Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ДЕЦЕНТРАЛИЗАЦИИ И МЕСТНОМ САМОУПРАВЛЕНИИ В РЕСПУБЛИКЕ УГАНДА'

К ВОПРОСУ О ДЕЦЕНТРАЛИЗАЦИИ И МЕСТНОМ САМОУПРАВЛЕНИИ В РЕСПУБЛИКЕ УГАНДА Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
98
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ / DECENTRALIZATION / МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / LOCAL GOVERNMENT / МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ В УГАНДЕ / LOCAL GOVERNMENT IN UGANDA / ДЕЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ В УГАНДЕ / DECENTRALIZATION IN UGANDA / РЕСПУБЛИКА УГАНДА / REPUBLIC OF UGANDA

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Гарькавченко Олег Юрьевич

Процесс децентрализации в Уганде начался после получения республикой автономии во второй половине прошлого столетия и переживал множество непростых периодов. В статье рассматривается становление и развитие децентрализованного управления в Уганде. Автор изучает политические процессы, предшествовавшие закреплению в Конституции государства принципа децентрализации власти и институтов местного самоуправления. В статье анализируется современное состояние местного самоуправления и принципы, лежащие в его основе

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ISSUE OF DECENTRALIZATION AND LOCAL SELF-GOVERNMENT IN THE REPUBLIC OF UGANDA

The process of decentralization in Uganda began after gaining autonomy in the second half of the last century and experienced many difficult periods. The article examines the formation and development of decentralized management in Uganda. The author studies the political processes that precede the principle of decentralization of power and institutions of local self-government in the Constitution of the state. The article analyzes the current state of local self-government and the principles underlying it

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ДЕЦЕНТРАЛИЗАЦИИ И МЕСТНОМ САМОУПРАВЛЕНИИ В РЕСПУБЛИКЕ УГАНДА»

УДК - 341 ГАРЬКАВЧЕНКО Олег Юрьевич,

ББК - 67.9 кандидат юридических наук, доцент кафедры

государственно-правовых дисциплин МИИГУ им. П.А. Столыпина

12.00.10 — международное право; европейское право

К ВОПРОСУ О ДЕЦЕНТРАЛИЗАЦИИ И МЕСТНОМ САМОУПРАВЛЕНИИ В РЕСПУБЛИКЕ УГАНДА

Аннотация. Процесс децентрализации в Уганде начался после получения республикой автономии во второй половине прошлого столетия и переживал множество непростых периодов. В статье рассматривается становление и развитие децентрализованного управления в Уганде. Автор изучает политические процессы, предшествовавшие закреплению в Конституции государства принципа децентрализации власти и институтов местного самоуправления. В статье анализируется современное состояние местного самоуправления и принципы, лежащие в его основе.

Ключевые слова: децентрализация, местное самоуправление, местное самоуправление в Уганде, децентрализация в Уганде, Республика Уганда.

GARKAVCHENKO Oleg Yurievich,

Doctor of Philosophy (Law), Associate Professor of the Department of State and Legal Disciplines of the Stolypin International Institute

ON THE ISSUE OF DECENTRALIZATION AND LOCAL SELF-GOVERNMENT IN THE REPUBLIC OF UGANDA

Summary. The process of decentralization in Uganda began after gaining autonomy in the second half of the last century and experienced many difficult periods. The article examines the formation and development of decentralized management in Uganda. The author studies the political processes that precede the principle of decentralization of power and institutions of local self-government in the Constitution of the state. The article analyzes the current state of local self-government and the principles underlying it.

Key words: decentralization, local government, local government in Uganda, decentralization in Uganda, Republic of Uganda.

Уганда получила независимость от Великобритании в 1962 г. вместе со статусом унитарного государства, но с пятью автономиями: королевства Буганда, Буньоро, Торо, Анколе и территория Бусога. Однако формирование местного самоуправления в Уганде началось в колониальный период. В 1919 г. Великобританией был создан африканский национальный орган в качестве первой местной администрации. Африканский национальный орган дал главам (вождям) мелких территорий возможность собирать налоги, руководить местными судами, поддерживать закон и порядок и составлять местные советы на уровне района и более мелких уровнях.

Сразу после обретения независимости (1962-1966 гг.) начало расти количество местных советов на различных уровнях. Стоит отметить, что этот период был довольно сложным в истории Уганды, так как начались постоянные

локальные конфликты межэтнического характера, мятежи среди военных и массовый отъезд европейцев. Действовавший в то время глава правительства Аполло Милтон Оботе ввел государственное планирование экономики для того, чтобы помочь Уганде выйти из экономического кризиса. В дальнейшем им был свергнут президент-король Мутеса II и провозгласил себя президентом. Под руководством Оботе была проведена национализация, установлен однопартийный режим и принята программа по строительству коммунизма в Уганде. В 1967 г. была обнародована новая конституция, принят Закон о местной администрации, который полностью ликвидировал местный уровень власти и сделал ее централизованной. Главным образом это было сделано для того, чтобы упразднить власть королевств и племенных вождей, однако местные советы в некоторых районах страны так и не прекратили своего существования [3].

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2018

В 1971 г. Оботе был свергнут путем военного переворота генерал-майором Иди Амин Дада. Был распущен парламент и разогнаны оставшиеся районные советы. Иди Амин сменил курс внешний политики государства, разорвав дипломатические отношения с Израилем, а позже и с Великобританией, начав активное сотрудничество с СССР и рядом арабских стран. Благодаря этому СССР начинает оказывать значительную финансовую помощь Уганде, кроме того, республика Уганда закупала оружие у СССР в рамках подготовки к войне с Танзанией и Кенией. Возросшие государственные расходы потребовали сокращения социальных программ и финансирования здравоохранения, что вызвало бурное недовольство населения.

В 1979 г. армия Уганды была разгромлена, столица занята танзанийскими войсками, а правительство Иди Амина свергнуто. Началась борьба за власть, в которой в 1980 г. Оботе вновь стал президентом. Народные выступления не прекращались, из-за чего произошел новый военный переворот. Следующим президентом Уганды стал Йовери Кагута Мусевини, правление которого также прекратилось вследствие военного переворота. Однако спустя год Мусе-вини очередным переворотом вернул себе президентский пост при поддержке политической партии «Национальное движение сопротивления» [3].

Национальное движение сопротивления пришло к власти в 1986 г. одновременно с программной структурной перестройкой Всемирного банка и периодом активного представления им кредитов странам третьего мира. Как и во многих африканских и азиатских странах, получивших политическую независимость несколько десятилетий назад, Национальное движение немедленно встало на путь децентрализации, начав с выборов Советов Сопротивления. Помимо использования политического метода расширения прав и возможностей, децентрализация рассматривается как политика, направленная на усиление местной демократии, подотчетности, равноправия, эффективности и устойчивости. Конституция Уганды 1995 г. [2] и впоследствии Закон о местных органах 1997 г. [5] дали импульс и юридическую поддержку децентрализованному местному управлению в Уганде. В рамках своей долгосрочной политики обеспечения политической и социальной гармонии, укрепления экономического роста и сокращения масштабов нищеты правительство Уганды приступило к реализации далеко идущей программы реформы децентрализации. Инициатива реформы, представленная в 1993 г., стала результатом пересмотра системы прежнего

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2018

правления и законодательных актов, вытекавших из стремления сделать местные органы власти эффективными центрами принятия решений и предоставления государственных услуг.

Идея децентрализации, реализованная в соответствии с Законом о местных правительствах 1997 г., привела к более гибкому, эффективному и подотчетному местному управлению в Уганде [1].

Статья 176 (1) Конституции закрепляет территориальную организацию местного самоуправления. Центральная правительственная структура в Уганде включает в себя президента и премьер-министра, 25 отраслевых министерств, одним из которых является министерство местного самоуправления, контролирующее организацию и функционирование местных органов.

Министерство местного самоуправления отвечает за координацию политики децентрализации. Ниже подчеркивается миссия, мандат и функции министерства. Цель работы министерства состоит в том, чтобы обеспечить организацию и функционирование демократических и подотчетных местных органов власти, способных предоставлять людям эффективные и устойчивые услуги, тем самым обеспечивая социально-экономические преобразования в стране. К функциям данного министерства относится:

- создание возможностей для эффективного предоставления местными органами услуг населению и помощь в данной сфере;

- контроль над соблюдением органами местного самоуправления законов государства, их приверженностью национальной политики и стандартам;

- обеспечение прозрачности и ответственности местных органов власти перед народом в использовании государственных ресурсов;

- содействие политике децентрализации, укрепление демократического управления в стране путем разработки и анализа систем, структур, нормативных документов и руководящих принципов в области местного самоуправления;

- предоставление технической помощи и поддержки местным правительствам в области информационно-коммуникационных технологий, планирование развития и управления ими.

Система местного самоуправления в Уганде основана на дистриктах (областях) как едином целом, внутри которых существуют нижестоящие органы местного самоуправления и административные единицы.

Существует три типа местных органов власти: местные органы власти в районной сельской местности, являющиеся районным советом и

советами подрайонов; местные органы власти в городе - городские советы; местное самоуправление в дистрикте - муниципальные советы [6].

Уганда разделена на 111 округов и имеет по одному городу в четырех административных дистриктах (областях) - восточный, западный, северный и центральный, и один столичный округ Кампала. Правительство стремится добавить еще 22 округа к существующим. Кроме того, по конституции Уганды 1995 г. признается автономный статус традиционных королевств Буганда, Буньоро, Торо, Рвензеруру и Бусога, которыми управляют местные наследственные правители.

Большинство районов названы в честь их главных коммерческих и административных городов. Каждый район, в свою очередь, разделен на округа (в сельской местности) и муниципалитет (в городских районах). Городской совет и советы дистриктов составляют высшие органы местного самоуправления, а муниципальные советы образуют более низкие местные органы власти.

Конституционная поправка 2005 г. устанавливает Кампалу как столицу со специальным статусом. В Городском совете Кампалы есть комитеты, которые представляют собой низшие местные органы власти со статусом муниципального совета. Правительства нижних уровней сельских районов составляют 853 совета района и 83 городских совета с некоторой автономией от района. Городские советы включают 13 муниципальных советов, 37 муниципальных образований и 83 городских совета. Кроме того, существуют административные советы, состоящие из окружных советов, приходских и сельских советов. В настоящее время насчитывается 1076 местных органов власти.

Анализ нормативно-правой базы Уганды, посвященной вопросам децентрализации и местного самоуправления, позволяет сделать вывод о том, что политика в данной сфере строится на следующих принципах [4]:

- функции, полномочия и обязанности передаются от центрального правительства органам местного самоуправления на основе закона;

- обеспечение участия всех категорий населения в местном самоуправлении;

- соблюдение демократических принципов на всех уровнях управления;

- создание для местных единиц надежной финансовой базы с надежным уровнем доходов;

- обеспечение возможности самостоятельного решения местными органами вопросов местного значения в пределах их юрисдикции;

- предоставление реальной власти местным органам, что позволит снизить рабочую нагрузку на центральное правительство;

- обеспечение административного и экономического контроля над предоставляемыми местными органами услугами, что повысит подотчетность и эффективность;

- предоставление кадровой помощи местным сообществам.

Необходимо понимать, что децентрализация в Уганде не была местной политической инициативой и даже не желанием местных сообществ. Децентрализация в Уганде произошла благодаря программам Всемирного банка, которые предусматривали предоставление денежных средств с учетом соблюдения различных условий, в том числе касающихся проведения определенной политики в государстве, в данном случае политики децентрализации в Африке и Азии. В области государственного управления концепция децентрализации должна была стать ключевой и соблюдаться в развитых и развивающихся странах. Развитые государства, такие, как Соединенное Королевство, Бельгия, Испания и Италия, были оплотом децентрализации, и для развивающихся стран децентрализация стала необходимым условием получения помощи. Кроме того, пока нельзя говорить о завершенности внутренних конфликтов в государстве, что, безусловно, не способствует проведению стабильной и эффективной политики.

Список литературы:

[1] Ершов В.А. Государственное и муниципальное управление. М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2017.

[2] Constitution of the Republic of Uganda 1995 // 2017, WIPO. URL: http://www.wipo.int/ wipolex/ru/text.jsp?file_id=170004

[3] Lubanga F. (eds.) Democratic Decentralisation in Uganda: A New Approach to Local Governance. Kampala Fountain Publishers, 1998.

[4] Mugabi E. Uganda's Decentralisation Policy, Legal Framework, Local Government Structure and Service Delivery. First Conference of Regional Assemblies of Africa and Europe organised by the Regional Assembly of Tuscany under the patronage of the Italian Presidency and the United Nations Department of Economic and Social Affairs (UNDESA). September 17 to 18, 2004. Florence, Italy.

[5] The Local Government Act 1997 // 2017, Ministry of Local Government. URL: http://molg. go.ug/sites/default/files/L0CAL%20 G0VERMENTS%20ACT.pdf

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2018

[6] Tshiyoyo M.M., Koma S.B. Local Government Public Service Delivery in Africa // African Journal of Public Affairs. 2011. No. 4.

Spisok literatury:

[1] Ershov V.A. Gosudarstvennoe i municipal'noe upravlenie. M.: GrossMedia, ROSBUH, 2017.

[2] Constitution of the Republic of Uganda 1995 // 2017, WIPO. URL: http://www.wipo.int/ wipolex/ru/text.jsp?file_id=170004

[3] Lubanga, F. (eds.) Democratic Decentralisation in Uganda: A New Approach to Local Governance. Kampala Fountain Publishers, 1998.

[4] Mugabi E. Uganda's Decentralisation Policy, Legal Framework, Local Government

Structure and Service Delivery. First Conference of Regional Assemblies of Africa and Europe organised by the Regional Assembly of Tuscany under the patronage of the Italian Presidency and the United Nations Department of Economic and Social Affairs (UNDESA). September 17 to 18, 2004. Florence, Italy.

[5] The Local Government Act 1997 // 2017, Ministry of Local Government. URL: http://molg. go.ug/sites/default/files/L0CAL%20 G0VERMENTS%20ACT.pdf

[6] Tshiyoyo M.M., Koma S.B. Local Government Public Service Delivery in Africa // African Journal of Public Affairs. 2011. No. 4.

Объединенная электронная редакция

ЮРКОМПАНИ www. publish. law-books, ru

Научно-издательская группа «ЮРКОМПАНИ»

осуществляет оперативную полиграфию и издание рукописей (монографий, учебников, учебных пособий, учебно-методических изданий и др.). Редакционно-издательский цикл включает несколько стадий: Sрецензирование рукописи; у/редактирование рукописи; Sпервая корректура рукописи;

Sформатирование и подготовка рукописи к верстке; Sверстка рукописи;

S вторая корректура рукописи и снятие вопросов,

возникших в процессе верстки текста, ■Sсогласование с автором сверстанного текста руко

писи в формате pdf (по желанию автора), Sсогласование с автором макета обложки рукописи

(по желанию автора), ■Sпечать согласованного с автором тиража книги.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.