к ней относящимся». Данное положение устанавливает разграничение неосторожно причиненного вреда и случайного деяния.
Уголовное уложение Российской империи 1903 года - последний по времени принятия фундаментальный акт Российской империи в области материального уголовного права. В отделении четвертом «Об условиях вменения и преступности деяний» статья 42 говорит о том, что «не вменяется в вину преступи ое деяние, коего учинивший не мог предвидеть или предотвратить».
Изучая тексты уголовных законодательных памятников прошлого, можно заметить, что в них отражена специфика правосознания русского народа. Издавна свойственный российскому человеку коллективизм как принцип жизни нашего народа накладывал отпечаток на все законодательство, что препятствовало выделению индивидуальности. Общезначимыми являлись общественные интересы, а личное право отрицалось. Но несмотря на эту тенденцию,
проходящую общим фоном по всему законодательству, нужно отметить наличие стремления законодателей разных эпох к соблюдению справедливости по отношению к лицам, причинившим вред охраняемым законом общественным отношениям невиновно.
Примечания
' Российское законодательство Х-ХХ веков: в 9 т. — М„ 19841986,- Т.1. - С. 65.
-Тамже. - Т.З. - С. 140.
3 Там же. - Т.З. - С. 249.
4 Там же. - Т.З. - С. 250.
5 Там же. - Т. 4. - С. 343.
"Там же. - Т. 4. - С. 357.
АРЧИБАСОВА Лариса Анатольевна, старший преподаватель Учебного центра УВД Омской области, капитан милиции.
УДК 281.93:351.761(571.13) н. В. ЕЛИЗАРОВА
Омский государственный технический университет
К ВОПРОСУ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ ПО БОРЬБЕ С ПЬЯНСТВОМ НА ТЕРРИТОРИИ ЗАПАДНОЙ СИБИРИ В КОНЦЕ XIX ~ НАЧАЛЕ XX ВЕКОВ._
В статье анализируется отношение населения Западной Сибири к проблеме пьянства в конце XIX — начале XX вв., раскрывается роль Русской православной церкви по борьбе с его искоренением посредством духовных книг и библиотек.
Пьянство в России издревле считалось проблемой национального масштаба. Особенно болезненно эта проблема проявлялась в Западной Сибири, которую российские власти изначально видели, как большую тюрьму, куда «сбрасывались» все отбросы человеческого общества. Вынужденное соседство с преступными элементами самым негативным образом сказывалось на нравственном уровне сибиряков. Разгульное и разнузданное поведение уголовных преступников, сосланных в Сибирь, служило дурным примером для коренных жителей. Как отмечает современник, «плохие и даже очень плохие результаты дало подневольное переселение в Сибирь людей порочных, сумевших на новых местах не только развить свои безнравственные принципы, но и привить их к части коренного населения, действуя на него растлевающим примером веселой, пьяной жизни...» [2, с. 184).
Пьянство становилось явлением массовым, а спрос, как известно, рождает предложение. Поэтому кабаки и трактиры росли, как грибы после дождя.
Иллюстрируя жизнь сибирской деревни начала XX века, Иван Голошубин отмечает: «Бросая беглый взгляд на приходы всей епархии, нельзя, конечно, не удивляться тому, что за последнее время весьма многие поселки имеют казенную водку (на комиссионных началах, при мелочных лавках) и по нескольку пивных. Выезжая в поселок, прежде всего замечаешь в нем отсутствие школы, в глаза бьет не одна, а несколько вывесок пивных и даже винная казенная лавка» [5].
Злоупотребление спиртным приводило обывателя к духовному и материальному обнищанию. Современники рисовали образ сибирского крестьянина не слишком радужными красками: «Если случится ему приобрести где-либо лишний рубль, то считает обязанностью отнести его в кабак. Многие из местного населения пропивают все, что попадется под руку, и нередко доходят до нищенства или для исправления своих дел пускаются на воровство, мошенничество и т. п.» [2, с. 185]. По статистическим данным, «наи-
большее число карающихся законом преступлений совершается в субботу, воскресенье, понедельник, то есть в те дни, в которые народ более всего предается пьянству. Среди заключенных в тюрьмах за преступление против личности (нанесение телесных повреждений, преступление против нравственности, оскорбление женской чести, изнасилования, убийства и т. д.) пьяницы составляют от половины до трех четвертей заключенных этой категории». [1, с. 862]) «Из числа всех заключенных в домах умалишенных 35-40% заболели или исключительно, или отчасти вследствие пьянства» [1, с. 863].
Неутешительной была статистика, касающаяся смертности населения, как результата пьянства. Так, в течение 1914 года в России умерло «от запойной белой горячки — 5895 чел., погибло от удара вследствие запоя — 3287 чел., утонуло в пьяном виде — 9165 чел., убилось от падения в пьяном виде с лестниц, с крыш, с лесов — 8754 чел., от разбития черепа на панелях, об тумбы и фонарные столбы — 2896, повесилось в пьяном виде — 834, умерло от разрыва сердца вследствие опьянения — 1252, от сотрясения мозга при падении — 538, сгорело в пьяном виде — 1530, зарезалось в состоянии опьянении — 674 и отравилось в таком же состоянии - 375 чел.» [12, с. 388]. «С глубокой скорбью мне приходилось видеть, - отмечал Император Николай II, - печальные картины народной немощи, семейной нищеты, заброшенные хозяйства, как неизбежное следствие нетрезвой жизни и я пришел к твердому убеждению: нельзя ставить благосостояние казны в зависимость от разорения духовных и хозяйственных сил многих моих верноподданных» [7, с. 1433].
В конце XIX — начале XX веков такого понятия, как алкоголизм, не существовало. Говоря о пьянстве, подразумевали не болезнь, требующую серьезного медицинского лечения, а вредную привычку. Патологическая зависимость от спиртного характеризовалась, как «губительный порок», который, впрочем, при морально-этическом воздействии на пьющего мог быть искоренен.
Справедливости ради стоит заметить, что духовная деградация постигла не только прихожан. Своеобразный «моральный декаданс» переживало и само духовенство. Престиж священнослужителей в обществе падал. Неблагоприятной обстановка была не только на территории Западной Сибири, но и в целом по России. «Отношение крестьян к священникам весьма недружелюбное, - фиксировал свидетель событий. — правда, в глаза священника уважают, отдают почтение и постоянно подходят под благословение, за глаза же почти всегда ругают, называют «гривастый, обжора, оглод, побирушка» и проч., а некоторые не прочь и в глаза ругнуть...В отношении заметно явное нерасположение и недоброжелательность, отсутствие любви и желание осмеять...Крестьяне считают встречу с попом, что с «чертом», эпитеты «долгогривы», «жеребячья порода» обычные» [6, с. 27]. Такое отношение к священникам отчасти объяснялось их любовью к «зеленому змию». В «Епархиальных ведомостях» начала XX века неоднократно осуждалось пристрастие священнослужителей к вину и табаку и подчеркивалось, насколько разрушительным образом влияли на репутацию Русской Православной Церкви подобные наклонности. «Духовенство не только само пило вино, но и благословляло пить, -употреблять вино — обычай, освященный духовенством. Для того, чтобы бороться с пьянством, нужно, чтобы абсолютный трезвенник-священник стал явлением обычным» [7,с. 1439]. Безупречное поведение священнослужителей было делом чести.
В связи с этим, особая миссия в реализации борьбы против пьянства была возложена на Православную Церковь. Просветительские беседы о вреде пьянства в стенах храма, по мысли высших чинов духовенства, должны были сотворить чудо. В начале XX века в «Омских Епархиальных ведомостях» из номера в номер «кочевало» стихотворение, автор которого — священнослужитель — выразил надежду на то, что библейское слово способно перевоспитать сибирского пьяницу:
Пусть озарится мысль народа ученьем Божеским Христа.
От одуряющего пьянства, от двери смрадной кабака,
На путь нормальный христианства направь, о Боже, мужика.
Подобные чаяния, очевидно, разделяли большинство священников, потому что на территории Западной Сибири стали одна задругой возникать приходские библиотеки, наполненные литературой противоалкогольного содержания. Борьба с пьянством в регионе по своей значимости стала приравниваться к борьбе с раскольниками и сектантами — главными врагами Церкви.
При Епархиальных Братствах начали образовываться Общества Трезвости, которые устраивали устные беседы и чтения о вреде пьянства, распространяли в народе книги и брошюры против этого недуга, создавали библиотеки, читальни, устраивали духовные концерты. При открывшихся читальнях были организованы чайные, воплощая в жизнь идею о том, что «необходимо создать вместо трактира такое приходское помещение, где могли бы встретиться для разумной беседы знакомые, где могли бы сближаться одинокие и отдыхать душой от домашней суеты семейные» [8, с. 680]. Во всех приходах и храмах Томской епархии стал торжественно отмечаться День Трезвости. Празднование начиналось с молений «об укреплении начал трезвой жизни на Руси» [ 10, с. 85]. Праздники Трезвости сопровождались бесплатной раздачей печатных листков противоалкогольного содержания. В 1896 году Тобольское Общество Трезвости выпустило в свет книгу П. Головачева «Борьба с пьянством в Петербурге».
14 сентября 1912 года Иоанно-Предтеченским Обществом Трезвости при Св. Троицкой церкви на станции «Омск» Сибирской железной дороги была открыта библиотека — читальня — чайная для членов Общества Трезвости. «В библиотеке к 1 января 1913 года имелось 700 томов различных книг, которые бесплатно выдаются членам Общества Трезвости для чтения на дому. Для читальни выписаны шесть журналов и пять газет» [14]. Цель функционирования библиотеки сводилась к следующему: «приучить крестьянина к духовной книге...чтобы он стремился бы за ней так же неудержимо, не взирая ни на какие препятствия, как он стремится теперь за бутылкой водки, чтобы у дверей книжной лавки или народной библиотеки он стоял с такой же жадностью и нетерпением, как теперь стоит целые часы у дверей винной лавки» [3, с. 20]. Выдача литературы осуществлялась со знанием психологии. «Крестьянину желательно не отдавать книгу для прочтения даром, - писал в священник Д. Волосатовский в статье «Какими способами распространить религиозно-нравственную литературу среди нашего простого населения» - а выдавать ее замизерную стоимость, потой причине, что крестьянскому мужику свойственно видеть ценность лишьвтом, за что он заплатил» [3]. По мнению крестьянина, отмечает Волосатовский в своей статье, если
Таблица 1
О поступлении денежных вкладов в государственные сберегательные кассы (1, с. 860)
Месяцы Поступило вкладов (в млн. руб.) Месяцы Поступило вкладов (в млн. руб.)
Декабрь 1913 33,0 Декабрь 1914 153,8
Январь 1914 42,4 Январь 1915 141,2
Февраль 1914 50,7 Февраль 1915 122,0
Март 1914 44,6 Март 1915 125,6
Апрель 1914 70,3 Апрель 1915 140,2
Май 1914 63,3 Май 1915 149,6
Итого за 6 месяцев 304,3 Итого за 6 месяцев 832,4
за книгу берется плата, значит она хорошая, если выдается бесплатно — плохая. Из этого следует, что, если крестьянин заплатит за то или иное издание деньги, то он, наверняка, прочитает его, дай относиться к нему будет бережнее, если же книга достанется ему бесплатно, то он, скорее всего, читать ее не станет, полагая, что хорошую книгу бесплатно не дадут, а пустит на «самокрутки».
При церковно-приходских школах так же стали открываться «Общества не потребляющих ничего спиртного и табаку до 20 летнего возраста». Основа противоалкогольной пропаганды базировалась на «особенно сильных местах слова Божия, сочинениях духовных и светских писателей о гибельности пьянства и трубокурства» [15, с. 35]. Выпускники школы давали торжественное обещание следующего содержания: «Прощай, школа дорогая! Прощай, матушка родная! До гроба буду я добром поминать тебя за все, чему ты научила меня. В знак моей благодарности и любви к тебе, даю тебе честное и нерушимое слово не пить вина и не курить табаку до 20 лет своей жизни. Помоги мне, Господи, свято исполнить это обещание» [Там же].
В годы Первой мировой войны был введен «сухой закон», который благоприятным образом повлиял на жизнь местного населения. «Правительство, несмотря на недобор почти миллиарда рублей с прекращением казенной продажи водки, не терпит всей тяжести этого недобора, благодаря тому, что отрезвленный русский народ исправно стал выплачивать различные налоги государству, пришлось рассчитать целую армию продавцов казенного вина, сборщиков и прочих деятелей по акцизу; сократились расходы на содержание тюрем, участков полиции и т. п., поскольку со всех мест России налицо свидетельство уменьшения числа преступлений, хулиганств и т. п., имевших почти всегда в своей основе пьянство» [9, с. 77]. В государственные сберегательные кассы народные сбережения стали поступать в увеличенных размерах, как видно из таблицы, составленной по данным «Вестника финансов, промышленности и торговли».
По свидетельству очевидца: «Благодетельное запрещение продажи спиртных напитков перерождает население. Несмотря на исторически небывалое положение, народ бодр духом, всегда нормален, рассудителен, и, хочется верить, что драгоценные слова нашего обожаемого монарха о воспрещении продажи водки навсегда будут записаны золотыми буквами и поставлены везде по необъятной России-трезвеннице» [1, с. 862].
Львиная доля средств из государственной казны уходила на военные нужды, на открытие и содержание библиотек приходилась лишь мизерная часть, которая явно не утоляла «книжный голод» сибирского населения. Вот что констатируют священнослужители по этому поводу: «В связи с войной и запрещением винной торговли в деревне пробудилось тяготение к печатным строкам, к печатному листку. Газета, книга для деревни все или почти все. Это понятно. Народ отрезвел, одумался и почувствовал себя духовно голодным, Он очутился в положении древних римлян. Древние римляне, угнетенные патрициями, кричали: «Хлебай зрелищ!» Русский же народ, отвергая зрелища, требует духовной пищи. Но находит ли он ее? Не ново в настоящее время наблюдать отсутствие в деревнях просветительских учреждений в виде библиотек, читален, народных домов. Если где и есть читальни или библиотеки, то там или книг не хватает, или они не подходящи, ибо представляют из себя твердую духовную пищу, между тем нашему народу, как младенцу, требуется молоко» [3, с. 37].
Православная Церковь взяла на себя заботу об удовлетворении потребности народа в чтении. Епархиальные Братства в пределах своей епархии стали бесплатно распространять книги, ладан, иконы и церковную утварь. Так, Томским Иннокентиевским Епарихиальным Братством Трезвости было положено основание библиотеки, состоящей из книги журналов противоалкогольного характера. Подобной литературой Братство снабжало воинов, уходящих в действующую армию. «Для солдат 54-го Сибирского полка была составлена особая противоалкогольная библиотечка, в которую вошли издания Братства. Библиотека эта была передана в распоряжение священника указанного полка о. Иоанна Завадовского» [10, с. 640].
В приходах Западной Сибири по воскресеньям стали проводиться беседы о пользе трезвости. В беседах принимали участие порой до 500 человек. «Предварялись беседы акафистами перед иконами Божией Матери «Тихвинской» и «Утоли мои печали» попеременно. В храмах выдавались листки религиозно-нравственного, патриотического и трезвеннического содержания, выписываемые из издательств «Верность» (Москва), «Фасенко» (Одесса) и Киевской и Троице-СергиевойЛавр» [13, с. 82].
Продуктивность задачи, которую возложила на себя Русская Православная Церковь по ликвидации пьянства на территории Западной Сибири при помощи книг и библиотек, подвергается сомнению, по-
скольку медицинские исследования по проблеме алкоголизма, написанные в последние годы, показывают, какую сложность представляет лечение этой болезни. Но абсолютно бесспорна положительная роль Русской Православной Церкви, и духовных библиотек в частности, которые способствовали распространению трезвеннических идей в обществе.
Библиографический список
1. Боритесь с алкоголем//Том. епархиал. ведомости.- 1915.-№20.-С. 851-867.
2. Бортникова О. Н. Сибирь тюремная: пенитенциарная система Западной Сибири в 1801 -1917 гг.: Монография,- Тюмень, 1999.-304 с.
3. Война, вино и книжный голод//Ом. епархиал. ведомости, -1915.-№14.- С. 37-41.
4. Волосатовский Д. Какими способами распространить религиозно-нравственную литературу среди нашего простого населения//Ом, епархиал. ведомости,-1913.-№3,-С. 18-31.
5. Голошубин И, Справочная книга Омской епархии,- Омск, 1914,- 1074с.
6. Государственно-церковные отношения в России: Ч. 2,- М., 1995,- 193 с.
7. Задачи Братства Трезвости: Доклад, прочитанный на собранииТомского городского духовенства председателем комитета Епархиального Братства Трезвости//Том. епархиал. ведомости,-1914.-№22,- С. 1429-1442,- (Отдел общецерковный).
8. К вопросу о мерах борьбы с пьянством в приходе//Том. епархиал. ведомости,-1909,- №16,-С. 673-682.
9. Какстать трезвыми // Том. епархиал. ведомости,- 1917.-№2,- С. 70-78.
10. Краткий отчет о деятельности Иннокентиевского Епархиального Братства Трезвости за 1913-1914 гг.// Том. епархиал. ведомости,-1915.- №15.- С. 636-643,
11. Краткий отчет о деятельности Иннокентиевского Епархиального Братства Треэвости//Том. епархиал. ведомости.-1917,-№5.-С. 85-91.
12. Культ алкогольной страсти: Доклад, прочитанный на общем годичномсобрании членов Томского Епархиального Иннокентиевского Братства Трезвости//Том. епархиал. ведомости.-1915.-№9,-С. 376-390.
13. Лебедев В. В. Омское Епархиальное Братство//Русское православие в Сибири: История и современность: Матер, междунар. науч. конф. — Омск, 1995. — С. 81-83.
14. Отчет Иоанно-Предтеченского общества трезвости при Свято-Троицкой церкви на станции «Омск» Сибирской железной дороги за 1912год//Ом. епархиал. ведомости.- 1913.- №17,- (Ч. неофициал.).
15. Школа и приход//Народное образование.- 1897,- Год второй,- КнигаХ (окт.).- С. 6-35.
ЕЛИЗАРОВА Наталья Владимировна, аспирант, ассистент кафедры «Отечественная история».
УДК (947+957) м. В. УГРЮМОВА
Омский государственный технический университет
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЗЕМСТВ ТОБОЛЬСКОЙ ГУБЕРНИИ В ДЕЛЕ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И МЕДИЦИНЫ
Статья посвящена рассмотрению актуальных вопросов практической деятельности органов земского самоуправления в области образования и здравоохранения на территории Тобольской губернии в период 1917 — 1919 гг.
Важнейшим институтом правового государства и гражданского общества, наряду с независимым судом и равенством всех граждан перед законом, является самоуправление. Организация и практическая деятельность земств в России относится к числу наиболее актуальных проблем отечественной истории, поскольку очевидна их связь с настоящим временем, когда на местах формируются и действуют органы местного самоуправления.
В 1864 г. в Сибири, как известно, земство не вводилось. Причин приводилось множество: незначительный процент помещичьего землевладения, наличие нерусских национальностей и ссыльных, обшир-
ность площадей и окраинная территория, удобная для правительства налоговая система и др. В числе многих доводов приводился и низкий уровень образования местного населения. Общественность же, поднимавшая вопрос о введении земства в Сибири во второй половине XIX века, говорила иначе: как сибирякам научиться писать и читать, если здесь нет школ?
В Тобольской губернии земства были созданы по закону Временного правительства летом 1917 года. Фактически же земские учреждения в губернии начали свою работу только после прихода к власти Временного Сибирского правительства. Деятельность