочий в следствии с вступившим в законную силу судебным актом вышестоящей судебной инстанции или судебным актом, принятым по заявлению об ускорении рассмотрения дела либо о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок.

Решение о наложении на судью дисциплинарного взыскания не может быть принято по истечении шести месяцев со дня выявления дисциплинарного проступка, за исключением периода временной нетрудоспособности судьи, нахождения его в отпуске и времени проведения служебной проверки, и по истечении двух лет со дня совершения дисциплинарного проступка.

Решение о наложении на судью, за исключением судьи Конституционного Суда Российской Федерации, дисциплинарного взыскания принимается квалификационной коллегией судей, к компетенции которой относится рассмотрение вопроса о прекращении полномочий этого судьи на момент принятия решения, и может быть обжаловано в суде в порядке, установленном федеральным законом. Решение квалификационной коллегии судей о досрочном прекращении полномочий судьи может быть обжаловано в Дисциплинарную коллегию Верховного Суда Российской Федерации.

В любом случае, при наложении дисциплинарного взыскания учитываются характер дисциплинарного проступка, обстоятельства и последствия его совершения, форма вины, личность судьи, совершившего дисциплинарный проступок, и степень нарушения действиями (бездействием) судьи прав и свобод граждан, прав и законных интересов организаций.

Если в течение года после наложения дисциплинарного взыскания судья не совершил нового дисциплинарного проступка, то он считается не привлекавшимся к дисциплинарной ответственности.

Порядок привлечения к дисциплинарной ответственности судей Конституционного Суда Российской Федерации иной. Он определяется Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде Российской Федерации». В соответствии со ст.15 данного закона, за совершение дисциплинарного проступка, под которым понимается нарушение норм данного Федерального конституционного закона, федерального закона о статусе судей, а также положений кодекса судейской этики, утверждаемого Всероссийским съездом судей, на судью Конституционного Суда Российской Федерации по решению Конституционного Суда Российской Федерации может быть наложено дисциплинарное взыскание в виде:

- предупреждения;

- прекращения полномочий судьи.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Принципиальное отличие дисциплинарного проступка судей от других правонарушений состоит в том, что в своей совокупности нормы права, регулирующие дисциплинарную ответственность судей, не содержат прямого указания на вину как конструктивный признак состава дисциплинарного проступка. Отсутствует такое указание и в аналитических документах решениях квалификационных коллегий. Из судебной практики это также прямо не усматривается. О вине как о признаке дисциплинарного проступка судьи говорится в Постановлении Конституционного Суда РФ от 20.07.2011 N 19-П «По делу о проверке конституционности положений пунктов 1 и 2 статьи 3, пункта 1 статьи 8 и пункта 1 статьи 12.1 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» и статей 19, 21 и 22 Федерального закона «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации».[1]

Значительной проблемой является то, что в настоящее время законодательство не содержит норм, позволяющих четко регламентировать привлечение судей к ответственности, используются оценочные понятия, что создает почву для злоупотреблений.

Таким образом, Законы «О статусе судей в

И.В. Попрядухина гуманитарное

К ВОПРОСУ О ДИСЦИПЛИНАРНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ... направление

Российской Федерации» и «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» не формулируют критерии, по которым квалификационная коллегия судей должна осуществлять выбор того или иного дисциплинарного взыскания. Конституционный Суд РФ отметил, что отсутствие таких критериев не означает возможность избирания меры ответственности произвольно, без оценки тяжести дисциплинарного проступка, степени вины привлекаемого к ответственности лица и других заслуживающих внимания обстоятельств. Вместе с тем Конституционный Суд тут же признал, что вследствие «большой зависимости результата осуществления правосудия от судейской дискреции разграничение незаконных решений, принятых в результате не связанной с виной ошибки судьи и его неосторожной вины, представляет собой трудновыполнимую задачу».

В то же время в резолютивной части своего Постановления Конституционный Суд фактически дал определение, дисциплинарному проступку судьи, не упомянув виновность в качестве конструктивного признака (применительно к действиям, которые несовместимы со статусом судьи).

Согласно данному постановлению, дисциплинарным является проступок, «который порочит честь и достоинство судьи».

Данное понятие позволяет сделать вывод об отсутствии препятствий для привлечения судей к дисциплинарной ответственности без установления вины и субъективного отношения к отдельным признакам состава дисциплинарного проступка.

В настоящее время вопросы дисциплинарной ответственности судьи в полном объеме не вписываются ни в сферу гражданского, ни в сферу административного судопроизводства. По мнению П.Н. Шабанова, юридическая практика уже вплотную подошла к вопросу о конституировании дисциплинарного судопроизводства. Начинать надо с принятия основ дисциплинарного законодательства РФ, потом внести изменения в Конституцию РФ.[2]

Судья может быть привлечен к дисциплинарной ответственности, в установленном законодательством порядке и при наличии на то достаточных оснований. Основанием для привлечения судьи к дисциплинарной ответственности является совершение судьей дисциплинарного проступка, под которым, согласно ч.1 ст.12.1 Закона «О статусе судей в Российской Федерации» понимается нарушение судьей «норм настоящего Закона, а также положений кодекса судейской этики, утверждаемого Всероссийским съездом судей». К наиболее часто встречающимся основаниям привлечения к дисциплинарной ответственности судей является: вынесение судьей явно незаконного судебного акта, недостойное (неэтичное) поведение судьи в судебном процессе, необоснованное нарушение процессуальных сроков (волокита) и т.д. Стоит отметить, что ни в Кодексе судейской этики не в иных нормативно-правовых актах не содержаться полного переченя проступков, за которые судья может быть привлечен к дисциплинарной ответственности, а это, по нашему мнению, существенно осложняет процесс привлечения ответственности судей.

Решение о применении к судьям данных видов ответственности принимает соответствующая квалификационная коллегия судей, к компетенции которой это относится на момент принятия решения.

Прекращение или приостановление полномочий судей производится по решению соответствующей квалификационной коллегии судей. Общеизвестно, что судья должен быть терпимым, сдержанным и вежливым по отношению к сторонам, присяжным, свидетелям, адвокатам, представителям сторон и другим лицам, с которыми он сталкивается в ходе ведения дела. - ч.2 ст.3 Закона РФ от 26.06.1992 N 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» закрепляет, что «Судья при исполнении своих полномочий, а также во внеслужебных 20

отношениях должен избегать всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти, достоинство судьи или вызвать сомнения в его объективности, справедливости и беспристрастности».[3]

Дисциплинарная ответственность судей относится к разряду видов юридической ответственности, жестко регламентируемых государством, с привлечением для решения и принципиальных, и процедурных вопросов как представителей судейского сообщества, так и широкой общественности, и должна стать полноценной компенсацией серьезных исключений из общего конституционного принципа равенства всех перед законом, связанных с предоставлением судьям гарантий независимости и неприкосновенности, наиболее жесткой из всех существующих ее видов, эффективно обеспечивающей моральное право судьи судить и воспитывать других. Особый должностной статус судьи требует и особых исключений из общих правил дисциплинарной ответственности, которой не охватывается обычно внеслужебное поведение. Ведь факты прекращения полномочий судей и привлечения их к дисциплинарной ответственности в большей мере наглядно-негативно характеризуют судейский корпус. [4]

Эта ответственность должна стать полноценной компенсацией тех серьезных исключений из общего конституционного принципа равенства всех перед законом, связанных с представлением судьям гарантий независимости и неприкосновенности. Регулирование дисциплинарной ответственности судей должно учитывать баланс публичных интересов, предполагающих как их строгую и неотвратимую ответственность по широкому перечню оснований, так и обеспечение гарантий самостоятельности, независимости и неприкосновенности. Существующие и не устраненные законопроектом пробелы по правилам наложения взысканий, процедурам дополнительной проверки и многим иным вопросам непростительны с точки зрения требований законного и обоснованного привлечения к любой юридической ответственности.

Так, В.Ф. Яковлев предложил создать дисциплинарный суд, который смог бы разбирать факты явного нарушения процессуального законодательства, равно как и случаи обоснованного или необоснованного прекращения судейских полномочий. [5] Мы считаем, что обозначенное предложение может существовать и может выступать определенным проявлением судебно-правового прогресса, так как давно назрела данная проблема.

Нельзя не отметить и положительных продвижений в вопросах дисциплинарной ответственности судей, каким по нашему мнению является создание и закрепление на законодательном уровне деятельности Дисциплинарного судебного присутствия, которое: «является судебным органом, рассматривающим дела по жалобам на решения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации и квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации о досрочном прекращении полномочий судей ... и обращениям на решения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации и квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации об отказе в досрочном прекращении полномочий судей» Федеральный конституционный закон от 09.11.2009 N 4-ФКЗ «О Дисциплинарном судебном присутствии».[6]

Нормы о дисциплинарной ответственности судей не должны быть разбросаны по различным актам РФ. По нашему мнению, нормы о дисциплинарной ответственности необходимо заключить в специальном законе об ответственности судей либо в Кодексе судейской этики. В любом случае, чем четче и однозначнее будут сформулированы эти нормы, тем эффективнее они будут действовать, и тем меньше будет у виновного возможности избежать ответственности за свое противоправное поведение, либо, наоборот, тем сложнее будет нашей достаточно коррумпированной судебной системе воспре-Карельский научный журнал. 2014. № 4

И.В. Попрядухина

К ВОПРОСУ О ДИСЦИПЛИНАРНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ...

пятствовать законной деятельности честного и справедливого судьи.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Постановление Конституционного Суда РФ от 20.07.2011 N 19-П "По делу о проверке конституционности положений пунктов 1 и 2 статьи 3, пункта 1 статьи 8 и пункта 1 статьи 12.1 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" и статей 19, 21 и 22 Федерального закона "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации" // СПС КонсультантПлюс, 2014.

2. Шабанов П.Н. Дисциплинарная ответственность судей: актуальные проблемы и пути их решения / Правовой порядок в РФ. Формирование, виды, эффективность. Выпуск 13. Воронеж, 2009. С. 375 - 376. // СПС

© 2014

КонсультантПлюс, 2014.

3. Закон РФ от 26.06.1992 N 3132-1 (ред. от 28.11.2009) „О статусе судей в Российской Федерации" // СПС КонсультантПлюс, 2014.

4. Старилов Ю.Н. Судебная власть как «ум, честь и совесть» государственной власти: О некоторых достижениях, проблемах и неудачах современного этапа реформы судебной власти // Юридические записки. Воронеж, 2008. Вып. 17. С. 247.

5. Яковлев, В. Ф. Влияние арбитражной практики на совершенствование законодательства / В. Ф. Яковлев // Российская юстиция. — 2001, С. 225.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Федеральный конституционный закон от 09.11.2009 N 4-ФКЗ «О Дисциплинарном судебном присутствии» // СПС КонсультантПлюс, 2014.

TO QUESTION ABOUT DISCIPLINARY RESPONSIBILITY OF JUDGES

I.V. Popryaduhina, assistant professor of business and employment law

Togliatti State University, Togliatti (Russia)

Annotation: A question of disciplinary responsibility of judges is exceptionally actual. It is related to absence of uniform approaches at the qualifying colleges and persons, authorized on excitation of disciplinary production, to the estimation of behavior ofjudges, and also in "variation" of norms in area of bringing in of judges to disciplinary responsibility.

Keywords: Court, judge, breach of discipline, a disciplinary penalty,is a disciplinary presence.

УДК 316.1:65.01

СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ ИННОВАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ

© 2014

И. В. Цветкова, доктор философских наук, профессор кафедры «История и философия»

Тольяттинский государственный университет, Тольятти (Россия)

Аннотация: В статье проводится анализ взаимосвязи социальных и культурных факторов, которые определяют потенциал развития личности. В условиях информационного общества меняются способы формирования знаний. Это создает предпосылки для инновационной культуры.

Ключевые слова: функции, структура, инновационная культура, социальные и культурные факторы, социокультурный потенциал.

Формирование инновационной культуры личности и общества, адекватной условиям и требованиям информационного общества, является одной из самых актуальных и глобальных проблем современности [1,57-58]. Эта культура предполагает не только более высокую степень компетентности человека в использовании новых средств информатики, но, главным образом, развитие его многих личных качеств, таких, как культура речи, пространственное образное мышление, способность к самообразованию и творчеству. Все эти качества оказываются наиболее востребованными в обществе знаний и помогают человеку эффективно использовать возможности этого общества для достижения как своих личных, так и общественных целей. Однако формирование инновационной культуры личности и общества может быть достигнуто лишь объединенными усилиями культуры и образования.

По мнению ряда исследователей, развитие индивидов в информационную эпоху зависит главным образом от того, как устроена социокультурная среда образовательных учреждений. Актуализируется вопрос содержания культуры, которая должна быть культивирована в социокультурной среде образовательного учреждения, в которой собственно и происходят процессы обучения, развития, воспитания и оздоровления (духовно-нравственного и физического) подрастающего поколения. Социум и культура между собою органически взаимосвязаны и взаимозависимы. Более того, социум является носителем культуры. Современное общество остро обеспокоено социокультурным образованием подрастающего поколения, так как именно данная категория населения определяет развитие нашего будущего и его культурной составляющей [2]. Именно через обобщающее и интегрирующее понятие «образовательная среда» наилучшим образом можно спроектировать, задать

ведущие управленческие ориентиры социокультурной среды и сконструировать, как таковое, определение социокультурного потенциала.

Инновационный тип развития меняет форму передачи и распространения знаний. На предыдущих стадиях развития общества развитие знаний, а также их транслирование базировалось на субъект - объектной парадигме. Знания предавались от учителя к ученику в процессе обучения. Третьим элементом данной схемы являлись тексты, созданные для объективации знаний. Т.Кун подчеркивал значение «нормальной науки» при формировании научной парадигмы, которая включает обязательный комплекс знаний, получивших признание в качестве истинных. Этот комплекс знаний используются для написания учебников и применяются при подготовке новый поколений ученых и специалистов. К. Поппер в учении о трех мирах, определяющих развитие науки, включает в их состав разнообразные тексты, формирующие представления об истине, духовном авторитет, традиции. Эти тексты К. Поппер рассматривал как препятствие для развития критического отношения к знаниям, стимулирующего развитие новых идей.

В условиях инновационной революции субъект-объектная схема передачи знания трансформируется, поскольку знания интегрированы в информационно -коммуникационную образовательную среду (ИКОС). Это преобразует процесс передачи и освоения знаний. Изменения приобретают следующий характер.

1.Получение или передача знаний является процессом трансляции освоения или освоения учебной информации посредством ИКОС. Роль преподавателя состоит в формировании ИКОС с характеристиками, соответствующими определенной предметной сфере, нормативам и стандартам компетенций.

2.Освоение знаний связано с формированием техно-