О.Н. Малиновский
ОБЩЕПРИЗНАННЫЕ ПРИНЦИПЫ И НОРМЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА В ПРАВОВОЙ СИСТЕМЕ РОССИИ
В статье комплексно рассматриваются проблемы, касающиеся общепризнанных принципов и норм международного права, включенных ч. 4 ст. 15 Конституции РФ в правовую систему России. Анализируются понятие и виды общепризнанных принципов и норм международного права, исследуются вопросы их юридической силы. Обосновываются теоретические положения, а также предложения по развитию законодательной базы, направленные на повышение эффективности реализации общепризнанных принципов и норм международного права в России.
Ключевые слова: реализация, общепризнанные нормы, международное право, правовая система.
Одна из тенденций современности, связанная с набирающим силу процессом глобализации, -усиление взаимодействия международно-правовой системы с правовыми системами государств. Как подчеркивал И.И. Лукашук, «глобализация ведет к интернационализации жизни государств и тем самым к интернационализации их правовых систем» [1, с. 4]. При этом международное право, являющееся одним из главных инструментов решения проблем, стоящих перед сообществом государств, а также средством обеспечения приоритета общечеловеческих ценностей и претворения в жизнь концепций устойчивого развития и всеобъемлющей системы международной безопасности, оказывает сегодня особенно сильное воздействие на правовые системы тех стран, которые встали на путь построения правовой государственности, так как правовая система демократического правового государства должна быть гармонизирована с международным правом, выступая, исходя из задачи обеспечения единого международного правопорядка,
в качестве необходимой подсистемы продолжающей формироваться глобальной нормативной системы, в рамках которой высшую ступень в иерархии норм должны занимать общепризнанные принципы и нормы международного права, а в иерархии ценностей - права человека.
Такой страной является и Россия, признающая примат международного права в регулировании международных отношений, включившая в национальную правовую систему общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ и выступающая, как подчеркивается в Федеральном законе «О международных договорах Российской Федерации» 1995 г., «за неукоснительное соблюдение договорных и обычных норм» [2]. При этом, как известно, в рамках национальной правовой системы установлен приоритет международных договоров по отношению к законам. Данный подход полностью соответствует как требованиям международного права, так и главным целям Конституции РФ.
Конституция РФ говорит об общепризнанных принципах и нормах международного права в четырех статьях (ч. 4 ст. 15; ч. 1 ст. 17; ч. 1 ст. 63, ст. 69).
Рассматриваемое понятие именно в таком варианте является новым для российской правовой системы. Однако при этом необходимо отметить, что положение об общепризнанных нормах впервые в Российской Федерации было сформулировано в Декларации прав и свобод человека и гражданина от 22.11.1991 г., провозгласившей, что «общепризнанные международные нормы, относящиеся к правам человека, имеют преимущество перед законами РСФСР и непосредственно порождают права и обязанности граждан РСФСР» [3]. В 1992 г. данное положение стало ст. 32 действовавшей в то время Конституции.
Центральное место среди всех положений Конституции РФ, относящихся к общепризнанным принципам и нормам, занимают положения ч. 4 ст. 15. Включение общепризнанных принципов и норм международного права и международных догово-
ров РФ в национально-правовую систему сделало ее максимально открытой международному праву и подняло на качественно новый уровень взаимодействия с ним. Председатель Конституционного суда РФ В.Д. Зорькин подчеркивает: «Российская Конституция заключает в себе механизм, позволяющий вводить в отечественную правовую систему новые принципы и нормы, равно как и международные договоры по мере их возникновения, а также обновлять существующие по мере их развития» [4, с. 35]. При этом необходимо подчеркнуть, что
ч. 4 ст. 15 Конституции РФ является не только одной из основ конституционного строя, но и играет в рамках правовой системы роль общеправового принципа. Высоко оценивая значение ч. 4 ст. 15, обратим внимание и на ее особенность: она совместила два понятия - источник международного права (договор) и вид норм международного права (общепризнанные принципы и нормы). Данную
конструкцию нельзя назвать простой, но в то же время такой подход имеет место в зарубежной практике (например, ст. 28 Конституции Греции 1975 г.).
Об общепризнанных принципах и нормах говорится и в ряде кодексов РФ, а также иных нормативно-правовых актов. В частности, в Положении о Национальном центральном бюро Интерпола, утвержденном Постановлением Правительства РФ от
14 октября 1996 г., отмечается, что оно в своей деятельности руководствуется и общепризнанными принципами и нормами международного права.
Положения ч. 4 ст. 15 получили развитие и в постановлениях пленумов Верховного суда РФ от 31 октября 1995 г. № 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» и от 10 октября 2003 г. № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации». Существенная роль в формировании практики применения рассматриваемых принципов и норм принадлежит постановлениям и определениям Конституционного суда РФ. Решения Конституционного суда часто ссылаются на международные документы, в том числе и содержащие общепризнанные принципы и нормы.
Вместе с тем приходится констатировать, что
ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, инкорпорировав общепризнанные принципы и нормы международного права в правовую систему, не определила иерархического положения в ней общепризнанных обычных принципов и норм. На сегодняшний день не установлен и их конкретный перечень. Научные точки зрения по вопросу о роли, месте, конкретных видах и пределах применения данных принципов и норм не отличаются единством. Не в малой степени это объясняется тем, что, как подчеркивал Г.И. Тункин, «проблема обычных норм международного права является одной из самых сложных теоретических проблем международного права» [5, с. 130]. «Традиционно вопрос установления наличия и точного нормативного содержания “общепризнанных принципов и норм международного права” вызывает многочисленные споры даже среди специалистов по международному праву», - констатировал Г.М. Даниленко [6, с. 162]. Сложность применения общепризнанных принципов и норм международного права объясняется и тем, что в международном праве они официально не систематизированы. Далеко не на все вопросы, касающиеся общепризнанных обычных принципов и норм в условиях неопределенности их статуса и перечня, могли дать ответы и названные пленумы Верховного суда РФ.
Все это и предопределяет необходимость обращения к вопросам, связанным с общепризнанными принципами и нормами международного права и повышением эффективности их реализации в правовой системе России. В данной статье представлен общий подход автора к ним.
1. В понятие «общепризнанные принципы и нормы» входят обычно-правовые нормы общего (универсального) международного права и нормы общих (универсальных) многосторонних договоров. В ряду общепризнанных принципов и норм международного права ведущая роль принадлежит основным принципам международного права.
2. Проблемой, требующей своего решения на универсальном уровне, является определение
количественных и качественных критериев «общепризнанности» норм международного права. К числу доминирующих критериев в вопросе установления факта, является ли та или иная норма общепризнанной, относятся: а) универсальность, признание большинством государств,
представляющих основные правовые системы мира; б) закрепление в договоре или обычае; в) единообразие практики.
3. Общепризнанные принципы и нормы, хотя они нередко и закрепляются в договорах, представляют собой самостоятельную понятийную и правоприменительную категорию, провозглашенную в качестве таковой в ч. 4 ст. 15, ч. 1 ст. 17, ч. 1 ст. 63, ст. 69 Конституции РФ. Закрепление общепризнанных норм в договорах придает таким договорам особый статус, означающий, в частности, что все иные договорные нормы международного права не могут им противоречить. Ряд этих норм является императивными нормами общего международного права (jus cogens).
4. При рассмотрении общепризнанных принципов и норм международного права, являющихся составной частью национальной правовой системы, целесообразно выделять следующие их виды:
а) общепризнанные принципы, которые имеют как договорную, так и обычно-правовую форму. Являясь универсальными основополагающими императивными нормами (jus cogens), отклонение от которых недопустимо, в иерархии международно-правовых норм они занимают высшую ступень. Будучи ядром общего международного права, общепризнанные принципы обладают наивысшей степенью нормативности. Порождаемые ими правоотношения являются всеобщими, «между всеми» (erga omnes). В рамках правовой системы РФ особое значение имеют принцип всеобщего уважения прав человека и принцип добросовестного выполнения международных обязательств;
б) общепризнанные договорные нормы, закрепленные, в частности, в Международном пакте о гражданских и политических правах 1966 г., Конвенции о правах ребенка 1989 г., Конвенции против
пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 1984 г.;
в) общепризнанные обычные нормы, содержащиеся, в частности, во Всеобщей декларации прав человека 1948 г., Декларации о праве и обязанности отдельных лиц, групп и органов общества поощрять и защищать общепризнанные права человека и основные свободы 1998 г.
5. В рамках национальной правовой системы общепризнанные принципы и нормы международного права могут реализовываться как путем отражения во внутригосударственном законодательстве посредством разработки и принятия новых законов, внесения дополнений и изменений в действующие, так и путем непосредственного применения на основе ч. 4 ст. 15 и иных норм Конституции РФ, а также других правовых актов. Кроме того, они могут использоваться в целях толкования внутригосударственных нормативных правовых актов.
6. В блоке международно-правовых норм, являющихся интегральной составной частью национальной правовой системы, общепризнанные принципы и нормы наряду с международными договорами, не содержащими общепризнанных норм, но ратифицированными в форме федерального закона, должны рассматриваться как первичные источники. К вторичным источникам этого блока следует отнести межгосударственные, межправительственные, а также межведомственные договоры РФ, согласие на обязательность которых было выражено не в форме федерального закона. Делению на первичные и вторичные должны быть подвергнуты и все иные формальные источники права, действующие в правовой системе России. Такое деление соответствует требованиям внутрисистемной иерархии формальных источников права и учитывает опыт стран романо-германской правовой семьи
и, в частности, опыт Италии.
7. Общепризнанные принципы и нормы международного права, независимо от их формы, должны обладать приоритетом по отношению к законам. Такой подход опирается на ст. 38 Статута Международного суда ООН, императивный принцип добросовестного выполнения международных обязательств, ч. 1 ст. 17 Конституции РФ, а также доминирующее в доктрине международного права положение о равной юридической силе договорных и обычных норм, недопустимости принижения статуса общепризнанных принципов и норм на основании того, что формой их выражения является не договор, а обычай.
8. В порядке развития положений, содержащихся в ч. 4 ст. 15, ч. 1 ст. 17, а также ряде других статей Конституции РФ, необходимо принять федеральный закон об общепризнанных принципах и нормах международного права. В законе должен быть установлен перечень данных принципов и норм и механизм их реализации в национальной правовой системе. В перечень могут вноситься новые принципы и нормы путем принятия дополнений к указанному закону. Включение в перечень общепризнанных договорных принципов и норм подтвердит их особый статус, означающий, в частности, что императивные общепризнанные договорные принципы и нормы могут быть изменены или отменены только последующими нормами такого же уровня. Включение в него общепризнанных обычных принципов и норм устранит существующую неопределенность в вопросе их конкретных видов и придаст им форму закона, что важно в том числе и для сохранения правовых традиций России. Представляется, что после принятия данного закона законодатель должен пойти и на такой объективно необходимый шаг, как внесение изменений в ст. 3 и ст. 5 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» от 31 декабря 1996 г., направленных на обеспечение приоритета применения общепризнанных обычных принципов и норм, взятых в рамки закона, по отношению к нормам федеральных законов. Этот шаг будет способствовать повышению эффективности реализации в национальной правовой системе императивного принципа добросовестного выполнения международных обязательств и дальнейшему развитию положений Конституции РФ. Осуществление названных мер обусловлено потребностями практики, которая должна регламентироваться как можно более четко и вполне закономерно. Общепризнанные принципы и нормы международного права, как и международные договоры РФ, положение которых в национальной правовой системе определено не только ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, но и Законом о международных договорах РФ 1995 г., имеют свой собственный статус и, являясь самостоятельной категорией норм международного права, обладающих повышенной социальной ценностью, могут претендовать на то, чтобы их положение в правовой системе было четко определено на законодательном уровне. Указанные меры будут способствовать единообразному применению общепризнанных принципов и норм международного права на всей территории России.
9. Повышению эффективности реализации общепризнанных принципов и норм международного права могла бы способствовать их систематизация по отраслям права посредством разработки и принятия официальных приложений к кодексам, содержащим общепризнанные принципы и нормы, а также иные нормы международного права, подлежащие применению в рамках той или иной отрасли права.
10. Права и свободы, признаваемые и гарантируемые согласно общепризнанным принципам и
нормам международного права, являются неотъемлемой составной частью общего, отраслевого (специального) и индивидуального статуса личности,
в силу чего участники правоотношений, использующие, соблюдающие и исполняющие нормы права во всех случаях, а не только в случаях коллизий и при отсылках вправе ссылаться на данные принципы и нормы, что не может не учитываться в ходе правоприменительной деятельности и должно находить отражение в правоприменительных актах.
11. С учетом того, что положение о признании достоинства человеческой личности является важнейшей составной частью общепризнанного императивного принципа всеобщего уважения прав человека, все права и свободы человека и гражданина, закрепленные в Конституции РФ и иных нормативно-правовых актах, должны толковаться как основанные на данном положении. Часть 1 статьи 21 Конституции РФ может быть дополнена прямым указанием на неприкосновенность человеческого достоинства, как это имеет место в ст. 1 Хартии Европейского союза об основных правах, ст. 1 Основного закона ФРГ 1949 г.
12. Прямое разъяснение Пленума Верховного Суда РФ от 10 октября 2003 г. № 5 о непосредственном применении судами общепризнанных принципов международного права и, в частности, принципа всеобщего уважения прав человека, является качественно новым этапом развития судебной практики, способным вывести ее на уровень практики, формирующейся в наиболее развитых правовых системах.
13. Поскольку эффективность реализации общепризнанных принципов и норм во многом зависит от правосознания, постольку первостепенными являются задача укрепления международного правосознания граждан и связанная с ней задача оптимизации процесса формирования на территории России единого международно-правового информационного пространства.
14. Возрастание роли международных организаций позволяет прогнозировать увеличение числа общепризнанных обычных норм международного права, средством формирования и фиксации которых будут выступать акты международных организаций, что ни в коем случае не умаляет значения неписаных общепризнанных обычных норм, проявляющих себя в различных областях международного права.
15. Исходя из того, что короткий период времени не является препятствием к образованию обычной нормы международного права, в связи с чем в науке международного права получила развитие концепция «моментального» обычного права, можно презюмировать появление в межгосударственной системе и вхождение в национальную правовую систему в кратчайшие сроки новых общепризнанных обычных норм международного права.
16. Увеличение числа договоров универсального характера приведет к появлению новых общепризнанных обычных норм международного права, так как универсальные договорные нормы, входящие в общее международное право, становятся обязательными в качестве обычно-правовых для государств, не участвующих в таких договорах.
17. Независимо от того, содержатся ли указания на общепризнанные принципы и нормы в отраслевых кодексах и иных законах, они в применимых случаях являются регуляторами отношений в рамках отраслей российского права на основе ч. 4 ст. 15 в силу прямого действия Конституции РФ.
Литература
1. Лукашук И.И. За международным правом будущее // Международное публичное и частное право. 2006. № 4 (31).
2. Собрание законодательства РФ. 1995. № 29. Ст. 2757.
3. Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. № 52. Ст. 1865.
4. Зорькин В.Д. Роль Конституционного суда Российской Федерации в реализации Конвенции о защите прав человека и основных свобод // Сравнительное конституционное обозрение. 2006. № 1 (54).
5. Тункин Г.И. Теория международного права. М., 1970.
6. Даниленко Г.М. Комментарий к ч. 4 ст. 15 Конституции РФ // Конституция РФ: Науч.-практ. комментарий / Под ред. Б.Н. Топорнина. М., 1997.