Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ДЕМОКРАТИИ И РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ В ТАДЖИКИСТАНЕ'

К ВОПРОСУ О ДЕМОКРАТИИ И РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ В ТАДЖИКИСТАНЕ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
178
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИОНАЛИЗМ / ПАРЛАМЕНТАРИЗМ / ДЕМОКРАТИЯ / ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПЛЮРАЛИЗМ / ПРАВА ЧЕЛОВЕКА

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Хакимов Шокир Касымжанович

В статье рассматриваются некоторые вопросы демократии и разделения власти в Таджикистане в теоретическом и историческом аспектах. Автор, характеризуя особенности и сущностные признаки становления конституционализма и парламентаризма, выявляет причины неоднозначной интерпретации демократии и разделения властей в юридической литературе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF DEMOCRACY AND POWER SHARING IN TAJIKISTAN

The article discusses some question on democracy and power sharing in Tajikistan in theoretical and historical aspects. The author characterizes the particular signs of establishing constitutionalism and parliamentarism, and brings the reasons for different interpretation of democracy and power sharing in judicial literature.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ДЕМОКРАТИИ И РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ В ТАДЖИКИСТАНЕ»

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ПРАВОПРЕЕМСТВА

В статье рассматриваются вопросы процессуального правопреемства, т.е. замена одной из сторон процесса другим лицом - правопреемником. Участие третьих лиц, не заявивших самостоятельных требований на предмет спора, в хозяйственном процессе.

Ключевые слова: субъект, хозяйственный процесс, суд, юридическое лицо.

ACTUAL PROBLEMS OF PROCEDURAL SUCCESSION

The article deals with procedural succession, ie replacement of one of the sides of the other person - legal successor. Participation of third parties are not declared independent demands on the subject of the dispute in the economic process.

Keywords: subject, business process, the court, the legal entity.

Сведения об авторе: Алимов Дж. С., соискатель кафедры гражданского права Российско-Таджикского (славянского) университета, e-mail: alimov.jakhongir@gmail.com

About author: Alimov J. S., researcher of the chair of civil rights, Russian-Tajik (Slavonic) University

К ВОПРОСУ О ДЕМОКРАТИИ И РАЗДЕЛЕНИИ ВЛАСТЕЙ В ТАДЖИКИСТАНЕ

Хакимов Ш. К.

Республики Таджикистан

Конституция РТ имеет преамбулу - вступительную часть, кратко характеризующую цели, условия и мотивы её принятия. Положения преамбулы имеют большое значение в политическом, идеологическом и юридическом плане. Эти общие положения вступают в качестве тех необходимых ориентиров, которые позволяют понять смысл учреждаемых институтов государства, способствуют адекватному толкованию и правильному применению статьей Конституции, усиливая тем самым её действенность.

Демократия в современном понимании форма государственного устройства, основанного на признание таких принципов, как верховенство конституции и законов, народовластие и политический плюрализм, свобода и равенство граждан, неотчуждаемость прав человека. Формой её реализацией выступает республиканское правление, разделением властей, развитой системой народного представительства.

Конституция РТ провозглашает Таджикистан демократическим государством (ст.1); носителем суверенитета и единственным источником государственной власти является народ (ст. 6). Это означает установление в Таджикистане республиканской формы правления, которая исходит из признания народного суверенитета, т.е. все органы государственной власти избирается гражданами, либо формируются избранными представительными учреждениями. Главой государства в Таджикистане является Президент, избираемый гражданами в порядке установленной конституцией (в противоположность монархической форме правления, где сувереном - носителем высшей властей является монарх). Недостаточно только провозгласить государство демократическим, поскольку тоталитарные и авторитарные государства так же констатируют, что их сущность является демократическими [8, с. 189-196]. Понятие демократического государства неразрывно связано с понятиями конституционного и правового государства, в известном смысле можно говорить о синонимичности всех трех терминов.

По мнению Аристотеля, «демократией следует считать такой строй, когда свободнорожденные и неимущие, составляя большинство, имеют власть в своих руках...» [2, с. 135]. Если следовать мнению Аристотеля, понимая под демократией власть в руках неимущего большинства, то Таджикистан следует отнести не к демократии, а к олигархии, под которой тот же Аристотель понимал «такой строй при котором власть находится в руках людей богатых и благородного происхождения и образующих меньшинство» [2, с. 135].

Со времен Аристотеля и Афинской демократии прошло достаточно много времени, и современные ученые высказывают различные подходы к пониманию

термина «демократия». Например, профессор С.А. Авакьян пишет, что «демократия есть такой строй и такой образ жизни, когда народ сам управляет своими делами - и государственными, и общественными. Над ним никто не должен стоять, считая народ лишь объектом управления» [2, с. 328-329]. Профессор А. Д. Керимов призывает отказаться от демократических иллюзий, потому что «миром правит меньшинство; и это касается всех сфер общественной жизнедеятельности, в том числе и тех, где есть иллюзия властвования большинства» [4, с. 28]. Однако, по мнению А.Д. Керимова, «демократия есть наиболее рациональный способ согласования различных интересов, по видимому, наиболее справедливая из изобретенных к сегодняшнему дню форм государственной власти» [4, с. 28].

Профессор Б.С. Эбзеев справедливо указывает, что «... Конституция закрепляет демократию не в смысле господства народа, основой которого могла бы быть его единодушная воля; речь идет о рациональной организации политического процесса и обеспечении политического единства народа в условиях многопартийности и плюрализма» [10, с. 369].

В современной науке конституционного права под демократией понимают определенный политический режим.

Политический режим - это совокупность приемов и методов осуществления государственной власти, уровень гарантированности демократических прав и политических свобод личности в государстве. Политический режим может быть не только демократическим, и недемократическим т.е. авторитарным, тоталитарным и т.д.

Демократический режим характеризуется такими признаками, как разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную, многопартийностью, равными возможностями для политических партий, политическим плюрализмом, реальными гарантиями реализации прав и свобод человека и гражданина.

По нашему мнению, степень развития демократии зависит от количества избираемых органов власти и числа граждан, участвующих в выборах. В современном Таджикистане к числу избираемых органов власти относятся Президент РТ, нижняя палата Маджлиси Оли - маджлиси намояндагон, местные представительные органы государственной власти, органы самоуправления поселка и сел - джамоаты. Выборы осуществляется периодически, на основе всеобщего равного, прямого избирательного права, выдвижение кандидатов на выборные должности осуществляется на альтернативной основе. При выборах применяются мажоритарная и пропорциональная избирательные системы. С этих формальных позиций Таджикистан может считаться демократическим государством.

Наряду с формальной демократией, как известно, существует и реальная демократия. В связи с этим считаем целесообразным привести мнения профессора Т.М. Пряхиной, которая отмечает, что «Демократия - это поиск приемлемых компромиссов, согласование и учет законных интересов всех субъектов правоотношений, доминирование воли большинства, при котором оппозиции предоставляются легальные каналы реализации и защиты своих прав. Происходит глобализация демократических ценностей, которая находит широкое отражение в международных актах. Но вся беда в колоссальном разрыве, который существует между официальном признанием демократических ценностей и реальной политикой государств, включая демократические» [7, с. 258].

Очень важным представляется положения преамбулы Конституции РТ «признавая незыблемыми свобода и права человека.». Оно означает, что народ Таджикистана обязуется защищать существующее в нашей стране основы демократического конституционного строя от любых посягательств с чьей бы то ни было стороны. Эти основы закреплены в главе 1 Конституции РТ. Юридическими гарантиями их незыблемости, предотвращения их умаления являются, в частности ч.5 ст.8 и ч. 3 ст. 14 самой Конституции.

Разделения властей является один из основополагающих принципов конституционализма. Согласно которому единая государственная власть подразделяется на самостоятельные и независимые друг от друга законодательную, исполнительную и судебную властей. Идея о разделение властей, высказывавшаяся еще античными и средневековыми учеными (Аристотель, Марсилий Падуанский и др.) была сформулирована в качестве самостоятельного учение в середине XVIII в. Ш. Монтескье. Учение о разделения властей, связанное с теорией естественного право, исторически

сыграл прогрессивную роль в борьбе буржуазии с абсолютизмом. Принцип разделения властей в первые и наиболее последовательно был воплощен в Конституции США 1787 г., где три власти не только разделены, но и контролируют одна другую через систему «сдержек и противовесов». В РТ это принцип закреплен в ст.9 Конституции 1994г. В настоящее время принцип разделения властей составляет краеугольный камень конституционализма.

По мнению Ю. А. Дмитриева и А.М. Николаева, «именно разделение властей стало основным исходным положением для организации государственной власти, важной особенностью устройства государственного механизма. Суть принципа разделения властей заключается, как известно, в двух аспектах:

1) разделение единой государственной власти, источником которой является народ, на различные ветви, представляемые самостоятельными видами органов государственной власти, между которыми разграничиваются властные полномочия;

2) установление системы сдержек и противовесов, препятствующей узурпации власти и обеспечивающей взаимодействие органов государственной власти» [3, с. 46].

Как справедливо отмечал В.С. Нерсесянц, каждая из ветвей власти в соответствии со своей природой, характером функций и назначением должна занимать свое место в общей системе государственно - организованной власти и вести государственные дела в соответствующих им формах и пределах, надлежащими путями и средствами [6, с. 53].

В то же время нельзя идеализировать систему разделения властей, которая таит в себе многочисленные издержки и опасности [5, с. 13]. Противоречия между ветвями власти могут привести к конфронтации между ними, к параличу государственной власти как единого целого.

Следует согласиться с Б. С. Эбзеевым, который пишет, что «не существует универсальной модели разделения властей, которая могла бы быть перенесена на национальную почву различных государств без учета их особенностей и своеобразия политического менталитета и исторических традиций.» [10, с. 403]. Функциональная общность органов государственной власти, ее ветвей - законодательной, исполнительной и судебной определяется тем, что они - вместе взятые и каждая в отдельности - участвуют в осуществлении функций государства, в реализации его целей и задач.

В современных условиях деятельность каждой ветви власти направлена на обеспечение, соблюдение, исполнение функций государства на основе своей компетенции. Законодательная власть принимает законы, исполнительная власть реализует принятые законы, судебная власть осуществляет правосудие.

Существуют две концепции: концепция равенства всех трех ветвей власти и концепция, устанавливающая приоритет власти законодательной, т.е. парламента.

Имеются и иные точки зрения. Так, например, по мнению А.Д. Керимова, в условиях принципа разделения властей «первостепенная, можно даже сказать главенствующая, роль в их политических системах принадлежит исполнительной власти. Исполнительная власть имеет в своем распоряжении большие, чем у других ветвей власти, финансовые, материально - технические, организационные и иные ресурсы» [4, с. 100]. И с этим трудно не согласиться. Действительно, опыт Таджикистана и многих зарубежных государств свидетельствует о перманентном доминировании исполнительной власти.

Думается, что деление властей на традиционную триаду, сформулированное в совершенно иных историко - политических условиях, сегодня устарело. В противном случае не велись бы многочисленные дискуссии о том, к какой ветви власти принадлежит, например, прокуратура или Центральный банк. В то же время, в современных условиях необходимо исходить непосредственно из текста Конституции, которая провозглашает и закрепляет деление государственной власти на три традиционных ветви.

В соответствии с п. 2 ст. 49 Конституции Республики Таджикистан Маджлиси Оли наделен полномочием «толкования Конституции и законов». Данная норма вызывает возражения по ряду оснований. Прежде всего, она противоречит принципу разделения власти. С этой точки зрения толкование Конституции и законов органом конституционного контроля есть одна из сдержек законодательной власти со стороны власти судебной: ведь положения закона признанные неконституционными, более не применяются. С другой стороны, данная норма противоречит ч.1 ст. 98 Конституции,

согласно которой изменения и дополнения в нее вносятся путем проведения всенародного референдума. Между тем, официальное толкование норм Конституции, данное высшим законодательным органом, будет на практике замаскированной формой внесения в нее изменений и дополнений. Точно также официальное толкование законодательства высшим законодательным органом, который, по логике вещей, и принял эти акты, также будет замаскированной формой законотворчества, где акт официального толкования, по сути, будет иметь силу закона. Против такой практики выступал в свое время еще профессор Г.Ф. Шершеневич [9, с. 726].

Формы воздействия парламента на правительство ограничены. В системе исполнительной власти, президент как глава государства и исполнительной власти, а также гарантом Конституции имеет особое положение (ст.64). На президента Республики Таджикистан возложена задача по определению основных направлений внутренней и внешней политики государства. Президент принимает непосредственное участие в формирование Правительства Республики Таджикистан и напрямую руководя республиканскими органами исполнительной власти, по существу становится еще одним субъектом исполнительной власти в стране. Конституция закрепил за ним большинство полномочие в сфере исполнительной власти и рычаги воздействия на правительство и одновременно функции координатора, обеспечивающего согласованные действия всех органов государственной власти. Правительство согласно Конституции, ответственно перед Президентом и одновременно подконтрольно Маджлиси Оли «по вопросу исполнения законов» (ст.73). Однако в последние положение реализовывалось крайне непоследовательно. К примеру, хотя Маджлиси Оли, утверждает бюджет страны, представляемый Правительством, но не вправе осуществлять контроль за его исполнением. С одной стороны, Правительство, как и принято, в президентской республике, ответственно перед Президентом, с другой, в известных условиях оно может коллективно или индивидуально заявить Президенту о своей отставке, что нетипично для президентской республики.

Неясно, насколько и в какой мере самостоятельно несет Правительство ответственность как высший исполнительный орган государственного управления за дела в республике, каковы рамки его важнейших функциональных полномочий, в каких случаях допустимы вопросы недоверия Правительству.

Маджлиси Оли согласно ст. 71 и 72 Конституции в известных случаях (недееспособности Президента, совершения им государственной измены и т.д.) может ставит вопрос об отречении его от должности. Однако Президент не вправе распускать Маджлиси Оли.

Еще один момент нестандартности формы правления - наличие поста Премьер министра. При этом его полномочия в Конституции не прописаны, что превращает его, по сути, в номинальную фигуру.

В этих условиях исполнительная власть получила определенные весомые преимущество перед законодательной властью, которая не имеет в своем распоряжении эффективного механизма контроля за деятельностью правительства.

Таким образом, может показаться, что соблюдение принципа разделения властей не является очень сложным из-за очевидной рациональности его предписаний. Но на практике это не так. Столкновение политических интересов сплошь и рядом принимает форму борьбы полномочий, прав и компетенций. Создание действенного правового механизма разрешения таких конфликтов является важнейшим условием политической стабильности и исключение конституционных кризисов.

Литература:

1. Авакьян С. А. Конституционное право России: в 2 т. 2-е изд. - М., 2006.

2. Аристотель. Политика. - М., 1997.

3. Дмитриев Ю.А., Николаев А.М. Система государственной власти в России и в мире: историко - правовая ретроспектива. - М., 2002.

4. Керимов А. Д. Современное государство: вопросы теории. - М., 2007.

5. Мартышин О. В. Конституция Российской Федерации как памятник эпохи // Государство и право. 2004. № 4. С. 13-17.

6. Нерсесянц В.С. Право - математика свободы. Опыт прошлого и перспективы. - М., 1996.

7. Пряхина Т. М. Конституционализация международного права // Глобализация: настоящее и будущее России: материалы 6 Международного социального конгресса 24 - 25 ноября 2006г.: в 2 т. М., 2006. Т.1.

8. Сравнительное конституционное право / Отв. ред. В. Е. Чиркин. - М., 2002.

9. Шершеневич Г.Ф. Общая теория права. Вып.4. М., 1912.

10.Эбзеев Б. С. Человек, народ, государство в конституционном строе Российской Федерации. - М., 2005.

К ВОПРОСУ О ДЕМОКРАТИИ И РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ В ТАДЖИКИСТАНЕ

В статье рассматриваются некоторые вопросы демократии и разделения власти в Таджикистане в теоретическом и историческом аспектах. Автор, характеризуя особенности и сущностные признаки становления конституционализма и парламентаризма, выявляет причины неоднозначной интерпретации демократии и разделения властей в юридической литературе.

Ключевые слова: конституционализм, парламентаризм, демократия, политический плюрализм, многопартийность, права человека.

TO THE QUESTION OF DEMOCRACY AND POWER SHARING IN TAJIKISTAN

The article discusses some question on democracy and power sharing in Tajikistan in theoretical and historical aspects. The author characterizes the particular signs of establishing constitutionalism and parliamentarism, and brings the reasons for different interpretation of democracy and power sharing in judicial literature.

Keywords: constitutionalism, Parliamentarism, Democracy, Political Pluralism, Multiparty, Human Rights.

Сведения об авторе: Хакимов Шокир Касымжанович, доктор юридических наук, Республики Таджикистан, e-mail: shokir.66@mail.ru

About author: Khakimov Shokir Kasimjanovich, Doctor of Law, Republic of Tajikistan

ОСОБЕННОСТИ ЛИКВИДАЦИИ СУДЕБНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ЦАРСКОЙ РОССИИ НА ТЕРРИТОРИИ СОВРЕМЕННОГО СЕВЕРНОГО ТАДЖИКИСТАНА

В 1867 -1924 ГГ.

Шодиев И. Р.

Таджикский национальный университет

В исторической и историко - правовой литературе, в которой освещаются вопросы слома старой (эксплуататорской) государственной власти в Туркестанском крае (Северном Таджикистане), встречаются различные и датировки ликвидации старой судебной системы.

М. М. Муллаев и Ш. Ташлиев в своей монографии пишет, что Декрет о суде №1 уничтожил в Таджикистане, как и по всей стране, старую феодальную и буржуазную судебную систему и заложил основы пролетарского правосудия и нового социалистического уголовного права [1]. Во исполнение этого декрета, СНК Туркестанского края 12 декабря 1917 г. издал приказ, на основании которого были упразднены в северных районах Таджикистана (в Худжандском уезде) все существовавшие до этого общесудебные учреждения: окружные, судебные палаты и военные суды всех наименований.

В книге «История советского государства и права Узбекистана» отмечается, что «старый дореволюционный суд с его антинародными формами судопроизводства в Туркестане, как и в других частях страны, был сломан сразу же после победы Великой Октябрьской социалистической революции» [2]. Аналогичное высказывание содержится и в совместной статье Р.С. Гимпелевича и Ш. Разыкова, посвященной этому вопросу [3].

Ф.Т.Тахиров, отрицая эту датировку, справедливо отмечает, что подобное утверждение, во-первых, искажает историю вопроса, и, во-вторых, на территории Северного Таджикистана никогда не существовали окружные и судебные палаты, на которые бы распространялась юрисдикция Самаркандского окружного суда и Ташкентской судебной палаты [4].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.