Научная статья на тему 'РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ ПРОТИВ ПЬЯНСТВА(по материалам Омских, Томских и Тобольских епархиальных ведомостей)'

РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ ПРОТИВ ПЬЯНСТВА(по материалам Омских, Томских и Тобольских епархиальных ведомостей) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
105
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article is devoted to the struggle of the Russian orthodox Church in the West Siberia at the of 19th and beginning of the 20th century.

Текст научной работы на тему «РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ ПРОТИВ ПЬЯНСТВА(по материалам Омских, Томских и Тобольских епархиальных ведомостей)»

ИСТОРИЯ

Вестник Омского университета, 2004. № 4. С. 95-98. © Омский государственный университет

РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ ПЬЯНСТВА (по материалам Омских, Томских

епархиальных ведомостей)

Н.В. Елизарова

Омский государственный технический университет, кафедра истории 64-4-050, Омск, пр. Мира, 11

Получена 9 сентября 2004 г-

This article is devoted to the struggle of the Russian orthodox Church in the West Siberia at the of 19th and beginning of the 20th century.

УДК 947:281.9 (571.1)

ПРОТИВ

и Тобольских

Западная Сибирь до Октябрьской революции 1917 г. производила неоднозначное впечатление. С одной стороны, она была краем с обширными земельными угодьями и богатым месторождением полезных ископаемых. Благоприятные климатические условия и наличие незаселенных территорий привлекали огромное количество переселенцев из европейской части России. «В Сибирь прибывали для заработков на золотые прииски, на постройку Сибирской железной дороги (с 90-х годов), для торговых целей, занятий промыслами и ремеслами» [7, с. 27]. С другой - Западная Сибирь изначально являлась местом каторги и ссылки, что самым негативным образом сказывалось на нравственном уровне сибиряков. Разгульное и разнузданное поведение уголовных преступников, сосланных в Сибирь, служило дурным примером для коренных жителей. Губернский тюремный инспектор А. Теплов свидетельствовал: «Плохие и даже очень плохие результаты дало подневольное переселение в Сибирь людей порочных, сумевших на новых местах не только развить свои безнравственные принципы, но и привить их к части коренного населения, действуя на него растлевающим примером веселой, пьяной жизни... » [2, с. 184].

Иллюстрируя жизнь сибирской деревни начала XX в., Иван Голошубин отмечал: «Бросая беглый взгляд на приходы всей епархии, нельзя, конечно, не удивляться тому, что за последнее время весьма многие поселки имеют казенную водку (на комиссионных началах, при мелочных лавках) и по нескольку пивных. Выезжая в поселок, прежде всего замечаешь в нем отсутствие школы, в глаза бьет не одна, а несколько вывесок пивных и даже винная казенная лавка» [4]. Пьянство

становилось явлением массовым, а спрос, как известно, рождает предложение. «В Сибири действовало 40 винокуренных заводов. Ежегодно выкуривалось более 1 100 000 ведер вина» [7, с. 49].

Злоупотребление спиртным приводило обывателя к духовному и материальному обнищанию. Рука об руку с пьянством шло преступление. По статистическим данным, «наибольшее число карающихся законом преступлений совершается в субботу, воскресенье, понедельник, то есть в те дни, в которые народ более всего предается пьянству. Среди заключенных в тюрьмах за преступление против личности (нанесение телесных повреждений, преступление против нравственности, оскорбление женской чести, изнасилования, убийства и т. д.) пьяницы составляют от половины до трех четвертей заключенных этой категории» [1, с. 862]. «Из числа всех заключенных в домах умалишенных 35-40% заболели или исключительно, или отчасти вследствие пьянства» [1, с. 863].

Массовое пьянство устраивалось на так называемые съезжие крестьянские праздники. «Вместо того, чтобы в праздник ехать в свою приходскую церковь к обедне, или.. .помолиться дома, начинается с самого утра поголовная попойка, -констатировал священник Иннокентий Литвин-цев. - Старые и молодые мужчины и женщины, безобразно пьяные, юноши и взрослые девицы ходят из дома в дом целой вереницей с песнями и под звуки какой-либо деревенской музыки и так проводят время в течение трех и четырех дней, не исключая и ночей. Иные до того заражаются пьянством, что пропивают последнее с себя, несут немилосердному целовальнику последнюю рубаху, а посмотришь: семья голодает, на дво-

ре нет ни клочка сена для скотины, ни полена дров для отопления». Коллективное пьянство заканчивалось ссорами, драками и убийствами. По словам священника, «все это положительно надрывает душу пастыря, который в съезжие крестьянские праздники должен быть в постоянном беспокойстве, ожидая, скоро ли пригласят его в ту или другую деревню напутствовать тяжело избитого, умирающего от побоев или чрезмерного употребления спиртных напитков» [13, с. 358].

Неутешительной была статистика, касающаяся смертности населения как результата пьянства. Так, в течение 1914 г. в России умерло «от запойной белой горячки - 5 895 чел., погибло от удара вследствие запоя - 3 287 чел., утонуло в пьяном виде - 9 165 чел., убилось от падения в пьяном виде с лестниц, с крыш, с лесов - 8 754 чел., от разбития черепа на панелях, об тумбы и фонарные столбы - 2 896, повесилось в пьяном виде - 834, умерло от разрыва сердца вследствие опьянения - 1 252, от сотрясения мозга при падении - 538, сгорело в пьяном виде - 1 530, зарезалось в состоянии опьянении - 674 и отравилось в таком же состоянии - 375 чел.» [12, с. 388].

«С глубокой скорбью мне приходилось видеть, - отмечал Император Николай II, - печальные картины народной немощи, семейной нищеты, заброшенные хозяйства как неизбежное следствие нетрезвой жизни, и я пришел к твердому убеждению: нельзя ставить благосостояние казны в зависимость от разорения духовных и хозяйственных сил многих моих верноподданных» [6, с. 1433].

В конце XIX - начале XX вв. такого понятия, как алкоголизм, не существовало. Говоря о пьянстве, подразумевали не болезнь, требующую серьезного медицинского лечения, а вредную привычку. Патологическая зависимость от спиртного характеризовалась как «губительный порок», который, впрочем, при морально-этическом воздействии на пьющего мог быть искоренен. В связи с этим особая миссия в реализации борьбы против пьянства была возложена на Православную церковь. Просветительские беседы о вреде пьянства в стенах храма, по мысли высших чинов духовенства, должны были сотворить чудо. В начале XX в. в «Омских Епархиальных ведомостях» из номера в номер «кочевало» стихотворение, автор которого - священнослужитель - выразил надежду на то, что библейское слово способно перевоспитать сибирского пьяницу: Пусть озарится мысль народа ученьем Божеским Христа.

От одуряющего пьянства, от двери смрадной кабака,

На путь нормальный христианства направь, о Боже, мужика.

Подобные чаяния, очевидно, разделяли большинство священников, потому что на территории Западной Сибири стали одна за другой возникать приходские библиотеки, наполненные литературой противоалкогольного содержания. Борьба с пьянством в регионе по своей значимости стала приравниваться к борьбе с раскольниками и сектантами - главными врагами Церкви.

При Епархиальных Братствах начали образовываться Общества трезвости, которые устраивали устные беседы и чтения о вреде пьянства, распространяли в народе книги и брошюры против этого недуга, создавали библиотеки, читальни, устраивали духовные концерты. При открывшихся читальнях были организованы чайные, которые реализовывалп в жизнь идею о том, что «необходимо создать вместо трактира такое приходское помещение, где могли бы встретиться для разумной беседы знакомые, где могли бы сближаться одинокие и отдыхать душой от домашней суеты семейные» [8, с. 680]. Во всех приходах и храмах Томской епархии стал торжественно отмечаться День трезвости. Празднование начиналось с молений «об укреплении начал трезвой жизни на Руси» [10, с. 85]. Праздники трезвости сопровождались бесплатной раздачей печатных листков противоалкогольного содержания.

В 1896 г. Тобольское Общество трезвости выпустило в свет книгу П. Головачева «Борьба с пьянством в Петербурге». Нужно отметить, что в Петербурге имелся немалый опыт по борьбе с этой проблемой. Так, первая школа трезвости была открыта в 1905 г. на Финском заливе, в 18 верстах от Петербурга, в Сергиевой слободе. Школа получила название Сергисветлой школы трезвости. Курс обучения в школе проходил по следующей программе:

I. Происхождение и свойство алкогольных напитков.

1. Вода и спирт.

2. Спирт и вино.

3. Производство виноградного вина.

4. Спирт в пиве.

5. Производство пива.

6. Свойства спирта.

II. Зло, вносимое алкоголем в мир.

1. Типы алкоголиков.

2. Семья алкоголика.

3. Алкоголь, как причина преступности и смертности.

4. Наследственная передача алкоголя.

5. Алкоголь как фактор вырождения.

6. Алкоголь и туберкулез.

7. Алкоголь и самоубийство.

III. Положительные качества трезвости.

1. Трезвость и ее значение для человека.

2. Семья трезвенника.

Русская православная церковь против пьянства.

97

3. Трезвость и общество.

4. Трезвость и государство [16, с. 844].

На епархиальных складах в продаже имелись: программа курса учения о трезвости для начальных школ, составленная Мордвиновым, и примерный каталог библиотеки для церковноприходской школы, в которой учреждено Общество трезвости. Они являлись методическими руководствами для священнослужителей, желавших в своих приходах открыть школу трезвости, поэтому подобные школы стали открываться и на территории Западной Сибири. Так, при церковно-приходских школах существовали «Общества не потребляющих ничего спиртного и табаку до 20 летнего возраста». Основа противоалкогольной пропаганды базировалась на «особенно сильных местах слова Божия, сочинениях духовных и светских писателей о гибельности пьянства и трубокурства». Выпускники школы давали торжественное обещание следующего содержания: «Прощай, школа дорогая! Прощай, матушка родная! До гроба буду я добром поминать тебя за все, чему ты научила меня. В знак моей благодарности и любви к тебе, даю тебе честное и нерушимое слово не пить вина и не курить табаку до 20 лет своей жизни. Помоги мне, Господи, свято исполнить это обещание» [17, с. 35].

14 сентября 1912 г. Иоанно-Предтеченским Обществом трезвости при Свято-Троицкой церкви на станции Омск Сибирской железной дороги была открыта библиотека-читальня-чайная для членов Общества трезвости. «В библиотеке к 1 января 1913 г. имелось 700 томов различных книг, которые бесплатно выдаются членам Общества Трезвости для чтения на дому. Для читальни выписаны шесть журналов и пять газет» [14].

В годы Первой мировой войны был введен «сухой закон», который благоприятным образом повлиял на жизнь местного населения. «Правительство, несмотря на недобор почти миллиарда рублей с прекращением казенной продажи водки, не терпит всей тяжести этого недобора, благодаря тому, что отрезвленный русский народ исправно стал выплачивать различные налоги государству, пришлось рассчитать целую армию продавцов казенного вина, сборщиков и прочих деятелей по акцизу; сократились расходы на содержание тюрем, участков полиции и т. п., поскольку со всех мест России налицо свидетельство уменьшения числа преступлений, хулиганств и т. п., имевших почти всегда в своей основе пьянство» [9, с. 77]. В государственные сберегательные кассы народные сбережения стали поступать в увеличенных размерах. По данным «Вестника финансов, промышленности и торговли», «всего за 6 месяцев с 1 декабря 1914 г. по 1 июля 1915 г.

поступает 832,4 мил. За те же месяцы предыдущего года эта сумма составила 304,3 мил., то есть на 528,1 мил. рублей больше» [1, с. 861].

Львиная доля средств из государственной казны уходила на военные нужды, на открытие и содержание библиотек приходилась лишь мизерная часть, которая явно не утоляла «книжный голод» сибирского населения. Вот что констатируют священнослужители по этому поводу: «В связи с войной и запрещением винной торговли в деревне пробудилось тяготение к печатным строкам, к печатному листку... Народ отрезвел, одумался и почувствовал себя духовно голодным... Русский народ... требует духовной пищи. Но находит ли он ее? Не ново в настоящее время наблюдать отсутствие в деревнях просветительских учреждений в виде библиотек, читален, народных домов. Если где и есть читальни или библиотеки, то там или книг не хватает, или они не подходящи... » [3, с. 37].

Православная церковь взяла на себя заботу об удовлетворении потребности народа в чтении. Например, Томским Иннокентиевским Епархиальным Братством трезвости было положено основание библиотеки, состоящей из книг и журналов противоалкогольного характера. Подобной литературой Братство снабжало воинов, уходящих в действующую армию. «Для солдат 54-го Сибирского полка была составлена особая противоалкогольная библиотечка, в которую вошли издания Братства. Библиотека эта была передана в распоряжение священника указанного полка о. Иоанна Завадовского» [10, с. 640].

В приходах Западной Сибири по воскресеньям стали проводить беседы о пользе трезвости, в которых принимали участие порой до 500 человек. В храмах выдавали листки трезвеннического содержания. При этом следует заметить, что при проведении душеспасительных бесед преследовалась цель не только помочь заблудшим душам, но и пополнить церковную казну. Архипастыри упрекали сибирских пьяниц за то, что они, «вместо того, чтобы затрачивать трудовые деньги на разгул и пьянство... обращали бы их... на укрепление своих приходских храмов, которые во многих местах крайне в том нуждаются, заводили бы церковноприходские школы для образования детей и вообще употребляли бы свои небогатые средства на богоугодное дело» [13, с. 369].

Итак, благодаря Церкви, пьянство перестало быть «личным делом» пьющего. Церковь видела, что злоупотребление алкоголем наносит вред обществу в целом. Но священнослужители ограничились осуждением только одной социальной группы, подверженной пьянству, - крестьянства. Однако проблема пьянства была актуаль-

на не только для людей с низким социальным и интеллектуальным статусом, она затрагивала и высшие слои общества, социальную элиту. Справедливости ради стоит заметить, что духовную деградацию переживало и само духовенство. Престиж священнослужителей в обществе падал. Неблагоприятной обстановка была не только на территории Западной Сибири, но и в целом по России. «Отношение крестьян к священникам весьма недружелюбное, - свидетельствовал корреспондент из Орловской губернии А.И. Кротков, - правда, в глаза священника уважают, отдают почтение и постоянно подходят под благословение, за глаза же почти всегда ругают, называют "гривастый, обжора, оглод, побирушка" и проч., а некоторые не прочь и в глаза ругнуть... » [5, с. 27]. Такое отношение к священникам отчасти объяснялось их любовью к «зеленому змию». В «Епархиальных ведомостях» начала XX в. неоднократно осуждалось пристрастие священнослужителей к вину и табаку и подчеркивалось, насколько разрушительно влияли на репутацию Русской православной церкви подобные наклонности. «Духовенство не только само пило вино, но и благословляло пить; употреблять вино - обычай, освященный духовенством. Для того, чтобы бороться с пьянством, нужно, чтобы абсолютный трезвенник-священник стал явлением обычным» [6, с. 1439]. Безупречное поведение священнослужителей было делом чести.

Если говорить об отношении священнослужителей к пьющим, то оно в большинстве случаев было негативным, поскольку несло отпечаток личностей, почитаемых Церковью. Вот что говорит о пьянстве святой Иоанн Златоуст: «Пьянство - это добровольное неистовство, пьянство есть несчастие, достойное смеха, болезнь, достойная осмеяния, произвольное беснование, это хуже умопомешательства». «Пьянство мать всех постыдных дел, сестра любоветрия и кораблекрушение целомудрия», - вторит ему Блаженный Августин [15, с. 1183].

Продуктивность задачи, которую возложила на себя Русская православная церковь по ликвидации пьянства на территории Западной Сибири при помощи книг и библиотек, подвергается сомнению, поскольку медицинские исследования по проблеме алкоголизма, написанные в последние годы, показывают, какую сложность представляет лечение этой болезни. Но абсолютно бесспорна положительная роль Русской православной церкви и духовных библиотек в частности, которые способствовали распространению трезвеннических идей в обществе, поскольку для Церкви «печатное слово было орудием широкой пропаганды идеи трезвой жизни и абсолютной воздержанности от употребления спиртных на-

питков в массе народной» [11, с. 86].

[1] Боритесь с алкоголем // Том. епархиал. ведомости. 1915. № 20.

[2] Цит по: Вортникова О.Н. Сибирь тюремная: пенитенциарная система Западной Сибири в 1801— 1917 гг.: Монография. Тюмень, 1999.

[3] Война, вино и книжный голод // Ом. епархиал. ведомости. 1915. № 14.

[4] Голошубин И. Справочная книга Омской епархии. Омск, 1914. 1074 с.

[5] Государственно-церковные отношения в России. Ч. 2. М., 1995.

[6] Задачи Братства Трезвости: Доклад, прочитанный на собрании Томского городского духовенства председателем комитета Епархиального Братства Трезвости // Том. епархиал. ведомости. 1914. № 22. (Отдел общецерковный).

[7] История Сибири. Л.: Наука, 1968. Т. 3. 527 с.

[8] К вопросу о мерах борьбы с пьянством в приходе // Том. епархиал. ведомости. 1909. № 16.

[9] Как стать трезвыми // Том. епархиал. ведомости. 1917. № 2.

[10] Краткий отчет о деятельности Иннокентиевско-го Епархиального Братства Трезвости за 1913— 1914 гг. // Том. епархиал. ведомости. 1915. № 15.

[11] Краткий отчет о деятельности Иннокентиев-ского Епархиального Братства Трезвости//Том. епархиал. ведомости. 1917. № 5.

[12] Культ алкогольной страсти: Доклад, прочитанный на общем годичном собрании членов Томского Епархиального Иннокентиевского Братства Трезвости // Том. епархиал. ведомости. 1915. № 9.

[13] О съезжих крестьянских праздниках // Тобол, епархиал. ведомости. 1887. № 17. (Ч. неофициал).

[14] Отчет Иоанно-Предтеченского Общества трезвости при Свято-Троицкой церкви на станции «Омск» Сибирской железной дороги за 1912 год//Ом. епархиал. ведомости. 1913. № 17. (Ч. неофициал.).

[15] Пастыри церкви о спиртных напитках// Том. епархиал. ведомости. 1913. № 20.

[16] Школа в борьбе с алкоголизмом//Том. епархиал. ведомости. 1913. № 16.

[17] Школа и приход//Народное образование. 1897. Год второй. Книга X (окт.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.