Научная статья на тему 'К вопросу о действии норм международного права в правовой системе России'

К вопросу о действии норм международного права в правовой системе России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
449
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕПРИЗНАННЫЕ ПРИНЦИПЫ И НОРМЫ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ДОГОВОРЫ / КОНСТИТУЦИЯ РФ / ПРАВОВАЯ СИСТЕМА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Артюх С.А., Подгурская Е.Ю.

В статье рассматриваются вопросы действия общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров в России; акцентируется внимание на проблемных аспектах статуса и применения общепризнанных принципов и норм; предлагаются меры, направленные на повышение эффективности реализации норм международного права в национальной правовой системе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о действии норм международного права в правовой системе России»

К ВОПРОСУ О ДЕЙСТВИИ НОРМ

МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА В ПРАВОВОЙ СИСТЕМЕ РОССИИ

© Артюх С.А.*, Подгурская Е.Ю.*

Кубанский государственный университет, г. Краснодар

В статье рассматриваются вопросы действия общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров в России; акцентируется внимание на проблемных аспектах статуса и применения общепризнанных принципов и норм; предлагаются меры, направленные на повышение эффективности реализации норм международного права в национальной правовой системе.

Ключевые слова общепризнанные принципы и нормы, международные договоры, Конституция РФ, правовая система.

Глобализация и интеграция в различных областях деятельности современных государств являются главными тенденциями в современном мире и приводят к формированию иного взгляда на роль международно-правовых норм в функционировании национальных правовых систем, к пересмотру содержания принципа государственного суверенитета, его объема. Как подчёркивал И.И. Лукашук, «глобализация ведёт к интернационализации жизни государств и тем самым к интернационализации их правовых систем» [1, с. 4]. Одним из самых важных элементов этого процесса для каждого отдельного государства является решение вопроса о соотношении норм международного и внутригосударственного права.

Эффективно урегулировать вопрос соотношения норм права различных нормативных систем на государственном уровне способно конституционное право. Именно оно закрепляет главные публичные институты, основы правовой системы, вводит спектр методов правового регулирования.

До принятия Конституции РФ 1993 г. как в теории, так и на практике вопрос о соотношении норм международного и внутригосударственного права в целом решался в пользу последнего. На протяжении значительного периода времени отечественная общая теория права не уделяла должного внимания международной правовой системе, целиком сосредотачиваясь на вопросах национальной правовой системы. При её характеристике международное право не принималось в расчет, либо оно трактовалось как отрасль внутригосударственного права наряду с другими отраслями.

С принятием Конституции РФ 1993 г. ситуация изменилась. В Конституции появилась ч. 4 ст. 15, в которой сформулированы две связанные меж-

* Студент кафедры Гражданского процесса и международного права.

* Студент кафедры Гражданского процесса и международного права.

ду собой нормы: о включении общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров РФ в правовую систему и о приоритете применения правил международных договоров РФ перед российскими законами. Федеральный закон «О международных договорах Российской Федерации» 1995 г., развивая положения Конституции, закрепил в преамбуле положение о том, что Российская Федерация выступает «за неукоснительное соблюдение договорных и обычных норм» [2]. В Постановлении Конституционного Суда РФ от 31 июля 1995 г. было подчёркнуто: «В соответствии с принципами правового государства, закрепленными Конституцией Российской Федерации, органы власти в своей деятельности связаны как внутренним, так и международным правом» [3, с. 12]. Тем самым открылась возможность прямого действия норм международного права и их применения органами власти. Заинтересованные физические и юридические лица получили возможность ссылаться на нормы международного права при разрешении споров между собой и с государственными органами, предприятиями, учреждениями и организациями.

Включение Конституцией общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров РФ в правовую систему нашей страны стало важным шагом. Оно коренным образом изменило понятие правовой системы России, структуру системы источников права, по-новому поставило вопрос о иерархии правовых актов, создало механизм инкорпорации норм международного права в правовую систему. Председатель Конституционного Суда РФ В.Д. Зорькин подчеркивает: «Российская Конституция заключает в себе механизм, позволяющий вводить в отечественную правовую систему новые принципы и нормы, равно как и международные договоры по мере их возникновения, а также обновлять существующие по мере их развития» [4, с. 35].

Будучи включенными в национальную правовую систему, нормы международного права стали специфическим регулятором внутригосударственных отношений. Толковаться они должны в соответствии с целями и принципами международного права. При этом важно отметить, что общепризнанные принципы и нормы международного права могут иметь как обычно-правовую форму, так и форму международного договора.

Однако приходится констатировать, что проблема соотношения общепризнанных принципов и норм, имеющих обычно-правовую форму, и норм национального законодательства не является окончательно решённой. В юридической литературе высказываются различные точки зрения по вопросам о конкретных видах, содержании и пределах применения данных принципов и норм. «Традиционно вопрос установления наличия и точного нормативного содержания «общепризнанных принципов и норм международного права» вызывает многочисленные споры даже среди специалистов по международному праву», - констатировал Г.М. Даниленко [5, с. 162]. В значительной степени такое несоответствие взглядов вызвано известной неоп-

ределенностью в существующей терминологии, а также нечеткостью определения их статуса в правовой системе. Из анализа научной литературы и судебной практики можно сделать вывод о том, что существуют серьёзные сложности применения общепризнанных принципов и норм, связанные и с тем, что они не зафиксированы в каком-либо едином международно-правовом акте. Что касается международных договоров, согласие на обязательность которых было выражено в форме федерального закона, то они занимают прочные позиции среди источников права федерального уровня, уступая в юридической силе лишь положениям Конституции России.

Исходя из того, что обычные и договорные нормы согласно международному праву и его доктрине обладают равной юридической силой, можно утверждать, что общепризнанные принципы и нормы, имеющие обычную форму, должны обладать таким же юридическим статусом в рамках российской правовой системы, как и договорные нормы. Если же общепризнанная норма или принцип будут иметь меньшую юридическую силу, чем закон, это может привести к нарушению Россией своих международных обязательств, которые она, как и другие субъекты международного права, берет на себя добровольно. Следует согласиться с О.Н. Малиновским, который, говоря о том, что общепризнанные принципы и нормы, независимо от их формы, должны обладать приоритетом по отношению к законам, отмечает: «В блоке международно-правовых норм, являющихся интегральной составной частью национальной правовой системы, общепризнанные принципы и нормы наряду с международными договорами, не содержащими общепризнанных норм, но ратифицированными в форме федерального закона, должны рассматриваться как первичные источники. К вторичным источникам этого блока следует отнести межгосударственные, межправительственные, а также межведомственные договоры РФ, согласие на обязательность которых было выражено не в форме федерального закона» [6, с. 79].

По нашему мнению, для более эффективного действия общепризнанных принципов и норм является целесообразным наделение Конституционного Суда РФ полномочиями по установлению содержания и источников закрепления общепризнанных принципов и норм международного права и принятие постановления Конституционным Судом РФ, в котором содержался бы перечень общепризнанных принципов и норм международного права.

Наряду с указанной проблемой имеется и ряд других. В частности, Конституция РФ в ряде случаев прямо предписывает руководствоваться общепризнанными принципами и нормами международного права. Таковыми являются положения ч. 4 ст. 15, ч. 1 ст. 17, ч. 1 ст. 63, ст. 69. Вместе с тем Конституция умалчивает о других случаях, когда было бы уместно указать на данные принципы и нормы. Так, к совместному ведению Российской Федерации и её субъектов отнесено выполнение только международных договоров (п. «о» ст. 72). Малиновский О.Н. в ряду проблем, требующих решения на законодательном и правоприменительном уровнях, выделяет, в част-

ности: неполное соответствие ст. 3 и ч. 3 ст. 5 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» требованиям ч. 4 ст. 15 Конституции РФ; недифференцированный подход законодателя к определению положения различных видов международных договоров РФ в отраслевых кодексах; несистематизированность норм международного права применительно к отраслям права; несоответствие ряда положений отраслевого законодательства требованиям, вытекающим из норм международного права; неполную обеспеченность работников правоприменительных органов официальными текстами международных документов; недостаточность предпринимаемых шагов по повышению профессионализма работников правоприменительных органов в сфере международного права, сохраняющуюся установку на применение норм международного права лишь в коллизионных ситуациях и при отсылке законов к ним [7, с. 486]. Представляется, что решение указанных проблем могло бы существенно повысить эффективность действия норм международного права в правовой системе России.

Международное право учитывает особый статус конституций, определяющих и закрепляющих социально-политическое устройство стран, их правовых систем. Утверждая суверенное право каждого государства свободно выбирать и развивать свою правовую систему, оно требует уважения к установленному конституциями правопорядку. Конституция РФ в ч. 1 ст. 15 закрепила свою высшую юридическую силу и, соответственно, установила, что законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить ей. И хотя нормы международного права в этой статье не упомянуты, положение о высшей юридической силе Конституции распространяется на все нормы, действующие в правовой системе страны. Это положение широко признано в отечественной науке. Так, В.А. Карташ-кин пишет, что Конституция России, «признавая приоритет международного права над внутригосударственным законодательством, не распространяет это верховенство на Основной Закон страны» [8, с. 17]. Такую же позицию занимал и О.Е. Кутафин [9, с. 50-67].

Вместе с тем свобода государства в определении характера своей правовой системы не является неограниченной. Принцип суверенного равенства государств, закрепляя их право на свободный выбор политико-правовой системы, в то же время взаимосвязан с другим основополагающим принципом -добросовестного выполнения международных обязательств. Он предполагает, что при осуществлении своих суверенных прав, включая право устанавливать законы и административные правила, государства будут сообразовываться со своими юридическими обязательствами по международному праву.

Положения ч. 4 ст. 15 Конституции РФ относятся к основам конституционного строя России. Поэтому повышение эффективности их действия в национальной правовой системе - приоритетная задача органов законодательной, исполнительной и судебной власти.

Список литературы:

1. Лукашук И.И. За международным правом будущее // Международное публичное и частное право. - 2006. - № 4 (31).

2. Собрание законодательства Российской Федерации. - 1995. - № 29. -Ст. 2757.

3. Вестник Конституционного Суда РФ. - 1995. - № 5.

4. Зорькин В. Д. Роль Конституционного Суда Российской Федерации в реализации Конвенции о защите прав человека и основных свобод // Сравнительное конституционное обозрение. - 2006. - № 1 (54).

5. Даниленко Г.М. Комментарий к ч. 4 ст. 15 Конституции РФ // Конституция РФ. Научно-практический комментарий / Под ред. Б.Н. Топорнина. -М., 1997.

6. Малиновский О.Н. Общепризнанные принципы и нормы международного права в правовой системе России // Философия права. Научно-теоретический журнал. - Ростов н/Д, 2009. - № 1 (32).

7. Малиновский О.Н. Реализация норм международного права в правовой системе России: общий обзор некоторых актуальных проблем // Актуальные проблемы российского права. - М.: Московская государственная юридическая академия. - 2008. - № 3 (8).

8. Карташкин В.А. Права человека в международном и внутригосударственном праве. - М.: Институт государства и права РАН, 1995.

9. Кутафин О.Е. Источники конституционного права Российской Федерации. - М.: Юристъ, 2002.

АРКТИЧЕСКИЙ СОВЕТ КАК ВАЖНЕЙШИЙ ОРГАН МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА

В СФЕРЕ ОХРАНЫ ПРИРОДЫ И УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ В АРКТИКЕ

© Левит Л.В.*

Архангельский научный центр Уральского отделения Российской академии наук, г. Архангельск

В статье рассматривается статус Арктического совета в системе международных отношений, его значение как ведущего международного органа по координации научных исследований, взаимодействия арктических стран в сфере охраны окружающей среды и устойчивого развития в Арктике.

Ключевые слова: Арктический совет, международное сотрудничество в Арктике, международные организации.

* Старший научный сотрудник, кандидат философских наук.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.