УДК 378.14.014.13
Модель этнокультурной социализации будущих педагогов Modeling of the process of ethnocultural socialization of future teachers
Кожанов И.В., Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева,
i.v.k.21@mail.ru
Коршунова Н.М., Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я.
Яковлева, nadya4ka7@mail.ru
Kozhanov I., Chuvash state pedagogical University. I. Yakovleva, i.v.k.21@mail.ru
Korshunova N., Chuvash state pedagogical University. I. Yakovleva, nadya4ka7@mail.ru
DOI: 10.51379/KPJ.2021.149.5.011
Ключевые слова: моделирование, этнокультурная социализация, модель этнокультурной социализации, педагоги, поликультурное образовательное пространство.
Keywords: modeling, ethno-cultural socialization, model of ethno-cultural socialization, teachers, multicultural educational space.
Аннотация. Актуальность статьи обусловлена необходимостью этнокультурной социализации педагогов для работы в поликультурном образовательном пространстве. Особенности процесса этнокультурной социализации будущих педагогов требуют создания модели. Цель статьи заключается в моделировании процесса этнокультурной социализации будущих педагогов. Методологией исследования является руководство принципами системности, аксиологичности, гуманизации, личностной ориентации, связи обучения с жизнью, диалога культур. Авторами сформулированы принципы, методы в соответствии с которыми строилась педагогическая работа по этнокультурной социализации будущих учителей. Составлена модель этнокультурной социализации будущих учителей, где процесс этнокультурной социализации раскрывается на основе предложенных критериев, показателей и уровней. Авторами предложены педагогические условия и функции этнокультурной социализации. Научная новизна статьи заключается в разработке модели этнокультурной социализации будущих педагогов для последующего ее применения в процессе обучения и воспитания студентов педагогических вузов. Статья предназначена для педагогов высших учебных заведений, включающих этнокультурный компонент в планирование своих занятий, ученых, чей круг интересов определяется образованием в поликультурном пространстве.
Abstract. The relevance of the article is determined by the need for ethno-cultural socialization of teachers to work in a multicultural educational space. The peculiarities of the process of ethno-cultural socialization offuture teachers require the creation of a model. The purpose of the article is to model the process of ethno-cultural socialization of future teachers. The research methodology is based on the principles of consistency, axiology, humanization, personal orientation, the connection of learning with life, the dialogue of cultures. The authors formulated the principles and methods according to which the pedagogical work on the ethno-cultural socialization of future teachers was built. The model of ethno-cultural socialization of future teachers is developed, in which the process of ethno-cultural socialization is revealed on the basis of the proposed criteria, indicators and levels. Pedagogical conditions and functions of ethno-cultural education are proposed. The scientific novelty of the article lies in the development of a model of ethno-cultural socialization of future teachers for its subsequent application in the process of teaching and educating students of pedagogical universities. The article is intended for teachers of higher educational institutions who include an ethno-cultural component in the planning of their classes, scientists whose range of interests is determined by education in a multicultural space.
Введение. На сегодняшний день перед системой высшего педагогического образования Российской Федерации стоит задача подготовки компетентного педагога для работы в поликультурной среде. Социальный заказ
общества заключается в подготовке личности учителя со сформированными этнокультурными знаниями, умениями и навыками и личностными качествами для профессиональной деятельности в
многонациональном социуме в процессе осуществления поликультурного образования.
В Постановлении Правительства РФ от 04.10.2000 № 751 «О национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 года», в качестве одних из задач государства в сфере образования указаны: гармонизация национальных и этнокультурных отношений, сохранение и поддержка этнической и национально-культурной самобытности народов России, гуманистических традиций их культур; сохранение языков и культур всех народов Российской Федерации [5]. В Федеральном законе N 273-Ф3 от 29.12.2012 (ред. от 03.07.2016) «Об образовании в Российской Федерации» указывается на необходимость обеспечения единого образования на территории Российской Федерации, защиты этнокультурных
особенностей народов в многонациональном государстве; права на образование независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, религиозных убеждений и иных обстоятельств. В документе отмечается, что образование должно способствовать
межкультурному и межэтническому
сотрудничеству, формированию ценностей, запрету любых форм социальной, расовой, национальной, языковой, религиозной неприязни
[9].
Данная проблема становится еще более актуальной в условиях усиления в Российской Федерации, как и везде в мире, миграционных потоков, что создает необходимость межнационального и межкультурного диалогов между гражданами России и мигрантами. Одной из задач, поставленных Президентом Российской Федерации В.В. Путиным на десятом заседании Совета при президенте по межнациональным отношениям, является задача по адаптации детей мигрантов в школах не только в языковой среде, но и в культурной среде, путем погружения в систему российских ценностей, поэтому вопрос подготовки педагогов, обладающих высоким уровнем этнокультурной социализации для работы в условиях поликультурной среды, является актуальным [10].
Цель исследования - разработка модели этнокультурной социализации будущих педагогов.
Понятие «модель» произошло от латинского слова «modus, modulus», что означает «образ, норма, мера, способ». В педагогическом словаре модель рассматривается как «теоретическая конструкция, отражающая существенные черты исследуемого обьекта (процесса), воплощает его авторское понимание; графическое,
схематическое или описательное отражение сложных объектов, позволяющие изучать, объяснять и проектировать педагогические процессы и системы» [6, с.43].
Вопросы моделирования в педагогических науках освещаются в работах С.И. Архангельского [1], С.Б. Серяковой [7] и др. В частности, С.И. Архангельский отмечает, что «моделирование как метод научного познания позволяет не только отразить особенности процесса, но раскрыть его структуру, динамику развития, взаимосвязи компонентов (цели, задачи, формы, методы, педагогические условия и т.д.)» [1, с.14].
Метод моделирования дает возможность четко представить и проанализировать содержание и структуру процесса этнокультурной социализации будущих педагогов.
Методология исследования. В качестве основного метода исследования использовался теоретико-методологический анализ.
В исследовании мы руководствовались принципами системности, аксиологичности, гуманизации, личностной ориентации, связи обучения с жизнью, диалога культур.
Результаты исследования.
Теоретико-методологический анализ
проблемы этнокультурной социализации будущих педагогов позволил нам разработать соответствующую модель, ориентированную на достижение этнокультурной
социализированности будущих педагогов и отражающую определенную последовательность данного процесса.
Модель представлена в виде 4 логических блоков: целевого, методологического, содержательно-процессуального и оценочно-результативного.
Целевой блок отражает наличие социального заказа на подготовку педагогов, обладающих высоким уровнем этнокультурной
компетентности, готовых к осуществлению профессиональной деятельности в условиях поликультурной образовательной среды. Л.В. Мардахаев считает результатом социализации социализированность личности [3]. Мы также подразумеваем под результатом этнокультурной социализации социализированность личности в поликультурной среде. Соответственно цель -этнокультурная социализированность будущих педагогов.
Задачи:
1) формирование системы этнокультурных знаний для успешной педагогической деятельности;
2) овладение умениями и навыками для решения этнокультурных задач;
3) формирование общекультурных и профессиональных компетенций, освоение этнокультурных и мировых ценностей;
4) формирование профессионально значимых качеств личности.
Методологический блок представлен спецификой практической реализации методологических подходов (системно-деятельностного, гуманистического,
компетентностного, аксиологического,
этнокультурного) и принципов.
Е.Г. Буянкиной в организации педагогического процесса по этнокультурной социализации выделяется «принцип сочетания последовательного изучения культур: от освоения культуры своего народа (этническая социализация) к приобщению к культуре ближайшего окружения, а затем к ознакомлению с мировой культурой (культурная социализация)» [2]. Т.А. Мусхаджиева среди главных принципов межнационального сотрудничества называет равноправие. Образование, построенное на равноправии, по ее мнению, приведет к снижению межнациональной розни, а главное к «формированию у студентов межэтнической толерантной культуры, которая проявляется в практике межнациональных отношений ко всем культурным отличиям и своеобразию» [4].
Мы, принимая во внимание вышеназванные принципы, также выделяем следующие принципы:
- принцип системности этно-психолого-педагогических знаний определяет необходимость организации педагогического процесса у будущих педагогов как взаимосвязанного комплекса педагогических мероприятий, ориентированных, в том числе, на получение этно-психолого-педагогических знаний;
- принцип адаптивности педагога к культурным, социальным, психологическим различиям детей разных этносов заключается в способности педагога приспосабливаться к изменениям с целью нейтрализации влияния неблагоприятных факторов;
- принцип аксилогичности предполагает насыщение образования новыми смысловыми и ценностными категориями, позволяет студентам изучать педагогические явления с точки зрения общечеловеческих ценностей;
-принцип гуманизации в основе которого лежит признание человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей, уважение его человеческого
достоинства, создание благоприятных условий жизнедеятельности. Данный принцип
предполагает формирование на учебных занятиях и внеучебных мероприятиях осознания студентами идей единства и многообразия культур народов мира, понимание общего и частного в их истории, современности и будущего, раскрытие гуманистического и гуманитарного потенциала личности будущего учителя, что предполагает развитие его этнокультурных способностей, ценностных ориентаций, мотивационных установок этнокультурной деятельности;
- принцип личностной ориентации требует от учителя постоянного изучения индивидуальных особенностей своих воспитанников, их личностных характеристик, знание реального уровня таких важных этнокультурных качеств личности, как осознание духовной жизни народа, уважительное отношение к народным традициям, потребность в расширении и углублении своего культурного кругозора, действенный интерес к событиям культурной жизни, соблюдение нравственного такта по отношению к национальным обычаям и традициям других народов;
- принцип связи обучения с жизнью реализуется в процессе этнокультурной социализации студентов в системе поликультурного педагогического образования через создание на занятиях этнокультурных ситуаций, которые могли бы возникнуть в повседневной жизни;
- принцип диалога культур предполагает сопоставительное изучение культур и цивилизаций народов, их традиционной культуры воспитания, обычаев и обрядов. В процессе преподавания дисциплин этнокультурной направленнности необходимо создавать условия для осознания обучаемыми себя как культурно-исторических субъектов, являющихся носителями и выразителями не одной, а целого ряда взаимосвязанных культур, для подготовки их к выполнению в обществе роли культурного посредника в ситуациях межкультурного взаимодействия.
Содержательно-процессуальный блок состоит из двух взаимосвязанных подсистем -содержательной и процессуальной.
Содержательная часть представлена программой этнокультурной социализации будущих педагогов, составленной с учетом выделенных компонентов этнокультурной социализированности, отражающих сущностно-содержательную характеристику данного
процесса: когнитивным, эмоционально-оценочным, ценностным, деятельностным.
Когнитивный компонент формирует систему этнокультурных знаний, представлений и понятий о способах функционирования этнопедагогической системы, межкультурных отношений. Эмоционально-оценочный
компонент определяет отношение к принадлежности к своему народу, отношение к традициям и культуре как своего, так и других народов. Ценностный компонент предполагает сформированную систему ценностных ориентаций в этнокультурной сфере, мотивацию профессиональной деятельности.
Деятельностный компонент предполагает включение студентов в этнопедагогическую деятельность, дает опыт применения этнокультурных знаний и умений для достижения этнокультурных целей.
Процессуальная составляющая модели включает механизмы этнокультурной социализации будущих педагогов: методы, средства, формы, дидактические средства, условия.
Методами, способствующими активному усвоению этнокультурных знаний, овладению практическими умениями и навыками являются методы проблемного изложения,
исследовательский метод, методы формирования сознания личности, активные методы обучения, интерактивные методы обучения.
В процессе педагогической деятельности были использованы различные средства, основными из которых являлись дисциплина «Этнокультурная социализация студентов», практика, дисциплины, изучаемые на факультете. Среди форм организации можно отметить проблемную лекцию, деловую игру, дискуссию, учебный проект.
Условиями, обеспечивающими
эффективность этнокультурной социализации будущих педагогов, являются:
- административно-организационные -обоснование и внедрение в учебный процесс модели системы этнокультурной социализации студентов. Внедрение модели этнокультурной социализации в учебный процесс позволит контролировать процесс этнокультурной социализации у будущих учителей и корректировать данный процесс при необходимости;
- дидактико-технологические -разнообразие форм, методов и средств этнокультурной социализации студентов в поликультурном образовательном пространстве вуза, способствующих формированию мотивов и
потребностей студентов к выполнению этнокультурной деятельности. Нами были использованы активные методы обучения, такие как этнокультурно-ориентированные кейс-технологии, деловые игры при планировании лекций, семинаров, применялся индивидуально-дифференцированный подход к студентам в процессе их этнокультурной социализации; была организована научно-исследовательская
деятельность, способствующая этнокультурной социализации студентов; этнокультурная направленность профессионально-
педагогического обучения студентов,
наполненность этнокультурным содержанием педагогического образования, этнокультурная насыщенность и отбор содержания разделов и тем различных дисциплин по принципу их целевого назначения для этнокультурной социализации студентов. Знание культурных особенностей, традиционных ценностей представителей других национальностей, умения и навыки межкультурного общения на основе этнокультурных знаний являются необходимыми для достижения высокого уровня этнокультурной социализации будущих учителей иностранных языков;
- социально-педагогические - использование этнокультурного потенциала образовательной среды вуза в этнокультурной социализации студентов, реализацияпрограмм экскурсионных маршрутов по музеям педагогического университета и факультетов. Нами исследуется использование этнокультурного потенциала образовательной среды вуза в этнокультурной социализации студентов. Основной предмет изучения - процесс организации образовательной среды вуза в этнокультурной социализации студентов. Дальнейшая наша работа предполагает обоснование, разработку и опытно -экспериментальную проверку использования этнокультурного потенциала образовательной среды вуза в этнокультурной социализации студентов; реализацию этнотолерантной установки педагога на этнокультурные ценности народов-соседей.
Оценочно-результативный блок включает в себя критерии, показатели и уровни этнокультурной социализированности будущих педагогов.
Т.А. Строкова, исследуя проблему выбора критериев в научных работах, приходит к выводу, что критерий в науке - это «сущностное свойство (признак) явления, на основе которого осуществляется его оценка» [8;9]. Сложные критерии дополняются показателями, раскрывающими важнейшие стороны критерия.
В соответствии с выделяемыми компонентами этнокультурной
социализированности будущих педагогов (когнитивный, эмоционально-оценочный,
ценностный, деятельностный) нами определены соответствующие критерии (знаниевый, рефлексивный, аксиологический, поведенческий) с их показателями, представленные в таблице 1.
Таблица 1. -Критерии и показатели этнокультурной социализированности
№ Критерий Показатели
1. знаниевый сформированность представлений о своей этнической принадлежности, родном народе и народах мира, их культуре, этнических нормах и правилах поведения; сформированность знаний, обеспечивающих эффективное осуществление профессиональной деятельности в условиях поликультурной среды
2. рефлексивный позитивное отношение к своей этнической идентичности, эмоциональное сопереживание за происходящее с родным и другими народами
3. аксиологический сформированность системы общечеловеческих и этнокультурных ценностей и ценностных ориентаций на их основе
4. поведенческий деятельность, направленная на сохранение и развитие этнокультуры, отражающая этнокультурную компетентность педагога в осуществлении профессиональной деятельности, проявление этнокультурной толерантности
Исходя из представленных выше показателей, нами были выделены уровни этнокультурной социализированности будущих педагогов: низкий, средний, высокий, каждый из которых может быть раскрыт в рамках соответствующего критерия, что представлено в таблице № 2.
Представленные блоки модели
этнокультурной социализации будущих педагогов могут быть схематично представлены в виде определенной последовательности, представленной на рисунке 1.
Таблица 2. - Уровневая характеристика этнокультурной социализированности будущих педагогов
Уровни Характеристика этнокультурной социализированности будущих педагогов
Низкий знаниевый: отсутствие определения своей этнической идентичности, нет представления о родном народе, народах мира, об их культурах, этнических нормах и правилах поведения, нет представления об особенностях преподавания в поликультурной образовательной среде; рефлексивный: негативное отношение к своей этнической идентичности, безразличие к происходящему с родным и другими народами; аксиологический: нет представления об общечеловеческих и этнокультурных ценностях и ценностных ориентациях на их основе; поведенческий: не предпринимаются никакие действия по сохранению и развитию своей этнокультуры, отражающие этнокультурную компетентность педагога в осуществлении профессиональной деятельности, низкий уровень этнокультурной толерантности
Средний знаниевый: размытое определений своей этнической идентичности, представление о родном народе, народах мира, об их культурах, этнических нормах и правилах поведения не в полной мере, недостаточный уровень знаний об особенностях преподавания в поликультурной образовательной среде; рефлексивный: равнодушное отношение к своей этнической идентичности, частичное эмоциональное сопереживание за происходящее с родным и другими народами; аксиологический: недостаточно сформированные общечеловеческие и этнокультурные ценности и ценностные ориентации на их основе; поведенческий: недостаточно активная деятельность по развитию и сохранению этнокультуры, отражающая этнокультурную компетентность педагога в осуществлении профессиональной деятельности, средний уровень этнокультурной толерантности
Высокий знаниевый: четкое определение своей этнической идентичности, полное представление о родном народе, народах мира, об их культурах, этнических нормах и правилах поведения, сформированность знаний об особенностях преподавания в поликультурной образовательной среде; рефлексивный: позитивное отношение к своей этнической идентичности, эмоциональное сопереживание за происходящее с родным и другими народами; аксиологический: сформированность общечеловеческих и этнокультурных ценностей и ценностных ориентаций на их основе; поведенческий: активная деятельность по развитию и сохранению этнокультуры, отражающая этнокультурную компетентность педагога в осуществлении профессиональной деятельности, высокий уровень этнокультурной толерантности
_Методологический
Подходы:
- системно -деятельностный
- гуманистический
- компетентностный
- аксиологический
- этнокультурный
Принципы:
- системности
- аксиологичности
- гуманизации
- личностной ориентации
- связи обучения с жизнью
- диалога культур
Оценочно-результативный
Критерии
знаниевый рефлексивный аксиологический поведенческий
Показатели
сформирован- позитивное сформирован- деятельность,
ность отношение к ность системы направленная на
представлений о своей общечеловечес- сохранение и
своей этнической этнической ких и развитие
принадлежности, идентичности, этнокультурных этнокультуры,
культуре, эмоциональное ценностей и отражающая
этнических сопереживание ценностных этнокультурную
нормах и за ориентаций на компетентность
правилах происходящее их основе педагога в
поведения; с родным и профессиональ-
сформирован- другими ной
ность знаний для народами деятельности,
работы в проявление
условиях этнокультурной
поликультурной толерантности
среды
Уровни: высокий средний низкий
Результат: этнокультурная социализированность будущих педагогов
Целевой блок Содержательно -процессуальный блок
Цель: этнокультурная Компоненты этнокультурной социализированности:
социализированность будущих - когнитивный
педагогов - эмоционально-оценочный
- ценностный
- деятельностный
Задачи: Методы:
1) формирование системы - методы проблемного изложения
этнокультурных знаний для - исследовательский метод
успешной педагогической - методы формирования сознания личности
деятельности; - активные методы обучения
2)овладение умениями и - интерактивные методы обучения.
навыками для решения Средства:
этнокультурных задач; - дисциплина «Этнокультурная социализация студентов»
3) формирование - практика
общекультурных и - дисциплины, изучаемые на факультете
профессиональных Формы:
компетенций, освоение - проблемная лекция
этнокультурных и мировых - деловая игра
ценностей; - дискуссия
4) формирование - учебный проект
профессионально значимых Условия:
качеств личности - административно-организационные
- дидактико-технологические
- социально-педагогические
Рисунок 1. -Модель этнокультурной социализации будущих педагогов
Заключение. Авторами составлена модель этнокультурной социализации будущих учителей, где процесс этнокультурной социализации раскрывается на основе предложенных критериев, показателей и уровней. Теоретическая значимость исследования заключается в том, что сформулированы принципы, методы, условия, критерии, показатели и уровни, в соответствии с
которыми строилась педагогическая работа по этнокультурной социализации будущих учителей. Научная новизна статьи заключается в разработке модели этнокультурной социализации будущих педагогов для последующего ее применения в процессе обучения и воспитания студентов педагогических вузов. Статья предназначена для педагогов высших учебных заведений,
включающих этнокультурный компонент в планирование своих занятий, ученых, чей круг интересов определяется образованием в поликультурном пространстве.
Дальнейшие исследования будут направлены на проверку эффективности педагогических условий, представленных в данной модели.
Литература:
1. Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе и его закономерные основы и методы / С.И. Архангельский. - М.: Высшая школа, 1980. - 368 с.
2. Буянкина Е.Г. Социально-культурная деятельность национальных общественных объединений по формированию ценностных ориентаций молодежи: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.05 / Е.Г. Буянкина. - Барнаул, 2005. - 227 с.
3. Мардахаев Л.В. Социализация в становлении личности: социально-педагогический подход / Л.В. Мардахаев // ЦИТИСЭ. - 2018. - № 1(14). - С. 17.
4. Мусхаджиева Т.А. Этнокультурная социализация личности в полиэтнической образовательной среде / Т.А. Мусхаджиева // Инновационные тенденции развития системы образования / Материалы V Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 5февр. 2016 г.); редкол.: О.Н. Широков [и др.]. - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. - С. 234-237.
5. Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 года от 04 октября 2000 года № 751 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rg.rU/2000/10/1 Шокйт^ок^№1
6. Педагогический словарь; под ред. В.И. Загвязинского, А.Ф. Закировой, Т.А. Строкова и др. -М.: Академия, 2008. - 260 с.
7. Серякова С.Б. Психолого-педагогическая компетентность педагога дополнительного образования / С.Б. Серякова. - М.: МПГУ, 2005. - 324 с.
8. Строкова Т.А. О выборе критериев оценки в педагогических исследованиях [Электронный ресурс] / Т.А. Строкова // Педагогика. - 2015. - № 3. - С. 9-15; -Режим доступа: http://www.ebiblioteka.ru/browse/doc/ 43608176
9. Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: к!р://минобрнауки.рф/документы/2974/файл/1543/12.1 2.29-
ФЗ_Об_образовании_в_Российской_Федерации.pdf
10. Заседание Совета по межнациональным отношениям от 30 марта 2021 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.kremlin.ru/events/president/news/65252
References:
1. Arkhangelsky S.I. The educational process in higher school and its natural foundations and methods / S.I. Arkhangelsky. - M.: Higher school, 1980. - 368 p.
2. Buyankina E.G. Socio-cultural activities of national public associations on the formation of value orientations of youth: dis. ... Cand. ped. Sciences: 13.00.05 / E.G. Buyankina. - Barnaul, 2005. - 227 p.
3. Mardakhaev L.V. Socialization in the formation of personality: a socio-pedagogical approach / L.V. Mardakhaev // TSITISE. - 2018. - № 1(14). - S. 17.
4. Muskhadzhieva T.A. Ethnocultural socialization of personality in a multiethnic educational environment / T.A. Muskhadzhieva // Innovative tendencies in the development of the education system / Materials of the V International. scientific-practical conf. (Cheboksary, February 5, 2016); editorial board: O.N. Shirokov [and others]. - Cheboksary: Central nervous system "Interactive plus", 2016. - S. 234-237.
5. National doctrine of education in the Russian Federation until 2025 dated October 04, 2000 № 751
[Electronic resource]. - Access mode: http://www.rg.rU/2000/10/11/doktrina-dok.html
6. Pedagogical Dictionary; ed. in and V.I. Zagvyazinsky, A.F. Zakirova, T.A. Strokova, etc. -Moscow: Academy, 2008. - 260 p.
7. Seryakova S.B. Psychological and pedagogical competence of the teacher of additional education / S.B. Seryakov. - M.: MPGU, 2005. - 324 p.
8. Strokova T.A. On the choice of evaluation criteria in pedagogical research [Electronic resource] / T.A. Strokova // Pedagogy. - 2015. - № 3. - P. 9-15; - Access mode: http://www.ebiblioteka.ru/browse/doc/43608176
9. Federal Law of the Russian Federation "On Education in the Russian Federation" [Electronic resource]. - Access mode: http: //minobrnauki.rfdocuments/2974/file/1543/12.12.29-FZ_Ob_education_in the_Russian_Federation.pdf
10. Meeting of the Council for Interethnic Relations of March 30, 2021 [Electronic resource]. - Access mode: http://www.kremlin.ru/events/president/news/65252
13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования Сведения об авторах:
Кожанов Игорь Владимирович (г. Чебоксары, Россия), доктор педагогических наук, доцент, проректор по научной и инновационной работе ФГБОУ ВО «ЧГПУ им. И.Я. Яковлева», Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева, e-mail: i.v.k.21@mail.ru
Коршунова Надежда Михайловна (г. Чебоксары, Россия), аспирант кафедры гуманитарных дисциплин Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева, Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева, e-mail: nadya4ka7@mail.ru