УДК:351.851 (045) DOI:10.14526/08_2014_09
ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ
К ВОПРОСУ О ДИАГНОСТИКЕ СФОРМИРОВАННОСТИ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ У БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ СФЕРЫ СОЦИАЛЬНОГО ТУРИЗМА
С.А. Кузнецов - кандидат педагогических наук, доцент НФ ФГБОУ ВПО «Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и
туризма», Набережные Челны, Россия
TO THE QUESTION OF DIAGNOSTICS OF NORMATIVE - JURIDICAL CULTURE
FORMATION OF THE FUTURE SPECIALISTS IN THE SPHERE OF SOCIAL TOURISM
S.A. Kuznetsov - candidate of pedagogics, associate professor
Federal State Budgetary Educational Establishment of Higher Professional Education "Povolzhskaya State Academy of Physical Culture, Sports and Tourism" Naberezhnye Chelny, Russia E-mail: [email protected]
Аннотация. На первом этапе технологии формирования нормативно-правовой культуры у будущих специалистов сферы социального туризма необходимо определить, за какими параметрами исследуемого предмета мы будем наблюдать.
Согласно сущностно-содержательной характеристики нормативно-правовой культуры, основными объектами нашего наблюдения являются правовое сознание и социально-правовая компетентность будущих специалистов сферы социального туризма, а именно составляющие их компоненты: когнитивный, эмоционально-оценочный, поведенческий, деятельностный и личностный.
Материал: Обследованы студенты контрольной (194 человека) и экспериментальной (189 человек) групп с помощью одних и тех же диагностик, только в разное время: контрольная группа - в сентябре-ноябре 2008 года, а экспериментальная - в 2009 г. И контрольную, и экспериментальную группу составляют студенты одних и тех же специальностей подготовки.
Методы исследования: тестовый опрос, анкетирование (по методике Т.А. Фиросовой «Групповая оценка правового сознания»), ранжирование (методика изучения ценностных ориентаций М. Рокича), наблюдение, экспертная оценка, опрос (авторы Дж. Тапп и Ф. Левин), исследование эмпатических особенностей личности по В.В.Бойко, экспресс-опросник «Индекс толерантности».
Результаты. Диагностика состояния сформированности нормативно-правовой культуры будущих специалистов сферы социального туризма на констатирующем этапе экспериментального исследования показала, что только 10% студентов имеют высокий уровень, около 40% - средний и около 50% - низкий.
Заключение. Для того чтобы определить, какой компонент нормативно-правовой культуры сформирован лучше, мы вывели средние показатели для обеих групп. Средний показатель по компоненту от 1,0 до 1,66 был отнесен к низкому уровню сформированности, от 1,67 до 2,33 - к среднему и от 2,34 до 3,0 - к высокому.
Таким образом, практически все средние показатели сформированности компонентов нормативно-правовой культуры, за исключением личностного компонента, находятся в пределах низкого уровня. Слабее всего сформирован деятельностный компонент (1,2 балла).
Ключевые слова: технологический процесс, нормативно-правовая культура, правовое сознание, социальный туризм, социально-правовая компетентность.
Annotation. At the first stage of normative-juridical culture formation technology among the future specialists in the sphere of social tourism it is necessary to define which parameters of the studied subject we will observe.
According to essence-content characteristic of normative-juridical culture, the main objects of our observation are the following: legal awareness and a social-juridical competence of the future specialists in the sphere of social tourism, to be exact, their components: cognitive, emotional- evaluative, behavioral, activity based and personal.
Material. The students from the control group (194 people) and the experimental group (189 people) were examined with the help of the same diagnostics but in different time periods. The control group was examined in September-November 2008, the experimental group was examined in 2009. The control and the experimental groups included the students from the same specialties.
Research methods. A test questioning, a questionnaire survey (according to the methodology by T.A. Firsova "Group evaluation of legal awareness"), ranking (the methodology of value orientations study by M. Rokich), an observation, expert evaluation, an oral test, (authors J. Tapp and F. Levin), the study of a personality's empathic peculiarities according to V.V. Boyko, express-survey "Tolerance index ".
Results. The diagnostics of normative-juridical culture formation among the future specialists in the sphere of social tourism at a confrontivestage of the experiment showed, that only 10% of students have a high level normative-juridical culture, 40% have an average level andnearly 50% have a low level of normative-juridical culture.
Conclusion. In order to define which component of normative-juridical culture is formed better, we determined the average indices for both groups. The average index according to the component from 1,0 to 1,66 was stated as low level of formation, from 1,67 to 2,33 as an average level and from 2,34 to 3,0 as a high level of formation.
Thus almost all average indices of normative-juridical culture components formation, except for a personal component, are within the limits of a low level. An activity based component is formed the worst of all (1,2points).
Keywords: technological process, normative-juridical culture, legal awareness, social tourism, social-juridical competence.
Любой технологический процесс начинается с определения начальных параметров предмета исследования, которые впоследствии будут изменяться под воздействием определенной работы. Поэтому на первом этапе технологии формирования нормативно-правовой культуры у будущих специалистов сферы социального туризма необходимо определить, за какими параметрами исследуемого предмета мы будем наблюдать. Согласно сущностно-содержательной характеристики нормативно-правовой культуры, основными объектами нашего наблюдения являются правовое сознание и социально-правовая
компетентность будущих специалистов сферы социального туризма, а именно составляющие их компоненты: когнитивный, эмоционально-оценочный, поведенческий, деятельностный и личностный. От того, на каком уровне они сформированы, будет зависеть содержательное наполнение следующего этапа технологии. Нами были обследованы студенты контрольной (194 человека) и экспериментальной (189 человек) групп с помощью одних и тех же диагностик, только в разное время: контрольная группа -
в сентябре-ноябре 2008 года, а экспериментальная - годом позже, в 2009. И контрольную, и экспериментальную группу составили студенты одних и тех же специальностей подготовки.
Для диагностического обследования был использован комплекс исследовательских методов (таблица 6).
Уровень сформированности когнитивного компонента нормативно-правовой культуры будущих специалистов сферы социального туризма исследовался с помощью тестового опроса.
Задания тестового опроса касались выявления объема, системности нормативно-социально-правовых знаний, их
устойчивости:
- количество правильных ответов от 91% и выше оценивалось 5 баллами и соответствовало высокому уровню;
- от 76% до 90% - 4 баллами (уровень выше среднего);
- от 51% до 70% - 3 баллами (средний уровень);
- тест, где правильные ответы составляли меньше 50%, оценивался 2 баллами (низкий уровень).
Таблица 6 - Методы диагностического исследования сформированности нормативно-правовой
культуры
Компоненты Критерии Показатели Методы
Когнитивный Познавательно-гностический Объем, системность нормативно-правовых знаний, устойчивость знаний, готовность к дальнейшему усвоению нормативно-правовых знаний Тестовый опрос
Эмоционально-оценочный Эмотивный Наличие способности испытывать положительные эмоции но поводу позитивных явлений правовой действительности и отрицательные - в связи с негативными, адекватность оценки явлений правовой действительности с точки зрения законности, справедливости, целесообразности Анкетирование (методика Т.А. Фиросовой «Групповая оценка правового сознания»)
Аксиологический Поведенческий Интериоризация нормативных предписаний в сферу личностных ценностей Ранжирование (методика изучения ценностных ориентаций М. Рокича)
Деятельностный Практический Построение алгоритма операций выполнения конкретных действий в структуре умения, моделирование (планирование) практического выполнения действий, составляющих данное умение, выполнение комплекса действий, составляющих данное умение, самоанализ результатов выполнения действий, составляющих умение в сопоставлении с целью деятельности Наблюдение, экспертная оценка, опрос (авторы Дж. Тапп и Ф. Левин)
Личностный Рефлексивный Способность к эмпатии и доверию, толерантность, культура поведения, отражающая отношение к нормам, ценностям, традициям общества, гражданская ответственность и инициативность Исследование эмпатических особенностей личности по В.В. Бойко, экспресс-диагностика доверия по шкале Розенберга, экспресс-опросник «Индекс толерантности», опросник с вопросами, сформулированными в виде проективных ситуаций и незаконченных предложений
Полученные в результате проведенного тестирования данные по каждому студенту экспериментальной и контрольной групп, были обобщены и представлены в таблице 7.
Данные тестирования показали, что 45% студентов обеих групп находятся на низком уровне сформированности нормативно-социально-правовых знаний, только чуть более 1% имеют высокий уровень сформированности когнитивного компонента нормативно-правовой культуры.
И в контрольной, и в экспериментальной группе количество студентов, имеющих уровни выше среднего и средний, практически одинаково: около 25% и 28% соответственно.
Таким образом, диагностика исходных знаний студентов показала, что большинство из них (53,4% - в экспериментальной группе и 53,1% - в контрольной группе) правильно ориентируются в правовых ситуациях, однако объем знаний в области права недостаточный. Между тем, существенным
условием разрешения ситуаций,
возникающих в процессе профессиональной деятельности специалиста сферы
социального туризма, является требование правильного и точного выбора правовых норм и социальных поступков (действий). Кроме этого было выявлено, что будущие специалисты сферы социального туризма, как правило, не связывают знание норм социума и права с будущей профессиональной деятельностью.
Диагностика сформированности
эмоционально-оценочного компонента
нормативно-правовой культуры будущего специалиста сферы социального туризма происходила с помощью методики Т.А. Фиросовой «Групповая оценка правового сознания».
Таблица 7 - Уровни сформированности когнитивного компонента нормативно-правовой культуры будущих специалистов
сферы социального туризма на констатирующем этапе экспериментального исследования
Высокий уровень сформированности эмоционально-оценочного компонента
нормативно-правовой культуры
характеризуется наличием способности испытывать положительные эмоции по поводу позитивных явлений правовой действительности и отрицательные - в связи с негативными; адекватной оценки явлений правовой действительности с точки зрения законности, справедливости,
целесообразности (4 балла).
Уровень выше среднего характеризуется наличием ценностного отношения личности к правовым явлениям в сфере социального туризма (3 балла).
Средний уровень характеризуется наличием определенного отношения личности к правовым явлениям в сфере социального туризма, обеспечивающего поведение, соответствующее нормативно-правовым устоям группы и общества в целом (2 балла).
Низкий уровень характеризуется отсутствием ценностного отношения личности к правовым явлениям в сфере социального туризма, отношение к праву сформировано на уровне бытовых представлений (0 баллов).
Результаты проведенного анкетирования позволили определить выделенные нами уровни сформированности у будущего специалиста сферы социального туризма, отношение к правовым явлениям в сфере социального туризма (таблица 8).
Данные, полученные в ходе констатирующего эксперимента,
показывают, что 42,9% студентов экспериментальной группы и 42,3% студентов контрольной имеют низкий уровень сформированности эмоционально-оценочного компонента нормативно-правовой культуры. 27,5% студентов
экспериментальной и 26,8% контрольной групп находятся на среднем уровне, 27% студентов экспериментальной группы и 28,3% - контрольной имеют уровень выше среднего. И только 2,6% обучающихся экспериментальной и контрольной групп имеют высокий уровень сформированности эмоционально-оценочного компонента
нормативно-правовой культуры.
Таблица 8 - Уровни сформированности эмоционально-оценочного компонента нормативно-правовой культуры у будущих специалистов сферы социального туризма на констатирующем этапе экспериментального
исследования
Уровни Экспериментальн Контрольная
ая группа группа
Абс. % Абс. %
кол-во кол-во
Высокий 5 2,6 5 2,6
Выше 51 27,0 55 28,3
среднего
Средний 52 27,5 52 26,8
Низкий 81 42,9 82 42,3
Далее исследованию подвергся аксиологический компонент нормативно-правовой культуры будущих специалистов сферы социального туризма. Необходимо было определить уровень интериоризации нормативных предписаний в сферу личностных ценностей студентов - будущих специалистов сферы социального туризма. Для этого была использована методика изучения ценностных ориентаций М. Рокича.
Высокий уровень набранных баллов подтверждает готовность студентов своей деятельностью приносить пользу всему обществу или конкретной группе, быть активными в общей деятельности. Высокий балл свидетельствует о наличии у будущих специалистов сферы социального туризма такой важной ценностной ориентации, как общественно полезная деятельность (4 балла).
Средний уровень баллов свидетельствует о том, что студенты понимают важность общественно полезной деятельности и готовы отдавать ей некоторую часть своего времени и сил, но не всегда это становится результатом их личной инициативы и самостоятельности (2 балла).
Низкий уровень баллов показывает, что будущий специалист сферы социального туризма не осознает значимость участия каждого отдельного индивида в общественно полезной деятельности и не представляет
Уровни Экспериментальна Контрольная
я группа группа
Абс. % Абс. %
кол-во кол-во
Высокий 2 1,1 3 1,5
Выше 48 25,4 47 24,2
среднего
Средний 53 28,0 56 28,9
Низкий 86 45,5 88 45,4
своей роли в ней. Низкий балл свидетельствует об отсутствии у студента такой ценностной ориентации, как общественно полезная деятельность; он не считает общественно полезную деятельность важной личностной ценностью (0 баллов).
Результаты, полученные в ходе проведения диагностики ценностных ориентаций у будущих специалистов сферы социального туризма, обобщены и представлены в таблице 9.
Как видно из таблицы, на констатирующем этапе у будущих специалистов сферы социального туризма преобладает средний и низкий уровни сформированности аксиологического
компонента нормативно-правовой культуры (41,8% и 48,1%, соответственно, в экспериментальной группе и 43,8% и 45,4% -в контрольной). Следует отметить, что данные контрольной и экспериментальной групп не имеют явных расхождений.
Таблица 9 - Уровни сформированности аксиологического компонента нормативно-правовой культуры у будущих специалистов
сферы социального туризма на констатирующем этапе экспериментального
исследования
Уровни Экспериментальна Контрольная
я группа группа
Абс. кол- % Абс. %
во кол-во
Высокий 19 10,1 21 10,8
Средний 79 41,8 85 43,8
Низкий 91 48,1 88 45,4
Следующее направление
диагностирования связано с выявлением сформированности деятельностного
компонента нормативно-правовой культуры у будущих специалистов сферы социального туризма. Для этого были изучены следующие умения студентов:
- самостоятельно разрабатывать нормативные документы по обеспечению качества и стандартизации услуг туристской индустрии, в том числе услуг по оздоровлению и физической адаптации туристов;
- составлять договорную документацию для всех контрагентов туристской деятельности;
- оценивать соответствие стандартов качества на предприятиях туристической индустрии, в соответствии с требованиями нормативной документации и с учетом
особых потребностей пользователей услуг социального туризма;
- использовать специфические средства общения лиц с ограниченными возможностями здоровья, позволяющие реализовывать их права.
Оценку сформированности данных умений в процессе наблюдения за действиями студентов давали эксперты, в их роли выступали преподаватели
соответствующих дисциплин.
При подведении итогов
сформированности перечисленных выше умений у будущих специалистов сферы социального туризма мы использовали балльную систему: высокий уровень сформированности умения получал 3 балла, средний - 2 балла, низкий - 1 балл. Затем данные по каждому студенту обобщались по шкале:
4-6 баллов - низкий уровень; 7-9 баллов - средний уровень; 10-12 баллов - высокий уровень. Обобщение полученных результатов позволило определить уровень
сформированности умений у будущих специалистов сферы социального туризма на констатирующем этапе экспериментального исследования (таблица 10).
Как видно из данных, представленных в таблице 10, высокий уровень сформированности умений на
констатирующем этапе ни имеет не один студент, так как ни один из респондентов полностью не владеет данными умениями.
Небольшое количество, около четверти студентов, частично владеют
перечисленными выше умениями.
Таблица 10 - Уровни сформированности умений в области нормативно-правовой деятельности у будущих специалистов сферы социального туризма на констатирующем этапе экспериментального исследования
Уровни Экспериментальн Контрольная
ая группа группа
Абс. % Абс. %
кол-во кол-во
Высокий - - - -
Средний 43 22,8 49 25,3
Низкий 146 77,2 145 74,7
Основная масса студентов как контрольной, так и экспериментальной групп не владеют данными умениями.
Кроме этого, для выявления уровня сформированности деятельностного
компонента был использован опрос (авторы Дж. Тапп и Ф. Левин) (таблица 11).
Таблица 11 - Уровни сформированности правопослушания у будущих специалистов
сферы социального туризма на констатирующем этапе экспериментального исследования
Уровни Экспериментал Контрольная
ьная группа группа
Абс. % Абс. %
кол-во кол-во
Высокий - - - -
Средний 63 33,3 68 35,1
Низкий 126 66,7 126 64,9
Данные, полученные в ходе опроса на констатирующем этапе, показали, что высокий уровень (уровень правотворчества) также не имеет ни один студент. На среднем уровне (уровень правоподдержания) находятся 33,3% студентов
экспериментальной и 35,1% контрольной групп, на низком уровне (уровень правопослушания) - 66,7% и 64,9% соответственно.
Далее были обобщены результаты по двум методикам и выявлен уровень сформированности деятельностного
компонента нормативно-правовой культуры будущих специалистов сферы социального туризма. Средний уровень имели только те студенты, которые в обеих методиках его получили (21,2% - в экспериментальной группе, 25,3% - в контрольной). Остальные (78,8% - в экспериментальной группе, 74,7% - в контрольной) находились на низком уровне развития (таблица 12).
Личностный компонент нормативно-правовой культуры будущего специалиста сферы социального туризма, включающий способность к эмпатии и доверию, толерантность, культуру поведения, отражающую отношение к нормам, ценностям, традициям общества,
гражданскую ответственность и
инициативность, изучался с помощью следующих методик:
- исследование эмпатических особенностей личности по В. В. Бойко;
- экспресс-диагностика доверия по шкале Розенберга;
- экспресс-опросник «Индекс толерантности»;
- опросник с вопросами, сформулированными в виде проективных ситуаций и незаконченных предложений.
Таблица 12 - Уровни сформированности деятельностного компонента нормативно-правовой культуры будущих специалистов
сферы социального туризма на констатирующем этапе экспериментального
исследования
Показатели Эксперименталь Контрольная
ная группа группа
Абс. % Абс. %
кол-во кол-во
Высокий (3 балла) - - -
Средний (2 балла) 40 21,2 45 25,3
Низкий (1 балл) 149 78,8 149 74,7
Целью исследования эмпатических особенностей личности (по В.В. Бойко) является измерение уровня их проявления. Студентам предъявлялся опросный лист, который они заполняли в соответствии с инструкцией. Далее в соответствии с ключом подсчитывалось число значимых ответов по каждой шкале, а затем все баллы по всем шкалам суммировались.
Нами анализировались как показатели отдельных шкал, так и общая суммарная оценка уровня эмпатии. Оценки по каждой шкале варьировались от 0 до 6 баллов и указывали на значимость конкретного параметра в структуре эмпатии:
- рационального канала;
- эмоционального канала;
- интуитивного канала;
- установок, способствующих или препятствующих эмпатии;
- проникающей способности;
- идентификации.
Шкальные оценки выполняли
вспомогательную роль в интерпретации основного показателя - уровня эмпатии, который оценивался следующим образом:
- 30 баллов и выше - высокий уровень (4 балла);
- от 22 баллов до 29 баллов - уровень выше среднего (3 балла);
- от 15 баллов до 21 балла - средний уровень (2 балла);
- ниже 14 баллов - низкий уровень (1балл).
В таблице 13 представлены обобщенные данные по определению уровня проявления эмпатических способностей у будущих специалистов сферы социального туризма.
Распределение студентов по уровням проявления эмпатических способностей показало, что высокий уровень имеют менее 10% студентов обеих групп, около 20% -находятся на уровне выше среднего. Однако у большинства студентов эмпатические
способности сформированы на среднем (24,9% - в экспериментальной и 26,3% - в контрольной группах) и низком (49,2% - в экспериментальной и 45,4% - в контрольной группах) уровнях.
Таблица 13 - Уровни проявления эмпатических способностей у будущих специалистов сферы социального туризма на констатирующем этапе экспериментального исследования
Показатель доверия у будущих специалистов сферы социального туризма оценивался с помощью экспресс-диагностики (по шкале Розенберга). Студентов попросили выбрать из трех пар то суждение, которое соответствует их представлениям о себе и других людях. Затем согласно ключу подсчитывались баллы и определялся показатель доверия по следующей шкале:
- 1 балл и меньше - низкий;
- 2 балла - средний;
- 3 балла - высокий.
Обобщенные данные по контрольной и экспериментальной группам представлены в таблице 14.
Исследование показало, что низкий показатель доверия на констатирующем этапе выявлен у 47,1% студентов экспериментальной группы и 46,4% студентов контрольной. Средний показатель доверия имеют 27,5% респондентов
Три субшкалы опросника направлены на диагностику таких аспектов толерантности, как этническая толерантность, социальная толерантность, толерантность как черта личности.
Каждому ответу на прямое утверждение присваивался от 1 до 6 баллов («абсолютно не согласен» - 1 балл, «полностью согласен» - 6 баллов). Ответам на обратные утверждения - реверсивные баллы («абсолютно не согласен» - 6 баллов, «полностью согласен» - 1 балл). Затем полученные баллы суммировались.
Оценка выявленного уровня
толерантности осуществлялась по
следующей шкале:
экспериментальной и 27,3% контрольной групп. У остальных студентов, их чуть больше четверти, высокий показатель доверия.
Таблица 14 - Показатели доверия у будущих специалистов сферы социального туризма на констатирующем этапе
Уровни Эксперимен- Контрольная
тальная группа группа
Абс. % Абс. %
кол-во кол-во
Высокий 13 6,9 16 8,2
Выше среднего 36 19,0 39 20,1
Средний 47 24,9 51 26,3
Низкий 93 49,2 88 45,4
экспериментального исследования
Показатели Экспериментальна Контрольная
я группа группа
Абс. кол- % Абс. %
во кол-во
Высокий 48 25,4 51 26,3
Средний 52 27,5 53 27,3
Низкий 89 47,1 90 46,4
Для диагностики общего уровня толерантности был использован экспресс-опросник «Индекс толерантности» (Г.У. Солдатова, О.А. Кравцова, О.Е. Хухлаев, Л.А. Шайгерова). Стимульный материал опросника составили утверждения, отражающие как общее отношение к окружающему миру и другим людям, так и социальные установки в различных сферах взаимодействия, где проявляются
толерантность и интолерантность человека. В методику включены утверждения, выявляющие отношение к некоторым социальным группам (меньшинствам, лицам с ограниченными возможностями здоровья, нищим), коммуникативные установки (уважение к мнению оппонентов, готовность к конструктивному решению конфликтов и продуктивному сотрудничеству).
Специальное внимание уделено этнической толерантности-интолерантности (отношение к людям иной расы и этнической группы, к собственной этнической группе, оценка культурной дистанции).
- - от 22 до 60 баллов - низкий уровень толерантности (1 балл). Такие результаты свидетельствуют о высокой интолерантности человека и наличии у него выраженных интолерантных установок по отношению к окружающему миру и людям;
- - от 61 до 99 баллов - средний уровень (2 балла). Такие результаты показывают респонденты, для которых характерно сочетание как толерантных, так и интолерантных черт. В одних социальных ситуациях они ведут себя толерантно, в других могут проявлять интолерантность;
- от 100 до 132 баллов - высокий уровень толерантности (3 балла). Представители этой группы обладают выраженными чертами толерантной
личности. В то же время необходимо понимать, что результаты, приближающиеся к верхней границе (больше 115 баллов), могут свидетельствовать о размывании у человека «границ толерантности», связанном, к примеру, с психологическим инфантилизмом, тенденциями к
попустительству, снисходительности или безразличию. Также важно учитывать, что респонденты, попавшие в этот диапазон, могут демонстрировать высокую степень социальной желательности (особенно если они имеют представление о взглядах исследователя и целях исследования).
Проведенные подсчеты позволили обобщить результаты и представить их в таблице 15.
Таблица 15 - Уровни толерантности будущих специалистов сферы социального туризма на констатирующем этапе
Высокий уровень толерантности сформирован у 16,9% студентов экспериментальной группы и у 17% студентов контрольной. Средний уровень имеют 38,6 % респондентов экспериментальной и 38,6% контрольной групп. Низкий уровень толерантности свойствен 44 % студентов обеих групп.
С помощью опросника с вопросами, сформулированными в виде проективных ситуаций и незаконченных предложений, нами был выявлен уровень правовых установок, регулирующих поведение будущего специалиста сферы социального туризма в профессиональной деятельности, а также влияющих на его гражданскую ответственность и инициативность.
Ответы, полученные в ходе опроса, анализировались, и, согласно описаниям, студент соотносился с тем или иным уровнем сформированности правовых установок:
- высокий уровень сформированности правовых установок отражает желание будущего специалиста сферы социального туризма решать профессиональные проблемы в рамках правового поля (3 балла);
-средний уровень сформированности правовых установок выражается в
понимании будущим специалистом сферы социального туризма необходимости соблюдения закона (2 балла); низкий уровень сформированности правовых установок выражается в пассивном отношении к нарушению законов (1 балл).
Обобщенные данные, полученные в ходе констатирующего этапа, представлены в таблице 16.
Таблица 16 - Уровни сформированности правовых установок у будущих специалистов
сферы социального туризма на констатирующем этапе экспериментального исследования
Уровни Экспериментал Контрольная
ьная группа группа
Абс. % Абс. %
кол-во кол-во
Высокий 29 15,3 30 15,5
Средний 59 31,2 53 27,3
Низкий 101 53,4 111 57,2
Наибольшее количество студентов экспериментальной и контрольной групп на констатирующем этапе исследования находились на низком уровне сформированности правовых установок (53,4% и 57,2% соответственно). Студентов, имеющих высокий уровень, в экспериментальной группе 15,3%, в контрольной - 15,5%. Остальные студенты: 31,2% - в экспериментальной и 27,3 - в контрольной группах, имеют средний уровень сформированности правовых установок, что выражается в понимании будущими специалистами сферы
социального туризма необходимости соблюдения закона.
Для получения обобщенных данных по сформированности личностного компонента нормативно-правовой культуры у будущих специалистов сферы социального туризма баллы по всем 4 методикам суммировались и с помощью выведенной нами шкалы устанавливался уровень:
- высокий уровень - 11 баллов и выше;
- средний уровень - от 7 до 10 баллов;
- низкий уровень - от 3 до 6 баллов.
После проведенных подсчетов студенты
распределились по уровням
сформированности личностного компонента нормативно-правовой культуры следующим образом (таблица 17).
Только у 18% студентов обеих групп личностный компонент нормативно-правовой культуры сформирован на высоком
экспериментального исследования
Уровни Экспериментальна Контрольная
я группа группа
Абс. % Абс. кол- %
кол-во во
Высокий 32 16,9 33 17,0
Средний 73 38,6 75 38,6
Низкий 84 44,4 86 44,3
уровне, около 35% имеют средний уровень и почти 47% - низкий.
Для определения общего уровня сформированности нормативно-правовой культуры у будущих специалистов сферы социального туризма на констатирующем этапе экспериментального исследования все полученные баллы за тот или иной уровень по каждому компоненту суммировались и выводился общий уровень по следующей шкале:
- высокий уровень - выше 15 баллов;
- средний уровень - от 10 до 14 баллов;
- низкий уровень - от 4 до 9 баллов.
Таблица 17 - Уровни сформированности личностного компонента нормативно-правовой культуры у будущих специалистов
сферы социального туризма на констатирующем этапе экспериментального исследования
Таким образом, диагностика состояния сформированности нормативно-правовой культуры у будущих специалистов сферы социального туризма на констатирующем этапе экспериментального исследования показала, что только около 10% студентов имеют высокий уровень (10,0 - в экспериментальной группе, 9,8% - в контрольной), около 40% - средний (39,7% -в экспериментальной группе, 43,3 - в контрольной) и около 50% - низкий (50,3% -в экспериментальной группе и 46,9% - в контрольной).
Обобщенные данные об уровнях сформированности нормативно-правовой культуры у будущих специалистов сферы социального туризма на констатирующем этапе экспериментального исследования представлены в таблице 18.
Статья поступила в редакцию: 20.08.2014 г.
Для того чтобы определить, какой компонент нормативно-правовой культуры сформирован лучше, мы вывели средние показатели для обеих групп. Средний показатель по компоненту от 1,0 до 1,66 был отнесен к низкому уровню
сформированности, от 1,67 до 2,33 - к среднему и от 2,34 до 3,0 - к высокому. Данные представлены в таблице 19.
Таблица 18 - Уровни сформированности нормативно-правовой культуры у будущих специалистов сферы социального туризма на констатирующем этапе экспериментального исследования
Уровни Эксперименталь Контрольная
ная группа группа
Абс. % Абс. %
кол-во кол-во
Высокий 19 10,0 19 9,8
Средний 75 39,7 84 43,3
Низкий 95 50,3 91 46,9
Как видим, практически все средние показатели сформированности компонентов, за исключением личностного компонента, лежат в пределах низкого уровня. Слабее всего сформирован деятельностный компонент (1,2 балла), это очевидный факт, и он связан, прежде всего, с низким уровнем сформированности когнитивного компонента (1,55 балла).
Таблица 19 - Средние показатели сформированности компонентов нормативно-правовой культуры у будущих специалистов сферы социального туризма
Компоненты Эксперимент альная группа Ко г штрольная руппа
Балл Уровень Балл Уровень
Когнитивный 1,55 Низкий 1,55 Низкий
Эмоционально-оценочный 1,6 Низкий 1,61 Низкий
Аксиологический 1,62 Низкий 1,65 Низкий
Деятельностный 1,21 Низкий 1,23 Низкий
Личностный 1,71 Средний 1,72 Средний
Уровни Экспериме Контрольна
нтальная я группа
группа
Абс. % Абс. %
кол-во кол-во
Высокий (3 балла) 35 18,5 36 18,6
Средний (2 балла) 65 34,4 68 35,0
Низкий (1 балл) 89 47,1 90 46,4