ИСТОРИЯ
Вестник Омского университета, 2004. № 4. С. 95-98. © Омский государственный университет
РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ ПЬЯНСТВА (по материалам Омских, Томских
епархиальных ведомостей)
Н.В. Елизарова
Омский государственный технический университет, кафедра истории 64-4-050, Омск, пр. Мира, 11
Получена 9 сентября 2004 г-
This article is devoted to the struggle of the Russian orthodox Church in the West Siberia at the of 19th and beginning of the 20th century.
УДК 947:281.9 (571.1)
ПРОТИВ
и Тобольских
Западная Сибирь до Октябрьской революции 1917 г. производила неоднозначное впечатление. С одной стороны, она была краем с обширными земельными угодьями и богатым месторождением полезных ископаемых. Благоприятные климатические условия и наличие незаселенных территорий привлекали огромное количество переселенцев из европейской части России. «В Сибирь прибывали для заработков на золотые прииски, на постройку Сибирской железной дороги (с 90-х годов), для торговых целей, занятий промыслами и ремеслами» [7, с. 27]. С другой - Западная Сибирь изначально являлась местом каторги и ссылки, что самым негативным образом сказывалось на нравственном уровне сибиряков. Разгульное и разнузданное поведение уголовных преступников, сосланных в Сибирь, служило дурным примером для коренных жителей. Губернский тюремный инспектор А. Теплов свидетельствовал: «Плохие и даже очень плохие результаты дало подневольное переселение в Сибирь людей порочных, сумевших на новых местах не только развить свои безнравственные принципы, но и привить их к части коренного населения, действуя на него растлевающим примером веселой, пьяной жизни... » [2, с. 184].
Иллюстрируя жизнь сибирской деревни начала XX в., Иван Голошубин отмечал: «Бросая беглый взгляд на приходы всей епархии, нельзя, конечно, не удивляться тому, что за последнее время весьма многие поселки имеют казенную водку (на комиссионных началах, при мелочных лавках) и по нескольку пивных. Выезжая в поселок, прежде всего замечаешь в нем отсутствие школы, в глаза бьет не одна, а несколько вывесок пивных и даже винная казенная лавка» [4]. Пьянство
становилось явлением массовым, а спрос, как известно, рождает предложение. «В Сибири действовало 40 винокуренных заводов. Ежегодно выкуривалось более 1 100 000 ведер вина» [7, с. 49].
Злоупотребление спиртным приводило обывателя к духовному и материальному обнищанию. Рука об руку с пьянством шло преступление. По статистическим данным, «наибольшее число карающихся законом преступлений совершается в субботу, воскресенье, понедельник, то есть в те дни, в которые народ более всего предается пьянству. Среди заключенных в тюрьмах за преступление против личности (нанесение телесных повреждений, преступление против нравственности, оскорбление женской чести, изнасилования, убийства и т. д.) пьяницы составляют от половины до трех четвертей заключенных этой категории» [1, с. 862]. «Из числа всех заключенных в домах умалишенных 35-40% заболели или исключительно, или отчасти вследствие пьянства» [1, с. 863].
Массовое пьянство устраивалось на так называемые съезжие крестьянские праздники. «Вместо того, чтобы в праздник ехать в свою приходскую церковь к обедне, или.. .помолиться дома, начинается с самого утра поголовная попойка, -констатировал священник Иннокентий Литвин-цев. - Старые и молодые мужчины и женщины, безобразно пьяные, юноши и взрослые девицы ходят из дома в дом целой вереницей с песнями и под звуки какой-либо деревенской музыки и так проводят время в течение трех и четырех дней, не исключая и ночей. Иные до того заражаются пьянством, что пропивают последнее с себя, несут немилосердному целовальнику последнюю рубаху, а посмотришь: семья голодает, на дво-
ре нет ни клочка сена для скотины, ни полена дров для отопления». Коллективное пьянство заканчивалось ссорами, драками и убийствами. По словам священника, «все это положительно надрывает душу пастыря, который в съезжие крестьянские праздники должен быть в постоянном беспокойстве, ожидая, скоро ли пригласят его в ту или другую деревню напутствовать тяжело избитого, умирающего от побоев или чрезмерного употребления спиртных напитков» [13, с. 358].
Неутешительной была статистика, касающаяся смертности населения как результата пьянства. Так, в течение 1914 г. в России умерло «от запойной белой горячки - 5 895 чел., погибло от удара вследствие запоя - 3 287 чел., утонуло в пьяном виде - 9 165 чел., убилось от падения в пьяном виде с лестниц, с крыш, с лесов - 8 754 чел., от разбития черепа на панелях, об тумбы и фонарные столбы - 2 896, повесилось в пьяном виде - 834, умерло от разрыва сердца вследствие опьянения - 1 252, от сотрясения мозга при падении - 538, сгорело в пьяном виде - 1 530, зарезалось в состоянии опьянении - 674 и отравилось в таком же состоянии - 375 чел.» [12, с. 388].
«С глубокой скорбью мне приходилось видеть, - отмечал Император Николай II, - печальные картины народной немощи, семейной нищеты, заброшенные хозяйства как неизбежное следствие нетрезвой жизни, и я пришел к твердому убеждению: нельзя ставить благосостояние казны в зависимость от разорения духовных и хозяйственных сил многих моих верноподданных» [6, с. 1433].
В конце XIX - начале XX вв. такого понятия, как алкоголизм, не существовало. Говоря о пьянстве, подразумевали не болезнь, требующую серьезного медицинского лечения, а вредную привычку. Патологическая зависимость от спиртного характеризовалась как «губительный порок», который, впрочем, при морально-этическом воздействии на пьющего мог быть искоренен. В связи с этим особая миссия в реализации борьбы против пьянства была возложена на Православную церковь. Просветительские беседы о вреде пьянства в стенах храма, по мысли высших чинов духовенства, должны были сотворить чудо. В начале XX в. в «Омских Епархиальных ведомостях» из номера в номер «кочевало» стихотворение, автор которого - священнослужитель - выразил надежду на то, что библейское слово способно перевоспитать сибирского пьяницу: Пусть озарится мысль народа ученьем Божеским Христа.
От одуряющего пьянства, от двери смрадной кабака,
На путь нормальный христианства направь, о Боже, мужика.
Подобные чаяния, очевидно, разделяли большинство священников, потому что на территории Западной Сибири стали одна за другой возникать приходские библиотеки, наполненные литературой противоалкогольного содержания. Борьба с пьянством в регионе по своей значимости стала приравниваться к борьбе с раскольниками и сектантами - главными врагами Церкви.
При Епархиальных Братствах начали образовываться Общества трезвости, которые устраивали устные беседы и чтения о вреде пьянства, распространяли в народе книги и брошюры против этого недуга, создавали библиотеки, читальни, устраивали духовные концерты. При открывшихся читальнях были организованы чайные, которые реализовывалп в жизнь идею о том, что «необходимо создать вместо трактира такое приходское помещение, где могли бы встретиться для разумной беседы знакомые, где могли бы сближаться одинокие и отдыхать душой от домашней суеты семейные» [8, с. 680]. Во всех приходах и храмах Томской епархии стал торжественно отмечаться День трезвости. Празднование начиналось с молений «об укреплении начал трезвой жизни на Руси» [10, с. 85]. Праздники трезвости сопровождались бесплатной раздачей печатных листков противоалкогольного содержания.
В 1896 г. Тобольское Общество трезвости выпустило в свет книгу П. Головачева «Борьба с пьянством в Петербурге». Нужно отметить, что в Петербурге имелся немалый опыт по борьбе с этой проблемой. Так, первая школа трезвости была открыта в 1905 г. на Финском заливе, в 18 верстах от Петербурга, в Сергиевой слободе. Школа получила название Сергисветлой школы трезвости. Курс обучения в школе проходил по следующей программе:
I. Происхождение и свойство алкогольных напитков.
1. Вода и спирт.
2. Спирт и вино.
3. Производство виноградного вина.
4. Спирт в пиве.
5. Производство пива.
6. Свойства спирта.
II. Зло, вносимое алкоголем в мир.
1. Типы алкоголиков.
2. Семья алкоголика.
3. Алкоголь, как причина преступности и смертности.
4. Наследственная передача алкоголя.
5. Алкоголь как фактор вырождения.
6. Алкоголь и туберкулез.
7. Алкоголь и самоубийство.
III. Положительные качества трезвости.
1. Трезвость и ее значение для человека.
2. Семья трезвенника.
Русская православная церковь против пьянства.
97
3. Трезвость и общество.
4. Трезвость и государство [16, с. 844].
На епархиальных складах в продаже имелись: программа курса учения о трезвости для начальных школ, составленная Мордвиновым, и примерный каталог библиотеки для церковноприходской школы, в которой учреждено Общество трезвости. Они являлись методическими руководствами для священнослужителей, желавших в своих приходах открыть школу трезвости, поэтому подобные школы стали открываться и на территории Западной Сибири. Так, при церковно-приходских школах существовали «Общества не потребляющих ничего спиртного и табаку до 20 летнего возраста». Основа противоалкогольной пропаганды базировалась на «особенно сильных местах слова Божия, сочинениях духовных и светских писателей о гибельности пьянства и трубокурства». Выпускники школы давали торжественное обещание следующего содержания: «Прощай, школа дорогая! Прощай, матушка родная! До гроба буду я добром поминать тебя за все, чему ты научила меня. В знак моей благодарности и любви к тебе, даю тебе честное и нерушимое слово не пить вина и не курить табаку до 20 лет своей жизни. Помоги мне, Господи, свято исполнить это обещание» [17, с. 35].
14 сентября 1912 г. Иоанно-Предтеченским Обществом трезвости при Свято-Троицкой церкви на станции Омск Сибирской железной дороги была открыта библиотека-читальня-чайная для членов Общества трезвости. «В библиотеке к 1 января 1913 г. имелось 700 томов различных книг, которые бесплатно выдаются членам Общества Трезвости для чтения на дому. Для читальни выписаны шесть журналов и пять газет» [14].
В годы Первой мировой войны был введен «сухой закон», который благоприятным образом повлиял на жизнь местного населения. «Правительство, несмотря на недобор почти миллиарда рублей с прекращением казенной продажи водки, не терпит всей тяжести этого недобора, благодаря тому, что отрезвленный русский народ исправно стал выплачивать различные налоги государству, пришлось рассчитать целую армию продавцов казенного вина, сборщиков и прочих деятелей по акцизу; сократились расходы на содержание тюрем, участков полиции и т. п., поскольку со всех мест России налицо свидетельство уменьшения числа преступлений, хулиганств и т. п., имевших почти всегда в своей основе пьянство» [9, с. 77]. В государственные сберегательные кассы народные сбережения стали поступать в увеличенных размерах. По данным «Вестника финансов, промышленности и торговли», «всего за 6 месяцев с 1 декабря 1914 г. по 1 июля 1915 г.
поступает 832,4 мил. За те же месяцы предыдущего года эта сумма составила 304,3 мил., то есть на 528,1 мил. рублей больше» [1, с. 861].
Львиная доля средств из государственной казны уходила на военные нужды, на открытие и содержание библиотек приходилась лишь мизерная часть, которая явно не утоляла «книжный голод» сибирского населения. Вот что констатируют священнослужители по этому поводу: «В связи с войной и запрещением винной торговли в деревне пробудилось тяготение к печатным строкам, к печатному листку... Народ отрезвел, одумался и почувствовал себя духовно голодным... Русский народ... требует духовной пищи. Но находит ли он ее? Не ново в настоящее время наблюдать отсутствие в деревнях просветительских учреждений в виде библиотек, читален, народных домов. Если где и есть читальни или библиотеки, то там или книг не хватает, или они не подходящи... » [3, с. 37].
Православная церковь взяла на себя заботу об удовлетворении потребности народа в чтении. Например, Томским Иннокентиевским Епархиальным Братством трезвости было положено основание библиотеки, состоящей из книг и журналов противоалкогольного характера. Подобной литературой Братство снабжало воинов, уходящих в действующую армию. «Для солдат 54-го Сибирского полка была составлена особая противоалкогольная библиотечка, в которую вошли издания Братства. Библиотека эта была передана в распоряжение священника указанного полка о. Иоанна Завадовского» [10, с. 640].
В приходах Западной Сибири по воскресеньям стали проводить беседы о пользе трезвости, в которых принимали участие порой до 500 человек. В храмах выдавали листки трезвеннического содержания. При этом следует заметить, что при проведении душеспасительных бесед преследовалась цель не только помочь заблудшим душам, но и пополнить церковную казну. Архипастыри упрекали сибирских пьяниц за то, что они, «вместо того, чтобы затрачивать трудовые деньги на разгул и пьянство... обращали бы их... на укрепление своих приходских храмов, которые во многих местах крайне в том нуждаются, заводили бы церковноприходские школы для образования детей и вообще употребляли бы свои небогатые средства на богоугодное дело» [13, с. 369].
Итак, благодаря Церкви, пьянство перестало быть «личным делом» пьющего. Церковь видела, что злоупотребление алкоголем наносит вред обществу в целом. Но священнослужители ограничились осуждением только одной социальной группы, подверженной пьянству, - крестьянства. Однако проблема пьянства была актуаль-
на не только для людей с низким социальным и интеллектуальным статусом, она затрагивала и высшие слои общества, социальную элиту. Справедливости ради стоит заметить, что духовную деградацию переживало и само духовенство. Престиж священнослужителей в обществе падал. Неблагоприятной обстановка была не только на территории Западной Сибири, но и в целом по России. «Отношение крестьян к священникам весьма недружелюбное, - свидетельствовал корреспондент из Орловской губернии А.И. Кротков, - правда, в глаза священника уважают, отдают почтение и постоянно подходят под благословение, за глаза же почти всегда ругают, называют "гривастый, обжора, оглод, побирушка" и проч., а некоторые не прочь и в глаза ругнуть... » [5, с. 27]. Такое отношение к священникам отчасти объяснялось их любовью к «зеленому змию». В «Епархиальных ведомостях» начала XX в. неоднократно осуждалось пристрастие священнослужителей к вину и табаку и подчеркивалось, насколько разрушительно влияли на репутацию Русской православной церкви подобные наклонности. «Духовенство не только само пило вино, но и благословляло пить; употреблять вино - обычай, освященный духовенством. Для того, чтобы бороться с пьянством, нужно, чтобы абсолютный трезвенник-священник стал явлением обычным» [6, с. 1439]. Безупречное поведение священнослужителей было делом чести.
Если говорить об отношении священнослужителей к пьющим, то оно в большинстве случаев было негативным, поскольку несло отпечаток личностей, почитаемых Церковью. Вот что говорит о пьянстве святой Иоанн Златоуст: «Пьянство - это добровольное неистовство, пьянство есть несчастие, достойное смеха, болезнь, достойная осмеяния, произвольное беснование, это хуже умопомешательства». «Пьянство мать всех постыдных дел, сестра любоветрия и кораблекрушение целомудрия», - вторит ему Блаженный Августин [15, с. 1183].
Продуктивность задачи, которую возложила на себя Русская православная церковь по ликвидации пьянства на территории Западной Сибири при помощи книг и библиотек, подвергается сомнению, поскольку медицинские исследования по проблеме алкоголизма, написанные в последние годы, показывают, какую сложность представляет лечение этой болезни. Но абсолютно бесспорна положительная роль Русской православной церкви и духовных библиотек в частности, которые способствовали распространению трезвеннических идей в обществе, поскольку для Церкви «печатное слово было орудием широкой пропаганды идеи трезвой жизни и абсолютной воздержанности от употребления спиртных на-
питков в массе народной» [11, с. 86].
[1] Боритесь с алкоголем // Том. епархиал. ведомости. 1915. № 20.
[2] Цит по: Вортникова О.Н. Сибирь тюремная: пенитенциарная система Западной Сибири в 1801— 1917 гг.: Монография. Тюмень, 1999.
[3] Война, вино и книжный голод // Ом. епархиал. ведомости. 1915. № 14.
[4] Голошубин И. Справочная книга Омской епархии. Омск, 1914. 1074 с.
[5] Государственно-церковные отношения в России. Ч. 2. М., 1995.
[6] Задачи Братства Трезвости: Доклад, прочитанный на собрании Томского городского духовенства председателем комитета Епархиального Братства Трезвости // Том. епархиал. ведомости. 1914. № 22. (Отдел общецерковный).
[7] История Сибири. Л.: Наука, 1968. Т. 3. 527 с.
[8] К вопросу о мерах борьбы с пьянством в приходе // Том. епархиал. ведомости. 1909. № 16.
[9] Как стать трезвыми // Том. епархиал. ведомости. 1917. № 2.
[10] Краткий отчет о деятельности Иннокентиевско-го Епархиального Братства Трезвости за 1913— 1914 гг. // Том. епархиал. ведомости. 1915. № 15.
[11] Краткий отчет о деятельности Иннокентиев-ского Епархиального Братства Трезвости//Том. епархиал. ведомости. 1917. № 5.
[12] Культ алкогольной страсти: Доклад, прочитанный на общем годичном собрании членов Томского Епархиального Иннокентиевского Братства Трезвости // Том. епархиал. ведомости. 1915. № 9.
[13] О съезжих крестьянских праздниках // Тобол, епархиал. ведомости. 1887. № 17. (Ч. неофициал).
[14] Отчет Иоанно-Предтеченского Общества трезвости при Свято-Троицкой церкви на станции «Омск» Сибирской железной дороги за 1912 год//Ом. епархиал. ведомости. 1913. № 17. (Ч. неофициал.).
[15] Пастыри церкви о спиртных напитках// Том. епархиал. ведомости. 1913. № 20.
[16] Школа в борьбе с алкоголизмом//Том. епархиал. ведомости. 1913. № 16.
[17] Школа и приход//Народное образование. 1897. Год второй. Книга X (окт.).