Е.А. Устюжанинова*
К вопросу о деволюции в Шотландии**
Аннотация. В статье освещаются некоторые исторические аспекты деволюции в Шотландии. Спорными вопросами, выявленными в процессе прохождения в парламенте Великобритании билля, впоследствии ставшего Актом о Шотландии 1998 г., были вопрос о сущности парламентского суверенитета при деволюции; о делегировании Шотландии определенных финансовых полномочий, в том числе ограниченного полномочия менять ставку подоходного налога; о назначении и освобождении от должности шотландских судей и о выборе Судебного комитета Тайного совета в качестве окончательной судебной инстанции по деволюционным спорам. Комиссия по шотландской деволюции в своих Первом и Заключительном докладах (2008 и 2009 гг.) выдвинула ряд рекомендаций по дальнейшему углублению деволюции, особенно подчеркивая необходимость взаимного уважения и постоянного взаимодействия между правительствами и парламентами Соединенного Королевства и Шотландии. Кроме того, в статье отмечается роль судебной власти в осуществлении контроля над соблюдением деволюционного законодательства и реализацией законодательных и административных полномочий делегированными органами. Перечень последовательных мер, предпринимаемых шотландским правительством по подготовке референдума о независимости, позволяет предполагать возможность осуществления альтернативных деволюции конституционных преобразований.
Ключевые слова: разделение властей, деволюция, конституционная реформа, билль, Акты о Шотландии 1998 г. и 2012 г., делегирование полномочий, Комиссия по шотландской деволюции, Шотландский парламент, Шотландское правительство, референдум о независимости.
Процесс деволюции (devolution), то есть децентрализации власти, передачи (делегирования) властных полномочий от центра на места, стал одним из направлением конституционной реформы в Великобритании, начатой в 1998 г. правительством Т. Блэра1 и получившей законодательное оформление в виде целой серии парламентских актов2. Если в федеративном го-
1 См.: Алебастрова И.А. Британские конституционные реформы: учреждение региональных органов власти // Представительная власть. 2002. № 5-6 (47-48). С. 55-59; Ма-тюхина Т.В. Деволюция в Великобритании на рубеже XX-XXI вв. // Проблемы наук теории и истории государства и права: сб. науч. ст. Красноярск, 2008. Вып. 2. С. 96-107; Казаков С.О. Деволюция в Соединенном Королевстве Великобритании и Северной Ирландии. Саарбрюкен, 2013; Alder J. Constitutional and administrative law. Cornwall, 2011. P. 341360; Cane P. Administrative Law. Oxford University Press, 2004. P. 418-421 и др.
2 См.: Акт о конституционной реформе 2005 г. (Constitutional Reform Act 2005) // Legislation.gov.uk. URL: http:// www.legislation.gov.uk/ukpga/2005/4/contents (последнее посещение — 29 июля 2014 г.); Акт о трибуналах, судах и исполнительном производстве 2007 г. (Tribunals, Courts
сударстве разделение властей по вертикали обеспечивает учет интересов отдельных субъектов и ограничивает вмешательство центральных органов власти в дела их администраций, то в унитарном, каким является Великобритания, такие же цели преследует делегирование полномочий от центрального правительства правительствам Шотландии, Уэльса, Северной Ирландии. Объем полномочий, передаваемых делегированным правительствам указанных регионов, различен, но Шотландия, имеющая собственную правовую систему и длительную историю существования в качестве независимого государства, на сегодня имеет наиболее широкие из них3.
Как отмечается в английской юридической литературе4, в действительности существовало
and Enforcement Act 2007) // Legislation.gov.uk. URL: www. legislation.gov.uk/ukpga/2007/15/contents и др. (последнее
посещение — 29 июля 2014 г.).
3 См.: Alder J. Op. cit. P. 130-131, 341.
4 См., напр.: Winetrobe B.K. Enacting Scotland's «Written
Constitution»: The Scotland Act 1998 // A Century of Consti-
© Устюжанинова Е.А., 2014
* Устюжанинова Екатерина Александровна — кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры государственно-правовых дисциплин Волго-Вятского института (филиала) Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). [[email protected]]
610002, Россия, г. Киров, ул. Ленина, д. 99.
** Данная статья подготовлена в рамках Программы стратегического развития МГЮА имени О.Е. Кутафина; НИР «Конституционно-правовой статус органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации», проект № 2.4.1.6.
три возможных направления для конституционного развития Шотландии: унионизм (объединение) status quo, независимость/отделение или унионизм на основе автономии/деволюции. Попытка начать процесс деволюции в этой части Соединенного Королевства была предпринята еще в 1970-х гг., но в то время она оказалась безуспешной в связи с провалом на референдуме в марте 1979 г. Лишь в 1998 г. программа деволюции, предложенная в Акте о Шотландии 1998 г., была подержана парламентским большинством. Непосредственно Билль о Шотландии (116 статей и 8 разделов на 88 страницах), начинавшийся с энергичного заявления: «Утверждается шотландский парламент» (ст. 1(1)), был внесен в Палату общин 17 декабря 1997 г. Королевскую санкцию билль получил 19 ноября 1998 г., получив статус парламентского акта. Он включал 132 статьи (вместо предлагаемых 116) и 9 приложений (на 1 больше, чем предполагалось)5.
Рассмотрение Билля в британском парламенте было достаточно конструктивным, но выявило три ключевых вопроса, вызвавших наибольшие дебаты. Первым из них стал вопрос о сущности парламентского суверенитета при деволюции. Ст. 28 Акта о Шотландии 1998 г., наделяя Шотландский парламент полномочием издавать правовые акты (п. 1), далее (п. 7) содержит следующее положение: «Данная статья не затрагивает полномочия Парламента Соединенного Королевства устанавливать правовые нормы для Шотландии». Относительно редакции данной статьи высказывались различные точки зрения6. Первая из них заключалась в том, что нет необходимости включать данное положение в текст акта. Вторая — что нужно подчеркнуть сохраняющееся и в дальнейшем верховенство Парламента Соединенного Королевства или ограничить данное положение таким образом, чтобы это не казалось оскорбительным вновь создаваемым учреждениям. Консервативная партия вносила поправки, провозглашающие традиционную конституционную доктрину парламентского верховенства, с включением нового подпункта в статью о том, что «верховная власть Парламента Соединенного Королевства над всеми субъектами, вопросами и вещами в Шотландии останется незатронутой
tutional Reform. Wiley-Blackwell for The Parliamentary History Yearbook Trust, 2011. P. 85-100.
5 Акт о Шотландии 1998 г. (Scotland Act 1998) // Legislation. gov.uk. URL: www.legislation.gov.uk/ukpga/1998/46/ contents (последнее посещение — 29 июля 2014 г.).
6 См.: Scotland's Parliament. Cm. 3658, § 4.2: «Парламент Соединенного Королевства есть и останется сувереном во всех вопросах: но... Вестминстер будет выбирать, осуществлять ли данный суверенитет путем делегирования законодательной ответственности Шотландскому парламенту без уменьшения каким-либо образом своих собственных полномочий» (Winetrobe B.K. Op. cit. P. 91).
и неуменьшенной», либо расширяющие статью таким образом, чтобы декларация верховенства относилась ко всему акту в целом. Со своей стороны, либерал-демократы и Шотландская национальная партия стремились ограничить провозглашение верховенства Соединенного Королевства законодательной деятельностью по «зарезервированным вопросам».
Второй вопрос неизбежно касался финансовых аспектов. Дебаты велись по поводу предусмотренной в ч. 4 Билля ограниченной компетенции парламента Шотландии менять ставку подоходного налога. Рассмотрение ч. 3 Билля, касающейся дополнительных административных мер в отношении делегированных финансовых полномочий, в основном фокусировалось на отношениях между двумя уровнями управления и на том, что многие рассматривали как укрепление зависимости и «налоговой безответственности» делегированного уровня, уверенного в субсидировании со стороны центрального правительства. Тему для дискуссий представляли также технические вопросы по поводу отчетности и аудита в отношении делегированных финансовых полномочий.
Наконец, весьма важным являлся вопрос о назначении и освобождении от должности шотландских судей, поскольку Билль как «писаная конституция» для делегированной Шотландии переводил в статутные множество конвенционных и практических положений, а полномочия судей по контролю над деволюционным законодательством расширялись7. Кроме того, суды и судьи становились наиболее известными объектами конституционной реформы лейбористов, включая Акт о правах человека 1998 г. Спорным был вопрос о выборе Судебного комитета Тайного совета в качестве окончательной судебной инстанции по спорам в сфере деволюции, вместо Палаты лордов или нового Конституционного суда. Дебаты также велись по поводу надлежащего членства в Судебном комитете Тайного совета в связи с его ролью в указанной сфере и т.д., но вскоре правительством было внесено предложение о создании Верховного Суда Соединенного Королевства, которому должна быть передана соответствующая юрисдикция по разрешению деволюционных споров. В дальнейшем это получило законодательное воплощение в Акте о конституционной реформе 2005 г.8
Вообще же, деволюция9, включая схему, предложенную Актом о Шотландии 1998 г., может рас-
7 Подробнее об этом см. ниже.
8 Акт о конституционной реформе 2005 г. Ст. 23, 40. Приложение 9. См. также: Устюжанинова Е.А. О реформе высших органов судебной власти Великобритании // Российская юстиция. 2013. № 8. С. 21-23.
9 См.: Winetrobe B.K. Op. cit. P. 98.
сматриваться либо как «устройство» (settlement), в соответствии с точкой зрения правительства лейбористов, либо как «процесс, не событие» (данное выражение было использовано бывшим секретарем по делам Уэльса Роном Дэвисом и Дональдом Дьюаром, секретарем по делам Шотландии). Поскольку никакая схема конституционного правления не может быть статичной или окончательной, взгляд на деволюцию как на «устройство» предполагает консенсус относительно рассчитанной на длительный период трудоемкой и эффективной реформы с минимальными точечными изменениями. С точки зрения как противников деволюции, так и некоторых националистов, деволюция — это стартовая площадка (stepping stone), и скорее подпитывает, чем ослабляет движение по направлению к независимости. По их мнению, это беспроигрышная ситуация. Если деволюция рассматривается как успешная в границах дозволенного, она увеличивает стремление шотландцев к большему самоуправлению, либо, с тем же результатом, наличием ограничений можно объяснить любой провал. Рассмотрение деволюции как процесса не обязательно ведет к тому, чтобы считать ее «стартовой площадкой для независимости», но позволяет признать, что важнейшие конституционные изменения неизбежно нуждаются в совершенствовании и развитии с учетом опыта деволюции в пределах Соединенного Королевства, в рамках фундаментальных параметров соглашения. Некоторые также рассматривают деволюцию как получение в большем объеме законодательных и финансовых полномочий или даже как новые конституционные установления в рамках союза, например федерализм; другие предпочитают относиться к деволюции как к «циклической программе» настройки и укрепления прежних договоренностей. В целом10 процесс деволюции в Шотландии был достаточно гладким, что в основном объясняется тремя факторами: во-первых, аналогично мыслящими правительствами в Лондоне и Эдинбурге; во-вторых, благоприятными экономическими и финансовыми условиями, позволяющими осуществлять популярные, но дорогостоящие меры, например, персональный уход за пожилыми людьми или финансирование обучения студентов; в-третьих, отсутствием правовых или политических угроз, серьезно дестабилизирущих схему деволюции.
В декабре 2007 г. Шотландским парламентом было принято решение поддержать «создание комиссии под независимым председательством для анализа деволюции в Шотландии»11. Сфера
деятельности комиссии была определена следующим образом: «Анализ положений Акта о Шотландии 1998 г. в свете опыта и выработка рекомендаций относительно каких-либо изменений нынешних конституционных установлений, которые позволили ли бы Шотландскому парламенту быть более полезным народу Шотландии, усовершенствовать финансовую ответственность Шотландского парламента, и продолжать укреплять позицию Шотландии в рамках Соединенного Королевства». Первый доклад Комиссии12 был представлен 2 декабря
2008 г. В нем, в частности, отмечалось, что создание делегированных учреждений в Шотландии стало большим успехом, они заняли свое место в шотландском обществе и стали отражать шотландские приоритеты и интересы в рамках более широкого союза. Но деволюция нуждается в дальнейшем развитии, и отправной точкой в этом является то, что Шотландия должна остаться неотъемлемой и особой частью Соединенного Королевства с Шотландским парламентом, осуществляющим широкий спектр полномочий, но с шотландским представительством в Вестминстере. Комиссия посчитала, что в таких областях, как монархия, Конституция Соединенного Королевства, оборона, национальная безопасность, иностранные дела, валюта и чеканка монет, деволюция нежелательна в принципе, так как осуществление данных полномочий на уровне Соединенного Королевства является основной идеей Союза. Очевидно, что парламенты, ассамблеи и правительства Соединенного Королевства должны совместно работать в общих интересах его граждан, даже если между ними есть некоторые политические разногласия. С этой целью Комиссия рекомендовала, чтобы существовало простое объяснение для каждого из заинтересованных участников, кто из них за что отвечает (касается ли это местного совета, члена Европейского парламента, члена Шотландского парламента или Парламента Соединенного Королевства, Шотландского правительства или Правительства Соединенного Королевства).
Заключительный доклад Комиссия по шотландской деволюции представила 15 июня
2009 г.13 Среди множества рекомендаций, впоследствии получивших законодательное оформ-
10 С 1999 по 2007 гг.
11 Commission on Scottish Devolution (Caiman Commission) // Commissiononscottishdevolution.org.uk. URL: www. commissiononscottishdevolution.org.uk/ about/ index.php (последнее посещение — 29 июля 2014 г.).
12 The Future of Scottish Devolution within the Union: A First Report. December 2008. A summary. P. 3-12 // Commis-siononscottishdevolution. URL: www.commission onscottish-devolution.org.uk/uploads/2008-12-01-new-scot-dev-sum-mary_v6.pdf (последнее посещение — 29 июля 2014 г.).
13 Serving Scotland Better: Scotland and the United Kingdom in the 21st Century. Final Report. June 2009. P. 17-19 // Commissiononscottishdevolution. URL: www.commissionon-scottish devolution.org.uk/uploads/2009-06-12-csd-final-report-2009fbook marked.pdf (последнее посещение — 29 июля 2014 г.).
ление в виде Акта о Шотландии 2012 г.14, в него были включены положения, указывающие, насколько большое значение для дальнейшего успешного развития деволюции имеют устойчивые, основанные на взаимном уважении отношения между правительствами и парламентами Соединенного Королевства и Шотландии. В частности, в докладе говорилось, что при любых обстоятельствах руководящим принципом отношений между парламентами и правительствами должно быть взаимное уважение; в качестве демонстрации уважения законодательной компетенции Шотландского парламента Парламент Соединенного Королевства должен усилить значение Соглашения Сьюэла15, введя его положения в регламенты каждой из палат; Парламент Соединенного Королевства должен прекратить самоограничивающее решение не обсуждать вопросы деволюции, если они затрагивают Шотландию, и Палата общин должна ввести регулярные дебаты по Шотландии; необходимо образовать постоянный совместный комитет по взаимодействию Парламента Соединенного Королевства и Шотландского парламента; обеспечить возможность для совместной работы комитетов указанных парламентов и устранить любые препятствия для этого (в частности, препятствия для обмена информацией, для проведения совместных заседаний по вопросам, представляющим взаимный интерес и т.д.); должна быть поддержана и признана важность взаимодействия между парламентами и правительствами (в том числе член кабинета министров Великобритании, отвечающий за Шотландию, в настоящее время — Государственный секретарь по делам Шотландии, должен приглашаться ежегодно на заседание комитета Шотландского парламента, а премьер-министр — на заседание комитета Палаты общин по делам Шотландии); вскоре после тронной речи Королевы Государственный секретарь по делам Шотландии (или соответствующий член кабинета министров Великобритании) должен быть приглашен на заседание Шотландского парламента для обсуждения законодательной программы и для ответов на вопросы, а премьер-министр
14 Акт о Шотландии 2012 г. получил королевскую санкцию 1 мая 2012 г. См.: Scotland Act 2012 // legislation.gov.uk; URL: www.legislation.gov.uk/ ukpga/2012/11/contents (последнее посещение — 29 июля 2014 г.).
15 Это собирательный термин, обозначающий принятую правительством Соединенного Королевства политику от-
носительно законодательной деятельности британского парламента по вопросам деволюции. См.: Bowers P. The Sewel Convention. Parliament and Constitutional Centre. Standard Note: SN/PC/2084. 25 November 2005. // Parliament.uk. URL: www.parliament.uk/briefing-papers/ sn02084.pdf (последнее посещение — 29 июля 2014 г.). См. также: Официальный сайт шотландского правительства: Scotland.gov.uk. URL: http:// www.scotland.gov.uk/About/Government/Sewel/Background (последнее посещение — 29 июля 2014 г.).
после объявления законодательной программы Шотландского правительства — на заседание Комитета по делам Шотландии, чтобы обрисовать, как Шотландское правительство взаимодействует с зарезервированными вопросами; для обеспечения очевидного участия шотландских министров в деятельности Европейского союза, затрагивающей их интересы, они должны быть включены в состав делегации Великобритании, если вопросы для обсуждения касаются делегированных сфер и т.д.
Безусловно, надлежащее осуществление полномочий делегированной администрацией и соблюдение положений деволюционного законодательства всеми сторонами в немалой степени зависит также от действий судебной власти. Например, в литературе подчеркивается роль16 судебного контроля (judicial review) за осуществлением законодательной власти Шотландским парламентом, Ассамблеей Северной Ирландии и административных полномочий шотландскими министрами, министрами Северной Ирландии и Ассамблеей Уэльса. Специальные положения деволюционного законодательства свидетельствуют о возможности для суда предварительно оценивать акты законодательной и исполнительной власти регионов, что может говорить о появлении новой юрисдикции. Поскольку Шотландский парламент, в отличие от Вестминстерского, имеет ограниченные полномочия, его законодательные акты или их части могут быть обжалованы как вынесенные за пределами полномочий (ultra vires). Имеет значение также то, что судебный контроль возможен до превращения шотландского билля в акт Шотландского парламента и, аналогично этому, до принятия административного решения или подзаконного акта шотландскими министрами или Ассамблеей Уэльса. Предварительный контроль шотландских биллей предусмотрен ст. 33 Акта о Шотландии 1998 г., его осуществляют Лорд-адвокат, Генеральный прокурор и Генеральный адвокат, компетентные обращаться в Верховный Суд с вопросом, входит ли билль или любое положение билля в законодательную компетенцию Шотландского парламента. Если такой шаг предпринят, ст. 32 предусматривает, что билль может не быть представлен для получения королевской санкции, и, следовательно, не может стать законом до тех пор, пока вопрос не рассмотрен Верховным Судом, и пока не решено, что спорное положение находится в пределах компетенции (intra vires). Наибольший интерес, с точки зрения административно-правовой перспективы, представляют положения о предварительном контроле административных решений и законодательства. В § 33 и 34 Приложения 6 Акта о Шотландии 1998 г. предусмотре-
16 См., напр.: Elliott M., Beatson J., Matthews M. Administrative Law. Oxford University Press, 2005. P. 26.
но, что Лорд-адвокат, Генеральный прокурор, Генеральный адвокат или Генеральный прокурор по делам Северной Ирландии могут потребовать от любого суда или трибунала передать в Верховный Суд любой «деволюционный вопрос» («devolution issue»), независимо от того, является он уже или нет предметом рассмотрения. К деволюционным вопросам, в соответствии с § 1 того же Приложения, в частности, относятся следующие: входит ли акт Шотландского парламента или какое-либо положение этого акта в законодательную компетенцию парламента; находится ли или будет ли находиться подразумеваемое или предлагаемое осуществление функции членом Шотландского правительства в рамках делегированной компетенции, или совместимо ли оно с правами, предусмотренными Конвенцией, или с правом Европейского союза.
Надо отметить, что подобные положения содержатся также в ст. 99, 112 Акта об управлении Уэльсом 2006 г.17 и ст. 11, 81 Акта о Северной Ирландии 1998 г.18 Таким образом, успешное и эффективное развитие деволюции в Соединенном Королевстве зависит не только от предпринимаемых на всех уровнях усилий по обеспечению действительного разделения властей, но и от согласованных действий всех ветвей власти в этом направлении.
В заключение нельзя не сказать о таком возможном варианте развития событий, как приобретение Шотландией независимости. Как известно, референдум о независимости назначен на 18 сентября 2014 г. На официальном сайте19, посвященном этому событию, идет обратный отсчет, показывающий, сколько дней, часов и минут осталось до назначенной даты. Консультации по поводу референдума о независимости под названием «Ваша Шотландия, Ваш референдум», проводившиеся в период с 25 января 2012 г. по 11 мая 2012 г., собрали более 26000 откликов. 30 января 2013 г. Шотландское правительство приняло рекомендацию избирательной комиссии относительно формулировки выносимого на референдум вопроса: «Должна ли Шотландия быть независимой страной? Да/Нет». 5 февраля 2013 г. правительством был опубликован первый из серии документов («Будущее Шотландии: от референдума к независимости и писаной конституции»20), цель ко-
торых — показать конституционную платформу, на основе которой будет осуществляться управление Шотландией в случае, если референдум даст положительный результат. В документе предполагается, что Шотландия может стать независимым государством в марте 2016 г. 21 марта 2013 г. в Шотландский парламент был представлен Билль о референдуме по поводу шотландской независи-мости21. 16 июня 2014 г. были открыты консультации под названием: «Шотландский билль о независимости: консультации по поводу временной конституции для Шотландии»22. Билль о независимости, а также обновленный Акт о Шотландии (полностью пересмотренный и адаптированный для независимого государства) будут внесены в Шотландский парламент, если 18 сентября 2014 г. народ Шотландии скажет на референдуме «да». В консультационном документе содержатся проект временной конституции, предложения по поводу поправок Акта о Шотландии, положения о статусе законодательства и Конституционном конвенте, задачей которого будет разработка проекта постоянной конституции. Все эти меры, предпринимаемые Шотландским правительством и Шотландским парламентом, а также внимание к ним со стороны населения показывают, что для Шотландии может существовать и вариант развития, альтернативный деволюции в рамках Соединенного Королевства.
Однако в настоящее время, какие бы мнения по поводу деволюции не существовали, она представляет собой один из аспектов глобальных конституционных реформ, осуществляемых в Великобритании. Важнейшие изменения уникальной неписаной конституции, затрагивающие не только отдельные регионы с делегированными полномочиями, но и все государство в целом, вызывают интерес не только в Соединенном Королевстве, но и в других странах, многие из которых сталкиваются с аналогичными проблемами. Безусловно, дальнейший путь конституционного развития Великобритании в немалой степени зависит от успеха деволюции, поддержки осуществляемых преобразований регионами и их населением, и того, каким образом в итоге будут разрешены существующие в настоящее время противоречия.
17 Government of Wales Act 2006 // Legislation.gov.uk. URL: www.legislation.gov.uk/ukpga/2006/32/contents (последнее посещение — 29 июля 2014 г.).
18 Northern Ireland Act 1998 // Legislation.gov.uk. URL: www.legislation.gov.uk/ukpga/1998/47/contents (последнее посещение — 29 июля 2014 г.).
19 Scotreferendum.com. URL: www.scotreferendum.com/in-formation (последнее посещение — 29 июля 2014 г.).
20 Scotland's Future: from the Referendum to Independence
and a Written Constitution. // Scotreferendum.com. URL:
www.scotreferendum.com/reports/scotlands-future-from-
the-referendum-to-independence-and-a-written-constitution (последнее посещение — 29 июля 2014г.).
21 Scottish Independence Referendum Bill // Scottish.parlia-ment.uk. URL: www.scottish.parliament. uk/parliamentary-business/Bills/61076.aspx (последнее посещение — 29 июля 2014 г.).
22 Scottish Independence Bill: A consultation on an interim constitution for Scotland // Scotreferendum.com. URL: www. scotreferendum.com/reports/scottish-independence-bill-an-interim-constitution-for-scotland (последнее посещение — 29 июля 2014 г.).
Библиография:
1. Алебастрова И.А. Британские конституционные реформы: учреждение региональных органов власти // Представительная власть. 2002. № 5-6 (47-48). С. 55-59.
2. Казаков С.О. Деволюция в Соединенном Королевстве Великобритании и Северной Ирландии. Саарбрюкен, 2013. 72 с.
3. Матюхина Т.В. Деволюция в Великобритании на рубеже XX-XXI вв. // Проблемы наук теории и истории государства и права: сб. науч. ст. Красноярск, 2008. Вып. 2. С. 96-107.
4. Устюжанинова Е.А. О реформе высших органов судебной власти Великобритании // Российская юстиция. 2013. № 8. С. 21-23.
5. Alder J. Constitutional and administrative law. Cornwall, 2011. P. 341-360.
6. Bowers P. The Sewel Convention. Parliament and Constitutional Centre. Standard Note: SN/PC/2084. 25 November 2005 // Parliament.uk; URL: www.parliament.uk/briefing-papers/sn02084.pdf (последнее посещение — 29 июля 2014 г.).
7. Cane P. Administrative Law. Oxford University Press, 2004. P. 418-421.
8. Elliott M., Beatson J., Matthews M. Administrative Law. Text and Materials. Third Edition. Oxford University Press, 2005. P. 26.
9. The Future of Scottish Devolution within the Union: A First Report. December 2008 // Сommissiononscottishdevolution; URL: www.commissiononscottishdevolution.org.uk/papers.php (последнее посещение — 29 июля 2014 г.).
10. Serving Scotland Better: Scotland and the United Kingdom in the 21st Century. Final Report. June 2009. // Сommissiononscottishdevolution; URL: www.commissiononscottishdevolution.org.uk/uploads/2009-06-12-csd-final-report-2009fbook marked.pdf (последнее посещение — 29 июля 2014 г.).
11. Winetrobe B. K. Enacting Scotland's «Written Constitution»: The Scotland Act 1998 // A Century of Constitutional Reform. Wiley-Blackwell for The Parliamentary History Yearbook Trust, 2011. P. 85-100.
References (transliteration):
1. Alebastrova I.A. Britanskie konstitutsionnye reformy: uchrezhdenie regional'nykh organov vlasti // Predstavitel'naya vlast'. 2002. № 5-6 (47-48). S. 55-59.
2. Kazakov S.O. Devolyutsiya v Soedinennom Korolevstve Velikobritanii i Severnoi Irlandii. Saarbryuken, 2013. 72 s.
3. Matyukhina TV. Devolyutsiya v Velikobritanii na rubezhe XX-XXI vv. // Problemy nauk teorii i istorii gosudarstva i prava: sb. nauch. st. Krasnoyarsk, 2008. Vyp. 2. S. 96-107.
4. Ustyuzhaninova E.A. O reforme vysshikh organov sudebnoi vlasti Velikobritanii // Rossiiskaya yustitsiya. 2013. № 8. S. 21-23.