УДК 37.013.8
DOI 10.30914/2072-6783-2022-16-1 -34-41
К вопросу о диагностике этнокультурной социализации будущих учителей иностранных языков
Н. М. Коршунова
Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева, г. Чебоксары, Российская Федерация
Аннотация. Введение. В статье представлены результаты диагностики этнокультурной социализации будущих учителей на констатирующем и контрольном этапах экспериментальной работы по этнокультурной социализации будущих учителей иностранных языков. Базой исследования стал факультет иностранных языков ФГБОУ ВО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева». Цель: диагностика этнокультурной социализации будущих учителей иностранных языков. Материалы и методы. В исследовании были использованы теоретические и эмпирические методы, такие как анализ литературы по проблеме исследования, анкетирование, опрос, тестирование, наблюдение, беседа, методы математической обработки результатов. Результаты исследования, обсуждения. В ходе исследования на основе выявленных составляющих компонентов этнокультурной социализации будущих учителей: когнитивного, эмоционально-оценочного, ценностного и деятельностного, критериев, показателей и уровней этнокультурной социализации, определенных на их основе, были проанализированы результаты диагностики этнокультурной социализации будущих учителей на констатирующем и контрольном этапах эксперимента. Заключение. Анализ проведенного диагностического исследования показал, что уровни этнокультурной социализации будущих учителей иностранных языков увеличились по знаниевому, рефлексивному, ценностному и деятельностному критериям в результате проведения целенаправленной работы по этнокультурной социализации будущих учителей.
Ключевые слова: этнокультурная социализация, будущие учителя иностранных языков, диагностика, экспериментальная работа, педагогика
Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Коршунова Н. М. К вопросу о диагностике этнокультурной социализации будущих учителей иностранных языков. 2022. Т. 16. № 1. С. 34-41. DOI: https://doi.org/10.30914/2072-6783-2022-16-1-34-41
To the issue of diagnostics of ethnocultural socialization
of future foreign language teachers
N. M. Korshunova
I. Yakovlev Chuvash State Pedagogical University, Cheboksary, Russian Federation
Annotation. Introduction. The article presents the results of diagnosing the levels of ethnocultural socialization of future teachers at the ascertaining and control stages of experimental work on the ethnocultural socialization of future teachers of foreign languages. The research was carried out on the Faculty of Foreign Languages of the Chuvash State Pedagogical University named after I. Yakovlev. Purpose: diagnostics of ethnocultural socialization of future teachers of foreign languages. Materials and methods. Theoretical and empirical methods such as literature analysis on the research problem, questionnaires, surveys, testing, observation, conversation, methods of mathematical processing of results were used in the study. Research results, discussion. In the course of the study, based on the identified components of ethnocultural socialization of future teachers: cognitive, emotional-evaluative, value and activity criteria, indicators and levels of ethnocultural socialization determined on their basis, the results of diagnostics of ethnocultural socialization of future teachers at the ascertaining and control stages of the experiment were analyzed. Conclusion. The analysis of the diagnostic study showed that the levels of ethno-cultural socialization of future teachers of foreign languages increased according to knowledge, reflexive, value and activity criteria as a result of purposeful work on ethno-cultural socialization of future teachers.
Keywords: ethnocultural socialization, future foreign language teachers, diagnostics, experimental work, pedagogics
The author declares no conflict of interests.
© Коршунова Н. М., 2022
For citation: Korshunova N. M. To the issue of diagnostics of ethnocultural socialization of future foreign languages teachers. Vestnik of the Mari State University. 2022, vol. 16, no. 1, pp. 34-41. (In Russ.). DOI: https://doi.org/10.30914/2072-6783-2022-16-1-34-41
Актуальность исследуемой проблемы
В настоящее время наблюдается процесс глобализации, разрушающий этническую самобытность народов. Развитие национального, этнокультурного сознания посредством актуализации народной культуры является одним из факторов сохранения разных этнокультур в процессе обучения и воспитания в поликультурной образовательной среде. Личность педагога является одним из основных каналов передачи этнокультурных знаний, ценностей, формирования позитивных этнокультурных отношений, приобщения к этнокультурной деятельности подрастающим поколениям. В связи с этим появляется необходимость в педагогах, обладающих высоким уровнем этнокультурной социализации. Диагностика этнокультурной социализации будущих учителей иностранных языков для выявления начального уровня этнокультурной социализации и достигнутого уровня этнокультурной социализации способствует пониманию эффективности примененных методов. Целью данной статьи является диагностика этнокультурной социализации будущих учителей иностранных языков.
Материал и методика исследований
В ходе исследования нами использован комплекс теоретических (анализ, синтез) и эмпирических методов (педагогический эксперимент, наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование). В статье сравниваются результаты констатирующего и контрольного этапов экспериментальной работы по этнокультурной социализации будущих учителей иностранных языков. Решению данной задачи способствовали разработка критериев и показателей для выявления уровней этнокультурной социализации, создание двух равноценных групп (экспериментальной и контрольной), включающих 88 студентов, обучающихся на факультете иностранных языков ЧГПУ им. И. Я. Яковлева: проведение диагностики с использованием подготовленного инструментария; анализ результатов.
Результаты исследования и их обсуждение
Проблемам этнокультурной социализации были посвящены труды Л. П. Карпушиной [4],
И. В. Кожанова, М. Б. Кожановой [5] и других. Вопросы применения различных инструмен-тариев диагностики изучались в работах О. В. Кирьяковой [5], Е. К. Артищевой [1; 2], Л. Н. Бережновой, С. А. Воронова [3] и других.
Нами была проведена диагностика этнокультурной социализации будущих учителей иностранных языков с учетом выделенных нами компонентов этнокультурной социализации: когнитивного, эмоционально-оценочного, ценностного и деятельностного [6]. «Когнитивный компонент формирует систему этнокультурных знаний, представлений и понятий о способах функционирования этнопедагогической системы, межкультурных отношений. Эти знания влияют на систему ценностных ориентаций в этнокультурной сфере, мотивацию профессиональной деятельности. Ценностный компонент заключается в соотнесении полученной информации с личным социальным опытом человека. Деятельностный компонент предполагает включение в этнопедагогическую деятельность, дает опыт применения этнокультурных знаний и умений для достижения этнокультурных целей» [9, с. 132-133]. «Эмоционально-оценочный компонент определяет отношение к принадлежности к своему народу, отношение к традициям и культуре как своего, так и других народов» [6, с. 90]. Нами также были определены критерии и показатели этнокультурной социализации в соответствии с выделенными компонентами: знаниевый (сформированность представлений о своей этнической принадлежности, родном народе и народах мира, их культуре, этнических нормах и правилах поведения; сформированность знаний, обеспечивающих эффективное осуществление профессиональной деятельности в условиях поликультурной среды), рефлексивный (позитивное отношение к своей этнической идентичности, эмоциональное сопереживание за происходящее с родным и другими народами), аксиологический (сформированность системы общечеловеческих и этнокультурных ценностей и ценностных ори-ентаций на их основе), поведенческий (деятельность, направленная на сохранение и развитие этнокультуры, отражающая этнокультурную
компетентность педагога в осуществлении профессиональной деятельности, проявление этнокультурной толерантности) [7]. На формирующем этапе исследования была проведена апробация программы спецкурса «Этнокультурная социализация студентов», были выявлены, обоснованы и апробированы педагогические условия эффективной этнокультурной социализации будущих учителей. Диагностическая работа по определению уровня этнокультурной социализации проводилась в нескольких направлениях: определение уровней сформированности когнитивного, эмоционально-оценочного, ценностного и деятельностного компонентов этнокультурной социализации. Для определения уровней сформи-рованности когнитивного компонента использовались анкета «Этнокультура» Г. И. Кисловой, В. И. Цатурова, вопросы из разработанной нами анкеты «Этнокультурная социализация студентов», направленные на изучение знаниевого критерия этнокультурной социализированности. Исследование уровня этнокультурной социализации по когнитивному критерию после формирующего этапа эксперимента показало, что повысилось число студентов, имеющих средний и высокий уров-
ни этнокультурной социализации по когнитивному критерию в экспериментальной и контрольной группах. Так, к примеру, к этнокультурным особенностям чувашей, студенты стали относить терпимость (аптраманлах), трудолюбие, зависть, ниме - собираться вместе, чтобы сделать какое-то дело, которое сложно сделать одному, построить дом или выкопать картофель, толерантное отношение к представителям других этнических групп, многие чуваши, живущие в городах, сохраняют связь с деревней, высокий уровень патриотизма национальная вышивка -паха тере, национальные костюмы чувашского народа, надеваемые на свадьбы и другие праздники, в каждом районе Чувашской Республики свой национальный костюм, свадебные традиции, мелочность, в селе большое значение придают общественному мнению, что скажут на селе, материальные ценности чувашей - пищевые продукты такие как мясо, хлеб, картофель, молоко, хмель, пиво.
Результаты исследования когнитивного компонента этнокультурной социализации у будущих учителей иностранных языков представлены в таблице 1.
Таблица 1 / Table 1
Распределение уровней сформированности когнитивного компонента этнокультурной социализации у будущих учителей иностранных языков на констатирующем и контрольном этапах экспериментальной работы / Distribution of the levels of formation of the cognitive component of ethnocultural socialization among future foreign language teachers at the ascertaining and control stages of experimental work
Уровни / Levels Экспериментальная группа / Experimental group Контрольная группа / Control group
Констатирующий этап / Ascertaining stage Контрольный Этап / Control stage Констатирующий этап / Ascertaining stage Контрольный этап / Control stage
чел. / man % чел. / man % чел. / man % чел. / man %
высокий 7 15,9 16 36,4 8 18,2 10 22,7
средний 15 34,1 20 45,4 17 38,6 15 34,1
низкий 22 50 8 18,2 19 43,2 19 43,2
Мы провели анализ совпадения характеристик экспериментальной и контрольной группы на констатирующем этапе, а также их различие на контрольном этапе. Для этого применили критерий однородности х2. Критерий однородности х2 позволяет проверить гипотезу соответ-
ствия полученной выборки значений случайной величины некоторому неизвестному распределению, представленному также выборкой значений случайной величины1.
Эмпирическое значение критерия Хэмп для случая двух выборок вычисляется по следующей формуле:
Хэмп
= N ■ М
ni+mi
1 Новиков Д. А. Статистические методы в педагогических исследованиях (типовые случаи). М. : МЗ-Пресс, 2004. 67 с. URL:
https://www.elibrary.ru/item.asp?id=18062551 (дата обращения: 01.12.2021).
где N и M - объемы первой и второй выборок, Вычислим по данным таблицы 1 эмпири-
п,ит, - количество элементов в i-м интервале ческие значения х2эмп сравнения эксперимен-
группировки для первой и второй выборок соот- тальной и контрольной группы на констатиру-
ветственно, k - число групп. ющем этапе:
(7 8 \2 , /15 17\2 , /22 19\2 ,,
44 - 44) /(7 + 8) + (44-44) /(15 + 17) + (44 - 44) /(22 +
/ЭМп = 44 • 44 •
= 0,41
на контрольном этапе:
/э2мп = 44 • 44 •
/16 10\2 , /20 15\2 , /8 19\2 ,,
(44 - 44) /(16 + 10) + (44 - 44) /(20 + 15) + (44 - 44) /(8 + 19)
= 6,58
По данным статистических таблиц критическое значение критерия х2 при уровне значимости а=0,05 и ^1 =3-1 =2 степеней свободы составляет х2,05=5,99.
Так как на констатирующем этапе /|мп=0,41 < 5,99=Хо,05, то нулевая гипотеза Н0 принимается, то есть можно утверждать, что полученные результаты экспериментальной и контрольной групп на начальном этапе совпадают. В то же время на контрольном этапе /|мп=6,58> 5,99=х2,05, следовательно, нулевая гипотеза Н0отвергается, принимается альтернативная гипотеза Н;, значит можно утверждать, что полученные результаты экспериментальной и контрольной групп на контрольном этапе различаются. Итак, начальные (на констатирующем этапе) состояния экспериментальной и контрольной групп совпадают, а конечные (после окончания эксперимента) - различаются. Следовательно, можно сделать вывод, что эффект изменений обусловлен проведенной работой.
Для диагностики эмоционально-оценочного компонента этнокультурной социализации на контрольном этапе эксперимента мы повторно использовали опросник Г. У. Солдатовой, С. В. Рыжовой «Типы этнической идентичности». У будущих учителей иностранных языков в экспериментальной группе стал преобладать такой тип этнической идентичности, как вариант нормы - 79, 5 %, затем выражены этническая индифферентность -13,6 %, этнонигилизм - 4,5 %, этноэгоизм - 2,4 %, другие типы этнической идентичности не выявлены. В контрольной группе из всех представленных типов этнической идентичности наиболее выражен вариант нормы - 52,3 %, следующим выраженным типом этнической идентичности в экспериментальной группе является этническая индифферентность - 29,6 %, этнонигилизм выражен у 15,9 % студентов экспериментальной группы, этноэгоизм представлен у 2,4 % будущих учителей иностранных языков в экспериментальной группе, этнофанатизм и этноизоляционизм в экспериментальной группе не выявлены.
Согласно результатам данной методики на контрольном этапе эксперимента, меньшее число будущих учителей иностранных языков в экспериментальной (13,6 % в ЭГ, что на 34 % меньше, чем на констатирующем этапе эксперимента) стали считать, что этническая идентичность размыта, не могут определить свою принадлежность к определенной этнической группе, думают, что на современном этапе эт-ничность неактуальна, в контрольной группе число студентов с таким типом этнической идентичности незначительно увеличилось на 2,4 % по сравнению с констатирующим этапом (29,6 % в КГ). Также увеличилось число студентов, позитивно определяющих свою принадлежность к определенному этносу и имеющих позитивное отношение к другим народам (79,5 % в экспериментальной группе, что на 35,1 % больше, чем на констатирующем этапе эксперимента, участников опроса в ЭГ и 52,3 % студентов в КГ, что выше на 2,3 %). Результаты исследования представлены в таблице 2.
Вычислим по данным таблицы 2 эмпирические значения х2эмп сравнения экспериментальной и контрольной группы на констатирующем этапе. Так как на констатирующем этапе Х2Мп=0,47<5,99=хО,05 (критическое значение критерия %2 при уровне значимости а=0,05 и ^1=3-1=2 степеней свободы), то можно утверждать, что полученные результаты экспериментальной и контрольной групп на начальном этапе совпадают. В то же время на контрольном этапе /2Мп= 11,25>5,99=/2,05, следовательно, можно утверждать, что полученные результаты экспериментальной и контрольной групп на контрольном этапе различаются. Итак, начальные (на констатирующем этапе) состояния экспериментальной и контрольной групп совпадают, а конечные (после окончания эксперимента) - различаются. Следовательно, можно сделать вывод, что эффект изменений обусловлен проведенной работой.
Таблица 2 / Table 2
Распределение уровней сформированности эмоционально-оценочного компонента этнокультурной социализации у будущих учителей иностранных языков на констатирующем и контрольном этапах экспериментальной работы / Distribution of the levels of formation of the emotional and evaluative component of ethnocultural socialization among future foreign language teachers at the ascertaining and control stages of experimental work
Уровни / Levels Экспериментальная группа / Experimental group Контрольная группа / Control group
Констатирующий этап / Ascertaining stage Контрольный этап / Control stage Констатирующий этап / Ascertaining stage Контрольный этап / Control stage
чел. / man % чел. / man % чел. / man % чел. / man %
высокий 7 15,9 16 36,3 6 13,6 7 15,9
средний 13 29,6 23 52,3 16 36,4 19 43,2
низкий 24 54,5 5 11,4 22 50,0 18 40,9
С целью эмпирического исследования ценностного компонента этнокультурной социализации будущих учителей иностранных языков нами снова была предложена методика «Ценностные ориентации» (М. Рокич)1. Данная методика использовалась нами для установления соответствия или противоречия целям и ценностям ценностного компонента этнокультурной социализации будущих учителей иностранных языков.
Результаты исследования по методике М. Рокича позволили проанализировать систему терминальных и инструментальных ценностей будущих педагогов, степень выраженности различных ценностных ориентаций. По указанной методике студенты разместили по порядку значимости сначала терминальные ценности, а затем -инструментальные ценности. Будущих учителей иностранных языков больше привлекают конкретные жизненные ценности, чем абстрактные и
пассивные, интеллектуальные ценности и ценности самоутверждения ставятся выше, чем ценности межличностного общения и ценности принятия других [7]. Однако следует отметить, что значительно процентные соотношения некоторых ценностей возросли в экспериментальной группе. Так, в экспериментальной группе увеличились процентные соотношения ценностей межличностного общения (воспитанность, жизнерадостность, чуткость) - 20,5 % (что на 4,5 % выше, чем на констатирующем этапе эксперимента), ценностей принятия других (терпимость, чуткость, широта взглядов) - 20,5 % (выше на 16 %, чем на констатирующем этапе эксперимента), абстрактных ценностей (познание, развитие, свобода, творчество) увеличились на 4,5 % - 13,6 %. Результаты исследования уровня сформированности ценностного компонента этнокультурной социализации представлены в таблице 3.
Таблица 3 / Table 3
Распределение уровней сформированности ценностного компонента этнокультурной социализации у будущих учителей иностранных языков на констатирующем и контрольном этапах экспериментальной работы / Distribution of the levels of formation of the value component of ethnocultural socialization among future foreign language teachers at the ascertaining and control stages of experimental work
Уровни / Levels Экспериментальная группа / Experimental group Контрольная группа / Control group
Констатирующий этап / Ascertaining stage Контрольный этап / Control stage Констатирующий этап / Ascertaining stage Контрольный этап / Control stage
чел. / man % чел. / man % чел. / man % чел. / man %
высокий 5 11,4 11 25,0 6 13,6 7 15,9
средний 22 50 29 65,9 23 52,3 24 54,5
низкий 17 38,6 4 9,1 15 34,1 13 29,6:
1 Психологические тесты для профессионалов / авт.-сост. Н. Ф. Гребень. Минск : Соврем. Шк., 2007. 496 с. Н. М. Коршунова • Педагогические науки
Вычислим по данным таблицы 3 эмпирические значения %2эмп сравнения экспериментальной и контрольной группы на констатирующем этапе: Так как на констатирующем этапе /2мп=0,24< 5,99=х2,05 (критическое значение критерия %2 при уровне значимости а=0,05 и ^1 =3-1=2 степеней свободы), то можно утверждать, что полученные результаты экспериментальной и контрольной групп на начальном этапе совпадают. В то же время на контрольном этапе Х2мп= 6,13 > 5,99=^2,05, следовательно, можно утверждать, что полученные результаты экспериментальной и контрольной групп на контрольном этапе различаются. Следовательно, можно сделать вывод, что эффект изменений обусловлен проведенной работой.
Для диагностики деятельностного компонента этнокультурной социализации на кон-
трольном этапе эксперимента нами снова был использован экспресс-опросник «Индекс толерантности» (Г. У. Солдатова, О. А. Кравцова, О. Е. Хухлаев, Л. А. Шайгерова)1. Для количественного анализа подсчитывался общий результат. Высокий уровень толерантности был выявлен у 22,7 % студентов в экспериментальной группе (что на 11,3 % выше, чем на констатирующем этапе эксперимента) и у 11,4 % в контрольной группе (что на 4,6 % выше, чем на констатирующем этапе эксперимента). Средний уровень толерантности выявлен в 77,3 % ответах будущих учителей иностранных языков в экспериментальной группе и в 88,6 % - в контрольной группе. Уровни сформированности деятельностного компонента этнокультурной социализации на различных этапах представлены в таблице 4.
Таблица 4 / Table 4
Распределение уровней сформированности деятельностного компонента этнокультурной социализации у будущих учителей иностранных языков на констатирующем и контрольном этапах экспериментальной работы / Distribution of the levels of formation of the activity component of ethnocultural socialization among future teachers of foreign languages at the ascertaining and control stages of experimental work
Уровни / Levels Экспериментальная группа / Experimental group Контрольная группа / Control group
Констатирующий этап / Контрольный этап / Ascertaining stage Control stage Констатирующий этап / Контрольный этап / Ascertaining stage Control stage
чел. / man % чел. % чел. / man % чел. / man %
высокий 6 13,6 14 31,8 7 15,9 8 18,2
средний 14 31,8 23 52,3 11 25,0 13 29,5
низкий 24 54,6 7 15,9 26 59,1 23 52,3
Вычислим по данным таблице 4 эмпирические значения х2эмп сравнения экспериментальной и контрольной группы на констатирующем этапе: Так как на констатирующем этапе ХэМп=0,52< 05 (критическое значение критерия % при уровне значимости а=0,05 и ^1=3-1=2 степеней свободы), то можно утверждать, что полученные результаты экспериментальной и контрольной групп на начальном этапе совпадают. В то же время на контрольном этапе Х2мп= 12,95 > 5,99=^2,05, следовательно, можно утверждать, что полученные результаты экспериментальной и контрольной групп на контрольном этапе различаются. Сравнивая полученные значения ^2мп с критическим значением критерия при уровне значимости а=0,05 и ^1=3-1=2 степеней свободы, ^2,05=5,99, можно сделать вывод, что прове-
денная работа привела к статистически значимым изменениям результатов.
Заключение
Анализ проведенного диагностического исследования показал, что уровни этнокультурной социализации будущих учителей иностранных языков увеличились по знаниевому, рефлексивному, ценностному и деятельностному критериям в результате проведения целенаправленной работы по этнокультурной социализации будущих учителей.
1 Гришина А. В., Зеленов А. А., Лунин С. Л. Диагностика влияния этнической идентичности на формирование этнических ауто- и гетеростереотипов у беженцев и вынуж-
денных переселенцев из регионов локальных военных конфликтов и принимающего населения: учеб.-метод. пособие. М. : КРЕДО, 2016. 28 с.
1. Артищева Е. К. Коррекция знаний в вузе: теория и практика: монография. Калининград: КПИ ФСБ РФ, 2014. 280 с.
2. Артищева Е. К. Педагогическая диагностика как основа системы коррекции знаний // Педагогическая диагностика. 2016. № 1. С. 3-17.
3. Бережнова Л. Н., Воронов С. А. Сущность и содержание педагогической диагностики компетенций // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2017. № 4 (28). С. 23-28. URL: https://cyberlemnka.ru/article/n/suschnost-i-soderzhanie-pedagogicheskoy-diagnostiki-kompetentsiy (дата обращения: 01.12.2021).
4. Карпушина Л. П., Бабушкина Л. Е. Социализация студенческой молодежи в ходе этнокультурной подготовки в вузах // Alma mater : Вестник высшей школы. 2011. № 2. С. 77-82.
5. Кирьякова О. В. Диагностика исходного уровня сформированности компетенции социального взаимодействия у иностранных студентов // Гуманитарные науки и образование. 2020. Т. 11. № 4. С. 36-42. URL: https://www.mordgpi.ru/upload/iblock/5bb/Tom-11_-_4-_oktyabr_dekabr_.pdf (дата обращения: 05.12.2021).
6. Кожанов И. В., Кожанова М. Б. Этнокультурная социализация учащихся: теоретические аспекты // Вестник Чувашского государственного педагогического университета имени И. Я. Яковлева. 2012. № 2 (74). Ч. 2. С. 64-70. URL: https://cyberleninka.rU/article/n/etnokulturnaya-sotsializatsiya-uchaschihsya-teoreticheskie-aspekty (дата обращения: 05.12.2021).
7. Кожанов И. В., Коршунова Н. М. Модель этнокультурной социализации будущих педагогов // Казанский педагогический журнал. 2021. № 5 (148). С. 88-94. URL: https://ww.elibrary.ru/item.asp?id=47697263 (дата обращения: 03.12.2021).
8. Коршунова Н. М. Этнокультурные ценности и их роль в процессе этнокультурной социализации будущих учителей иностранных языков // Вестник Марийского государственного университета. 2021. Т. 15. № 2. С. 135-141. DOI: https://doi.org/10.30914/2072-6783-2021-15-2-135-141
9. Коршунова Н. М. Этнокультурная социализация студентов // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. 2015. № 3 (87). С. 130-136. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=24309777 (дата обращения: 03.12.2021).
Статья поступила в редакцию 22.12.2021 г.; одобрена после рецензирования 27.01.2021 г.; принята к публикации 07.02.2022 г.
Об авторе
Надежда Михайловна Коршунова
аспирант, Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева (428000,
Российская Федерация, г. Чебоксары, ул. К. Маркса, д. 38), ORCID: https://orcid.org/0000-0003-
3812-321X, +79053478117, nadya4ka7@mail.ru
Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.
1. Artishcheva E. K. Korrektsiya znanii v vuze: teoriya i praktika: monografiya [Correction of knowledge at the university: theory and practice: monograph]. Kaliningrad, KPI FSB RF Publ., 2014. 280 p. (In Russ.).
2. Artishcheva E. K. Pedagogicheskaya diagnostika kak osnova sistemy korrektsii znanii [Pedagogical diagnostics as the basis of the knowledge correction system]. Pedagogicheskaya diagnostika = Pedagogical diagnostics, 2016, no. 1, pp. 3-17. (In Russ.).
3. Berezhnova L. N., Voronov S. A. Sushchnost' i soderzhanie pedagogicheskoi diagnostiki kompetentsii [Essence and content of pedagogical diagnostics of competencies]. Professional'noe obrazovanie v Rossii i za rubezhom = Professional Education in Russia and Abroad, 2017, no. 4 (28), pp. 23-28. URL: https://cyberleninka.ru/article/n7suschnost-i-soderzhanie-pedagogicheskoy-diagnostiki-kompetentsiy (accessed: 01.12.2021). (In Russ.).
4. Karpushina L. P., Babushkina L. E. Sotsializatsiya studencheskoi molodezhi v khode etnokul'turnoi podgotovki v vuzakh [Socialization of student's youth during the ethno-cultural preparation in high schools]. Alma mater: Vestnik vysshei shkoly = Alma Mater. Higher School Herald, 2011, no. 2, pp. 77-82. (In Russ.).
5. Kiryakova O. V. Diagnostika iskhodnogo urovnya sformirovannosti kompetentsii sotsial'nogo vzaimodeistviya u inostrannykh studentov [Diagnostics of the initial level of social interaction competence formation of foreign students]. Gumanitarnye nauki i obrazovanie = The Humanities and Education, 2020, vol. 11, no. 4, pp. 36-42. URL: https://www.mordgpi.ru/upload/iblock/5bb/Tom-11_-_4-_oktyabr_dekabr_.pdf (accessed: 05.12.2021). (In Russ.).
6. Kozhanov I. V., Kozhanova M. B. Etnokul'turnaya sotsializatsiya uchashchikhsya: teoreticheskie aspekty [Ethnocultural socialization of students: theoretical aspects]. Vestnik Chuvashskogo gosudarstvennogopedagogicheskogo universiteta imeni I. Ya. Yakovleva = I. Yakovlev Chuvash State Pedagogical University Bulletin, 2012, no. 2 (74), part 2, pp. 64-70. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/etnokulturnaya-sotsializatsiya-uchaschihsya-teoreticheskie-aspekty (accessed: 05.12.2021). (In Russ.).
7. Kozhanov I. V., Korshunova N. M. Model' etnokul'turnoi sotsializatsii budushchikh pedagogov [Modeling of the process of ethnocultural socialization of future teachers]. Kazanskii pedagogicheskii zhurnal = Kazan Pedagogical Journal, 2021, no. 5 (148), pp. 88-94. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=47697263 (accessed: 03.12.2021). (In Russ.).
8. Korshunova N. M. Etnokul'turnye tsennosti i ikh rol' v protsesse etnokul'turnoi sotsializatsii budushchikh uchitelei inostran-nykh yazykov [Ethno-cultural values and their role in the process of ethno-cultural socialization of future foreign language teachers]. Vestnik Mariiskogo gosudarstvennogo universiteta = Vestnik of the Mari State University, 2021, vol. 15, no. 2, pp. 135-141. (In Russ.). DOI: https://doi.org/10.30914/2072-6783-2021-15-2-135-141
9. Korshunova N. M. Etnokul'turnaya sotsializatsiya studentov [Ethnocultural socialization of students]. Vestnik Chuvashskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta imeni I. Ya. Yakovleva = I. Yakovlev Chuvash State Pedagogical University Bulletin, 2015, no. 3 (87), no. 130-136. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=24309777 (accessed: 03.12.2021). (In Russ.).
10. Novikov D. A. Statisticheskie metody v pedagogicheskikh issledovaniyakh (tipovye sluchai) [Statistical methods in pedagogical research (typical cases)]. M., MZ - Press, 2004, 67 p. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=18062551 (accessed: 01.12.2021). (In Russ.).
The article was submitted 22.12.2021; approved after reviewing 27.01.2021; accepted for publication 07.02.2022.
About the author
Nadezhda M. Korshunova
Postgraduate Student, I. Yakovlev Chuvash State Pedagogical University (38 K. Marx Street, Cheboksary
428000, Russian Federation), ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3812-321X, +79053478117,
nadya4ka 7@mail.ru
The author has read and approved the final manuscript.